Изменение менталитета крестьян в девятнадца1 ом веке? 1 глава
Менталитет — это концепция, используемая историками для описания экологии человеческой мысли: материальной и политической культуры. Динамика менталитета является особенно интересной темой. Изменения менталитета были, предположительно, решающими в адаптации поведения к рынку в период индустриализации, хотя это сдожно продемонстрировать конкретно. Поэтому, в качестве примера я выбрала участие женщин в трудовой силе, чтобы попытаться создать динамическую модель того, как менталитет изменялся параллельно или даже предшествовал экономическому развитию. Учитывая отсутствие описательных источников в до-индустриальном обществе, то есть отсутствие параллельных показателей для до— и пост-индустриального периодов, это кажется на первый взгляд почти неосуществимой задачей. Однако, достаточные свидетельства в работах историков школы Анналов могут по крайней мере дать сравнительную базу для более широкого понимания изменений, происходивших в течение веков. Кроме того, существуют количественные подходы, которые могут дать грубые оценки поведенческих изменений. Даже грубая модель может позволить поставить следующие вопросы по эмпирическим данным. Предсказывают ли результаты грубой модели для России историю развития в других странах? Если грубая динамическая модель менталитета используется в качестве объясняющего фактора развития, будут ли ей соответствовать более подробные данные из других дисциплинарных исследований?1 Экономические историки, в любом случае захотят дать менталитету функциональное определение, выделить место в «зависящем от пути» ходе экономического и социального развития.2
В этой работе я пытаюсь найти механизм выражения менталитета русского крестьянства или поведенческих изменений по проблеме выбора жен-
Целостный подход Хиршмана (Уилбер и Френсис 1986. С. 327—342). 2Согласно Эрроу и другим социальный выбор определяется набором доступных альтернативных социальных положений (известных) и не существует никаких причин отводить особую роль альтернативе только потому, что она выведена из исторической или сходной с исторической. С другой стороны «статус кво - это очень привилегированная альтернатива», при условии единодушия как идеального критерия выбора.
353
щин (по труду) в конце девятнадцатого века. Траектория кажется идеально расположенной в процессе* принятия решений или социального выбора, коллективной рациональности (см. Эрроу, 1963, стр. 118-120). Как указывает Эрроу и другие, мне кажется главным в экономике менталитета стоимость принятия решений. Таким образом, это не изучение этических проблем, таких как социальное благосостояние, являющихся большой частью «менталитета», а изучение механизмов. Одной из причин выделения принятия решений является то, что экономисты уделяли большое внимание изучению этого процесса. Принятие решений является мощным ограничителем социального выбора, как отражено в концепции ограниченной рациональности. Ограничением является знание, издержки на выяснение и изучение альтернативных вариантов социального выбора. Аргумент о стоимости информации, как мне кажется, подходит для русской деревни с учетом ее изолированности и отсутствии свободы. Русская деревня до и после освобождения во многом отличалась от поселений в Северной Америке в девятнадцатом веке, включая и этот аспект - доступность знания и способность использовать информацию о ценах. Грубая модель русской деревни, следовательно, должна включать стоимость альтернатив й возможность использования цены на труд, а не цену принятия решений, в качестве определяющего фактора в размещение ресурсов. Поскольку цена трудовых ресурсов была допустимым моментом при решении мужчин работать на стороне, но не женщин, и поскольку много мужчин покидали деревню, а женщины в основном нет, проблемы стоимости и выбора кажутся доступными к изучению. Существовали как очевидные, так и более тонкие ограничения на участие в рынке труда в противоположность ситуации, существовавшей в США.1
Информация о ценах, таким образом, не принималась во внимание только в случае с женщинами (и детьми). Кривая предложения женского труда (см. график 1) была бы почти вертикальной. Обязательность коллективной природы принятия трудовых решений в общинном сельском хозяин стве, как кажется, освещает эту аномалию. Издержки различных действий для коллективных сообществ, если они определяются отдельными людьми или домашними хозяйствами, демонстрируются структурой цен, очевидной на графике 1. Оставаться дома для женщин было неудобством и преградой к дополнительному благосостоянию. Таким образом, хотя участие женщин в рынке труда внутри деревни определялось старейшинами совместно с приказчиками помещика, также как и на мужской труд вне деревни требовались
Экономисты считают дискриминацию на рынке труда феноменом, который исчез с увеличением интеграции рынков. Клаудия Голдин подчеркнула различия в человеческом капитале при формировании участия в рынке труда. Она избегает использования термина «дие-1 криминация», с учетом общего понимания и различий в характеристиках (Голдин, 199L С.204). 354
особые разрешения, при крепостном праве коллектив не ограничивал возможности заработка за пределами деревни для мужчин, в то время как отток женщин из деревни оставался редким. Таким образом, при крепостном праве социальный выбор увековечивал профессиональную сегрегацию мужчин и женщин, несмотря на то, что заработки вне поместья росли и для мужчин, и для женщин, в особенности в текстильной промышленностью сравнению с заработками в деревне1. Участие женщин в рынке труда - это только одна из целого ряда проблем, которые были решены одинаково поверхностно для облегчений%гри-нятия решений с помощью идеального критерия единодушности. Другие проблемы, безусловно еще более важные, были исход в целом (уход из деревни, банкротство и незапланированные отъезды) и его выражение (протесты, жалобы, бунты). То, что уход из деревни был запрещен, является фундаментальным различием между Россией и США, где уход из деревни являлся решающим моментом, характеризующим индивидуализированное решение, и определяющей чертой уникальности свободной американской рабочей силы2.
