В первой половине XVIII В.
(по материалам челобитных монастырских крестьян)
Сфера ментальности позволяет посмотреть на социальные отношения со стороны поведения и поступков людей, воссоздать собственно «человеческое» содержание истории. Ментальность русского крестьянина определялась, с одной стороны, производственной деятельностью, с другой — осмыслением через привычную систему ценностей окружающего мира. Крестьянское мировосприятие, включавшее природное и социокультурное окружение, опиралось на явно или скрыто присутствовавшие в сознании крестьянства традиции и стереотипы. Картина мира (а точнее, картины) русского крестьянина XVIII в. была проникнута традиционализмом. И это понятно и объяснимо. Хотя развитие торговли и отходничества, особенно в конце XVIII — начале XIX в., начинает вторгаться в привычный уклад жизни крестьянства, повседневная жизнь большинства крестьян ограничивается пределами деревенской округи и сельской общины. Не следует забывать, что история ментальностей подчинена историческому ритму времени, по словам французского историка Ф. Броделя «ментальности — это темницы, в которых заключено время большой длительности»1. В России XVIII в. сельское хозяйство продолжало оставаться основой материального производства, изменения в этой области шли крайне медленно, культура сельскохозяйственного производства основывалась на традиционном опыте, индивидуальные начинания и новации не могли принести ощутимых сдвигов в развитие сельского хозяйства2. Ментальность крестьянина, семья и хозяйство которого в этих условиях создавали как бы единый организм, была более устойчива по сравнению с ментальностью других слоев общества, менее подвержена внешним влияниям и коренной ломке.
В отечественной историографии накоплен обширный материал, который может быть использован для реконструкции ментальности крестьянст-
Цит. по: Гуревич А. Я. Жак Ле Гофф и «Новая историческая наука» во Франции // Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. С. 368. См.: Милое Л. В., Вдовина Л. Н. Культура сельскохозяйственного производства // Очерки русской культуры XVIII века. Ч. 1. М., 1985. 124
ва. С наибольшей полнотой изучены представления о труде, отношение к природе, понимание обычного права, этические нормы и традиции в семье и общине у государственных крестьян Сибири второй половины XVIII — первой половины XIX в.1 Обычно-правовые аспекты, касающиеся поземельных и имущественных отношений, в помещичьей деревне всесторонне исследованы в трудах В. А. Александрова2. Нисколько^не умаляя значимости результатов этих и других исследований в современной отечественной историографии, хотелось бы только заметить, что избранный историками угол зрения был либо социально-экономический, либо историко-этнографиче-ский. Но возможен и другой подход, антропологический, через реконструкцию ментальное™ крестьянина как человека, не просто сущностно связанного с землей, но и имевшего свой внутренний эмоциональный мир, свои представления об окружающей действительности, которые определяли его образ мыслей и действий. В русле историко-антропологического подхода накоплен немалый опыт зарубежными и отечественными медиевистами3. По-видимому, необходим исторический синтез разных подходов, который бы объединил социальное и культурное, что способствовало бы воссозданию жизни людей, включенных в материальное и духовное производство определенной исторической эпохи на том или ином уровне развития аграрного строя. Иначе говоря, нельзя понять материальные отношения в обществе, не включая их в широкий социально-культурный контекст, в том числе и историю ментальностей, учитывая различные формы поведения людей от хозяйственного до религиозного.
