Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подбор дидактических игр и руководство ими

ВВЕДЕНИЕ

  В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленькою ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их
не интересуют и на которых сосредоточить внимание  не удается. Дидактическая:игра дает возможность решать различные педагогические задачи в:игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.  Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания; и носит обучающий характер, сближает новую деятельность. ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно- воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Наиболее трудным, а для некоторых детей на первых годах обучения нелюбимым: предметом становится
математика. Это объясняется тем, что овладение математическими знаниями связано с достаточно развитыми способностями к отвлечению, анализу, синтезу, обобщениям, умению сравнивать, классифицировать, дифференцировать. В то время как вышеназванные функции мыслительной деятельности у части детей еще недостаточно развиты.

 Для успешного обучения и воспитания детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.

 Наличие познавательных интересов к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, уменьшению отвлечений, повышению успеваемости, самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

Для развития познавательного интереса к математическим знаниям учителя используют разнообразные методы и приемы обучения математике, привлекая красочный наглядный и раздаточный материал, технические средства обучения, чем вовлекают учащихся в активный процесс овладения математическими знаниями.

Наряду с различными методами и приемами, а также использованием разнообразия дидактических материалов, одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.

Еще КД.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников.

Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех
необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр, чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Учитель привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребенка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре.

Потребность в игре и желание играть у детей необходимо использовать и направлять в целях решения
определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка.

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых не удается сосредоточить внимание. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением ребенка в школе. В школе основной формой обучения становится урок. Включение в урок дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.

Ценность дидактических игр в процессе обучения заключается в том, что они создаются в обучающих целях, служат воспитанию и развитию учащихся. Благодаря использованию дидактических игр на уроках математики в младших классах можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи и т.д.

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности
и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует
о корригирующей роли дидактических игр.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях и на уроке, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Дидактическая игра с ее обучающей задачей, облеченной в игровую, занимательную форму, привлекла к
себе внимание видных зарубежных и русских педагогов еще на заре зарождения теории и практики обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Эдуард Сеген (1812-1880), Декроли (1871-1932), Мария Монтессори (1870-1952), Блехер Ф.Н. (1945),
Сорокина А.И. (1982) и многие другие широко использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей, особенно таких, которые испытывают трудности в обучении. Они смотрели на игру не как на развлечение или забаву, а видели в ней большой труд детей, требующий напряжения всех духовных и физических сил. Игру они считали самым точным показателем проявления детских способностей, возможностей.

Создалась целая система игр, направленных на развитие внешних чувств. Таковы игры, созданные Э. Ceгеном, Декроли, Марией Монтессори. Но, несмотря на то, что они создавались с целью развития внешних чувств, с их помощью развивалось и внимание, и наблюдательность, и память детей. Эти игры служили подготовительной ступенью к развитию их интеллектуальной деятельности.

 Почти все игры, 'созданные для обучения и воспитания, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным
в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть
легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.

Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный
фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра
оказывает благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а следовательно, игра действует на них
развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.

Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширения их кругозора, уточнения понятий, т.е., расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые
свойства вещей и явлений и получает о них более точные понятия...

При обучении игра рассматривалась как метод наряду с другими методами и приемами.

Особенно высоко ценились игры с красочным дидактическим материалом, игрушками, картинками, на
которых изображались предметы окружающей ребенка действительности. Такие игры особенно увлекали детей и пробуждали интерес к изучаемому материалу.

Особенно большое значение придавалось дидактическим играм при повторении. Авторы рекомендуют
дидактические игры тесно увязывать с практическими жизненными задачами и делами детей. Некоторые игры рекомендуется изготовлять самим детям под руководством учителя и пользоваться ими как на уроках,
так и в свободное от учебных занятий время. Ряд дидактических игр, особенно на развитие пространственных представлений о форме, величине, цвете предметов, рекомендуется переносить с уроков математики на уроки ритмики, физкультуры, во внеклассные занятия и часы досуга детей.

