Зеркало крестьянского менталитета
Гг.
14 ноября 1894 года в большой церкви Зимнего дворца состоялась брачная церемония российского императора Николая II и принцессы из захолустного немецкого Дармштадта Алиссы Гессенской (получившей при принятии православия 21 октября 1894 года имя Александры Федоровны). На эту церемоникшз^государственных сред2Хв~6ыло выделено 2,5-млйг^убвШЙ^Как видно из хранящейся в ГАРФе «Отчетной ведомости о расходах по случаю бракосочетания Его Императорского Величества Государя Императора» в эту сумму вошли расходы на приготовление помещений для Их Величеств (в Зимнем дворце и в собственном царском дворце), на приданное (платья, туалетные принадлежности, изготовление драгоценных вещей), на приобретение лошадей и разные расходы по конюшенной части и т. д. и т. п. Коронационные торжества в 1896 г. также обошлись примерно в 2,5 млн. рублей. Таковы были лишь некоторые «скромные» расходы царской четы, стоявшей на самой верхушке социальной пирамиды российского общества. В дальнейшем на каждый год Николай II мог получать из казны около 20 млн. рублей. 18 февраля 1905 года под влиянием начавшейся в стране революции, или, по образному определению кадетского профессора Н. А. Гредескула, «землетрясения» всего «народного организма России» Николай II издает указ, предоставлявшим право всем «верноподданным, радеющим об общей пользе и нуждах государственных», подавать «виды и предложения» на «высочайшее» имя «по вопросам, касающимся усовершенствования государственного благоустройства и улучшения«; народного благосостояния» (ПСЗ III. Т. XXV. N. 25853). Их рассмотрение возлагалось на Совет Министров. Указ, правда, сопровождался оговоркой, что «основные законы империи» должны быть «незыблемо и непременно сохранены».
Указ вызвал целый поток крестьянских приговоров и наказов от сельских и волостных сходов из всех уголков Российской империи. В них крестьяне определяли прежде всего свое экономическое положение. Оно характеризовалось ими следующими словами-образами: «малоземелье», «безземелье», «бедность», «крайняя бедность», «нищета», «нужда», «безысходная нужда», «постоянные голодовки», «голод и холод», «разорение», «вечное рабство», «упадок». «Житье»: «безвыходное», «скудное», «злое», «печаль- 173
ное», «убогое», «забытое», «мученическое», «несчастное», «безотрадное», «безнадежное», «отчаянное», «тягостнее смерти», «зависимое», «угнетенное», «крепостное», «скотское», «забитое», «тяжелое и бесправное положение крестьянина-хлебопашца, добывающего себе кусок хлеба кровавым потом», положение «рабов и вьючных животных», «крестьянское обнищание дошло до последних пределов». «Мы совсем стеснены, живем как во тьме и не видим свету, не видим удовольствия в своей жизни». «Сами в грязи, лохмотьях и есть нечего... никому так худо не живется на Руси, как нашему брату-крестьянину». «Так жить больше крестьянам нельзя, нас гонят в_лро-пасть... она перед нами». Крестьяне считали себя «закованными в рабские сети» и «замученными насмерть». Эти определения выделены нами из приговоров и наказов российского крестьянства, стомиллионное население которого и составляло основание той социальной пирамиды, которую увенчивали самые богатые землевладельцы Роесии — самодержец со своей семьей. Слишком велик был разрыв-между^еоциальными верхами и низами российского общества, что и являлось основным постоянно действующим фактором нестабильности общественной атмосферы в стране, выражающейся в перманентных кризисах и революционных взрывах. Что же представляли собой указанные^приговоры и шйсазы и почему, по нашему мнению, они являются зеркалом крестьянского менталитета указанного времени?
