Изменение менталитета крестьян в девятнадца1 ом веке? 4 глава
Л. Г. ГОРИЧЕВА — В середине XVIII века образовались экономические общества и они просуществовали до 1918 г., были основой экономических изысканий и полевых работ. Таким образом, это были первые импульсы культурного земледелия. Е. Н. МАРАСИНОВА — Да, безусловно, я отмечала уже, что это период образования достаточно мощного, гуманитарно образованного слоя в среде дворянства, связанный с веком русского Просвещения, когда в среде российского господствующего сословия возникает стремление к просвещенному культурному хозяйствованию, обмену опытом. Но эта тен- 381
денция охватила главным образом образованную верхушку дворянства. И, второе, она ни в коей мере не противоречила устремленности и направленности социальной реализации дворянина именно в сфере императорской государственной службы, и уже вторично его реализации и самореализации как владельца земли и поместья. Д. ФИЛД — Мне кажется, что Ваша методика, то есть контент-анализ выборки писем является очень перспективной, судя по тексту Вашего доклада. Я желал бы знать, на каком основании сделанаэта выборка из массы в 3000 писем. Е. Н. МАРАСИНОВА — В работе привлечены опубликованные письма. Каждый ав-ишр, эпистолярный комплекс которого привлечен к контент-анализу, имел право высказаться ровно столько раз, сколько и другие авторы. Комплекс, который был обработан с помощью методики контент-анализа, это 2000 писем, 50 авторе® по 40 писем. Но в целом привлечен материал около 3000 писем и количество авторов больше.
* * * Л. В. МИЛОВ — Я хотел бы сказать по поводу докладов Марасиновой и Вдовиной. Здесь поднимался вопрос о том, что эпистолярное наследие, представляющее дворянскую элиту, является с точки зрения репрезентативности не таким уж твердым основанием. Это перекликается с вопросом об организации в XVIII веке Вольного экономического общества и вопросами профессионального отношения к земельной собственности, ведению хозяйства дворян. Несколько лет тому назад я занимался фигурой А. Т. Болотова. И наткнулся в его наследии на грустные слова, обращенные к ученому секретарю ВЭО Нартову. Это самый конец 90-х годов XVIII века. Он пишет о своем полном разочаровании в работе ВЭО. Болотов говорит, что он в течение десяти лет, как проклятый, издавал журнал, посвященный вопросам сельского хозяйства и домоводства. И никакого отклика. Ни один русский помещик никакого интереса к деятельности общества не проявил.
И второй момент. Это личное отношение, сложившееся у самого Болотова к ВЭО. Дело в том, что я нашел новое сочинение Болотова. Это трехтомное издание, которое называется «Деревенское зеркало или общенародная книжка». Это издание вышло в конце XVIII века анонимно и использовалось учеными как некое анонимное произведение. Я установил, что это Болотов. Эта работа была премирована ВЭО. Ей присудили золотую медаль, большую денежную премию и т. д. Но, как всегда, конкурс был анонимный.Когда раскрыли конверт и прочитали наставление авторам, то оказалось, что автор распорядился все награды передать академику Севергину. 1Эю> "обстоятельство заставило меня еще раз проработать все вопросы, связанные с атрибуцией этого произведения Болотову. Я пришел к выводу, что сам Болотов был уже настолько равнодушен к этим деятелям, которые заседали в Петербурге, что даже не приехал, не проявил никакого интереса, и вообще поручил получить награду своему знакомому, ученому секретарю ВЭО, каковым в тот период был академик Севергин. Вот вам реальная картина. Это доказывает хозяйственную инертность помещичьей массы, причем не элиты, а вообще в целом помещичьего сословия к вопросам, связанным с ведением хозяйства.
