Изменение менталитета крестьян в девятнадца1 ом веке? 3 глава
А.П. КОРЕЛИН — Почему такая ностальгия по крестьянству? Если будущее за предпринимательским хозяйством на земле, то раскрестьянивание — положительный процесс, и зачем возрождать прошлое? А В. ГОРДОН — Не стоит противопоставлять возрождение крестьянского хозяйства утверждению предпринимательства. По-моему, развитие семейных хозяйств и является оптимальным путем внедрения предпринимательских принципов в современной российской деревне. Эти хозяйства лучше защищены от неблагоприятного воздействия рынка, слабее отторгаются своим окружением, более приспособлены к господствующей системе АПК. Немаловажный фактор — сложившееся в национальном сознании под влиянием различных идейных течений предубеждение к предпринимательству в его традиционно-капиталистическом виде. ВОПРОС ИЗ ЗАЛА — Вы не могли бы назвать основные этапы изменения целостности в крестьянском сознании? 373
A.В. ГОРДОН — Если подходить исторически, это процесс, уходящий истоками в доклассовую эпоху. Одной из точек отсчета можно считать выделение священнослужителей. В новейшей истории нашей деревни поворотным моментом многие считают 60-е годы. Обретение права выезда, переход к фиксированной зарплате, зажим подсобного хозяйства, концентрация производства с ликвидацией традиционных форм его территориальной организации — все это с равных сторон подрывало сохранившиеся устои крестьянского микрокосма.
B. П. ДАНИЛОВ — Позвольте мне реплику в этой связи. 60-е годы — действительно М. А. РАХМАТУЛИН — То, что Вы придерживаетесь романтики Глеба Успенского, мне ясно. В этом отношении очень важна заключительная фраза из текста вашего доклада: "Мировосприятие крестьян пронизано ощущением причастности к этой великой силе мироздания, связи своей жизни с космическим порядком». Каким образом пензенский мужик ощущал свою включенность в космическое мироздание? Как это сказывалось в его хозяйствовании на земле? А. В. ГОРДОН — Включенность в мироздание — архетипическое ядро крестьянского самосознания. Ею проникнуты все аграрные культы. Надежным свидетельством, широко документируемым этнографическими наблюдениями в российской деревне вплоть до конца прошлого века, служит аграрно-календарная обрядность. Сутью ее было поддержание в критические моменты нормального хода природных явлений, благоприятного для произрастания посевов, приплода скота, для воспроизводства в конечном счете земледельческого социума. Ощущению глубокого смысла действа соответствовали эмоциональный подъем и духовная сосредоточенность участников. Обряды освящали все хозяйственные операции, воодушевляя крестьян и настраивая их на тяжелый напряженный труд. По мироощущению участников, их настроенности на безотчетную трату сил, максимальную самоотдачу крестьянская страда воссоздавала атмосферу аграрно-календарного действа, о чем свидетельствуют описания страды как трудового праздника, сохраненные русской классикой, да и фактические результаты в виде свершения огромного объема работы в кратчайшие сроки.
