Образование и грамотность в глубине России.
ВОРОНЕЖСКАЯ ГУБЕРНИЯ. 1885-1897 Судя по тому, что доля грамотных в 1885 г. составляла около 6-8 %, приобщение крестьян к образованию было действительно ограниченным. До середины 1870-х годов школьное образование для большинства крестьян-земледельцев не являлось реальной возможностью. Формальное школьное образование затрагивало, главным образом, тех, кто жил в больших поселках и на окраинах крупных городов, причем ученики были, как правило, выходцами из «базарнических» семей, то есть из тех, которые зарабатывали на жизнь перевозкой зерна, промышленным животноводством и мелкой торговлей. Очень редко ученики первоначальных школ происходили из семей крестьян-хлебопашцев. Крестьянам было более доступно неформальное образование, которое могли предложить грамотные люди, представлявшие, так сказать, культурную элиту воронежского села, которая включала в себя духовенство, отставных солдат, сельских писарей, бывших дворовых слуг и особый подкласс крестьянских женщин, называемых в народе «чернички» или «вековушки». Последние были незамужними крестьянскими женщинами, которые подражали монашеской жизни, не употребляя мясную пищу, одеваясь в черное и регулярно участвуя в церковных службах. За редким исключением, они умели читать, а иногда и писать на церковном старославянском и русском языках; они основывали школы в своих домах или в «монашеских келиях», обычно расположенных в уединенных местах на окраине деревни или за садом, где преподавали чтение священных текстов на церковнославянском для мальчиков и девочек и рукоделие для девочек1. Вместе взятая, эта скромная группа грамотных деревенских людей являлась основным каналом, по которому образование достигало даже отдаленных деревень.
Формальная ответственность за народное образование была передана в 1865 г. вновь образованным местным административным учреждениям земствам, хотя до реальной доступности формального школьного образования
Учитель И. И. Барабашин писал в статье «Сведения о Верейском училище» что, хотя «чернички занимались чтением псалтири по покойникам, что давало им средства к жизни, они не брезгали и другими средствами, получаемые ими темными или не безгрешными путями». Народное образование в Воронежском уезде. Приложение к 1-му тому Сборника статистических сведений по Воронежской губернии. Воронеж, тип. В. И. Исаева, 1885 г., 80. 306
оставались еще десятилетия. С одной стороны, по причине ограниченных денежных средств, административной неопытности и нередко встречавшейся враждебности к народному образованию, ранние земства ограничивали свои усилия инспектированием уже существующих школ, снабжением школ письменными принадлежностями и учебными пособиями, закрытием плохо содержащихся школ, организацией формального обучения учителей и выплатой заработной платы учителям. С другой стороны, общества, на которых лежала обязанность по содержанию школ, часто или не хотели, или не могли обеспечивать школьные расходы. На уездных земских собраниях часто слышались жалобы на то, что общества не выполняли своих обязательств по финансовому обеспечению народного образования. Воронежское уездное земское собрание в постановлении от 12 октября 1879 г. предложило привлечь все силы присутствия по крестьянским делам и мировых посредников, чтобы надавить на непокорные сельские общества. В некоторых случаях, общества скорее полностью прекращали деятельность школ, чем соглашались на нежелательное вмешательство и надзор со стороны бюрократического аппарата, сопровождавшие земские субсидии. Другие общества, полагая, что земские сборы частично, предназначались на образование, неохотно обеспечивали помещения с отоплением и освещением для школ за свой счет. Наконец, в некоторых случаях, общества были просто слишком бедны для того, чтобы открывать школы. В интересах последних, уездное земское собрание предлагало создание кредитного фонда для тех, кто хотел, но финансово был не в состоянии открыть школу. Но это предложение не было проведено в жизнь в последующие десять лет1.
