Изменение менталитета крестьян в девятнадца1 ом веке? 5 глава
Т. ЭММОНС — Вы, конечно, правы. Надо было сказать, что проблема двух культур была не снята, а завершена, я бы сказал, в 30-е годы. Этот процесс начался даже до революции, зашел далеко во время революции и гражданской войны. Это процесс длительный, конечно, но завершение он получил как раз в связи с огромными перетасовками 30-х годов. Л. Г. ЗАХАРОВА — Какую роль сыграло в истории земства консервативное направление правительственной политики, пересмотр реформ, ставка на контрреформы? Насколько в политике правительства учитывалось настроение крестьянства, его мироощущение, то, что мы сейчас называем менталитетом? Т. ЭММОНС — Ответить на второй вопрос Ларисы Георгиевны я сейчас не способен. У меня мало фактов. Мне кажется, что правительство мало обращало внимания на эту сторону крестьянской деятельности. В каком-то смысле подтверждением этого является книга американского историка Вчисла и две книги Джорджа Ени о крестьянской политике правительства. Что касается роли правительственной политики в отношении тех структур, которые были оставлены в преобразованном виде реформой, роль государства была огромна, особенно начиная с 1881 г. Государство активно защищало общину вплоть до 1905 года. Это была официальная политика, связанная с идеей народной монархии. И эта идея просуществовала в верхах государства до выборов в I Думу, которые были для представителей этой политики большим разочарованием, когда крестьяне голосовали не за консерваторов, а за оппозицию. Тогда произошло разрушение этой политики народной монархии. Обсуждение доклада В. Л. Дьячкова, С. А. Есикова, В. В. Канищева, Л. Г. Протасова «Крестьяне и власть. (Опыт регионального изучения.)»
Д. ФИЛД — В тексте доклада есть материал о том, как после 1917-го года в процессе «черного передела» тамбовские общины легко справлялись с распределением помещичьих земель. Это интересное наблюдение, потому что в других районах отмечается очень острая борьба не только внутри общины, но в основном между коренными крестьянами и, например, бывшими солдатами, бывшими отходниками. И такая же борьба, даже еще более острая, шла между соседними общинами, потому что не было ясно, какая община имела право на земли вчерашнего помещика. Как оказалось, что тамбовцы так легко справлялись с этой задачей? C. А. ЕСИКОВ — Определенную роль сыграло распоряжение от 13 сентября 1917 го В. П. ДАНИЛОВ — У меня вопрос в связи со вчерашним спором о крушении наивного монархизма в крестьянском менталитете в эпоху революции. Насколько прочно произошел крах этого наивного монархизма, утвердились республиканские представления в кре- 390
стьянской среде? Как Вы смотрите на личность Антонова в период его наибольшего взлета, когда он оказался вождем крестьянского восстания, охватившего огромные территории? С.А.ЕСИКОВ — К этому времени уже не было крестьянского монархизма. Если говорить о вождях, взять того же Антонова, сам он не был крестьянином. Если говорить о их программе, в Вашем вчерашнем докладе было о том, что равенство предоставляется всем, кроме Романовых. Судя по восстаниям 1918-1919 г., тем, что предшествовали Антонову, то сами крестьяне (судя по тамбовским материалам) не поднимали таких монархических выступлений.Если и были такие факты, то это под чьим-то влиянием. B. П. ДАНИЛОВ — Это были определенные республиканские демократические пози
С.А.ЕСИКОВ-Да. И. Е. ВОЛКОВ — В письменном тексте Вашего доклада указывается, что коллективизация деревни Вашего региона была осуществлена, наряду с прочими методами, путем организации голода. Как голод мог оказать свое воздействие на коллективизацию? Этот метод коллективизации Ваша группа считает особенностью Вашего региона, или он в то же время осуществлялся и повсеместно? C. А. ЕСИКОВ — В докладе об этом нет. Но мы считаем, что это был общесоветский Обсуждение доклада М. Л. Безнина и Т. М. Димони «Крестьянство и власть в России в конце 1930— 1950-е годы»
