Новые рыночные реалии и их преломление
В докладе сделана попытка проследить, как процессы становления рыночных отношений преломлялись ш жреетьянаком менталитете, вдшшить его реакцию на новые шрвдическо-прашвые, экомошюесжие и политические условия развития пореформенной России. С этой целью рассматривается место ж взаимоотношение в нем таких понятий, как «деньки», «цена», «товар», «богатство», «собственность», «труд» и их юнкретн-oe содержание. Наблюдения народного ума над явлениями рынка и их эмоционально-экспрессивная оценка закреплялись в стереотипах мышления и речи. Поэтому пословицы и поговорки могут послужить важным источником для характеристики традиционных представлений крестьян о рынке и их отношения к своему участию в рыночных отношениях. Для конкретизации дрелом-ления пореформенных рыночных реалий в менталитете крестьянства не меньшую помощь могут оказать многочисленные публикации документов о крестьянском движении, а также произведения писателей и публицистов того времени. Опыт рыночных отношений накапливался крестьянством в результате вступления в отношения обмена или продажи пользовавшейся спросом продукции крестьянского хозяйства, покупки недостающего продовольствия, промышленных и ремесленных изделий на периодически проходивших местных торгах, базарах, рынках. Крестьяне вступали в рыночные отношения, занимаясь ремеслом и отхожими промыслами. Проникновение в деревню товарно-денежных отношений усилилось вследствие проведения крестьянской реформы, расширения имущественных и гражданских прав крестьян, роста народонаселения и городов, развития промышленности и железных дорог. Рыночные отношения распространялись на все новые сферы крестьянской жизни, становясь фактором повседневности.
Денежные отношения прочно вошли в жизнь народа, заняв в ней заметное место («Родись, крестись, женись, умирай, за все денежку подай!»; «После Бога, деньги первыя»).1 Источником силы, авторитета денег крестьяне Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I—IV. М., 1989—1991. Т. 1. С. 428. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием тома и страницы, например: (1, 428). Ссылки на сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа». М., 1957; также даны в тексте в сокращенном виде, например: (Пословицы, 48). 215
считали царскую власть («На деньгах царская печать»), и сами деньги, по их мнению, обладали высшей властью («И барину деньга господин»— 1, 428). Деньги придавали их обладателям дополнительные возможности («Деньги — крылья»; «Деньга и камень долбит»), обеспечивали личную безопасность («Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет»; «Денежка не Бог, а бережет/или: а милует»), но и влекли дополнительную ответственность («Много денег, много и хлопот /забот/» /1, 428). В обращении с деньгами подчеркивалась необходимость вести их учет («Деньги счет любят»; «Хлебу мера, а деньгам счет» — 1,428). Вместе с тем народная мудрость предупреждала об абсолютизации роли денег: «Не деньги нас, а мы их нажили»; «Деньги не голова: наживное дело» (1, 428). Ироническое отношение к легкости получения жизненных благ за счет денег выражалось в поговорках «Для чего нам ум, были б деньги да спесь!»; «Это знаем, что с деньгами и попьем и погуляем^* (1, 428). Человеческие отношения, построенные на владении деньгами, считались ненадежными и с сарказмом осуждались: «У Фомушки денежки, Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки, Фомка, Фома!»; «При деньгах Панфил всем людям мил; без денег Панфил никому не мил»; «Много друзей, коли денежки есть» (1, 428). Вследствие необходимости придерживаться жестких правил, задаваемых рынком, родственные и дружеские отношения не распространялись на сферу денежного обращения: «Брат братом, сват сватом, а денежки не сосватаны»; «Дружба дружбой, а денежкам счет» (1, 428); «Родство — дело святое, а торговля — дело иное» (Пословицы, 527). Твердое соблюдение законов рынка было необходимым элементом партнерских отношений: «Счет дружбы не теряет /не портит/» (Пословицы, 527).
