Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 4 глава




На про­тя­же­нии всех лет со­вет­ской вла­сти в крае ми­ни­маль­но раз­ви­ва­лась элек­тро­энер­ге­ти­ка. В на­стоя­щее вре­мя Ал­тай на­хо­дит­ся на 41-м мес­те в стра­не по объ­е­му про­из­вод­ст­ва этой от­рас­ли. При­вяз­ка к по­став­кам элек­тро­энер­гии из дру­гих ре­гио­нов Си­би­ри, а так­же Ка­зах­ста­на при­ве­ла к то­му, что край толь­ко на 30% обес­пе­чи­ва­ет се­бя элек­тро­энер­ги­ей.

Ал­тай­ский край про­из­во­дит 14% му­ки от ее об­щих объ­е­мов в стра­не и за­ни­ма­ет 1-е ме­сто в Рос­сии сре­ди ре­гио­нов, мас­ла жи­вот­но­го – 6-е в РФ и 2-е в Си­би­ри, мас­ла рас­ти­тель­но­го – 12 и 1-е со­от­вет­ст­вен­но, хле­ба – 24 и 3-е, пи­ва – 18 и 3-е, мя­са – 19 и 4-е, са­ха­ра – 16-е ме­сто в стра­не и един­ст­вен­ный ре­ги­он в Си­би­ри. Край так­же кон­тро­ли­ру­ет 5% рын­ка стра­ны в про­из­вод­ст­ве био­ло­ги­че­ски ак­тив­ных до­ба­вок (БАДов).

При на­ли­чии соб­ст­вен­но­го сы­рья и со­от­вет­ст­вую­щих мощ­но­стей по про­из­вод­ст­ву вод­ки Ал­тай за­ни­ма­ет лишь 34-е ме­сто в РФ, по­сколь­ку уже мно­го лет иму­ще­ст­вен­но-ин­сти­ту­цио­наль­ные тяж­бы не по­зво­ля­ют функ­цио­ни­ро­вать ря­ду за­во­дов этой от­рас­ли, а дис­ба­ланс в спир­те ре­ша­ет­ся за счет его по­ста­вок из дру­гих ре­гио­нов вплоть до ев­ро­пей­ской час­ти стра­ны (из Кур­ской, Бел­го­род­ской об­лас­тей, Се­вер­ной Осе­тии и т.п.).

В на­стоя­щее вре­мя су­ще­ст­вен­на роль про­мыш­лен­но­сти Ал­тая в про­из­вод­ст­ве же­лез­но­до­рож­ных то­вар­ных ва­го­нов. Ре­ги­он про­из­во­дит треть дан­ной про­дук­ции от об­ще­рос­сий­ских по­ка­за­те­лей.

В на­ча­ле 2000-х гг. край за­ни­мал 4-е ме­сто в РФ по ко­ли­че­ст­ву вы­пус­кае­мых трак­то­ров. Это дос­ти­га­лось за счет зна­чи­тель­ных по­ста­вок их в Уз­бе­ки­стан. В 2004–2005 гг. ос­тав­шие­ся мощ­но­сти по про­из­вод­ст­ву трак­то­ров фак­ти­че­ски не за­гру­же­ны: нет за­ка­зов. Тем не ме­нее вла­сти края пы­та­ют­ся со­хра­нить трак­тор­ный за­вод в Руб­цов­ске.

В 2002 г. по про­из­вод­ст­ву шин Ал­тай на­хо­дил­ся на 9-м мес­те в стра­не, но гро­мад­ная кон­ку­рен­ция со сто­ро­ны Ом­ско­го и Крас­но­яр­ско­го ком­би­на­тов, низ­кое ка­че­ст­во ал­тай­ской про­дук­ции при­ве­ли к то­му, что в 2003 г. Бар­на­уль­ский шин­ный за­вод прак­ти­че­ски обан­кро­тил­ся. С 2004 г. вы­пуск шин во­зоб­но­вил­ся, но ста­тус за­во­да, на­ло­го­вые пла­те­жи не транс­по­рент­ны.