Л. А.ТУЛБЦЕВА — Совпадало ли количество населения, отправлявшего религиозные праздники, с численностью прихода? Т. М. ДИМОНИ — Таких подсчетов, к сожалению, нами не проводилось. В. Л. ДЬЯЧКОВ — Можно ли считать, что это было крестьянство? Я полагаю, что у нас к этому времени уже не было крестьянства. Это был сельскохозяйственный срез населения. Т. М. ДИМОНИ — В этот период, по нашему убеждению, крестьянство существовало. Сохранялся способ хозяйствования на земле и связанный с ним традиционный уклад жизни. В. П. ДАНИЛОВ _ В данном случае вопрос был не по теме доклада. И его лучше ставить в выступлении на обсуждении. Ю. Г. АЛЕКСАНДРОВ — У Вас в докладе сказано, что процесс паспортизации крестьянства завершился в 1974 году. У нас в сознании закрепилось, что паспортизация крестьянства связана с периодом Хрущева. Не могли бы Вы подробнее рассказать, как шел этот процесс. В. П. ДАНИЛОВ — Это заблуждение. Паспортизация началась только после Хрущева^ 1966 году. Т. М. ДИМОНИ — Ограничения существовали й после 1966 года. Новая паспортная система была принята в 1974 году. По ней все правовые ограничения были сняты. Ю. Г. АЛЕКСАНДРОВ — А после 1964 года либерализация шла в каком направлении? Какие шаги были предприняты? Т. М. ДИМОНИ — В моментах снятия фактических ограничений. 391
И. Е. ЗЕЛЕНИН — Когда Вы говорите о различных формах протеста крестьян, активной и пассивной, учитываете ли Вы результаты протеста? Может быть пассивный протест, а он имеет очень большой результат.
И второй вопрос. У меня сложилось впечатление, что Вы охватываете период с конца 30-х годов до середины 60-х. Насколько это правильно? Ведь там можно выделить ряд этапов. Там и период Великой Отечественной войны, о чем не говорится. Т. М. ДИМОНИ — Мы старались отметить общие черты системы «Крестьянство и Вэшжь». В 30-50-е годы XX века она менялась мало. Деление протеста на активный и пассивный достаточно условно. Чисто крестьянским протестом, без сомнения, является пассивный протест. Он, в первую очередь, и давал результаты. В частности, именно он вызвал реформы 1950-х годов. Обсуждение доклада Ю. П. Бокарева «Бунт и смирение. Крестьянский менталитет и его роль в крестьянском движении»
Д. ФИЛД — У меня очень общий вопрос. Чье мнение Вы стараетесь опровергнуть? На вчерашнем нашем заседании пензенский коллега Кондрашин мимоходом отметил хитрость крестьян как общее свойство. И я не видел никакого проявления опровержения в зале. Источники с «Повести временных лет» говорят, что иногда крестьяне бунтуют и иногда они смиряются. Я прошу пояснить Вашу таблицу, где идет корреляция между урожаем и количеством волнений в данном году. Урожай данного года собирается в октябре, а проявляется в количестве крестьянских волнений за целый год? Кто-то даже высказал мнение, что крестьяне бунтовали в ожидании неурожая. Я не понимаю Вашу цель. Ю. П. БОКАРЕВ — Ну, тут не один вопрос, а с десяток. Главный вопрос такой: зачем я написал этот доклад, поскольку все эти положения, высказанные мною, в той или иной мере высказывались уже. Скажем, коллега Кондрашин говорил о хитрости крестьянина. Но одно дело — хитрость, а другое — неадекватность восприятия действительности, когда крестьянин реагирует совершенно неожиданным образом. Это известная тютчевская фраза «умом Россию не понять». Речь идет именно о неадекватности поведения крестьянина и о причинах, которые позволяют ее объяснить. В историографии, я повторяю, высказывались только две точки зрения. Первая о том, что крестьянин — бунтарь, он постоянно воюет против самодержавия. Доклады сегодняшнего дня указывают на четкую направленность крестьянских бунтов против, скажем, советской власти, против усиления царского гнета. Но корреляция-то как раз этого и не показывает.
