И менталитет русского крестьянства
Огромное влияние природно-климатического фактора на жизнедеятельность человека и различных форм общественного бытия признано наукой еще со времен французского Просвещения в лице энциклопедистов, Ж.-Ж. Руссо и др. Русская историческая наука особенно много уделила внимания этому фактору в лице С. М. Соловьева и его последователей. Специфика дальнейшего развития русской и особенно советской историографии, в частности, была сопряжена с заметным ослаблением внимания ученых к конкретным проявлениям этого фактора в жизни государств. Более того, в советский период в оценке этого фактора были явно некорректные подходы, заложенные в «Кратком курсе истории ВКП(б)» и сводившиеся, по существу, к отрицанию сколько-нибудь серьезного влияния географического фактора на жизнедеятельность тех или иных социумов. Это привело, в конечном счете, к длительному периоду полного игнорирования советской историографией существенной разницы в природно-климатических условиях экономического и социального развития на Западе и в Центре Европы, с одной стороны, и в Восточной Европе (речь идет о России) — с другой. По сути дела нашей историографии еще предстоит задача уделить серьезное внимание влиянию природно-климатического фактора на российский исторический процесс. Исходя из перспективы исследования ментальности российского крестьянства, необходимо подчеркнуть лишь следующие моменты. На востоке Европы располагается обширнейшая зона с весьма коротким сельскохозяйственным сезоном, отнюдь не оптимальной суммой накопленных температур и господством малоплодородных и неплодородных почв. Это основная историческая территория Российского государства, называемая Нечерноземьем, а также зона деградированных черноземов в бассейне среднего и нижнего течения Оки. Худые и малоплодородные почвы требовали здесь как минимум тщательной и многократной обработки полей, но для этого требовалось огромное количество рабочего времени. А российский сезон земледельческих работ длился лишь с конца апреля по середину сентября (по старому стилю) или примерно 100 рабочих дней, не считая сенокоса и обмолота снопов. За такое время при трехпольном севобороте па-
40
ровой системы земледелия однотягловый крестьянин (муж, жена и двое детей) мог обработать лишь очень небольшую площадь ярового и озимого полей (2,48 дес.), соблюдая при этом минимум агрикультурных требований для получения необходимого для поддержания жизни семьи урожая. При возделывании гораздо более обширной площади обработка пашни неизбежно становилась настолько примитивной и скоропалительной, что судьба даже минимального урожая полностью зависела от погоды. Поэтому в России на протяжении многих столетий урожайность зерновых культур была на крайне низком уровне и не имела почти никаких шансов на увеличение (3—5 центнеров с га, в редких случаях до 10—12 ц с га). Более того, весьма часто на российские земли обрушивался голод. Практически нулевой была и вероятность резкого повышения урожайности за счет внесения в почву удобрений. Единственный реальный вид удобрения — скотский навоз во все времена был в российской деревне крайним дефицитом. Обычно его хватало на удобрение земли один раз в 9—12 лет, а иногда и гораздо реже. Причины такой ситуации заключены в остром недостатке корма в период стойлового содержания скота (а этот период в основных регионах России длился от 180 до 212 суток, то есть был необычайно большим). Заготовить на такой срок полноценный доброкачественный корм для однотяглового крестьянина было делом совершенно нереальным. Те примерно 300 пудов сена, которые он заготавливал в очень короткий период сенокоса, хватало лишь для эпизодического кормления скота. Основным же кормом для животных было яровая солома с поля, охвостье и мякина, оставшиеся от молотьбы хлеба. Иногда же в пищу животных шла и грубая ржаная солома. От такого кормления скот едва был жив, часто болел и погибал. Таким образом, хотя скотину в России держали почти исключительно для удобрения полей, «навозное» скотоводство практически не справлялось со своей ролью, ни в средневековье, ни в XIX—XX веке. Единственным способом поддержания плодородия земли, дававшим возможность временного повышения плодородия, был запуск пашни в перелог и в лес, с последующей его расчисткой под пашню чаще всего уже новым поколением семьи.