В данном пособии показано значение дидактических игр математического содержания для лучшего понимания и закрепления математического материала, для успешного проведения коррекционно-воспитательной работы с младшими школьниками, для более успешного вовлечения ребенка в серьезную учебную деятельность через дидактическую игру и упражнения занимательного характера. Кроме того, указываются место дидактических игр в уроке и методика их проведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

При отборе игр принимались во внимание коррекционные цели обучения, учет особенностей развития
детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также детей, испытывающих трудности в обучении математике, потенциальные возможности и положительные качества личности тех, которые индифферентно относятся к учению вообще и к математике в особенности.

ПОДБОР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И РУКОВОДСТВО ИМИ

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными
требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного урока является закрепление знаний по составу числа, то и дидактическая игра, включенная в занятие (урок), должна этому способствовать.

 При подборе игр необходимо учитывать. особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре.

Исследования показали, что детей дошкольного и младшего школьного возраста и особенно детей,
испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который
привлекает их своей яркостью, разнообразием, двигаются, играют с мячом и т.д. Им нравятся такие игры,
как «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал - кукла матрешка), «Разложи кольца» (дидактический материал - башенка из колец), «Угадай, что спрятано в мешочке» (дидактический материал - геометрические фигуры или тела), «Кто куда хочет пойти и кто что хочет найти?«(дидактический материал - игрушки) и т.д.

С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «У нас в гостях матрешки», «Школа» И Т.Д. В этих играх они «играют»
определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету?» и т.д.

Учащихся I-П классов больше увлекает в игре ее результат. У них появляется тяга к играм на соревнование. Вначале их увлекает желание одержать личную победу, стать победителем в соревновании между учениками в классе. Постепенно интересы ученика расширяются, он переживает не только свой личный успех или неудачу, но успех или неудачу своей команды, класса. Поэтому большой популярностью. пользуются игры «Лучший счетчик класса», «Кто вернее и быстрее?», «Кто первый догонит пилота?», «Какая команда лучше?» и т.д.

Такие игры, кроме решения учебных задач, способствуют воспитанию навыков правильного поведения в коллективе. Каждый ученик чувствует ответственность
за исход игры команды в целом. Это подтягивает, дисциплинирует учащихся.

С интересом учащиеся воспринимают игры «Лабиринт», «Арифметическое лото», «Занимательные квадраты», игры на задумывание и угадывание чисел, например: «Угадай, какое число я задумал», «Какой ответ должен получиться?» и т.д.     .

Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игр необходимо учитывать, чтобы
математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся и служило максимальной активизации их мыслительной деятельности.

Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Зная, что у дошкольников и младших школьников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а следовательно, и к одной,
даже очень  полезной, игре, необходимо больше внимания  уделять играм с различными вариантами - одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой учащимся игре.

Например, для закрепления знаний по составу чисел первого десятка проводится игра «Что изменилось?». В этой игре используется различный дидактический материал: вначале предметы, затем картинки, наконец, числовые фигуры и карточки с цифрами.

Перед игрой учащиеся вспоминают состав числа, над которым класс работает, например число 4, и расставляют предметы в песочном ящике: на одной грядке три большие моркови и одну маленькую, на второй грядке - одну большую свеклу и три маленькие, на третьей грядке - две большие луковицы и две маленькие.

Затем учитель объявляет, что сейчас все будут играть в Игру «Что изменилось?».

В а р и а н т 1. Прежде всего надо проверить, все ли ученики запомнили, как можно составить число 4. Затем вызывается ученик, который должен внимательно рассмотреть, как расставлены предметы на наборном полотне (на магнитной доске или в песочном ящике). После этого он отворачивается к доске, а учитель (а потам кто-либо из учащихся) убирает овощ с одной из грядок, срывает их, т.е. убирает один вариант состава числа.
Ученик должен сообразить, что изменилось, и посадить овощи так, как они раньше росли в ящике. Если он сделал это неверно, то ему помогают товарищи. Затем выходит следующий ученик. Игра продолжается.

В а р и а нт 2. По команде учителя все ученики закрывают глаза. Учитель быстро убирает какой-либо вариант состава числа и говорит: «Готово». Ученики открывают глаза, смотрят, определяют, что изменилось, и устно объясняют.

