Процесс электронного обучения
Рассмотрим примерный процесс электронного обучения. Предположим, что необходимость в данном курсе у слушателя есть.
Рассмотрим основные этапы внедрения системы электронного обучения в компании:
В системе электронного обучения взаимодействует несколько основных групп участников:
· Слушатели · Разработчики · HR и HRD подразделения компании · Менеджмент компании Рассмотрим особенности участия каждой из групп в системе электронного обучения. Слушатели В качестве слушателей обычно выступает персонала компании, в том числе и менеджмент. Слушатели являются конечной целевой аудиторией для системы электронного обучения и участвуют в системе электронного обучения с принятия решения об использовании электронного обучения и до оценки эффективности проведенных курсов. Слушатели играют большую роль при выборе курсов электронного обучения: например, после проведения деловой оценки персонала и выявления несоответствий между навыками и знаниями для занимаемой должностью и тем, что знает сотрудник. При разработке и внедрении системы слушатели являются тестовым звеном и проверяют удобство работы системы, высказывают пожелания к изложению материала и дают комментарии к организационным особенностям функционирования системы электронного обучения. На стадии оценки результатов, слушатели заполняют опросные листы по уже пройденным курсам с просьбой оценить те или иные характеристики системы и высказать свое мнение. Эти пожелания учитываются при проведении курсов у следующих групп обучающихся.
Разработчики
К разработчикам относятся две группы специалистов: · те, кто разрабатывают содержание курса, его информативную часть (программисты, специалисты по предметным областям, дизайнеры и т.д.) · те, кто разрабатывает или адаптирует сервисы электронного обучения и обеспечивает его внедрение и корректное функционирование (программисты, инженеры – системотехники, системные администраторы и т.д.) Разработчики могут быть как внешними специалистами (консультанты, программисты, аппаратчики), так и состоять в штате самой компании и участвуют на всех этапах разработки и внедрения системы электронного обучения в компании. Со стороны разработчиком обязательны все действия по техническому и программному обеспечению адаптации (разработки), внедрения и дальнейшего функционирования системы электронного обучения, а также обеспечение достоверной, актуальной и полезной информации по изучаемой дисциплине и функциональной подачи этой информации. Даже если курс полностью закуплен и не требует адаптации, разработчикам все равно необходимо провести огромную работу по наладке бесперебойного функционирования системы. К возможным функциям специалистов – разработчиков содержания относятся:
В функционал инженеров и программистов может входить:
HR и HRD подразделения Данные подразделения осуществляют организационную функцию и непосредственно обязанности по управлению и развитию персонала, необходимые для правильной постановки задачи и ее реализации. Функции этих подразделений компании наиболее обширные при решении организовать систему электронного обучения. Действия HR и HRD отделов начинаются с анализа потребностей для электронного обучения, так как они полностью владеют сложившейся ситуацией в плане обучения в компании и заканчиваются проведением оценки эффективности электронного обучения, как по отдельным сотрудникам, так и для показателей деятельности компании в целом. Перечислим наиболее часто встречающиеся обязанности сотрудников отделов по управлению и развитию персонала: · Руководство внедрением и функционированием системы электронного обучения · Выбор варианта приобретения или разработки курсов · Организация разработки (в случае разработки) · Планирование учебно-методического комплекса · Оценка потребностей слушателей · Привлечение слушателей · Координация и мониторинг обучения слушателей · Оценка полученных результатов обучения
Менеджмент компании. Решающую роль в принятии важнейших решений по электронному обучению отводится менеджерам (руководству) компании. В случае неодобрения концепции электронного обучения, вряд ли можно рассчитывать на адекватную систему электронного обучения. Менеджмент принимает решения о выделении ресурсов для использования систему электронного обучения: финансовых, организационных, материальных, человеческих, временных и т.д. Таким образом, менеджмент выполняет контроль всех протекающих процессов в системе электронного обучения. Участие всех перечисленных групп является равнозначным и ни одна из групп не может быть удалена из системы без существенного ущерба для системы. Если рассматривать всех участников системы электронного обучения с точки зрения их разбиения по смысловым направлениям электронного обучения, то распределение участников будет выглядеть следующим образом (рис. 7.7):
Рис. 7.7. Участники электронного обучения
Процесс электронного обучения может проистекать по различным сценариям. В современной практике электронного корпоративного обучения распространены следующие из них: • Самостоятельное (индивидуальное) обучение, когда слушатель автономно обучается по выбранному курсу без поддержки со стороны тьютера и взаимодействия с остальными участниками • Индивидуальное обучение с тьютором, когда слушатель обучается по выбранному курсу, но имеет возможность обращаться за консультацией к тьютору. Тьютор, при этом, может контролировать ход и результаты обучения. • Групповое обучение, когда идет одновременное обучение по выбранному курсу, у группы есть тьютор, консультирующий и контролирующий обучаемых. Но обучаемые могут общаться между собой, выполнять групповые задания. Как правило, при этом существует календарный план обучения. Взаимодействие участников в рамках электронного обучения может быть синхронным, т.е. предполагать одновременное присутствие (чат, видео-конференц связь), и асинхронным, когда взаимодействие участников происходит в различное для каждого из них время (форум, электронная почта, обмен файлами). У каждого из приведенных форм взаимодействия есть свои преимущества и недостатки. Поэтому даже в рамках одно курса возможно одновременное использование инструментов, обеспечивающих как синхронное, так и асинхронное обучение
Стратегии управления знаниями Тема 7. Электронное обучение как средство реализации стратегии управления знаниями 7.2 Внедрение системы электронного обучения в крупной компании на примере компании IBM.