Второе. Есть большая группа исследователей, которая вообще считает, что крестьянин — это очень мирный человек, который руководствуется учением Христа и поэтому смиряется с любым положением. Но и это, оказывается, не так. Крестьянские вспышки, крестьянские волнения иногда проявляются неожиданно, и только в марксистской историографии мы находим попытки притянуть «за уши» эти выступления к каким-то ухудшениям социального положения крестьян. Что касается урожаев. Да, урожай, конечно, собирается осенью. В России это сентябрь-октябрь. Но и крестьянские волнения в основном приходятся на осень. Виды на урожай определяются уже,с мая. Главная-то моя задача не столько показать связь с урожайностью, сколько показать связь этих голодных бунтов с какими-то привходящими событиями. Скажем, крестьяне обвиняют кого-то в сокрытии хлеба или поджоге и т. д. 392
Л. В. МИЛOB — Вы начинаете с процедуры корреляции вариационного ряда на урожайность и числа волнений. Известно, что существует два типа показателей. Один тип это так называемые интенсивные показатели и другой тип — экстенсивные показатели. В данном случае, как же Вы расцениваете количество крестьянских движений:по степени накала, размаха? Это же совершенно разные движения. Как их можно объединить в один ряд? И потом еще коррелировать с урожайностью, которая вообще представляет собой сугубо приблизительный ряд. Это вообще не корректно, на мой взгляд. Ю. П. БОКАРЕВ — Попробуем оправдаться. Мои данные об урожайности базировались на исследовании, проведенном Географическим институтом Академии наук в 1981 году. Они собрали всю статистику и проверяли урожайность с помощью спектрального анализа по различным регионам. Это, пожалуй, лучшее, что у нас есть по статистике урожаев. Крестьянские выступления действительно различались по накалу. Низкий коэффициент урожайности показывает просто широкое распространение охваченных неурожаем местностей. И большое количество выступлений это тоже показатель экстенсивности, т.е. он показывает, насколько широко по местности распространены эти выступления. На самом деле речь идет о сравнении двух экстенсивных показателей. И. Н. СЛЕПНЕВ — Существовала ли зависимость между государственными репрессиями и крестьянскими движениями?
Ю. П. БОКАРЕВ — Да, существовала. Но респрессии не провоцировали выступления, а были ответом на них, следовали как форма усмирения бунта. И. Н. СЛЕПНЕВ — А как это действовало на крестьян окружающих деревень? Ю. П. БОКАРЕВ — По-разному. Иногда это приводило к замирению, иногда нельзя было остановить выступления с помощью репрессий. Царизм не обладал очень гибкой тактикой в отношении к подавлению крестьянских выступлений. И. Е. ЗЕЛЕНИН — Я знаю, что Вы профессионально занимались крестьянами 20-х— 30-х гг. Как эту Вашу конструкцию можно применить к этому периоду? И второй вопрос — меня очень шокировала одна формулировка Вашего доклада. Вы сейчас несколько смягчили ее. Получается, что 70-летние старания марксистской, да и не только марксистской историографии объяснить крестьянские выступления в России ухудшением положения крестьян являются ничем иным, как притягиванием теорий с Запада. Ю. П. БОКАРЕВ — Можно просто по Дружинину проследить, что именно притягивались некие факты, с тем, чтобы объяснить данное выступление, и это присутствует в очень многих наших работах. Тут, я думаю, и спорить-то не о чем. Что касается первого вопроса о применимости к 20-м годам, то я уже привел очень показательную цитату из Зощенко. Но есть и другие работы, где описывается, как выбирались председатели. Крестьян просто заставляли слушать письменное слово, а они не могли воспринимать эту речь. Потом им говорят: поднимите руки! Они поднимали руки — выбирался председатель... Тут есть определенные моменты как бы приведения большевиками