Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зеркало крестьянского менталитета




Гг.

 

14 ноября 1894 года в большой церкви Зимнего дворца состоялась брач­ная церемония российского императора Николая II и принцессы из захолу­стного немецкого Дармштадта Алиссы Гессенской (получившей при приня­тии православия 21 октября 1894 года имя Александры Федоровны). На эту церемоникшз^государственных сред2Хв~6ыло выделено 2,5-млйг^убвШЙ^Как видно из хранящейся в ГАРФе «Отчетной ведомости о расходах по случаю бракосочетания Его Императорского Величества Государя Императора» в эту сумму вошли расходы на приготовление помещений для Их Величеств (в Зимнем дворце и в собственном царском дворце), на приданное (платья, туалетные принадлежности, изготовление драгоценных вещей), на приобре­тение лошадей и разные расходы по конюшенной части и т. д. и т. п. Корона­ционные торжества в 1896 г. также обошлись примерно в 2,5 млн. рублей. Таковы были лишь некоторые «скромные» расходы царской четы, стоявшей на самой верхушке социальной пирамиды российского общества. В дальней­шем на каждый год Николай II мог получать из казны около 20 млн. рублей.

18 февраля 1905 года под влиянием начавшейся в стране революции, или, по образному определению кадетского профессора Н. А. Гредескула, «землетрясения» всего «народного организма России» Николай II издает указ, предоставлявшим право всем «верноподданным, радеющим об общей пользе и нуждах государственных», подавать «виды и предложения» на «вы­сочайшее» имя «по вопросам, касающимся усовершенствования государст­венного благоустройства и улучшения«; народного благосостояния» (ПСЗ III. Т. XXV. N. 25853). Их рассмотрение возлагалось на Совет Мини­стров. Указ, правда, сопровождался оговоркой, что «основные законы импе­рии» должны быть «незыблемо и непременно сохранены».

Указ вызвал целый поток крестьянских приговоров и наказов от сель­ских и волостных сходов из всех уголков Российской империи. В них кре­стьяне определяли прежде всего свое экономическое положение. Оно харак­теризовалось ими следующими словами-образами: «малоземелье», «беззе­мелье», «бедность», «крайняя бедность», «нищета», «нужда», «безысходная нужда», «постоянные голодовки», «голод и холод», «разорение», «вечное рабство», «упадок». «Житье»: «безвыходное», «скудное», «злое», «печаль-

173

 

ное», «убогое», «забытое», «мученическое», «несчастное», «безотрадное», «безнадежное», «отчаянное», «тягостнее смерти», «зависимое», «угнетен­ное», «крепостное», «скотское», «забитое», «тяжелое и бесправное положе­ние крестьянина-хлебопашца, добывающего себе кусок хлеба кровавым по­том», положение «рабов и вьючных животных», «крестьянское обнищание дошло до последних пределов». «Мы совсем стеснены, живем как во тьме и не видим свету, не видим удовольствия в своей жизни». «Сами в грязи, лох­мотьях и есть нечего... никому так худо не живется на Руси, как нашему бра­ту-крестьянину». «Так жить больше крестьянам нельзя, нас гонят в_лро-пасть... она перед нами». Крестьяне считали себя «закованными в рабские сети» и «замученными насмерть». Эти определения выделены нами из при­говоров и наказов российского крестьянства, стомиллионное население ко­торого и составляло основание той социальной пирамиды, которую увенчи­вали самые богатые землевладельцы Роесии — самодержец со своей семьей. Слишком велик был разрыв-между^еоциальными верхами и низами россий­ского общества, что и являлось основным постоянно действующим факто­ром нестабильности общественной атмосферы в стране, выражающейся в перманентных кризисах и революционных взрывах.

Что же представляли собой указанные^приговоры и шйсазы и почему, по нашему мнению, они являются зеркалом крестьянского менталитета ука­занного времени?

