О попытках преобразования деревни в XX веке
В многовековой истории российского крестьянства XX столетие ознаменовано нескончаемыми, во многом взаимоисключающими попытками аграрного реформирования. В течение длительного времени крестьянство рассматривалось преимущественно как объект воздействия со стороны властных структур или политических институтов. Самобытность крестьянства, его развитие как естественного и равноправного компонента общества ставились под сомнение. Русская деревня была одной из главных сфер влияния государственной власти. Для отечественных моделей аграрных преобразований были характерны такие черты, как приоритет государственных интересов, аграрный фетишизм, отсутствие последовательности, вынужденный переход от одного цикла реформ к другому, что объясняется слабостью необходимого внутридеревенского потенциала преобразований, забегание вперед. Их психологическим фоном было относительное противостояние власти и крестьянства. В крестьянском восприятии действительности особое место принадлежит исторической памяти. Историческая память — это не просто и не только сумма передаваемых в обществе знаний, сумма представлений о прошлом. Безусловно, некоторый устойчивый комплекс исторических представлений приводит к развитию этнического сознания, национального самосознания — представлению об общности исторического прошлого. Историческая память прежде всего черта ментальности, формирующая его сознание и позволяющая определенным образом интерпретировать события, определяющая характер поведения отдельных людей или их групп и социальных общностей. В крестьянской культуре происходит постоянная коммуникация с прошлым, а память является важнейшим средством познания и социализации личности. Историческая память — элемент культурного наследия и тесно связана с традицией. Историческая память помогает крестьянскому социуму осознать себя и свое место в обществе, осмыслить свой исторический опыт. Историческая память выступает в качестве формы функционирования социума, но она же одновременно поддерживает психологический тонус, «здоровье» деревенского сообщества. Она становится фактором сохранения экологического равновесия. Ориентируясь на сохранение сельской среды, созданной культурой крестьянских предков через «любовь к родному
238
пепелищу, любовь к отеческим гробам», формирует «нравственно оседлого» человека. Власти вообще не чуждо стремление использовать потенциальные возможности исторической памяти общества. Память базируется не только на личном опыте людей, но и в целом на историческом опыте, где немалую роль играет историческое знание как элемент образования и культуры. В этом смысле аграрная реформа, которая инициируется властью, способна стать саморазвивающейся, если она основана на постоянном диалоге и при этом вписана в такой культурно-исторический контекст, который связан и исторической памятью. Активно задействуя историческую память, реформа имеет соответствующую постоянную подпитку. Историческая память имеет несомненную связь с представлениями крестьян о лучшей жизни, крестьянским идеалом добра и справедливости. Сокровенный мир крестьянина наполнен единением и согласием с природой и выражает себя в православии. Семья — первооснова крестьянского мироздания, носительница памяти многих поколений. Крестьянская оценка окружающего мира тесно связана с интересами его семейного хозяйства и его сообщества. Власть в России, вынужденная постоянно решать проблему «идеалы или интересы», обладая довольно слабыми возможностями гармонизации потребностей всего общества в целом и его отдельных с^@к$здьтур, особенно «деревенской» и «городской», делая ставку на потенциальные возможности исторической памяти, тем не менее неоднократно оказывалась в ловушке.
В последние годы особый интерес вызывает столыпинская модернизация. Он столь велик, что, по выражению историка, над Россией поднялась «тень Столыпина». Пожалуй, в опыте аграрной реформы начала века привлекала прежде всего личность самого реформатора, действия которого интерпретируются в радикалистском духе.-*Да, для некоторых современных фермеров (особенно выходцев из города) то время представляется временем «предприимчивых и активных». Но в целом крестьянству по его мироощущению чужд излишний радикализм, хотя оно оказывается достаточно мобильным, если речь идет о его социальном выживании, или если радикализм властей вызывает в нем потребность в ответных радикальных действиях. Мы помним, что бывает, когда происходит, по выражению П. Б. Струве, «прививка политического радикализма интеллигентских идей к социальному радикализму народных инстинктов». Сейчас, в конце столетия, как некогда в начале столетия, историческая память крестьянства и власти не совпали. Тогда историческая память крестьянства, опиравшаяся на традиции, поддерживала в нем принадлежность к сообществу и его трудовое право. Отталкиваясь от трудового права — «сколько я пота пролил» — историче- 239
екая память крестьянства предъявляла своего рода «козырную карту». Отсюда и понятие крестьян накануне отмены крепостного права: «мы ваши, а земля-то наша». Но 1861 год стал уже и водоразделом, а 1905 и позднее 1917 годы добавили свои аргументы. Право на землю определялось не только вложенным трудом: «Горят не барские хоромы, а наших дедов кровь» — таковы были аргументы крестьян. «Мои грехи сгорели, — говорил барин, — на этой исторической почве»1. В этом же ряду стоит и обоснование крестьянами необходимости покупки земли всей общиной и неприятие перехода земли в одни руки: «Земля наша будет! Нельзя ей перейти в одни руки. А то что это? Мы за нее лили, лили кровь-то, а пузаны ею воспользуются...»2.