крестьян к покорности путем поднятия рук, смысл которого им был вообще непонятен. В. П. ДАНИЛОВ — Во-первых, я думаю, что поскольку автор в конце концов закончил утверждением, что все были правы, постольку нет предмета для спора. Во-вторых, если вспоминать Тютчева, то подлинное звучание этой строки несколько иное:"умом Россию не обнять», а не «не понять». В отличие от России крестьянские движения умом обнять можно, а значит, можно и понять. И при вполне естественном разбросе причин, поводов, характера, продолжительности, массовости и т. д. выясняется тенденция в крестьянском движении, которая почему-то соответствует определенному направлению социально-экономического развития. И почему-то само это социально-экономическое развитие страны, оказыва- 393
ется, находится в определенной корреляции с направлением общественных движений в целом, в том числе и самых несообразных — крестьянских выступлений. Обсуждение доклада Л. Т. Сенчаковой «Приговоры и наказы 1905—1907 гг. как зеркало крестьянского менталитета
B. В.КАНИЩЕВ — Вы сказали, что крестьяне первыми включились в революцион Л. Т. СЕНЧАКОВА — Ну, второе, может быть, они и не могут, но, тем не менее, мы знаем, что XX век вошел в историю с 1902 года с этих крестьянских бунтов. Они начали то, что эхом потом разнеслось по всей стране и по всему миру. Т. ЭММОНС — Вы пишете о том, что конкретная история создания наказов и приговоров нуждается в разработке. Не считаете ли Вы, что в этом самом зеркале, особенно когда речь идет о политических и юридических требованиях, отражено лицо не столько крестьянское, сколько интеллигентское? Л. Т. СЕНЧАКОВА — Крестьяне того времени жили без радио и без телевидения. Но у них были газеты, которые они очень активно читали, хотя и были в основном неграмотными. У меня есть сведения, да и сами помещики писали, что, к сожалению, крестьяне читают только «красные» газеты. Такой термин был, мы говорим сейчас о 1905-1907 гг. И были, конечно, агитаторы самых разных политических партий и организаций, как левых, так и правых. Поэтому, что касается крестьянства даже в самых глухих местах, они, также как и современное население, очень быстро осваивали современные им термины, такие как «отчуждение», «конфискация» и пр. «Свобода слова», «свобода печати» уже входили в сознание и в менталитет населения. В приговорах все это есть. И это не противоречило крестьянскому мышлению. Почему? Потому что крестьяне никогда не подписывали те приговоры, в которых было что-то уж совсем им непонятное. Им важно было, чтобы в приговоре было то, что они хотят. И эти политические требования были им близки. Т. ЭММОНС — Но формулировка требований получается почти стандартной? Л. Т. СЕНЧАКОВА — Совершенно правильно. Эти требования спускались сверху, но очень хорошо усваивались «низами». Это была потребность времени. C. ХОК — А Вы можете представить такой приговор: «Дорогой батюшка-царь! У нас Л. Т. СЕНЧАКОВА — Конечно, были и такие обращения. В Центральном историческом архиве имеется три папки так называемых верноподданических приговоров. По Центральной России их примерно 30—40. Да, крестьяне обращаются в них к царю: «У нас все хорошо. Спасибо тебе, царь-батюшка, мы всем довольны. И вообще, надо гнать и истреблять этих крамольников, которые ходят по нашим деревням.» Но эти верноподданические приговоры подписаны: крестьяне-прихожане, или от имени крестьян подписаны каким-либо официальным лицом, не старостой, а гораздо выше, чуть-ли не губернатором. В мой анализ они не входят как не совсем соответствующие действительности — ввиду узости их а* держания и сомнительности авторства. Что касается конкретных условий принятия приговоров, то, действительно они очень мало известны, хотя в некоторых случаях есть и такая информация. Б. МИЛЛЕР — Как Вы считаете, появление такого выражения, как «Отечество» является риторическим приемом, или же это отражает подлинное чувство патриотизма с: 394