В 1997 в компании IBM году резко увеличилось число проблем с обучением и развитием менеджеров: корпорации было нужно отойти от обучения 13.000 менеджеров в США и прийти к 30.000 по всему миру, используя при этом меньше ресурсов. Кроме того, рынок диктовал расширение круга вопросов, освещаемых менеджерам, приводя к необходимости включения дополнительных занятий в итак плотно сжатые пятидневные курсы обучения. Тогдашнее состояние IBM натолкнуло на мысль об электронном обучении и изменении концепции обучения, когда тренинг перестал бы быть разовым событием, а стал постоянным процессов обучения и развития менеджеров. Ранее, при проведении очного тренинга, программы в 250 часов, затраты на одного слушателя из расчета в 6138 человек со всего мира, составили бы $400 (разработка курса, проведение, участие, проезд, жилье и питание), а при электронной форме обучения - $136. После внедрения электронного обучения пять раз проведение курса обходилось в треть стоимости! В итоге IBM получила экономию в 24 миллиона долларов, что в компании считается огромным успехом. IBM требовался новый подход для успешного обучения в два раза большего числа менеджеров, чем раньше, в мировом масштабе, в то время как затраты должны были быть уменьшены. А временные рамки делали невозможным простое добавление дополнительных часов к уже существующей программе. Таким образом, IBM столкнулась с тремя проблемами:
Учитывая огромные размеры компании (307.000 сотрудников) использовались самые разные способы сбора данных, которые позволили выявить возрастающие потребности в ряде основных, общих и критических лидерских и управленческих качествах, включая 11 утвержденных компаний компетенций. Кроме этого, также был необходим тренинг по управлению в постоянно меняющейся и дистанционной обстановке; по взаимодействию через географические границы; и по культурным различиям в общении и переговорах. Развитие лидерских качеств является критическим для компании в долгосрочной перспективе. Поэтому задачей IBM было разработать и применить полноценную, более обширную программу для менеджеров по всему миру, которая бы давала в 5 раз больше материала и в тоже время была бы положительно воспринята участниками. Более того, проведение курса должно было быть таким же эффективным в плане получения знаний и результатов обучения, как и классные тренинги. Для достижения этих целей, IBM использовала двойственный подход. Во-первых, IBM стала рассматривать обучение как продолжительный процесс, а не как недельное классное обучение. Во-вторых, IBM предложил использовать смешанный многорежимный подход к обучению и развитию менеджеров, объединяя электронное обучение по интранет с очными занятиями, включая:
Восемь штатных специалистов работали над разработкой программы, вовлекая по мере необходимости поставщиков программного обеспечения для проведения анализа потребностей, дизайна, проведения, оценки и модернизации системы. Для разработки высококачественной программы IBM взаимодействовала с экспертами из различных отраслей. Результатом стал смешанный дизайн обучения, состоящий из четырех иерархических уровней обучения. Все учебные материалы в рамках четырех уровней были разработаны в сотрудничестве с другими организациями, в том числе и с внешними агентами. Например, онлайновый симулятор коучинга создан вместе с IBM Executive Development Group. Другие онлайн ресурсы разрабатывались совместно с издательством Гарвардской бизнес-школы. Бизнес-школа разрабатывала собственную систему электронного обучения параллельно с компанией IBM. Они обменивались идеями, лучшей практикой, обратной связью со слушателями и предложениями по интерфейсу. Следовательно, получилось не просто два независимых с похожей спецификацией продукта, а взаимодополняющие продукты: контент Бизнес-школы идеально подходил под интерфейс IBM и мог легко использоваться для нужд IBM. IBM также стала первой компаний, имевшей право использовать кейс-стади