Собственность в менталитете русских крестьян
(Попытка конкретно-исторической реконструкции на основе материалов исследований русского обычного права, литературных описаний деревенской жизни второй половины XIX — первой четверти XX вв. и крестьянских писем 1920-х гг.)
Проблема собственности в менталитете русских крестьян требует от историка выявления господствовавшего на протяжении «времени большой длительности» в крестьянской среде представления о предназначении и происхождении собственности1. А тем самым — и соответствия собственности с другими составляющими системы ценностей и совокупной хозяйственной мотивации крестьянства. Традиционная картина мира русских крестьян в части, касающейся общества, строилась по принципу «матрешки». Предполагалась исходная включенность каждого крестьянина с его семьей, наделом и имуществом в общину-мир, а последней, в свою очередь, вместе со всей Землей (общинно-организованным народом) — в Государство. Народ и Государство не разделялись («народ — тело, царь — голова»). Разделялись, но в рамках Государства, Земля и Власть. Архетипическая включенность в Государство выражалась в ощущении крестьянами вековой своей «крепости» государю и в признании необходимости государственного тягла. Это переживалось многими поколениями русских земледельцев в качестве психологической (правовой — во вторую очередь) предпосылки самой возможности крестьянского хозяйствования. Крестьяне понимали тягло не как ренту верховному собственнику земли, а как выпавший на их долю способ служения Государству. Само крестьянствование воспринималось земледельческим способом несения тягла. Существование крестьянского хозяйства как имущественно-бытового комплекса выступало условием тяглоспособности земледельца. «Крестьяне справедливо признают, — отмечал исследователь юридических обычаев русской деревни И. Г. Оршанский, — что личность и имущество их существуют главным образом для их пропитания, т. е. поддержания необходимой для страны рабочей силы, и затем для отбывания казенных повинностей»2. На протяжении целого ряда столетий основным предназначением
См.: Миронов Б. Н. Историк и социология. Л., 1984. С. 21. Оршанский И. Г. Исследования по русскому праву обычному и брачному. СПб., 1879. С. 93
92
надела и имущества крестьянского двора представала необходимость воспроизводства собственно тягла и тяглоспособности его (т. е. двора) производительных сил и средств производства. Поэтому в менталитете русских крестьян сформировалось устойчивое представление о двухуровневом предназначения крестьянской собственности — семейно-потребительском и тягловом. Тягловое предназначение признавалось необходимым и достаточным, семейно-потребительское — только необходимым. Менялись конкретно-исторические формы тягла, но это ментальное представление сохранялось и проявлялось в мотивации социально-экономического поведения в суждениях и поступках крестьян. Проявлялось нередко сквозь рыночно-предпринимательскую форму крестьянских действий. Так, например, анализ двух тематических выборок — о налоге и о крестьянской торговле — корреспонденции, полученной в годы нэпа редакцией центральной «Крестьянского газеты», показывает, что торговая активность крестьянина как продавца в большинстве случаев стимулировалась стремлением в назначенный срок рассчитаться по сельхозналогу. «Излишки», которые крестьянин вынуждено в таких случаях продавал, образовывались, как правило, за счет предельной миминизации необходимых потребностей его семьи-двора. Крестьяне, говорилось в одном из писем, «во всем себе отказывают, ходят в лохмотьях, едят что пришлось, а продналог платят, напрягая все свои силы»1. Жалобы на непосильность налогообложения — одна из ведущих тем в потоке крестьянских писем 1920-х гг. в редакции газет и руководству страны — мотивировались, в общем, довольно стандартно. Испокон веков Власть стрижет крестьянство словно овечку. Так уж повелось — Государство без этого жить не может. Но сейчас, объясняли крестьяне, того и гляди, «последку шкуру сдерешь, так после шерсти не настрижешь»2. В традиционном контексте взаимоотношений Земли и Власти подразумевалась заинтересованность последней в поддержании тяглоспособности населения. Примерно того же деревня ожидала от новой Власти с переходом к нэпу: «На святках стали, как водится, рядиться, выворотили шубы, приделали маски из бересты с мочальной бородой. Три женщины, все три неграмотные, затеяли рядиться по-новому. Одна оделась продинспектором, сапоги со скрипом, штаны-галифе, модный френч, фуражка со звездою, а под звездою для пущей убедительности написано «продинспектор». Сама написать не умела, попросила написать не кого иного, а студентку из Питера. Другая затейница оделась беднейшим старичком, в лапотках, в заплатанных портках, бородка мочальная, шапочка худая. Третья нарядилась двухсторонне: одна половина совсем как у продинспектора, новый сапог, штанина-галифе, пол-
Российский государственный архив экономики, (далее сокращенно — РГАЭ). Ф. 396. Он. 2. Д. 34. Л. 74. Цит. по: Большаков Л. М. Деревня после Октября. М., 1925. С. 93.