Путь от истории аграрных отношений к истории ментальное™ русского крестьянства возможен при новом осмыслении уже известных источников. Обращаясь к историческому источнику с новыми вопросами, историк всегда имеет возможность убедиться в неисчерпаемости источника, дающего ответы на вновь поставленные вопросы. Так, например, историкам русского крестьянства XVIII — XIX вв. хорошо знаком такой источник, как крестьянские челобитные, которые использовались для изучения разных вопросов — от классовой борьбы до поземельных отношений4. Однако воз-
См.: Громыко М. М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII — первая половина XIX в.). Новосибирск, 1975; Она же. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М., 1986; Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII — первой половины XIX в.). Новосибирск, 1979; Крестьянство Сибири в эпоху феодализма. Новосибирск, 1982 и др. Александров В. А. Сельская община в России (XVII — начало XIX в.). М., 1976; Он же. Обычное право крепостной деревни России. XVIII — начало XIX в. М., 1984. См.: Гуревич А. Я. Проблемы ментальностей в современной историографии // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. Вып. 1. М., 1989; Он же. Европейское средневековье и современность // Европейский альманах. История. Традиции. 1%льтура. М., 1990. Алефиренко П. К. Крестьянское движение и крестьянский вопрос в России в 30—50-х годах XVIII века. М., 1958; Раскин Д. И. Использование законодательных актов в крестьян-
125
можности челобитных, как источника, этим не ограничиваются. Челобитные, отражавшие кровные интересы и насущные нужды крестьянских миров и отдельных общинников, сохранили живую практику социальных отношений и поведенческих установок людей. Они позволяют очертить не только внешние контуры жизни крестьянина, но и представить изнутри жизнь общины, проникнуть в побудительные причины тех или иных поступков человека. Попытаемся подкрепить высказанные общие положения на примере исследования комплекса документов (крестьянские челобитные, мирские приговоры, материалы монастырской администрации) Иосифо-Волоколам-ского и Пафнутьево-Боровского монастырей в первой половине XVIII в. (до секуляризации)1. В этой группе источников, среди которых крестьянские челобитные занимают доминирующее место, получили отражения вопросы крестьянского землепользования, то что составляло сердцевину жизни и деятельности крестьянина. Перераспределение земли, проводившееся крестьянским миром в разных формах вызывало различную реакцию, наряду с чисто эмоциональными действиями крестьян можно проследить и вполне определенные представления о мирском и личном, которыми руководствовались крестьяне.
Выделяются несколько моделей поведения крестьян в связи с земельными спорами по перераспределению земли: I — полное согласие с решением мира; II — несогласие группы крестьян с мирским приговором, выраженное письменно в обращении к монастырским властям и действиями со стороны недовольных; III — несогласие одного крестьянина, выраженное в письменной форме или активным сопротивлением против действий общины; IV — споры между отдельными крестьянами, которые не подчинились решениям мира. Конечно, отмеченными конфликтными ситуациями далеко не исчерпывалось многообразие споров «на меже». Различные модели поведения могли быть представлены в одном земельном споре разными сторонами и даже одними из участников спора. Противостояние по конкретному поводу — наделение землей, воплощавшееся в оппозиции мир — крестьянин или крестьянин — мир, носило чаще всего непродолжительный характер. Так или иначе спор разрешался, если не в миру, то при посредстве монастырской администрации, которая выступала в роли своеобразного арбитра. Вмешательство со стороны наиболее авторитетных членов общины или монастырских властей было подчас необходимо: споры происходили бурно, спорящие стороны словом и делом доказывали свою правоту.
ских челобитных середины XVIII века // История СССР, 1979, № 4; Вдовина Л. Н. Крестьянская община и монастырь в Центральной России в первой половине XVIII в. М., 1988.
Российский государственный архив древних актов (далее — РГАДА). Ф. 1192 (Иоси-фо-Волоколамский монастырь); Ф. 1198 (Пафнутьево-Боровский монастырь). 126
В вотчинах Иосифо-Волоколамского и Пафнутьево-Боровского монастырей, земельные владения которых располагались в 22 уездах Центрального района России, крестьянский мир в первой половине XVIII в. выступал в форме однодеревенской общины, регулировавшей крестьянское землепользование на определенной территории, исторически «тянувшей» к селу или деревне. Такая ограниченность сферы поземельного влияния мира порождала, с одной стороны, казалась бы, полную объективность при перераспределении земель, так как члены общины хорошо знали тяглоспособ-ность дворов своих соседей, а с другой — предельную напряженность, поскольку ограниченный земельный фонд и круговая порука не позволяли всесторонне учитывать интересы каждого. В этой ситуации земельные споры были неизбежны, только крестьянская община могла их или предотвратить или разрешить «полюбовным» согласием. Одним из проявлений отмеченного противоречия (а одновременно и способом его решения) были земельные переделы. Вопрос о предстоящем переделе земли обсуждался на мирском сходе, на котором присутствовали крестьяне-дворохозяева. Решение о проведении передела фиксировалось письменно в мирском приговоре. Так, в апреле 1747 г. на мирском сходе крестьян с. Беницы Боровского уезда староста Осип Федоров «и все крестьяне, быв на мирской сходке, приговорили по силе нынешней ревизии за прибылью перед прежнею переписью в оном селе усадебную и полевую пахотную землю, и сенные покосы поделить по душам, и намеривать земли где будет угодно, и в том спору между собою никакова не чинить»1. Установившийся порядок отношений между миром и монастырем предусматривал утверждения монастырскими властями решения мира, выраженного в мирском приговоре. В некоторых случаях приговоры мира о переделе земли письменно не оформлялись, что обнаруживалось при разборе конфликтных ситуаций2. Передел мог быть проведен и без указа из монастыря, поддерживающего решения мира. Но если по поводу подобного передела возникали споры, то он признавался незаконным3. Заявлять монастырским властям о необходимости передела земли могли, помимо мирского схода, и отдельные члены общины. После разбора таких просьб приказчиками монастырские власти предлагали миру провести передел земли4. Если по каким-либо причинам мир считал передел земли невыгодным или несвоевременным, то обычно начиналась длительная переписка с монастырем.
