Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 1 глава
Стр 1 из 34Следующая ⇒ ББК 65.013.8 М717
Рецензенты: доктор экономических наук, профессор В.И. Беляев доктор экономических наук, профессор В.В. Котилко М717 Мищенко В.В., Депрессивный Алтай: анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса: монография. – Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006. – 423 с. ISBN 5-7904-0289-5 Рассмотрены теоретические и практические вопросы реализации современной экономической политики в депрессивном регионе Российской Федерации в переходный период. Проанализирована социально-экономическая ситуация во всех секторах экономики Алтайского края с начала 90-х гг. ХХ в. по настоящее время. Предложены основные направления вывода экономики субъекта Федерации из системного кризиса. Предназначается для лиц, интересующихся вопросами формирования территориальной экономической политики, управления регионом, а также аспирантов, магистрантов и студентов экономических специальностей вузов.
ISBN 5-7904-0289-5 © В.В. Мищенко, 2006 © Алтайский государственный университет,
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ……………………………………………………………… 6 1. Понятие и критерии определения депрессивных территорий … 9 1.1. Основные понятия территориальной системы.
1.2. Современные подходы к трактовке депрессивности 1.3. Критерии и показатели степени депрессивности региона ……. 19 2. Алтайский край как репрезентативный пример 2.1. Общая характеристика региона.………………………………… 32 2.2. Формирование экономики края в советский период..………… 40 2.3. Реформирование и функционирование экономики Алтая 3. Проблемы функционирования промышленности 3.1. Комплексные вопросы развития промышленности …………… 67 3.2. Машиностроение и оборонная промышленность ……………… 73 3.3. Топливно-энергетический комплекс .…………………………… 81 3.4. Производство кокса и цветная металлургия …………………… 85 3.5. Химическая и нефтехимическая промышленность .…………… 87 3.6. Прочие отрасли специализации промышленности края.……… 87 3.7. Рейтинг крупнейших предприятий Алтая в Сибири 4. Современное положение агропромышленного комплекса 4.1. Общая характеристика АПК ..…………………………………… 95 4.2. Пищевая промышленность..…………………………………… 107 4.3. Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность … 114 4.4. Особенности функционирования и развития Немецкого национального района Алтая..………………………………… 117 5. Современная экономическая ситуация в ведущих отраслях
5.1. Состояние инвестиционно-строительного комплекса 5.2. Роль транспорта и связи в экономике края .…………………… 140 5.3. Рост оборотов торговли и общественного питания 5.4. Внешняя торговля в регионе …………………………………… 147 6. Положение в социальной сфере Алтая .………………………… 154 6.1. Образование и наука .…………………………………………… 156 6.2. Здравоохранение, туризм и культура.………………………… 172 6.3. Функционирование ЖКХ ……………………………………… 189 7. Финансово-кредитная система Алтайского края..…………… 205 7.1. Особенности консолидированного и краевого бюджетов …… 205 7.2. Функционирование финансово-кредитной системы Алтая.… 219 8. Проблемы социально-экономического развития 8.1. Уровень жизни населения ……………………………………… 242 8.2. Занятость и вопросы безработицы..…………………………… 249 8.3. Демографическая и миграционная ситуации на Алтае .……… 256 8.4. Создание системы социальной защиты населения …………… 268 8.5. Экологическая ситуация и технократические события ……… 273 8.6. Криминализация экономики и ее влияние на развитие 9. Современная система управления регионом..………………… 287 9.1. Общие вопросы управления …………………………………… 287 9.2. Федеральные органы исполнительной власти..……………… 296 9.3. Структура управления Алтайским краем..…………………… 300 9.3.1. Законодательная власть..………………………………… 300 9.3.2. Исполнительная власть ..………………………………… 301 9.3.3. Судебная власть..………………………………………… 304 9.3.4. Прочие управленческие структуры..…………………… 305 10. Направления экономической политики по преодолению 10.1. Перспективы экономики края в условиях эволюционного