Не удивительно, что народное образование в Воронежской губернии было все еще в зачаточном состоянии через двадцать пять лет после крестьянских реформ. В этом контексте следует читать замечания серьезного исследователя образования в Воронежской губернии И. К. Воронова. «...Народное образование в деревнях отличалось до крайности низким уровнем. Ограничены были и степень образования и объем потребностей в нем. Грамотных было мало, школ недостаточно, состав дельных и хорошо подготовленных учителей очень ограничен, потребности в грамоте скромны, и самые отношения к школе населения поражали своей заскорузлостью и темнотой»2. Но некоторые крестьяне все же посылали своих детей в школу. Вопрос в том, кто они были и каковы их мотивы? Что их действия говорят нам о ми-
Эти проблемы, угрожавшие практическому проведению в жизнь школьного образования, не были уникальны для Воронежской губернии; Бен Эклоф детально освещает этот вопрос в своей работе: Russian Peasant Schools: Officialdom, Village, Culture and Popular Pedagogy, 1861-1914 (Berkeley, CA:University of Califrnia Press, 1986). Воронов, И.К., сост. Материалы по народному образованию в Воронежской губернии. Воронеж, товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1899 г., IV. 307
ре, в котором они жили? В качестве моего вклада в данную дискуссию, я хотела бы исследовать аграрное развитие и крестьянский менталитет сквозь призму отношения к образованию. Начиная с 1880-х гг., жизнеспособность традиционной крестьянской стратегии обеспечения равных основных средств к существованию оказалась под вопросом; бурный рост населения в местностях, международная конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции, развивающийся отечественный капитализм, если перечислить лишь несколько характеристик экономической среды в переходном состоянии, оказывали огромное давление на земельные, трудовые и финансовые ресурсы в условиях экономики, прежде характеризовавшейся экстенсивным использованием земли, производством на уровне прожиточного минимума, домашним хозяйством и натуральным обменом. Будучи и само по себе существенным поворотом, введение и распространение народного образования предлагало новый способ для приспособления к изменяющимся материальным условиям, и позиции крестьян в отношении к этому новому средству отражали специфические отношения в сфере материальной жизни. В некоторых случаях, грамотность рассматривалась как средство защиты от сил, вызывающих экономические и социальные изменения; в других случаях, грамотность была средством эксплуатации новых возможностей, и наконец, в третьих, она представляла собой форму убежища от неприемлемой ситуации в деревне. Для большинства же она не имела никакого практического значения1.
В результате изучения английской демографической истории изменился подход к изучению крестьянских обществ. Основываясь на теории народонаселения Мальтуса и теории крестьянской экономики А. В. Чаянова, этот подход отталкивается от того, что поведение крестьян строилось на основе «постоянной необходимости баланса между рабочими руками и едоками в каждодневном воспроизводстве жизни семьи»2. Когда производительный потенциал семьи оказывается под угрозой, она вынуждена адаптироваться либо путем сокращения потребностей, либо повышением производства, или, как предсказывал Мальтус, она может прекратить свое существование. Джон Крэг и Норман Спир использовали эту концепцию стратегии выживания семьи в своих исследованиях распространения образования в Европе. В их формулировке, образование было одним из средств адаптации к изменениям социально-экономической средь! В той мере, в какой образование предполагает
Предложение Дж. Брукса о том, что диффузия письменной культуры имела ведущее значение для распространения народной грамотности, было одной из вдохновляющих идей для настоящего исследования. См.: J. Brooks, When Russia Learned to Read: Literacy and Popular Literature, 1861—1917 (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1985), 1—30.