Мож­но так­же от­ме­тить ме­сто Ал­тай­ско­го края сре­ди дру­гих субъ­ек­тов РФ в про­из­вод­ст­ве от­дель­ных то­ва­ров: кар­тон – 19-е ме­сто в стра­не, ми­не­раль­ные удоб­ре­ния – 20-е, де­ло­вая дре­ве­си­на – 24-е. Рей­тинг раз­ви­тия стан­ко­строе­ния и при­бо­ро­строе­ния, обо­рон­ных про­из­водств в на­стоя­щее вре­мя ста­вит их в РФ на мес­та ни­же 30-го.

До­ми­ни­ро­ва­ние сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва ни­ко­гда не смо­жет обес­пе­чить вы­со­кий уро­вень жиз­ни на­се­ле­ния, и по­это­му Ал­тай при со­хра­не­нии со­вре­мен­ной струк­ту­ры эко­но­ми­ки об­ре­чен на­хо­дить­ся сре­ди ре­гио­нов с ми­ни­маль­ным уров­нем до­хо­дов на­се­ле­ния. В на­ча­ле 2000-х гг. по это­му по­ка­за­те­лю Ал­тай был в седь­мом де­сят­ке субъ­ек­тов РФ. Ря­дом с ним на­хо­дят­ся ли­бо раз­лич­ные ав­то­но­мии и ре­гио­ны с гро­мад­ным при­рос­том на­се­ле­ния (Рес­пуб­ли­ка Да­ге­стан), ли­бо с об­щим сла­бым эко­но­ми­че­ским по­тен­циа­лом (Пен­зен­ская об­ласть), ли­бо дру­гие аг­рар­ные тер­ри­то­рии (Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия, Кур­ган­ская об­ласть).

Не ме­нее слож­ная си­туа­ция с качеством жиз­ни на­се­ле­ния.
За го­ды эко­но­ми­че­ских ре­форм в Рос­сии про­изош­ло зна­чи­тель­ное рас­слое­ние об­ще­ст­ва. В стра­не ко­эф­фи­ци­ент Джи­ни в 2005 г. дос­тиг 0,404 (в 2004 г. – 0,408), в Ал­тай­ском крае – 0,373 (0,370). В РФ в 2005 г. на до­лю 20% наи­бо­лее обес­пе­чен­но­го на­се­ле­ния при­хо­ди­лось 46,4% об­ще­го объ­е­ма де­неж­ных до­хо­дов, а на до­лю 20% наи­ме­нее обес­пе­чен­но­го на­се­ле­ния – 5,5%. В Ал­тай­ском крае рас­слое­ние мень­ше, и по­ка­за­те­ли, со­от­вет­ст­вен­но, рав­ны 43,9 и 6,2%. Со­от­но­ше­ние де­неж­ных до­хо­дов наи­бо­лее и наи­ме­нее обес­пе­чен­но­го на­се­ле­ния (по 10-про­цент­ным де­неж­ным груп­пам) в 2005 г. в РФ со­ста­ви­ло 14,7 раза (в 2004 г. – 15,1), в Ал­тай­ском крае – 11,8 раза (11,5). Та­ким об­ра­зом, рас­слое­ние об­ще­ст­ва по до­хо­дам на Ал­тае мень­ше, чем в це­лом по стра­не.

В 2005 г. 679,3 тыс. чел., или 26,5% на­се­ле­ния Ал­тая, име­ли до­хо­ды (по офи­ци­аль­ным дан­ным) ни­же про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма (в 2004 г. – 808,3 тыс. чел., или 31,3%).

По этим же ис­точ­ни­кам в крае 1618,9 тыс. чел. тру­до­вых ре­сур­сов, в эко­но­ми­ке за­ня­ты 1107,6 тыс. чел., уча­щие­ся – 143,6 тыс., не за­ня­тые в эко­но­ми­ке ли­ца тру­до­спо­соб­но­го воз­рас­та – 367,7 тыс. чел.