Этот крайне архаичный и экстенсивный способ восстановления плодородия многие столетия по существу был единственно возможным средством поддержания сельского хозяйства на уровне, обеспечивающем существование и жизнедеятельность общества, однако лишь как общества с минимальным объемом прибавочного продукта. Иначе говоря, такого рода социум обладал низким уровнем общественного разделения труда и резким преобладанием земледелия. Здесь была слабая, чрезвычайно медленно развивающаяся промышленность, низкий уровень урбанизации страны, преимущественное развитие вялой, внутриконти-нентальной торговли. 41
Вместе с тем, это общество с ярко выраженным экстенсивным характером земледелия, требующим постоянного расширения пашни, занимая новые и новые территории; это общество, где дефицит рабочих рук в сельском хозяйстве был постоянным и неутолимым в течение многих веков, несмотря на более или менее стабильный прирост населения страны. Под определенным влиянием вышеперечисленных особенностей развития русского общества развивалась и государственная машина России. Постоянная необходимость жесткого, насильственного изъятия государством у крестьян прибавочного продукта в размерах, далеко превосходящих то, что русский крестьянин мог бы отдавать без ущерба для себя, привела к появлению весьма сурового и жесткого механизма политического принуждения крестьянства со стороны государственной власти. Отсюда как следствие деспотическая, самодержавная форма государственного правления, сочетание системы «государственного феодализма» с суровым и страшным режимом крепостничества в сфере помещичьего землевладения и хозяйства. Кроме того, важнейшим следствием неблагоприятных природно-климатических условий было неизбежное развитие миграции крестьянского населения в более благоприятные для жизни сопредельные территории, в районы с более плодородными землями и т. д., что имело своим следствием усиление военных рычагов российской государственной машины и т.ц,
Как уже говорилось, российские крестьяне-земледельцы веками оставались своего рода заложниками Природы, ибо она в первую очередь создала для крестьянина трагическую ситуацию, когда он не мог ни существенно расширить посев, ни выбрать альтернативу и интенсифицировать обработку земли, вложив в нее и труд, и капитал. Даже при условии тяжкого, надрывного и спешного труда в весенне-летний период он чаще всего не мог создать почти никаких гарантий хорошего урожая. Многовековой опыт российского земледелия, по крайней мере, с конца XV по начало XX в., убедительно показал практическое отсутствие сколько-нибудь существенной корреляции между степенью трудовых усилий крестьянина и мерой получаемого им урожая. Точнее говоря, мера трудовых усилий подтверждалась не всегда, а часто далеко не всегда, соответствующей прибавкой урожая. Все это способствовало формированию в огромной массе русского крестьянства целого комплекса отнюдь не однозначных психологических поведенческих стереотипов. Разумеется, скоротечность рабочего сезона земледельческих работ, требующая почти круглосуточной тяжелой и быстрой физической работы, за многие столетия сформировала русское крестьянство как народ, обладающий не только трудолюбием, но и быстротой в работе,1
Историческое и топографическое описание городов Московской губернии с их уездами (Далее: Описание Московск. губ.). М. 1787. С. 141,301,326; Генеральное соображение по Тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описания 1783—1784 гг. (Далее: Генеральное соображение...). Тверь, 1875. С. 50,121,130 и др.
42
способностью к наивысшему напряжению физических и моральных сил. Русские крестьяне период весенне-летних работ всегда называли «страдой», «страдной порой», т. е. периодом физических страданий: «где пахарь плачет, там жнея скачет», «день летний год кормит», «не сможешь — не осилишь, не надорвешься — не поможешь» и т. п.1 Однако для крестьянина и весь год работы «невпроворот», он всегда «в трудах и в работе»2. Об этом убедительнее всего свидетельствует обычная длительность крестьянского рабочего дня. Типичным примером здесь могут быть сведения о режиме дня в уездах Тверской губернии во II половине 18 в. В Старицком уезде крестьяне традиционно летом и зимой просыпались и вставали «в три и четыре часа пополуночи»3, в Краснохолмском, Корчевском и Тверском уездах вставали в четвертом часу пополуночи4. Вечерами же мужчины ложились спать не ранее 11-ти (зимою — в 10), а женщины за рукоделием засиживались за полночь5. Столь долгий рабочий день лишь после обеда (пополудни во втором часу) прерывался часовым (иногда чуть больше) сном. Хотя трудолюбию русских крестьян сопутствовали такие черты характера и психологии, как «проворность», «расторопность», «поворотливость», «предприимчивость»6, сжатые сроки сельских работ вынуждали крестьян прибегать к помощи не только стариков, но и детей. В обычае крестьян, сложившемся веками, был труд мальчиков «по девятому и десятому году» на возке навоза, бороновании. На крестьянке и ее детях целиком лежали работы на огороде. Вся семья трудилась на сенокосе и жатве. Зимними вечерами девочек приучали к работе на ткацком стане, прядению ниток, мальчики же участвовали в ремесленных поделках и т. п. Разумеется, основой основ был труд по обработке земли, и именно этим трудом соизмерялся успех всей работы, от коей зависела жизнь и благополучие семьи («какова пашня — таково и брашно», «держись за сошеньку, за кривую ноженьку», «наездом хлеба не напашешь», «земля — тарелка, что положишь — то и возьмешь», «не поле родит, а нивка» (т. е. возделанное поле), «не жди урожая: сей жито — хлеб будет» и т. д.)7.