David Levine, Reproducing Families: The Political Economy of English Population History (Cambridge: Cambridge University Press, 1986), 3. 308 прямые и косвенные затраты, при том, что получение выгод от него отодвигается в будущее, образование может оцениваться как своего рода инвестиция1. Именно в этом смысле я рассматриваю образование в настоящей работе. Начиная с середины 1880-х гг., статистическое отделение Воронежского губернского земства начало исследование крестьянских хозяйств с целью более точного выяснения экономического и культурного положения крестьянства. Используя 670 отдельных показателей, бюджеты зафиксировали все показатели — от числа коров в хлевах до книг на полках — относящиеся к составу хозяйства, способам производства и типам потребления. В сумме эти данные охватывают динамику и разнообразие опыта как внутри крестьянских хозяйств, так и между ними, которые были затемнены более общей статистикой губернского или даже уездного уровня. Для настоящего исследования эти данные представляют исключительную ценность, поскольку они позволяют проследить отношение к образованию именно в той экономической и культурной среде, где принимались решения о записи в школу, а именно, в крестьянской семье. Из множества обследованных хозяйств 230 были отобраны в крестьянских бюджетах Ф. А. Щербины, чтобы представить «средние» хозяйства с точки зрения земельного надела. Хотя В. И. Ленин справедливо утверждал, что земельный надел как таковой недостаточен для точной характеристики различных подгрупп крестьянства, распределение бюджетных хозяйств более или менее точно соответствует распределению хозяйств в целом по губернии; только средняя группа (от 5 до 15 десятин) представлена более полно за счет других (Таблица I)2. Табл. 1 Крестьянские хозяйства в Воронежской губернии по степени их обеспечения надельной землей
Источник: Щербина Ф. А. Крестьянские бюджеты. Изд. Императорского вольного Экономического общества. Воронеж, тип. В. И. Исаева, 1990. Ч. 2. С. 1—165. Сводный сборник по 12 уездам Воронежской губернии. Воронеж, 1897. Табл. № II, 8-10.
John Craig and Norman Spear, Marginality, Integration and Educational Expansion: The Case of Late Nineteenth-Century Europe, неизданный доклад, представленный на конференции историков Европы в г. Вашингтоне. Март, 1979. С. 7—8.
См.: Lenin V. I. Development of Capitalism in Russia // Collected Works. Vol. 3k Moscow Progress Publishers, 1977. С 148-172. 309
Более того, уровень грамотности в выборке, а именно 30% мужчин, 3,5% женщин и 16,5% в среднем, также приблизительно соответствовал уровню грамотности губернии в поздних 1880-х и 1890-х гг., когда и составлялись бюджеты. Выборка была слегка прочищена нами посредством изъятия тех хозяйств, где не было детей школьного возраста (7 лет и старше), а также тех, о которых не было специфических данных в отношении грамотности и образования. Оставшиеся составляют выборку из 185 бюджетов (213 отдельных семей), для которых имеются адекватные и точные данные о структуре хозяйства и грамотности. Хотя выборка й невелика, нам пришлось разделить бюджеты на составные части, чтобы выделить отношение к образованию как значимое на статистическом уровне. В целом, единственной общей чертой, отличающей инвестиции в образование, является то, что они были обратно пропорциональны зависимости хозяйства от земледелия как основного источника дохода. Чтобы уловить связь между экономическими изменениями и отношением к образованию, я разделила данные на основе эксплуатации труда в хозяйстве, исходя из предпосылки, что дистанцирование от традиционного сельскохозяйственного производства и приобретение опыта в других экономических структурах и с другими контингентами населения увеличивало потребность в грамотности. В таком случае, грамотность рассматривается в более широкой перспективе; данные переписи 1897 г. показывают, что в более промышленных губерниях уровень грамотности был вдвое выше, чем в сельскохозяйственных губерниях. В губерниях, где общий уровень грамотности был одинаков или несколько выше, чем в черноземных губерниях, группы населения, занятые преимущественно во внесельскохозяйственном производстве, были значительно более грамотными1. В Воронежской губернии крестьянское отношение к образованию отражало