В «Деревенском зеркале» и в ряде других сочинений Болотов выдвигает очень интересные идеи, связанные с тем, что дворянство вообще ждет гибель, это абсолютно безнадежный класс, не умеющий хозяйствовать, что скоро на их место придут купцы, предприниматели, интеллигенция и т. д., и это чувствовал человек, писавший в XVIII веке. Единственный выход в поддержании помещичьих имений — это хороший профессиональный 382
управитель. Поэтому в книжке «ДеревенЕЬбФе зеркало», а ш&теваваяена. как популярное сочинение, обращенное к народу, главный герой — управитель дворянского иксенмя, некий Правдинин: образцовый приказчик — знающий, добрый, требовательный шт. д. Вот такая была ситуация с дворянами. Что касается доклада Л. Н. Вдовиной, в работе факты собраны, я считаю, сенсационные, и не с точки зрения возможности анализа крестьянской ментальности, а с точки зрения характера и эволюции русской общины. Ведь речь идет о том, что в нашей марксистской историографии затвержен тезшг о тощ что русская соседская община — это марка, чуть видоизмененная и т. д. Но марка — это союз землевладельцев, союз земельных собственников. В марке — это полярность: «общее» и «особенное», то есть «общее» и «частное». Она выражается в том, что есть ager publicus и есть двор, усадьба, которая является неприкосновенной личной собственностью, которая не подлежит никаким вторжениям. А что мы видим в докладе Людмилы Николаевны? Крестьянские переделы покушаются на крестьянскую усадьбу, на крестьянский двор, на крестьянские строения, будь то хозяйственные или иные. То есть никакой марки нет в конце XVIII века!Это особая община, особым образом эволюционирующая и с течением времени обретавшая все большую силу общинных институтов. Д. ФИЛД — Мы находим то, о чем речь идет и в докладе О. Яхшияна о 20-х годах. Это опять благоприобретенная собственность у крестьян, которая была подвергнута переделам в 20-х годах. О. БУХОВЕЦ — Сюжеты, на которых я сейчас остановлюсь, считаю необходимым поднять именно в связи с представленными докладами общего характера, которые призваны задавать тон нашему симпозиуму. Сегодня достаточно часто затрагивалась проблема крестьянской ментальности, крестьянского сознания. Так вот, я полагаю, что и в тезисах докладов, и в полемике, которая потом начиналась, совершенно недостаточно прозвучала такая важная тема как синкретизм сознания. Для массового сознания вообще синкретизм — это важнейшая его характеристика, а для крестьянского — тем более.
Проиллюстрирую на примере двух сюжетов. А. Н. Сахаров сегодня задал трудный вопрос В. П. Данилову по поводу монархизма. Виктор Петрович, вполне обоснованно сославшись на семнадцатый год, сказал о том, что крестьянство было республикански настроено. Это бесспорно лишь отчасти: даже в XX веке крестьяне продолжали оставаться массовой опорой для некоторых превращенных форм монархизма. Превращенных в том смысле, что отношение к Ленину, а затем и к Сталину сущностно было монархическим. Что касается Сталина, то это отношение вообще феноменально: ведь, казалось бы; социально-экономическая, политическая и правовая практика сталинизма по отношению к крестьянству максимально должна была бы «освободить» деревню от монархических надежд. Но этого не произошло. Так что явление антимонархизма образца 1917 г., одномерно воспринимаемое, неизбежно приводит к заблуждению в понимании его сути. Да, в 1917 году крестьянство вследствие того, что была дискредитирована историческая царская власть, персонифицированная в Николае II, республикански высказывалось вполне искренне, а потом на протяжении 20-х гг. оно и пассивно, и активно, но все-таки было социальной массовой опорой большевистской диктатуры. Приведенный пример характеризует явление «синкретизма» во времени. Но он имеет измерение и в пространстве. Вот, в частности, мы постоянно оперируем понятием «крестьянство», забывая или же чисто ритуально ссылаясь на то, что это, мол, целый «космос», но затем оперируем с ним уже как с чем-то нераздельным, монолитным. А в действительности это мириады конкретных селений и там-то как раз синкретизм сознания максимально дает о себе знать. Могу сослаться на опыт работы с источниками по началу XX века, по периоду
383