Мирской приговор — это скрепленное личными подписями письменное решение крестьянского схода, носящее публично-правовой характер, с кон­ца XIX века — одна из основных разновидностей массовой крестьянской до­кументации.

Заметим, что вплоть до революции 1905—1907 гг. петиционного права в российском законодательстве не существовало. Право коллективных хода­тайств принадлежало только общественным и сословным собраниям, и то в пределах местных «польз и нужд». Таким правом пользовались дворянские собрания и отчасти — земств и городов. Но только дворянские собрания могли представлять свои ходатайства (адреса) в руки царю. Города и земст­ва должны были заявлять о своих нуждах через губернатора министру внут­ренних дел. Но никакое ходатайство («петиция») по существовавшему тог­да законодательству не должно было касаться государственного устройства, управления или интересов других сословий, быть выражением обществен­ного мнения. Всегда все предложения, которые выходили за рамки местных и сословных интересов и касались общих государственных вопросов, счита­лись противозаконными и их авторы зачастую привлекались к ответствен­ности и наказанию.

Все эти обстоятельства сказывались и на содержании крестьянских че­лобитных, прошений, приговоров и т. п. документов, которое до первой рос­сийской революции сводилось в основном к конкретным социально-эконо-

174

 

мическим вопросам, непосредственно затрагивавших крестьян как класс сначала феодального общества, а затем и как класс-сословие капиталистиче­ского общества.

Указ от 18 февраля 1905 г. предоставил российскому населению опреде­ленные послабления в области петиционной правоподачи. Но действие сего указа было весьма непродолжительным. 6 августа 1905 г. были опубликова­ны указы об учреждении Государственной Думы и положение о выборах в нее, которые и отменили Указ 18 февраля 1905 г. 61-й параграф положения о Государственной думе гласил: «В Государственную думу запрещается яв­ляться депутациям, а также представлять словесные и письменные заявле­ния и просьбы» (ПСЗ. Т. XXVI. № 27425). И в дальнейшем правительство пошло по пути издания различных циркулярных распоряжений, запрещав­ших составление и принятие петиций. Полицейские чины производили рас­следование обстоятельств их составления, наказывали их «зачинщиков» в административном порядке, возбуждали уголовные преследования. Само­вольные сходы не допускались или разгонялись силой, документы захваты­вались на месте их составления или перехватывались на почте.

Но репрессивные меры, предпринимаемые властями, не могли уже ос­тановить разбуженную энергию крестьян. Указ 18 февраля 1905 г. там где он был доведен до сведения крестьян, а надо сказать, что местные власти скры­вали его, или где они узнавали о нем другими путями — из газет, от агитато­ров политических партий, местной демократической интеллигенции — по­ложил начало крестьянскому «приговорному» движению 1905—1907 гг. Под этим термином условно понимается принятие и отсылка в высшие инстан­ции коллективом крестьян (чаще всего это сельские и волостные сходы, а также собрания, митинги и пр.) документально оформленных обращений, обязательно содержащих в себе кроме местных общеполитические и обще­экономические требования и пожелания. Эти обращения могли иметь фор­му приговоров, наказов, прошений, заявлений, постановлений, резолюций, писем, телеграмм и т. п., что в дальнейшем мы будем именовать собиратель­ными терминами «приговор» или «наказ». Для аналогичных документов, но содержащих в себе всякие просьбы, ходатайства, жалобы лишь конкретно-местного характера, употребляется термин «прошение» (прошения в доку­ментацию приговорного движения не входят).

Российские историки много сделали в области изучения крестьянских приговоров и наказов 1905—1907 гг., приговорного движения в целом1. К на­стоящему времени большинство исследователей стало придерживаться той точки зрения, согласно которой принятие приговоров являлось одной из ак-

 

См.: Сенчакова Л. Т. Историография «приговорного» движения крестьянства в 1905— 1907 гг. // Первая российская революция. 1905—1907 гг. Обзор советской и зарубежной лите­ратуры. М. 1991.

