Индивидуализм и коллективизм крестьян
Индивидуализм и коллективизм — типы мировосприятия и поведения людей, зависящие как от социально-экономических условий, так и от психологического склада. При первом, беглом взгляде на крестьянина «всех времен и народов» последний представляется многим законченным индивидуалистом, «единоличником», «частником», по терминологии литературы 20-х годов. М. Горький, например, в брошюре «О русском крестьянстве» (Берлин, 1922) писал: «Технически примитивный труд деревни неимоверно тяжел, крестьянство называет его «страда» от глагола «страдать». Тяжесть труда, в связи с ничтожеством его результатов, углубляет в крестьянине инстинкт собственности, делая его почти неподдающимся влиянию учений, которые объясняют все грехи людей силой именно этого инстинкта». Крестьянин действительно плохо поддавался «влиянию учений, всегда предпочитая вести свое хозяйствособственным трудом и трудом членов своей семьи. Но он прекрасно понимал, что когда ему одному не справиться с тем или иным объемом работы, то лучше объединиться с соседом или с соседями в «супрягу». Индивидуализм и коллективизм крестьян — факт в научной литературе достаточно известный. К. Маркс, называл крестьянскую общину «локализованным микрокосмом», отмечал дуализм коллективного и индивидуального начал, достигающий наивысшего развития при появлении частной собственности1. Любопытно, что В. И. Ленин к тезису о крестьянском дуализме подошел иначе, чем К Маркс. По Ленину, крестьянин, с одной стороны, — труженик, с другой стороны — собственник. Думается, что такое деление вряд ли обоснованно, так как крестьянская собственность всегда создавалась исключительно (за небольшими отступлениями) двужильным трудом его самого и членов его семьи. В этом смысле никакого крестьянского дуализма не было и не могло быть. Тем не менее ленинский тезис о двойственности крестьянской «души» прочно вошел в советскую историческую литературу.
В то же время, как отмечала Л. В. Данилова, «описанный К. Марксом дуализм коллективного и частного начал в общине подчас понимался упрощенно, лишь в плане соотношения коллективного и частного землевладения2. Между тем, для общины были характерны кроме того и такие проявле-
1 См. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 405,414,419. Проблемы аграрной истории. Ч. 1. Минск, 1978. С. 118. 334
ния «коллективности», как полное или частичное самоуправление, круговая порука при выполнении податей и рекрутской повинности. Если по отношению к доколхозному периоду в обыденных представлениях многих людей происходила недооценка «коллективного начала» крестьянина, то в колхозный период — наоборот, его переоценка, по крайней мере, в представлении «власть предержащих». Вряд ли нужно доказывать, что понудив крестьян объединиться в колхозы, власти полностью «перековать» мужика в коллективиста так и не смогли. Официальной марксистско-ленинской наукой он был заклеймен как социальный тип «с мелкособственническими пережитками». Для колхозника было оставлено своего рода «мини-единоличное хозяйство», официально названное «подсобным», а на деле ставшее главным источником его существования. Двойственная природа крестьянства (индивидуалист-коллективист), возникшая во времена крестьянской общины, продолжала существовать, хотя и в иной форме. Представляет интерес, как сами крестьяне смотрели на эту имманентную черту своей природы, а также в каких формах проявлялся индивидуализм и коллективизм на разных этапах истории крестьянства. Вопросы эти — новые для исторической науки и в плане источниковой базы — достаточно сложные. «Писали мемуары генералы, ученые, писатели, — заметил, имея в виду советское время М. В. Свергун, — а вот чтобы написал мужик, такого пока что не было. Все за него писали, но только правды там не было»1. А в досоветское время, при почти сплошной неграмотности, крестьяне, за небольшим исключением, вообще не могли оставить о своем житье-бытье письменных источников. Но их богатое восприятие жизни отражено в устном народном творчестве, в котором по широте охвата явлений и художественности на первом месте, безусловно, находятся пословицы и поговорки. Были на Руси и подвижники, которые собирали и записывали эти бесценные исторические памятники. В 1861—1862 гг. вышел сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа» — наиболее капитальный труд в этой области. В советское время он был переиздан в 1957 г. под названием «Пословицы и поговорки русского народа». Собранные В. И. Далем примерно 30 тыс. пословиц и поговорок отражают крестьянское восприятие жизни в эпоху до отмены крепостного права.