1 РГАДА. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 2073. Л. 1. 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1745. Д. 24. Л. 36; 1749. Д. 5. Л. И; 1752. Д. 87. Л. 1; ф. 1198. Оп. 3 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1728. Д. 20. Л. 5-6; ф. 1198. Оп. 2. Д. 682. Л. 1; Д. 2393. Л. 30-30 4 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1730. Д. 22. Л. 55-58; 1742. Д. 22. Л. 1; 1747. Д. 15. Л. 31; 1747 Д.
127
Для проведения передела на мирском сходе выбирали мерщиков земли из наиболее авторитетных, «добрых» крестьян. Приговор схода служил мерщикам земли как бы своеобразной инструкцией. Крестьяне с. Болашково Тверского уезда писали в мирском приговоре: «... и мереть им как усадебную, так и пахотную, и сенокосную землю, мереть сподволь подесятинно... а померщикам давать за труды по 10 копеек в день»1. Иногда во время проведения передела мерщики подвергались угрозам и нападениям крестьян, не желавших передела. Об одном из таких случаев сообщал архимандриту Ио-киму крестьянин Михей Сидоров из д. Грыни Козельского уезда. Он был выбран в 1729 г. мерщиком земли в своей деревне. Во время передела произошел спор и «... земли делить не дали, а за оную землю меня выжгли, и той деревни крестьянин Фотей Павлов сказал, мы де тебя прощаем, чтоб ты от дела отстал, а то де мы тебя сожжем и разорим вконец»2. Вообще в этом земельном споре отразился тугой узел внутридеревенских проблем и личностных отношений. Мирской приговор крестьян д. Грыни, одной из крупных населенных вотчин Иосифо-Волоколамского монастыря (на сходе было 40 крестьян дворохозяев), был принят с записью «чтоб впредь, кроме сей разверстки, земли вновь никогда не делить и навозов не ломать». Зачинщикам споров ц новых пределов угрожал штраф в 35 рублей. По-видимому, запись о штрафе была не случайной, течение мирского схода и обсуждение вопроса о переделе проходило не гладко. Скупые строки мирского приговора не донесли разногласий, которые, вероятно, имели место. Причина спора и имена его зачинщиков, Фотия Павлова «с товарищами», были хорошо известны, поскольку Павлов захватил у нескольких односельчан «силою» землю. При разборе дела монастырскими властями Павлов явно лукавил, оправдываясь, что спорил он не один, а вместе с другими крестьянами, и хотел всего лишь равноценного обмена «навозных полос», подлежавших переделу. Обвинение в преднамеренном поджоге дома мерщика Павлов не признал, ссылаясь на свое отсутствие в это время в деревне. За внешними проявлениями — сорванный передел земли, споры, расколовшие общину, пожар — стояли глубокие причины. Дело в том, что на мирском сходе было принято решение поделить землю «в равенстве как пресную, так и навозную в поле и усадьбах, и в лядах, и во всяких росчистных местах, а навозы бы обменивать в том же жеребье». Земли, в которые был вложен дополнительный труд, подлежали переделу наравне с пахотной землей. Именно это, без сомнения, было главной причиной конфликта, решенного в конце концов в пользу большинства членов мира, желавшего поделить все виды земельных угодий по душам.