Бизнес-школы для программ дистанционного обучения. Также материалы разрабатывались вместе с Интернациональным Институтом Бизнеса в Университете Северной Каролины и с экспертами в области управления персоналом из IBM. Для оценки проекта IBM использовал Научно-исследовательский отдел компании, два исследования Гарвардской бизнес-школы и два исследования, специально проведенные для проекта. Смешение разнообразных режимов обучения (онлайн консультации, интерактивные симуляции, виртуальные коллоборативные пространства и классные занятия) является важным элементом в соединении методик обучения для развития критических компетенций в области управленческих и лидерских навыков. Новый дизайн соединяет четыре уровня проведения занятий в традиционной учебной иерархии. Каждый уровень надстраивается на предыдущий уровень, начиная с простого обмена информацией, переходя к развитию навыков и коллоборативному взаимодействию слушателей. Четыре уровня вместе взятых составляют систему инструментов и приложений, представляющих постоянный процесс обучения, в отличие от простого события, каким является классный тренинг или семинар. Уровень 1: Информация и онлайн консультации Представлены электронными базами данных и веб-страницами. Эти ресурсы доступны менеджерам через интранет IBM в любое время и в любом месте. Основная цель ресурсов соответствовать текущим, немедленным потребностям менеджеров. Если у менеджера есть вопрос, он заходит в соответствующую тему по ключевому слову, или используя индексный поиск, и получает материалы для чтения непосредственно себе на рабочий стол в режиме онлайн, распечатывает их или отправляет себе на электронную почту. Менеджерам доступны лучшие идеи и мысли более чем по 120 темам из области управленческих и лидерских навыков, включая материалы издательства Гарвардской бизнес-школы. Для удобства пользователей ссылки на важные и полезные веб-сайты подсвечиваются. В связи с тем, что IBM компания международная, менеджерам нужно иметь данные по практике и политике компании в других странах, что обеспечивается быстрым доступом ко всем международным материалам IBM из области управления персоналом. Уровень 2: Интерактивное онлайн обучение Менеджеры могут повышать свои знания и уровень обучения сверх просто осведомительного (уровень 1) путем участия в увлекательных симуляциях на темы второго уровня обучения. Один только онлайн симулятор коучинга предлагает восемь разнообразных сценариев с более чем 5.000 шагов, ситуаций для принятия решений и оценки результатов. А восемнадцать других симуляторов покрывают остальные аспекты управления персоналом, такие как межкультурные вопросы, удержания, кодекс деловой этики и т.д. Уровень 3: Онлайн взаимодействия Форму LearningSpace от Лотус позволяет менеджерам объединяться в команды в специальном виртуальном групповом пространстве. Здесь они учатся искусству взаимодействия и устанавливают близкие к реальности межгрупповые и персональные связи для наращивания интеллектуального капитала компании. Такие коллоборативные площадки, использующие одно и то же место, где общение происходит в разное время, позволяют создать по-настоящему обучающую среду, устраняя проблемы часовых поясов и географических расстояний. Уровень 4: Классные учебные лаборатории Для развития социальных способностей и навыков реальное взаимодействие людей несомненно является наиболее мощным средством. Классные мероприятия обеспечивают немедленную обратную связь, могут быть гибкими по отношению к потребностям слушателей и могут быть адаптированы под различные стили обучения слушателей. Для развития лидерских качеств заменить общение не сможет ничего. Кроме того, очные встречи слушателей могут обеспечить дополнительную мотивацию и вдохновение, стимулирующие интерес и вовлечение слушателей в процесс. Пятидневный очный курс предполагает освоение и применение слушателями материала с 1, 2, и 3 уровней для более глубокого и плодотворного развития навыков.