первой революции. Там можно наблюдать, как одни и те же крестьяне, в одних и тех же документах, если анализировать их на уровне источниковой совокупности, высказывали требования, суждения, лозунги, диаметрально противоположные по своему политическому содержанию. Второй вопрос, который я хотел бы в этой связи осветить. Владимир Александрович говорил в своем докладе о такой характеристике крестьянской ментальности, как ее целостность. Но нужно постоянно помнить, что это целостность особого свойства, целостность синкретическая. Опыт нашего симпозиума говорит о том, что такие твердо существующие в нашем сознании понятия, как крестьянство, национальный характер, — они именно прочные, твердые, но вместе с тем и смутные. В. В. БАБАШКИН - Я заметил, что участники подобных мероприятий часто задают вопросы с единственной целью сравнить ответ со своим собственным вариантом — в лучшем случае, чтобы что-то для себя уточнить и добавить; в худшем, чтобы с раздражением констатировать несовпадение. У менясегодня в ряде случаев возникала потребность задать вопрос, но у докладчиков и без меня хватало работы. Поэтому хочу коротко поделиться своими соображениям по трем из этих незаданных вопросов. Предмет моего особого интереса — что и в каком виде унаследовала на социально-генетическом уровне, на уровне менталитета огромного большинства населения, Россия советская от России царской. Поэтому в докладе, представленном сегодня В. П. Даниловым, я с особым интересом читал о глубоко укорененной в менталитете российского крестьянства общинности, перешедшей в советское время, и о видении мира в логике «мы» и «они» как одной из характерных черт общинной ментальности. Вопрос: в каких формах эта особенность советских крестьян и горожан (в большинстве своем, вчерашних сельчан) находила свое проявление в нашей послереволюционной истории? Не помогло ли это, скажем, успешному развертыванию в поздненэповский период пропагандистской кампании о непосредственной военной угрозе с Запада? Может быть и «железный занавес» опустился по нашим границам очень органично — а ведь это неотъемлемое условие для установления тоталитарного режима в стране (тоже, кстати, весьма согласного с общинным, соборным мироощущением)? А если вспомнить описанные в литературе вспышки бессмысленной агрессивности в российкой деревне, находившие выход в организованных массовых драках, не проливает ли это свет в сочетании с общинным «мы-они» на то, с какой готовностью вспыхивала в городах в 30-е годы массовая ненависть к «врагам народа"? Наконец, не просуществовало ли благополучно это мировосприятие до наших дней? Вспомним, в каких терминах совсем недавно рассуждали рядовые советские граждане о партийно-государственной номенклатуре, а теперь очень часто говорят о номенклатуре демократической (мешая ее с загадочным кланом нуворишей) — разве не «мы-они"? Вот только некоторые направления размышлений, которые будит первый вопрос.
Вопрос второй у меня возник в связи с докладом Л. В. Милова, и он непосредственно связан с первым: не является ли сложная система верований, поверий, обычаев и обрядов, тесно связанная с сельской церковью и иногда называемая народной религией, важнейшей формой классового самосознания русских крестьян-общинников, осознания ими своего «мы"? Не затем ли, скажем, присутствует в этой религии черт, что только крестьянин или возвращающийся в родную деревню с царской службы солдат может его обмануть, перехитрить? Никто из «них» не может, а крестьянин может. Если это так, то стоит ли удивляться, что советский крестьянин достаточно часто проявлял эту свою способность обмануть «черта», забивая свою скотину, подлежащую коллективизации, поливая ночью кипя^ ком облагаемые налогом плодовые деревья на приусадебном участке — да мало ли? Сюда примыкает еще одна догадка, в направлении которой интересно было бы поразмыслить: 384