Мирской приговор — это скрепленное личными подписями письменное решение крестьянского схода, носящее публично-правовой характер, с конца XIX века — одна из основных разновидностей массовой крестьянской документации. Заметим, что вплоть до революции 1905—1907 гг. петиционного права в российском законодательстве не существовало. Право коллективных ходатайств принадлежало только общественным и сословным собраниям, и то в пределах местных «польз и нужд». Таким правом пользовались дворянские собрания и отчасти — земств и городов. Но только дворянские собрания могли представлять свои ходатайства (адреса) в руки царю. Города и земства должны были заявлять о своих нуждах через губернатора министру внутренних дел. Но никакое ходатайство («петиция») по существовавшему тогда законодательству не должно было касаться государственного устройства, управления или интересов других сословий, быть выражением общественного мнения. Всегда все предложения, которые выходили за рамки местных и сословных интересов и касались общих государственных вопросов, считались противозаконными и их авторы зачастую привлекались к ответственности и наказанию. Все эти обстоятельства сказывались и на содержании крестьянских челобитных, прошений, приговоров и т. п. документов, которое до первой российской революции сводилось в основном к конкретным социально-эконо- 174
мическим вопросам, непосредственно затрагивавших крестьян как класс сначала феодального общества, а затем и как класс-сословие капиталистического общества. Указ от 18 февраля 1905 г. предоставил российскому населению определенные послабления в области петиционной правоподачи. Но действие сего указа было весьма непродолжительным. 6 августа 1905 г. были опубликованы указы об учреждении Государственной Думы и положение о выборах в нее, которые и отменили Указ 18 февраля 1905 г. 61-й параграф положения о Государственной думе гласил: «В Государственную думу запрещается являться депутациям, а также представлять словесные и письменные заявления и просьбы» (ПСЗ. Т. XXVI. № 27425). И в дальнейшем правительство пошло по пути издания различных циркулярных распоряжений, запрещавших составление и принятие петиций. Полицейские чины производили расследование обстоятельств их составления, наказывали их «зачинщиков» в административном порядке, возбуждали уголовные преследования. Самовольные сходы не допускались или разгонялись силой, документы захватывались на месте их составления или перехватывались на почте.
Но репрессивные меры, предпринимаемые властями, не могли уже остановить разбуженную энергию крестьян. Указ 18 февраля 1905 г. там где он был доведен до сведения крестьян, а надо сказать, что местные власти скрывали его, или где они узнавали о нем другими путями — из газет, от агитаторов политических партий, местной демократической интеллигенции — положил начало крестьянскому «приговорному» движению 1905—1907 гг. Под этим термином условно понимается принятие и отсылка в высшие инстанции коллективом крестьян (чаще всего это сельские и волостные сходы, а также собрания, митинги и пр.) документально оформленных обращений, обязательно содержащих в себе кроме местных общеполитические и общеэкономические требования и пожелания. Эти обращения могли иметь форму приговоров, наказов, прошений, заявлений, постановлений, резолюций, писем, телеграмм и т. п., что в дальнейшем мы будем именовать собирательными терминами «приговор» или «наказ». Для аналогичных документов, но содержащих в себе всякие просьбы, ходатайства, жалобы лишь конкретно-местного характера, употребляется термин «прошение» (прошения в документацию приговорного движения не входят). Российские историки много сделали в области изучения крестьянских приговоров и наказов 1905—1907 гг., приговорного движения в целом1. К настоящему времени большинство исследователей стало придерживаться той точки зрения, согласно которой принятие приговоров являлось одной из ак-
См.: Сенчакова Л. Т. Историография «приговорного» движения крестьянства в 1905— 1907 гг. // Первая российская революция. 1905—1907 гг. Обзор советской и зарубежной литературы. М. 1991.
175
тивных форм крестьянского движения, а сами приговоры и наказы дают реальную возможность показать революционное крестьянское правотворчество в политической и аграрной областях, полнее раскрыть положительные и отрицательные стороны крестьянской идеологии. В работах историков дана общая оценка крестьянским наказам и приговорам, признана высокая степень их достоверности и информативности. В историографии, особенно последних 20-ти лет, достигнуты немалые результаты: расширилась география приговор-ного движения, используются новейшие методы исследования (в частности, контент-анализ). Но возможности для дальнейшего расширения исследовательской деятельности в этом направлении еще велики, как в территориальном, так и в глубинном отношениях. В разработке нуждается конкретная история создания наказов и приговоров, их судьба; история борьбы политических партий и организаций за влияние на их содержание, выработка единой методики статистической обработки документов, создание «банка» крестьянских приговоров и наказов во всероссийском масштабе (их своеобразной хроники) и т. д. Изучение такого многоинформативного источника, как крестьянские приговоры и наказы периода первой русской революции, очень важно для понимания истории российского крестьянства начала XX века. Выводы, о которых мы будем говорить ниже, сделаны нами на основании детального изучения более 660 приговоров и наказов крестьян Центральной России (9-ти губерний Центрально-промышленного и 7-ми губерний Центрально-земледельческого районов). Центральные губернии, губернии «коренной» России — это район, который во многом определил пореформенное социально-экономическое и политическое лицо всей страны. До реформы 1861 г. Центр являлся средоточием старых «дворянских гнезд» и основной массы крепостного крестьянства, т. е. был крепостнической цитаделью царской России. В пореформенный период — это район с самыми продолжительными и устойчивыми традициями крепостничества, тормозившего все развитие Российского государства, наибольшим сосредоточением мощи государственного аппарата и наибольшей концентрированностью «взрывоопасных» для основ царского самодержавия элементов. Недаром в автореферате «Аграрная программа социал-демократии в русской революции» (1908 г.) В. И. Ленин писал: «аграрный вопрос решает центр России» (ПСС. Т. 17. С. 166.). Из 664-х исследуемых нами документов 347 выявлены в центральной и местной прессе, 194 в фондах РГИА и ГАРФа, остальные — в различных изданиях (главным образом, сборниках документов) как дореволюционного, так и советского времени.
