Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чем профессиональные сообщества полезны компании?




Любая коммерческая компания преследует свои бизнес-цели, которые можно в общем описать как получение прибыли или ее увеличение. Чтобы увеличить прибыль перед руководством компании стоит две принципиальные задачи: освоение новых рынков сбыта (и/или новых рынков продукции) и сокращение издержек. сообщества как инструмент обмена знаниями и опытом среди сотрудников компании помогают в определенной мере решить эти задачи. Достигается это, в первую очередь, за счет сокращения времени, которое сотрудники, особенно недавно пришедшие в компанию и молодые специалисты, тратят на поиск информации и подготовку решений, а также за счет снижения количества ошибок и применения более эффективных методов решений. Ведь участники сообществ делятся опытом, как об ошибках, так и обнаруженных методах решений (best practices, так называемые «лучшие методы решения»).

С точки зрения достижения бизнес-целей компании создание и функционирование профессиональных сообществ как инструмента обмена знаниями решает такие задачи как:

  • стимулирование взаимодействия и общения сотрудников;
  • благоприятствование обучению;
  • создание новых знаний;
  • обнаружение и обмен «лучших методов решения».

Ценность деятельности сообществ для компании может выражаться как в прямых денежных выгодах, так и в нематериальных (неосязаемых) выгодах. Среди первых можно назвать:

  • экономия рабочего времени сотрудников,
  • экономия материальных ресурсов в результате использования более эффективных решений (например, снижение издержек на выпуск продукции, снижение затрат в результате оперативного решения проблемы и т.п.).

Среди нематериальных выгод можно выделить такие как:

  • улучшение качества продукции и услуг,
  • повышение мотивации сотрудников к поиску эффективных решений,
  • приобретение сотрудниками новых знаний и навыков, т.е. обучение,
  • поддержание корпоративной культуры обмена знаниями,
  • осознание сотрудниками своей принадлежности к многонациональной компании.

Современные сообщества объединяют людей со всех частей планеты с помощью электронных средств коммуникации. Коммуникации эти преследуют цель поделиться знаниями и/или получить новые знания. Таким образом, нынешние сообщества являются одним из направлений электронного обучения (e-learning). Вот только не всегда участники профессиональных сообществ осознают это. Дело в том, что, общаясь в рамках сообщества, люди не всегда ставят перед собой конкретную цель изучить что-то. Как правило, преследуется цель найти быстрое и эффективное решение проблемы, используя опыт экспертов и просто тех, кто сталкивался с подобной проблемой раньше. Но постоянное общение в сообществе позволяет его участникам, так или иначе, узнавать о новых веяниях в предметной области, возможных проблемах и способах решения. Таким образом, участник сообщества приобретает новые знания, которые он может применить своей практической деятельности.

Исследование, проведенное в компании Shell EP среди сотрудников-координаторов сообществ и собственных менеджеров знаний, показало, что даже не все координаторы сообществ воспринимают SIGN (общее название всех профессиональных сообществ компании Shell EP) как средство или метод обучения. И это несмотря на то, что общее курирование всех сообществ в Shell EP осуществляется одним из подразделений департамента, ответственного за обучение персонала. Одним из выводов указанного исследования стала рекомендация руководству департамента, курирующего сообщества, о необходимости просветительской работы среди участников сообществ (координаторов и рядовых участников) об использовании обучающих возможностей SIGN. Также был поднят вопрос об интеграции сообществ с системой традиционного обучения в компании (Shell EP обладает собственным учебным центром). Эта интеграция возможна как в виде создания и внедрения курса, обучающего принципам функционирования сообществ, так и использовании SIGN в роли дополнения уже существующих курсов в качестве инструмента подготовки и поиска решений или дополнительного источника учебных материалов.

 

 

Стратегии управления знаниями

Тема 6. Стратегии социализации в УЗ

6.2. Социальные сети как инструмент воплощения стратегии УЗ.

 

В энциклопедии Wikipedia социальная сеть определяется как социальная структура, объединяющая отдельных людей или даже целые организации. Социальная сеть показывает, каким образом ее участники связаны друг с другом теми или иными отношениями — от случайных знакомств до тесных семейных связей. Сам термин введен в 1954 году английским антропологом Джоном Барнсом. Он развил изобретенный еще в 30-е годы в Америке подход к исследованию взаимосвязей между людьми с помощью социограмм, то есть визуальных диаграмм, в которых отдельные лица представлены в виде точек, а связи между ними — в виде линий. К 70-м годам окончательно сформировался комплекс социологических и математических методов исследований, которые составляют научный фундамент современного анализа социальных сетей.