«их» грамотность и образованность дается большим трудом, а крестьянская сметка и ухватка дана ему природой и деревенскими университетами, и она лучше, добротнее (вспомним любимый образ Иванушки-дурачка). Здесь мы сталкиваемся с одним из проявлений кричаще двойственной, противоречивой крестьянской души, т.к. хорошо известно, что крестьяне уважали образованных, испытывали даже какое-то благоговейное чувство перед ними и в то же время в глубине души презирали их образованность. Не это ли качество крестьянской ментальности облегчило в СССР широкую пропаганду парадоксального по своей сути лозунга, что, мол «они» там, по ту сторону «железного занавеса», живут Бог знает как, а мы здесь — по уму, в лучшем и передовом обществе планеты? И еще два слова о двойственности крестьянской души. В докладе Л. В. Милова есть поразившее меня наблюдение, что в ней каким-то образом сочетаются хрестоматийное крестьянское трудолюбие и нерадивость по формуле «и так сойдет». Это кажется невероятным, но аргументировано автором очень убедительно. Если это так, то с одной стороны, это лишнее подтверждение крестьянской практичности и приспособляемости; с другой стороны, это проливает некий дополнительный свет на некоторые хорошо известные особенности советских технологий, когда дорогая импортная техника доводилась до ума кувалдой, жилец нового дома начинал с многочисленных переделок сделанного строителями и т. п. И третий мой вопрос связан с докладом Д. Филда. Доклад хорош, информативен и исчерпывает заявленную проблему, но вот какой вопрос: есть ли какие-то существенные отличия в общей трактовке самого термина «социальная история» в России и на Западе (у «нас» и у «вас»)? Надеюсь, у меня будет возможность позже обсудить этот вопрос с проф. Филдом, но сейчас я хотел бы предостеречь присутствующих от одной очень опасной, с моей точки зрения, иллюзии — от иллюзии, что мы уже широко занимаемся тем, что на Западе принято называть социальной историей. Чтобы долго не объясняться, приведу один пример. Совсем недавно на одном международном семинаре западноевропейские коллеги очень упорно предлагали нам поделиться своим опытом изучения и преподавания социальной истории. И нарвались на интересный вопрос историка партии (до недавнего прошлого — теперь, как водится, заведующего кафедрой истории Отечества): о чем вы все время говорите, история-то общества — как же она может быть не социальной? Хороший вопрос, но широкие круги историков-соотечественников, даже если они станут отчаянно спорить с этим, сильно проникнуты знаменитым «народ и партия — едины» (и истории их тождественны). Поэтому я хотел бы закончить пожеланием, чтобы наше понимание социальной истории как можно скорее перекочевывало со страниц спецлитературы в учебники для студентов и школьников. И. Н. СЛЕПНЕВ — Я с большим интересом ознакомился с докладом профессора С. Хока, и поскольку мне близки проблемы, затронутые в нем, я позволю себе остановиться в своем выступлении только на этом докладе. Хотя в докладе, казалось бы, прямо не решаются вопросы, связанные с ментальностью, но в нем затрагиваются тенденции, имевшие место во времени большой протяженности, используя термин Школы Анналов. Следовательно, речь идет как раз о тех границах, в рамках которых формировалась ментальность. Читая доклад, я попытался привлечь некоторые данные, которые профессор Хок использует только косвенно, ссылаясь, например, на исследования А. С. Нифонтова об урожайности в России во второй половине XIX века. На мой взгляд, эти данные не менее полезны, чем сведения об изменении продолжительности жизни. Здесь несколько раз упоминалось о том, что неважно, что произрастает или что и в каком объеме собирается на полях, а самое главное — что окажется в желудке. Можно согласиться с этим положением, но необходимо внести уточнения. Такая ситуация может быть более характерна для Индии, где урожай собирается два раза в год, где в случае неурожая 385
на полях можно перейти на подножный корм. Но в случае с Россией необходимо внести уточнения. Зимой в России важно не то, что находилось на далях, а то, что находится в закромах. Есть в закромах, будет и на столе, говорили крестьяне. Поэтому, на мой взгляд, данные о валовом сборе, о сборе зерна на душу населения, чрезвычайно важны. За пореформенное сорокалетие, то есть с 1860 по 1900 гг. валовые сборы зерна на надельных землях увеличились с 1,3 до 1,8 примерно на четверть, урожайность увеличилась примерно на 30%, с 29 до 39 пудов. В то же время, сельское население увеличилось более, чем на 64%, почти на 2/3. В пересчете на душу сокращение производства хлеба произошло с 23,7 пудов до 20,8 пудов, т.