1 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1748. Д. 28. Л. 149 об. 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1730. Д. 4. Л. 4-4 об.; д. 22. Лл. 10,16,17.
128
На передел земли собиралась почти вся деревня. Кроме мерщиков земли, в организации и проведении передела принимали участие староста и священник сельской церкви. Часто передел происходил в присутствии и под контролем представителей монастырской администрации — приказчиков, подьячих, приказных, которые должны были разбирать на месте возникавшие по поводу переделов споры. Ответственность за проведение передела в соответствии с принятым на мирской сходке решением несли староста и приказчик. Если их уличали в «неправом» разделе земли, то могли и наказать. Правда, если указанные в челобитной факты не подтверждались при разборе дела, то наказанию подлежали сами челобитчики1. Любопытную картину земельных споров во время передела земли в д. Бели Рузского уезда в 1746 г. можно восстановить из челобитной крестьянина Афанасия Семенова и материалов разбора этого дела. Монастырский приказчик Василий Ефимов, собрав по решению мира крестьян, при переделе земли отрезал часть дворовой земли, занятой строениями, у братьев Семеновых в пользу крестьянина Михаила Васильева. Объяснения братьев о том, что они владеют лишь землей по обмену с другим соседом Тимофеем Тимофеевым не были приказчиком приняты во внимание. Пользуясь своей властью, приказчик избил одного из братьев палкой «до полусмерти». Епископ Серапион, разбирая этот конфликт, после допросов всех заинтересованных лиц пришел к решению: «... а мирская пословица с одного вола две кожи не дерут... и приказчик хотел просителя утеснить напрасно». Поэтому решено было приказчика наказать плетьми, дав ему сто ударов при других монастырских служителях, «дабы от других приказчиков крестьянам обиды не было»2. Этот случай интересен не только фактом наказания монастырского приказчика и накалом деревенских страстей, которые усилиями самого мира разрешить было не под силу, но и самим предметом спора — делили дворовую землю с постройками, ту землю, которая находилась в подворном владении, а обиженные протестовали не против передела как такового, а были возмущены формой его проведения. Воля большинства общинников нередко приходила в столкновение с конкретными интересами отдельных общинников. Меньшинство было вынуждено в таких случаях подчиняться решению мирского схода, терпя потери и неудобства. У недовольных состоявшимся переделом был небольшой выбор: или обращаться с письменной просьбой о справедливом решении к монастырским властям, или реагировать на действия мира, выражая словом и делом свое с ним несогласие. Так, например, крестьянин Андрей Ларионов из с. Адамовского Медынского уезда в челобитной к архимандриту Паф-нутьево-Боровского монастыря Дорофею писал, что передел земли еще бо-
1 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1748. Д. 34. Л. 18 об.; 1752. Д. 52. Л. 114. 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1746. Д. 42. Л. 23-28. 129
лее усугубил чересполосицу: отведенная ему огородная земля была выделена из полевой земли в таком дальнем расстоянии, что «за многою изгородкою и за скудостию владеть невмочь»1. Иначе свое несогласие с переделом выразил крестьянин д. Грыни Козельского уезда Василий Рудаков. По словам свидетелей он разогнал и избил мерщиков, высказал полное неуважение к миру и монастырским властям. Он говорил в горячке спора: «... у вас указ воровской, я тем указом гузно податру, я и сам лучше архимандрита, а приказчик к нам прислан свинья...» Один из крестьян ему возразил: «Ты, Василий, бьешь напрасно, мы будем правы». И действительно, передел был проведен согласно мирскому приговору2. Протесты против передела земли иногда давали для спорщика желаемой результат: передел откладывали. Обычно это происходило в тех случаях, когда недовольные были способны к непредсказуемым действиям, поэтому было благоразумнее подождать или заручиться поддержкой монастырских властей. Последнее предположение подтверждает сообщение о несостоявшемся переделе усадебной и огородной земли в Теряевой слободе в 1748 г. Причиной тому были действия крестьянина Федула Козьмина. Решение о переделе было принято на мирском сходе еще год назад, полевую землю поделили без споров. «А как пришли на огород Федула Козьмина с мерой, — писали жители слободы епископу Серапиону, — то он вышел из двора своего, стал нам