В а р и а н т 3. Содержание игры не изменяется. Но ученики не устно объясняют, что изменилось в расположении или количестве предметов на наборном полотне (на магнитной доске или в песочном ящике), а выкладывают на парту таблички с цифрами, из которых ясно, какого варианта состава числа не стало.

В а р и а н т 4. Учитель или ведущий не исключает тот или иной вариант состава числа, а меняет местами предметы, картинки, числа или оставляет все без изменения. Ученики должны определить, что изменилось.

Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют
еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание учащихся на ценной в образовательном
отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном и увлекательном для учащихся игровом материале.

Нередко на уроках математики в младших классах учащиеся не просто решают примеры и задачи, а делают это в ситуации игры. Например, учитель увлекательно рассказывает о том, что юные следопыты нашли зашифрованное письмо, нужно помочь им его расшифровать. Это можно сделать, если решить столбик примеров и вместо цифр, которые получаются в ответах, поставить нужные буквы. Учащиеся решают примеры быстро, с увлечением. Они знают, что если решат хоть один пример неверно, то расшифровать письмо не смогут. Обычное упражнение выполняется с подъемом, так как игровая ситуация эмоционально окрашивает деятельность учащихся. Это активизирует их, позволяет сосредоточить
произвольное внимание и добиться хороших результатов в усвоении знаний.

При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль. Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовывали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.

Следует учитывать, что любая дидактическая игра, включенная в урок математики или проводимая в свободное от занятий время, должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, предусмотренных программой по математике, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.

Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от учащихся проявления наибольшей самостоятельности, преодолению неуверенности в своих знаниях для отдельных детей, которые нуждаются в постоянной помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.

Одной из задач педагогов является вселение в этих учащихся уверенности в свои силы, пробуждение и развитие их самостоятельности. И здесь на помощь учителю приходят игры. Те из них, которые проявляют
наибольшие требования к самостоятельности, представляют для учащихся наибольшую ценность, так как имеют и воспитательное и корригирующее значение.

Методика про ведения дидактических игр требует от учителя большого педагогического мастерства и такта. Знакомство с новой дидактической игрой должно быть тщательно продумано учителем. Чтобы дидактическая игра заинтересовала учащихся и решила ту учебную задачу, которую она призвана решать, учащиеся к этой игре должны быть заранее тщательно подготовлены. Если игра имеет несколько вариантов, то они должны быть расположены по возрастающей степени трудности и следующий вариант должен быть дан учащимся только тогда, когда ими хорошо усвоен предыдущий, менее сложный вариант игры.

Если игра предполагает наличие дидактического материала (игрушки, картинки, таблицы, геометрические
фигуры, цифры, монеты и т.д.), учащихся с ним нужно заранее познакомить.

Нередко материал к игре учитель или воспитатель готовит сам. Лучше всего привлекать к изготовлению
игр (например, «картонное лото», «геометрическое домино» И другие игры) учащихся. Это позволит воспитывать бережное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры.

Необходимо при этом воспитывать у детей эстетические чувства, аккуратность. Это очень важно потому, что нередко ребенок самостоятельно не может отличить красивое от некрасивого, подлинно художественное исполнение игрушек, окружающих его предметов от безвкусицы, внешней красивости. Нередко младших школьников отличает поспешное, неаккуратное выполнение работы (лишь бы сделать), его, как правило, редко интересует качество выполненного задания.

Совместное с учителем изготовление игр или материалов для игр позволит воспитывать столь важные для
детей чувства красоты, аккуратности.

Затем учитель знакомит учащихся с правилами игры, ее содержанием. Обязательно, чтобы на первых порах учитель был участником игры, показывал, как нужно играть, как правильно выполнять правила, в каком случае можно оказаться победителем или побежденным.

После тщательного объяснения и показа содержания игры можно организовать ее с коллективом класса
или группой учащихся (если игра проводится во внеурочное время).

Уделяя основное внимание решению дидактической задачи, направленной на более глубокое раскрытие темы и цели урока, учитель не должен забывать об увлекательности, о сохранении игрового действия и правил в игре. Иначе игра будет носить характер обычного упражнения и учащиеся будут скептически относиться к подобным играм.