Высказывания Г.Успенского о власти земледельца не дань народнической «романтике», а отражение крестьянских представлений о сращенности своего труда с могущественным природным процессом воспроизводства жизни. Фатальность этой объективной сращенности оседала в крестьянском сознании не только проклятием от своей зависимости, но и радостью творения, придававшей страде ощущение праздника, не только покорностью судьбе, но и настроем на максимум собственных усилий. Своеобразный крестьянский «максимализм» воспроизводился и в капиталистическую эпоху. В рыночной стихии, как и в неконтролируемом природном процессе, крестьянин что-то пытается предугадать, какие-то причинно-следственные связи примечает, а главное делает все от него зависящее для сохранения хозяйства. Б. И. ГРЕКОВ — Я бы расширил постановку вопроса, обратившись к целостности менталитета всего русского народа. В связи с этим каково, по Вашему, соотношение менталитета крестьянского и русского менталитета в целом? В какой степени чувство хозяина 374
было присуще правящему классу России, а может быть его представители чувствовали себя временщиками? Как все это сочетается с традициями крестьянства? А. В. ГОРДОН — Я не готов отвечать по поводу связи крестьянского сознания с менталитетом других слов русского общества, поскольку специально не занимался ими. Что же касается соотношения крестьянской духовности с этносознанием, отвечу кратко: свойства русского народа во многом типичны для народа, который до позднейшего времени оставался крестьянским. Даже в индустриальную эпоху социалистическое планирование не смогло преодолеть культурно и психологически укорененной ритмики земледельческого труда. Более того, импульсивность и страдная психология, крестьянская способность к предельному кратковременному напряжению сил использовалась в авральной методике выполнения производственных планов. В большинстве случаев из нашей новейшей истории следует различать именно крестьянские черты национальной психологии и их использование правящим слоем, манипулирование отдельными традициями ради утверждения нового общественного устройства (уравнительность распределения, упразднение собственности на землю, принудительный коллективизм).
ВЕЧЕРНЕЕ ЗАСЕДАНИЕ Председательствует Д. ФИЛ Д. Обсуждение доклада О. Ю. Яхшияна «Собственность в менталитете русских крестьян (по источникам второйполовины XIX — первой четверти XX вв.)»
Ю. П. БОКАРЕВ — Я усматриваю некоторое противоречие в Ваших суждениях. С одной стороны, Вы говорите об определенной недоразвитости крестьянского отношения к собственности. Собственность не конституировалась в менталитете русского крестьянства как самостоятельная ценность. С другой стороны, Вы очень четко видите грань между пониманием собственности русским крестьянством и западным пониманием собственности. Видите ли Вы возможность трансформации традиционного русско-крестьянского отношения к собственности в западное? О. Ю. ЯХШИЯН — Здесь нет противоречия. Говоря об институциональной и ментальной недостаточности собственности в русском крестьянском обществе, подразумеваешь тем самым наличие некоего образца ее «достаточности». Образец этот — западного происхождения. Только в таком контексте и следует воспринимать оценки типа «неполнота» или, как Вы выразились, «недоразвитость» применительно к характеристике положения собственности в жизненном укладе и в системе ценностей русских крестьян. Что же касается возможности трансформации...Мне эта проблема видится следующим образом. Ментальность западноевропейского крестьянства добуржуазна, протобуржу-азна. Ментальность же нашего крестьянства небуржуазна, если не антибуржуазна. Конечно, и в менталитете того крестьянства, и в менталитете нашего есть общее, объясняемое общностью структуры и характера производительных сил, общностью типа хозяйствования. Но добуржуазность одного и небуржуазность другого есть следствие ментального особенного, объясняемого различием конкретных и долгое время сохранявшихся условий, в которых объективно находились крестьяне стран Западной Европы и России. Что это за условия? Природно-климатические условия, влияние которых на исторические судьбы русского крестьянства исследует Л. В. Милов. Условия непрекращавшейся на протяжении нескольких веков борьбы за национально-государственное выживание. Условия культурные, религиозные. Условия, связанные с развитием товарно-денежных отношений, внутреннего
