В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена. В результате возникает вопрос о возможности эффективного электронного обучения в случае,, когда взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями и администраторами системы.
В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:
асинхронные - обмен сообщениями происходит в произвольное время (электронная почта, форумы, доски объявлений) – рис. 7.4
синхронные - обмен сообщениями происходит в режиме реального времени (видео, аудио конференции, чат) – рис.7.5
Рис. 7.4 Асинхронные коммуникации
Наиболее технически сложными являются синхронные коммуникации (т.к. они осуществляются в реальном времени). Существует несколько видов синхронных коммуникаций:
видеоконференции (односторонние и двусторонние)
аудиоконференции
чат и мгновенный обмен сообщениями
совместное использование приложений
виртуальный класс
Для успешного применения технологий синхронного общения, как правило, требуется локальная или мощная корпоративная межофисная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет.
Рис. 7.5. Синхронные коммуникации
Рассмотрим инструменты коммуникаций более подробно.
Электронная почта. Простейший вариант – общение между инструктором и учащимся. Сообщения могут распространяться между несколькими пользователями или всеми пользователями и инструктором. Используется для постановки вопросов инструкторам, администраторам, технической поддержке. Может использоваться для обсуждения вопросов с коллегами-слушателями и для передачи заданий для проверки инструктору. Инструктор чаще всего использует электронную почту для выдачи заданий, оповещения об изменениях или для ответов на вопросы.
Чат. Сходен с телефонным разговором или мгновенным общением по электронной почте. Люди принимают участие в общении в чате, используя специальное программное обеспечение, добавляя свой текст к уже ведущемуся разговору. Используется для общения по тематике курса в режиме реального времени, например при выполнении групповых работ, проведения ролевых игр, мозговом штурме. По результатам общения в чате автоматически формируется протокол, где хранятся все сделанные слушателями сообщения, что позволяет в дальнейшем их использовать для анализа или приведения доказательств.
Голосование. Используется для проведения опросов. Обычно представляет собой вопрос со списком ответов, из которых слушателям нужно выбрать правильный, щелкнув на верный по мнению слушателя ответ. Специальное программное обеспечение формирует таблицу из ответов слушателей и отображает итог голосования в виде диаграмм разнообразных видов. Результаты голосования сохраняются и могут быть использованы для дальнейшей работы или анализа. (пример – подсказка «помощь зала» в телеигре «слабое звено»)
Форум. Это инструмент для общения на сайте. Сообщения в форуме в чем-то похожи на почтовые - каждое из них имеет автора, тему и собственно содержание. Но для того, чтобы отправить сообщение в форум, не нужна никакая дополнительная программа - нужно просто заполнить соответствующую форму на сайте. Принципиальное свойство форума заключается в том, что сообщения в нем объединены в темы. Когда вы отвечаете в форуме на чье-то сообщение, ваш ответ будет "привязан" к исходному сообщению. Последовательность таких ответов, ответов на ответы и т.д. и создает тему. В итоге форум представляет собой древовидную структуру, состоящую из тем. Удобно использовать форму, если слушатели не могут посещать онлайновые сессии, или когда слушатели находятся в разных часовых поясах. В отличие от чатов, сообщения, отправленные в форум, могут храниться неограниченно долго, и ответ в форуме может быть дан отнюдь не в тот же день, когда появился вопрос.
Совместное использование приложений - этот вид коммуникаций, как правило предназначен для демонстрации или обучения работе с программными продуктами (рис. 7.6). Программный продукт запускается только на одном компьютере в сети, а на всех остальных компьютерах доступен экран этого компьютера, а также существует возможность удаленного управления программой мышью и клавиатурой.
Рис. 7.6. Схема осуществления совместного доступа к приложениям
Web-тур. В Веб-турах инструктор и ведущий «бродит» по Интернету, а остальные слушатели следуют за ним в своих браузерах (Internet Explorer). Подходят для демонстраций Интернет-приложений, анализа продуктов и услуг компании ит.д.
Классная доска. Возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения. Имитирует работу инструктора в классе, когда он рисует на доске, а затем просит поучаствовать слушателя. Используется для обсуждения визуальных тем (чертежи, планы, фотографии). Подходят для совместного проектирования, когда участники вносят свои комментарии и идеи в графической форме.
Презентации. Это последовательное представление статической текстовой и графической информации (слайдов) с комментариями инструктора. Обычно выполняются с использованием программного продукта MS PowerPoint. Используются также как и в аудиториях, для поддержки лекций, особенно при высокой насыщенности графических данных. Полезны при предоставлении инструкций по сложным онлайновым действиям.
Аудиконференции. Позволяют участникам говорить друг с другом. Аудиоконференции используют в качестве технического средства Интернет или телефонное соединение. При использовании аудиконференций презентации можно проводить бес использования текста, обращая внимание слушателей на графическую информацию, комментируя ее голосом инструктора. Нужен микрофон.
Видеоконференция. Более продвинутый вариант взаимодействия, когда слушатели могут видеть и слышать друг друга, видя лица, движения, жесты. Используется в основном для презентаций, в то время как комментарии и вопросы участников передаются посредством чата или аудио. Для взаимодействия в таком режиме нужна web-камера, микрофон
Симуляции. Реализация этой функции связана с воспроизведением образов реального мира и имитации управления объектами мира, путем интерактивного взаимодействия. Имитация объектов имеет две составляющие: визуальная имитация и функциональная имитация. При этом виртуальный объект должен соответствовать реальному объекту и по своим визуальным характеристикам, и по функциональным возможностям. Имитации используются для моделирования поведенческих аспектов, обучению продажам.
Виртуальный класс - это электронная имитация общения при аудиторном обучении. Виртуальный класс это комплекс программных продуктов, реализующих сразу несколько элементов синхронного общения, которые позволяют приблизить общение через локальные или глобальные сети к общению "лицом к лицу" с помощью следующих функций:
классная доска - возможность писать и рисовать на экране, доступном одновременно всем участникам общения
общий (широковещательный) чат
индивидуальный обмен сообщениями между учениками и преподавателем
показ слайдов, учебных материалов
Электронные книги. Представляет собой текст учебника в электронном варианте. Позволяет производить поиск или копировать текст в редактор, и может быть гораздо удобнее обычных книг и ксерокопий. Удобно при самообучении и как вспомогательный вариант.