93
шапки, пол-звезды, а другая половина как у ободранного старичка, лапоть, штанина с заплатами, вытертый шубный рукав, пол-шапки худой, и на этом сложносоставном головном уборе написано соединительно «СССР.» И вот пошли все трое по домам, и стали представлять. Продинспектор топает ногами: «продналог подавай!». А старичок с бороденкой мотает головой, на коленки становится: «нету, не дам!». А двуликая Федора СССР смотрит загадочно и только покручивает рукою пышный, единственный ус — с левой стороны, продинспекторский»1. Поборы, масштабы которых подрывали воспроизводственный потенциал крестьянских хозяйств, переживались крестьянами психологически очень болезненно еще и потому, что Власть действовала в пику их ментальному представлению о приоритете тяглового назначения собственности над семейно-потребительским. Хозяйству-то еще можно было придать «самоедский» характер, а вот менталитету — поздно: «работа на земле не та стала — и не на чем, и не зачем: выросло на себя, и слава Богу»2.
Ментальное представление о двухуровневом предназначении собственности стало нормообразующим в обычном крестьянском праве и определяющим в мотивации поземельно-имущественной деятельности общины-мира и семьи-двора. Община традиционно осуществляла подворную раскладку тягла, распределяла надельную землю и обеспечивала всеми видами угодий «по тяге». Важнейшей заботой общины было поддержание обеспеченности крестьянских дворов недвижимостью на уровне семейно-потреби-тельской необходимости и тягловой достаточности. Основное бремя забот по поддержанию такого же уровня обеспеченности движимым имуществом («крестьянскими животами») несло непосредственно семейное хозяйство прежде всего в лице его главы и это входило составной частью в совокупную мотивацию производственной деятельности двора. В менталитете русских крестьян отложилось признание преимущества прав общины в отношении крестьянской недвижимости (лишь постепенно, в масштабе всей общины и по ее же решению, осуществлялся переход к наследственному пользованию дворовым местом, а затем и усадебной оседлостью3 — эти виды угодий не подлежали периодическим переделам) и преимущества прав двора в отношении скота, инвентаря, урожая, заработков членов семьи и т.п., «имения». Известны случаи, не связанные с выморочностью двора, когда община заби-
Революция в деревне. Очерки. М.—Л., 1924. С. 7—8. Цит. по: П. Б. Советская деревня // Вестник крестьянской России. Берлин. 1925. № 1. С. 21. См., напр.: Александров В. А. Обычное право крепостной деревни России. XVII — начало XIX в. М., 1984; Осокина Е. А. Осознание крестьянством своих прав на землю в пореформенную эпоху (70—80-е годы XIX в.) // Человек и его время. Сборник материалов Всесоюзной школы молодых историков. М., 1991; Кучумова Л. И. Сельская община в России (вторая половина XIX в.) М, 1992.