Конечно цифру 664 нельзя считать абсолютной. Многие приговоры еще в свое время «застряли» на волостном и других уровнях и утрачены для историков, немало их хранится в местных архивах. Но, так как в нашем распоряжении находятся документы, дошедшие в основном до своих адресатов, 176
определявших политику в аграрной области (об этом свидетельствует их нахождение в фондах, прежде всего, Совета Министров и Государственной думы, а через публикации в газетах часть этих документов становится известной и широким массам населения), мы считаем, что располагаем основным содержательным комплексом документации приговорного движения крестьян центра России, что в свою очередь свидетельствует о его достаточной репрезентативности. Основные этапы приговорного крестьянского движения связаны с указом 18 февраля 1905 г., организацией и деятельностью Всероссийского крестьянского союза (конец лета — осень 1905 г.), с выборами и деятельностью I Государственной думы (весна — лето 1906 г.), П-й Государственной думы (зима — весна 1907 г,), В адрес последних поступило наибольшее число крестьянских приговоров и наказов, в которых выражались чаяния, пожелания и надежда на успешную деятельность этих новых учреждений для России. Крестьянские приговоры и наказы 1905—1907 гг. — это продукт прежде всего коллективного действия крестьян. 370 документов (где имеются подписи или указано от скольких лиц подавался документ) насчитывают (по нашим подсчетам) более 150 тыс. подписей. Причем в эти подсчеты не вошли документы, поданные, например, от имени: 70-ти селений, 2-х волостей, 8-ми уездов, целой (напр., Воронежской) губернии, 40 селений, 19 сельских обществ (имеются печати и подписи 19 сельских старост), 54-х селений и т. п. Конечно, степень крестьянской активности в приговорном движении не следует преувеличивать, особенно если учесть, что сельское население центра России насчитывало около 40 млн. человек. Обычно на сход или собрание приходило много народа, но иногда — лишь несколько человек. Однако для общего умонастроения деревни типичны были не последние случаи. Революционизирующим фактором становились как сами сходы, происходившие в обстановке неподдельного энтузиазма, так и обсуждение на них приговоров и наказов и сама запись пожеланий и требований в приговор. Сделанная запись и отсылка приговоров пробуждали нетерпеливое ожидание, надежды на перемены^ к лучшему, были для крестьян как бы моральным оправданием их самоуправных действий в период революции. Изучение в совокупности крестьянских приговоров и наказов 1905— 1907 гг. показывает, что в целом это — источник универсальный. Их содержание, если предположительно отвлечься от всех других источников, специальной и художественной литературы, дает практически полное представление о жизни и быте русских крестьян начала XX века, их нуждах, страданиях, помыслах и надеждах, мечтах, чаяниях, видениях крестьянами мира окружающей их социальной действительности, суждениях крестьян о своем месте и своих путях в обществе, их представлениях об идеальном порядке в России. С различной степенью полноты приговоры и наказы раскрывают экономическое и социально-политическое положение крестьянских масс, 177
многообразие конфликтных зон повседневной деятельности, конкретные причины и поводы для народного недовольства и протеста, социальной агрессивности. Содержание большинства документов комплексное, в них сочеталось политическое и экономическое, общественное и бытовое, всероссийское и местное, революционное и мирное. Они выявляли крестьянский кругозор, в них объективизировалось общественное сознание и настроение российского крестьянства, т. е. для исследователей они являются как бы зеркалом, сохранившим отражение крестьянского менталитета начала века. В большинстве приговоров и наказов вначале дается описание бедственного положения крестьян, затем излагаются