говорить, что сойдите с огорода моего добровольно, а ежели не сойдете, то быть худу, а с какого вымыслу хочет и какую худобу сделать, про то мы не знаем, токмо знатное дело, что хочет дурачество сделать, и тут мы все разошлись... и дел и меру бросили». Жители Теряевой слободы просили помочь им довести передел до конца, «усадебную, огородную землю разделить по душам, кроме дворовой усадьбы по задние ворота»3. И снова мир вторгается в крестьянское землепользование усадебной, огородной и частично дворовой землей. Сами крестьяне и монастырские власти воспринимают это как дело обычное, беспокойство вызывают лишь обстоятельства его проведения. Конфликт в Теряевой слободе был разрешен после вмешательства монастырской администрации, но не всегда последняя оказывалась на высоте. При проведении переделов приказчики часто злоупотребляли своим положением, брали взятки, принуждали крестьян делить землю, ущемляя их интересы. В 1751 г. крестьяне д. Фадеево Рузского уезда сообщали в Иосифо-Волоколамский монастырь, что приказчик Василий Ефимов «чинил раздел неправильно, не по инструкции... принуждал нас из-под неволи метать жре-
1 Там же. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 685. Лл. 1-1 об. 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1728. Д. 20. Л. 8 об. 3 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1748. Д. 34. Л. 72-72 об.
130
бий»1. Еще больше возможностей для произвола и взяточничества было у приказчиков при разборе споров по переделам. Крестьянин Константин Косьянов из д. Болобаново Рузского уезда просил приказчика Матвея Забелина отвести ему землю, незаконно захваченную соседом Ануфрием Григорьевым. Вместо справедливого разбирательства спора приказчик, по словам челобитчика, «пошел в Ануфрию в избу пива пить, и вышел на улицу, стал мне говорить, что мне от тебя будет, дай мне полтину, то я определю тебе опять твою огородную землю». Крестьянин взятки не дал, приказчик бил его «смертно» и держал восемь дней «в колоде»2. Мирская верхушка тоже не отставала от представителей монастырской администрации, используя переделы в своих целях. Крестьянские челобитные содержат немало примеров, показывающих, как «прожиточные» крестьяне всеми средствами стремились добиться для себя преимуществ. Спор между крестьянами д. Куприно Боровского уезда при разделе тяглой земли в 1736 г. возник, например, по вине старосты и десяцкого, «которые землю всю врозь разметили, а себе побрали кстати, да против их же огородов в концах оставлено мирской земли, и на той земле кладут хлеб и дрова», в то время как у других крестьян «против своих усадеб не токмо хлеб и дрова класть летним временем, кроме тяглой земли и телеги поставить негде»3. Недовольные произведенным переделом крестьяне Федор Михайлов и Петр Семенов показали в своем доношении монастырским властям доскональное знание потягольной разверстки внутри общины, что позволило им предложить более рациональное перераспределение земли между соседями. Если передел наносил ущерб интересам экономически сильных крестьянских дворов, то их владельцы энергично сопротивлялись проведению уравнения земли. Так, «прожиточные и семьянистые» крестьяне с. Русино-во Боровского уезда в 1729 г. «оставя мирской приговор», отказались отдать в передел свои полосы, так как они на «те полосы навозили навоз, телег по 50 и больше». Но большинство односельчан, те, кто «не возили ни единой телеги» все-таки настояли на переделе4. Представления монастырских крестьян об их праве на землю в XVIII в. исходили из обычного права о наделении землей тех, кто ее обрабатывает, с одной стороны, с другой — из владельческого права на взимание ренты с тех, кто сидит на земле владельца. В крестьянском правосознании понятия «собственность», «владение», «пользование» по отношению к земле не были строго определены и разграничены. Собственной, «своей» землей, не подлежащей переделу, крестьяне считали ту землю, которая была в постоянном
1 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1751. Д. 48. Л. 27. 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1750. Д. 48. Л. 179-179 об. 3 Там же. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 1238. Л. 1-1 об. 4 Там же. Ф. 1198. Оп. 2. Д. 681. Л. 1-3 об. 131