Посвященных миру, т. е. общине, пословиц и поговорок у Даля собрано свыше 70. По высказываниям крестьян о «мире» можно судить о том, как они относились к «коллективному началу» своей жизни. Отношение это было далеко неоднозначным. Приведем сначала пословицы с положительным смыслом: Что мир порядил, то бог рассудил. Как мир захочет, рассудит, порядит, поставит, поволит, приговорит, положит; мирская воля.
Сельская жизнь. 1989,2 февраля. 335 Что миром положено, тому быть так. Мир — велик человеку мир — великое дело.
Гораздо больше пословиц и поговорок, в которых содержится скептическое и критическое отношение к «общинному» коллективизму:
Мир с ума сойдет — на цепь не посадишь. Вали на мир: мир все снесет. В миру виноватого нет. В миру виноватого не сыщешь. Пропадать, так всем (вместе) пропадать. С волками жить — по волчьи выть. Так и быть: с волками выть. И мир не без начальника (не без головы). Крестьянская сходка — земским водка. Быть на сходе — согрешить (т. е. рассудить неправо, или смолчать или побраниться). Мир на дело сошелся: виноватого опить (гибельный обычай: вместо правосудия, например, за потраву, приговаривают: поставить миру ведро вина).
Народ глуп: все в кучу лезет. Мир сутки стоял, небо подкоптил и разошелся. Мужик умен, да мир дурак. (с. 404 -406)
Как видим, крестьяне были далеки от того, чтобы идеализировать общинный уклад. Большинство из них касается «общинной демократии», причем крестьяне хорошо представляют изъяны этой «коллективности»: заси-лие «начальника», неправый суд, бестолковость, неразбериха. Общая оценка — «мужик умен, да мир дурак». А в делах своего крестьянского двора мужик всегда выступал как «хозяин», которого можно уподобить семейному диктатору: «Бей жену больней, будут щи вкусней». Индивидуализм явно превалирует над коллективизмом в пословицах, группируемых по разделу «работа — праздность». В этом разделе, содержащем около 500 пословиц и поговорок, нет ни одной посвященной крестьянской взаимопомощи, апологии коллективного труда. Зато нами обнаружены четыре поговорки, негативно оценивающие псевдоколлективный труд:
Семеро одну соломинку подымают. Один рубит, семеро в кулаки трубят Двое пашут, а семеро руками машут. Семеро лежат в куче, а один всех растаскает. В разделе «свое-чужое» крестьянин предстает как законченный индивидуалист и собственник:
Всяк сам на себя хлеба добывает. Кто о чем, а мы о стем. Кто по ком, а мы по себе. Всяк сам себе дороже. Всякому свое дороже. Не постою ни за что, постою только за себя. Начхаю богачу, коли сет сноп (свою рожь) молочу,.
336 На себя работать не стыдно (не скучно). Господской работы никогда не переделаешь. На чужое богатство не надейся, свое береги!
Из множества пословиц, утвержающих «свое», пожалуй, одна-единст-венная «библейского» характера: живи людям и себе (т. е. живи на себя так, чтобы и людям хорошо было). Само собой разумеется, что «господская работа» не могла вызвать энтузиазма у крепостного крестьянина: Чужу пашню пашет, а своя в шлежи. Чужую пашенку пахать — семена терять. Чужую рожь веять — глаза порошить. Чужую траву косить, а своя в ветоши.
Чужое сено катает, свое гноит. (с. 622)
Зато весьма положительное отношение («мини-коллективизм») к соседу: Без брата проживу, а без соседа не проживу. У нас и сохи свились вместе (дружные соседи). Соседство — взаимное дело.
В то же время «дружба дружбой, а табачок врозь».