Подобный аргумент сохраняется и сегодня, он характерен больше для людей старшего поколения: «земля полита потом дедов-прадедов, принадлежит крестьянам и не может продаваться» (дер. Подберезовская Мценского района Орловской области), «землю продаете, скоро детей продавать начнете» (дер. Трестьяны Балахнинского района Нижегородской области). В исторической памяти преобладают оценки морально-нравственного характера, а отношение крестьянства к земле оценивалось с этической стороны, как восстановление попранного ранее нравственного понятия о праве на землю. Если оценивать с этих позиций столыпинскую реформу, то видно, что в ней столкнулись по крайней мере две ценностные ориентации. Общинное сознание ожидало перехода всей земли крестьянству, земельной прибавки. Распространенными были настроения, что решение собственной проблемы лежит вне индивида (шире — вне крестьянства). Присутствие в сознании элементов патернализма выливалось в ожидание земли от власти. Столыпинская реформа выдвинула другие ценностные ориентиры, в принципе не чуждые крестьянству, но в тот момент не имевшие для него того значения, как земельная прибавка. У крестьян появлялся и другой аргумент — «сколько я навоза ввалил», — влекший к укреплению землепользования, он сохранялся и в 20-е годы: «Неужель же мои разработанные полосы достанутся лодырям, а его каменистая дичь — мне». Желание крестьян — это при будущем переделе получить свои же участки, политые потом»3. Столыпин ориентировался на такой тип мышления, которому, как отмечал корреспондент ВЭО, крестьянин Тульской губернии свойственно «самому за себя думать и самому пробивать для себя дорогу»4. На неуспехе столыпинской реформы сказались как распространенные среди правящей элиты иллюзии, будто достаточно для общественного прогресса снять внешние утеснения с крестьянства, символом которых высту- ФаресовЛ. И. Мужики и начальство. СПб., 1906. С. 169. Коновалов Ив. Очерки современной деревни. СПб., 1913. С. 21. Революция права. 1928. № 4. С. 67—68. 4 Чернышов И. В. Община после 6 ноября 1907 г. Ч. 1. СПб., 1917. С. 110.
240
пала община. Крестьянству тоже была свойственна иллюзия, что прибавка земли неизбежно приведет к подъему крестьянских хозяйств. Поскольку в реформе в качестве приоритетного было выдвинуто неадекватное представлениям большинства крестьянства направление преобразований, она спровоцировала рост уравнительных настроений крестьянства. Его социальный тонус оказался в 1917 г. столь высоким, что готовящаяся Временным правительством аграрная реформа пережила великую драму на фоне демократических иллюзий ее авторов и революционного нетерпения масс. Крестьянское движение за землю, за обретение своих гражданских прав, за преодоление чувства социальной ущербности меняло психологию. Большевики смогли использовать разнообразный и противоречивый мир крестьянских чувств и настроений, потребностей и возможностей для создания возможно более широкой базы своих преобразований, прибегая к убеждению и принуждению. Коммунистическое руководство страны готово было идти на компромиссы с крестьянством, если этому руководству угрожала потеря власти (переход к нэпу), сохранять личное подсобное хозяйство в 30--е годы или идти на ломку деревенского уклада в 40—50-е. Ограниченно-либеральные попытки аграрных реформ 2-й половины XX в. довершили формирование такого деревенского типа, для которого уход в город, а главное — выталкивание своих детей из села пересиливало потребность в целостности и самодостаточности сельского мира. Приобщение крестьянства к современной цивилизации сопровождалось потерями важных черт крестьянского строя, определявшихся некогда существованием самостоятельного семейного хозяйства и общины. Во многих случаях власть выступала антагонистом его исторической памяти, его традиций. Раскрестьянивание, бывшее естественным процессом в обществе, выходящем и решающем проблемы модернизации, в России XX века, особенно в условиях советской системы и общественного производства приобрело своеобразный характер. Крестьянское хозяйство потеряло свою относительную самостоятельность, а крестьяне превратились во многом в наемных рабочих с наделом в виде личных подсобных хозяйств. Сознание современных крестьян представляет синтез традиционной крестьянской «этики выживания» с коллективизированным сознанием, сформированным советской эпохой. Современная реформа, имея в своем арсенале деструктивное отношение к сложившимся за годы советской власти типам хозяйств, а главное — социально-психологическому типу работника на земле, сталкивается с негативным отношением к ней деревни. Неделикатное вторжение реформаторов в сферу деревенской жизни ведет к закреплению крестьянских поведенческих стереотипов, подкрепленных его исторической памятью.