Участие женщин в рынке труда кажется подходящим тестом механизма модели социального выбора по ряду причин. Во-первых, издержки принятия решений могут быть измерены доходом на уровне деревни в целом и домашнего хозяйства. Во-вторых, историческая динамика женского труда в до-индустриальном крестьянском обществе может широко применяться: замужние и молодые женщины в целом не покидали деревень до начала индустриализации. В-третьих, существует порядковая (скорее, чем количественная) значимость роста участия в рынке труда, которая соответствует использованию хрупких исторических свидетельств. В-четвертых, основанное на половом признаке распределение труда в домашнем хозяйстве является фундаментальным фактором экономического роста и работа женщин на текстильных фабриках было чрезвычайно важным в ранний период индустриализации. В-пятых, влияние ценовых кризисов можно почувствовать в решениях об участии в рынке труда (Голдин); и наконец, доступность и стоимость информации о ценах имеет большое отношение к участию в рынке труда рабочей силы. Два ограничения принятия решений о рабочей силе были, в этом анализе, общинное принятие решений и запрещение ухода из деревни. Я предполагаю, что принятие решений имело к этому большее отношение, чем сила (крепостные порядки), поскольку издержки мониторинга крепостных и общая инертность помещиков при управлении поместьями, в особенности небольшими поместьями, оставляли большое число крепостных деревень (до-
1 Леонард, 1992. Точка зрения Райта изложена в статье «Происхождение свободного труда», встреча Международной ассоциации экономической истории, Милан, сентябрь 1994. 355
ходящее до половины всей крепостной рабочей силы, например, в Ярославской области) практически на самоуправлении1. В этой работе, я предполагаю, что при крепостном праве решения принимались на низко-затратной основе в русской деревне (крепостное поместье). Затраты на управление сокращались посредством сохранения статуса кво и идеала единодушия в качестве критерия при принятии решений. Основной момент здесь частично заключается в том, как в процессе принятия решений возвращалось решение «статус кво». Постоянность статуса кво во время возникновения рынков не находит легкого понимания в современной экономической теории, включая марксизм. Если вопрос выбора не так важен, как я предполагаю, тогда при крепостном праве, ограничением могло быть что-либо связанное с тем, что помещики держали крестьянок в качестве заложниц, в то время когда их мужья работали вне деревень. Одйако, я нахожу более убедительной важность выбора и аргумент исторической неразрывности (не совсем детерминизм), который теоретически поддерживается пониманием зависимости офч траектории: история имеет значение2. Из-за неизменности статуса кво на женский труд оказывали влияние традиции - в этому случае дискриминация по признаку пола - традиции, осуществлявшиеся посредством механизма коллективного принятия решений и наиболее незатратного достижения консенсуса в условиях крепостного права. После освобождения, в особенности в 1870-1880 годы проходила параллельная эволюция принятия решений домашними хозяйствами3 и выбора труда для женщин* Я считаю, что существует потенциальная интерпретационная возможность в связываний двух явлений посредством механизма смещения кривых рынка труда. После освобождения участие женщин в рынке труда вне поместья не увеличилось немедленно и резко. Это может означать, что рынок работал медленно. Постепенность и случайность должны ожидаться при децентрализации принятия решений. Консенсус не распался ш результате изменения законодательства. Случайность влияния, постепенно нарастающая по мере развития индустриализации, показывает, как минимум, возросшие затраты на реализацию коллективного единодушия в качестве идеального критерия принятия решений. Разрушение единодушия мюсяо легко проверить для другой переменной, такой как исход из деревни (банкротство, продажа, миграция) и мнение (протест, организация, выражение), также, предположительно, проблемы, которые все больше и больше разрешались на уровне домашнего хозяйства.