С соседом дружись, а тын (забор) городи. С соседом дружись, а за саблю держись. (с. 779) Пословицы и поговорки, посвященные общинному землепользованию, касались по преимуществу размежевания. Известный собиратель русских пословиц и поговорок И. И. Иллюстров в сборнике «Жизнь руссского народа в его пословицах и поговорках» (С. -Петербург, 1910) в разделе «О праве собственности» приводит пословицы, посвященные «границам земельной собственности» с интересными комментариями. Вследствие необходимости оградить неприкосновенность земельной собственности, пишет И. И. Иллюстров, делались клейма на конах, — коном служил камень или большой пень; коны являлись межевыми знаками раздела земли, отсюда и произошла поговорка: Чур, же за—кон. (стр. 184)
Иногда вырывались ямы, что породило поговорку: По ямам землю зпают. (стр. 184)
Межам на границе земельных владений посвящены следующие пословицы и поговорки сборника И. И. Иллюстрова:
Городьбой не огорожена, а межой обведена. Межа — не стена, а перелезть нельзя. 337
Без межи не вотчина (или: не собина). Межа — святое дело. Кто межу ломает, тот веку не доживает. Не пойдешь на межу, так забудешь и свою полосу. Потеряется межа, так и не достанется и кола. Всяк держи свои рубежи. (стр. 184)
Иллюстров пишет: Существовал такой обычай: сельский начальник (соответствовавший нынешнему старосте) от времени до времени обходил границы общественных земель в сопровождении нескольких молодых хлопчиков (подростков 14 — 15 лет) и обращал их внимание на живые урочища и признаки, в виде балочек, горбиков (бугров), одиночных деревьев или пней и проч., рассказывал более или менее подробные истории перехода земель и т. д., а для того, чтобы все это ярче отпечатлелось в памяти хлопцев, подвергал то одного, то другого из них сечению на каком-нибудь изломе межи, отсчитывал шагами расстояние до куста, горбика и т. п. и числом шагов определял число ударов. Это сечение называлось памятковым прочуханом. При разборе одного дела в 1860 году один свидетель — старик 82 лет высказал, что столбики на меже вбивались при нем; он сам по обычаю того времени своеручно давал по пяти розог одному из мальчиков, которые тут были, ломоть хлеба с маслом и золотый (15 коп.) с целью, чтобы они сохранили надолго межи в памяти.
Итак, при размежевании земель секли на межах парнишек, чтобы они помнили до старости, где межа: Когда межуют, то парнишек на меже секут. Не рассказывай мне: я на межевой яме сечен. Кто на меже сечен, тот и в понятые иди.
Иногда границы земельных владений тесались, или были зарубаемы, на деревьях прежде, чем записывались на бумаге; отсюда и произошла поговорка: По писанному — что по тесанному.
Эти грани и межи служили причиною раздоров: Межи до грани — ссоры да брани. Где забор, там и раздор. Нам с тобой межи не делить. (стр. 185) Приведенные пословицы и поговорки свидетельствуют о том, что крестьяне были далеки от идеализации как собственнического, так и общинного уклада крестьянской жизни. И в том и другом они видели недостатки] Диким и варварским выглядит обычай «сечения мальчиков» на граница размежевания. 338
Из анализа пословиц и поговорок, собранных В. Далем и И. Иллюстро-вым, напрашиваются несколько выводов. Но прежде приведем еще одно высказывание М. Горького из упоминавшейся выше брошюры «О русском крестьянстве». В юности, пишет Горький, он усиленно искал по деревням России того добродушного, вдумчивого русского крестьянина, неутомимого искателя правды и справедливости, о котором красиво и убедительно рассказывала миру русская литература XIX века. Искал — и не нашел его: «Я встретил там сурового реалиста и хитреца, который — когда это выгодно ему — прекрасно умеет показать себя простаком. По природе своей он не глуп и сам хорошо знает это. Он создал множество печальных песен, грубых и жестоких сказок, создал тысячи пословиц, в которых воплощен опыт его тяжелой жизни. Он знает, что «мужик не глуп, да мир — дурак» и что «мир силен как вода, да глуп, как свинья». Он говорит: «не бойся чертей, бойся людей». «Бей своих, чужие бояться будут». О правде он не очень высокого мнения: «Правдой сыт не будешь». «Что в том, что ложь, коли сыто живешь». «Правдивый, как дурак, также вреден». Горький акцентирует внимание на одной, темной стороне жизни крестьян. Были, безусловно, в жизни крестьян и светлые стороны, связанные, например, с русской природой, с верой в счастье, в будущее хороших