стороны крестьян? Насколько было распространено это чувство или же это является локальным явлением? Л. Т. СЕНЧАКОВА — «На пользу себе и своему дорогому Отечеству», да? Во многих приговорах они пишут, что то, что они предлагают, необходимо для процветания и благоденствия Родины. В. П. ДАНИЛОВ — Это было время общественного подъема. И то, что кому-то казалось выспренним и нелепым в более позднее время, тогда было возможно. К. Ф. ШАЦИЛЛО — Вас не смущает то обстоятельство, что в конце 1905 года тульское дворянское губернское собрание обратилось к царю с аналогичной просьбой: «Царь-батюшка, возьми часть нашей земли и отдай крестьянам. Пусть они сами ею владеют?» В переговорах с Милюковым Трепов заявил: «Я сам помещик, но я готов отказаться от части земли». Можно ли на основании приговоров крестьянских, когда даже сами помещики просили часть земли взять, делать какие-то широкие выводы? Л. Т. СЕНЧАКОВА — Меня это нисколько не смущает, потому что если бы было побольше таких умных помещиков-дворян, может быть, не было бы и всего последующего — революции 17-го года и т. д. В. П. ДАНИЛОВ — С этим приходится согласиться. Мне кажется, что конец прошлого века — начало этого века показали удивительную роковую неспособность правящего класса и правящей элиты понять элементарные вещи. В воспоминаниях Бьюкенена о Февральской революции есть описание первого дня. Первое сообщение о революции. У него прием, на котором оказавшиеся там представители высшего аристократического слоя России говорят — «А что будет с моими землями?» Это первый вопрос. И это свидетельство не эсера. Это свидетельство Бьюкенена! Обсуждение доклада О. Г. Буховца «Менталитет и социальное поведение крестьян»
Т. ЭММОНС — Интересно послушать Ваши выводы в связи с выводами предыдущего докладчика. Они параллельные в смысле того, что настоящие крестьянские движения мало имели отношения к влиянию интеллигенции. Не считаете ли Вы возможным, что те документы, о которых говорила Л. Т. Сенчакова, вышли именно из тех районов, которых велась пропаганда и агитация? Тогда выводы будут выглядеть совершенно иначе. О. Г. БУХОВЕЦ — Вопрос требует мобилизации данных, с одной стороны, по селениям-участникам крестьянского движения, а, с другой, по селениям, которые посылали приговоры и наказы. Такое исследование, результаты которого были изложены в серии публикаций, я провел в свое время на материалах Воронежской и Самарской губерний. По этим двум крупнейшим губерниям можно сказать точно, что селения, которые принимали на своих сходах политические приговоры и наказы, оказались вместе с тем «причастными к настоящему движению». Более того по всем параметрам они являлись лидерами крестьянского движения в своих регионах. Что есть абстракция «крестьянское движение?» Мы привыкли работать с этой дефиницией как с чем-то недифференцированным и вневременным, без четких границ во времени и в пространстве. Чтобы проиллюстрировать, что это такое, я сравнил именной состав селений, которые участвовали в беспорядках в период реакции 1907—1910 гг. и, по существующей в нашей историографии традиции, в годы нового революционного «подъема» (для деревни он именно «так называемый»). Оказалось, что лишь менее 4% из этих 940 селений участвовали в беспорядках в оба периода. Для 1905—1907 гг. я такую работу не делал, однако этот опыт дает мне чувство уверенности в том, что и там состав будет другим. Но вопрос в том, вернулось ли крестьянское движение после 1905—1907 395