понимание того, что грамотность могла бы служить путем из деревни, а без нее за пределами деревни не было никаких перспектив. «Грамотный и на чужой стороне все равно как дома, а неграмотный, что слепой: дальше своего хутора нет ему дороги» — хутор Атамановский, Таловская волость Хотя сельское хозяйство было основным занятием в Воронежской губернии, совокупность данных в бюджетах показывает, что лица, представленные в выборке, были вовлечены в разные виды деятельности, и сельское хозяйство было лишь одним из них. Среди бюджетных хозяйств можно выделить четыре группы. К первой группе относятся те хозяйства, где труд членов семьи был достаточен для удовлетворения основных потребительских нужд, и следовательно, им не приходилось принимать участия в рынке Барбара Ллперн Энгел рассмотрела роль отходничества для культуры и грамотности в деревне в работе «The Women's Side: Male Out-Migration and Family Strategy in Kostroma Province // Slavic Review. 1986. С 45. 310
труда. 67 из 185 бюджетных хозяйств (79 отдельных семей) опирались исключительно на семейные трудовые ресурсы, которые использовались или в сельскохозяйственном, или в ремесленном производстве. Такие хозяйства наиболее близко напоминали архетип крестьянской экономической единицы, описанный А.В. Чаяновым, который, исключая использование наемного труда, теоретизировал о том, что благосостояние хозяйства зависело в равной мере от числа населения на двор и баланса между щроизводителями и потребителями. В двухмерной регрессии фактора населения на двор на валовый доход, 60% отклонения объяснялось данной моделью (г2=*0,60) и было значительно при p(2t)=0,000. Когда фактор населения на двор в этой группе был под контролем, основные составные сельскохозяйственного капитала — землм, трудовая сила, рабочие животные (лошади и быки) — были самыми значительными факторами благосостояния. Доход от внесельскохозяйственных предприятий присутствовал только в трех случаях. В первом случае, главе семьи Сырых был 71 год, у него было очень мало земли, и его единственный еьнЫЗ-ми лет был инвалидом. Сырых работал сторожем в общественном магазине, за что получал компенсацию в размере 30 рублей (19% семейного дохода); можно предположить, что такая работа предоставлялась нуждающимся членам общины в порядке взаимопомощи, как это описывалось моральными экономистами. Остальной внесельскохозяйственный доход в этой семье поступал от ремесленного производства и из займа. В двух других случаях неясно, из каких источников хозяйства получали доход, хотя описание одного из них свидетельствует, что хозяину пришлось продать часть своей земли, чтобы уплатить налоги. Эти три хозяйства находились на границе прожиточного минимума в крестьянском типе хозяйства, и я предполагаю, что со временем они бы перешли в группу пролетарской рабочей силы. Остальные 118 хозяйств отличались от первой группы хозяйств тем, что их члены принимали участие в рынке труда либо как продавцы, либо как покупатели рабочей силы, с целью удовлетворения экономических потребностей хозяйства, или увеличения благосостояния. Они могут быть разбиты на три отдельные группы на основе эксплуатации труда: на тех, кто продавал свой труд, или пролетариев (85 хозяйств, 93 семьи); тех, кто нанимал чужую рабочую силу, или собственников (19 хозяйств, 33 семьи); и тех, кто и продавал свою рабочую силу и нанимал чужую (14 хозяйств, 18 семей). Главные факторы благосостояния по их относительной значимости для вышеуказанных четырех групп суммируются в таблице 2. 311 Табл. 2 Факторы благосостояния в бюджетных хозяйствах
Естественно, сельскохозяйственный капитал являлся более или менее значимым фактором благосостояния для всех хозяйств, независимо от эксплуатации труда. Значение основного сельскохозяйственного капитала становится еще более очевидным, если рассмотреть две различные подгруппы пролетарских хозяйств, показанные в Таблице 3: те хозяйства, чей доход зарабатывался преимущественно в сельскохозяйственных предприятиях (подгруппа 1-я), и те, чей доход поступал от продажи рабочей силы (подгруппа И-я). Табл. 3 Крестьянские хозяйства по признакам благосостояния
Примечание к таблице: Надел и пашня показаны в десятинах, доход в рублях. Источник: Щербина Ф. Л. Крестьянские бюджеты. С. 1-199 (таблицы).