их требования и пожелания. Крестьянские приговоры и наказы содержат богатую информацию о размерах наделов, полученных крестьянами по реформе 1861 г., о демографических изменениях в деревне, о недостатке или полном отсутствии у крестьян таких земельных угодий, как лес, выгоны, пастбища, сенокосы. Многие крестьянские приговоры восходят к реформе 1861 г., находя причину обнищания деревни в неправильном наделении землей при освобождении. Причем крестьяне не ограничивались лишь констатацией факта, а приводили конкретные цифры, подтверждающие диспропорцию в отношениях землевладения. «До бога высоко, до царя далеко». Поэтому крестьяне в своих приговорах сопоставляют свои нищенские наделы ti крупным землевладением соседних помещиков. Крестьянство страдает от малоземелья, вымирает, тогда как помещики, не работающие на земле, обладают громадными латифундиями, полученными, по мнению крестьян, отнюдь не праведными путями. Из Ардатовского уезда Нижегородской губ. писали: «С тех пор, как выпустили нас из-под власти помещиков, земли у нас остается прежнее количество, а население вдвое увеличилось, поэтому землю надельную раздробили на такие маленькие куски, что получились полосы — с бороной не проедешь. При недостаточной земле, как ее не удобряй большого урожая не получишь... известно, что большинство помещиков, в былые времена, приобретали имения и земли не покупкой на трудовые деньги, а задарма — умелым прислуживанием перед власть имущими. Зло это происходило не год и не два, а целые века, от этого произошло то, что вся земля сосредоточилась в руках богатых дворян и монастырей, крестьянин остался с микроскопическим наделом — полдесятиной надушу» («Нижегородская земская газета». 1906.5 января.). Крестьяне деревень Высоцкая и Поречье Московской губ. сообщали; «У нашего помещика, кн. Мещерского, на одну его душу приходится 14 тыс. десятин земли, а нас наделил в 1861 г. на одну ревизскую душу три с половиной десятины, и то не вполне, а так аккуратно обрезал землю, точно в капкан запер всю свою вотчину; выгоны, леса, воду — все себе взял» («Народное дело». 1906.8 июля.). «Тяжела и беспросветна жизнь русского крестьянина, — констатировали жители дер. Буяново Краснинского у. Смоленской губ. — Единственный 178
источник пропитания — кормилица-земля — захвачена казной, церквами, уделами и помещиками. Крайнее безземелье и всевозможные налоги и подати гнетут крестьянина, не дают ему очнуться и отдохнуть от постоянной работы» (Газ. «Днепропетровский вестник». 1905.3 декабря.). Малоземелье, дальноземелье, чересполосица, невыносимый гнет крепостнических помещичьих латифундий, отработки^кабала, высокие арендные цены, непосильное и все возрастающее бремя налогов и различных податей, обнищание — такова реальная картина жизни крестьянства Центральной Росси, видная из крестьянских приговоров и наказов 1905—1907 гг. И эта реальная повседневность, естественно, сказывалась на менталитете кресть-_янства^ возбуждая в нем чувство острого недовольства своим положением. Отсюда же и почти ёдйнодушно?11рограммное требование крестьянства — полная ликвидация помещичьей земельной собственности, передача всех конфискованных помещичьих и прочих (монастырских, удельных и т. п.) земель в пользование народу с соблюдением принципа равного права на землю для тех, кто на ней трудится, без всякого вознаграждения помещиков со стороны крестьян. Словом, земля должна быть общая, а пользоваться ею должен тот, кто сам ее обрабатывает (семьей и без использования_наемного труда). Справедливость этого решения была признана и разногласий по этому вопросу в приговорах и наказах практически нет. Апеллируя к «высшей справедливости», авторы многих приговоров категорически высказывались против частной собственности на землю. «Зем^ ля — ничья, земля — божья», — писали крестьяне. Или, как говорилось в одном из приговоров, «земля — природа». Крестьяне, например, Муравьевской вол. Мышкинскощ у. Ярославское губ. заявляли: «Мы признаем землю божьей, которой должен пользоваться тот, кто ее обрабатывает, оградите переход земли в одни руки, ибо будет то же, чтодтедерь^^ловкие люди будут скупать ее для притеснения трудового крестьянства; по нашему убеждению, частной собственности на землю допустить невозможно» («Новоторжский голос». 