Пословицы русского народа. Сборник В. Даля в трех томах. Т. 3 (Далее: Сборник В. Даля. Т. 3). М., 1993. С. 541-542, 558-559,400. Описание Московской губ. С. 327, 227—228. Генеральное соображение. С. 144. Там же. С. 77,59, 27.
Там же. Там же. С. 130. Петербург, отд. института российской истории РАН. Ф. 31. Д. 497. Л. 78; Описание Московской губ. С. 301 и др. 7 Сборник В. Даля. Т. 3. С. 541-542. 43
Вместе с тем господство на большей части территории Российского государства крайне неблагоприятных климатических условий, нередко сводящих на нет результаты тяжелого надрывного крестьянского труда, порождали в сознании русского крестьянина идею всемогущества в его крестьянской жизни Господа Бога. Труд — трудом, но главное зависит от Бога («Бог не родит, и земля не дает», «Бог народит, так и счастьем наделит», «Не земля родит, а год», «Не земля хлеб родит, а небо», «Лето родит, а не поле», «Бог — что захочет, человек — что сможет», «Бог полюбит, так не погубит», «Не конь везет, Бог несет», «Даст Бог день, даст Бог и пищу», «Всяк про себя, а Господь про всех», «Человек гадает, а Бог совершает», «Все от Бога. Всяческий от творца», «С Богом не поспоришь», «Божье тепло, Божье и холодно», «Бог вымочит, Бог и высушит», «Бог отымет, Бог и подаст», «Все под Богом ходим» и т. д.1 В крестьянском мироощущении могучая и таинственная природа отражается с исключительной рациональностью. Русский селянин накапливал опыт познания природы почти исключительно с точки зрения влияния ее на свою жизнь и жизнь своих домочадцев, на здоровье семьи, на свое благополучие, на судьбу своего хозяйства со всеми многочисленными его элементами. Многообразие и реальность этого влияния неизбежно вели к тому, что общая емкая формула всеохватного господства над миром и людьми Высшего существа, Бога, Вседержителя совмещается в крестьянском миропонимании с тягой к архаичным дохристианским трактовкам Природы («Огонь — царь, вода — царица, земля — мттушка небо — отец, ветер — господин, дождь — кормилец, солнце князь, луна — княгиня»). Главные (для крестьянина) компоненты Природы предстают как силы Добра или Зла («С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь», «Огню да воде Бог волю дал. С огнем, с водой не поспоришь», «С огнем, с водой, с ветром не дружи, а с землей — дружи», «Где вода, там и беда»)2. Крестьянское восприятие Природы — это прежде всего постоянное, бдительное и сторожкое отслеживание изменений природы, фиксация работы разнообразных природных индикаторов, сигнализирующих селянину о грядущих изменениях, о грозящей или возможной опасности благополучию крестьянской семьи, дома, хозяйства. Глубочайшее и доскональное знание разнообразных природных явлений в целом позволяло крестьянину приспосабливаться к тем или иным годовым, сезонным и сиюминутным изменениям климата, погода и т. п. Многочисленные приметы поведения животных (волков, зайцев и др.), птичьего мира (журавлей, гусей, чибисов, дятлов, сычей, филинов, сов, выпей, кукушек, уток, вором, галок, скворцов, ласточек, голубей, воробьев), различного
Там же. С. 541—542 и др. ' Там же. С. 579 и др. 44
рода мотыльков, муравьев, лягушек, комаров, паучков-тенетников, речных рыб, червей, мышей и т. п. дают крестьянину сигналы о характере грядущей смены сезона, о самом сезоне (характер зимы, весны, лета, осени), о степени благоприятности условий и времени посева и сбора урожая, прогнозов на сам урожай, урожаи отдельных культур; они же «предсказывают» болезни и смерть близких, пожары и т. п. В окружающем крестьянина растительном мире, помимо того, что он дает пищу, кров, топливо, материал для орудий труда, утвари и т. д., селянин также различает различного рода «датчики», сигнализирующие ему о характере сезона, о сроках сева различных культур (время распускания почек, листочков, время цветения дуба, березы, осины, рябины, калины, вербы, черемухи, можжевельника, ольхи и т. п.). Нет необходимости напоминать о многочисленности примет, основанных на оценке внешнего вида солнца, различных фаз луны, имеющих существенное значение в определении погоды, сроков сева полевых и огородных культур, посадки в землю луковиц, корневищ и т. п. Необходимо заметить, что природные условия лесных просторов Нечерноземья и