94 рала в надельный фонд покупные земли крестьянской семьи, \ т.е. благоприобретенную недвижимость. И это воспринималось как должное, что вряд ли было бы возможно без соответствующей санкции крестьянской ментально-сти. Само по себе распределение объектов крестьянской собственности на сферы преимущественного влияния общины или двора определенным образом характеризует соподчинение тяглового и семейно-потребительского уровней предназначения собственности в менталитете русских крестьян. Но и право полного хозяйственного ведения крестьянского двора в отношении движимого имущества не было безусловным. Обычное право ограничивало его возможностью вмешательства общины, если таковое оправдывалось интересами тягла. Община не допускала семейно-хозяйственные разделы и имущественные сделки, в результате которых создавалась бы угроза утраты тяглоспособности крестьянских дворов. Вообще в действиях общины в большей степени и непосредственнее, нежели в действиях двора, выражались господствующие крестьянские представлеция о должном. Но и община, и двор в процессе повседневной реализации крестьянской собственности искали «золотую середину» — оптимальное соотношение семейно-потребительского и тяглового уровней ее (т. е. собственности) предназначение Это нашло свое отражение в обычно-правовом порядке крестьянского наследования. Суть его можно изложить следующим образом. Крестьянин с малолетства участвовал в хозяйственной деятельности родительского двора и право на свою долю в общесемейном имуществе «замозолил». Если эта доля позволяла ему в свое время «отпочковаться» таким образом, чтобы и хозяйство родителей не развалить, и свое тяглоспособное создать, то община, как правило, давала «добро» на выдел, перераспределяла надельную землю и помогала в обеспечении дворовым местом и усадебной оседлостью. Родительский двор предоставлял выделяющемуся крестьянину его долю и в движимом, и в недвижимом имуществе по прошлому труду и будущему тяглу После выдела крестьянин больше никаких прав в отношении имущества родителей не имел — «отрезанный ломоть к ковриге не прильнет». Оно наследовалось младшим сыном (принцип минората) вместе с обязанностью содержать престарелых родителей. На основе этих же принципов — тяглоспособности и трудовой обеспеченности долей — происходили и общие семейно-хозяйственные разделы. Завещания в крестьянской среде, как правило, не практиковались: «У большинства всего кусок хлеба да рубаха, что тут завещать»2. Средства производства и необходимые жизненные условия доставались крестьянину как бы сами собой: трудовая включенность в жизнь семьи-двора и поземельно-тягловая — в жизнь общины-мира предоставляли
См., напр.: Александров В. Л. Указ. соч. С. 161, 163; Щербина Ф. Русская земельная община// Русская мысль. 1880. Год первый. Книга 5. С. 15. Цит. по: Оршанский И. Г. Указ. соч. С. 85.
95
ему определенные права на определенное «имение». В крестьяноведческои литературе верно отмечено, что крестьянин наследовал не землю и не имущество как таковые, он наследовал образ жизни1. Наследовалось крестьян-ствование: «Ты мужиком на свет родился. И должен бремя то нести»2. А крестьянское бремя в том и состояло, чтобы земледельческим трудом кормить себя и свою семью, а через тягло, — и все Государство, Россию: «мужик живет и служит для того, чтобы пахать, косить, платить подати и всех кормить...»3 Репутация крестьянина как умелого и уважаемого домохозяина зависела в первую очередь от его умения так наладить жизнь и производственную деятельность своего двора, так распорядиться трудом и его результатами, чтобы и тягло исправно неслось, и потребности семьи удовлетворялись бы без чрезмерного напряжения сил. Этот смысл чаще всего и вкладывался крестьянами в понятие «хозяин». В сущности, по настоящему частным (т.е. допускающим только минимальное и только в экстремальных случаях внешнее вмешательство) в крестьянской собственности был лишь сам процесс хозяйствования. Условия же хозяйствования редко в какой период отечественной истории находились в частной собственности крестьянина «де юре», с точки зрения соответствующего законодательства, и, пожалуй, еще реже — «де факто», с точки зрения психологического их присвоения. Необходимость хозяйской реализации крестьянской собственности привела к любопытной внутридворовой персонификации имущественных ориентации. Как показывают этнографические и литературные описания русской деревни, большак в своей деятельности воплощал синтетическую (т. е. и семейно-по-требительскую, и тягловую) ориентацию