Наиболее привлекательные черты колхозно-совхозного строя — социальная защищенность, гарантированный заработок, совместный труд — в ус- 241
ловиях реорганизации начинают исчезать и вызывают критическое отношение к происходящему. Создавшаяся на селе ситуация нарушает важнейшие моральные принципы деревенской жизни (отмеченные в мировом крестьяноведении как характерные для развивающихся стран, но с долей условности применимые и для России) — равенство всех крестьян и обязанности богатых по отношению к бедным соседям. У нас в последние десятилетия обязанности «богатого» по отношению к бедным играло государство, которое одновременно поддерживало известное материальное и прочее равновесие в деревне (например, дотации слабым хозяйствами уравниловка в оплате и прочее). Не только образование самостоятельных (фермерских) хозяйств, но и акционирование коллективных нарушает былое равенство. Появление новых структурных элементов требует от человека переориентации его трудовых навыков. Опросы деревенских жителей, проведенные Центром гуманитарных исследований в ряде черноземных и нечерноземных областей России, показали, что настроению большинства крестьян свойственно ощущение лишенности перспективы, которую оно, как казалось, имело еще совсем недавно. У людей нет ожесточенности, скорее — растерянность, обида, досада. В литературе уже отмечалось, что правительственная политика, нарушающая привычные условия производственной деятельности, не обязательно ведет к вспышкам агрессии, напротив, часто становится почвой для возникновения социальной апатии. Она возникает тогда, когда происходит слишком интенсивное вторжение государства в аграрную сферу, насаждение новых экономических, социальных, правовых и прочих институтов1. Для крестьянского сознания особенно характерной оказывается раздвоенность, которая наиболее рельефно наблюдается в его отношении к власти. В крестьянстве генетически заложено недоверие к власти, равно как и опасение за свою судьбу от последствий верховных распоряжений и постановлений. Любой, даже мало-мальски адекватный ожиданиям крестьян указ они воспринимают как очередное грубое вмешательство в сельский уклад и не исключают репрессивных действий властей. Первое, что упомянула, например, 84-летная тамбовская крестьянка, жительница дер. Красивка Арина Ильинична Губина: «А старики, бывало, говорили, что вот сейчас, может и хорошо, но жди плохого». Но крестьянство не мыслит себя и вне сфер государственного влияния. Казалось бы, традиционное недоверие jc власти способно порождать иные ориентации. Видимо, сказывается целенаправленно формируемая в советское время зависимость крестьян от власти, принимавшая нередко характер иждивенчества. Крестьянство апеллирует к власти в поисках стабильности, дисциплины и порядка. Оно плохо представляет себя Ксенофонтова Н. Л. Африканское крестьянство: перемены в общественном сознании. М., 1990. С. 126. 242
вне системы государственного регулирования и гарантированного социального обеспечения. Поэтому сильный протест в крестьянах вызывает отношение к ним государства, по воле которого крестьянство оказалось как бы на периферии реформ. «Сейчас с народом совсем не считаются и не скрывают этого. Раньше хоть делали вид», — заметил крестьянин из Мценского района Орловской области. Другой к этому добавил: «Все молятся на бога, а он не дает, правительство дает». Люди считают, что правительство ведет себя нечестно: «если бы к нам по-человечески относились...» Изменения в деревне вызывают к жизни всевозможные мифологемы, порожденные исторической памятью крестьянства. Особенно это касается оценки событий недавнего прошлого. Существует правда истории и правда исторической памяти, которые, очевидно, не всегда совпадают. Историческая память избирательна, кроме того, она «работает» как бы в нескольких проекциях. Еще несколько лет назад крестьянство оценивало период коллективизации как самый тяжелый и трагичный в своей истории. Сложная современная ситуация выносит на первый план другие проблемы, оттеснив более далекое время. К нему скорее философское отношение: что было, не вернешь, живем