 

175

 

тивных форм крестьянского движения, а сами приговоры и наказы дают ре­альную возможность показать революционное крестьянское правотворчество в политической и аграрной областях, полнее раскрыть положительные и от­рицательные стороны крестьянской идеологии. В работах историков дана об­щая оценка крестьянским наказам и приговорам, признана высокая степень их достоверности и информативности. В историографии, особенно последних 20-ти лет, достигнуты немалые результаты: расширилась география приговор-ного движения, используются новейшие методы исследования (в частности, контент-анализ). Но возможности для дальнейшего расширения исследова­тельской деятельности в этом направлении еще велики, как в территориаль­ном, так и в глубинном отношениях. В разработке нуждается конкретная ис­тория создания наказов и приговоров, их судьба; история борьбы политичес­ких партий и организаций за влияние на их содержание, выработка единой методики статистической обработки документов, создание «банка» крестьян­ских приговоров и наказов во всероссийском масштабе (их своеобразной хро­ники) и т. д. Изучение такого многоинформативного источника, как крестьян­ские приговоры и наказы периода первой русской революции, очень важно для понимания истории российского крестьянства начала XX века.

Выводы, о которых мы будем говорить ниже, сделаны нами на основа­нии детального изучения более 660 приговоров и наказов крестьян Цент­ральной России (9-ти губерний Центрально-промышленного и 7-ми губер­ний Центрально-земледельческого районов). Центральные губернии, губер­нии «коренной» России — это район, который во многом определил поре­форменное социально-экономическое и политическое лицо всей страны. До реформы 1861 г. Центр являлся средоточием старых «дворянских гнезд» и основной массы крепостного крестьянства, т. е. был крепостнической цита­делью царской России. В пореформенный период — это район с самыми продолжительными и устойчивыми традициями крепостничества, тормо­зившего все развитие Российского государства, наибольшим сосредоточени­ем мощи государственного аппарата и наибольшей концентрированностью «взрывоопасных» для основ царского самодержавия элементов. Недаром в автореферате «Аграрная программа социал-демократии в русской револю­ции» (1908 г.) В. И. Ленин писал: «аграрный вопрос решает центр России» (ПСС. Т. 17. С. 166.).

Из 664-х исследуемых нами документов 347 выявлены в центральной и местной прессе, 194 в фондах РГИА и ГАРФа, остальные — в различных из­даниях (главным образом, сборниках документов) как дореволюционного, так и советского времени.

Конечно цифру 664 нельзя считать абсолютной. Многие приговоры еще в свое время «застряли» на волостном и других уровнях и утрачены для ис­ториков, немало их хранится в местных архивах. Но, так как в нашем распо­ряжении находятся документы, дошедшие в основном до своих адресатов,

176

 

определявших политику в аграрной области (об этом свидетельствует их на­хождение в фондах, прежде всего, Совета Министров и Государственной ду­мы, а через публикации в газетах часть этих документов становится извест­ной и широким массам населения), мы считаем, что располагаем основным содержательным комплексом документации приговорного движения кре­стьян центра России, что в свою очередь свидетельствует о его достаточной репрезентативности.

Основные этапы приговорного крестьянского движения связаны с ука­зом 18 февраля 1905 г., организацией и деятельностью Всероссийского кре­стьянского союза (конец лета — осень 1905 г.), с выборами и деятельностью I Государственной думы (весна — лето 1906 г.), П-й Государственной думы (зима — весна 1907 г,), В адрес последних поступило наибольшее число кре­стьянских приговоров и наказов, в которых выражались чаяния, пожелания и надежда на успешную деятельность этих новых учреждений для России.