Леонард, 1989, 1991 Дзввд, 1988. Леонард и Бородкин, 1994. 356
Аргументом здесь является не то, что общинное принятие решений не смогло пережить освобождение; совершенно очевидно обратное и власть общины над исходом и налоговыми платежами были подкреплены законодательством. Аргумент скорее заключается в том, что освобождение сократило издержки принятия решений о размещении трудовых ресурсов для домашних хозяйств и увеличило их для общин. Частично это было вызвано тем, что помещики уже не могли полностью использовать абсолютные права собственности над коллективом; крестьянские хозяйства заключали отдельные трудовые контракты с бывшими помещикам, другими сельскими единицами и городскими промышленными фирмами. В большей степени это было просто побочным продуктом освобождения сельского рынка труда, который создавал интенсивное давление в сторону ухода из деревни, и, поскольку труд был местным, новый рынок предлагал большой объем информации с сократившимися издержками. Спрос на труд повысил цену на женский труд до такой степени, что консенсус распался, и в то же время децентрализация принятия решений повысила издержки удовлетворения любого идеального критерия принятия решений. Децентрализация контроля и формализация контрактов с помещикам и их слугами в 1860-1870 гг. в действительности позволила домашним хозяйствам создать новые стратегии доходов. Домашние хозяйства, как продемонстрировали профессор Ковальченко и другие, были сильно дифференцированы по уровню дохода среди других групп крестьян. Действительно, это тот самый феномен, который сделал бы невозможным коллективное принятие решений. Джини-коэффициент крепостных поместий в северной России настолько низок (0.30), что, по сравнению с современными обществами, его практически не было. После освобождения, очень медленная, хотя и не универсальная тенденция заключалась в увеличении различий между разными уровнями благосостояния. В целом новые налоги вместе с нестабильной экономической средой повысили участие в рынке труда вне поместья, включая участие замужних и независимых (молодых) женщин. Вытекающим выводом является то, что терпимость к женщинам, работающим вне дома уже не запрещалась социальным выбором, и с сокращением единодушия как критерия идеального решения, рынкам и основанным на ценах альтернативам все чаще оказывалось предпочтение. Последствия также достаточно широки с точки зрения изучения статистических исходных данных по «менталитету» мужчин-крестьян, принятие ими ряда альтернатив при возникновении возможности принимать решения в семье. Другими словами, единодушие как критерий принятия идеального коллективного решения в русском крестьянском обществе показывало ухудшающиеся результаты в условиях рынка, поскольку общинное принятие решений работало хуже в условиях более широких прав и возможностей (а 357
давление на спрос со стороны сельского найма, которое повысило заработную плату женщин относительно больше, чем заработную плату мужчин, см. графики 1 и 2). Местные и губернские власти не взяли на себя издержки контроля за рабочей силой. С другой стороны, знание осуществимых альтернатив социального выбора, которые лежит в основе экономической организации, более активно распространялось среди семей, которые могли использовать информацию о ценах и доступных рабочих местах. 358
FIGURE 1 DEMAND FOR FEMALE LABOR BEFORE AND AFTER EMANCIPATION
FIGURE 2
DEMAND FOR MALE LABOR BEFORE AND AFTER EMANCIPATION
359
БИБЛИОГРАФИЯ Эмсден, 1980 Amsden, A., The Economics of Women and Work, ed. Amsden, A., New York: Penguin, 1980. Эрроу, 1963 Arrow, Kenneth J., Social Choice and Individual Values, 2-nd edition, New Haven: Yale University Press, 1963. Беккер, 1985 Becker, Gary, «Human Capital, Effort, and Sexual Division of Labour», Journal of Labour Economics, 3,1 (Jan. 1985 suppl.), pp.s33-s58. Бохэк, 1991 Bohac, R., «Widows and the Russian Serf Community», Russia's Women: Accommodation, Resistance, Transformation, ed. B. Clements, B. Engel, and С Worobec, Berkeley, CaL: University of California Press, pp. 95-112. Дэвид, 1974 David, P., «Fortune, Risk, and the Microeconomics of Migration», in Nations and Households in Economic Growth, New York: Academic Press, 1974, pp. 21-88. Дэвид, 1988 David, P., «Path-Dependence: Pitting the Past into the Future of Economics»-, technical report