крестьянской собственности, а болыдуха — по большей части, семейно-потребительскую. Право распоряжения имуществом двора принадлежало большаку. Он отвечал за общую тяглоспособность двора, решал вопросы купли и продажи, ухода на заработки, распределения работ в семье. Если большак плохо справлялся с обязанностями главы хозяйства (а это определялось по тяглоспособности), двор или община могли его сменить. Принудительное смещение распорядителя крестьянским хозяйством могло иметь место не только по тому, что, как отмечалось в одном из исследований, самый объект распоряжения являлся общесемейной, а не личной собственностью домохозяина, 4 но и потому, что основным предназначением этой собственности и первейшей задачей боль-
См. Гордон Л. В. Тип хозяйствования — образ жизни — личность // Крестьянство и индустриальная цивилизация. М., 1993. 2 Вести о России. Повесть в стихах крепостного крестьянина. 1830—1840 гг. Ярославль. 1961. С. 60. Цит. по: Миронов Б. Н. Указ. соч. С. 145. См.: Статистик. Крестьянская семья и «семейная собственность» в Архангельской губернии. Архангельск. 1912. С. 56. 96
шака было несение тягла. Над болынухой угроза непосредственного смещения, как правило, не довлела, а потому она могла позволить себе сосредоточиться на интересах и потребностях собственно семьи. Такой психологической ориентации болыпухи способствовал и характер имущества, традиционно находившегося в прямом ее ведении — съестные припасы двора, посуда, утварь, одежда и т.д. Обычаи, связанные с приданным, также формировали у крестьян повышенное стремление «добра наживать». Крестьянские поговорки недвусмысленно характеризуют роль женщины в поддержании имущественного благосостояния двора: «муж задурит — половина двора сгорит, а жена задурит — и весь сгорит» или «муж возом не навозит, что жена горшком наносит».1 Семейно-потребительский «крен» психологии крестьянских женщин зачастую приводил к проявлению их собственнического рвения даже и в сфере традиционно «мужской» имущественной компетенции. Вот, например, землеустроитель рассказывает о деревенских скандалах при размежевании наделов: «А особенно по бабам видна разладица и раздор в деревне, когда дело идет о землеустройстве. Вышел я как-то из избы: смотрю 10 бабы у углов и у колодцев стоят, ругаются площадными словами, да такими, какими и мужик-то постесняется выругаться. А то еще видел сценку: во время этой ругани одна баба другой показывает..., подняв подол. Это считается самым большим оскорблением...»2 Хозяйская — т. е. отвечающая двухуровневому предназначению — реализация крестьянской собственности была заведомо невозможной, если двор не располагал рабочим скотом. «Без лошади крестьянин — не хозяин», — говорила деревня3. «Это равносильно тому, — пояснялось в одном из крестьянских писем, — (как) если у фабричного рабочего нет производительной машины или станка, то он не может вырабатывать предметы потребления. Также равно и крестьянин, не имеющий кормилицы-лошади, производитель плохой»4. Значение рабочей лошади в крестьянском хозяйстве — а, опосредованно, и назначение крестьянской собственности вообще — подчеркивают многочисленные факты деревенского самосуда над конокрадами, о которых газеты второй половины прошлого — начала нынешнего столетия писали едва ли не чаще, чем в наши дни — о мафиозных разборках. Приводились подробности жестоких истязаний, которым подвергался конокрад перед смертью. У читателей, плохо знавших деревню, складывалось впечатление, что в таких диких формах проявлялся собственнический инстинкт крестьян. Между тем, расправа с конокрадами никогда не была делом рук одного или нескольких пострадавших дворов. Поднималась вся деревня, в
См.: Ефименко А. Исследования народной жизни. М., 1884. С. 95. Буров Я. Деревня на переломе. (Год работы в деревне) М.—Л., 1926. С. 186. История советского крестьянства. М., 1986. Т. I. С. 328. 4 РГАЭ. Ф. 396. Оп. 2. Д. 34. Л. 74. 97