сейчас. Сегодняшнее тяжелое время заслоняет все. Что важно — упор делается на психологическую атмосферу «раньше» и «теперь». Пожалуй, наиболее часты сравнения с послевоенным периодом; разруха еще больше ощущается психологически на фоне благополучия последних лет, «хуже всего крестьянам жилось сразу после войны и сейчас. После войны понятно, но тогда жили надеждами и понемногу все выправилось, дело шло на подъем. Сейчас трудности создали сами, политикой неправильной. Видеть, как все идет насмарку — тяжко». Сильна ностальгия по «старым, добрым временам», в которых все было определено и которые несли в себе гарантии стабильности. Таким временем представляются 70-е годы, которые, как бывает в российской истории, персонифицируются. Иллюзия в отношении этих лет очень характерна для крестьянского сознания. Говоря словами Дж. Скотта, «теперь переоцененное прошлое стало необходимым для оценки пугающего настоящего». Преобладают представления о бесконфликтности этого периода, даются оценки морально-этического типа. Подчеркивают отсутствие жизненного тонуса: «у людей плохое настроение, радость исчезла, постоянное беспокойство», «настроения нет, жизнь не радует», «раньше я с душой на работу шел». Тогда жилось «лучше, веселее, спокойнее, хотя, может, имущества всякого было поменьше, чем сейчас, но отношения между людьми были лучше, уверенность в будущем была, а сейчас наперед ничего не скажешь — что будет». Крестьяне к тому же ценят не только относительное материальное благополучие («при Брежнева зарплата была человеческая, и мясо лежало, и колбаса, и импорт», «при Брежневе хоть хапали, да нам давали»), но и факт, что с ними худо-бедно считались. Крестьяне считают, что в эти годы между ними 243
и властью был достигнут компромисс, который был следующим образом охарактеризован орловским крестьянином: «В 70-е годы дали свободу крестьянину, возможность работать на себя и на государство». В наиболее взвешенных ответах крестьян, особенно тех, кто готов самостоятельно хозяйствовать или создавать небольшие коллективы, нет иллюзий по поводу исторического прошлого деревни: крестьянству всегда жилось тяжело. Хотя 70-е годы и были сравнительно благополучными, каждое время несет элементы принуждения по отношению к крестьянству. Из всей своей истории крестьянство выносит прежде всего опыт выживания, и компромисс, достигнутый между ним и властью к началу 80-х годов XX века быд выстрадан крестьянством, отстаивавшем свое право быть таковым. Для крестьян в оценке современного периода как раз оказывается важным то, что разрушается с таким трудом созданная сравнительно налаженная система отношений «государство — крестьянство». Крестьянство поэтому не спешит порывать с колхозами: так, коллективом легче, чем в одиночку выходить на уровень этих отношений. Срабатывает коллективная историческая память крестьян, для которых всегда было важно иметь посредствующее звено в своих отношениях с некрестьянским миром. Такую функцию вплоть до коллективизации выполняла община. Некогда же община выступала аккумулятором и транслятором исторической памяти. Исчезновение общины ослабляло проявление исторической памяти. Включение в новые для крестьянства общности происходило болезненно, традиционные формы общности заменялись модернизированными, а традиционные формы трансляции исторической памяти — официальной идеологией, государственной системой воспитания и образования. Благодаря сохранению деревенской формы поселения действие генератора памяти не было разрушено, но ослаблено несомненно. Уход крестьянства в город, сселение неперспективных деревень подрывало корни исторической памяти. Нарушен нижний ярус сельского поселения: для современного аграрно-исторического пейзажа стало типично, что работники совхозов и колхозов живут в многоэтажных домах на центральной усадьбе, а маленькие деревни населены пенсионерами или работающими в городе. Но именно сейчас для крестьянства оказывается важным чувство общности — семейной и местной. Оно и фермерство воспринимает болезненно не только потому, что в деревне трудно расстаться с уравнительными стереотипами. Крестьянство не хочет мириться с тем, что работающих в сельском хозяйстве разделили на две категории. С конца 1991 г., когда началась реорганизация колхозно-совхозной системы по сути были искусственно противопоставлены одни груййы сельскохозяйственных производителей — другим. Тогда нарождающееся фермерство имело не только экономическую, но и психологическую поддержку государства, в то время как основная масса колхозно-совхозного крестьянства оценивалась как консервативная сила. 244