е. основной продукт, производимый и потребляемый крестьянами, в расчете на душу населения сокращался. И казалось бы, можно вести речь о существовании мальтузианского кризиса, о котором говорил профессор Хок. Но эти данные были бы еще более полезными, если их проанализировать на погубернском уровне. И что же оказывается в этом случае? Рост валового сбора и урожаев происходил в России, несмотря на оставшиеся почти неизменными площади зерновых. На первый взгляд, это должно свидетельствовать о преобладании тенденций к интенсификации зернового производства в крестьянском хозяйстве. Но такой вывод требует дополнительной проверки. Почему? Дело в том, что в России было две тенденции. Несмотря на то, что в общем территория пашни не изменялась, происходило изменение пашни по отдельным районам. Можно выделить два основных региона: район, в котором зерновые посевы сокращались, и район, в котором они расширялись. Эти тенденции компенсировали друг друга, в итоге получался почти нулевой прирост. Но сокращение пашни шло в районах старопашенных, где издавна формировалось ядро российского государства, в то время, как не менее значительное увеличение происходило в районах юго-восточных, восточных и южных, то есть в районах нового земледелия. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что сокращение посевных площадей шло в основном за счет менее плодородных и малоудобных земель. В обороте оставались более плодородные земли и они давали более высокие урожаи, в то время как в районах с расширявшимися площадями включались в оборот более плодородные пашни, что также давало увеличение урожайности. Как было отмечено, рост урожайности и валовых сборов не смогли уравновесить тенденцию к снижению среднедушевого производства зерна из-за более быстрого прироста населения. Но снижение подушевых сборов происходило неповсеместно. Существовала тенденция к разделению зерновых районов на хлебонедостающие, к которым принадлежали старопашенные западные, северные и центральные районы, где была большая урожайность, и вторая группа — районы хлебоизбыточные, то есть южные, юго-восточные и восточные с относительно низкой урожайностью и преобладанием экстенсивных способов ведения сельского хозяйства. Т.е. происходил рост доли в товарном производстве зерна, производимого крестьянскими хозяйствами, ведущими экстенсивное зерновое хозяйство и в большей мере подверженными неблагоприятным природным условиям. Поэтому изменение природных условий — засуха, градобитие, морозы, ранние и поздние холода — уменьшали урожай и действовали потрясающе на всю российскую экономику. Эти потрясения особенно ярко видны по колебаниям зернового экспорта России, который, если представить его графиком, представлял целую цепь пиков и резких спадов. Профессор Хок высказал сомнение в том, что высокий прирост населения не был вреден для экономического развития, то есть рост населения не препятствовал экономическому развитию. Действительно, исследованиями земских статистиков было выявлено, что наиболее высокая урожайность, наиболее интенсивное сельскохозяйственное производство велось в районах с наибольшей плотностью населения. Высокий рост населения обеспечи- 386
вал и потребности промышленности в рабочей силе, способствовал индустриальному развитию России. В устном выступлении профессора Хока была высказана мысль о том, что преставления о массовой смертности являются необоснованными. Думаю что это действительно так. Данные статистики свидетельствуют, что в России происходил непрерывный рост населения. В работах А. М. Анфимова приводятся сведения о том, какое влияние оказал неурожайный 1891 год на прирост населения в России. В 1892 г. в России зафиксирован прирост населения, но темпы его замедлились, причем на весьма значительную цифру — 5,5%, 654 тыс.