Ценность денег связывалась с существованием общественных отношений («Без хозяина деньги черепки»), а их умножение — с денежным обращением («Деньга на деньгу набегает»; «Деньга деньгу достает /или: зовет, родит, кует, добывает/» — 1, 428). Считалось, что для постоянного владения деньгами необходимы определенные, независимые от воли человека условия: «Денежки, что голуби: fte обживутся, там и ведутся» (1, 428). От изменения этих условий мог колебаться в ту или иную сторону уровень материального благосостояния. Такие представления зафиксированы, например, в поговорке «Не от того мы оголели, что сладко пили-ели, а знать на наши денежки прах пал!» (2, 116 fP Отличие денег от обычного товара, их обезличенность выражалась в поговорке «На деньгах нет знака (тамги, ногавки)», не узнаешь, как или кем они нажиты (1, 428). Существование денег и их конкретное наличие считалось одним из решающих условий торговли («Денежкой торг стоите «Деньга торгу большак /голова, староста/» —- 1, 428). В свою очередь, под торговлей понималась купля и продажа товаров («Купля да продажа, тем и торг /или: свет — И. С/ стоит»; ^Продажа куплей стоит» — Ш, 479). 216
В крестьянских представлениях о рыночных отношениях важное место занимали суждения о ценах, механизмах их формирования и умении торговаться. Крестьяне отмечали, что на рынке выступают два субъекта, продавец и покупатель, интересы которых сталкиваются при определении цены объекта торговли — товара («У купца цена, у покупателя другая» — IV, 578). Естественно, продавец желает получить больше за свой товар, покупатель — купить подешевле: «На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит» (IV, 418). Установление рыночных цен крестьяне не считали произвольным процессом, зависимым от воли субъектов торговли: «Продавец цены за собой не возит»; «На торг со своею ценой не ездят»; «Ничему сам собой цены не уставишь» (IV, 578); «На базар ехать — с собой цены не возить» (1, 37). Они ясно сознавали объективность складывания рыночных цен: «Торг (или: Бог — И. С.) цену строит»; «Базар цену скажет» (IV, 578). Несмотря на, казалось бы, очевидную свободу вступления в отношения купли-продажи, установление цен воспринималось как зависимость («неволя») от товарно-денежных отношений: «Вольнее торгу нет, а и там неволя живет» (IV$418); «На торгу деньги на воле, а купцы и продавцы все под неволей» (1,238).
По указанным выше причинам крестьянин ни как продавец, ни как покупатель не мог до начала торга определить точной цены на товары. Появляясь на рынке с товаром и за покупками, он должен был надеяться на то, что «Базар (торг) на ум наведет, ума даст»: надоумит о ценах (1, 37). Как ни ценил крестьянин свой товар и затраченный на его производство труд, но вынужден был смиряться с неподвластными его воле и желанию условиями рыночной торговли: «На торг поехал, свою цену пакинул» (IV, 418). Крестьяне подмечали зависимость цен на товары от их (товаров) назначения и способности удовлетворять те или иные потребности («Дешевому товару дешева и цена» — 1, 434), а также от наличия спроса и предложения («На что спрос, на то и цена» — IV, 299); «Чего много, то и дешево; чего мало, то и дорого» — 1,434). В крестьянском понимании стоимость товара в идеале должна соответствовать цене, а уплаченные за него деньги — способности товара удовлетворить определенные нужды. Такое соответствие выражалось простыми формулами: «Не по деньгам товар»; «Не по товару деньги»; «По деньгам товар»; «По товару и деньги» (1,428). Однако но разным причинам на рынке происходили отступления от идеальных цен. В большинстве случаев расторгнуть заключенную на базаре сделку не представлялось возможным. Призывом полагаться на разум, быть внимательным и осторожным в торговле звучали поговорки: «Торг без глаз, а деньги слепы: за что отдаешь, не видят»; «На торгу деньга проказлива» (1, 428); «Что глазом не досмотришь, то мошною доплатишь»; «Твои деньги, твои и глаза» (гляди, что покупаешь) (t? 353). В
217