подворном владении. В действительности, «собственным» было только дворовое место, на котором располагались жилые и хозяйственные постройки. Примечательно, что трудовое право, воплощенное в затраченном на расчистку земли труде, не давало гарантий на постоянное владение этой землей. При переделах, через 8—10 лет после расчистки, а иногда и раньше, эти земли община включала в состав тягловой земли, и они подлежали уравнению наряду с другими угодьями. Разделу подлежали не только пашня, сенокосы и даже расчистки, но и все виды усадебной земли (огородная, дворовая, вплоть до коноплянников и капустников). Казалось бы, подобные переделы противоречили самому назначению усадебной земли. Хозяйственные интересы требовали, чтобы усадебная земля, как наиболее удобренная и близкая к дому, находилась в наследственном владении крестьянского двора. При переделах усадебной земли крестьянские дворы в большинстве случаев оставались на старых местах. В зависимости от изменения числа душ м.п. делали только «отрезки» и «прирезки» земли от одного двора к другому. Такое положение вело к тому, что крестьянские дворы получали подчас участки усадебной и огородной земли в нескольких местах. Распространение чересполосицы в усадебных землях было неудобно в хозяйственном отношении и к тому же давало постоянные поводы для конфликтов. Земли, занятые дворовыми постройками, при переделах усадебной земли не делили. В мирских приговорах встречаются такие записи: «А дворов не переделивать, жить по старому» или «Где кому дворовая земля достанется со всяким дворовым хоромным строением и с тех усадеб всякого строения никому не ломать и друг друга не разорять»1 \ Это правило распространялось на хозяйственные постройки, непосредственно связанные с крестьянской избой, а в некоторых случаях и на строения, разбросанные по всей усадьбе (овины, гумна). Иногда община устанавливала срок, в течение которого дворовые постройки в передел не поступали: «... землю с хоромным строением не ломать друг у друга 20 лет» или «... доколе хоромное строение не сгниет до тех мест не ломать и владеть по старым душам»2. Дворовая земля, а точнее, та ее часть, которая была занята постройками, находилась в собственности крестьянского двора. Но эта норма обычного права не всегда соблюдалась в жизни. Поскольку наделение усадебной землей шло по душам м.п., изменения в подворном наделении землей были неизбежны. Получалось так, что «двор заходил за двор», причем на прирезанной усадебной земле оказывалась часть построек соседнего двора. По мирскому приговору о разделе земли в 1747 г. в д. Шанину Рузского уезда было
1 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1731. Д. 21. Л. 42; 1748. Д. 34. Л. 52,74,151 об.; 1750. Д. 48. Л. 95 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1737. Д. 25. Л. 5; 1752. Д. 52. Л. 90-97.
132
решено дворов не трогать, а на «прибылые души определить из полевой земли». Такое решение привело к трехлетней тяжбе между миром и крестьянами Харитоном Парфеновым «с товарищами», которые настаивали на выделении им земли из фонда усадебных земель, что вызвало бы ломку дворового строения1. Переделы приусадебной земли часто сопровождались спорами из-за жилых и хозяйственных построек. Стремление крестьян сохранить постройки на старых местах не всегда принималось общиной в расчет. Так, крестьянин с. Тимошево Волоцкого уезда жаловался на мир, по решению которого половина его двора «с жилой избенкой» отходила к соседям и подлежала сносу2. При переделе всех угодий в д. Большое Страмилово Волоколамского уезда Афанасий Степанов «с товарищами» вынуждали Дмитрия Крисанова снести дворовые постройки со старой усадьбы на другую сторону, а Тимофея Сидорова с его тяглой земли «изгоняли с хоромным строением на пустырь»3. Как видим, на практике встречаются переделы земли не только с хозяйственными постройками, но и с жилыми. Уже сами факты указания в мирских приговорах на то, чтобы «дворов не ломать», означают, что случаи слома и переноса дворовых построек имели место. В то же время просматривается тенденция ограничить подобную практику. Крестьянское землепользование определялось обычно-правовыми нормами, которые регулировали порядок эксплуатации всех видов угодий. Мирские традиции землепользования сталкивались в поземльных спорах с личными интересами. Эмоционально реагируя на ущемление своих интересов миром, крестьяне не выступали против принципа землепользования. Сильное мирское начало проявлялось в представлении о коллективном пользовании и распоряжении землей даже в ущерб личным устремлениям отдельных членов крестьянского мира. Крестьяне под напором авторитета (или авторитарности) мира, а в ряде случаев монастырских властей, вынуждены были уступать. Но конфликты крестьян с миром не носили трагического характера, даже касаясь такого жизненно важного вопроса как наделение землей. Споры разрешались Сельская община, исходя из тяглых возможностей каждого крестьянского двора, обеспечивала выполнение возложенных на нее государством и владельцами податных обязанностей. Она опиралась на нормы обычного права, по которым семья пользовалась тяглой землей потомственно. В этом смысле крестьянский надел был «вечным владением», снимавшим вопрос о частной собственности на землю. При изменениях положения крестьянско-