Рас­счи­тан­ная по дей­ст­вую­щей оте­че­ст­вен­ной ме­то­ди­ке без­ра­бо­ти­ца в Ал­тай­ском крае со­став­ля­ет 3,5–4%, что со­от­вет­ст­ву­ет 70–80 тыс. чел. эко­но­ми­че­ски ак­тив­но­го на­се­ле­ния. В со­от­вет­ст­вии со стан­дар­та­ми МОТ без­ра­бо­ти­ца в крае го­раз­до вы­ше – 125–155 тыс. чел, или 8–12%. В мар­те 2005 г. по ко­ли­че­ст­ву не за­ня­тых тру­до­вой дея­тель­но­стью гра­ж­дан, со­стоя­щих на уче­те в ор­га­нах го­су­дар­ст­вен­ной служ­бы за­ня­то­сти, Ал­тай­ский край за­ни­мал од­но из пер­вых мест в стра­не, ус­ту­пая, ко­неч­но, Чеч­не, но был на уров­не сто­ли­цы (на Ал­тае – 77,4 тыс. чел., в Мо­ск­ве – 78,0 тыс. чел.). Вы­бо­роч­ные со­цио­ло­ги­че­ские ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют еще боль­шие раз­ме­ры без­ра­бо­ти­цы, по­сколь­ку в сель­ской ме­ст­но­сти и в ма­лых го­ро­дах са­мо­обес­пе­че­ни­ем ох­ва­че­но до 30% на­се­ле­ния. Не име­ет аде­к­ват­но­го от­ра­же­ния в ста­ти­сти­ке гро­мад­ная про­бле­ма Ал­тая – пьян­ст­во и ал­ко­го­лизм, ко­то­рые при­во­дят к от­сут­ст­вию мо­ти­ва­ции к тру­ду
у зна­чи­тель­ных сло­ев на­се­ле­ния.

При боль­шой без­ра­бо­ти­це все бо­лее зна­чи­мой про­бле­мой Ал­тая ста­но­вит­ся де­фи­цит ра­бо­чей си­лы (в том чис­ле ма­ло­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ной) как в го­ро­дах, так и в се­лах. Час­тич­но ре­ша­ет­ся этот во­прос пу­тем прие­ма на ра­бо­ту так на­зы­вае­мых гас­тар­бай­те­ров из дру­гих стран (Тад­жи­ки­ста­на, Ка­зах­ста­на, Кир­ги­зии и др.). Ли­мит ино­стран­ных ра­бо­чих на 2005 г. для Ал­тай­ско­го края ус­та­нов­лен Пра­ви­тель­ст­вом РФ в раз­ме­ре 1 тыс. чел. (из 329 тыс. чел. для Рос­сии). Фак­ти­че­ски по дан­ным управ­ле­ния ми­гра­ции Глав­но­го управ­ле­ния внут­рен­них дел по Ал­тай­ско­му краю МВД РФ в 2005 г. в ре­гио­не их бы­ло 4510 чел.

Де­прес­сив­ность эко­но­ми­ки края за­став­ля­ет со­всем по-дру­го­му по­смот­реть на эво­лю­цию раз­ви­тия его хо­зяй­ст­ва в со­вет­ский пе­ри­од. На наш взгляд, не­об­хо­ди­мо ме­нять об­щее пред­став­ле­ние о ро­ли и мес­те эко­но­ми­ки Ал­тая в на­цио­наль­ном хо­зяй­ст­ве стра­ны, взаи­мо­от­но­ше­ни­ях края с ре­гио­на­ми Си­би­ри, Ка­зах­ста­ном, рес­пуб­ли­ка­ми Сред­ней Азии, а глав­ное – о воз­мож­но­стях Ал­тай­ско­го края са­мо­стоя­тель­но по­сту­па­тель­но раз­ви­вать­ся без по­мо­щи Цен­тра (Пра­ви­тель­ст­ва РФ).

2.2. Фор­ми­ро­ва­ние эко­но­ми­ки края в со­вет­ский пе­ри­од

В на­стоя­щее вре­мя эко­но­ми­че­ский по­тен­ци­ал Ал­тай­ско­го края на 80–85% оп­ре­де­ля­ет­ся про­из­вод­ст­ва­ми со­вет­ско­го пе­рио­да, т.е. пред­при­ятия­ми, соз­дан­ны­ми в 30–80-е гг. ХХ в.