Учитель должен сам жить интересами учащихся. Он должен показывать живой интерес к игре и этим
увлекать учащихся. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых же играх он создает ситуацию
ожидания, загадочности. Много зависит от тона, каким учитель проводит игру. Вялость, безразличие очень
быстро улавливаются детьми, и интерес к игре быстро угасает.

Большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп игры может привести к тому, что,
вместо того, чтобы решать, считать, учащиеся будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес учащихся к ней.

Игра должна быть преподнесена учащимся четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и

многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен детям.

 Учитель следит за выполнением правил игры детьми, поправляет, если они ошибаются, одобряет тех, которые безошибочно выполняют правила игры. Однако во время игры не следует делать длинных нравоучений, так как это нарушает игровое действие и интерес к игре ослабевает.

Если дети не запомнили правил игры или не поняли ее содержания, лучше прервать игру и дать дополнительные разъяснения.

Игра, которая содержит несколько правил или сложна по содержанию, может быть расчленена на составные части, и знакомство с такой игрой следует проводить по этапам. Отработав один этап в игре, переходят к отработке следующего.

Задания в отдельных играх можно индивидуализировать, даже в играх коллективных. Если ученик слабо
успевает по математике, то, чтобы он все-таки принял участие в игре, необходимо подобрать посильное для
него задание. Выполнение небольшого задания вселит уверенность, активизирует ученика на выполнение более сложных заданий. Ученикам, успешно овладевающим знаниями по математике, следует давать в игре
более усложненное математическое задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре.

На уроке одна и та же игра может быть повторена один-два раза. Постепенно правила игры настолько усваиваются учащимися, что они уже самостоятельно, без помощи учителя, участвуют в игре. В этом случае ведущим в игре может быть ученик. Но интерес и внимание к игре, которой заняты учащиеся, со стороны учителя не должны ослабевать, чтобы в любой момент он мог прийти на помощь ведущему ученику. В то же время не следует сковывать их свободы, инициативы, активности, надо побуждать к игре, не нарушая их радости, помогать им во время игры, руководить, учить, не посягая на их самостоятельность.

Учитывая, что дошкольникам и младшим школьникам свойственно недостаточно критическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале учитель (воспитатель) подводит итоги, привлекая при этом и детей, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии дети самостоятельно подводят итоги игры. это будит их самостоятельность, инициативу, воспитывает умение критически относиться к своей деятельности и деятельности
своих товарищей.

Игра повторяется несколько уроков (занятий) подряд, пока ее содержание не будет хорошо усвоено всеми детьми. После этого можно познакомить их с вариантом игры. При этом выясняется, чем похожа новая игра на предыдущую, каково различие между ними.

Чтобы развить инициативу и самостоятельность детей, нужно предложить им познакомить с содержанием игры своих товарищей из параллельного класса, родителей, братьев или сестер.

Покажем на примере игры «Подбери нужную карточку» (25), как познакомить детей с новой игрой.

Материал игры: карточки с изображением различного количества предметов - грибков, звездочек, флажков, яблок и т.д. Карточки разложены на столе учителя рисунками вниз.

На доске начерчен прямоугольник, разделенный на шесть - восемь одинаковых клеток прямоугольной или квадратной формы, в которых изображены числовые фигуры. Количество кружочков в каждой клетке соответствует количеству предметов на маленьких карточках.

Содержание игры.

В а р и а н т 1. Из каждого ряда выходит к столу один ученик и берет по одной карточке.

Каждый ученик должен прикрепить свою карточку на ту клетку прямоугольника, в которой находится числовая фигура, соответствующая количеству предметов на карточке.

Выигрывает ученик, выполнивший задание правильно и быстрее других. Остальные ученики проверяют и определяют победителя. Цель данной игры - закрепить у учащихся умение устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами различных множеств, учить ИХ сравнивать, сопоставлять, делать обобщения.

В а р и а н т 2 этой игры ставит целью закрепление у учащихся умения устанавливать соответствие между количеством и цифрой.

 В а р и а н т 3 преследует ту же цель, что и первый, но рассчитан на самостоятельную работу учащихся, т.е. наряду с учебной ставит и коррекционно- воспитательную цель - развивать самостоятельность, инициативу учащихся.