том числе и безлошадники. Такая солидарность не объяснима исключительно стремлением укрыться от возможной ответственности за широкую спину «мира». И уж тем более — «стадным» чувством. Это была, в основе своей, рациональная, одинаково переживаемая всеми крестьянами вместе и каждым из них в отдельности реакция, вполне адекватная вине конокрада. «Нужно пожить в глуши подле крестьянина, — подчеркивалось в воспоминаниях мирового судьи В. Н. Назарьева, — чтобы составить себе ясное понятие о том, какую роль играет рабочая лошадь в его быту и хозяйстве, тогда только поймешь, что в ней, в этой неказистой, на вид шаршавой, с отвислым, набитом соломой брюшком и врозь расставленными ушами рабочей лошади соединяются для крестьянина-пахаря неизменный товарищ, правая рука, благосостояние и только что не жизнь всей семьи, поймешь, что лишая крестьянина лошади, конокрад в то же время переворачивает вверх дном весь быт его, все хозяйственные соображения, так что бедняк, при всей выносливости русской натуры, теряет голову, опускает руки, боится открыть глаза, заглянуть в будущее, где уже ждут его и грозят недоимки, нужда и наконец голод»1. Самосуд над конокрадами был не результатом оскорбления собственнических чувств, а проявлением «моральной экономики» русского крестьянства. Не только предназначение, но и происхождение собственности в менталитете русских крестьян в значительной степени увязывалось с выполнением сословных обязанностей перед Государством. С тягловой обязанностью перед Государством связывалось происхождение крестьянского права на землю и «животы». Со служилой обязанностью перед Государством — происхождение помещичьего права в отношении крестьян и земли. Складывание крепостничества воспринималось крестьянством в русле мероприятий Власти по совершенствованию, с одной стороны, организации крестьянского тягла и, с другой стороны — службы «служилых людей». Прикрепление к земле сводило к минимуму непредвиденные «провалы» тяглоспособности и «гарантировало» крестьянам обеспечение тяглыми наделами. Фактор давности поземельной «крепости» способствовал психологическому присвоению крестьянами конкретных сельскохозяйственных угодий. Правда, частным «крепостное» психологическое присвоение не было, поскольку, во-первых, земля как объект присвоения считалась «вековой царевой», во-вторых, крестьяне как субъекты присвоения самих себя считали «вековыми царевыми» и, в-третьих, целью присвоения считалось тягло. Переход черных земель с прикрепленными к ним крестьянами в разряд служилых не влек за собой крестьянского признания собственности помещика на землю. Показательны в этой связи взгляды И. Т. Посошкова, изложенные им в 1724 г. в Назарьев В. Н. Современная глушь. Из воспоминаний мирового судьи // Вестник Европы. 1872. Том II. С. 151-152. 98
«Книге о скудости и богатстве». Крепость помещику воспринималась крестьянами как функция государственной, а не экономической власти. Фактор давности крестьянской «крепости» помещику (многократно усиленный податной реформой Петра I) работал, конечно, на взаимное психологическое присвоение, но со стороны крестьян оно, опять-таки, не было частным. Землю же владельческие крестьяне из сферы такого присвоения вообще исключали: «мы ваши, а земля наша». С таким ментальным представлением русское крепостное крестьянство встретило 1861 г. Между тем с XVII в. сама Власть начала активно выхолащивать государственно-тягловый для крестьян и государственно-служилый для помещиков смысл русского крепостничества. Под помещичье право на «души» и земли подводилась совершенно другая законодательная база, крестьянской ментальности никак не соответствовавшая. Официальное законодательство развивалось, разводя частно-правовую и публично-правовую сферы. Обычное крестьянское право даже намека на подобное разведение не содержало. Наметилась тенденция к поэтапному раскрепощению сословий на новых правовых началах. Дворяне были освобождены от обязательной государственной службы, а «Жалованная грамота дворянству» максимально приблизила их юридический статус к гражданскому, в том числе и в отношении права собственности. Незадолго до этого Екатерина II ввела в российское законодательства сам термин «собственность», сразу же придав ему частноправовое звучание1. Такое «разгосударствление» помещиков обернулось «приватизацией» ими крестьян и земли. Реформа 1861 г. готовилась и проводилась в условиях все более углублявшегося социокультурного раскола страны. Господствующий класс достаточно «европеизировался» и теперь знал, что частная собственность священна и неприкосновенна. Крестьяне этого еще не знали. Власть раздавала помещикам земли с крестьянами на основе одной правовой парадигмы, а освобождала крестьян от помещичьей «крепости» на основе другой, «цивилизованной». Личную свободу крестьянам предоставили бесплатно, по-христиански. Причем Власть очень старалась внушить им чувство долга перед «благородным сословием» за эту его «жертву». Но надельную землю следовало выкупать — частная собственность помещика! Так русские крестьяне по-настоящему познакомились с понятием частной собственности на землю. С его помощью им объяснили, почему крестьянская земля оставалась в помещичьей «крепости». В игнорировании реформаторами социальной памяти крестьян во многом коренилась ментальная подоплека будущих социальных катаклизмов. Деревня жила ожиданием «настоящей воли»: «если-де нас царь-батюшка отобрал у господ, то и землю, которая осталась за помещиками, тоже отберет и отдаст ее