10.1.1. Сценарии и модели развития региона ………………… 312 10.1.2. Проблема источников инвестиций для развития 10.1.3. Создание нового энергетического потенциала..……… 328 10.1.4. Вопросы функционирования агропромышленного 10.1.5. Проблемы совершенствования курортного дела 10.1.6. Влияние Китая на экономику Алтая в настоящее 10.2. Поиск «точек роста» экономики края как условие выхода 10.2.1. Необходимость создания ипотечной системы ………… 346 10.2.2. Вопросы повышения уровня управления ……………… 351 10.2.3. Необходимость трансформации алтайского капитала … 355 10.2.4. Дотационность бюджетов депрессивных территорий … 358 10.2.5. Функционирование социальной инфраструктуры 10.2.6. Развитие малого бизнеса ………………………………… 371 10.2.7. Повышение роли кредитных ресурсов в развитии Заключение ..…………………………………………………………… 376 Библиографический список..………………………………………… 378 Приложения …………………………………………………………… 385 Предисловие В экономике Российской Федерации с начала 90-х гг. ХХ в. произошло множество изменений. Становление новой экономической системы, безусловно, надо расценивать как важнейшее событие в истории государства, оказавшее влияние на все аспекты жизни России, ее хозяйствующие субъекты и территории. За короткий период был создан класс собственников, преодолен дефицит в обеспечении населения товарами, оказываются различные услуги, которых ранее не было. Однако преобразования в обществе и экономике принесли немало и негативных социально-политических перемен, сформировали недейственные из-за своей незавершенности экономические механизмы, что вызвало чрезмерное расслоение населения и криминализацию зарождающегося гражданского общества. Это ухудшило функционирование как экономики государства в целом, так и большинства его секторов и территорий, снизило занятость и уровень жизни многих слоев и групп населения.
На протяжении пятнадцати лет в России идет формирование нового федеративного государства, субъекты которого наделяются принципиально иными правами и обязанностями. При этом дифференциация регионов России стала гораздо существенней, чем в 80-е гг. ХХ в. Множество эффективных в советский период субъектов Федерации за годы реформ утратили среднеэкономический уровень развития и находятся под угрозой перехода в категорию отсталых. Такие территории в литературе получили название депрессивных. Их современное функционирование в значительной мере предопределено физическим состоянием материальной базы производств, почти 90% которых были созданы в советское время, а в переходный период практически не строились новые экономически значимые организации и предприятия. Развернутый анализ ситуации в России свидетельствует, что к депрессивным можно отнести примерно 25–30 субъектов Российской Федерации. Именно этой проблеме и посвящено данное исследование, которое выполнено на примере довольно крупного региона РФ и Сибири – Алтайского края. Если (на основании интерполяционных предположений) в конце советского периода Алтай производил 1,2–1,3% ВВП России, то в 2003 г. его вклад сократился до 0,8%. Также значительно упал уровень жизни большинства населения, и по многим индикаторам край занимает места в последней десятке среди 88 субъектов Федерации. Экономическое развитие края, уровень жизни населения, на наш взгляд, примерно на 70–75% определяются федеральной экономической политикой и только на 15–20% зависят от деятельности региональных властей, на 5–10% – от действий местных органов управления. Все это позволяет характеризовать происходящие в регионе события как депрессивные и рассматривать Алтайский край как репрезентативный пример депрессивной территории.