лесостепной зоны часто способствовали формированию множества локальных и микролокальных пространств со своеобразием протекания общих погодных процессов. А это приводило к разнице урожайности отдельных полей и даже участков полей. Пестрота почвенных условий усиливала этот эффект. Не исключено, что в крестьянском восприятии это как бы дробило всеобщую единую силу Высшего Божества на отдельные его компоненты. Вполне возможно, что именно эти явления постоянно пробуждали в крестьянском менталитете чисто языческие эмоций локального поклонения объектам Природы (типа архаичных обрядов моления у овина, у воды, у дерева и т. д.). Это способствовало причудливому переплетению многих праздничных ритуалов господствующего в России христианского вероучения с языческими суевериями иобрядами. Думается, что масштабы подобного синкретизма для христианской страны, какой была Россия, беспрецедентны. И суть дела заключена не в необыкновенной силе традиции язычества, к которому изначально приспособилась христианская православная церковь, а в живучести языческого менталитета русского крестьянина, в том, что силу этой живучести питали могучие природно-климатические факторы. Приведем лишь несколько примеров из бесконечной череды проявлений такой уживчивости разноплановых празднеств и обрядов. Хорошо известен языческий обычай колядования накануне Рождества Христова и гадания на святках. В Благовещение крестьянки покупали просвирки и берегли их до весны, когда, раскрошив, сеяли их с яровою пшеницею1. В Весьегон-
Генеральное соображение. С. 111. 45
ском уезде Тверской губ. в Великий четверг крестьяне, как пишет наблюдатель в 80-х годах XVIII в., по древнему обычаю «встают очень рано, окуриваются можжевельником, и мущины, а с ними несколько женщин, идут в лес и тамо рубят из сосновых сучьев мутовки и делают помела. Будучи в сем упражнении, аукаются. Некоторые в тот же день купаются»1. В XVIII в. в России на Святую неделю не только зовут священника во ржаное поле, где поют молебны, но и «отправляют сверх того и суеверные обряды: по погребении умерших родственников женщины в течение шести месяцев ходят во всякое воскресенье плакать на могилу покойника, приносят с собой блины, пироги»2. В других же уездах России во время общего молебна на Святой неделе в ржаном поле ставили образ Богоматери и под него «лукошко с ячменем или пшеницей и тем засевают первоначально яровое поле»3. Нередко же встречался и обычай катать по пашне священника, дабы получить добрый урожай. В Георгиев (Егорьев) день, как известно, выгоняли впервые в поле скотину. В некоторых районах «каждый хозяин перед выпуском берет в руки образ, а хозяйка горшечик и, положа в него уголья горячие и ладон, обходят на дворе своем всю скотину трижды, потом спускают со двора вербою, которую хранят с Вербного Воскресенья». Завершает обряд угощение в поле пастухов пирогами4. В некоторых же районах при выгоне скота бросают через коров яйца с приговорами, чтобы скот был «кругл и полон»5. Во многих случаях стадо объезжают на лошади6 или обходят7. В Вознесение крестьянки и молодые мужчины собираются в ржаном поле и каждый на своей полосе «при пляске и песнях втыкают березки с желанием, чтобы рожь так высоко росла, как воткнутыя березки»8. Известен обычай, когда на Рождество Иоанна Предтечи молодежь собиралась в яровые поля «и тамо на своих полосах, засеянных льном, втыкают рябиновыя сучья, желая, чтобы лен вырос так высоко, как воткнутыя рябины. Между тем пляшут, поют, играют хороводами до самой зори»9. В Петрово заговение молодежь некоторых мест выходила вечером на улицу с крапивой и бегала друг за другом и жглась крапивой, а потом они «льются у колодцев водою»10. В других районах в Петровское и Успенское
Там же. С. 87. 2 Там же. С. 100. 3 Там же. С. 78. 4 Там же. С. 161-162. Там же. С. 42. 7 Там же. С. 88,133. 8 Там же. С. 42,60. Там же. С. 52. 46