условиях неунифицированности торговли, отутсгття стандартизации! тшва-ров это были совсем не лишние предупреждения. По мнению крестьян», торговля существовала для полученишжртбвшщ «барыша». Они были убеждены, что «В убыток торговать ншшзя» (<[V'j 459). Однако неустойчивость: крестьянского хозяйства и рыночной конъюнктуры порождала колебания торговой прибыли («Деньги водом, добрые люди9 р©>-дом, а урожай хлеба годом» — IV, 508). Цена на один и тот же товар могла колебаться в различные годы, по сезонам, месяцам и даже в течение дгоб. Чтобы избежать убытков необходимо было уметь назначить верную цену и вовремя сбыть товар. Опыт выбора правильной тактики торговли закреплен в поговорках «Кто дорожится, то? продешевит» (упустя пору, отдаст задешево); «Дорожится, товар залежится; продешевить, барышей не нажить» (1, 474). Существовало еще более тонкое наблюдение, бытовавшее^жювсей вероятности, в среде «торговых крестьян»: «Продорожился, ничего не нажил, а продешевил, п© два раза оборотил — нажива и есть» (Пословицы, 527). Вместе с тем принималась во внимание и психологическая подоплека отношений покупателя и продавца: «Не похваля, не продашь; не отззрщ нет купишь» (Пословицы, 526). Крестьянский опыт свидетельствовал, ч*гв участие в рыночных отношениях сопряжено с возможностью потерпеть убытки («Барыши с убытками на одних санях /на одном полозу/ ездят; в одном кармане живут» /1, 51/), Крестьяне понимали, что занятие предпринимательством несет в себе долю неизбежжшо риска: «Барыши любить, накладов не бегать» (1,51); «Не бойся убытка, так придут и барыши» (IV, 459). Участвуя в рыночных отношениях, крестьяне выработали представление об относительности как количества? дежег («Не в счете детги, а в цене»), так и уровня цен («Цена*хороша, а не будет^барыша» /IV, 578/), т.е. при высокой цене и большого количества денег могло не хватить для совершения покупки, как и высокие цены не всегда гарантировали торговую прибыль. В условиях многообразия товарно-денежных отношений требовалось умение точно подсчитывать получаемый дшед,» вводя самет© себя в заблуждение о степени выгодности сделки (отсюда пошло насмешливое выражение «Взять барыша1 баш на баш»: рубль на рубль — 1,51). Также, как крестьяне прогнозировали погодные условия и будущий урвдсайдоог пытались определить направление рыночной конъюнктуры и в соответствии ш ней выработать предпринимательскую стратегию. Опыт подобной прогностической деятельности отражался, например, в таких наблюдениях и даже суевериях, как «Коли полевая мышь вьет гнездо высоко (в хлебе на корню), то ценйг на хлеб будут высокия; когда вплоть у земли — низкия»; «Если мыши нагрызут хлеб сверху, то дорог будет; снизу, дешев; а сбоку, средняя цена» (Щ 367)р «Хорош урожай — продавай раньше; плох урожай — продавай позже» (IV, 508% Ввдметили они и определенную зако-
218
номерность в колебании рыночных цен, когда низкие цены вызывали сокращение предложения товара, тем самым способствуя последующему повышению цен («Дешевое на дорогое выводит» — 1, 434). Представление крестьян о соотношении потребительского спроса и предложения выражает пословица «Мало в привозе, много в запросе» (Пословицы, 153). Влияние запретительных или таможенных мер государства на рыночный спрос подмечено в пословице «На запретный товар весь базар» (кидается) (1,621). Малотоварность крестьянского хозяйства, отдаленность рынков неразвитость путей сообщения, кредита и кооперации неизбежно порождали существование института скупщиков и торговых посредников, от которых крестьяне находились в крепкой зависимости («Кулак не сласть, а без него не шасть» — II, 216). Их деятельность порой носила характер своеобразного «рэкета». «Маклака не обойдешь, не объедешь» (II, 291) — говорили крестьяне, имея в виду, что посредники нередко встречали хлебные обозы н&%гути к рынку, принуждая продавать зерно по заниженным ценам. Легко ориентируясь в рыночной обстановке, скупщики использовали различные способы обмера и обвеса крестьян-продавцов. Не в состоянии предотвратить обман, они вынуждены были смиряться с неизбежным, утешая себя тем, что «Всех плутней кулаков и маклаков не перечтешь» (III, 131). «От обману не набережешься» (И, 600). Тем не менее, в тех случаях, когда рыночные отношения не обезличивали товар и участников торговли, честность была необходимым условием взаимовыгодных отношений («Обманом барыша не наторгуешь» (II, 600); «Торгуй правдою, больше барыша будет» — III, 379.) Более того, в подобных отношениях порой приходилось идти на заведомый убыток: «Не до барыша, была бы слава хороша»; «Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать» (1, 51). Носившее натурально-потребительский характер хозяйство крестьян было очень чувствительно к колебаниям погодных и рыночных условий. Тонкая грань отделяла крестьянское благополучие от бедственного положения. «Всяко случается, и пироги едим, и без хлеба сидим» (IV, 226) — говорили об этом сами крестьяне. Нередко вступать в отношения купли-продажи их заставляло не желание шиэлучить прибыль, нажить