Крестьянские приговоры и наказы 1905—1907 гг. — это продукт прежде всего коллективного действия крестьян. 370 документов (где имеются подписи или указано от скольких лиц подавался документ) насчитывают (по нашим подсчетам) более 150 тыс. подписей. Причем в эти подсчеты не вошли докумен­ты, поданные, например, от имени: 70-ти селений, 2-х волостей, 8-ми уездов, це­лой (напр., Воронежской) губернии, 40 селений, 19 сельских обществ (имеются печати и подписи 19 сельских старост), 54-х селений и т. п.

Конечно, степень крестьянской активности в приговорном движении не следует преувеличивать, особенно если учесть, что сельское население цент­ра России насчитывало около 40 млн. человек. Обычно на сход или собра­ние приходило много народа, но иногда — лишь несколько человек. Однако для общего умонастроения деревни типичны были не последние случаи. Ре­волюционизирующим фактором становились как сами сходы, происходив­шие в обстановке неподдельного энтузиазма, так и обсуждение на них при­говоров и наказов и сама запись пожеланий и требований в приговор. Сде­ланная запись и отсылка приговоров пробуждали нетерпеливое ожидание, надежды на перемены^ к лучшему, были для крестьян как бы моральным оп­равданием их самоуправных действий в период революции.

Изучение в совокупности крестьянских приговоров и наказов 1905— 1907 гг. показывает, что в целом это — источник универсальный. Их содер­жание, если предположительно отвлечься от всех других источников, специ­альной и художественной литературы, дает практически полное представле­ние о жизни и быте русских крестьян начала XX века, их нуждах, страдани­ях, помыслах и надеждах, мечтах, чаяниях, видениях крестьянами мира ок­ружающей их социальной действительности, суждениях крестьян о своем месте и своих путях в обществе, их представлениях об идеальном порядке в России. С различной степенью полноты приговоры и наказы раскрывают экономическое и социально-политическое положение крестьянских масс,

177

 

многообразие конфликтных зон повседневной деятельности, конкретные причины и поводы для народного недовольства и протеста, социальной аг­рессивности. Содержание большинства документов комплексное, в них со­четалось политическое и экономическое, общественное и бытовое, всерос­сийское и местное, революционное и мирное. Они выявляли крестьянский кругозор, в них объективизировалось общественное сознание и настроение российского крестьянства, т. е. для исследователей они являются как бы зер­калом, сохранившим отражение крестьянского менталитета начала века.

В большинстве приговоров и наказов вначале дается описание бедст­венного положения крестьян, затем излагаются их требования и пожелания.

Крестьянские приговоры и наказы содержат богатую информацию о раз­мерах наделов, полученных крестьянами по реформе 1861 г., о демографичес­ких изменениях в деревне, о недостатке или полном отсутствии у крестьян та­ких земельных угодий, как лес, выгоны, пастбища, сенокосы. Многие кресть­янские приговоры восходят к реформе 1861 г., находя причину обнищания де­ревни в неправильном наделении землей при освобождении. Причем крестья­не не ограничивались лишь констатацией факта, а приводили конкретные цифры, подтверждающие диспропорцию в отношениях землевладения.

«До бога высоко, до царя далеко». Поэтому крестьяне в своих пригово­рах сопоставляют свои нищенские наделы ti крупным землевладением со­седних помещиков. Крестьянство страдает от малоземелья, вымирает, тогда как помещики, не работающие на земле, обладают громадными латифундия­ми, полученными, по мнению крестьян, отнюдь не праведными путями.

Из Ардатовского уезда Нижегородской губ. писали: «С тех пор, как выпу­стили нас из-под власти помещиков, земли у нас остается прежнее количест­во, а население вдвое увеличилось, поэтому землю надельную раздробили на такие маленькие куски, что получились полосы — с бороной не проедешь. При недостаточной земле, как ее не удобряй большого урожая не получишь... известно, что большинство помещиков, в былые времена, приобретали име­ния и земли не покупкой на трудовые деньги, а задарма — умелым прислужи­ванием перед власть имущими. Зло это происходило не год и не два, а целые века, от этого произошло то, что вся земля сосредоточилась в руках богатых дворян и монастырей, крестьянин остался с микроскопическим наделом — полдесятиной надушу» («Нижегородская земская газета». 1906.5 января.).