До ре­во­лю­ции про­мыш­лен­ность в ре­гио­не бы­ла не­боль­шая, и спе­циа­ли­зи­ро­ва­лась она в ос­нов­ном на пе­ре­ра­бот­ке аг­рар­ной про­дук­ции. По дан­ным Все­рос­сий­ской сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной и по­зе­мель­ной пе­ре­пи­си 1917 г., в Ал­тай­ском ок­ру­ге сель­ское на­се­ле­ние бы­ло 2,4 млн чел. Кре­сть­я­не со­дер­жа­ли 1663 тыс. ло­ша­дей, 2088 тыс. круп­но­го ро­га­то­го ско­та, в том чис­ле 1071 тыс. ко­ров, 706 тыс. сви­ней, 46 тыс. коз. Все­го в трех уез­дах: Бар­на­уль­ском, Бий­ском
и Змеи­но­гор­ском то­гда бы­ло про­из­ве­де­но 39 тыс. т мя­са. В сред­нем ка­ж­дая се­мья на Ал­тае со­дер­жа­ла 4,1 ло­ша­ди, 5,2 ко­ро­вы, об­щее ко­ли­че­ст­во ско­та в се­мье – 16,7 го­ло­вы. В 1916 г. уро­жай­ность яро­вой ржи со­став­ля­ла 9 ц/га, ози­мой пше­ни­цы – 6,6, яро­вой пше­ни­цы – 5,7 ц/га. При по­сев­ной пло­ща­ди 2,8 млн га в 1917 г. в Ал­тай­ском ок­ру­ге со­бра­ли 2,8 млн т зер­но­вых (с го­ро­хом), а так­же свы­ше
200 тыс. т кар­то­фе­ля (Сы­щен­ко А., Сы­щен­ко В., 2003). По­сту­па­тель­ное раз­ви­тие аг­рар­ной эко­но­ми­ки Си­би­ри бы­ло по­те­ря­но из-за круп­ных по­ли­ти­че­ских из­ме­не­ний в стра­не.

На раз­ви­тие эко­но­ми­ки Ал­тая в пер­вой тре­ти ХХ в. оп­ре­де­ляю­щее влия­ние ока­за­ли два фак­то­ра:

1. Мас­со­вое пе­ре­се­ле­ние кре­сть­ян из ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сий­ской им­пе­рии по­сле ре­во­лю­ции 1905 г. Стре­мясь сни­зить со­ци­аль­ную на­пря­жен­ность в об­ще­ст­ве, вла­сти Рос­сии пред­при­ня­ли ша­ги по фор­ми­ро­ва­нию бла­го­при­ят­ных эко­но­ми­че­ских, по­ли­ти­че­ских и про­чих ус­ло­вий развития пред­при­ни­ма­тель­ст­ва пу­тем на­де­ле­ния не­иму­щих кре­сть­ян сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ны­ми угодь­я­ми из фон­дов Ка­би­не­та Его Ве­ли­че­ст­ва. При пра­ви­тель­ст­ве П.А. Сто­лы­пи­на шло ак­тив­ное за­се­ле­ние кре­сть­я­на­ми но­вых сель­хо­зу­го­дий на тер­ри­то­рии ны­неш­них Ал­тай­ско­го и Крас­но­яр­ско­го кра­ев, Ом­ской, Но­во­си­бир­ской, Ир­кут­ской об­лас­тей, Даль­не­го Вос­то­ка и ря­да тер­ри­то­рий Ка­зах­ста­на. Пе­ре­се­ле­ние не­иму­щих кре­сть­ян бы­ло столь бы­ст­рым, что при­ни­ма­лись оп­ре­де­лен­ные ог­ра­ни­че­ния (в со­вре­мен­ной тер­ми­но­ло­гии – кво­ты) для пе­ре­се­лен­цев.