барыши, а самая безысходная нужда. Даже в урожайшжё годы у беднейших крестьян ряда губфний собственного хлеба не хватало до «нови» и они вынуждень^Йыли прикупать его или брать в долг в счет будущих отработок у зажиточных односельчан или помещиков. Именно в их среде сложились поговорки, показывающие зависимое положение крестшн на рмнке: «Дешев хлеб, коли деньги есть» (1, 434); «Дорог хлеб, коли денег нет» (1, 474). Причем нехватка хлеба часто вызывалась его осенними продажами по низким ценам с целью получить деньги для уплаты податей. «Дешева рожь, так наведет на то ж!» (что нечем подати платить) — {$¥, 101) — говорили крестьяне. Настоятельная потребность в деньгах не позволяла крестьянам дожидаться осенью более высоких продажных цен, а 219
нужда в хлеое зимой и весной заставляла прикупать его по возросшим ценам. Горькой иронией пронизаны рисующие это положение пословицы и поговорки: «Нужда цещ>1 не ждет» (IV, 578); «Хлеб продать, дешев хлеб; хлеб купить, дорог хлеб!» (1, 434); «Плох базар, коли хлеба купить неначто» (1, 37). Имея в виду вышесказанное, становятся понятны выражения, подчеркивавшие нетребовательность крестьян к уровню своего благосостояния: «Хлеба с нужу (или: с брюхо), одежи с ношу, денег в подать» и т.п. (см.: Пословицы, 104). Проникновение в деревню товарно-денежных отношений сопровождалось вытеснением общинной взаимопомощи кредитными отношениями. Мирская взаимопомощь, как правило, не предполагала возникновение кабальной зависимости в случае задержки или невозвращения занятого. Своевременный и полный возврат займа был порой делом нелегким и независящим от личных усилий заемщика («Когда занял — знаю; когда отдам — не знаю»; «Займы, что путина /дальняя дорога — И.С./: знаешь, когда поехал, не знаешь, когда приехал» — 1, 580-581). Столь же неопределенной была и форма возвращения займа: «Долги собирать, что по миру идти: бери, что дают, да кланяйся!» (Пословицы, 537). Случаи возвращения должником занятого в меньшем размере или худшего качества были нередки, порой нося умышленный характер («Без поджиду не займы» — 1, 581). Слаборазви-тость кредитно-денежных отношений, бедность должников и кредиторов, неопределенность сроков и условий возвращения займов порождали скептицизм и недоверчивость к кредиту; «Не деньги, что у баушки, а деньги, что в запазушке»; «В лесу не дуги, в копнах не хлеб (не сено), в долгу (в ссуде или в суде) не деньги»; «В копнах не сено, в людях (в потраве) не деньги» (1, 428). Вместе с тем невозвращавшие займ должники осуждались («Займует — ^одит, а платит — обходит /так обходит кругом/» — 1,580). Пословицы призывали не соблазняться кажущейся легкость поправки дел щггем займа, помнить об обязанности возвращать долги: «Всякие займы платежом красны»; «Сколько не занимать, а быть платить»; «Не мудрость занять, мудрость отдать» (1, 580-581). К тому же в реальности займ не мог стать долговременным источником безбедного существования («Займами не проживешь»; «Займом богат не будешь» —.1,581). Залогом соблюдения условий продовольственного или денежного займа у зажиточного односельчанина или помещика чаще всего служило обязательство отработать в хозяйстве заимодавца личным трудом или трудом членов семьи заемщика («Заниматься — самому продаться» — 1, 580). И хотя пословицы и поговорки не свидетельствуют о распространении ростовщичества, фактически «в рост» отдавался личный труд, востребованность которого чрезвычайно возрастала в страдную пору. При стечении неблагоприятных обстоятельств заемщик мог стать неоплатным должником, по- 220
пасть в кабалу. Отработка долгов обычно приходилась на самую горячую пору (сев или уборка урожая). В результате крестьянин-должник мог упустить оптимальные сроки работ в своем хозяйстве, тем самым еще более усиливая его упадок («Голод мутит, а долг крушит» — Пословицы, 537). Уже сам факт займа свидетельствовал о безвыходном положении, в котором оказался заемщик («Займы та же кабала» — 1, 581). Поэтому такая гордость и довольство собой звучит в крестьянской поговорке: «Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу!» (IV, 101). Во взаимоотношениях крестьянского хозяйства с рынком считалось необходимым планирование расходов («Купишь лишнее — продашь нужное» - 1, 379), использование всех ресурсов собственного хозяйства для сокращения рыночных расходов («Домашняя копейка рубль бережет»/о непокупном припасе/ — 1,466), умение избежать неразумного риска («Маленька бережь лучше большого барыша» — 1, 51), бережливость в обращении с деньгами («Береги денежку про черный день» — 1,427). Однозначно осуждалось и осмеивалось мотовство, пропивание доходов, равно как и неоправданная скупость: «Продает с барышом, а ходит нагишом» (либо скуп, либо пьян) Интересно проследить, какие представления складывались у крестьян о богатстве и каково было их отношение к богатым. Без сомнения, на эти представления накладывали отпечаток уровень развития рыночных отношений и степень имущественного и социального расслоения. В наиболее общем виде под богатством понималось обладание такими имуществом и деньгами, которые позволяли иметь сверх необходимого для удовлетворения обычных крестьянских потребностей. Так, в Смоленской губернии богатым считался крестьянин, полностью обеспечивавший потребности семьи собственным хлебом. «Затем, — свидетельствует А. Н. Энгельгардт, — степень зажиточности уже определялась тем временем, когда крестьянин начинает покупать хлеб: «до Рождества, до масляной, после Святой, только перед «новью»1. В таком понимании богатство тесно связывалось с личным трудом и обеспеченностью продовольствием, в корне отличаясь от понятия капитала как источника извлечения новой прибыли. Характерным для рыночного мышления являлось преобладание латентно существовавших представлений о получении «барышей» не от обращения капитала в какой-либо его форме, а от продажи товаров, произведенных личным трудом. Вместе с тем, крестьяне видели разницу между богатством и довольством, сытостью («Богатым быть трудно, а сытым /а довольным/ не мудрено» — 1, 102). Наживание богатства связывалось с умом («Богатство ум рождает /ум дает/» — 1,102); «Нет в голове, нет и в мошне» — II, 355), способностью
1 Энгельгардт А. #. Из деревни: 12 писем, 1872-1887. М., 1987. С. 487. 221
самостоятельно мыслить («Смотря на людей, богат не будешь»), а владение — с умением им управлять («Ни конь без узды, ни богатство без ума» — 1, 102). Считалось, что владение богатством изменяло нравственные качества и жизненные ориентиры человека («Не тот человек в богатстве, что в нищете» / 1, 102/; «Счастье бедному — алтын, богатому — миллион» — Пословицы, 95). Неизменными спутниками богатства, по мнению крестьян, были скупость («Не от скудости /убожества/ скупость вышла, от богатства»), а также сила, неуступчивость и кичливость («Мужик богатый, что бык рогатый» /1, 102/). Качества эти признавались неотъемлемыми для наживания богатства («Будешь богат, будешь и скуп / или: рогат — И. С/»), но и осуждались как несовместимые с нравственными идеалами общинной жизни («Богатство спеси сродни»; «Чем богатее /богаче/, тем скупее») (1,102). Рост имущественного неравенства порождал социальные противоречия в среде крестьянства. Богатые односельчане получали нелестное прозвище, служившее одновременно и социальной характеристикой — «кулак». В отношении их сложилась ироническая поговорка «Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь» (II, 215). Неприязнь к имевшим богатство и благополучие на фоне нужды и страданий остальных выражалась в таких противопоставлениях, как «Богатому житье, а бедному вытье»; «Бедность плачет, богатство скачет», в недобрых пожеланиях и стремлении избавиться от богатых: «Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем»; «У богатого богатины пива-меду много, да с камнем бы его в воду» (1,102). Происхождение и рост богатства все более связывалось не с трудовой деятельностью, а с неправедными, несоответствовавшими христианской морали делами и прямым обманом: «В аду не быть, богатства не нажить» (1, 102); «От трудов праведных не наживешь палат каменных» (IV, 436); «Богатому черти деньги куют» (1, 102); «Выучись плутовать, так будешь богат» (III, 131). В таком понимании «богатство» соприкасалось с мало распространенным понятием «капитал», приобретая негативный, осуждающий оттенок. Сознавая недостаточность личного труда на земле для обогащения («От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь»), крестьяне почитали труд в качестве первоосновы материального благосостояния и нравственного поведения («Без труда нет добра»; «Труд кормит и одевает»; «Труд человека кормит, а лень портит») (IV, 436). Встречающиеся негативные определения крестьянского труда связаны, по нашему мнению, с подневольной или непосильной работой. Кроме того, разочарование в земледельческом труде, как будет показано ниже, порождалось экономической невозможностью прокормиться и уплатить подати с доходов от обработки земли. С постройкой сети железных дорог в 60-х — первой половине 70-х годов XIX в. Россия стала теснее связана с мировым рынком. Снижение издержек перевозок, усиление спроса на хлеб и, соответственно, рост хлебных цен способствовали более широкому вовлечению крестьянского хозяйства в 222