См.: Вдовина Л. Н. Право и суд // Очерки русской культуры XVIII века. Часть вторая. М., 1987. С. 177. 99
нам даром»1. Требование «черного передела», безусловно, генерировалось ментальным представлением русских крестьян о государственно-тягловом происхождении их прав на землю. Русской крестьянской ментальное™ архетипически присуще представление о труде как о первоисточнике имущественных прав. Крестьяне отождествляли понятие труда с физическим трудом — основным содержанием собственной жизни и способом несения тягла. «Взгляд на физический труд, как на основу права собственности, широко распространен среди крестьян,» — писал исследователь новгородской деревни М. Я. Феноменов2. А. Я. Ефи-менко, С. В. Пахман и ряд других исследователей видели это обстоятельство как специфическое, отличающее обычное крестьянское право от писанного гражданского законодательства3. Трудовое происхождение собственности придавало ей неприкосновенность в глазах крестьян. Выше уже отмечено, что собственность на землю, и вытекающие из нее правоотношения трактовались крестьянством в контексте сословной службы. А собственностью в настоящем смысле слова земля быть не может, поскольку никем не сделана. Крестьянину, нашедшему в земле клад, в голову не могло придти, что его следовало бы возвратить «собственнику» земли или хотя бы предоставить тому какую-то долю.4 *Кто срубит бортяное дерево, тот вор — он украл человеческий труд; кто рубит лес, никем не посеянный, тот пользуется даром Бо-жиим, таким же даром, как вода, воздух5. Крестьяне были убеждены, что «леса никем не сеются и не садятся, а созданы на общую потребу», а потому порубки в казенном или помещичьем лесу не рассматривались ими как нарушение права собственности. «Вот ловят крестьянина на лесной порубке..., — рассказывала А. Я. Ефименко, — обзывают его вором. Того даже слезы прошибают от тяжкой обиды: «отродясь не был вором, а тут вот, на-поди, вором величают», плачет он и вполне убежден, что его обидели напрасно. В суд идти и понести наказание, когда поймали, это так, это следует по закону, — что поделаешь, когда такой чудной закон выдумали? — а все же таки не вор и вором отродясь не был»6. И таким было крестьянское отношение не только к лесу, но и к недрам: и лес, и нефть, и уголь, и другие виды топлива и руды есть продукты стихийной природы, а, следовательно, пока рука человека не тронет, таковой ничего не стоит, и начинает приобретать ценность
Цит. по: Короленко В. Г. Земли! Земли!: мысли, воспоминания, картины. М., 1991. С. 13. Феноменов М. Я. Современная деревня. Опыт краеведческого обследования одной деревни. Ч. 2. М., 1925. С. 93. См.: Ефнменко А. Указ. соч. С. 167; Пахман С. В. Обычное гражданское право в России. Юридические очерки. Т. I. СПб., 1877. С. 44. Пахман С. В. Указ. соч. С. 43. Ефнменко Л. Указ. соч. С. 145. 6 Там же. 100
как рука человека начинает касаться...»1 «Нерукотворные» объекты собственности психологически присваивались крестьянином в меру хозяйственных потребностей и трудовых усилий, затраченных на их удовлетворение. И только затем возникала йеприкосновенность как качество собственнического отношения. Возникало почти религиозное уважение к собственности, о проявлениях которого писала А. Я. Ефименко: «Кража скошенного сена на лугу, хлеба на поле, хотя никто их не сторожит, вещь совсем исключительная, покрывающая виновника вечным позором. Даже крайняя необходимость не может заставить крестьянина нарушить святое для него, в данном случае, право собственности. Существуют оригинальные обычаи, имеющие целью примирить факт настоятельной необходимости нарушить право собственности с крайним уважением, которое обнаруживает крестьянство по отношению к этому праву. Вот некоторые примеры. В Архангельской губернии существует такой обычай: если путнику понадобится в дороге корм для лошади, он берет сено из первого попавшегося зорода, но непременно кладет в зород деньги, соответственно стоимости сена. Близкий к этому обычай встречается в Земле Войска Донского. В неурожайные годы, когда бедняки находятся в совсем безвыходном положении — купить хлеба не на что, занять не у кого, — они прибегают