чел. И в заключение. Мне кажется, что при характеристике уровня жизни нельзя исходить только из показателей роста продолжительности жизни. Происходило снижение производства зерна на душу населения. Но в то же время происходил и рост населения. Как выйти из этой, казалось бы, неразрешимой ситуации? Необходимы сравнительные исторические исследования с другими странами и прежде всего со странами Западной Европы, где также были неурожаи. М. А. РАХМАТУЛИН — Должен сказать, что я не хотел уступать» поскольку считаю, что реализовался в своих вопросах, на большую часть которых так и не получил ясного и четкого ответа. Мне очень понравилось выступление В. Бабашкина, особенно его последнее предостережение, чтобы у нас не создавалась иллюзия того, что мы вплотную приступили к изучению социальной истории. Я бы, пожалуй, предупредил собравшихся о второй опасности, которая, мне кажется, нам грозит, — от новой идеологизированности подхода в изучении всех этих проблем под новым термином «ментальность». К сожалению, ведь мы так для себя и не решили, что же это такое. В перерыве я опросил семь человек, и не встретил ни одного совпадающего ответа в понимании этого термина. Более того, никто не мог сказать, есть ли различие и правомерно ли употребление двух понятий — «ментальность» и «менталитет». Почему я говорю об опасности новой идеологизации? Дело в том, что одно время мы упорно приписывали крестьянству наличие у него теоретически осознанного уровня сознания, т.е. идеологии. (Из зала: при классовом подходе). Да, при классовом подходе. Потом приглушенно, а потом все более смело начали говорить о социальной психологии, предполагающей мировосприятие крестьянина на эмоциональном уровне. Но это «нехорошо» по отношению к русскому крестьянству, которое всегда «отличалось» от всех остальных крестьян мира. Это — «особенность» нашего российского крестьянства. И вот здесь-то появляется спасительный термин «ментальность», под которую мы подводим все позитивное, но забываем, во-первых, о его общественной инертности, о косности его мышления, о его изолированности от внешнего мира, о его упорном желании делить мир на «мы» и «они». А еще более страшное — о его упорной приверженности к знаменитому нашему российскому «авось», что ведет к социальной пассивности. И здесь мне бы хотелось отметить колоссальную отрицательную роль православной церкви, две идеи которой — идея непротивления и идея смирения — сыграли отрицательную роль в становлении гражданского общества в России, в том числе и крестьянства. Эти мои соображения, может быть, позволят откорректировать несколько идеализированный подход в обрисовке нашего российского крестьянства. Теперь мне хотелось бы сказать о трех докладах. О докладе С. Хока я говорить не буду, поскольку его подробно разобрал предыдущий выступающий. Хочу только сказать, что статья С. Хока будет предметом рассмотрения на редколлегии журнала «Отечественная история». Я ее внимательно прочитал и могу отметить совершенно нетрадиционный для нашей историографии подход, оригинальность выводов, поэтому к этой статье у меня бес- 387
спорно положительное отношение, хотя в каких-то частностях, в том числе, скажем, с приложением теории Мальтуса к российской действительности, я согласиться не могу. Мне кажется, здесь автор не совсем пока убедителен. (А. П. Корелин: это статья спорная, очень спорная, и этим-то как раз она и хороша...). Да, она спорная. Но здесь нет ничего плохого, поскольку это способствует решению проблемы. Теперь в отношении темы о голоде. Капитальное использование при исследовании такого рода тем в качестве решающего аргумента материалов паремиографии, в том числе пословиц и поговорок, не совсем оправдано. Абсолютно правы те исследователи, которые утверждают, что, обращаясь к пословицам и поговоркам, можно решить все, что угодно. Это зависит только от субъективного выбора исследователя. Набор их таков, что на каждый положительный пример можно привести контрпример отрицательного характера. Поэтому паремиографический материал в лучшем случае может служить иллюстрацией, либо нужно найти такую методику анализа пословиц и поговорок, которая давала бы стопроцентную уверенность в том, что они являются именно отражением уровня сознания крестьянства на тот или иной период. Притом учтите, мы ведь в большинстве случаев не знаем времени возникновения этих поговорок и пословиц. И потом мы не знаем, по какому поводу они создавались, а ведь это существенно, без этого использовать их как исторический источник просто, на мой взгляд, некорректно. Теперь в отношении доклада Е. Н. Марасиновой. Во-первых, нужно отметить, что очень хорошо, что есть такой руководитель (я имею в