375
и внешнего рынков, ростом городов и промышленности и т. д. Трансформация ментального особенного могла бы состояться только в случае радикального и необратимого изменения вышеперечисленных условий. Если принять эту точку зрения, то вопрос о возможности превращения ментального русско-крестьянского отношения к собственности в отношение, типологически близкое к западному, приобретает почти риторический характер. Л. Г. ГОРИЧЕВА — Византийское право не имело никакого влияния на обычное крестьянское право? О. Ю. ЯХШИЯН — Я не вижу следов такого влияния. Исследователи еще и в XIX веке противопоставляли правовые обычаи русского крестьянства римско-правовым подходам. И потом, какими путями могло осуществляться такое влияние? В непосредственный контакт с Византией вступали, все-таки, не земледельцы-славяне. Постоянно взаимодействовать с греками приходилось князьям, дружинникам и купцам. Так, может быть, имело место влияние византийского права на представителей властного эшелона Древней Руси, а уж затем, через правотворчество власти — на крестьянские обычаи? Источники, напротив, свидетельствуют о неприятии русскими византийского законодательства, особенно в вопросах регулирования собственности.В договоре Олега с Греками говорилось, что тяжбы по кражам решаются по «Русскому закону», предполагавшему штраф в размере тройной стоимости украденной вещи. Но это до принятия христианства, а после? Князь Владимир под влиянием священнослужителей начал было карать смертью за воровство, но вскоре восстановил штрафы. Таким образом, не приходится говорить о рецепции византийского права в законотворчестве Древней Руси. В. В. БАБАШКИН — У меня два вопроса. Первый — о принципиальной разнице в отношении к собственности в менталитете крестьянства и дворянства, явственно проявившейся на рубеже веков. Не могли бы Вы это объяснить? И второй вопрос — о естественности тягла для крестьянского менталитета. Это действительно было так? О. Ю. ЯХШИЯН — На мой взгляд, действительно, где-то к концу XVIII века фактически свершился социокультурный раскол российского общества. В среде господствующего класса прижились и культивировались ценностные ориентации, чуждые традиционным, тем, которых продолжали придерживаться крестьяне. Очень показательна тенденция, связанная с отношением дворянства к собственности: утверждение майората, разведение собственности и службы с переходом к необязательности последней, приватизация владельческих прав на крестьян и на землю, требование возмездности государственного вмешательства в дворянскую собственность и т.п. Нечего и говорить, что крестьянские представления о собственности в целом и о характере помещичьих прав, в частности, соответствующей эволюции не претерпели. В новых правовых, идейных и психологических условиях сменилось несколько поколений российского дворянства. Этого вполне достаточно для изменения существенных аспектов ментальности данного слоя. Задайтесь, например, вопросом f ментальности представителей господствующего класса, принимавших участие в подготовке «великой реформы» 1861 года. Вы обнаружите чисто европейские представления о собственности^ Конечно, надо делать скидку на понятное обострение классового чувства. Й факт качественного изменения ментальности господствующего класса за послепетровский период сомнений не вызывает. Равно как и факт сохранявшейся приверженности крестьянства традиционной системе представлений и традиционному образу жизни.
Вопрос о естественности тягла. Естественным и органичным было представление i том, что каждое сословие служит государству по-своему, и тягло — способ крестьянское служения. В нем смысл и оправдание крестьянского хозяйствования: кормить Россию, кор мить Власть как необходимое для «держания» России социально-групповое образована трудиться, выполняя те или иные требования Власти. Тягло было органично в условк 376