людей, в добро, что отражено и в сказках, и в песнях, и в пословицах. Может оказаться, что многие собранные В. Далем и другими собирателями пословицы взаимно исключают, противоречат друг другу. Если это и так, то в основе этого «противоречия» — реальная «диалектика» жизни, не односторонний, а всесторонний подход к явлениям жизни. Индивидуализм крестьян по преимуществу, относился к трудовому процессу и результатам труда. Причем, труд оценивается так: «Египетская работа. Каторжная работа», «Господской работы никогда не переработаешь» (с. 513). Коллективизм относился, по преимуществу, к крестьянскому самоуправлению, «миру», причем этот «мир» оценивается весьма критически. Все говорит о том, что в крестьянском менталитете общинное землепользование занимало не меньшее место, чем те стороны жизни, которым посвящены сотни и тысячи пословиц и поговорок. В особенности это относится к пореформенному периоду, когда вопрос о частном или общинном землевладении превратился в один из самых острых вопросов не только социального, но и политического развития России. В начале века в спор о земле вступили, например, с одной стороны, С. Ю. Витте и П. Столыпин, с другой стороны, Л. Толстой и крестьяне. Витте писал: «Общинное владение есть стадия только известного момента жития народа, с развитием культуры и государственности оно неизбежно должно переходить в индивидуализм — в индивидуальную собственность; если же 339
этот процесс задерживается и, в особенности, искусственно, как это было у нас, то народ и государство хиреет»1. Как отметил П. Зырянов, и «Толстой, и крестьяне, с которыми он беседовал, видели только один вид частной и земельной собственности — помещичью собственность. И были убеждены, что она приносит вред»2. Они были, в подавляющей своей массе, и против крестьянской частной собственности на землю, считая, что земля «божья» и никому из людей принадлежать не может. В этом был отголосок раннехристианских учений, проповедовавших общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал общинного патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. В «Деяниях Апостолов», анонимном сочинении* включенном в Новый Завет, читаем: «...Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и раздавали всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2. 44—45). «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». (Деян, 4. 32). «Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавали их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду». (Деян. 4.34). В живучести общинного землепользования, при котором земля распределялась и периодически подлежала переделу между членами* общины «по справедливости» — чувству, особенно обостренному у крестьян, — помимо религиозной традиции играли большую роль и чисто житейские соображения, на что обратил внимание, например, П. Зырянов. Крестьянское земледелие находилось в большой зависимости от капризов природы. Пресловутая «чересполосица» не являлась лишь одним неудобством. Имея полосы в разных частях общественного клина, крестьянин обеспечивал себе ежегодный средний урожай: в засушливый год выручали полосы в низинах, в дождливый — на взгорках. В ходе столыпинской аграрной реформы выяснилоен что подавляющая масса крестьян к частной собственности на землю отнеслась весьма прохладно. Хотя, разумеется, было немало сторонников, особенно из числа зажиточных (и бедняков). Многих не устраивала перспектива выхода из общины на хутора и отруба, несмотря на давление властей. Характерный случай произошел в Грязовецком уезде Вологодской губернии. В одну из деревень приехал член землеустроительной комиссии. Утром был созван сход и «неприменный член» объяснил «мужичкам», что им надо выходить на хутора. Посовещались между собой крестьяне, ответили отказом. Ни обещания предоставить ссуду, ни угрозы арестовать «бунтовщиков» и привести на по- Вигпте С. Ю. Воспоминания: ВЗ томах. М. I960. Т. 2. С. 492. Зырянов П. Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992, С. 76. 340