гг. вновь к мотивационному «самообеспечению»? Нет, я бы так не сказал. Идейно-политическое «послание» революционной и либерально-оппозиционной интеллигенции, «принятое» значительной частью российской деревни в ходе первой революции, отнюдь йе кануло затем бесследно в «топи» крестьянского сознания. Просто, не будучи вполне органичным для воспринимающей среды, оно («послание») в постреволюционной действительности естественно переместилось ш «активной зоны» сознания в «запасники». Но при определенном градусе социальной и политической напряженности действительно происходит то, что ^^охарактеризовал словами Струве. И оно произошло. В отличие от Ларисы Тимофеевны я считаю, что это действительно крестьянское, но крестьянское с авторством дуалистичным. Приговоры и наказы источник, конечно же, крестьянско-интеллигентский. Он, безусловно, отражает ментальность в тех условиях, когда деревня получила эту прививку ш она ее приняла. Э. ВЕРНЕР — Было 940 селений, которые участвовали в этом движении. А какую часть составляли эти селения в исследуемом Вами районе? О. Г. БУХОВЕЦ — Это составит около 2% всех населенных пунктов Западного края, т. е. белорусских губерний. Специальное исследование показало, что это очень крупные селения. В. П. ДАНИЛОВ — Скажите все же правду. Западный край — район мелких поселений, где гнездовое расположение населения: в центре большое селение, к которому тянутся многие мелкие, поэтому подсчет такого рода — 2% от общего числа — ни о чем не говорит. О. Г. БУХОВЕЦ — Я на этом и не настаиваю. Просто коль есть такая необходимость, то я об этом и говорю. А вообще это были крупные селения, около 5% сельского населения было сосредоточено вот в этих двух процентах. В. П. ДАНИЛОВ — Особенно учитывая, что это западный район, что это не в районе основных крестьянских выступлений. Учитывая, что, допустим, взрыв 1902 года не ожидался и не готовился ни одной революционной силой, был абсолютно неожиданным как для охранки, так и для большевиков, так и для эсеров и т. д. Подтвердить вывод Струве на таком материале — это у Вас не получается. Вы в данном случае противоречите не Ларисе Тимофеевне, а тому фактическому материалу, который у Вас есть. О. Г. БУХОВЕЦ — Виктор Петрович как бы указал на нерепрезентативность Западного края. Но применительно к этому периоду он как раз репрезентативен. (В. П. Данилов: меньше всего я об этом говорил). Есть сопоставимые данные, опубликованные в «Хронике крестьянского движения», из которых следует, что в белорусских губерниях уровень крестьянского движения намного выше среднего по Европейской России. Я считаю, что они все-таки репрезентируют крестьянское движение тем более, что сам регион очень не маленький. Это 7 с лишним миллионов крестьянского население Л. Г. ЗАХАРОВА — Вы говорите, что никто, в том числе и большевики, не прогнозировали взрыва 1902 года. Не спорю. Но не могу не сказать, что в 1860 году, накануне отмены крепостного права, в пору такой еще либеральной весны, этот взрыв прогнозировался на основе ознакомления с настроениями, представлениями, менталитетом российского крестьянского Центра. Летом 1860 г. А. В. Головнин (будущий, с 1862 г. либеральный министр народного просвещения) по поручению вел.кн. Константина Николаевича совершил поездку по центральным русским губерниям с целью ознакомиться с настроениями крестьянства. В письме к кн. А.И.Барятинскому он писал: «Если Александр II и правительство к отмене крепостного права не добавят разумную социальную политику,...то взрыв будет неизбе-жен.Он будет неизбежен не при сыне Александра II, еще хватит заряда реформ и отмены крепостного права, яо те младенцы, которые копаются в грязи, они, выращенные под влия- 396 нием своих молодых ныне отцов, они поймут, что их обманули этой несправедливой социальной политикой и внук нынешнего царя (т.е. Николай И) увидит взрыв, который потрясет Россию». В. П. ДАНИЛОВ — Вы говорите о самом существенном в этой проблеме и о том, что действительно вызвало и эти пророчества.