Подгруппа 1-я пролетарских хозяйств ближе всех приближается к типу крестьянского хозяйства, и представляет категорию крестьян на первых ступенях перехода от чисто крестьянского типа. Однако, подгруппа П-я оказывалась наименее крестьянского типа, поскольку имела мало сельскохозяйст- 312 венных ресурсов и тратила большую часть наличных заработков на питание (37%); более того, подгруппа П-я имела самый низкий уровень жизни из всех групп бюджетных хозяйств. Хотя обе подгруппы из пролетарской категории хозяйств были экономически наиболее уязвимы по сравнению с остальными, подгруппа 1-я была в лучшем положении с точки зрения самообеспечения и, если не происходило катастроф, была в состоянии корректировать свое сползание вниз. Эти различия оказываются решающими, если мы обратимся к другим факторам благосостояния. Рассматривая две главные группы пролетарских хозяйств (пролетарские и смешанные), в Таблице 2 можно увидеть, что для обеих местные промыслы были негативным фактором благосостояния. По наблюдениям статистиков, в целом, чем меньше надельной земли, тем более развиты промыслы, и наоборот. Губернское земство считало, что развитие этого вида промыслов было неблагоприятным показателем состояния сельской экономики1. Заработная плата от основного местного занятия — батрацких работ — была чрезвычайно низкой; батрачество считалось в народе совершенно неприбыльным занятием, недостаточным даже для удовлетворения основных нужд. Работая, в большинстве случаев, на других крестьян на условиях, установленных обычаем, члены беднейших хозяйств были сильнее связаны с местными промыслами при аренде земли, займах денег на подати или зерна на продовольствие и обсеменение полей. По контракту с отрицательным воздействием местных промыслов, хозяйства смешанного типа испытывали явные финансовые выгоды от отхожих промыслов, в основном, сельскохозяйственного батрачества на юге в Донской области. Отхожие промыслы обеспечивали самые высокие наличные заработки, и по этой причине они предпочитались местному сельскохозяйственному батрачеству. Но специфические экономические условия, относящиеся к сельскохозяйственному благосостоянию хозяйства препятствовали всеобщему перемещению пролетариев в места с более благоприятным рынком труда. Во-первых, отхожие промыслы требовали определенных предварительных расходов, например, на транспорт, а средства для этого могли быть в наличии только в хозяйствах, которые являлись уже достаточно благополучными. Хозяйства, выходцы из которых работали в качестве отхожих батраков, отличались адекватными земельными наделами, равно как и достаточным размером семьи, которое было в состоянии лишиться труда по хозяйству ушедшего работника-отходника. Отходники не столько обеспечивали выживание, сколько увеличивали благосостояние своего собственного хозяйства. Щербина Ф. Л. Сборник статистических сведений по Воронежской губернии. Том 2-й, вып. II. Воронеж, тип. В. И. Исаева, 1887. С. 289. 313
В бедных хозяйствах отхожие промыслы часто вели к окончательным переселениям. Исторически миграция часто оказывалась альтернативной для крестьян в поисках больших экономических возможностей и личной свободы. Но земские исследования миграции свидетельствуют, что характер миграции, а именно, мотивы, направления и сами переселенцы начали меняться в конце 1870-х и в 1880-х гг. До этого миграция была выбором предпринимательски настроенных хозяев, которые в надежде на лучшую жизнь уезжали в отдаленные районы Приамурья или Сибири, где земля была в изобилии и больше свободы в ведении хозяйства. В конце 1870-х гг., однако, наблюдалось увеличение числа бедных переселенцев, а направления миграции переместились ближе к дому, как правило, на юг. Статистика говорит, что в связи с ухудшением экономических условий и ростом населения в некоторых районах губернии, особенно на более густо заселенном севере Воронежской губернии, переселенцы нового типа стремились прежде всего убежать от напряженных экономических условий, сложившихся дол£И£1 «Только нужда и полная невозможность устроить свою жизнь сколько-нибудь сносно на месте родины заставляют всех этих бедняков идти на чужбину, без средств, наугад, с явным риском не дойти до места переселения и не устроится нигде»1. Эта тенденция только усилилась в результате бедствий, потрясших Воронежскую губернию в 1880-х и 1890-х годах, крупнейшими