стой солдат не помогли. Крестьяне повторяли: «Как старики жили, так и мы будем жить, а на хутора не согласны». Тогда «неприменный член» отправился пить чай, а крестьянам запретил расходиться и садиться на землю. После чаепития «неприменного» потянуло на сон. К ожидавшим под окном крестьянам он вышел поздно вечером. «Ну как, согласны?» — «Все согласны! — дружно ответил сход. — На хутора, так на хутора, на осину, так на осину, только чтобы всем, значит, вместе»1. (Ответ, заслуживающий занесения в любой сборник пословиц и поговорок — напоминает пословицу, записанную Далем: «пропадать, так всем (вместе) пропадать»). Резко негативное отношение крестьян к помещичьей и вообще всякой частной собственности на землю — важнейшая черта менталитета российского крестьянства, проявившаяся во всех революциях. 19 августа 1917 г. в газете «Известия» был опубликован крестьянский наказ Учредительному собранию, составленный на основании 242 местных крестьянских наказов, содержащий точку зрения подавляющего большинства крестьянства по всему спектру земельных вопросов (был включен в текст декрета Второго Всероссийского съеда Советов «О земле», принятого 26 октября (8 ноября) 1917 г. «Право частной собственности на землю, — говорилось в наказе, — отменяется навсегда; земля... обращается в всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней». «...Землепользование должно быть уравнительным, т. е. земля распределяете^ между трудящимися, смотря по местным условиям, по трудовой или ротребительской норме. Формы пользования землей должны быть совершенно свободны, подворная, хуторская, общинная, артельная, как решено будет в отдельных селениях и поселках». Индивидуализм и коллективизм крестьян (в том числе в их восприятии) в период с октября 1917 г. до начала сплошной коллективизации (конец 1929 г.) освещен в литературе достаточно полно, особенно в работах В. П. Данилова, широко использовавшего материалы разного рода обследований и анкетирования2. Отметим лишь наиболее важные тенденции. Индивидуализм перестал подпитываться на почве частной собственности на землю. Традиционно он был связан по преимуществу с трудовым процессом и результатами труда. Усилился индивидуализм на почве выхода крестьян на хутора и отруба. Появился, присущий в таких широких масштабах только для 20-х годов, индивидуализм на почве раздела крестьянских дворов. Зырянов П. Я. Указ. соч. С. 59—60. См. Данилов В. П. Советская доколхозная деревня: население, землепользование, хозяйство. М., 1977. С. 139-140,243-247 и др. 341
«Коллективистское начало» получило развитие в возрождении и сохранении крестьянской общины, широком развитии различных форм кооперации, появлении первых коммун и колхозов. В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений, что переход к сплошной коллективизации в начале 30-х годов противоречил настроениям большинства крестьян, несмотря на богатые коллективистские традиции, связанные, в частности, с общиной. В спорах историков о том, помогала или, наоборот, препятствовала община переходу к колхозам, нельзя забывать, что «общинная коллективность» никогда не затрагивала тех производственных вопросов, которые в колхозах выдвинулись на первый план. Крестьян особенно тревожили вопросы о формах и уровне обобществления средств производства, организации труда и распределении доходов в коллективных хозяйствах. В художественной литературе это хорошо передано, например, в размышлениях «типичного середняка» Макара Нагульного из «Поднятой целины» М. Шолохова — произведения, в целом дающего искаженную по многим войросам картину коллективизации. «Хрестоматийный глянец» коснулся не только художественных произведений, исключая А. Платонова («Котлован», «Чевенгур») и В. Гроссмана («Все течет»), но и многочисленных воспоминаний «вожаков» и передовиков колхозного производства, и даже сборников пословиц и поговорок, после длительного перерыва начавших издаваться в советское время. Приведем пословицы, посвященные колхозам, из сборника «Русские пословицы и поговорки» (Изд. «Наука», М., 1969): В одиночку не одолеешь и кочку, а артелью и через гору в пору. В хорошей артели все при деле. Когда рук много, работа спорится. Муравьи да пчелы артелями живут, а работа спора. Один горюет, а артель воюет (т. е. работает). Один — камень не сдвинешь, артелью — гору поднимешь. (с. 50)
Такое впечатление, что эти пословицы, вообще-то правильные, но далекие от конкретной действительности 30-х годов, сочинялись не колхозниками, а кабинетными учеными, выполняющими «социальный заказ». Читаем дальше:
В колхозе беден только лодырь. В колхозную пору пошла жизнь в гору. Не жили — мотались: в колхоз не догадались. Раньше хлебу миллионеров жали, теперь сами миллионерами стали. У лодыря ни гроша, у колхозника жизнь хороша. (с. 54)
Не хочешь тужить ~ в колхоз иди жить1.