заговение собирались «толпами в некоторыя рощи и луга, где время в разных веселостях, как то в пении песен, в пляске, в игрании хороводов и в борьбе препровождают»1. В Троицын день согласно широко распространенном обычаю молодежь собиралась в рощах и завивала венки, «которые, положа потом на голову, выносят на берега рек или ручейков и бросают в воду, имея суеверие думать, что не потонувший венок означает долголетнюю жизнь. Весь обряд сопровождается песнями и плясками, оканчивается полдником, состоящим из пирогов и яичниц»2. В Вышневолоцком уезде Тверской губернии 15 сентября (в день Никиты мученика) был обычай ходить в овинные ямы-печи (подовины) и «пировать там пирогами и прочими яствами»3. Здесь нет необходимости упоминать о чисто языческих праздниках русских крестьян типа масленицы и т. п. Явлений, демонстрирующих необычайную живучесть языческого менталитета, многообразие своеобразных контактов и антиконтактов русского селянина с Природой, особенно много в домашнем быте крестьян. Его «окружают» в быту буквально многие сотни различного рода примет, поверий. Православные иконы в красном углу избы и ежедневные молитвы, и даже посещение церкви не мешают ему питать многочисленные суеверия и соблюдать языческие обряды, за которыми стоит могучая вера в силы Природы. Если совет рубить строевой лес в новолуние (на ущербе луны — он сгниет) основан на каком-то народном опыте, то, скажем, честные договорные отношения крестьян с плотниками, строящими им избу, мотивируются возможностью дурного заговора против избы со стороны строителей4. При закладке избы, по поверью, под углы кладут деньги, шерсть и ладан. Таков обычай, соединивший и язычество, и христианство. Под пристальным взиманием крестьянина находилась и сама изба но не только с точки зрения ухода за ней, устранения появившихся дефектов, а в плане чисто мистического восприятия («Передний угол или матица трещит — к худу», «Смола вытопилась из избы на улицу — к худу» и т. д.)6. Закладка печи в новолуние, по поверью, обеспечит более теплую топку6. От вора вокруг двора обносят человеческий череп7. В крестьянской ментальности большое место занимают суеверия, связанные с выпечкой хлеба: «Если под печью лежит голик или сидит лягушка, то хлебы испортятся», «Поколе хлеб в печи, не садись на печь: испортится», «Когда один хлеб
Там же. С. 45. Там же. С. 133. 3 Там же. С. 99-100. Деревенское зеркало или общенародная книга. Ч. 3. СПб., 1799. С. 615. 5 Сборник В. Даля. Т. 3. С. 584-585. Там же. С. 615. 7 Там же. С. 611. 47
вынут раньше прочих и разрежут, то все хлебы испортятся», «Хлеб в печи раздвоился — к отлучке одного из семьян» и т. д. 1 Заговоры для сохранности домашнего скота глубоко архаичны. Подкладывая под горшок камень, чтобы волк не съел корову, произносят заговор: «Гложи, волк, свои бока!». «Если при первом выгоне скота в поле кто-нибудь бос, то волки будут». «Первое яйцо от черной курицы спасет скот в поле от волка». «Защити мою коровушку, святые Егорий, Власий и Протасий». Таковы причудливые обычаи, сочетающие язычество и христианство. То же самое просматривается и в обычае с Иванова дня ставить в кринках молоко «под три росы», т. е. на ночь наружу избы, что, по поверью, сулит прибавку молока2. «Чтобы стельная корова принесла телку, хозяйка едет доить ее в последний раз верхом на сковороднике»3. Это, разумеется, ничего общего с христианством не имеет, как, впрочем, и многие другие обычаи. Например, «если принесет корова двойней одношерстных — к добру, разношерстных — к худу»4. Это наблюдение В. Даля дополняется ранним наблюдением А. Т. Болотова: «Когда корова отелит двойни, будет беда, ежели одново теленка не убьешь и не зароешь в землю» (видимо, это случай с разношерстными телятками)5. «Теленка по спине не гладь — захилеет»6, «Когда корова твоя дает мало молока или молоко жидко: это бывает не от тово, что худо ее кормишь, а от тово, что подшутила ведьма. Собери в горшок коровьей мочи, взболтай голиком и выплесни в печь»7. Не менее интересны приметы, связанные с лошадью. «Лошадь от кошки сохнет, от собаки добреет». «Чтоб лошади были здоровы и сыты, повесь в стойло медвежью лапу»8. «Двужильную лошадь зарывай во дворе: не то выпадет за нее еще 12 лошадей»9. Видимо, это поверье бытовало в разных вариантах, так как тот же В. Даль дает и другое: двужильная лошадь — служащая на домового, и потому не годная в работу...; если же она падет во дворе, то все лошади передохнут10. Наконец, А. Т. Болотов сообщает более раннее поверье: «У кото умрет двужильная лошадь, надень на нее хомут, и свези так со двора. Без этого еще лошадь издохнет»11.