В работе большое внимание уделено макроэкономическому подходу к функционированию территориальных хозяйств в рыночных условиях, так как мы твердо уверены, что многие ошибки в современной экономической политике произошли из-за игнорирования федеральными властями интересов государства, регионов и большинства населения страны. Поскольку реформы 90-х – начала 2000-х гг. в первую очередь исходили из необходимости формирования частной собственности и отхода государства от экономической деятельности, то многие преобразования хозяйственной системы привели к закрытию предприятий обрабатывающей промышленности, организаций строительства, сельского хозяйства и науки, ликвидации уже имевшихся объектов социальной инфраструктуры. В условиях отсутствия у субъекта РФ крупных сырьевых производств практически невозможно достичь того уровня жизни населения региона, который был у его большинства до начала перестройки, не говоря уже о превышении. Прошедшие годы реформ в России еще не сформировали окончательную хозяйственную систему, и поэтому различные направления экономической политики в государстве, условия работы и виды экономической деятельности могут и должны быть пересмотрены и модифицированы, если органы власти и управления хотят добиться роста производственного потенциала в целом и повышения уровня жизни большинства населения страны в обозримом будущем. Для вывода депрессивных регионов из современного состояния необходимо прежде всего изменение государственной и территориальной экономической политики. На наш взгляд, многие региональные проблемы России смогут лучше решаться, если на уровне федерального округа или других объединений субъектов РФ будут применяться прогнозирование и индикативное планирование социально-экономической деятельности хозяйств регионов, целенаправленно предоставляться федеральные инвестиции, действовать прямые и косвенные инструменты макроэкономического регулирования. Но в российской реальности такие вопросы в настоящее время фактически не ставятся, а отдельные действенные элементы экономической политики проводятся только на уровне Федерации. Поэтому в данной монографии макроуровень практически не рассматривается, а в основном изучаются те вопросы, которые возникают и могут реализовываться в пределах компетенции властей региона. В соответствии с поставленной целью и задачами основное внимание было обращено на необходимость новых подходов к формированию экономической политики органов власти и управления депрессивной территорией, а только затем идет речь об изменениях в организации деятельности управленческих структур. Не меньшее внимание в работе уделено вопросам формирования психологии (менталитета) хозяйствующих субъектов, а также рыночной оценке произошедших перемен в экономике регионов в советский и постсоветский периоды развития. В качестве информационной базы в монографии преимущественно использованы данные Федеральной службы государственной статистики, Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края, других ведомств региона, открытой печати. По нашему мнению, современная статистическая информация имеет много изъянов в учете хозяйств рыночной системы, что не всегда позволяет объективно оценивать ситуацию в большинстве секторов экономики национального хозяйства. Поэтому дополнительно использовались данные отдельных предприятий Алтайского края, а также субъективные оценки экспертов. При обосновании направлений выхода из депрессивного состояния автор постоянно опирался на опыт не только развитых регионов РФ, но и различных стран мира с учетом его адаптации к российским условиям. Автор выражает глубокую благодарность сотрудникам кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, работникам Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю, а также всем специалистам, оказавшим помощь при подготовке книги к изданию. Глава 1. Понятие и критерии определения депрессивных территорий
1.1. Основные понятия территориальной системы. Классификация регионов Для понимания сути проблем развития регионов необходимо рассмотреть строение территориальной системы Российской Федерации, происходящие в ней изменения, которые затрагивают не только ее проблемные вопросы, но и всю хозяйственную систему государства. Вначале остановимся на основных понятиях территориальной системы. Район – это часть территории, которая отличается от других территорий по совокупности насыщающих ее элементов, обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории (Алаев, 1983). Регион – это часть территории с более или менее однородными природными условиями, специфическими экономическими, демографическими условиями, на которой функционирует определенный комплекс отраслей производства, производственной и социальной инфрастуктуры. По определению, принятому в Европейском союзе, территорию можно представить как самостоятельною единицу и назвать регионом, если она имеет административную независимость и находится в социально-экономическом единстве со всей национальной экономикой. Различные региональные образования составляют единую территориальную систему государства, звенья которой различаются не только масштабами, статусом в системе государственного устройства, но и решаемыми задачами, а также механизмом управления. Н.