2. В 1910–1920-е гг. че­рез Ал­тай ве­лось строи­тель­ст­во Тур­ке­ста­но-Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги, ко­то­рая свя­зы­ва­ла Транс­си­бир­скую ма­ги­ст­раль со Сред­ней Ази­ей и Ка­зах­ста­ном. В свя­зи с этим в Бар­нау­ле был по­стро­ен мост че­рез Обь, ко­то­рый су­ще­ст­вен­но вли­ял на раз­ви­тие го­ро­да в те­че­ние мно­гих де­ся­ти­ле­тий. С по­яв­ле­ни­ем это­го же­лез­но­до­рож­но­го пе­ре­хо­да в Бар­нау­ле на­ча­ли соз­да­вать­ся сред­ние про­мыш­лен­ные пред­при­ятия, че­го не бы­ло фак­ти­че­ски на про­тя­же­нии по­лу­то­ра ве­ков по­сле за­кры­тия де­ми­дов­ских се­реб­ро- и ме­де­пла­виль­ных за­во­дов.

В на­ча­ле 30-х гг., в пе­ри­од вве­де­ния в СССР цен­тра­ли­зо­ван­но­го ди­рек­тив­но­го пла­ни­ро­ва­ния, ор­га­ны вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние раз­мес­тить в Бар­нау­ле ме­лан­же­вый ком­би­нат, ко­то­рый дол­жен был ра­бо­тать на по­став­ляе­мом из Сред­ней Азии хлоп­ке. Этот ком­би­нат соз­да­вал­ся как за­кры­тое обо­рон­ное пред­при­ятие для пре­иму­ще­ст­вен­но­го из­го­тов­ле­ния про­дук­ции для ар­мии. До его строи­тель­ст­ва в Бар­нау­ле бы­ли толь­ко мас­тер­ские же­лез­ной до­ро­ги, де­сят­ки сред­них и мел­ких пред­при­ятий пи­ще­вой и лег­кой про­мыш­лен­но­сти, пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щих про­дук­цию ме­ст­но­го рас­те­ние­вод­ст­ва и жи­вот­но­вод­ст­ва (мель­ни­цы, кру­по­руш­ки, ов­чин­но-ме­хо­вая, са­по­го­ва­ляль­ная фаб­ри­ки, ко­же­вен­ный за­вод и т.д.). Ана­ло­гич­ные не­боль­шие пред­при­ятия раз­ме­ща­лись в дру­гих го­ро­дах и круп­ных се­лах Ал­тая. В не­ко­то­рых из них бы­ли еще и хи­ми­че­ские про­из­вод­ст­ва по пе­ре­ра­бот­ке ми­не­раль­но­го сы­рья.

Ог­ром­ней­шее влия­ние на раз­ви­тие эко­но­ми­ки края ока­за­ла Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная вой­на 1941–1945 гг. На Ал­тай бы­ли эва­куи­ро­ва­ны де­сят­ки пред­при­ятий ма­ши­но­строе­ния и ме­тал­ло­об­ра­бот­ки, про­мыш­лен­но­го строи­тель­ст­ва, ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та, элек­тро­энер­ге­ти­ки. В ос­нов­ном они раз­ме­ща­лись в Бар­нау­ле, Бий­ске, Руб­цов­ске, а от­дель­ные – в Но­во­ал­тай­ске и Слав­го­ро­де. Дис­ло­ка­ция про­из­водств оп­ре­де­ля­лась не эко­но­ми­че­ски­ми фак­то­ра­ми, а не­об­хо­ди­мо­стью вос­ста­нов­ле­ния объ­е­мов про­из­вод­ст­ва на эва­куи­ро­ван­ных из ев­ро­пей­ской час­ти Рос­сии и Ук­раи­ны пред­при­яти­ях. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло на­ли­чие же­лез­ной до­ро­ги и сво­бод­ных про­из­вод­ст­вен­ных зда­ний в ви­де хра­ни­лищ, скла­дов, ам­ба­ров для зер­на и т.п. Вме­сте с обо­ру­до­ва­ни­ем при­бы­ва­ли ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные ин­же­нер­ные и ра­бо­чие кад­ры. В ре­зуль­та­те на Ал­тае поя­ви­лись круп­ные за­во­ды обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти, трак­тор­но­го и сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го, энер­ге­ти­че­ско­го, транс­порт­но­го, про­до­воль­ст­вен­но­го ма­ши­но­строе­ния и стан­ко­строе­ния. Вме­сте с эти­ми за­во­да­ми бы­ли пе­ре­ве­зе­ны и мощ­но­сти по про­из­вод­ст­ву элек­тро­энер­гии и те­п­ла, ко­то­рые час­тич­но по­кры­ва­ли об­ра­зо­вав­ший­ся дис­ба­ланс
в снаб­же­нии про­мыш­лен­но­сти и на­се­ле­ния го­ро­дов края элек­три­че­ской и те­п­ло­вой энер­ги­ей. Мож­но за­ме­тить, что Ал­тай­ский край, в от­ли­чие от мно­гих дру­гих ре­гио­нов Си­би­ри, рас­по­ла­га­ет ми­ни­маль­ны­ми соб­ст­вен­ны­ми то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ски­ми ре­сур­са­ми, в том чис­ле и гид­ро­энер­ге­ти­че­ски­ми. Од­на­ко при цен­тра­ли­зо­ван­ном управ­ле­нии это не­бла­го­при­ят­ное об­стоя­тель­ст­во ре­ша­лось за счет пла­но­вых по­ста­вок элек­тро­энер­гии из Крас­но­яр­ско­го края, Ир­кут­ской об­лас­ти и Ка­зах­ста­на (Пав­ло­дар­ской и Ка­ра­ган­дин­ской об­лас­тей).