виду Л. В. Милова), который нам дополнительно разъясняет важность и сущностное значение такого рода доклада. Мы много на эту тему говорили уже, но вот возникает такой вопрос. Вы все знаете, что дворянство российское делилось на разные категории: было мелкопоместное дворянство, было средне-поместное, было крупное и была элита. Смотрите, анализируются письма 40 представителей элиты, не смешивайте с крупным вотчинным дворянством, которое было в провинции, основная часть дворянства была сосредоточена в провинции. Я целиком могу согласиться с большинством выводов докладчика, если будет одно сущностное ограничение: все сказанное относится только лишь к элите дворянства, приближенного к двору. Применительно только к этому слою дворянства можно говорить о конкурентной борьбе среди дворянства в целом. Ну, скажите, какая может быть конкурентная борьба между дворянами в далекой Пензенской или Тамбовской губернии и находившимися в двух наших столицах? Мне кажется, что все это требует уточнения. 388
ИЮНЯ 1994 г. ДЕНЬ ВТОРОЙ
Утреннее заседание. Председательствует В. П. ДАНИЛОВ. Обсуждение доклада Т.Эммонса (США) «Проблемы сщиалъной^ттеграции ("Слияние сословий " в русском земстве)»
В. П. ДАНИЛОВ — Попытки создания всесословного земства в начале XX века были уже запоздалыми. А в 70—80-х годах, когда начиналось создание земской организации, была еще возможность преодолеть глубокое противостояние, или это было изначально невозможно в силу противоположности ментальности крестьянской и удивительно эгоистичной и не умной ментальности господствующих классов России? Т. ЭММОНС — В докладе я привожу размышления Александра Корнилова об убийстве Александра II, свидетелем которого он чуть не стал, будучи тогда студентом Петербургского университета.Он считал, когда писал свои мемуары в конце 1917 — начале 1918 гг., что если бы не было убийства царя, то проекты Лорис-Меликова в области крестьянского вопроса и земского самоуправления осуществились бы, и земское самоуправление получило бы нужный фундамент в форме мелких земских единиц для процесса социальной щ§-теграции.Он считал, что тогда это было еще не поздно. В. П. ДАНИЛОВ — Само суждение Корнилова — хорошее подтверждение того, что и здесь представители интеллигенции оказались слишком недалекими и слишком эгоистичными, чтобы судьбу такой страны решать в зависимости от этого злосчастного покушения. Т. ЭММОНС -— Об этом можно, конечно, поспорить, но то, что было поздно в начале века, т.е. накануне 1 Мировой войны, это точно. Интересно просто, что хорошо информированный современник был того же мнения. И. Н. СЛЕПНЕВ — Насколько была эффективна земская медицина и санитария, способствовала ли она уменьшению смертности среди населения? Т.ЭММОНС — Я не специалист по этой части и больше того, что было сказано при обсуждении вчера, я не могу добавить. Ю. Г. АЛЕКСАНДРОВ — В свете Вашего опыта изучения земских органов как сословных институтов, как Вы оценили бы перспективы того движения, которое наметилось сейчас в России по возрождению института земства? Т. ЭММОНС — О современном движении я очень мало знаю, я слышал, конечно, об этом. Насколько можно соединить в каком-то смысле, хотя бы культурном, земское прошлое и современные нужды, я представления не имею. Л. А. ТУЛЬЦЕВА — Сейчас были противопоставлены культура дворянская и культура крестьянская. Мне кажется, была все-таки существенная разница между культурой дворян городских и дворян сельских. Быт в плане ментальном, на очень тонком уровне национального самосознания, сельских дворян мало отличался от крестьянского быта. Т. ЭММОНС — Во-первых, конечно, в рамках такого доклада или, даже можно сказать, тезисов доклада, тенденция к абсолютизации неизбежна. И, во-вторых, я в докладе сказал, что в 389
глазах крестьян, в масштабе всей страны, городская, дворянская, официальная культуры, — это все одно. Дворянская культура — это не что-то отдельное от городской культуры, от городского быта и мира. B. В. БАБАШКИН — Я впервые встретил такую трактовку сталинской политики как И вторая часть вопроса: как Вы рассматриваете в этой общей связи социальную интеграцию, которая складывалась во время сталинского правления?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|