1906.8 июля.). У крестьян России, задавленных малоземельем и владевших землей большей частью миром, пользуясь традиционными, подчас весьма специфическими, формами и нормами общинного взаимодействия, не было развитых традиций частной собственности на нее. Кроме того, притеснения и эксплуатация, которые они терпели со стороны помещиков и своего брата-кулака, приводили их к отрицанию частной земельной собственности. Идеи насчет «божьей», «ничьей» земли и «трудового начала» при ее распределении были основными составляющими крестьянского менталитета изучаемого периода, его моральным постулатом, духовным стимулом и программной установкой. Идеи социального равенства и справедливости, присущие всем крестьянским антифеодальным войнам, как в России, так и в других стра- 179
нах, получрига ярчайшее выражение в аграрном движении 1905 — 1907 гг. и его «теоретическом обосновании» — крестьянских приговорах и наказах. В период первой российской революции рядом с требованием земельной реформы — «Земли!» — в крестьянских приговорах и наказах стояло требование ликвидации крестьянской сословности — «Воли!». "Судя по документам, крестьянство вполне понимало свое значение в государственном строе и общественной жизни страны. Владимирские крестьяне писали: «Мы, российское крестьянство составляем наибольшую часть населения Российской империи. Мы — фундамент государственности»1. В приговоре Тонкинского волостного схода Варнавинского у. Костромской губ. говорилось: «Мы, труженики — кормильцы и содержатели целого дворянского сословия! Привилегии дворян — это отнятые у нас наши права... Неправду и ложь говорят те, кто утверждает, что мы настолько темны, что не может постоять за себя, что не сможем высказать своих нужд»2. «На чьи средства живут наши угнетатели? Да на наши же деньги, добытые честным трудом, облитые кровавым потом» (Из приговора схода крестьян дер. Буянова Краснинского у. Смоленской губ. — «Днепропетровский вестник». 1905.3 декабря.). «Мы, — утверждали крестьяне из Острогожского у. Воронежской губ., — господа земли, мы ее хозяева и никто не должен отнимать у нас этого права». «Русская земля держится нами, а не помещиками», — писали крестьяне Валуйского у. той же губернии («Воронежское слово». 1906.13 января.). «Русское крестьянство... работало и работает неустанно для славы и могущества России. Сила Российской державы, ее богатство, школы, суды, начальство, войско и проч. — все это питается соками крестьянства... Крестьяне, как и другие сословия, создают своими мозолистыми руками богатства России» (Из приговора крестьян Прямухинской волости Тверской губ. — «Право». 1905. 21 августа.). Крестьян угнетала их вековая отчужденность от общественно политической жизни страны, сознание полного отсутствия у них прав, именно общечеловеческих, гражданских прав, правовых гарантий. Они требовали ликвидировать крестьянскую сословность (уничтожить волостной суд, унизительную опеку над крестьянами земских и других начальников, прочие виды насильно-го администрирования, введешь иоденВД^ВШГ<УКрёС?Ё5ШМ ния). Сюда же входило и требование крестьян об уравнении их в правах с другими сословиями. Причем крестьянство категорически выступало за уничтожение вообще всех сословных ограничений в области государственных прав, всех остатков крепостничества и даже уничтожения всех сословий.
1 РГИА. Ф. 1278 (2). Оп. 1.1907. Д. 779. Л. 94. 2 РГИА. Ф. Гл. упр. уделов. Оп. 77.1905, Д. 124. Л. 100.