Во вре­мя вой­ны, по­ми­мо про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, на Ал­тай бы­ли эва­куи­ро­ва­ны транс­порт­ные и строи­тель­ные ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые в те­че­ние про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни обес­пе­чи­ва­ли про­мыш­лен­ное и гра­ж­дан­ское строи­тель­ст­во в крае. В ча­ст­но­сти, бы­ли пе­ре­ве­де­ны в Бар­на­ул и Руб­цовск трест «Строй­ГАЗ» (ко­то­рый рань­ше по­стро­ил Горь­ков­ский ав­то­мо­биль­ный за­вод) из Ниж­не­го Нов­го­ро­да и трест №46.

В 50–60-е гг. ХХ в. на Ал­тае вы­рос­ли но­вые круп­ные мощ­но­сти по про­из­вод­ст­ву ма­ши­но­строи­тель­ной про­дук­ции, элек­тро­энер­ге­ти­ки, хи­ми­че­ской и неф­те­хи­ми­че­ской, лег­кой про­мыш­лен­но­сти. Имен­но раз­ме­щен­ные в 40–60-е гг. на Ал­тае пред­при­ятия и че­рез 40–50 лет в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни оп­ре­де­ля­ют за­ня­тость на­се­ле­ния круп­ных и сред­них го­ро­дов края.

Поль­зу­ясь со­вре­мен­ной тер­ми­но­ло­ги­ей, не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что эва­куи­ро­ван­ные за­во­ды на­хо­ди­лись во вре­мя вой­ны в форс-ма­жор­ных об­стоя­тель­ст­вах, что не­бла­го­при­ят­но воз­дей­ст­во­ва­ло на фор­ми­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ции про­из­вод­ст­ва и тех­но­ло­гии: це­ха раз­ме­ща­лись с на­ру­ше­ни­ем тех­но­ло­ги­че­ских цик­лов, у мно­гих пред­при­ятий не бы­ло со­от­вет­ст­вую­щих вспо­мо­га­тель­ных про­из­водств и ин­фра­струк­ту­ры. По­это­му пе­ред все­ми ни­ми в по­сле­дую­щие по­сле вой­ны го­ды стоя­ла дол­го­вре­мен­ная за­да­ча ли­к­ви­ди­ро­вать эти не­га­тив­ные яв­ле­ния.