синкретизма власти и собственности, государственного и частного. Подтверждение этому в докладе содержится. Там, в частности, говорится о нормообразующей роли принципа необходимости тягла в обычном крестьянском праве. Это значит, что само тягло формировалось как обычай, как потребность, ощущавшаяся самим крестьянством. Община продемонстрировала такую предрасположенность к тяглу, общинные механизмы оказались столь приспособленными к тяглу, что в свое время Б. Н. Чичерин выдвинул концепцию о насаждении общинной формы организации крестьянства самой Властью в тягловых целях. И потом, в ряде докладов, представленных на конференции, акцентируется мысль об изначальной ментальной интегрированности крестьянства в государственную общность. А ведь это положение включает в себя как составную часть идею о естественности тягла для менталитета русских крестьян. Обсуждение доклада Д. Рэнсела «"Старые младенцы" в русской деревне» Л. Н. ВДОВИНА — Не кажется ли Вам, что есть неисчерпаемые возможности для объяснения тех демографических проблем, которые Вы поднимаете, с точки зрения православного вероисповедания? Ведь женщина объясняла во многом трагедию потери ребенка: бог дал — бог взял. Это одно объяснение. И второе объяснение: младенцы — это ангелы.Это понимание, мне кажется, объясняет очень многое. Вы не согласны? Д. РЭНСЕЛ — Мы встречаем такое объяснение везде, и у современных женщин, которых мы опрашивали, у всех есть такое объяснение. Я писал об этом в докладе. О. Г. БУХОВЕЦ — В докладе Вы пишете о том несовпадении в подходе, который отмечался у врачей и у жителей деревни в отношении смертей младенцев. «Доктора и другие городские наблюдатели имели неглубокое понимание обязанностей деревенских женщин, которые вынуждали их порой корове больше уделять внимания, чем ребенку». Здесь, конечно, несовпадение культурных матриц. Вы, конструируя это, конечно, интересовались, а каково было количественное соотношение среди профессионалов-медиков тех, кто понимал крестьянское отношение к смерти, и тех, кто, как городской житель, не понимал. Пытались ли Вы проследить описания врачей по этой проблеме? В. П. ДАНИЛОВ — Учитывали ли Вы в своем исследовании то, что врачи, которые делали эти записи понимали или не понимали деревенский образ мыслей, деревенскую ментальность. Д. РЭНСЕЛ — Как это можно измерить? Были те, кто с большим сочувствием относились к крестьянским женщинам. Но большинство просто с ужасом смотрели на поведение крестьянок в отношении детей. Они думали, что эти дети почти брошены. Конечно, это можно было объяснить тем, что во время летней страды всем надо было работать в поле. Эти врачи были действительно очень образованные люди, их можно даже сравнивать с городскими западными профессионалами, и для них крестьянский мир был чем-то очень странным., Может быть, это было не у всех, но у большинства. Таково мое мнение. Г. Е. КОРНИЛОВ — Профессор Рэнсел, правомерно ли употребление Вами термина «демографическая революция» в отношении России конца XIX — начала XX века? Мне кажется более правомерным употребление термина «демографический переход». Каковы хронологические рамки этого демографического перехода в России? Д. РЭНСЕЛ — Я с Вами согласен. Просто я читал внигу Вишневского под названием «Демографическая революция» и думал, что здесь принято именно так говорить. Конечно, это переход. У нас это так и называется — «demographic transition». Это подчеркивает процесс.
377
Г. Е. КОРНИЛОВ — Считаете ли Вы, что этот демографический переход начинается в России с начала века? Д. РЭНСЕЛ — Да, считаю. Но до конца этого перехода еще далеко. Снижение смертности началось еще до конца прошлого века. A. В. ГОРДОН — Уважаемый коллега, Вы во время своих иссле регулирования рождаемости и предупреждения нежелательной беременности? Не помню, в Вашем докладе или в каком-то другом прозвучала мысль о том, что не было таких способов, но я располагаю другими материалами. Д. РЭНСЕЛ — Я не хотел сказать, что таких способов не было в России. У всех женщин такие знания были. Например, они знали, что долгое кормление грудью защищает от нежелательной беременности, и они это использовали. И еще я не знаю точно, сколько, но часть этих женщин использовали способ прерывания коитуса. У старых женщин мы узнали, что после войны были разрешены аборты, хотя раньше отношение к ним было отрица-тельным.Но случаев скрытых абортов в деревнях было много. Обсуждение доклада В. В. Кондрашина «Голод в крестьянском менталитете»