1 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1748. Д. 34. Л. 48-58. 2 Там же. Ф. 1192. Оп. 3, 1714. Д. 5.'Л. 2. 3 Там же. Ф. 1192. Оп. 3,1748. Д. 34. Л. 60-61 об. 133
го двора община временно передавала часть надельной земли от одного двора к другому. Мир учитывал, соизмерял земельный надел с рабочими и хозяйственными возможностями крестьянского двора. На ментальности рус-'Сшго крестьянина отражалась включенность в общее мирское целое, следование устоявшимся традициям, ощущение определенной защищенности со стороны мира. Все это проступает и в поведении крестьян во время земельных споров, которые латентно отражали представления крестьян о праве на землю. Сильное общинное начало в понимании права на землю не только не утрачивало, но, напротив, усиливало свои позиции у монастырского крестьянства Центра в первой половине XVIII столетия.
Е. Н. Марасинова (Институт российской истории РАН)
ВОТЧИННИК ИЛИ ПОМЕЩИК? (Эпистолярные источники о социальной психологии российского феодала второй половины 18 века)
Целостное всестороннее исследование развития общества в тот или иной конкретный исторический период невозможно без учета субъективного фактора, анализа социальной психологии, менталитета. Важнейшей составляющей сложных причинно-следстветшх связей русского исторического процесса является взаимозависимость аграрного строя и общественного сознания. В предлагаемых заметках я остановлюсь лишь на одном аспекте этой глобальной проблемы, а именно — на особенностях менталитета дворянства второй половины 18 века, как привилегированного сословия земле-и душевладельцев. Историографическая традиция относит царствование Екатерины II к «золотому веку» российского нобилитета, зениту его экономического и политического могущества. Действительно, в ряде законодательных актов 18 века было закреплено за дворянством монопольное право владения землей и крестьянами, признано равенство владельческих прав на вотчину и поместье, отменой обязательной государственной службы снят условный характер земельного держания. Однако, за такими легитимными документами как Указ о единонаследии 1714 г., Манифест о вольности дворянства 1762 г., Жалованная грамота дворянству и городам 1785 г., стояла сложная и противоречивая историческая реальность, постижение которой предполагает изучение менталитета феодального класса России. Мои выводы основываются на сведениях эпистолярных материалов, включающих около 3000 писем 144 авторов, из которых более или менее равноценные с точки зрения объема комплексы переписки, принадлежащие 50 авторам и содержащие строго по 40 писем, подвергнуты контент-анализу по специально разработанной методике. За различными жизненными путями, судьбами, карьерами авторов и адресатов просматриваются определенные биографические типы, отражающие сложный процесс выделения в среде высшего сословия интеллектуальной элиты. Гетерогенность и даже противоречивость социального состава этой группы, включающей потомков родовитого боярства, новую знать и формирующийся интеллектуальный слощ выразились и в неоднородности позиций по отношению к главному производственному богатству страны, 135
земле, и к главному источнику рабочей силы, крепостному крестьянству. Среди авторов писем и владельцы крупных фамильных вотчин, Шереметев Н. П., Щербатов М. М., и могущественные латифундисты, подобно Потемкину Г. А. и Орлову А. Г., составившие свои огрбкные состояния ш волне «случая» женского царствия, и представители знатных, но постепенно беднеющих родов, такие как Фонвизин Д. И., Муравьев М. Н., и жестоко нуждающийся Новиков Н. И., безземельный Гамалея С. И., погибший от голода в Берлине А. М. Кутузов, и, наконец, обладатели баснословных, но плебейских богатств, ярким представителем которых был П. Д. Демидов. Ведущим отличительным признаком этой группы, выделяющем ее на фоне рядового дворянства, была элитарность, осознанная как элитарность родовитости, или близости к трону, или богатства, или духа, знания. Это своеобразный вертикально направленный старт включал в себя элиту самых различных слоев дворянского сословия — родовую, чиновную, владельческие, интеллектуальную. Преломление в сознании дворянской знати ее вотчинных прав, на мой взгляд, с особой отчетливостью выявляет уровень и тенденции развития политико-экономического сознания всего сословия. К фрагментам переписки, непосредственно связанной.