1 Там же. С. 610-611: 2 Там же. С. 625,628-629. Там же. Деревенское зеркало. Ч. 1. С. 66. 6 Сборник В. Даля. Т. 3. С. 626. Деревенское зеркало. Ч. 1. С. 66. Там же. Сборник В. Даля. Т. 3. С. 604. 10 Там же. Т. 1.С. 420. Деревенское зеркало. Ч. 1. С. 64.
48
В. Даль сообщает поверье о злодействе «завидущего продавца скота»: он «выщипывает клок шерсти из продаваемой по нужде скотины, кладет шерсть в трубу или за печь и говорит: сохни как эта шерсть. И скотина не поведется»1. Интересно и другое поверье: «Проданную скотину веди со двора в задние ворота (задом со двора)»2. «Чтобы кикимора кур не воровал, вешают над насестью на лыке отбитое горло кувшина». «Если найти камень с дырой и повесить в курятнике, то куры будут целы»3. А. Т. Болотов, издеваясь над суевериями, отметил удивительное поверье: «Ежели курица запоет петухом: великая беда! Схвати ее и меряй от себя до порога: чем придет головой или хвостом, — то отруби на пороге. Этим беду отворотишь»4. В. Даль в свое время зафиксировал бытование, видимо, необычайно архаичных обычаев и суеверий, назначение которых — борьба со страшной бедой крестьян — скотским падежом. «В праздник огня из дому не давай — скотина будет дохнуть»5. «В мор вытирают из дерева огонь (то есть трением — Л. М.) и раздают на всю деревню». «За паханую черту смерть коровья не ходит». Отсюда обычай во время мора опахивать двор. А нагие женщины опахивают целую деревню. В мор надо «прогонять скот через живой огонь», (то есть огонь, полученный от трения). «Нагие бабы собираются в полночь искать и бить коровью смерть» (первого встречного человека или животное)6. Особенно богат опыт крестьянина в наблюдении над домашними животными и птицей. Странности в поведении птиц и животных оцениваются с точки зрения грядущей беды или удачи, хорошей или плохой погоды, видов на урожай и т. д. Масса поверий связана с кошками и собаками («Не пинай собаку: судороги потянут», «Не бей собаку: и она была человеком» и т. д.)7. Наконец, немалую роль в мироощущении крестьян играют поверья в лесных духов, в лешего, в русалок, ведьм, кикимор и, особенно, в домовых, которого в разных краях называют вторичными именами (суседко, батанушко, дедушка, хозяин, доможил, постенъ, постень и т. д.). Существовали наговоры-обращения на новоселье к домовому («Дедушка домовой! Прошу твою милость с нами на новожитье; прими нашу хлеб-соль, мы тебе рады, только мы пойдем дорогой, а ты стороной». В. Даль поясняет, что при переходе в новую избу хозяин говорит это, держа в одной руке икону, а в другой ломоть хлеба с солью8. Домовой — и хранитель дома и обидчик, стучит, возится по Сборник В. Даля. Т. 3. С. 623. Там же Там же. С. 604, 632. Деревенское зеркало. Ч. 1. С. 64. Сборник В. Даля. Т. 3. С. 627. Там же. С. 628—629. Там же. С. 629. Там же. С. 602. 49
ночам, душит, проказит и т. д. Особенно многочисленны следы деятельности домового в конюшне: нелюбую лошадь вгоняет в мыло, надсаживает крестец, разбивает параличем и даже «протаскивает в подворотню». В знак дружбы заплетает гриву лошади и т. д.1 В. Даль пишет, что домовые различны по месту обитания: «есть домовой сараюшник, конюшник, баенник…, волосатка; все это нежить, ни человек, ни дух»; это «жильцы стихийные». И снова (в который раз!) языческие поверья, порожденные общением с Природой, причудливо сплетаются с христианскими элементами веры: «На Иоанна Лествичника домовой бесится», «На Ефрема Сирина домового закармливают, покидая ему каши на загнетке». «Домового можно увидеть в ночи на Светлое Воскресение в хлеву» и т. п.2 «Домовой лешему ворог, а полевой знается и с домовым и с лешим»3. Особенно поражает покорность русского крестьянина XVIII—XIX вв. бедам, вызываемым грозой и молнией. А. Т. Болотов сообщает о широко бытующем поверье, что «разбитого громом дерева не должно ни во что употреблять, а загоревшагося от молнии дома не надобно тушить»4. В. Даль наблюдает те же психологические установки: «Божий огонь грешно гасить», «Гроза — милость Божья», «Загорелись от милости Божьей», то есть кара Божья одновременно есть жестокая милость5. Если, по А. Т. Болотову, в виде исключения гасить пожар от молнии можно козьим молоком, то, по