Д. ИБРАГИМОВА — Каково содержание анкеты, по которой опрашивались жители Поволжья? Каким образом отбирались субъекты воспоминаний, поскольку прошло более 60 лет? B. В. КОНДРАШИН — Этот источник я не рассматриваю как единственно достовер Методика опроса была такая. Анкетирование и запись разговора на магнитофонную ленту проводились с каждым конкретным человеком изолированно от остальных, по одним и тем же вопросам. Ответы анализировались в комплексе. Думается, что если в деревне опрошены 10—15 человек — старожилов и из них десять указывают, что в 1932—1933 годах в этом населенном пункте и соседних был голод, причиной его стало то, что государство вывезло хлеб, дело доходило до людоедства и т. д. — этому можно верить. Анкеты заверялись печатью сельского совета и подписью давшего интервью очевидца. Что касается субъективности. Конечно, она присутствует. Но в субъективных оценках очевидцев все-таки можно найти рациональное зерно. Если 10 человек говорят одно и то же, этому можно верить и данный источник вполне достоверный. Особенно, если это касается фольклора. Ведь частушки, пословицы, поговорки в разных деревнях примерно одного и того же смыслового содержания. Другое дело, когда они появились, на сколько лет позднее? Думается, что они появились в тридцатые-сороковые годы, так сказать «по свежим следам». Например, такие: «Дранку, барду, кукурузу Советскому Союзу, а рожь, пшеницу отправили заграницу», «Когда Ленин умирал, Сталину наказывал, крестьянам хлеба не давать и деньги не показывать». Подобного рода пословицы и поговорки отложились и сохранились в народной памяти. Фольклор — это зеркало крестьянского менталитета. Это очень хороший источник. И если его возможно восстановить с помощью такой, или другой методики, это необходимо делать незамедлительно. Очевидцы исторических событий эпохи революций, гражданской войны, двадцатых-тридцатых годов уходят. 378
М. А. РАХМАТУЛИН — Мне показалось, что Вы придаете решающее значение при определении менталитета крестьянства, в частности, пословицам и поговоркам. Учитываете ли Вы при этом ситуативность возникновения такого рода фольклора? Это во-первых. И, во-вторых, постулируемым в них сентенциям всегда можно найти противоположные. Говоря об отношении крестьян к труду, Вы в качестве примера приводили пословицы. Но здесь я Вам тоже могу привести очень распространенную среди крестьян пословицу, что «работа не волк и в лес не убежит». Можно ли на основе таких фольклорных данных так твердо выводить мнение о менталитете крестьянства? В. В. КОНДРАШИН — Конечно, нельзя. Фольклор не исчерпывает всех источников по крестьянскому менталитету. Но это очень важный источник. И я его, еще раз повторяю, не абсолютизирую. Действительно, народных пословиц, свидетельствующих о недобросовестном отношении крестьян к труду предостаточно, но доминирующим фактором все-таки было трудолюбие. Оно всегда преобладало над ленью. Если фольклорные источники использовать в комплексе с другими, то станет очевидным, что фольклор, как правило, не обманывает. Народная оценка событий не намного расходится с истиной. Это мое глубокое убеждение. Конечно все пословицы ситуативны и т. д. Но если берется большой регион, разные деревни, в разных районах и выясняется, что везде примерно один и тот же фольклор, что же, этому не придавать значения? А если эти оценки подтверждаются еще и архивными документами? Я не замыкаюсь на этом источнике. Я просто считаю, что он очень важен и необходим при изучении крестьянского менталитета. И. Е. ЗЕЛЕНИН — Вы делаете один побочный вывод, но принципиального характера. И я прошу Вас ответить, насколько он подкреплен аргументами. Это вывод, что голод 1932—1933 гг. завершил 1000-летнюю историю русского крестьянства. Крестьянство как бы прекратило свое существование и прекратилось всякое его сопротивление. Вы эти выводы сделали только на основании материалов по 1932—1933 гг., или Вы как-то пытались проследить, проанализировать и последующие события? В. В. КОНДРАШИН — Я, может быть, допустил ошибку, не акцентировав должным образом во вступительном слове, что доклад был написан не о голоде в истории России (в том числе голоде 1932—1933 годов), а о голоде в крестьянском менталитете в истории России. Поэтому Ваш вопрос скорее на другую, конкретно-историческую тему. Тем не менее, если говорить о голое 1932—1933 годов, то хорошо известно, что он был неразрывно связан с насильственной коллективизацией. Именно в период коллективизации «Рубикон» был перейден. Обратного пути в крестьянскую Россию с господством мелкого, единоличного, натурально-потребительского хозяйства уже не