Новый процесс смешанного обучения:
С января 1999 года новая программа IBM для обучения и развития менеджеров была проведена для 6,600 менеджеров первого звена по всему миру, что составило более 17 % всей «популяции» менеджеров (30,000) в компании со штатом в более, чем 300,000 сотрудников. Обучение прошли менеджеры всех специальностей, представленных в IBM (программирование, исследования, маркетинг, услуги, распространение, производство и т.д.), а также из всех региональных отделений (Северная Америка, Латинская Америка, Европа, Африка, Азия). Процесс обучения включал три отдельных стадии, вместе продолжавшихся 52 недели. Стадия 1: 26 недель самообучения, режим онлайн После регистрации, новые менеджеры первого звена через интранет IBM со своих компьютеров проходили 48 часов самообучения в форуме LearningSpace, доступ к которому открыт 24 часа в сутки. Каждая группа в Форуме состояла из 24 менеджеров, взаимодействовавших в асинхронном режиме. Каждый менеджер работал в своем удобном режиме, в среднем проводя онлайн по 2 часа в неделю, работая над пятью онлайн уроками контента. Контент включает 18 обязательных и факультативных тем по управленческим навыкам, специально разработанных для корпоративной культуры и деловой среды IBM, а также дополнительный контент Гарвардской бизнес-школы. По каждой обязятельной теме менеджер должен был набрать определенное число баллов, пройдя онлайн тестирование, которое в случае недобора баллов можно повторять до получения проходного балла. Четырнадцать интерактивных онлайн симуляторов предлагает слушателям типичные реальные ситуации, включая вопросы политики управления персоналом и программы. Менеджеры принимают решения после анализа материалов интранет по данным вопросам (уровень 1), в результате чего учатся на своих ошибках как эффективно искать информацию в огромном, но важном хранилище информации. Для повышения удобства работы в форуме LearningSpace тьютор (опытный специалист по коллоборативным технологиям и обучению и развитию менеджеров) давал консультации менеджерам онлайн и по телефону. Кроме того, менеджеры второго звена, работающие непосредственно с новыми менеджерами первого звена, поддерживали их и оказывали всяческое содействие. Стадия 2: Классное пятидневное обучение Данная стадия проходила в учебных центрах IBM по всему миру. Благодаря тому, что получение информации, ее освоение и практика предусмотрены на первой стадии, учебные центры фокусировались на более высокоуровневом обучении. Например, модель коучинга по Витмору (John Whitmore) была рассмотрена на первой стадии в рамках онлайн урока. Менеджеры практиковали применение этой модели в восьми интерактивных сценариях с использованием онлайнового симулятора коучинга. Во второй же стадии, слушатели перешли непосредственно к действиям по выявлению проблемы и ее решению, так как у всех менеджеров были похожие ситуации на работе. Таким образом, все слушатели сразу смогли перейти к применению знаний, так как теоретическая база была изучена в рамках электронного обучения. Остальные темы управленческих и лидерских навыков проходили аналогично. Основная задача классного тренинга была в том, чтобы повысить уровень компетентности менеджеров, чтобы они могли осознавать себя лидерами и частью организации. Для этого использовались такие инструменты как круговая оценка (360 градусов), кейс-стади, практические упражнения, куда входили исследование по лидерским компетенциям, методика Herman Brain Dominance, опросник по организационному климату и стилю управления по Hay/McBer, и специально разработанный IBM инструмент по обратной связи. Кейс-стади включает кейсы Гарвардской бизнес-школы и внутренние кейсы IBM. Практические упражнения разработаны в Военной Академии США в Вест Поинте и в бизнес-школе Фукуа, Дюк Университет (Duke University). Стадия 3: 25 недель онлайн обучени я Данная стадия аналогичная стадии 1, однако, контент третьей стадии более сложный и больше ориентирован на применение знаний и навыков. После окончания классных занятий каждый менеджер составляет индивидуальный план развития и организационный план действий. А в течение третьей стадии эти планы рассматриваются с руководителями слушателей. Когда слушатель демонстрирует применение компетенций на рабочем месте, обучение считается успешным. В дополнение к мероприятиям, обеспечивающим применение навыков и знаний, слушатели проходят еще несколько модулей в электронной форме. В отличие от первой стадии, где все модули обязательны для изучения, здесь слушатель может выбрать тему в соответствии со своими потребностями и интересами, что стимулирует менеджеров принимать активное участие в планировании и реализации собственного обучения и развития. Таким образом, третья стадия завершает процесс обучения новых менеджеров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|