из которых были поражения чумой рогатого скота, неурожай и нашествия саранчи2. Наконец, доход от земледелия в группе собственнических хозяйств был обратно пропорционален валовому доходу хозяйства. Беднейшие представители этой группы были почти исключительно земледельцами, в то время как наиболее богатые получали основной доход от коммерческих предприятий, таких, как торговля продуктами казенных лесов, продажа вина и дров, сдача внаем молотилок, или предоставление транспорта для перевозки товаров. Что касается отношения к образованию, можно сделать нескШько предварительных замечаний обо всех бюджетных хозяйствах. Во-первых, нет никаких указаний на то, что грамотные отцы более склонялись к тому, чтобы посылать своих детей в школы, чем отцы неграмотные. История обучения самих грамотных отцов в условиях общей неразвитости школьного образования в деревне подтверждает отсутствие такой зависимости. Лишь неграмотные отцы в младшем поколении имели какой-то опыт формального школьного образования, в то время как остальные грамотные учились или самостоятельно (самоучкие), или на военной службе, или у грамотного од-
1 То же. С. 42. Государственный архив Воронежской области. Ф. 20. Оп. 1. Дело 1880,, «Ходатайства и разрешения о переселении безземельным крестьянам, 1891—1892 гг.»; Ф.20. Оп. 1. Дела 863, 1621. «Документы о принятии мер борьбы с саранчей на случай ея появления в Воронежской губернии, 1882 г., 1890-1993 гг.» 314
носельца. До тех пор, пока грамотный отец мог сам обучить своего сына основным умениям, а формальное школьное образование не приносило никаких реально ощутимых выгод, традиционная система передачи знаний между поколениями оставалась в силе. Во-вторых, не замечается никакой существенной статистической зависимости между грамотностью и экономическим благосостоянием хозяйства. Это заставляет предположить, что, в целом, грамотность играла незначительную роль в экономической жизни деревни. Статистические исследования образования, проведенные в губернии ближе к концу века, свидетельствуют, что только 9% крестьян относились к грамотности положительно, в силу материальных выгод, которые она обещала. Это свидетельство не удивительно, если иметь в виду, что местная экономика почти исключительно основывалась на земледелии, обрабатывающая промышленность была очень слабо развита, фабрики или заводы почти полностью отсутствовали, и роль городов, даже таких крупных, как Воронеж или Острогожск, была односторонней, причем деревня экономически и культурно больше давала городу, чем наоборот. Но в той мере, в какой в экономическую жизнь бюджетных хозяйств входили внесельскохозяйст-венные занятия и участие в рынке труда, образование, особенно сыновей, оказывалось гораздо более значимым. Если вернуться к хозяйствам, разбитым нами на группы, существенные статистические зависимости могут быть выделены только в двух группах, а именно, в хозяйствах собственников и пролетариев. В хозяйствах собственников выделяются две черты. Первое — это положительное соотношение между числом наемных работников и образовательным уровнем детей. В двухмерной регрессии числа наемных работников на образовательный уровень детей, отклонение в 18,5% объяснялось моделью. Это соотношение позволяет предположить, что наемные работники выполняли бы в хозяйствах те экономические роли, которые в хозяйствах без наемных работников могли бы выполняться старшими детьми, тем самым сокращая косвенные издержки, связываемые обычно со школьным образованием. Более того, способность нанимать чужую рабочую силу указывает на более высокий уровень благосостояния, что также снижало значение прямых затрат, связанных со школьным образованием. Вторым статистически значимым соотношением является то, что грамотность матерей составляла 46% от грамотности дочерей. Это очень интересные данные, имея в виду, что, в целом, среди населения крестьянское мнение сильно склонялось против обучения девочек. Бен Эклоф утверждает, что поступление в школу и длительность учебы были привязаны к сохранению «патриархата»; соответственно, и обучение девочек было привязано к сохранению традиционных линий подчинения по материнской.линии. Даже если и мужик склонялся к тому, чтобы послать свою дочь в школу, окончательное решение принадлежало главе семьи по материнской линии. «Мужик только летом имеет свою волю, а зимой баба старше: делает, что хочет». Идея была такая, что девочек учить — не стоит, так как 315