Где труд, там и счастье. Сборник пословиц и поговорок. М., 1959. С. 81—82. 342
Хлеб дает нам не Христос, а машина и колхоз. Лодырю в колхозе, что волку на морозе. В колхозе — сила, без колхоза — могила. По одиночкам нужда ходит, а в колхоз не заходит. Колхозам — богатеть, единоличникам — худеть. Вошли в колхоз — стало хлеба сколько хошь.
В этих пословица и поговорках содержится уже откровенная «кривда», настолько здесь все колхозное представлено в розовом свете. Их нельзя назвать народными, даже если исходить из того, что и народ может ошибаться. А в оценке сталинских колхозов народ не ошибался. Об этом свидетельствуют многочисленные источники, которые можно отнести к «крестьянским». Вот, например, крестьянские частушки времен коллективизации1: Едет Сталин на корове, Шла корова из колхоза, У. коровы один рог Слезы капали на нос — Ты куда, товарищ Сталин? — Оторвали йоги, хвост. — Раскулачивать народ! Не пойду больше в колхоз. Вставай Ленин, умри Сталин Говорят в колхозе плохо, Мы в колхозе жить не станем. А в колхозе хорошо. До обеда ищут сбрую, А с обеда — колесо. Ах, колхозы, вы колхозы, Я работала в колхозе, До чего же довели? Не жалела белых рук. Распоследнюю корову При отчете получила Со двора-то увели. Яровой соломы пук. Ах, колхозы, ах, колхозы, Высокие горы. Как у нашем у колхозе Все жулики и воры.
Колхозный коллективизм 30-х и последующих годов иначе как деформированным назвать нельзя. По существу колхозы были превращены в полугосударственные предприятия, на которых укоренился принудительный, обязательный и обезличенный труд. Крестьяне полностью были отчуждены от результатов своего труда. Колхозы включались в систему государственной продразверстки, государственного централизованного планирования и руководства, сводящего на нет декларируемую самостоятельность. Колхозное самоуправление, заорганизованное районным начальством, во многом уступало даже старым крестьянским сходам, далеким от развитой демократии.
Записал В. Кондрашин в конце 80-х годов в деревнях Южного Урала и Поволжья. 343
Антиколхозные настроения крестьян особенно сильно подпитывала несправедливая система распределения, при которой почти вся сельскохозяйственная продукция уходила государству. Секретарь Родино-Несветаевско-го РК ВКП(б) Азово-Черноморского края Горелик в письме «ЦК ВКП(б) тов. Сталину» от 10 марта 1935 г. сообщал: «Настроения колхозников, в связи с тяжелым положением с хлебом и сознания необходимости оплаты долгов государству не совсем хорошие. Колхозники, учитывая перспективы этого года, которые особенно не улучшают положение с хлебоснабжением, бесконечно ропщат. На всех собраниях, беседах, прежде всего, волнует колхозников вопрос хлеба сейчас и в будущем. Приведу несколько характерных выступлений: «...Нашему колхозу, да и другим не dcopo вылезти в зажиточные, хлеба и при хорошем урожае хватит только рассчитаться с долгами и с государством — нам же ничего», — говорит Ващенко В. из колхоза «Красный Октябрь». «...Заработала 300 трудодней в прошлом году, сейчас столько же, а сколько получила — моей семье только на месяц хватило, как же жить? — говорит Черкасова (канд. партии) из колхоза «Маяк культуры». «...Нам не видать зажиточности, как своих ушей, — говорит Харченко Ив. из колхоза «Большевик». — Работаем хорошо, а хлеба не видим 3-й год»1. Характерно, как известное высказывание царского министра — «не доедем, а вывезем», трансформировалось в колхозную поговорку 30-х годов: «Пшеничка — заграничка, на трудодни — лебеда» (услышана автором в Томской области). Неудивительно, что все чаяния и упования колхозников все больше и больше связывались с личным хозяйством. Однако сколько-нибудь гармоничного сочетания индивидуального и кооперативного начал в колхозах не получилось. Перед войной, сразу после войны, в конце 50-х — начале 60-х годов проводились шумные кампании против личного хозяйства колхозников. Вся, более чем шестидесятилетняя история советской коллективистской системы — это история борьбы с так