Подготовительной работой к усвоению этой игры ЯВЛЯЮТСЯ упражнения, направленные на установление взаимно однозначного соответствия между предметами различных множеств. Например, ученики подбирают к куклам столько же мячей, домиков, платьиц, ложек и т.д. Нарисовано, например, три луковицы, а ученики должны нарисовать (вылепить, наклеить, вырезать, подобрать) столько же кружочков и т.д.

 Учитель знакомит учащихся с новой игрой - «Подбери нужную карточку». Сначала ученики рассматривают карточки: знакомятся с рисунками на карточках, если умеют считать, то пересчитывают количество предметов на нескольких карточках. Рассматривают также прямоугольник, нарисованный на доске, и изображенные в каждой его клетке числовые -фигуры.

Затем учитель рассказывает и одновременно показывает, как нужно играть. Например, учитель говорит: «На столе лежат карточки; они перевернуты рисунком вниз. Я вызову к столу трех учеников, по одному из каждого ряда. Эти ученики должны взять по одной карточке так, как делаю это я. Карточку переворачиваю и смотрю, что на ней нарисовано. Считаю, сколько предметов на моей
карточке. Теперь смотрю, в какой клетке (на доске) нарисовано столько кружочков, и быстро прикрепляю карточку на эту клетку. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее других сделает это. Правильно Я это сделал? Почему правильно? Если я прикрепил бы карточку на другую клеточку (показывает), мог бы я быть победителем?

 Почему нет? Попробуем начать игру. Пойдут к столу...» Ученики выходят к столу, игра начинается. Если кто-либо из учеников не усвоил правила игры, учитель помогает (ведь игра проводится первый раз!).

Учитель активизирует класс: «Посмотрите, ребята, все ли ученики правильно прикрепили карточки? Кто
сделал это первый? Кто является победителем?»

Играть в эту игру учащиеся могут и во внеурочное время (на перемене, на внеклассных занятиях и т.д.).

Когда игра усвоена большинством учащихся, учитель знакомит их со в т о р ы м вариантом игры, цель
которого - закрепить соотношение между цифрой и количеством. Правила игры несколько усложняются,
ученики в этом варианте должны проявить больше самостоятельности.

Материал игры: большая карта с числовыми фигурами, пять-шесть карточек с нарисованными предметами у каждого ученика; у учителя - цифры.

Содержание игры. Учитель показывает цифру, например 3. Ученик находит карточку с тремя предметами и кладет ее на клеточку большой карты, где нарисовано три кружочка. Выигрывает тот, кто раньше всех и правильно заставил все клеточки большой карты.

Учитель выясняет, чем отличается эта игра от знакомой уже учащимся: не было цифр, игра проводится
на партах, заставляются все клеточки карты маленькими карточками.

Сходство в том, что в первой и во второй игре нужно карточку положить (прикрепить) на ту клетку большой карты, на которой предметов на карточке и кружочков в клетке поровну.

Вначале игра проводится под руководством и при непосредственном участии учителя. Когда содержание
игры будет усвоено учащимися, ведущим становится один из учеников класса. Он показывает цифры, а учащиеся находят карточки с соответствующим количеством предметов и заполняют ими клетки большой карты с таким же числом кружочков.

Игра может быть перенесена на внеклассные занятия. Учащиеся играют в нее самостоятельно.

В а р и а н т 3 игры рассчитан на проявление максимума самостоятельности со стороны учащихся.

Материал игры: карточки с рисунками предметов и большие карты с числовыми фигурами.

Содержание игры. Каждый ученик получает большую карту и маленькие карточки. Он должен закрыть клетки большой карты маленькими карточками так, чтобы количество предметов на маленькой карточке соответствовало числовой фигуре. Кто раньше заставит все клетки большой карты и сделает это правильно, тот будет победителем.

Учитель объясняет содержание игры, осуществляя показ. Выясняет с учащимися, чем эта игра похожа на
предыдущую. Устанавливает, что для игры используются те же большие карты и маленькие карточки. Находит и отличие: 1) нет цифр; 2) каждый играет самостоятельно.