Обсуждение доклада И. Е. Козновой «Историческая память русского крестьянства о преобразованиях деревни в XX веке»
В. П. ДАНИЛОВ — Как отразились, если говорить о XX веке, в историчекой памяти эти страшные реформы, имя Столыпина, революция 1917 года, коллективизация, Никита Хрущев? И. Е. КОЗНОВА — Крестьянство прежде всего вспоминает те времена, когда наносился удар по его индивидуальному семейному хозяйству. Правда, некоторые изменения восприятия присутствуют и, может быть, это симптоматично. Столыпинская реформа воспринимается определенной частью крестьянства, очень небольшой, той, что сейчас называется фермерством, и то не всеми, как время, когда была дана возможность работать, время для инициативных. Что же касается позднейшего периода, то весь советский период оценивается именно с позиций своего индивидуального хозяйства, потери его, коль скоро оно, хоть и не в полной мере, но хотя бы частично заняло место в формировании, сохранении крестьянского образа жизни. И в этом смысле хрущевские реформы оцениваются негативно. В. П. ДАНИЛОВ — Память о Столыпине — это действительно историческая память крестьянина или это всего навсего навеяно выступлениями Н. Шмелева по телевидению и т.д.? И. Е. КОЗНОВА — Я думаю, что в большей степени она навеяна внешними обстоятельствами. Тем не менее эти внешние факторы в ряде случаев имеют и внутреннюю основу. Для крестьян, которые сейчас начали или готовы самостоятельно хозяйствовать, характерен интерес к судьбе своих предков, особенно ко времени их единоличества. Тогда воспоминания могут доводиться и до столыпинского времени. Но сильнее все же оказывается не индивидуальная, а коллективная память крестьян. Все-таки они сформированы колхозно-совхозной системой. Поэтому столыпинское время вспоминается как время разрушения общины (для современного крестьянина община — синоним коллектива), а именно общинный мир защищал интересы крестьянства. Ю. Г. АЛЕКСАНДРОВ — У Вас в докладе есть фраза, что сознание современных крестьян представляет синтез традиционной крестьянской этики выживания с коллективизированным сознанием советской эпохи. И чуть выше написано, что крестьяне превратились во многом в наемных рабочих с наделом. Этот коллективизированный элемент общественного сознания — сознание крестьянское или сознание пролетарское? И. Е. КОЗНОВА — Я думаю, что коллективизированное сознание в этом смысле, наверное, не крестьянское. Это сознание, определяемое работой крестьянина в крупном общественном хозяйстве. Все-таки крестьянин ориентирован на индивидуальное хозяйство и через него потом выходит на коллектив. АНТОНОВА — Через какой механизм эта память передается последующим поколениям крестьян? И. Е. КОЗНОВА — Надо сказать, что данная тема — только в начале освоения исследователями. До революции и в первое послеоктябрьское десятилетие, когда крестьянство было представлено во всем многообразии своих типов, существование семьи и общины в их 397
взаимодействии укрепляло и инициировало передачу традиций, всего накопленного опыта. Это и устные предания, обычаи, обряды, охватывающие весь крестьянский жизненный цикл и все формы крестьянских общностей и отношений в них. В более позднее время появляются письма крестьян, воспоминания. Уже отмечалась в других выступлениях уникальность такого источника, как наказы. По всем этим документам возможно сконструировать процесс, иное дело, что властью крестьянству сверху навязывалась другая память. В. В. КОНДРАШИН — Какие источники Вы считаете адекватными, объективно отражающими историческую память? Считаете ли Вы, что на основании фольклора можно получить представление об исторической памяти? И. Е. КОЗНОВА — Я думаю, что любой источник, взятый в отрыве от других документов, может сыграть злую роль. Возможно, фольклор скорее и полнее, чем письменные источники, отразит некоторые устойчивые компоненты исторической памяти. Все эти источники помогут нам осмыслить такой феномен, как историческая память крестьянства. Возможно, существует скепсис в отношении наполненности исторической памяти современного крестьянства и его возможности сохранить эту память. Отчасти это обоснованно, поскольку все же нарушена традиция ее передачи, действие совершенно новых форм — государственных, образовательных и других оказывается сильным. Видимо, вообще в технический век потребность в исторической памяти способна ослабнуть. В чем и какой опыт отцов может помочь детям? Тем не менее, знакомство с современной деревней дает основание утверждать, что настроение востребованности исторической памяти существует. Если будет формироваться слой крестьянства, способный к воспроизведению крестьянского образа жизни, она будет развиваться тоже. Э. ВЕРНЕР — Вам не кажется, что историческая память представляет собой изменчивую категорию? В ней присутствует прагматический элемент, и именно поэтому она постоянно перестраивается. И. Е. КОЗНОВА — Я с Вами согласна. Хотя скорее можно говорить, что существуют разные пласты исторической памяти, более устойчивые и более подверженные изменению. Возможно, в большей степени это присуще городскому человеку. Но традиционная крестьянская память также подвержена изменениям, и современная история об этом свидетельствует, но тем не менее она не развивается столь быстро, как нам может казаться. Наша задача проследить, насколько меняется историческая память, что в ней оказывается тем не менее стабильным, а что подвергается динамике, изменению или полностью уходит.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|