Н. Михеева подчеркивает: «Национальная экономика может быть разделена на регионы множеством разных способов. Все возможные классификации и типологии регионов определяются только целью группировки и в значительной степени носят условный характер» (Михеева, 2000, с. 20). Экономическая неоднородность регионов была и будет в любом государстве. Развитие всех территорий не может быть одинаковым в силу различия природных условий, состава и количества запасов полезных ископаемых, количества и качества трудовых ресурсов и т.д. Большое значение для экономического развития имеют общая площадь территории, плотность населения, наличие малорентабельных отраслей. За 70 лет существования социалистической экономики в регионах произошли значительные изменения. Самыми развитыми территориями стали такие субъекты РСФСР, в которых были размещены наиболее мощные предприятия промышленности: Москва, Ленинград, крупные промышленные центры Поволжья, Урала и Сибири. Наличие развитой промышленности обеспечивало высокие доходы занятых в ней работников, функционирование соответствующей инфраструктуры. Уровень промышленности, транспорта, строительства определял степень развития всего региона, а такие факторы, как природные ресурсы, удаленность от центра имели второстепенное значение. Отсталые регионы РСФСР были, как правило, удалены от центра, являлись небольшими с точки зрения численности населения областями, республиками, автономиями. Это относится к областям Нечерноземья, ряду поволжских и северокавказских республик, территориям Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Специфическое развитие в те годы получили регионы Северного Кавказа. В основном под влиянием политико-национальных факторов в них обеспечивался высокий уровень жизни за счет дотаций из Москвы, а их промышленно-производственный потенциал не соответствовал объему потребления населения. В результате в них, а также в столичных городах экономических регионов, как правило, формировался уровень потребления выше среднероссийского. Необходимо отметить, что крупнейшие города-миллионеры России являлись центрами военных округов, значительная милитаризация страны во многом определяла высокий жизненный уровень в них, а также в крупных военных гарнизонах, в отдельных закрытых городах, военных портах, местах размещения ракетных частей и т.п. Во всех государствах при решении региональных проблем развития прежде всего определяют роль и место конкретной территории среди других регионов. В советской экономической науке при районировании территории страны традиционно применялось разделение субъектов социалистической Федерации на развитые и отсталые. Среди имевшихся в России республик, краев и областей, кроме развитых и отсталых территорий, выделялись столичные и некоторые другие. Помимо этого они классифицировались и по некоторым другим особенностям, например санаторно-курортные и т.п. В настоящее время часто применяется сохранившееся деление регионов РФ: на развитые преимущественно в промышленном отношении; развитые преимущественно по уровню сельского хозяйства; отсталые и особые. С начала 1990-х гг., когда в стране начался переход к рынку, ситуация с классификацией регионов стала радикально меняться. Административно-территориальное деление России закреплено Конституцией Российской Федерации 1993 г., но фактически оно не регулируется государством. Чтобы затормозить центробежные тенденции развала страны, развившиеся в начале 90-х гг. в связи с обострением национального вопроса, управленческая элита России пошла на закрепление различных местных националистических устремлений путем повышения статуса национальных образований с предоставлением им статуса субъекта РФ. Парадоксом административно-территориального деления России в 90-е гг. явилась декларативность равенства 89 субъектов Федерации. Республики в составе России приняли свои конституции, как правило, создали президентскую власть, все они заключили особый договор с Правительством РФ о разделении полномочий исполнительной власти. Автономные области, выйдя из состава краев, получили более высокий статус, чем управлявшие ими ранее регионы. Некоторые территории Российской Федерации, например Татарстан и Башкортостан, добились особого налогового режима и оставляли на свое развитие гораздо больше собираемых налогов, чем другие субъекты РФ в среднем. Отдельные территории РФ в середине 90-е гг. вынашивали идею образования собственного золотовалютного запаса, в частности Татарстан и Красноярский край. Громадные преференции получили власти столичных городов. Близость к федеральным органам, высокий кадровый уровень менеджмента, концентрация в столицах финансового капитала, полученных государством внешних займов позволили создать в данных субъектах РФ особые экономические условия. Через пятнадцать лет после начала реформ многие экономисты, рассматривающие региональные особенности развития Российской Федерации, считают, что Москва, Московская область и Санкт-Петербург практически являются другими государствами среди российских территорий. Национально-государственная разновидность статусов субъектов РФ в политической системе страны – реальность, согласно которой республики имеют большую самостоятельность по сравнению с краями и областями (наиболее известный пример 90-х гг. – возможность ряда республик отправлять меньше федеральных налогов в Центр, оставляя их в своем бюджете). В результате другие регионы хотят обладать такой же самостоятельностью, а национальные образования не хотят понижать свой статус, возвращаться, к примеру, в состав краев. Для целей региональной политики А.