с владельческими правами российского помещика и порожденной именно этой сферой социальной жизни дворянства, можно отнести различные сведения о пожалованных землях, а также наставления бурмистрам и приказчикам вотчинного хозяйства. Обнаруженная стандартность тем и формулировок, практическое отсутствие внутреннего осмысления событий и: ситуаций, удивительное сходство реакций, за которыми терялась индивидуальность автора, позволяет предположить, что в данных источниках отразился наиболее архаичный, тяготеющий к традиционности пласт сознания. Разбросанные в переписке, многообразие тематшш которой можно уподобить лишь многообразию реальности, на первый взгляд изолированные сведения о хозяйственной жизни имений и наращении земельных держаний их владельцев нельзя рассматривать вне обычного контекста всего эпистолярного материала, порожденного определенным типом культуры. Производственная деятельность какого-либо сословия, осуществляемая в соответствии с экономической рациональностью и целесообразностью, есть утопия. Она определяется как закономерностями развития общества, так и менталитетом его представителей. Бесперспективна попытка понимания целостных ориентации экономического мышления дворянина, мотивов его хозяйственной деятельности, уровня развития самосознания помещика лишь из того, что он принадлежал к сословию земле- и душевладельцев. Привилегированное право сословия на землю и труд крепостного крестьянина, обусловленное спецификой социального развития российского общества, действовало на умонастроение дворянина не прямолинейно, а через сложнейшую
136
систему его социальных предпочтений, отражаясь, в свою очередь, на особенностях аграрного строя России. Исследование социально-экономического сознания правящего класса должно сводиться к проблеме его функциональной роли и, следовательно, казуальных связей истории. Именно поэтому я буду исходить в своих рассуждениях из важнейших характеристик сознания дворянина в целом, опираясь при этом на некоторые последние работы методологического плана о многовариантности феодализма и особенностях российского исторического процесса. Картина мира, усваиваемая в процессе социализации представителями высшего класса, складывалась из спонтанно проявляемого неидеологизиро-ванного восприятия образа императора, уровня развития сословного самосознания и, наконец, отношения к крещютному крестьянину, обрабатывающему поля помещика. Синхронный анализ отразившихся в эпистолярном материале данных тематических блоков и сведений о ведении поместного хозяйства, а также реакций авторов писем на те или иные материальные ценности позволил увидеть дворянина — собственника земли и крестьян в разных его социальных ролях, и как верноподданного, и как повелевающего барина-помещика, и как представителя конкурирующего феодального сословия, т. е. рассмотреть проявление его владельческого менталитета по линиям: дворянин — император, дворянин — дворянство, дворянин — крестьянин. Остановлюсь детально на каждом аспекте. Частотный и семиотический анализ понятий, определяющих вотчину, показал множественность их смыслов. Свою землю авторы писем могли называть: имением, деревней, хозяйством, волостью, вотчиной, местностью, пожалованными землями, назначенным имением, дачей, землями, пожалованными в вечное и потомственное владение, землями под опекой. (Термины даны в порядке убывания частоты встречаемости). Наиболее частое словоупотребление относилось к нейтральным «имению» и «деревне». Очевидно, что нивелированная легитимная реальность имела неоднозначное преломление в сознании авторов, которые свои владельческие права далеко не всегда отождествляли с «вечной и потомственной собственностью». Смысловое содержание перечисленных понятий свидетельствует, что несмотря на уравнение юридического статуса вотчины и поместья, а также л
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|