было. Я не писал, что в период голода погибло крестьянство. Речь идет о том, что коллективизация и голод 1932—1933 годов стали переломным моментом в тысячелетней истории традиционной крестьянской России, когда ей был нанесен смертельный удар с точки зрения ее исторической перспективы. Но это не значит, что именно в 1932—1933 годах в России перестало существовать само крестьянство. Во все времена крестьяне боялись голода, старались избежать его и отчаянно боролись всеми средствами за выживание, сохранение своего хозяйства. Вспомним крестьянское движение периода гражданской войны, накануне голода 1921—1922 годов («чапанка», «вилочное восстание», «зеленое движение», «антоновщина»). Массовым крестьянское движение было и в годы сплошной коллективизации. Оно было жестоко подавлено. Именно в ходе насильственной коллективизации крестьянству ломают хребет, разрушают традиционный образ жизни, ставят на колени, обрекают на мучительный голод. После 1932 года вряд ли можно говорить о крестьянском движении как факторе общественно-политической жизни страны. Вот здесь и можно увидеть некий символ исторического перелома в истории крестьянской России. 379
И. Е. ЗЕЛЕНИН — Но голод все-таки не все крестьянство охватил, а только часть. В. В. КОНДРАШИН — Я говорю о тенденции, о главном — что перелом наступил и наступил в основных, определяющих сельскохозяйственное производство, регионах страны. ВОПРОС ИЗ ЗАЛА — Виктор Викторович, профессор Хок тоже использует термин «голод», «голодание», пишет о хроническом недоедании и, насколько я понимаю, он вкладывает иное понимание в трактовку этих терминов. Отсюда различные методики исследования этой проблемы. П. Сорокин в 1922 г. дал определение голода. Насколько же продвинулась наша историография, наши представления о голоде по сравнению с работами П.Сорокина. В. В. КОНДРАШИН — Могу сказать, что я поддерживаю основные идеи П.Сорокина. История свидетельствует, что возникновение коммунистической идеологии, т. е. уравнительной, коммунистического движения, связано с бедностью. В России, такой огромной крестьянской стране, победили коммунисты. Почему? Кто осуществлял коммунистический эксперимент в деревне и каким образом? П.Сорокин отмечал, что все это было не случайным и было связано с материальным положением населения. Что касается современной историографии, то в последнее время и ранее опубликовано достаточно работ на эту тему. В теоретическом отношении, что считать голодом? Здесь я могу поспорить с уважаемым профессором Хоком. В дореволюционной России, конечно, не наблюдался какой-то беспрерывный сплошной голод, охватывающий всю страну. Но то, что большие зерновые районы в результате неблагоприятных климатических условий, развития рыночных отношений и других причин оказались в очень тяжелом положении — это факт. На этот счет имеется достаточно источников и вполне достоверных. Другое дело, когда речь идет о статистике. Здесь, безусловно, нужно все смотреть и проверять. Если заглянуть в различные энциклопедии и энциклопедические словари, работы историков, то там говорится и об «абсолютном голоде», и об «относительном», о «хроническом недоедании». Некоторые считают, что хроническое недоедание — это и есть голод, другие, что голод — это когда налицо массовая смертность населения, а хроническое недоедание еще не голод и т.п. Моя точка зрения такова, что о голоде как факторе исторического прошлого России можно говорить лишь тогда, когда установлено, что в то время голодало огромное количество населения, по крайней мере отдельные районы страны, в эпицентре непосредственно от голода и вызванных им болезней умирали люди, массовой была смертность на этой цочве детей и стариков. О хроническом недоедании можно судить по распространению болезней, связанных с плохим питанием. Например, в дореволюционном Поволжье, в национальных районах деревня была очень бедной, и земская статистика зафиксировала распространение там болезней подобного рода (большое количество-рахитичных детей и т. д.). Обсуждение доклада Л. Н. Вдовиной «Крестьянское понимание права на землю eXVIIIe. (по материалам челобитных монастырских крестьян)»
Л. Н. ВДОВИНА — излагает основное содержание доклада. Обсуждение доклада Е. Н. Марасиновой «Вотчинник или помещик? Эпистолярные источники о психологии российского Дворянина землевладельца второй половины XVIII в.»