number 533, IMSSS (Stanford CS: Stanford University Press, 1988). Дэвид, 1992 David, P., «Path Dependence and the Predictability in Dynamic Systems with Local Network Externalities: A Paradigm for Historical Economics, forthcoming in C. Freeman and D. Foray (eds), Technology and the Wealth of Nations (London: Pinter Publishers). Давидович, 1912 Давидович, М., Петербургский текстильный рабочий в его бюджетах, Москва, 1958, т. П. Дружинин, 1958 Дружинин, Н., Государственные крестьяне и реформа Киселева, Москва, 1958, т. II. Ежегодник, 1911 Статистический ежегодник Московской губернии за 1911 год, Москва, 1912. Фербер, 1987 Ferber, M., Women and Work, Paid and Unpaid: A Selected, Annotated Bibliography, New York: Garland, 1987. Филд, 1989 Field, D. «The Polarisation of Peasant Households», in Women and Work, Paid and Unpaid: A Selected, Annotated Bibliography, New York: Garland, 1987. Фрирзон, 1992 Frierson, C, «Razdel: the Peasant Family Divided», in Russian Peasant Women. ed. B. Farnsworth and L. Viola, Oxford, Eng.: Oxford University Press, 1992, pp. 73-88. Гликман, 1984
360
Glickman, Rose, Russian Factory Women: Workspace and Society, 1880-1914, Berkeley, Ca.: University of California Press, 1984. Грэнтам и Леонард, 1991 Grantham, G. and Leonard, C, (eds.), Agrarian Organization during Industrialization: Europe, Russia and America in the Nineteenth Century, by JAI Press Inc. as 2 supplementary volume Research in Economic History. Голдин, 1991 Gildin, C. Understanding Gender Gap, Cambridge, MA: Harvard University Press, 1991. Гвоздев, 1925 Гвоздев, С, Записки фабричного инспектора: из наблюдений и практики в период 1894-1908 гг. Москва, 1925. Годзон и Инглэнд, 1986 Hodson, R. and England, P., Industrial Structure and Sex Differencies in Earnings», Industrial Review, 25,1 (Winter 1986), pp. 16-32. Катц, 1991 Katz, E., «Breaking the Myth of Harmony: Theoretical and Methodological Guidelines to the Study of Rural Third World Households», Review of Radical Political Economics, vol. 23, no. 3-4 (1991), pp. 37-66. Ковал ьченко, 1989 KovaPchenko, I.D., «The Peasant Economy in Central Russia in the Late Nineteenth and Early Twentieth Century», in Agrarian Organization. Леонард, 1989 Leonard, C, «The Allocation of Labour under Serfdom: Northern Russia before Emancipation: Yaroslavl Province», в Аграрная эволюция России и США в XIX- начале XX века, под ред. И.Д.Ковальченко и В.Тишкова (Москва, 1991), с. 233-249. Леонард, 1992 Leonard, Carol S., «Inventing Women's Wage: The Gender Gap and the Abolition of Serfdom in Nineteenth-Century Russia», paper presented at the Tucson meetings of the AAASS, November. Леонард, 1989 Leonard, C, «The Distribution of Household Wealth, Serfs' Dues, and Egalitarianism in Northern Russia in the Nineteenth Century» (Stanford University, April 1989) (UC Berkeley 1989) (Caltech 1989) Леонард и Бородкин, 1994 L. Borodkin and C. Leonard, «The Russian Land Commune and the Mobility of Labour During Industrialization, 1885-1913», in Economics in a Changing World, vol. 1, System Transformation: Eastern and Western Assessments, ed. A. Aganbegyan, O.Bogomolov, and M. Kaser (St. Martin's Press). Леонард и Бородкин, 1992 «The Rural/Urban Wage Gap during Industrialization of Tsarist Russia», Cliometrics Association Meeting, Miami University, Oxford, OH. Материалы, 1860 Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами генерального штаба Рязанской губернии, под ред. М. Барановича, Спб., 1860. Материалы, Симбирск, 1868 Материалы для географии и статистики России, Симбирская губерния, ч. II, Спб., 1868. Миненко, 1979 361
Миненко, Н. А. Русская крестьянская семья в западной Сибири (XVIII - первой половине XIX в.), Новосибирск, 1979. Мологской страны, 1856 «История Мшюгской страны, княжеств, в ней бывших, и города Мологи», 1856, F/642, GAIaO, op. 1, d. 22566, ch. 1. Огилви, 1990 Ogilvie, Sheifogh, «Women and Proto-Industrialization in a Corporate Society: Wurttemberg Woolen Weaving, 1590-1760», in Women's Work and the Famihp Economy in Historical Perspective, ed. P.Hudson and W.R.Lee, Manchester, England: Manchester University Press, 1990. Письмо, 1843 Письмо пензеского помещика к Н.А., «Сельский житель», 1843, с. 1-30. Протасьев, 1858 Протасьев, Е. «По поводу статьи Г. Кошелева в Сельском благоустройстве «О крестьянских усадьбах», «Журнал Землевладельца» (1858), № 4, с. 132- 138. Рашин, 1940 Рашин, А.