Предметом анализа являются не атрибуты отдельных личностей (умный или глупый, дружелюбный или агрессивный и т.д.), а структура их взаимосвязей в рамках того или иного сообщества или рабочей группы. В социальной сети, где отношения между людьми представлены с помощью узлов и линий с определенным направлением, могут исследоваться отношения родства, социальные роли, привычные совместные действия, проявления определенных чувств, материальные отношения, сходство в поведении или вкусе и т.д. Объектами исследования обычно становятся разномасштабные группы людей (от 25 до 150 человек), которые могут образовывать отдельные группы (например, распределенную команду разработки программного обеспечения, группу специалистов по продажам, сообщество с едиными интересами, бизнес-подразделение компании или целую организацию).

Оценить значимость происходящего в социальной сети для достижения определенных целей, например для повышения эффективности работы системы управления знаниями, помогает категоризация связей между узлами сети. Такие связи могут быть прямыми или косвенными, сильными или слабыми, односторонними или двусторонними. Прямая связь в социальной сети — это непосредственные отношения между двумя людьми.

В сети могут фигурировать персоны с большим количеством прямых связей. Очевидно, что они играют важную роль в структуре взаимоотношений данной группы, часто демонстрируют большую продуктивность работы и большую удовлетворенность ею, чем участники сети с меньшим числом прямых связей. Эти персоны выполняют функции основных посредников между людьми, соединенными косвенными, непрямыми связями. Такое посредничество может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на взаимоотношения в социальной сети, помогая или, наоборот, препятствуя распространению информации либо налаживанию отношений между различными подгруппами сети.

Сильные связи характеризуются высокой частотой и разнообразием взаимодействий между людьми, формируют ощущение близости между ними. Поэтому они могут сопровождаться эмоциональной поддержкой и постоянным обменом информацией, имеющей отношение к общей работе или общим интересам. Однако источником новых идей оказываются не сильные, а слабые связи, обычно объединяющие людей из разных подгрупп одной сети или разных социальных сетей.

Сотрудники компании, близкие по духу и работающие в тесном взаимодействии над одной проблемой, постоянно обмениваются информацией. Но источником озарения и открытий для них, скорее всего, будут данные, поступающие извне (скажем, полученные при случайном обсуждении изучаемой проблемы с исследователями, работающими в той же области в другой организации). Для бизнеса важно соблюдать баланс между слабыми и сильными связями в социальных сетях — первые дают дополнительные источники инноваций, а вторые помогают создавать и поддерживать необходимый рабочий микроклимат.

Новичок в рабочей группе будет постоянно обращаться за советом и помощью к опытным сотрудникам, не ожидая аналогичных обращений к нему. Это пример односторонней связи. Наличие двусторонних взаимодействий часто помогает повысить эффективность работы группы. Так, эксперт, который отвечает за принятие решений, не только является источником информации для остальных членов группы, но и сам черпает нужные ему сведения, обращаясь к коллегам.

Исследование социальных сетей в бизнесе (объединяющих рабочую группу предприятия, организацию в целом, несколько компаний из одной отрасли, заказчиков и поставщиков и т.д.) открывает резервы повышения эффективности совместной работы, позволяет лучше использовать таланты и знания сотрудников, определять связанные с персоналом узкие места при реализации тех или иных решений, внедрении новаторских подходов и технологий.

Социальные сети могут показывать также, как компании взаимодействуют между собой, обеспечивать выявление неформальных связей между руководящими кадрами и рядовыми сотрудниками. Такие данные могут оказаться полезными, например, при решении проблем конкуренции или налаживании более тесных связей между поставщиками и клиентами.

Структуру организаций принято представлять с помощью иерархических схем, отображающих отношения «начальник–подчиненный» в разных подразделениях. Однако использование диаграмм социальных сетей может оказаться более ценным источником информации о реальном положении дел в компании. Например, исследователи из IBM провели анализ коллектива крупной нефтяной компании, причем в одном из ее подразделений анализ социальной сети сотрудников был соотнесен с имевшимся в ней иерархическим представлением о структуре организации (рис. 6.2). Выяснилось, что один из менеджеров среднего звена (он показан на рисунке желтым кружком), занимающий в иерархии этого департамента далеко не главную позицию, фактически играет центральную роль во взаимосвязях между членами разных рабочих групп. В то же время формальный лидер подразделения (выделен на рисунке красным кружком) оказался на периферии этих отношений. Такой анализ позволяет принять соответствующие управленческие решения, переместив на формальные руководящие позиции фактических лидеров рабочего процесса.