Крестьяне деревень Высоцкая и Поречье Московской губ. сообщали; «У нашего помещика, кн. Мещерского, на одну его душу приходится 14 тыс. десятин земли, а нас наделил в 1861 г. на одну ревизскую душу три с поло­виной десятины, и то не вполне, а так аккуратно обрезал землю, точно в кап­кан запер всю свою вотчину; выгоны, леса, воду — все себе взял» («Народ­ное дело». 1906.8 июля.).

«Тяжела и беспросветна жизнь русского крестьянина, — констатирова­ли жители дер. Буяново Краснинского у. Смоленской губ. — Единственный

178

 

источник пропитания — кормилица-земля — захвачена казной, церквами, уделами и помещиками. Крайнее безземелье и всевозможные налоги и пода­ти гнетут крестьянина, не дают ему очнуться и отдохнуть от постоянной ра­боты» (Газ. «Днепропетровский вестник». 1905.3 декабря.).

Малоземелье, дальноземелье, чересполосица, невыносимый гнет крепо­стнических помещичьих латифундий, отработки^кабала, высокие арендные цены, непосильное и все возрастающее бремя налогов и различных податей, обнищание — такова реальная картина жизни крестьянства Центральной Росси, видная из крестьянских приговоров и наказов 1905—1907 гг. И эта реальная повседневность, естественно, сказывалась на менталитете кресть-_янства^ возбуждая в нем чувство острого недовольства своим положением. Отсюда же и почти ёдйнодушно?11рограммное требование крестьянства — полная ликвидация помещичьей земельной собственности, передача всех конфискованных помещичьих и прочих (монастырских, удельных и т. п.) зе­мель в пользование народу с соблюдением принципа равного права на зем­лю для тех, кто на ней трудится, без всякого вознаграждения помещиков со стороны крестьян. Словом, земля должна быть общая, а пользоваться ею должен тот, кто сам ее обрабатывает (семьей и без использования_наемного труда). Справедливость этого решения была признана и разногласий по это­му вопросу в приговорах и наказах практически нет.

Апеллируя к «высшей справедливости», авторы многих приговоров ка­тегорически высказывались против частной собственности на землю. «Зем^ ля — ничья, земля — божья», — писали крестьяне. Или, как говорилось в од­ном из приговоров, «земля — природа». Крестьяне, например, Муравьевской вол. Мышкинскощ у. Ярославское губ. заявляли: «Мы признаем землю божьей, которой должен пользоваться тот, кто ее обрабатывает, оградите пе­реход земли в одни руки, ибо будет то же, чтодтедерь^^ловкие люди будут скупать ее для притеснения трудового крестьянства; по нашему убеждению, частной собственности на землю допустить невозможно» («Новоторжский голос». 1906.8 июля.).

У крестьян России, задавленных малоземельем и владевших землей большей частью миром, пользуясь традиционными, подчас весьма специфи­ческими, формами и нормами общинного взаимодействия, не было разви­тых традиций частной собственности на нее. Кроме того, притеснения и экс­плуатация, которые они терпели со стороны помещиков и своего брата-ку­лака, приводили их к отрицанию частной земельной собственности. Идеи насчет «божьей», «ничьей» земли и «трудового начала» при ее распределе­нии были основными составляющими крестьянского менталитета изучаемо­го периода, его моральным постулатом, духовным стимулом и программной установкой. Идеи социального равенства и справедливости, присущие всем крестьянским антифеодальным войнам, как в России, так и в других стра-

179

 

нах, получрига ярчайшее выражение в аграрном движении 1905 — 1907 гг. и его «теоретическом обосновании» — крестьянских приговорах и наказах.

В период первой российской революции рядом с требованием земель­ной реформы — «Земли!» — в крестьянских приговорах и наказах стояло требование ликвидации крестьянской сословности — «Воли!».