380
В. П. ДАНИЛОВ — В ментальности русского дворянства рассматриваемого времени сохранилась какая-то традиция единственного оправдания своего положения обязанностью военной службы: участие в войне, смерть на войне? Е. Н. МАРАСИНОВА — Нужно сказать вообще о сложности мотивационной структуры личности. Конечно, они не сводили смысл своей социальной реализации только к военной службе, не менее почетна и не менее престижна была служба гражданская. Но в это же время появляются, причем, на мой взгляд, в пределах одной личности, не исключая чи-новно-бюрократических ориентации, и стремления к внутренней самореализации. Так появляется одновременно крупный государственный деятель, статс-секретарь, и поэт в одном лице, я имею в виду Державина. Но, что касается аграрного развития России, то здесь роль дворянина как землевладельца* призванного обеспечить процветание хозяйства, была минимальной в плане ее осознания. Даже больше было ответственности как душевладельца, но менее как владельца земли. А. П. КОРЕЛИН — В Вашем докладе использован очень большой объем эпистолярного материала, но достаточно ли писем для аргументации Ваших положений? Е. Н. МАРАСИНОВА — В докладе специфика источниковой базы была подробно оговорена. Да, действительно, я основываюсь на источниках, вышедших из среды дворянской элиты. Но что мы понимаем под этой элитой? Я думаю, это даже не элита, а конгломерат элит. Мы можем здесь говорить об аристократии чина, т.е. дворянства, которое было приближено ко двору, можем говорить о родовой аристократии, которая была удалена от двора, но, тем не менее, хранила родовую фамильную гордость. Мы можем говорить, наконец, об аристократии духа, я настаиваю на этом термине, потому что среди этой, может быть, не четко ограниченной социальной группы могло не быть и родовых дворян, могло не быть и представителей сановной знати, но, тем не менее, мощное интеллектуальное начало в этой среде уже зародилось и формировало именно интеллектуальную аристократию дворянства. Они отражали наиболее мощную и характеризующую лицо этого сословия направленность развития сознания, это именно и была та самая группа, говоря словами Белинского, в среде которой совершалось историческое развитие России. Э. ВЕРНЕР — Я прочитал Ваш доклад с большим интересом. Вы постоянно используете в докладе термин «феодал», почему? Мне кажется, что суть Вашего доклада входит в реальное противоречие с значением термина «феодал». Е. Н. МАРАСИНОВА — Если мы будем говорить конкретно об этом понятии, то мы выйдем вообще на проблему понимания феодализма и на вопрос о многовариантности феодализма. Если мы будем брать понятия «феодал» или «аристократия» в том значении, в каком они фигурируют, скажем, для средневековья западноевропейского образца, то тогда, конечно, мы должны корректировать эти понятия применительно к России. Но в моем контексте и в понятие «аристократия», и в понятие «феодал» я вкладываю значение, скажем, более изолированно русское и работающее на русском материале, не вдаваясь в проблемы сравнительного анализа и собственно социологического наполнения этих понятий для русского материала. Скажем, это более описательно-эмоциональные термины, в какой-то степени синонимичные понятию дворянства российского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|