В. Далю, круг этих причудливых «противопожарных» средств расширяется: можно тушить пожар квасом, пивом, молоком от черной коровы6. Пожар не гасят, но обходят иконами, становятся с иконами по углам. Можно в пожар бросить белого голубя или яйцо, которым впервые христосовались и т. д. Но за всем этим кроется суровая покорность Царю-Огню. А. Т. Болотов еще сумел подметить, что завораживающая душу крестьянская покорность перед пожаром от грозы имеет древнейшие корни. Он пишет, что селяне из уважения к Перуну «не смели дотрагиваться до той вещи, в которую ударил гром, как до такой, которую избрал он себе в жертву»7. Эта покорность, видимо, была столь непременной, что В. Даль подметил парадокс в отношении крестьян к противопожарным подсобным средствам: «Держать в исправности противопожарные средства — искушать Бога»8. Количество же причудливых обрядов и примет, связанных со смертью и похоронами члена крестьянской семьи просто поражает воображение. В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1955. Стб. 467. Там же^ стб. 467. Сборник В. Даля. Т. 3. С. 603. Деревенское зеркало. Ч. 3. С. 11.! Сборник В. Даля. Т. 3. С. 592—593. 1 ам же. Деревенское зеркало. Ч. 3. С. 11. 8 Сборник В. Даля. Т. 3. С. 592-593. 50
Наконец, следует вспомнить и о непременном элементе крестьянского быта — ворожеях, знахарях, шептунах и т. п., наговаривающих воду, хлеб и т. д. Шептуны и ворожеи, сообщает А. Т. Болотов, по поверью знаются с темными силами. Их, из страха, приглашают на свадьбы («чтоб лихие люди молодых не испортили..., боятся не звать на пир, чтоб они за это не отомстили», ибо на свадьбах могут обернуть всех волками и т. п. И действительно, в описании свадебного обряда Калязинского у. Тверской губ. сказано: «На свадьбу сбираются поезжаня: тысяцкой, боярин большой, боярин меньшой, дружка и подружье, и ворожея кои вместе с женихом ездят к церкви, недо-езжая до невестина двора»2. Весь этот, хотя и краткий перечень основных контактов русского крестьянина с Природой и рожденных ими психологических установок и стереотипов, на мой взгляд, характеризует весьма важное обстоятельство: включенность сельского жителя в орбиту многообразного окружения природы порождает не только неиссякаемую веру в сверхъестественные силы природы и локальные проявления ее, не только способствует глубокому функциональному познанию «механизма», своего рода «сигнальной системы» Природы, диктующей логику крестьянского поведения, но и способствует активности самого крестьянина в контактах со светлыми и темными силами Природы. Поэтому христианизация на Руси в конечном счете весьма своеобразно отразилась на крестьянском менталитете. Как уже говорилось, в русском крестьянине, так сказать, поселился не только христианин, но и сохранился язычник. Может быть, даже в большей степени язычник, чем христианин. Это не означает, что русский крестьянин не принял основные догматы православного христианства. Нет,, он их безусловно принял. Многочисленные свидетельства XVIII—XIX вв. говорят о том, что русский народ искренне исповедовал христианство. Однако необычайно суровые климатические и природные условия, вечная сверхнапряженная ситуация ожидания хоть мало-мальски приемлемого результата сверхтяжелого труда, обилие воздействия разного рода факторов на этот результат порождали, на наш взгляд, «языческую самодеятельность», погружая русского крестьянина в бездонный мир суеверий, примет и обрядов. Реальным итогом всего этого было весьма слабое приобщение русского крестьянина к церкви, его минимальное внимание к церкви как к посреднику между ним и Богом. Об этом весьма откровенно писал один из наблюдателей крестьянской жизни в 50-х годах XVIII в.: «Едва все (т. е. едва ли не все — Л. М.) холопы и крестьяне должности (т. е. должного почтения — Л. М.) к Господу Богу не знают и в церковь для молитвы не только в свобод-
Деревенское зеркало. Ч. 3. С. 24—25. 2 ГИМ. ОпИ. Ф. 445, № 128. Л. 109 об-110 об. 51