Г. Гранберг выделяет кризисные, отсталые (слаборазвитые), депрессивные (старопромышленные, аграрно-промышленные, добывающие), приграничные территории (Гранберг, 2000, с. 297–298). По отношению к государственному бюджету субъекты РФ могут выступать в двух качествах: – доноров, которые отдают в бюджет больше, чем получают из него на свое социально-экономическое развитие (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Москва, Санкт-Петербург, Красноярский край, Свердловская, Челябинская, Московская, Самарская области, Татарстан и некоторые другие); – реципиентов, которые получают из федерального бюджета больше, чем отдают ему. В некоторых регионах до 80% территориального бюджета формируется за счет трансфертов из центра (по абсолютным объемам лидируют республики Дагестан, Саха-Якутия, Алтайский край). Существует классификация регионов по степени экономического развития. В зависимости от принадлежности региона к определенному виду (группе) и должна осуществляться государственная региональная политика. В середине 2000-х гг. нет узаконенной классификации. Можно констатировать, что за последние 15 лет произошли довольно большие подвижки в экономическом состоянии регионов. Ряд территорий перешли из одной группы в другую, а дифференциация регионов потребовала расширить разновидности субъектов Федерации.В данном исследовании использована следующая классификация субъектов РФ по уровню экономического развития: · развитые территории, показатели экономического состояния которых выше среднероссийского уровня; · регионы с богатыми нефтегазовыми ресурсами; · отсталые территории, которые в советский период отставали по большинству экономико-социальных показателей от среднероссийского уровня развития и продолжают отставать в настоящее время; · депрессивные регионы, допустившие в период перехода к рынку больший спад производства, чем в среднем по России; · приграничные территории; · регионы с особым статусом (Калининградская и Магаданская области). 88 субъектов Российской Федерации значительно отличаются друг от друга по своему экономическому развитию. Например, по объему производства промышленной продукции на душу населения Республика Алтай и Москва соотносятся как 1 к 103; собственным бюджетным доходам на душу населения Республика Калмыкия и Тюменская область различаются более чем в 110 раз; по зарегистрированной безработице Республика Ингушетия и Сахалинская область – в 11 раз. Территории существенно различаются по уровню развития базовых отраслей, а также производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Так, в столице находится более 60% всех банков России, аккумулирующих не менее 80% финансовых ресурсов страны. На уровне экономического развития регионов Российской Федерации, на наш взгляд, главенствующее влияние оказывают следующие факторы: · политико-национальные, определившие направления региональной политики и размещение производительных сил в СССР; · государственное регулирование территориального развития; · природно-климатические факторы, существенно влияющие на энергетическую составляющую в структуре затрат и ограничивающие конкурентоспособность товаров; · удаленность региона от основных рынков сбыта и развитие транспортной инфраструктуры в регионе; · субъективные факторы, даже фигура главы субъекта РФ; · формирование рыночной модели регионального положения. Ориентация экономики РФ на поставку нефти и газа за рубеж привела к тому, что на первое место в промышленном развитии в настоящее время вышли Ханты-Мансийский – Югра и Ямало-Ненецкий автономные округа. Уникальные природные условия регионов с запасами нефти и газа определили их особое место среди субъектов РФ. Экономическое пространство, формирующееся на территории бывшего Советского Союза, создало определенные специфические условия на приграничных территориях. Прежде всего их стало гораздо больше, и здесь существенно вырос оборот розничной и оптовой торговли. Через них идет поставка готовой продукции, автомобилей из стран дальнего зарубежья. Те же территории, которые граничат с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, выполняют значительные, в том числе и экспортные, поставки добываемых в России природных ресурсов. В эти государства завозятся закупаемые крупными российскими фирмами медикаменты, мебель, продовольствие и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|