"Судя по документам, крестьянство вполне понимало свое значение в го­сударственном строе и общественной жизни страны. Владимирские крестья­не писали: «Мы, российское крестьянство составляем наибольшую часть на­селения Российской империи. Мы — фундамент государственности»1.

В приговоре Тонкинского волостного схода Варнавинского у. Костром­ской губ. говорилось: «Мы, труженики — кормильцы и содержатели целого дворянского сословия! Привилегии дворян — это отнятые у нас наши пра­ва... Неправду и ложь говорят те, кто утверждает, что мы настолько темны, что не может постоять за себя, что не сможем высказать своих нужд»2.

«На чьи средства живут наши угнетатели? Да на наши же деньги, добы­тые честным трудом, облитые кровавым потом» (Из приговора схода кре­стьян дер. Буянова Краснинского у. Смоленской губ. — «Днепропетровский вестник». 1905.3 декабря.).

«Мы, — утверждали крестьяне из Острогожского у. Воронежской губ., — господа земли, мы ее хозяева и никто не должен отнимать у нас этого пра­ва». «Русская земля держится нами, а не помещиками», — писали крестьяне Валуйского у. той же губернии («Воронежское слово». 1906.13 января.).

«Русское крестьянство... работало и работает неустанно для славы и мо­гущества России. Сила Российской державы, ее богатство, школы, суды, на­чальство, войско и проч. — все это питается соками крестьянства... Крестья­не, как и другие сословия, создают своими мозолистыми руками богатства России» (Из приговора крестьян Прямухинской волости Тверской губ. — «Право». 1905. 21 августа.).

Крестьян угнетала их вековая отчужденность от общественно политичес­кой жизни страны, сознание полного отсутствия у них прав, именно общече­ловеческих, гражданских прав, правовых гарантий. Они требовали ликвиди­ровать крестьянскую сословность (уничтожить волостной суд, унизительную опеку над крестьянами земских и других начальников, прочие виды насильно-го администрирования, введешь иоденВД^ВШГ<УКрёС?Ё5ШМ ния). Сюда же входило и требование крестьян об уравнении их в правах с дру­гими сословиями. Причем крестьянство категорически выступало за уничто­жение вообще всех сословных ограничений в области государственных прав, всех остатков крепостничества и даже уничтожения всех сословий.

1 РГИА. Ф. 1278 (2). Оп. 1.1907. Д. 779. Л. 94.

2 РГИА. Ф. Гл. упр. уделов. Оп. 77.1905, Д. 124. Л. 100.

 

180

 

Представив на имя царя широкую программу экономических преобра­зований, крестьяне Тверской губ. отмечали, что «для всестороннего улучше­ния нашего быта недостаточно одних экономических реформ. Все мы уже давно чувствуем тягость нашего правового положения. Мы считали бы справедливым уравнять нас в правах с другими сословиями»1. «У нас, — пи­сали крестьяне из Юрьевского у. Владимирской губ., — нет таких исключи­тельных интересов, которые оправдывали бы отделение нас от интеллигент­ных и родовитых граждан России» («Русские ведомости». 1905.27 апреля.).

«Все мы члены одного и того же государства, как и другие сословия, к чему же для нас особое положение? Было бы гораздо справедливее, если бы законы были одинаковы, как для купцов, дворян,^так м длзгкрестьян, рав­ным образом и суд был бы одинаков для всех» (Из приговора крестьян с. Ра-тислова Владимирской губ. — «Наша жизнь». 1905.12.).

Об этом же говорилось и в приговоре крестьян Никольско-Азясского общества Мокшанского у. Пензенской губ.: «Впредь не должно быть разде­ления на дворщ^ещан, крестьян й~т. д.гдшгжны быть однй^гольш^сские граждане, равные в правах и перед законом; все как служащие по управле­нию и общественному хозяйству, так и частные лица должны подлежать одинаковой судебной ответственности за нарушение закона перед судом присяжных или перед выборными судьями» («Перестрой». 1906.21 июня.).

