И крестьянская ментальность
Серьезная аграрная реформа должна представлять собой стройную, сложную систему экономических, юридических, организационных, технологических, идеологических и других мер, которые базируются на цельной концепции общественного и хозяйственного преобразования, приспособлены к существующему в стране сельскому хозяйству и предполагают определенный вариант его развития. Причем то, что предлагается реформаторами, должно быть адекватно тому состоянию экономики, тому состоянию умонастроений, котррйе преобладают в крестьянском обществе. С этой^гочки зрения, аграрная реформа, так, как она была объявлена в Россиихв конце 1991 года известным указом Президента и Постановлением Правительства, на самом деле реформой считаться не может, хотя за ней и бйша определенная идеологическая конструкция, основанная на представлении о том, что в XX в. в истории России произошло жестокое насилие, когда крестьянство было принудительно коллективизировано, загнано в колхозы, и, если сейчас вдруг объявить о роспуске колхозов, то крестьяне разделят большие хозяйства, возьмут отдельные земельные паи и начнут заниматься индивидуальным производством. Предполагались, правда, и возможные варианты в плане существования бригад, производственных коллективов. Отсюда — идея нижегородского эксперимента, который потом с легкой руки Правительства был объявлен моделью для всей России. Идея того, что если снять все оковы, то Россия снова свернет на путь интенсивной капитализации производства, оказалась с самого начала сомнительной. И то, что реформа в деревне не пошла, что происходит разрушение сельского хозяйства, это лучшее подтверждение неправильности этой идеологической установки.
И указ о деколлективизации, и указ об объявлении частной собственности на землю благополучно провалились. Первый указ, который предпола-гал-интенсивное разделение колхозов, был выполнен формально. Коллективные хозяйства просто сменили вывеску. Второй указ о том, что земля 348
становится товаром, опять же, дальше реализации этого права для отдельных новых буржуа в разной форме не пошел. Те меры, которые были предложены для осуществления реформы, тоже внимания не заслуживают, поскольку сельское хозяйство по-прежнему и финансировалось и обеспечивалось ресурсами по остаточному принципу. Как неоднократно бывало в нашей истории, за счет сельского хозяйства пытались решать какие-то иные проблемы. Вот несколько общих характеристик, на фоне которых можно попытаться порассуждать о менталитете современного крестьянина. Если исходить из того, что в широком смысле аграрная реформа должна решить проблему модернизации сельского хозяйства, то следует констатировать, что реформаторы не задались даже вопросом о том, чтобы найти какие-либо адекватные способы реформирования деревни, чтобы в самой деревне были найдены модели, которые были бы восприняты крестьянами, как те, которые действительно помогают выйти из тяжелейшего кризиса. Проблемы крестьянского сознания для реформаторов не существует. Есть исходные модели, которые нужно внедрить. Эта изначальная экспансионистская установка не гуманна и не демократична, в особенности — по отношению к целому общественному классу. Если учитывать общий исторический контекст, то в России в течение XX века происходила масса модернизаций в сельском хозяйстве. Была аграрная реформа Столыпина, были установки, с которыми большевики пришли к власти в октябре 1917 года, на смену которым весной 1918 года пришел военный коммунизм. Была новая экономическая политика, коллективизация, маленковские реформы, хрущевские реформы, брежневские реформы, горбачевские реформы. Часто эти реформы шли с противоположным знаком: все — из колхоза, все — в колхоз, все опять из колхоза.