В игре учитель контролирует самостоятельную работу учащихся, оказывает индивидуальную помощь. Особенно тщательно нужно провести контроль за правильностью решения основной обучающей задачи в игре: соотнесение количества элементов различных множеств.

  Ученика, который первый заставил все клетки карты, нужно проконтролировать. Он должен рассказать,
как заполняет клетки карты. Если ученик ни разу не ошибся, то его объявляют победителем. Желательно,
чтобы учащиеся обучили этой игре своих товарищей и игра стала бы их достоянием.  

Так как дидактическая игра является одним из методов обучения, то необходимо определить ее место
в уроке и взаимосвязь с другими методами и приемами.

Дидактическая игра чаще всего включается в устный счет или в самостоятельную работу учащихся.
В урок следует включать не больше одной-двух игр и отводить им по 10-12 минут.

Если учащиеся утомлены и им необходимо предоставить возможность отдохнуть, подвигаться, то включенная с этой целью игра может проводиться и в середине, и в конце урока.

Если игра является как бы фоном, на котором строится весь урок, то она может занимать большую часть
урока, например.игра «Магазин».

Игра «Магазин» не только дидактическая, но и сюжетно-ролевая. В этой игре ставится цель не только
учить детей выполнять счетные операции, но и выполнять их в определенной ситуации и играть при этом
определенную роль: продавца, кассира или покупателя. Естественно, что к такой игре детей необходимо
подготовить: провести беседу с использованием картинки и имеющегося опыта у детей. В беседе выясняется, кто из них ходит в магазин, делает покупки со взрослыми или самостоятельно. Обсуждается, кто работает в магазине и функции каждого работника, какой это магазин и что в нем продают. Затем организуется экскурсия в магазин, где ученики наблюдают за работой продавца, кассира, рассматривают витрину с товарами и ценниками.

Только после такой предварительной подготовительной работы можно организовать сюжетно-дидактическую игру «Магазин». Причем в 1 классе ведущую роль в игре будет исполнять учитель (продавца, кассира). Он распределяет роли, направляет развитие сюжета, следит за выполнением роли каждым учеником и выполнением счетных или измерительных операций, учит детей применять математические знания в игре, тактично, не заменяя ребенка, следит за правильностью выполнения математических действий.

На втором этапе ведущие роли в игре начинают выполнять учащиеся, а учитель ~ второстепенные (покупателя). Но и на этом этапе учитель помогает детям, следит за развитием сюжета, за правильностью счетно вычислительных операций. На этом этапе игра в большей степени напоминает сюжетно-ролевую.

На третьем этапе учитель предоставляет право организации всей игры наиболее сильным ученикам; Сам
учитель не играет никакой роли. Однако он тщательно следит за ходом игры и при необходимости приходит на помощь ее участникам.

Четвертый этап - самодеятельная сюжетно-ролевая игра во внеклассной обстановке. В сюжетно-ролевой игре учащиеся не только в игровой форме ставятся перед необходимостью выполнять счетно-вычислительные или измерительные действия, но и воочию убеждаются в необходимости использовать математические знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях.

Учащиеся в данной игре весь урок, играя, меняясь ролями, занимаются математикой, но эти знания не утомляют детей, так как интерес к ним очень высок. В сюжетно-ролевых дидактических играх дети узнают много нового о жизни: людей, об их деятельности и взаимоотношениях. Происходит познание окружающего мира.

Аналогичный характер носят сюжетно-ролевые дидактические игры: «Школа», «Почта», «Ателье»,
«Детский сад», «Зоопарк» и др.

Игровой фон уроку создают «участвующие» в нем любимые детьми герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, как правило, нуждающихся в математической помощи или просто зрителей.

Например, на урок пришел доктор Айболит со зверушками, которых он вылечил. Ученики узнают, каких
зверей вылечил доктор Айболит, если они выполнят несколько математических заданий, которые «задает»
ребятам каждый из зверей. Например, один из зверей предлагает решить нескольких примеров, ученики выполняют задание, и перед ними открывается картинка с изображением бегемота. Дети называют зверя, он
«проверяет- правильность выполнения задания, следующий - дает задание вылепить шар и т.д. В конце
урока подводится итог игры. Ученики называют, каких зверей вылечил

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...