«У нас в государстве, — сетовали крестьяне Нижегородской губ., — все люди разделены на сословия и мы, крестьяне, считаемся самым угнетенным, низким и презренным из них; для нас и закон строже, а потому желаем, что­бы все перед законом были равны и назывались бы одним названием — Рус­ские граждане»2.

Как видим, крестьяне требовали, чтобы для них не было каких-то осо­бенных законов. Крестьянин, как и всякий российский человек, по их мне­нию, должен подчиняться лишь действующим в стране гражданским и уго­ловным законам.

Крестьяне требовали «воли»7 «полной воли», «свободы», «полной сво­боды», так как прекрасно понимали, что «без прав не будет и земли», «без воли мы не сможем удержать за собой землю».

Под «волей», «свободой» крестьяне, судя по их приговорам, понимали, прежде всего, свободу слова, печати, собранийЗрюзов, стачек, совести; не­прикосновенность личности и жилища, а также — амнистию всем политиче­ским заключенным, пострадавшим заземлю и волю; отмену смертйой^сазни, равноправия мужчин и женщин и т. д. и т. ш.

В значительной части крестьянских приговоров и наказов крестьяне под влиянием рабочего движения и пропаганды всех оппозиционных цариз-

1 РГИА. Ф. 1276. Оп. 1.1905. Д. 26. Л. 23.

2 РГИА. Ф. 1278 (2). Оп. 1.1907. Д. 787. Л. 351.

181

му сил выставляли требования сугубо политического характера. Они откры­то выражали свое недовольство функционировавшей общественной систе­мой, носителями современной им экономической и политической власти, правительством и выступали за созыв полновластной законодательной Ду­мы и Учредительного собрания на основании всеобщих, прямых, равных выборов и тайного голосования.

В газете «Воронежский телеграф» от И августа 1906 г. была передана беседа П. А. Столыпина с корреспондентом парижской газеты «Matin», в ко­торой Столыпин заявил: «Революционное движение зависит от аграрного вопроса. Таким образом, оно имеет социальную, а не политическую почву. Крестьяне^мало расположены требовать различных свобод». Однако, весь материал крестьянских приговоров и наказов опровергает это утверждение. В революции 1905—1907 гг. политические требования были важнейшими со стороны российского крестьянства.

Почти во всех приговорами заказах крестьян говорится о невозможно­сти жить дальше так, как они жили, о конце народного терпени^-«Как мы живем, так жить более нельзя» (Из Владимирской губ.). «Обливаем потом и кровью свою родную землю, а досыта не доедаем, не досыпаем, а живем в не­пролазной грязи и в беспросветном невежестве» (Из Нижегородской губ.). «Дальше идти некуда и жить так больше нельзя. Наконец наступила пора положить конец таким порядкам, когда голодного вместо хлеба кормят пу­лей и нагайкой, и сажают в острог... крестьянам дольше жить так нельзя. Мы стоим на краю пропасти» (Из Пензенской губ.), В наказе крестьян Куракин-ской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. говорилось, что, если пра­вительство не исполнит народной воли, «то народ сам найдет средства и си­лы завоевать свое счастье. Но тогда вина, что родина временно впадет в пу­чину тяжелых бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство, нежелающее считаться с нуждами народа-йг не исполняющее их. («Кресть­янская Россия». 1906.11 июня.).

Анализ приговоров и наказов 1905—1907 гг. показывает, что менталитет крестьянства того времени был направлен к пересмотру всех устоев общест­венно-экономической и политической жизни страны: от скорейшего осуще­ствления земельных преобразований в смысле удовлетворения крестьян­ской нужды в земле до широкой демократизации всего государственно-по­литического строя России.

182


О. Г. Буховец

(Институт истории АН Белоруссии)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...