которая не может ничего сама изменить в аграрном секторе. Просчет власти на уровне крестьянской ментальное™ сказался на общей атмосфере. Известное противостояние фермеров и остальных работников села произошло. Правда, фермеры внесли некоторый элемент брожения, но ситуация сейчас одинаково тяжела как для индивидуальных, так и для коллективных производителей. Нежелание уйти в фермеры для большинства крестьян (помимо причин экономического характера) психологически объяснимо. Принадлежность к сельскому сообществу, включенность в него, возможность обладания информацией на привычном локальном, но тем не менее значимом уровне (в отличие от горожанина с его глобалистскими устремлениями) и обеспеченность некоторой защитой своей производственно-территориальной общности — несомненная ценность для крестьян. Это их образ жизни. Коллективная память срабатывает и тогда, когда речь идет о прошлом, и тогда, когда из этого прошлого черпаются аргументы для настоящего и будущего: «при столыпинской реформе крестьяне и то объединялись», «в одиночку человек никогда не жил. И тогда община была, и работы общие, но каждый работал на себя. На хуторах жили немногие. При колхозной жизни людям надежнее, но не хватает самостоятельности». Также не случайно, что для наиболее энергичных на селе, принимающих и готовых вести самостоятельное хозяйство, эффективность такого хозяйства — не в индивидуальном, а в небольшом коллективе. Крестьянам важно сохранение своего крестьянства, которое, как им представляется, теряется с переходом к фермерству. Фермера считают крестьянином в том случае, если он сам трудится на земле, все зарабатывает своими руками. Интересно, что кроме указанного критерия для крестьян значим и другой: характер отношений с государством. В представлении крестьян фермеры — не крестьяне, они «рвачи, все себе, государству ничего не дают». «Фермер — собственность большая. Крестьянин заработал и сдал государству, а фермер — завтра помещик, все себе», «крестьянин любит свой труд, а фермер свой доход», — так рассуждают орловские и нижегородские крестьяне. Для самих же фермеров, с одной стороны существенными оказываются их «родовые», крестьянские черты. Показательны в этом смысле мотивы создания самостоятельных хозяйств. Фермер Владимир Ковальчук (Орловская область), дед которого хозяйствовал на сибирской заимке, считает современное фермерство по сути старой, забытой формой. Для орловчанина же Ивана Семенова, долго работавшего на заводе, решающим оказалось его крестьянское происхождение (к тому же его предки — государственные крестьяне), уход в фермеры — «зов крови, зов земли». И вместе с тем, фермеры считают, что обладают уже иным социальным статусом. Фермер Матвеичев из Мценского района Орловской области крестьянином называет того, кто живет по старым народным обычаям, а фермера относит к новому времени. 245
Еще дальше «уходит» фермер Вячеслав Касьянов, участник первого в России земельного аукциона в Нижегородской области. Скрупулезно перечисляя скот, бывший в хозяйстве деда, вынужденного в 1929 г. прибегнуть к «самораскулачиванию» и рассматривая свое фермерство как восстановление исторической справедливости, он стремится вырваться й& привычного крестьянского круга. Для него ориентир — крупнотоварное фермерство с использованием наемного труда. На какие пласты исторической памяти следует опираться, модернизируя аграрный сектор? Вероятно, на те, что способствуют становлению сельских производителей в субъектов реформы. Только многообразный сельский мир даст ответ. 246
НА. Ивницкий (Институт российстт истории РАН)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|