называемыми частнособственническими пережитками в сознании и поведении крестьян. Между тем, это были никакие пережитки, а естественное состояние человека. Подспудно это понимал такой коммунистический лидер, как Хрущев, пытавшийся в рамках коллективистской системы проводить в отдельные годы урезанную и куцую политику «повышения личной материальной заинтересованности работников в результатах своего труда». Но это не приносило ожидаемых результатов, так как на первом месте всегда стояла борьба с «пережитками», которые в итоге этой борьбы принимали лишь такие уродливые явления, как халатность, халтурность, нежелание работать, хищения государственной и общественной собственности, потеря инициативы. «Микроб часшособет-
1 РГАЭ. Ф. 8040. Оп. 8. Д. 88. Л. 179. 344
веннических пережитков» (по терминологии тех лет) поразил не только работающих, но, возможно, еще в большей степени и управляющих — партийно-советско-хозяйственную номенклатуру, присвоившую себе вопреки коммунистической идеологии, разнообразные привилегии («пайки», «конверты», дачи, машины, спецполиклиники и т. д.). «Рыба» сталинско-брежнев-ской коллективистской системы начала гнить с головы, да и с «хвоста» одновременно. Современная аграрная реформа в России, по замыслу ее инициаторов, имела своей целью перевести сельское хозяйство с принципов продразверстки на рельсы рыночной экономики. Но можно ли говорить о товарно-денежных отношениях, о рынке, когда покупатель — в данном случае государство — не рассчитывается с продавцами — сельскохозяйственными производителями за «купленную» продукцию? (Долг в конце 1993 г. исчислялся в 2—3 триллиона рублей). О каком рынке можно вести речь, если сельскохозяйственные производители по этой причине не в состоянии купить ни машин, ни топлива, ни удобрений, без чего современное сельское хозяйство развиваться не может? Видимо, только о таком «рынке», при котором из-за взаимных неплатежей, когда все друг другу должны, никто ничего не может ни купить, ни продать, ни произвести. Во главу угла аграрной реформы до самого последнего времени были положены три «кита»: а) деколлективизация; б) фермеризация; в) частная собственность на землю. То и другое и третье вызвано скорее идеологическими, чем экономическими соображениями. И уж никак не отчетливо выраженным желанием большинства крестьянства. Никому из серьезных экономистов еще не удавалось доказать, что сельскохозяйственные кооперативы органически не могут «вписаться» в рыночные отношения. Многовековой опыт российского крестьянства говорит и о том, что в его ментальное™ частная собственность на землю никогда не стояла на первом месте. Создается впечатление, что «радикальных реформаторов» для сохранения «лица» вполне устроил бы не рынок сельскохозяйственных товаров (их производство за годы «реформы» упало на 30—40% — намного больше, чем в годы сталинской коллективизации), а рынок земли. Указ Президента о купле-продаже земли на селе встречен неоднозначно. Многие высказывают опасения, как бы земля-шрмилица не была скуплена богачами в целях, не имеющих ничего общего с развитием сельскохозяйственного производства, стала предметом спекуляции. Крестьянин видит, что, оставшись один на один с частной собственностью на землю, но без техники, удобрений и топлива, которые безумно подорожали, он пропадет, а потому не спешит выходить из колхоза. К концу 1993 г. в процессе перерегистрации старых форм хозяйствования из неполных 26 тыс. колхозов и совхозов 8 тыс. сохранили прежний статус, а 2 тыс. вообще не прошли перерегистрации. Вместе они составили около 40% хозяйств. Объявили себя това- 345
