Проблема социальной интеграции
(«СЛИЯНИЯ СОСЛОВИЙ») В РУССКОМ ЗЕМСТВЕ
Судьба земства в русской революции представляет собой весьма впечатляющую страницу русской истории. Сразу после свержения самодержавия, временное правительство приступает к передаче власти и ответственности из рук царской администрации на местах в руки представителей земств: председатели губернских земских управ заменяют губернаторов, а председатели уездных управ назначаются «уездными комиссарами» со всей полнотой власти на этом уровне. Почти одновременно, до конца марта 1917 года, временное правительство объявляет о своем намерении образовать, наконец, «мелкую земскую единицу», т. е. всесословное волостное земство. Это было давняя мечта земских либералов — заменить существующую со времени отмены крепостного права сословно-крестьянскую волость всесословным волостным земством; в ожидании формального законодательства, новые земские «комиссары» уполномачиваются создавать «временные волостные комитеты» по местному управлению. В мае поступают формальные декреты, концентрирующие все местные управленческие функции в руках волостного земства и преобразующие на вполне демократических началах избирательную систему для выборов во все звенья земских учреждений. Либеральная й либерально-народническая пресса была в восторге: наконец восторжествовало демократическое местное самоуправление в России. Но рано было торжествовать. Дело в том, что, не дожидаясь большевистского переворота, деревенская Россия отворачивается от всех навязанных «извне» учреждений, в том числе земских (за исключением чисто сословно-крестьянских, освобожденных теперь от бюрократического надзора). Начинается та великая аграрная революция, в которой черный передел сопровождается уничтожением практически всех вертикальных фискально-административных структур. По всей России крестьяне относились к земству или с ненавистью, или индифферентно. Уже задолго до формального роспуска НКВД в конце февраля 1918 г. всех земских учреждений стало ясно, что демократического преобразования местного управления на основе земства не будет.
Чем объясняется крестьянское отношение к учреждению, столько сделавшему на протяжении полустолетия, r том числе в обладти народной медицины и народного образования? Нельзя, конечно, упускать из виду спе- 209
цифические условия анархии и экономической разрухи, созданные войной и революцией, но они есть только условия, вызвавшие драматичные, роковые последствия; в самом деле, крестьянское отношение к земству является одной из причин анархии революционной поры. Оказывается, что в глазах русских крестьян земские учреждения, пусть реформированные и демократизированные, остались составной частью все того же городского, чиновничьего, дворянского «истеблишмента», требовавшего денег и рекрутов, и в данных условиях мешавших общинному присвоению помецргчФкйх земель. Нет необходимости прибегать к отвлеченным понятиям вроде «полити-даосая культура» или «традиционный менталитет», чтобы понять крестьянскую индифферентность к земству; она основана на вполне трезвой, хотя недальновидной, оценке земских учреждений и их отношения к крестьянским интересам. В соответствии с земским законодательством 1864 г. в уездных земских отираниях Европейской России крупные землевладельцы, то есть дворянство, за редким исключением составляли самую большую группу, а в губернских собраниях!креетьянин среди депутатов был просто редкостью, не говоря уже о земских управах на обоих уровнях. Такова была ситуация и до земской «контрреформы» 1890 года, которая вообще лишила крестьян прямого представительства в земских собраниях и превратила землевладельческую курию в дворянское собрание.
Широко отмеченное крестьянское неучастие в земских выборах основывалось на простом расчете, что крестьянский голос имел мало веса. Когда же избирательная система, выработанная для выборов в Первую думу, обеспечила значительное крестьянское представительство в законодательный орган, в повестке дня которого аграрная реформа стояла чуть ли не на первом месте, то крестьяне во многих регионах принимали весьма активное участие в выборном процессе и сумели послать значительное количество сознательных крестьян в думу. Таким же образом, после указа 3 июня 1907 года, по которому удельный вес крестьянских голосов был резко сокращен, упала крестьянская активность в период выборов в Третью и Четвертую думы. Итак, земство было, по своему личному составу, а также по кругу отраженных в нем интересов, прежде всего дворянским учреждением. А под этим «всесословным» институтом волостное управление оставалось исключительно сословно-крестьянским. Индифферентность, перемешанная с враждебностью, оказанная земству крестьянами в русской революции, была очевидна либеральным авторам того времени. Как писал в 1911 г. В. Д. Кузьмин-Караваев, человек с большим земским, а также государственным, опытом: «...Само крестьянство всегда стояло от земства в стороне. Ни характер земской деятельности, ни стре- 210
мление земства служить интересам крестьянства не в силах были слить земство и крестьянство в одно целое. В глазах крестьян земство было и остается чуждой им организацией, — собирательным именем какого-то неопределенного начальства, не то совпадающего с уездным съездом, с предводителем, с исправником, с земским начальником, не то отличным от них. По свидетельству современников, в первые годы по введению земских учреждений надельные крестьяне считали избрание земских гласных новой повинностью. Были примеры, когда в гласные «наряжали» недоимщиков. Закон 1890 г.., само собой разумеется, не мог способствовать проникновению в крестьянство воззрения на земство, как на самоуправление не только господское, но и крестьянское. Значительное уменьшение числа даже таких «назначенных» гласных с очевидным и для неграмотных расчетом, чтобы, независимо от площади землевладения и суммы платимых сборов, большинство голосов было всегда в стороне «господ», конечно, служило фактором, действовавшим в том же направлении»1.