предлринимательсшуш деятельность. В результате ослабляглись общинные связи и ведущую» ршш& в крестьянском сознании приобретали индивидуалистические мотивы. Вероятно^ по этим причинам революэдщотжая агитация^ народников, предпринявших в первой половине 70-х годов* XIX в. знаменитое «хождение в ж^род», не встретила ожидаемого ими отклика среди крестьянства. Благоприятная рыночная конъюнктура порождала рост предпринимательской активности, крестьяме надеялись на поправку дел в случае хорошего урожая и получение прибыли от продажи его излишков. Там, где позволяло наличие свободных земель, возникало как бы азартное зшледелж, сравнимо с происходившей в это время «горячкой» учредительства акционерных обществ в сфере промышленности и железнодорожного строительства. Крестьяне старались занять как можно большую площда» для получения товарного хлеба, нередко забывая об осторожности и рискдо стать жертвой неурожая и голода, как это случилось в 1872—1873 гг. в Самар^дай губернии. Несколькими годами раньше подобную ситуацию переживали крестьяне Смоленской губернии. Проведение железных дорог и сопутствовавшая этому ломка старых рыночных связей, резкое ускорение рыночных оборотов были новыми для крестьян явлениями, перед которыми оказывался неприменим их опыт участия в торговле на местных рынках. Новые рыночные условия несли вместе с благоприятной конъюнктурой и усиление рнежа потери устойчивости крестьянским хозяйством в случае неурожая. Пережитый крестьянами Смоленской губернии голод 1867—1868 гг. оставил глубокий след в их памяти. В 1879 г., по свидетельству А. Н. Энгельгардта, когда «все ликовали, радовались, что заграницей неурожай, что требование на хлеб большое, что цены растут, что вывоз увеличивается, одни мужики не радовались, косо смотрели и на отправку хлеба к немцам, и на та, что массы лучшего хлеба пережигаются на вино»1. В голодные 1891—1892 гг. такое недовольство становилось причиной нападения крестьян на железнодорожные составы и захвата перевозимого в них хлеба2. Отношение к хлебу в крестьянском сознании было двойственным. С одной стороны, он являлся основным продуктом питания,т?>т урожая зерна за-; висело благополучие крестьянского хозяйства. С другой стороны, в пореформенное время хлеб все чаще начинал играть роль товара, с которым вследствие избытка или из-за вынужденной товаризации крестьяне выходили на рынок. Тем не менее, в крестьянской массе отношение к хлебу оставалось освященным древними традициями земледелия, а на выражение отношения к хлебу как к товару существовало своеобразное «табу». Пожелание
Там же. С. 476. Китпанина Т. М. Хлебная торговля России в 1875—1914 гг. Л., 1978. С. 42; Крестьянское движение в России в 1890-1900 гг. М., 1959. С. 606-607. 223
дороговизны хлеба (особенно в хлебонедостающих губерниях), рассматривалось как грех, безнравственное поведение. Не менее, если не более сложным было отношение крестьян к земле. В менталитете российского крестьянства сказывалась вековая привычка к обилию свободных пространств. Поэтому в крестьянской традиции отношения собственности на землю определялись формулой «куда топор, коса и соха ходили», а приоритетной ценностью считался труд. Мужицкая вольность ассоциировалась с владением или правом пользования достаточным для ведения традиционной системы хозяйства количеством пахотной земли, выпасов, сенокосов и других угодий. С увеличением крестьянской семьи она имела право занимать пустующие земли и расчищать под пашню леса, или, в случае земельного утеснения, дополнительный надел выделялся при переделе общинных земель. Вследствие этого крестьяне были твердо уверены в том, что «На каждую душу ютова краюшка» (т. е. у нас, где землю делят по душам) (Пословицы, 93); «Дал бог роточек, даст и кусочек» (1,412). Вполне закономерно, что ценность земли в тех условиях определялась не ее потенциальными возможностями и богатством, а вложенным в нее трудом («Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет» — 1, 678). Многоземелье делало экономически оправданным ведение экстенсивного хозяйства, чрезвычайно зависимого от колебаний погодных условий. Свое благополучие крестьяне видели не в количестве земли и даже не столько в ее качестве, сколько в благоприятных погодных условиях: «Бог не даст, и земля не родит»; «Не земля родит, а