«их дело ткать да прясть, матерям помогать»1. В хозяйствах собственников, все же, мы видим, что культура, и без сомнения, экономическое благосостояние, взятые вместе, способствовали получению образования девочками. В пролетарских хозяйствах подушный доход (+) и доход от сельского хозяйства (-) имели значительное отношение к образовательному уровню детей. Первая зависимость не слишком удивляет, если иметь в виду, что пролетарские семьи имели самый низкий подушный доход из всех описанных нами экономических групп, и что необходим определенный минимум для того, чтобы семья была в состоянии освободить детей от работы или понести прямые затраты, связанные со школой. Однако, доход сам по себе не объясняет ситуацию настолько, чтобы мы могли утверждать, что семьи с доходом в «х» рублей непременно послали бы своих детей в школу. Давайте рассмотрим ситуацию в двух почти одинаковых семьях: обе имели самый низкий подушный доход из всех семей в бюджетных группах, у обеих значительная часть заработков поступала от батрацкой работы, и в обеих было только по одному сыну школьного возраста; но обе семьи, тем не менее, повели себя по-разному в отношении образования своих единственных детей школьного возраста. В первом случае, семья послала своего сына в школу и позволила ему закончить трехлетний курс со свидетельством. Практическое значение свидетельства об окончании сельской школы было сомнительным, и то, что родители позволили своему ребенку продолжать курс после приобретения основных навыков грамотности, было нехарактерным. Мы можем только предположить, что родители этого мальчика стремились улучшить его шансы на получение работы вне сферы сельскохозяйственного батрачества. Во втором случае, однако, отец мальчика был хромым, и единственный сын вынужден был каждый год батрачить далеко от дома, возвращаясь домой лишь зимой на короткие сроки. Каковы бы ни были желания его родителей касательно улучшения его обстоятельств, равно как и своих собственных, заработок сына был существенным для самого выживания семьи, таким образом, сводя к нулю возможность школьного образования. Более половины пролетарских семей дали образование хотя бы одному ребенку, и, в свою очередь, более половины этих семей дали образование всем сыновьям. Это заставляет предположить, что мотивация обучения детей состояла не просто в желании получить грамотного человека, который мог бы читать религиозные повести для своих домашних во время долгий зимы. Более того, почти половина прошедших школу пролетарских сыновей, как сообщалось в бюджетах, получили свидетельства об окончании курса в сельских школах. Поскольку пролетарские хозяйства, в известной степени, опирались на доходы от труда своих членов, даже младших (как можно судить по числу подростков записанных батраками), следует только
Материалы по народному образованию. С. 32—33. 316
предположить, что крестьянские семьи, которые шли на жертвы, чтобы дать образование своим детям, делали это с пониманием, что образование, полученное детьми, улучшит их экономические возможности в будущем. Крестьянские и смешанные семьи представляют полюса в отношении к образованию, причем крестьянские хозяйства давали образование своим детям меньше, чем все остальные, а смешанные хозяйства — больше. Поведение на этих полюсах выражает различные подходы и различные мировоззрения, сформированные опытом и пониманием практического значения грамотности. Хотя статистика показывает, что большинство крестьян, при абстрактном подходе, приветствовало грамотность, единодушие заканчивалось, когда принималось во внимание отношение к самим грамотным людям. Если говорить о бюджетных хозяйствах, то главы смешанных хозяйств были наиболее образованными из всех групп, и они давали образование своим сыновьям больше, чем это делалось в остальных группах. Информация о ценности образования приходила в эти семьи из практического опыта за пределами деревни. «Грамота дело большое, — говорят они, — грамотному дороже платят на заводе, да он и место скорей получит, чем неграмотный» — село Михайловка, Павловский уезд. Эта группа осознавала ощутимые выгоды, связанные с грамотностью, которые оправдывали инвестиции в образование. Их личный опыт в отношении практической ценности грамотности отражался в более высоком