Рис. 6.2. Структурная организация и социальная сеть компании

 

Для идентификации социальных сетей с целью последующего анализа используются, как правило, интервью, опросы, специальные методы наблюдений.

Развиваются специальные программные средства визуализации и анализа социальных сетей. Среди них можно упомянуть инструментарий Social Network Fragments, разработанный MIT Media Lab, и систему InFlow, которую продвигает компания Orgnet.com.

Анализ социальных сетей может быть полезен в самых разных сферах. К примеру, разработчики пакета SNA InFlow указывают свыше двух десятков направлений использования социальных сетей, таких как выявление наиболее влиятельных аналитиков в отрасли, определение ключевых специалистов по продвижению инноваций для региональных экономик, выделение групп перспективных предпринимателей на определенных рынках, выявление зависимостей между авторами блогов по разным темам, определение экспертных сообществ в медицине, помощь при размещении сотрудников в новых зданиях, определение межфакультетских сообществ по интересам в университетах и многие другие. Анализ может быть полезен и при управлении знаниями в организации.

Группа ученых из нескольких американских университетов и Института управления знаниями IBM, изучая проблему создания знаний и обмена ими в социальных сетях, выяснила, что взаимоотношения с другими людьми — ключевой компонент информационной среды каждого человека. По данным исследования, в инженерных и научных коллективах и компаниях со значительной долей интеллектуального труда специалисты обращаются к коллегам при поиске нужной информации во много раз чаще, чем к «обезличенным» источникам наподобие корпоративных хранилищ или Web.

Это не отменяет необходимости в технологических платформах или принятых в организации формальных процедур накопления, отбора и архивирования знаний. Однако в системе приоритетов управления знаниями необходимо выделить достойное место поддержке неформальных отношений сотрудников в рамках социальных сетей. А к технологическим источникам информации специалисты обращаются, как правило, не получив удовлетворительного ответа у коллег или, напротив, воспользовавшись их непосредственным указанием на данные в компьютерном архиве.

Осознание значимости социальных связей между людьми для формирования интеллектуального капитала и достижения бизнес-целей приводит к весьма существенным результатам.

От того как выстроена социальная сеть, как она функционирует напрямую зависит система управления интеллектуальным капиталом компании, а в частности процессы создания, сохранения, наращивания, распределения и применения знаний. Для эффективного функционирования системы управления знаниями в организации участников социальной сети должен объединяет интерес, стремление к сотрудничеству и продуктивной работе. Только тогда поддержка социальных сетей на организационном уровне позволит гарантировать, что интеллектуальные достижения отдельных личностей получат распространение в масштабах всей компании.

Анализ социальных сетей позволяет проанализировать информационные потоки организации, определить способы обмена знаниями между совместно работающими людьми. Кто именно является в компании источником знаний в компании по определенным проблемам, с кем и по каким причинам сотрудники постоянно делятся информацией, к кому чаще всего обращаются за советом и многие другие вопросы.

Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый участник сети выступал проводником, создателем и активным потребителем знаний, как явных, так и неявных. Ведь от этого зависит вся система управления знаниями в организации.

 

 

Стратегии управления знаниями

Тема 7. Электронное обучение как средство реализации стратегии управления знаниями

7.1 Электронное обучение – часть системы управления знаниями современной компании.

 

Электронное обучение - совокупность информационных и педагогических технологий целенаправленно организованного процесса синхронного и ассинхронного интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения на базе Интернет или Интранет, инвариантного к их расположению в пространстве и согласованного во времени.

Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав книгу «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования.

В конце XIX века появился прародитель дистанционного образования — «корреспондентское» обучение. Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в обычных заведениях, — для многих людей тогда это было единственной возможностью получить серьезное образование.

Дистанционные образовательные бизнес-программы на сегодняшний день составляют 25% всех дистанционных образовательных программ в США. Такие компании как General Motors, J. C. Penny, Ford, Wal-Mart, Federal Express осуществляют повышение квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети. Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей корпорация IBM.

 

В России датой официального развития электронного обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.

Исследования растущей популярности дистанционного образования выделяют тому четыре причины:

  • для обучения не нужно покидать свое местожительство, дом, семью, родных, друзей, работу, а также оплачивать связанные с этим денежные расходы на дорогу, на проживание и прочее;
  • эта форма обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее значение для таких масштабных стран, как Россия или Украина;
  • ярко выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что ученикам предоставляется больше выбора в последовательности изучения предметов, гибком темпе обучения, прямом общении с конкретным преподавателем, которому можно задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого обучаемого;
  • высокая мобильность. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности человека, нежели очное.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...