год»; «Не земля хлеб родит, а небо» (1,678). «Наудачу мужик и хлеб сеет» (IV, 471). Иное отношение к земле существовало в малоземельных западных и юго-западных губерниях, где были более развиты рыночные отношения, слаба или совсем отсутствовала община, далеко зашел процесс расслоения крестьянства. Зажиточность крестьянина здесь зависела от количества обрабатываемой им земли, что нашло отражение в делении крестьян на имевших 20 десятин, гордо именовавшихся «полными хозяевами», и на «половинных», «четвертиннъго» и «огородников». На низшей ступени этой крестьянской социальной лестницы стояли безземельные: бобыли, батраки и работники. Характерно, что владением даже небольшим количеством земли дорожили как решающим отличием от безземельного состояния («Земельность небольшая, а все не бобыли» — 1, 679). Добровольный отказ от земли происходил лишь в крайних случаях — при вымирании или постигшей физической немощи трудоспособных членов семьи, постоянной отлучке всей семьи на заработки и т.п. Наемный труд, батрачество считалось низким занятием, даже если доход от него значительно превосходил то, что могла дать земля. Крестьяне Московской губернии бросивших землю односельчан презри- 224
тельно называли «шалтаями», «гуляками», «пустырниками». Нет оснований оомневаться, что именно в малоземельных губерниях с более интенсивным сельским хозяйством было характерно бытование пословиц и поговорок, утверждающих активную роль земледельца, например:-^Земля — тарелка: что положишь, то й возьмешь» (т. е. каково обработаешь, сколько назему /навозу — И. С/, каковы семена и пр.) (Пословицы, 905—906). До реформы крестьяне были убеждены в том, что, хотя они лишены личных прав, но земля находится в их неотъемлемом пользовании. Способ осуществления крестьянской реформы, при котором вое крестьяне получали земельный надел, сохранение общинных порядков укрепило их в представлении о своих исконных правах на землю. Причем абстрактному юридическому понятию о праве собственности на землю при таком складе мышления не оставалось места. Противоречия в осуществлении реформы подводили новый фундамент под уже существовавший конфликт крестьянского сознания с окружавшими их реалиями. Продолжение временнообязанных отношений рассматривалось крестьянами как предпосылка неизбежного разорения их собственного хозяйства. Они ожидали «настоящую волю», упорно сопротивлялись отчуждению земли, находившейся в их пользовании сверх установленного для данной местности максимального надела. Характерной формой борьбы против уменьшения земельных наделов были отказы принимать уставные грамоты, нести прежние повинности и даже обрабатывать надельную землю, т. к. крестьяне считали, что таким образом они фактически закрепят за собой меньшие наделы. Напротив, в регионах, где вследствие малонаселенности земля и ее аренда были дешевы, а наемный труд дорог, крестьяне считали выгодным отказаться от полного надела и связанных с ним повинностей и платежей, предпочитая получить четвертной, дарственный надел. Рассуждали они следующим образом: «с десятиной (дарственной) мы бы прожили; ежели бы недостаточно было оной, то у царя земли много, дал бы»2. Еще одной существенной причиной отказов от наделов было стремление наиболее зажиточных крестьян избавиться от круговой поруки и зависимости от общины и приобрести землю в личную'собственность. В желании крестьян быстрее освободиться от временнообязанных отношений огромное значение имел психологический фактор. К подневольной, барщинной работе всегда существовало негативное отношение как к мучительной и тягостной обязанности. Наооборот, такая же по содержанию работа в собственном хозяйстве воспринималась эмоционально положительно («На себя работа не барщина» — 1,49). См.: Тихонов Б. В. Переселение в России во второй половине XIX в. М., 1978. С. 129. Крестьянское движение в России в 1861—1869 гг. М., 1964. С. 156. 225