Нестабильность ситуации земства в данных условиях ясно сознавалась современными тому периоду, в основном либеральными, комментаторами. Редакторы «Юбилейного земского сборника» (1914), составленного из статей ветеранов второго и третьего земских элементов, прямо пишут: «Земское дело сильно разрослось и продолжает неудержимо расти; оно все глубже и глубже захватывает многообразные интересы населения, и оставлять земское представительство в существующем виде, в виде гегемонии небольшой группы дворян — обезземелевшейся, почти не несущей налогов в земскую кассу и оскудевшей на месте — является совершенно невозможным. Существующее положение представляет угрозу и основам земского самоуправления, и культурному будущему страны»2. Итак, дореволюционные поборники «земского дела» ни в коей мере не считали, что земство в таком виде, в каком оно существовало тогда, — демократическое учреждение. Зато они верили, что земство обладает достаточным потенциалом, чтобы послужить культурному и экономическому развитию страны; считали, что на основе совместной работы всех главных сословий в земстве (а земство было единственным общественным учреждением пореформенного строя где такая работа имела место, пусть на весьма неравных правах) будет проложен путь к социальной интеграции (слиянию сословий) и настоящему общественному самоуправлению. Земско-либеральная программа фактически была выработана еще до проведения в жизнь земской реформы — либералами в дворянских комитетах 1858—1859 годов. Критически относясь к правительственному проекту Кузьмин-Караваев В. Д. Крестьянство и земство. // Великая реформа. Русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. Москва 1911. Т. 6. С. 286.
Юбилейный земский сборник. 1864—1914. Под редакцией Б. Б. Веселовского и 3. Г. Френкеля. СПб., 1914. С. xi. 211
по устройству отдельной крестьянской администрации для пореформенной России, они впервые выступили за «всесословную волость» в интересах избежания социальной розни в будущем1. С тех пор это требование повторялось в почти всех либеральных программах до самого конца старого режима; с особой интенсивностью оно выставлялось в самом начале века, когда целый ряд уездных и губернских земств приняли резолюцию такого рода. То же самое наблюдалось во многих местных комитетах «по нуждам сельского хозяйства» в 1902—1903 гг. Эти проекты перешли потом в земские съезды 1904—1905 годов, и оттуда в программу кадетской партии, которая внесла ее в Думу. Интересно, что проекты демократизации земской избирательной системы, в особенности проекты всеобщего и прямого избирательного права, встречались значительно реже на земских съездах: такой проект был, наконец, одобрен апрельским съездом в 1905 г. и оттуда перешел в кадетскую программу, но большинство земств дальше предложения возвратиться к избирательной система 1864 г. не пошло2. Сословно-крестьянская волость, как и другие обособленные административные и юридические структуры для «сельского сословия», была введена в реформы 1860-х годов «просвещенными бюрократами» частично в интересах защиты крестьян от произвола помещиков в переходный период от крепостничества к гражданскому равенству (другой причиной была забота об исправном собирании налогов, выкупных платежей, и т. д.). Архитекторам реформы был не чужд принцип всесословности, социальной интеграции; в их представлении сохранение элементов сословности, точно также, как и общинного владения, в законодательстве 1860-х годов было временной необходимостью, от которой государство избавится в недалеком будущем3. История о том, как их ожидания оставались неосуществленными, довольно хорошо известна: в первые десятилетия после отмены крепостного права, планы дальнейших преобразований не получили развития из-за внутриправи-тельственной борьбы, а после убийства Александра II в 1881 г., обособленность крестьянства в частности, и сословность (с бюрократическим акцентом) вообще, были возведены на уровень государственной политики. В таком состоянии все оставалось до революции 1905 года4.