180
Представив на имя царя широкую программу экономических преобразований, крестьяне Тверской губ. отмечали, что «для всестороннего улучшения нашего быта недостаточно одних экономических реформ. Все мы уже давно чувствуем тягость нашего правового положения. Мы считали бы справедливым уравнять нас в правах с другими сословиями»1. «У нас, — писали крестьяне из Юрьевского у. Владимирской губ., — нет таких исключительных интересов, которые оправдывали бы отделение нас от интеллигентных и родовитых граждан России» («Русские ведомости». 1905.27 апреля.). «Все мы члены одного и того же государства, как и другие сословия, к чему же для нас особое положение? Было бы гораздо справедливее, если бы законы были одинаковы, как для купцов, дворян,^так м длзгкрестьян, равным образом и суд был бы одинаков для всех» (Из приговора крестьян с. Ра-тислова Владимирской губ. — «Наша жизнь». 1905.12.). Об этом же говорилось и в приговоре крестьян Никольско-Азясского общества Мокшанского у. Пензенской губ.: «Впредь не должно быть разделения на дворщ^ещан, крестьян й~т. д.гдшгжны быть однй^гольш^сские граждане, равные в правах и перед законом; все как служащие по управлению и общественному хозяйству, так и частные лица должны подлежать одинаковой судебной ответственности за нарушение закона перед судом присяжных или перед выборными судьями» («Перестрой». 1906.21 июня.). «У нас в государстве, — сетовали крестьяне Нижегородской губ., — все люди разделены на сословия и мы, крестьяне, считаемся самым угнетенным, низким и презренным из них; для нас и закон строже, а потому желаем, чтобы все перед законом были равны и назывались бы одним названием — Русские граждане»2. Как видим, крестьяне требовали, чтобы для них не было каких-то особенных законов. Крестьянин, как и всякий российский человек, по их мнению, должен подчиняться лишь действующим в стране гражданским и уголовным законам. Крестьяне требовали «воли»7 «полной воли», «свободы», «полной свободы», так как прекрасно понимали, что «без прав не будет и земли», «без воли мы не сможем удержать за собой землю». Под «волей», «свободой» крестьяне, судя по их приговорам, понимали, прежде всего, свободу слова, печати, собранийЗрюзов, стачек, совести; неприкосновенность личности и жилища, а также — амнистию всем политическим заключенным, пострадавшим заземлю и волю; отмену смертйой^сазни, равноправия мужчин и женщин и т. д. и т. ш. В значительной части крестьянских приговоров и наказов крестьяне под влиянием рабочего движения и пропаганды всех оппозиционных цариз-
1 РГИА. Ф. 1276. Оп. 1.1905. Д. 26. Л. 23. 2 РГИА. Ф. 1278 (2). Оп. 1.1907. Д. 787. Л. 351. 181 му сил выставляли требования сугубо политического характера. Они открыто выражали свое недовольство функционировавшей общественной системой, носителями современной им экономической и политической власти, правительством и выступали за созыв полновластной законодательной Думы и Учредительного собрания на основании всеобщих, прямых, равных выборов и тайного голосования. В газете «Воронежский телеграф» от И августа 1906 г. была передана беседа П. А. Столыпина с корреспондентом парижской газеты «Matin», в которой Столыпин заявил: «Революционное движение зависит от аграрного вопроса. Таким образом, оно имеет социальную, а не политическую почву. Крестьяне^мало расположены требовать различных свобод». Однако, весь материал крестьянских приговоров и наказов опровергает это утверждение. В революции 1905—1907 гг. политические требования были важнейшими со стороны российского крестьянства. Почти во всех приговорами заказах крестьян говорится о невозможности жить дальше так, как они жили, о конце народного терпени^-«Как мы живем, так жить более нельзя» (Из Владимирской губ.). «Обливаем потом и кровью свою родную землю, а досыта не доедаем, не досыпаем, а живем в непролазной грязи и в беспросветном невежестве» (Из Нижегородской губ.). «Дальше идти некуда и жить так больше нельзя. Наконец наступила пора положить конец таким порядкам, когда голодного вместо хлеба кормят пулей и нагайкой, и сажают в острог... крестьянам дольше жить так нельзя. Мы стоим на краю пропасти» (Из Пензенской губ.), В наказе крестьян Куракин-ской вол. Малоархангельского у. Орловской губ. говорилось, что, если правительство не исполнит народной воли, «то народ сам найдет средства и силы завоевать свое счастье. Но тогда вина, что родина временно впадет в пучину тяжелых бедствий, ляжет не на народ, а на само слепое правительство, нежелающее считаться с нуждами народа-йг не исполняющее их. («Крестьянская Россия». 1906.11 июня.). Анализ приговоров и наказов 1905—1907 гг. показывает, что менталитет крестьянства того времени был направлен к пересмотру всех устоев общественно-экономической и политической жизни страны: от скорейшего осуществления земельных преобразований в смысле удовлетворения крестьянской нужды в земле до широкой демократизации всего государственно-политического строя России. 182 О. Г. Буховец (Институт истории АН Белоруссии)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|