риществами с ограниченной ответственностью 11 тыс. (около 43%). Это лишь формальное переименование того, что было раньше. Стали сельскохозяйственными кооперативами и акционерными обществами 2,3 тыс. (около 9%) бывших колхозов и совхозов. Лишь 972 колхоза и совхоза (меньше 4%) превратились в ассоциации фермерских хозяйств1. Подлинный индивидуализм крестьян возможен! тогда, ког^й крестьянин будет иметь не только землю, но и все, что к ней должно быть приложено. В современных условиях, без помощи государства, сделать это вряд ли удастся. А потому крестьянин будет видеть для своего личного блага спасение в «мы», не уповая на «я». «Кровная» связь крестьянина с колхозом принимает порой самые неожиданные формы. Когда московский журналист спросил у одного, пожелавшего остаться неизвестным, колхозника, почему он не выходит из колхоза, тот ответил: «А что, я сам у себя потом буду воровать?» Для того, чтобы фермеру развить товарное производство, необходимо несколько десятков, если не сотен миллионов рублей. А для примерно 269 тыс. фермерских хозяйств, насчитывающихся в конце 1993 г., требовались долгосрочные кредиты в миллиарды рублей. Правительство распоряжением тогдашнего вице-премьера Е. Гайдара от 16 октября 1993 г. лишило фермеров (как и колхозы и совхозы) льготного кредитования в 28% годовых, установив для всех 200-процентные ставки погашения кредита. Если учесть, что государство к тому же не рассчитывается вовремя с сельскохозяйственными производителями за получаемую от них продукцию, то станут понятными горькие слова одного из зачинателей фермерского движения в стране Ю. И. Красина: «Фермерское движение не состоялось». Многие фермеры, по существу, не став еще настоящими фермерами, сворачивают с этой стези. Не нужно быть провидцем, чтобы предугадать, что именно они одними из первых внесут лепту в «рынок земли». В 1993 г. у фермеров было примерно 11 млн. га угодий — огромный клин. А как обстояло дело с техникой? Если у нашего фермера на 1000 га приходилось в среднем 3 трактора, то в Германии, например, — 124. Неудивительно, что фермерские хозяйства даже в районах их наибольшего развития давали лишь 4—6% продукта2. Когда правительство в начале 1994 г. поставило вопрос об усилении финансовой помощи сельскому хозяйству, «радикальные реформаторы» начали острить: «Во всем мире сельское хозяйство кормит народ, только в России народ кормит сельское хозяйство». Кому-кому, а «радикальным реформаторам» следовало бы знать, что по 24 развитым странам Запада и Востока государственные дотации сельскому хозяйству для поддержания цен на вы- Данилов В. П. Аграрная реформа в постсоветской России (взгляд историка) Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М., 1994. С. 133—134. 2 Родина. 1994, № 10. С. 75. 346 годном для фермеров уровне составляют в среднем 50 процентов стоимости сельхозпродукции (а в Японии и Финляндии до 80%). На одного фермера приходится около 30 тыс. долларов в год1. А у нас не то, чтобы выделять дотации, не могут рассчитаться с долгами. И при этом считают, что крестьянин должен кормить страну. В развитых странах «дальнего зарубежья» фермер не отгорожен каменной стеной от различных форм сельскохозяйственной кооперации, в первую очередь по переработке и сбыту продукции. И у нас до коллективизации единоличные хозяйства были вовлечены в кооперативное движение. На долю сельскохозяйственной кооперации, например, в 1928/29 гг. приходилось 85% снабжения крестьян орудиями и машинами. На 1 октября 1927 г. насчитывалось 64573 различного рода сельскохозяйственных товариществ, охватывающих свыше 8 млн. крестьянских хозяйств2. Для становления российского фермерства необходимо учитывать опыт и свой собственный, и других стран. А этот опыт говорит о том, что крестьянский индивидуализм, в определенных сферах его жизни, не исключает и коллективизм. Индивидуализм и коллективизм можно уподобить двум струнам крестьянской души. До сих пор власти пытались играть то на одной, то на другой струне. Душа крестьяне по-настоящему запоет лишь тогда, когда обе эти струны будут звучать в унисон.
Правда, 1993,1 апреля. 2 Советское крестьянство. Краткий очерк истории (1917—1969). М., 1970. С. 185—187. 347 С. Л. Никольский (Институт философии РАН)
ДЕКОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ КАК РАСКРЕСТЬЯНИВАНИЕ: СОВРЕМЕННАЯ БЮРОКРАТИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|