Г. Формирование промышленного пролетариата в России: статистико-экономические очерки, Москва, 1940. Семевский, 1881 Семевский, В., Крестьяне в царствование Екатерины II, Москва, 1881, т. 1. Сборник, 1897 Статистический сборник по Якославской губернии ШЭ7 года, Ярославль. 1897. Сведения, 1856 «Сведения о ценах по вольному найму та земледельческие работы Ярославской губернии на хозяйством продовольствии», F. 642, GAIaO, op. I d. 22531, И. 1-12. TteHep, 1858 Сумароков, П., «Рецензия на книги Теннера», Журнал Землевладельца, 185£ № 2, с. 78-86. Туган-Барановский, 1926 Туган-Барановский, М., Русская фабрика в прошлом и настоящем, Историческое развитие русской фабрики в XIX веке, Москва, 1926. Вельтман, 1858 Вельтман, А., «Исторический взгляд на крепостное состояние' в России» Журнал Землевладельца, 1858, с. 1-32. Воробек, 1991 Worobec, С, «Victoms or Actors? Russian Peasant Women and Patriarchy»,! Peasant Economy, Culture, and Politics of European Russia, 1800-1921, ed. J Kingston-Mann and T. Mixter, Princeton, N.J.: Princfeom University Press, 199 pp. 177-206. Заозерская, 1960 Заозерская, Е. И. Рабочая сила и классовая борьба на текстильных мануфактурах России в 20-6-х гг. XVIII в., Москва, 1960.
362
Сокращенная стенограмма Международной научной конференции «Менталитет и аграрное развитие России»
ИЮНЯ 1994 г. ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Утреннее заседание. Председательствует чл.-корр. РАН Л.В.Милое. Обсуждение доклада Д. Филда «Менталитет в зарубежной исторической литературе» В. П. ДАНИЛОВ — Что такое ментальность в западной историографии? Д. ФИЛД — Многие исследователи-историографы отмечают неопределенность термина, и среди них немало таких, кто положительно оценивает эту неопределенность. В докладе я старался показать отличие термина «ментальность» от таких политизированных понятий, как, например, правосознание, народные обычаи и т. д. Менталитет отличается, во-первых, тесной связью со временем длительной протяженности, а во-вторых, это понятие также тесно связано с социальной историей в отличие от традиционных подходов типа интеллектуальной истории и истории общественного мнения. На практике исследователи менталитета (и на этой конференции тоже) выбирают темы, связанные с низшими классами и сословиями. Это позволяет противопоставить историю ментальности изучению истории государства и права, элиты. И, наконец, наши французские коллеги настаивают, в частности, на системном характере менталитета. Отдельные проявления менталитета связаны между собой, на их взгляд, и главная задача историка найти эту внутреннюю связь. Наконец, российский историк Л. Я. Гуревич просто считает, что исследование менталитета это первая и предварительная задача любого исторического исследования. И я отношусь с симпатией к этой точке зрения. Л. Н. ВДОВИНА — Удалось ли Вам познакомиться с последней работой А. Гуревича «Исторический синтез и Школа анналов?» И если да, то Ваше мнение о ней. Д. ФИЛД — Я узнал об этом труде только теперь. Но я в докладе не раз трактовал мнение Гуревича. Иногда я соглашался с ним, иногда — спорил. Судя по предыдущим его трудам, главное различие между моим пониманием и его состоит в том, что он противопоставляет изучение менталитета марксистскому подходу. Я считаю, что, напротив, эти подходы необходимо объединить. О. Ю. ЯХШИЯН — В тексте доклада Вы затрагиваете проблему — кто является социальным носителем: социальные группы, классы, национальные общности, территориаль- 363 ные, или временной срез, ментальность поколений. Как вы считаете, правомерно ли понятие «менталитет» применительно к этим социальным субстратам? И второй вопрос. Как соотносятся понятия «моральная экономика крестьянства» и «менталитет крестьянства», можно ли говорить, что они тождественны? Д. ФИЛД — Я начну с ответа на второй Ваш вопрос. Я считаю, что понятия «моральной экономики» вообще и «моральной экономики крестьянства» в частности теснейшим образом связаны с понятием «менталитет». В докладе я писал о работе Томсона, а перечитав все доклады, подготовленные к конференции, я заметил, что многие авторы знакомы с трудами Джеймса Скотта, в частности, с его книгой, посвященной моральной экономике крестьянства. Термин «моральная