В пореформенный период крестьяне центральных регионов интенсивно выталкивались на капиталистический рынок труда, т. к. не могли выплатить налоги и платежи с доходов от обработки наделов. Вторжение денежных отношений рассматривалось ими в данном случае как бедствие («Беда деньгу родит» — 1, 428). Необходимость в сторонних заработках отражалась в народном сознании в виде поговорок «Соха кормит, веретено одевает, а подати на стороне» (IV, 284); «Хлеб дома, а оброк на стороне» (1,466). Вместе с тем крестьяне стремились ни в коем случае не терять связь с землей («На стороне добывай, а дому не покидай» — 1, 466). Однако возможность заработать, не покидая дома, существовала не у всех; многим чтобы добыть денег приходилось идти в дальний отход («Нужда научит калачи есть») т. е. погонит на работу наниз, где едят пшеницу (II, 76). Невозможность прокормиться земледельческим трудом, отрыв от земли трагически переживалась крестьянством: «От крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат» (II, 192); «Орем землю до глины, а едим мякину» (II, 689); «Меж сохи и бороны не кроешься (т. е. одной пашней не проживешь») (IV, 284). При любой благоприятной возможности крестьяне забрасывали сторонние заработки, даже если они приносили хороший доход, и предпочитали заниматься исключительно своим хозяйством. Так поступили, например, крестьяне в Минской губернии, получившие по реформе 1861 г. достаточный земельный надел1. Ставшие зажиточными смоленские крестьяне, писал А. Н. Энгельгардт, прекратили отход в Москву: «Зачем в Москву ходить, — говорят мужики, — у нас и тут теперь Москва, работай только, не ленись! Еще больше, чем в Москве, заработаешь»2. В условиях быстрого прироста крестьянского населения и медленности осуществления прогрессивных изменений в земледелии, возрастания налогов и платежей, усиления товаризации сельскохозяйственного производства неизбежно обострялась проблема малоземелья. Как следствие этих процессов, происходила актуализация обычноправовых представлений крестьян. Уже в 70-е годы XIX в. в ряде губерний возникли упорные слухи о грядущем «черном переделе». Суть их сводилась к следующему: «Земля будет общая, для чего отберут ее у помещиков и разделят между крестьянами и помещиками по числу душ в семействах, что это и есть желание государя императора и что поэтому дворяне покушались на жизнь его величества»3. В основе этой логической схемы лежали обычноправовые и наивно-монархические взгляды крестьян, и неудивительно, что неоднократно принимавшиеся правительством меры по борьбе со слухами имели лишь временный успех. Новые общественные потрясения (русско-турецкая война, убийство
1 Крестьянское движение в России в 1881—1889 гг. М., 1960. С. 312. Энгельгардт А. Н. Указ. соч. С. 494. Цит. по: Итенберг Б. С. Движение революционного народничества. М., 1965. С. 323— 324. 226
Александра II) способствовали возрождению и активизации слухов о переделе и прирезках земли. В конце-концов в борьбу с ментальной основой этих слухов вынужден был вступить император. Выступая перед волостными старшинами и тминными войтами по случаю коронации, Александр III сказал получившие широкое распространение слова: «Когда вы разъедетесь по домам, передайте всем Мое сердечное спасибо; следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобному. Эти слухи распускаются Нашими врагами. Всякая собственность точно также как и ваша, должна быть неприкосновенна»1. Впоследствии мысль о неприкосновенности частной собственности на землю неоднократно повторял и Николай II2. Неоправдавшиеся надежды решить проблему малоземелья за счет помещичьего землевладения обратили крестьян на путь поиска внутренних резервов. В 80-х годах были возобновлены общинные переделы земли3. Конфликтность в отношениях с помещиками в 80—90-е годы XIX в. была сглажена падением хлебных цен. Воспользовавшись свертыванием или разорением становившегося убыточным помещичьего хозяйства, натурально-потребительское крестьянское хозяйство арендовало или скупало помещичьи земли, на обычноправовых условиях использовало принадлежавшие помещикам угодья. Однако с улучшением хозяйственной конъюнктуры в конце XIX — начале XX в. помещики стремились восстановить в полном объеме права на свои владения, используя огораживания, усиливая охрану угодий и вводя плату за пользование ими. Наряду с ростом арендных цен на землю и сокращением возможности заработков из-за промышленного кризиса это послужило горючим материалом для мощных крестьянских волнений в 1902 г. и в годы первой российской революции. Было бы неправильным считать, что обрисованные в докладе черты крестьянского менталитета были в равной степени присущи всему крестьянству. Не касаясь личностных особенностей и социальных различий крестьян, заметим, что степень выраженности рыночных черт в их менталитете решающим образом зависела от региональных условий. Мышление рыночными категориями было более распространено в подгородских местностях и в регионах, имевших развитые связи с крупными рынками. В российской глубинке крестьяне по-прежнему имели характерный для натурально-потребительского хозяйства склад ума.
|
|
|