В течение жизни даже одного поколения крестьяне слышали от власти прямо противоположные команды. И если не создаются общие экономические условия для перестройки сельского хозяйства, то как в такой ситуации можно попытаться еще раз нечто просто объявить? Это легкомыслие реформаторов является загадочным феноменом, более загадочным, чем сознание крестьянства. Для того, чтобы пояснить, почему же крестьянство не идет на предлагаемую современными реформаторами модернизацию, я расскажу подробнее о так называемой нижегородской модели. Международная финансовая корпорация предложила определенную модель преобразования, на что последовала реакция высшего руководства России и инициатива нижегородского губернатора. Были избраны 6 хозяйств, руководители которых съездили в Америку, посмотрели, как хорошо налажено сельское хозяйство, и приехали с установкой проводить у себя аукцион. 349
Что такое аукцион? Все члены хозяйства условно делят всю землю на земельные паи, все имущество на имущественные паи, дальше они должны объединиться каким-то образом, выйти на аукцион и бороться за $Щ чтобы приобрести максимальное количество7земли и техники. В том единственном из 4-х хозяйств, где аукцион прошел честно (в остальных крестьяне заранее между собой договорились о том, как они будут вести себя на аукционе), некто из неработающих в колхозе раздобыл деньги, пришел на аукцион, предварительно скупив земельные паи большого числа пенсионеров, и получил 300 с лишним га пашен. Он еще купил технику и теплые гаражи. В результате этого аукциона интенсивное хозяйство, где на 3 тыс. га было 3 тыс. голов молочного стада, лишилось 600 га пашни, 20 % техники, теплых гаражей. Реформаторы говорили — все нормально, нужно идти дальше, разделить пруды, газ, электроэнергию, дорогу, все должны знать свои границы. И вот тогда все будут, зная свою территорию, интенсивно работать. Тогда начнется настоящее сельское хозяйство. Были противники этого варианта. Например, ремонтники, их 60 человек в совхозе, говорили: как же мы разобьемся по отделениям, у отделений нет денег, чтобы ремонтировать технику, и вообще нам выделили землю, которая нам вроде бы не нужна. Растениеводы просят отдать им земельные паи, но не имеют денег на ремонт техники.
В конце концов ремонтники отдали землю соседнему заводу, который там насадил картошку и стал платить ремонтникам зарплату. Вот таким образом пошло реформирование в этом совхозе. В другом совхозе, о котором я говорил, был предварительный сговор крестьян и там все прошло очень гладко. На этот аукцион попал премьер Черномырдин, который распорядился, чтобы эта модель пошла по всей России. Дело было в феврале, сегодня июнь, модель вроде никуда не пошла. Почему? Видимо, дело в сознании крестьян, в котором ярких красок и оптимизма сейчас не наблюдается. Ничего хорошего люди из прошлого для себя не вынесли и ничего светлого в будущем они для себя пока не видят. Эти люди постоянно наблюдают разрушение производительных сил, разрушение средств производства, разрушение природы, которая их окружает. Для того, чтобы нормально вести сельское хозяйство и, скажем, повышать плодородие почвы, нужны определенные инвестиции, техника, ее обновление, соблюдение технологий. А теперь сравним это с тем, что село получает. Оно получает ноль. Техника последние три года не обновляется, удобрения не вносятся, гербициды практически не используются, технологические циклы полностью не выполняются, ни техники, ни горюче-смазочных материалов в достаточном количестве нет. Люди делают свою работу по инерции, зная, что большая часть их труда напрасна. В этой ситуации, наблюдая постоянное разрушение производи- 350
тельных сил, сознание крестьянина, соответственно, ничего оптимистического для себя не наблюдает. Эти люди живут там, где родились. И у них есть дети, у которых нет нормального образования, нормального медицинского обслуживания, массы других вещей, которые есть у других людей. Эти люди работают от зари до зари вначале в общественном секторе, потом у себя в хозяйстве, чтобы прокормить семью. Что бы мы на месте этих людей посоветовали своим детям? То же, что они: уезжайте отсюда поскорее, ищите другой доли. Вот это они и делают. И если ранее в сознании крестьянина преобладали те ориентации, которые способствовали укреплению крестьянской семьи, которые были основой семейного воспитания, культурных ценностей, то сегодня этого, как правило, нет.