к самовольному, так сказать, займу у богатых. Из хлеба, которые зажиточные держат необмолоченным в степи на току, вдруг исчезает несколько копен, взятых неизвестно кем, а на другой или даже на третий год, при урожае, хлеб привозится опять, всега 2—3 копнами больше, чем было взято, и складывается на том же самом месте. Когда берут хлеб, иногда оставляют на месте записку, в которой говорится, что заставила взять хлеб крайняя нужда, и что он будет непременно возвращен при уро- жае». С представлением о труде как первоисточнике имущественных прав связано ментальное крестьянское предпочтение коллективности собственности. «В правосознание русского крестьянства твердо установилось понятие о коллективности права, т.е. о принадлежности ег® не отдельным лицам, а союзам, связанным общностью хозяйственных интересов, — отмечалось в подготовленном А. А. Риттихом своде трудов местных комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности. — Такими субъектами права являются община и двор; последний притом — как трудовой союз, а не как семейный»3. Долгие века почти весь цикл земледельческих работ был — и в значительной степени остается — объектом совокупных трудовых усилий семьи-двора, а некоторые ключевые его моменты (сведение леса, подъем це-
Государственный архив Российской Федерации (далее сокращенно — ГАРФ). Ф. 1235. Он. 60. Д. 108. Л. 54. 2 Ефименко Л. Указ. соч. С. 143—144. Крестьянский правопорядок. Свод трудов местных комитетов по 49 губерниям Европейской России. СПб., 1904. С. 62. 101
лины или залежи, позднее — перераспределение имеющейся и приобретение дополнительной земли и т. д.) — соответственно, крестьянской общины. Не случайно в обычном крестьянском праве отмечаются нормы, характеризующие крестьянскую собственность как одновременно и «чересполосно-об-щинную и семейную». Мера коллективности субъекта имущественных прав в менталитете русских крестьян была пропорциональна мере трудового «по-силья» объекта собственности. Комплексное действие долговременных факторов природно-климатического и социально-экономического порядка на территории исторического центра России обусловило воспроизводство общины в качестве субъекта крестьянской собственности1. Надо полагать, широкое распространение в первой четверти XX в. кооперативной формы товарно-рыночной адаптации крестьянских хозяйств имело среди своих предпосылок и ментальное предпочтение русскими крестьянами коллективности собственности. (Показательно в этой связи письмо крестьянина Перепу-хова в газету «Беднота», опубликованное в сборнике документов «Кооперативно-колхозное строительство в СССР, 1923-1927.» М., 1991. С. 39-40.) Господство в крестьянской среде на протяжении «времени большой длительности» представления о двухуровневому- семейно-потребитель-ском и тягловом — предназначении и сословно-трудовом происхождении собственности сформировало ментальную основу для устойчивого восприятия русскими крестьянами капиталистических ценностных ориентации как своего рода аномалии. Б. Н. Миронов справедливо подчеркивает, что использование собственности в целях накопления, эксплуатации неимущих, обогащения и т.п. осуждалось крестьянами. Для них собственность — не капитал, приносящий доход или прибыль, а средство пропитания и исполнения обязанностей перед Государством2. «Мужики — не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». «Мужик — работник, работа его капитал, его Божие предназначение». Так говорили сами крестьяне3. Тягловый архетип диктовал крестьянину свои стандарты имущественного поведения, ставили невидимые пределы хозяйственной рационализации, агротехническим и бытовым инновациям. Для попытки «интенсивников» в 1920-е гг. перестроить свои хозяйства на началах предпринимательства за счет повышенной самоэксплуатации встречали непонимание и подозрение со стороны деревенско-
См.: Милое Л. В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4—5; Его же. Если говорить серьезно о частной собственности на землю... Россия: климат, земельные отношения и национальный характер // Свободная мысль. 1993. № 2. Миронов Б. Н. Указ. соч. С. 22. Лурье С.В. Как погибла русская община // Крестьянство и индустриальная цивилизация. С. 145. 102