образовательном уровне их детей. В пролетарских хозяйствах грамотность среди глав семей была самой низкой из всех четырех групп, но несмотря на это, данная группа оказывается на втором месте из всех групп по образовательному уровню детей (51%). Можно только предположить, что это уровень отражает неблагоприятный опыт работы у себя в деревне и понимание того, что образование для детей означает преимущественные шансы на успех на отдаленных рынках труда. Если обратиться к собственно «крестьянским» хозяйствам, статистика показывает, что как опыт в отношении образования, так и позиции в отношении его ценности препятствовали инвестициям в образование. И.К. Воронов описывал два типа грамотных деревенских людей. Первые — это те, кто приобщился к грамотности неформальным способом. Такие люди могли рассуждать о многих предметах, были привлекательными и интересными, но в целом, считались дома плохими работниками. «Станешь грамотным — черную работу бросишь, на писарское дело польстишься, потому что дело это легкое.» Второй тип был более спокойным типом грамотного человека, который научился читать большей частью в школе, и который мог консультировать общину по ряду ценных для сельского хозяйства предметов, включая удобрение полей, сроки и условия переделов, и т. д. Можно было предположить, что второй тип грамотных людей должен был быть для крестьян наиболее привлекательным из двух, но на самом деле происходило противо- 317
положное. Хотя ко второму типу относились с почтительностью, он не вызывал такого «восторга и почести», как первый. Наоборот, грамотному второго типа легче, чем грамотею первого типа вызвать к себе нерасположение соседей, потому что он постоянно с ними сталкивается не на отвлеченной, а на практической почве»1. Будучи тем самым идеалом грамотного крестьянина, которого земские деятели стремились достичь с помощью образования, второй тип вступил в конфликт с традиционным образом жизни, предлагая решения, не имевшие прецедентов в крестьянском опыте, и риск с непредсказуемыми результатами. Грамотный человек первого типа, при всей своей занимательности, был бесполезен в хозяйстве. Таким образом, для крестьян абстрактные выгоды, связанные с образованием, казались недостаточно убедительными для того, чтобы посылать детей в школу; если и была причина для сохранения детей от школы, то это само образование, которое выходило за пределы реальных нужд культурного и экономического окружения. К началу века, ситуация с образованием в Воронежской губернии значительно улучшилась как в количественном, так и в качественном отношении, по сравнению с тем, что было пятнадцать лет назад. Безразличие, выражавшееся в заявлениях типа «грамота велыке дило, а без ней живемо» было вытеснено отношением, которое хотя и отражало разнообразные мотивации, все же исходило из того, что времена изменились до такой степени, что стало невозможным продолжать жить в неграмотности, следуя предшествующим поколениям. «А времена теперь новыя, люди стали все грамотные и хитрые; волов продашь, а какие бумажки получишь, ни за что не разберешь.»2 Это изменение позиции отражено в нижеследующей таблице, которая показывает процент грамотности по возрастным группам в 1897 г.
1 То же. С. 30-31. То же, 18. 318
Источник: Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г., том 9-й, тетрадь 2-я, 1904 г., табл. IX. Ситуация в сельском хозяйстве, однако, дестабилизировалась еще больше, осложненная хроническими неурожаями и эпидемиями холеры в 1891, 1892 и 1893 гг. В докладе Воронежской губернской земской управы в 1896 г., имевшем дело с теми же основными проблемами, которые впоследствии стали причиной столыпинских реформ, сельское хозяйство описывалось следующим образом: помещики сами перестают заниматься сельским хозяйством и раздают частные земли в чужие руки; крестьянские хозяйства задушены долгами; основной и оборотный капитал в этих хозяйствах подорван и сокращен неурожаями; в целом, неадекватные земельные участки и неограниченный рынок земли вынуждал крестьян к суровой экономии и жадной эксплуатации земли. Все без исключения уездные земские собрания в своих докладах воронежскому губернскому собранию приходили к заключению, что образовательный уровень крестьянства был существенным, если не ведущим, компонентом любого плана экономических ре
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|