Крестьянство всегда было носителем определенных культурных ценностей, прежде всего по своему положению на границе между социумом и природой, которое определяло их двойственную ориентацию. Это особое положение формировало особый тип поведения, определенную культуру и духовную составляющую их сознания. Сегодня они видят, что бережно обращаться с природой они не могут, усвоить и транслировать далее ту систему культурных ценностей, на которой выросли они, они тоже не могут не только по тому, что нет обновления производительных сил деревни, но еще и потому, что меняется система ценностей, система отношений. Это сейчас разрушается, идет активная экспансия новых «ценностей». Когда разговариваешь с крестьянами, то слышишь: вот нам сейчас все время говорят — выгода, выгода, выгода. Что крестьянин должен в этой ситуации делать? Он должен интенсивнее работать, должен заботиться в первую очередь, чтобы получил выгоду лично он. Значит, рано или поздно перед ним встает вопрос, что его выгода, чтобы быть больше, должна вступить в противоречие с его взаимоотношениями с крестьянским сообществом, с партнерами, с друзьями, с кем угодно. Он не хочет этого, но его к этому толкают. Так уничтожается крестьянский мир. Можно говорить о том, что вообще развитие, процесс эволюции — это всегда дивергенция, расширение, это разнообразие, эволюция видов. Если идет сужение — это регресс. Это общебиологические законы. Но сейчас почему-то решено, что если будут уничтожаться те, которые чем-то отличаются, которые не исповедует общепринятые, насаждаемые сегодня ценности, то это-то и будет прогресс. Теперь посмотрим на эту ситуацию с точки зрения крестьянского сообщества. Если поставить цель во что бы то ни стало сделать сельское производство эффективным, тогда нужно забыть о той системе ценностей, которая там существует. Но ради чего? Ради того, чтобы становилось больше, больше, больше. А другие вещи, которые уничтожаются при этом? Чем жить человеку после того, как он заканчивает свой трудовой день — это становится неважным. 351 Эти вещи крестьянами не принимаются. Они живут по-другому. И они не хотят эту систему просто так сломать. Главная проблема, стоящая перед людьми, которые думают о том, что нужно заниматься реформами в сельском хозяйстве, это — проблема поиска адекватности реформ не только состоянию экономики, но и тому состоянию сознания, которое существует в данном конкретном регионе на данный исторический период. Нет одного сельского хозяйства в России. Это не только производство. Это образ жизни, это образ мышления. Если рассматривать все это только с точки зрения экономики, тогда все остальное нужно уничтожить. Например, мощное элитарное сельское хозяйство Крыма было создано в начале 1960-х годов. 50 % сельскохозяйственного производства в Крыму на орошаемой пашне. Это мощные хозяйства со средним числом работников от 800 до 1000 человек, гиганты по российским масштабам. Мощная система переработки и инфраструктура были созданы большим государством для того, чтобы обеспечивать 10 миллионов курортников и ряд областей Украины и России. Если взять российскую радикальную модель и предложить ее в Крыму, то уникальная система будет разрушена. Нет системы, которая позволила бы сейчас цивилизованным образом ввести частную собственность. Нет традиции, нет желания людей работать индивидуально, нет ресурсного обеспечения. Нужно изменить то положение, при котором земля передается государством в пользование, на определенный статус. Когда государство предлагало крестьянину ресурсы и забирало продукт, тогда можно было его называть пользователем. Но сейчас оно этого не делает. Земля должна иметь цену и передаваться хозяйствам в долгосрочную аренду с высокой ценой. В этой ситуации хозяйства сразу начинают считать, на сколько пашни, сельхозугодий у них хватает средств и ресурсов. Часть земли они сбрасывают и отдают государству, которое это землю может сдать в аренду другим собственникам, хозяевам. Создается ипотечный банк, который берет в залог не землю, она государственная, а право долгосрочной аренды и имеет право передавать его любому другому арендатору, если хозяйство не вернуло кредит.
На определенном этапе сами производители поставят вопросы о том, что должна быть частная собственность на землю, и тогда это нужно сделать. Но эта инициатива должна исходить от них. Это значит, что они доросли до этой степени понимания своей хозяйственной ситуации и желают работать в таких условиях. 352 К. С. Леонард
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|