экономика» ввел в научный оборот Томсон в своей статье 1979 г. «Моральная экономика английской толпы XVIII в.» Я считаю эту статью необходимым чтением для любого историка, занимающегося менталитетом и социальной историей вообще. Томсон недавно умер, и всего несколько месяцев назад вышел сборник «Общие обычаи», содержащий его основные статьи. Я считаю, что из всех западных монографий последних трех-четырех десятилетий это самое необходимое чтение для русского историка. Теперь хочу ответить на Ваш первый вопрос. Я считаю, что есть преимущество русской историографии в этой области, которое состоит в том, что почти всегда историк имеет в виду определенный класс или даже сословие, объем мысли, социальную совокупность, так сказать, а западные историки очень часто переносят акцент на маргинальные группы. Изучение таких групп приводит к колоритным результатам, но очень часто дает не тот резонанс, который следовало бы ожидать от такого подхода. Я считаю основным классовый подход, так как он является существенным элементом в исследовании менталитета. Обсуждение доклада С. Хока {США) «Данные полезные и не очень полезные. Рост населения и уровень жизни крестьян в России. 1861—1914»
С. ХОК — Исследования менталитета, проводимые французскими историками нельзя рассматривать отдельно от их методов. Для нас существенны не вопросы, которые они ставили, а методы, с помощью которых они находили ответы на эти вопросы. Когда мы задаем простой вопрос,голодал ли в действительности русский крестьянин, то для того, чтобы получить более полный ответ, необходим подход, основанный на количественном анализе крестьянского поведения. Являлось ли голодание следствием экономического недостатка пищи или кратковременного недостатка продуктов питания, было ли оно вызвано недостаточной калорийностью питания или отсутствием определенных компонентов пищи, например, протеина? В годы максимальной смертности — какая доля увеличения смертен была вызвана недостатком питания, какая часть связана с системой производства, которая не способствовала накоплению запасов, а какая — со случайными колебаниями инфекционных заболеваний? Отчего страдали в кризисные годы самые слабые возрастные группы — младенцы до одного года и старики старше 60 лет? И наконец, можно ли считать применимой к царской России предсказанную Мальтусом связь между количеством пищи и ростом населения. Должно быть ясно, что обобщенные утверждения о голоде, обнищании и экономическом расслоении, которые доминировали в исследованиях русского крестьянства, не дают ответа на фундаментальный вопрос: крестьянском менталитете. Мой доклад представляет собой анализ изменения основных демографических показателей русского крестьянского общества со времени отмены крепостного права до 1 Миро- 364
вой войны. Первая часть доклада критикует большинство измерений, которые используются историками для определения уровня жизни крестьянства: недоимки, реальный уровень оплаты труда, землевладение, землепользование, количество имеющегося скота и т. д. Вторая часть доклада ставит под сомнение предположение о том, что высокий рост народонаселения в России между освобождением и войной оказывал избыточное давление на ограниченные ресурсы и был вреден для экономического развития. Это модель Мальтуса. В своем докладе я показываю, что в этот период происходило постепенное уменьшение смертности русского крестьянства, которое, по крайней мере, частично, можно объяснить улучшением состава питания. Поэтому можно считать, что освобождение действительно привело к улучшению жизни крестьян. Таким образом, выводы моей работы существенно отличаются от точки зрения В. В.Кондрашина. Этнографические источники дают искаженную картину крестьянского менталитета, историки школы Анналов на этом часто настаивали. Представление о массовой смертности от голода, как это описано в докладе Кондрашина, основано на этнографических источниках, а не на демографических показателях, таких как возрастные коэффициенты смертности, коэффициенты смертности от болезней и сезонные колебания смертности, что нельзя считать научно обоснованным. И, наконец, представление о перенаселенной России без точного определения термина «перенаселение» требует серьезного пересмотра, основанного на современных демографических теориях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|