На про­тя­же­нии поч­ти 275 лет су­ще­ст­во­ва­ния Бийск и Бар­на­ул ве­ли со­стя­за­ние за пер­вен­ст­во в Ал­тай­ском ре­гио­не (ана­ло­гич­ное яв­ле­ние име­ло ме­сто, на­при­мер, на Ура­ле ме­ж­ду Ека­те­рин­бур­гом и Че­ля­бин­ском, ме­ж­ду Ке­ме­ро­во и Но­во­куз­нец­ком в Куз­бас­се и др.). По­сле об­ра­зо­ва­ния в 1937 г. Ал­тай­ско­го края Бар­на­ул по­лу­чил пре­иму­ще­ст­во в ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных фак­то­рах, а окон­ча­тель­но пре­до­пре­де­ли­ло ста­ту­сы этих го­ро­дов пе­ре­ме­ще­ние в Бар­на­ул мно­гих про­мыш­лен­ных пред­при­ятий в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны и раз­ме­ще­ние за­кры­тых обо­рон­ных за­во­дов в Бий­ске в 50-е гг. ХХ в.

В 1948 г. ру­ко­во­дство Со­вет­ско­го Сою­за при­ня­ло ре­ше­ние о фор­ми­ро­ва­нии ра­кет­но-ядер­но­го обо­рон­но­го щи­та стра­ны. В чис­ле го­ро­дов, где бы­ло на­ме­че­но по­стро­ить пред­при­ятия это­го обо­рон­но­го ком­плек­са, по­пал и Бийск, по­сколь­ку он на­хо­дил­ся в сто­ро­не от ве­ду­щих же­лез­ных до­рог Си­би­ри – Транс­си­ба и Тур­кси­ба, в нем лег­че бы­ло обес­пе­чить со­от­вет­ст­вую­щую сек­рет­ность. Бийск имел не­мно­го про­мыш­лен­ных пред­при­ятий, а во­круг него в ал­тай­ских се­лах на­хо­ди­лось мно­го тру­до­вых ре­сур­сов. В 1953 г. бы­ло на­ча­то строи­тель­ст­во Бий­ско­го хи­ми­че­ско­го ком­би­на­та, ко­то­рый в по­сле­дую­щем рас­пал­ся на та­кие круп­ные са­мо­стоя­тель­ные пред­при­ятия, как соб­ст­вен­но хим­ком­би­нат, оле­ум­ный за­вод, ТЭЦ-1. В 60–70-е гг. бы­ли соз­да­ны но­вые обо­рон­ные ма­ши­но­строи­тель­ные за­во­ды, ко­то­рые в на­стоя­щее вре­мя вхо­дят в со­став ОАО «Сиб­при­бор­маш».

В те го­ды в Бий­ске поя­ви­лось круп­ное на­уч­ное уч­ре­ж­де­ние – Ал­тай­ский на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский ин­сти­тут хи­ми­че­ской тех­но­ло­гии (АНИИХТ) (сей­час это Фе­де­раль­ный на­уч­но-про­из­вод­ст­вен­ный центр (ФНЦП) «Ал­тай»). Он фор­ми­ро­вал­ся с уча­сти­ем уче­ных Мо­ск­вы, Ле­нин­гра­да, Ка­за­ни, Том­ска, Харь­ко­ва и скон­цен­три­ро­вал в се­бе зна­чи­тель­ные ин­тел­лек­ту­аль­ные си­лы хи­ми­че­ской нау­ки все­го Сою­за, что по­зво­ли­ло ему до­бить­ся круп­ных на­уч­ных дос­ти­же­ний обо­рон­но­го зна­че­ния. Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что этот ин­сти­тут и пе­ре­чис­лен­ные вы­ше обо­рон­ные пред­при­ятия соз­да­ли дру­гой, но­вый Бийск, прак­ти­че­ски не свя­зан­ный с по­треб­но­стя­ми
Ал­тая и ори­ен­ти­ро­ван­ный в ос­нов­ном на за­ка­зы со­юз­но­го Цен­тра. В со­вет­ское вре­мя на­уч­ные ра­бот­ни­ки обо­рон­но­го ком­плек­са вы­дви­га­лись на ра­бо­ту в раз­лич­ные обо­рон­ные ми­ни­стер­ст­ва, дру­гие НИИ, но, как ни пе­чаль­но, эти ин­тел­лек­ту­аль­ные си­лы прак­ти­че­ски ни ис­поль­зо­ва­лись в управ­ле­нии Ал­та­ем. Да­же в ад­ми­ни­ст­ра­ции Бий­ска не бы­ло, да и сей­час ма­ло ра­бот­ни­ков из вы­ше­ука­зан­ных пред­при­ятий. По­лу­ча­ет­ся, что ин­тел­лек­ту­аль­ный по­тен­ци­ал го­ро­да реа­ли­зо­вы­вал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но при ре­ше­нии обо­рон­ных за­дач стра­ны.