ное время, но и в великие праздники, воскресныя и торжественные дни ходить, в положенные посты говеть и исповедываться не любят»1. Столь антицерковное поведение имеет давние корни. С. М. Соловьев пишет о том, что Алексей Михайлович постоянно требовал от воевод, чтобы они в походах заставляли ратных людей исповедываться. В 1659 г. вышел приказ всякого чина людям, включая дьяков, подьячих и детей боярских, говеть на Страстной неделе. В 1660 г. на неговевших составлялись списки для Монастырского приказа с угрозой жестокой опалы. А перед Филипповым заговеньем вновь особым приказом предписано всем поститься и каждый день ходить в церковь. Еще в первые годы царствования Алексея Михайловича был указ о запрете работ в воскресенье и праздничные дни и т. д. В начале XVIII в. ситуация практически была та же. Вот, в частности, наблюдения И. Т. Посошкова: «Я таких стариков много и в Москве видал, что лет им под 60 и больше, а у отцов духовных на исповеди не бывали, не ради раскольничества, но ради непонуждения пресвитерского». В 1716 г. был введен указом штраф за нехождение на исповедь. В 1718 г. «велено было также ходить в церковь в воскресные дни и в господские праздники»2. В XVIII в. множество помещичьих инструкций приказчикам имений непременно имели строжайшие наказы заставлять крестьян в воскресные и праздничные дни ходить в церковь. Приведем лишь несколько примеров. 1718 год, наказ Д. А. Шепелева приказчику дворцового села Глинки Михайловского уезда: «Приказчику ж смотрел накрепко, чтоб глинские крестьяне и их жены и дети... по воскресным дням и по праздникам господским для моления приходили к церкви Божий, также и отцем духовным исповедывались по вся годы и по достоинству причащались Святых тайн». В противном случае должны были виновных «бить батоги на мирском сходе нещадно»3. 1727 год, инструкция Артемия Волынского дворецкому Ивану Немчинову: «накрепко приказчикам смотреть, чтоб дворовые люди, крестьяне и жены их и дети их всегда в воскресение и в праздничные дни ходили в церковь,., чтоб всякой десяцкой объявлял о своем десятке, кто был и кто не был»4. 1751 год, «Учреждение» графа П. А. Румянцева: «В страху Божиему... в праздничные, воскресные, а особливо в высокие дни ея императорского величества тезоименитства, рождение... молебствие понуждать и чрез десяцких с вечера приказом опове-
Отдел ред. книг и рук. Научной библиотеки МГУ, № 279—6—90. Инструкции об управлении помещичьим хозяйством. 1755—1757 гг. (Далее: Инструкции 1755—1757 гг.). Л. 7 об. Открытие этого источника принадлежит Е. Б. Смилянской. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 3. Т. XI—XV. СПб., Изд. «Общественная польза». С. 749-750; Кн. 4. Т. XVI-XX. С. 267-268. Петровская И. Ф. Наказы вотчинным приказчикам первой четверти ХУШ в.; Исторический архив. Т. VIII. М.-Л., 1953. С. 238. Инструкция Артемия Волынского дворецкому Ив. Немчинову... 1727 г. «Московитя-нин»; 1854. Ч. 1. Кн. 1-2. Отд. IV. С. 12. 52
щать», «есть ли в праздничные дни без законной нужды на молитве церковной не явятца, с такового брать по 10 копеек штрафу без всякого послабления... а неимущих сажать в цепь на сутки»1. Подобные жесткие установления были практически обязательным элементом почти каждой инструкции. В некоторых из них декретировались и общепринятые символические молебны при начале пашни и сбора хлебов2. Налет отчуждения от церкви несут даже некоторые расхожие приметы и пословицы («Кто поедет, а навстречу попадется ему священник: возвратись домой»3, «В попах сидеть — кашу есть, а в сотских — оплеухи», «И поп новину любит», то есть новую плодородную ниву, и др.)4 • Думается, что своеобразие подобного менталитета российского крестьянства имело немалые политические следствия. Одно из них: максимальная контактность с народами иных конфессий, в том числе язычниками, что имело громадное значение в практике масштабных миграционных подвижек и проникновении русского населения. Вполне очевидным становится и то, что без государственного статуса, без поддержки государственной машины российская православная церковь не имела бы серьезных перспектив всепоглощающего влияния на крестьянство (и это было сделано с частичным успехом в первой половине XIX в.). Вкратце коснемся еще одной специфической черты русской крестьянской ментальности. Необычайно сложные природно-климатические ус
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|