См. Terence Emmons, The Russia landed gentry and the peasant emancipation of 1861. Cambridge, 1968. С 134-137. Roberta Manning Zemstvo and revolution: the onset of the gentry reaction, 1905—1901 // The politics of rural Russia, 1905—1914, ed. Leopold H. Haimson. Bloomington, 1979. С 51—52.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856—1861. М. 1984. Чернуха В. Г. Крестьянский вопрос в правительственной политике России (60—70 годы XIX в). Л., 1972. Захарова Л. Г. Земская контрреформа 1890 г. М., 1968; Зайончков-ский П. А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. Политическая реакция 80-х — начала 90-х годов. М. 1970. Симонова М. С. Кризис аграрной политики царизма накануне первой российской революции. М., 1987. 212
Крутой поворот правительственной аграрной политики в отношении общины на исходе революции 1905 года не сопровождался реформой земства, несмотря на то, что и столыпинское правительство и думское большинство (и до и после переворота 3 июня 1907 года), поддерживали создание всесословной волости и, в принципе, реформу земской избирательной системы, — в первую очередь из-за переплетенности последней;1? рядом общеполитических вопросов. Земство так до конца и оставалось, в основном, дворянским учреждением. В масштабе страны крестьянская отчужденность от земства не пощадила и третий — в общем, не дворянский элемент. Несмотря на ее разночинное и крестьянское происхождение, земская служащая интеллигенция тоже была в глазах крестьян представителем «истеблишмента». Чувство отчужденности от крестьянства встречается в мемуарах не только высокообразованных специалистов, чаще всего из городских слоев общества, но и представителей «крестьянской интеллигенции», обладавшей всего лишь средним учительским или техническим образованием. Трудно судить, насколько распространено было это чувство. Известно, что во время выборов 1906 года в Первую думу, волостные сходы часто избирали в избирательные собрания именно таких «крестьянских интеллигентов», и оттуда они в значительном количестве попали в Думу. Их избирали, видимо, за те качества, которыми они отличались от своих избирателей: грамотность и опыт общения с другой, городской, официальной Россией, где им придется защищать крестьянские интересы. Тем не менее, в той степени, в какой они принимали в 1917 году участие в попытках переустройства местного управления на основе реформированного земства, и интеллигенты «из крестьян» подверглись той же враждебности и даже насилию, что и остальные земские деятели.2 Как в свое время отметил Вильям Розенберг, им досталось, пожалуй, даже в большей мере из-за того, что они были использованы в «ударных отрядах» перестроечной политики и не оправдали ожиданий представителей «второго элемента», что смогут найти общий язык с крестьянами3. Веселовский Б. Б. История земства за сорок лет. Т. 1—4. СПб., 1909—1911. Т. 4. С. 167— 58. Дякин В. С. Самодержавие, буржуазия, и дворянство в 1907—1911 гг. Л., 1978. The politics of rural Russia, ed. Haimson. Terence Emmons, The formation of political parties and the first national elections in Russia. Cambrige MA, 1983. The zemstvo in Russia: an experiment in local selfgovernment. Cambrige, 1982. См.:ТЬе zemstvo in Russia. Гл. 12. 213
Размышляя зимой 1917—18 гг. об убийстве Александра II, свидетелем которого он, тогда студент Петербургского университета, чуть не стал, историк, либеральный народник, и когда-то секретарь ЦК кадетской партии Александр Корнилов предполагал, что если б не было убийства царя, то проекты Лорис-Меликова в области крестьянского вопроса и земского самоуправления осуществились бы, и земское самоуправление получило бы нужный фундамент в форме «мелкой земской единицы», которого ему не хватало, а Россия избавилась бы от «всеобщего хаоса» революции1. С мнением Корнилове на счет последствий покушения на Александра II можно, конечно, поспорить, но нельзя не согласиться, что исправить ситуацию, сложившуюся накануне Первой мировой войны и описанную авторами приведенных цитат, было тогда уже поздно. Некрасов назвал как-то русских крепостных крестьян «наши собственные негры»2. Не разделяя довольно распространенное (но на мой взгляд ошибочное) мнение о фундаментальном сходстве между русским крепостным правом и негритянским рабством на американском юге до середины 19 века, нельзя не констатировать глубокую культурную рознь, возникшую при крепостном праве в связи с ходом европеизации социальных верхов и самого государственного строя, рознь, которая и после отмены крепостного права в процессе экономической дифференциации и распространения грамотности не была преодолена до революции. Фактически проблема двух культур в России была снята только в 30 годы сталинскими методами. С точки зрения постсоветского периода неиспользование земского потенциала в целях социальной интеграции представляется одной из наиболее трагичных страниц дореволюционной истории.
1 Архив Академии наук (Москва). Ф. 518 (В. И. Вернадский). Оп. 5. Ед. хр. 68. Л. 22. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем. Т. I—III. M., 1948—1952; Т. XII. С. 375. 214
И. Н. Слепнев (Институт российсжй жторшЖЩ)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|