го большинства. В лучшем оучш?— воспринимались кажчрщчества. «Юйин из самых интересных «послевоенных» (имеется в виду первая мировая война— О. Я.) мужиков — это Григорий Герасимов, — рассказывается в сборнике «Крестьянин в XX веке». — Он четыре года пробыл в германское» плену, причем%а войну пошел прямо от сохи — неграмотный, склонный вгвыпив-ке... — Пришел — узнать его невозможно! — говорят мужики, — чистяк такой, грамотный, по-немецки мшкет, и сейчас же занялся коровами. И все на немецкий лад. Коровам конюшни построил — такие конюшни, целые хоромы, моет их, холит, кормит зимой по часам, пастуха просит, чтобы не бил их, и не пугал, а то, говорит, — у коров молоко будет плохое. Чудак такой... Хотя, правда, коровы у него стали, как барыни, и дают молока куда больше против наших... Сейчас у него шесть коров — породистые, сытые, чистые; мечтает еще прикупить «хоть бы с десяток, да*налоги одолели». Дома все хозяйство ведет на какой-то нерусский лад: вымостил двор щебнем, в избе чистота, все в порядке, перед едой все руки моют с мылом — явление необычайное»1. Наличие психологической ориентации на использование собственности в качестве капитала было для крестьян самым точным индикатором, помогавшим определять «кулака». Прежде всего, конечно, обращали внимание на эмпирические признаки: навязывает «нечестные» условия найма лошади; использует в обработке надельной земли труд батраков, но сам в поле не работает; арендует мельницу; производит самогон на продажу... Или в жены берет не девку, а приданое: «За одной невестой корову давали, за другой пару да еще сарай в придачу. — А третья? — За той на станции дом давали. — Ну и что, взял? — Какое там, — четвертая подвернулась. За той три коровы, велосипед, граммофон и золота кучу дали»2. По таким признакам о человеке судили в соответствии с пословицей «продашь душу в ад — будешь богат». Как отмечалось в одном из писем в газету «Беднота», кулак — это характеристика не столько имущественного состояния крестьянина, сколько состояние его души3. Ментальность русских крестьян отторгала не только капиталистическое предназначение, но и капиталистическое происхождение собственности. Вот, например, типично деревенскую версию происхождения торгового капитала излагает повесть в стихах анонимного крестьянского автора середины XIX в.: «Уж я ль торговле не учил! Но к ней в нем дарованья нет. Стыдится много запросить, Обвесить завсегда робеет, Ленив худой товар хвалить, Обмерить также не умеет»4. Торговец лавочник — судя по источникам, Яковлев Л. Подмосковные мужики // Крестьянин в XX веке. М., 1925. С. 232—233. Брыкин Н. В новой деревне. Очерки деревенского быта. Л., 1925. С. 13. См.: Солопов А. Кого считали кулаком в 1924—1Ж5> годах? // Трудные вопросы истории. М, 1991. С. 87. Вести о России. С. 50. 103
прямо-таки фантом русской крестьянской ментальности — «паразитирует крестьян, заставляя их давать ему доход на том, чего он не производил, то есть делает "на чужой труд надбавку"...»1 У торговца своя арифметика: «2 х 2 Щ 8. Говорим: ведь неправильно. Нельзя правильно, почему (?) в трубу улечу. Думаем, летел бы ты хотя и к черту на рога, только не обирал бы меня...»2 Такое происхождение «зажиточности» крестьяне не признавали праведным. Суть крестьянского подхода к оценке справедливости происхождения богатства очень точно передал Г. И. Успенский: «Богачи всегда бывали в деревне: но я спрашиваю, чем и каким образом мог разбогатеть крестьянин-земледелец и как и отчего мог обеднеть? Только землей, только от земли. Он не ви-новат_(подч. слова Г. И. Успенский выделил курсивом — О. Я.), что у него уродило, а у соседа нет; не виноват он, что он силен, что он умен, что его семья подобралась молодец к молодцу, что бабы его встают до свету и т. д. Тут — счастие, талант, удача; но счастие, талант, удача — земледельческие, точно так же как у соседа земледельческая неудача, отсутствие силы в земледелии, отсутствие согласия семьи, нужного для земледелия. Тут понятно богатство, понятна бедность, тут никто ни перед кем не виноват... Но тот же самый человек, который без зависти и злобы переносит богатство, понятное и объяснимое с точки зрения условия собственной жизни и Миросозерцания, ожесточится и со злобою будет взирать на такое богатство соседа, которое он, во-первых, не может понять и которое, во-вторых, вырастает вопреки всему его миросозерцанию...»3 Никаких ментальных гарантий неприкосновенности доставшейся такими «непонятными» путями собственности русская деревня предоставить не могла. Скорее напротив: «Деревенские богачи пошли у нас либо с фальшивых денег, либо с воровства у пьяного барина капитала из его кармана, либо с убийства в лесу проезжего купца... Тай, по-моему, если они разбогатели, то не грех им и бедным людям помочь. — Не будет грех
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|