В Бий­ске тра­ди­ци­он­но раз­ви­та пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щая про­мыш­лен­ность. Еще в до­во­ен­ный пе­ри­од с ори­ен­та­ци­ей на имеющийся на Ал­тае и по­став­ляе­мый из Мон­го­лии скот был со­ору­жен один из круп­ней­ших в Рос­сии мя­со­ком­би­на­тов. Кро­ме это­го, в Бий­ске функ­цио­ни­ро­ва­ли та­бач­ная фаб­ри­ка, мас­ло­экс­трак­ци­он­ный за­вод (для про­из­вод­ст­ва под­сол­неч­но­го мас­ла), один из двух ал­тай­ских спир­то­вых за­во­дов, мас­ло­сыр­ком­би­нат и не­ко­то­рые дру­гие пред­при­ятия, ко­то­рые пе­ре­ра­ба­ты­ва­ли сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ное сы­рье, про­из­во­ди­мое в хо­зяй­ст­вах пред­го­рий Ал­тая.

В Бий­ске для тор­гов­ли с Мон­го­ли­ей дей­ст­во­ва­ло до 10 ме­ж­ду­го­род­них и ме­ж­ду­на­род­ных ав­то­ко­лонн.

Энер­ге­ти­ка Бий­ска (как и все­го Ал­тая) на про­тя­же­нии мно­гих лет яв­ля­лась од­ним из са­мых сла­бых звень­ев. По­треб­но­сти энер­го­ем­ких обо­рон­ных про­из­водств в элек­тро­энер­гии по­кры­ва­лись за счет пе­ре­то­ка ее от дру­гих ис­точ­ни­ков. В 1984 г. из-за серь­ез­ной ава­рии на ТЭЦ бы­ла за­мо­ро­же­на по­ло­ви­на го­ро­да. По­след­ст­вия ава­рии уст­ра­ня­лись в те­че­ние по­сле­дую­щих пя­ти лет.

Треть­им по зна­чи­мо­сти го­ро­дом края яв­ля­ет­ся Руб­цовск.
Ос­нов­ное раз­ви­тие го­род по­лу­чил в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, ко­гда в не­го бы­ли эва­куи­ро­ва­ны круп­ные ма­ши­но­строи­тель­ные за­во­ды с Ук­раи­ны. Ал­тай­ский трак­тор­ный за­вод (АТЗ) вы­пус­кал в 60–70-х гг. ХХ в. свы­ше 30 тыс. трак­то­ров в год для сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных ра­бот и ле­со­за­го­то­вок, имел до 25 тыс. ра­бо­чих мест. Так­же АТЗ обес­пе­чи­вал свы­ше 60% на­се­ле­ния го­ро­да те­п­лом от сво­ей ТЭЦ, со­дер­жал зна­чи­тель­ную часть объ­ек­тов ком­му­наль­но­го хо­зяй­ст­ва, об­ра­зо­ва­ния, здра­во­охра­не­ния, куль­тур­ной сфе­ры го­ро­да. Кро­ме не­го, в Руб­цов­ске функ­цио­ни­ро­ва­ли за­во­ды по про­из­вод­ст­ву плу­гов и дру­гой поч­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей тех­ни­ки, за­пас­ных час­тей к трак­то­рам, ав­то­мо­биль­но­го и трак­тор­но­го элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, а так­же ма­ши­но­строи­тель­ный, от­но­сив­ший­ся к Ми­ни­стер­ст­ву обо­рон­ной про­мыш­лен­но­сти. Все эти пред­при­ятия,
а так­же раз­ме­щен­ные в го­ро­де две ко­ло­нии за­клю­чен­ных обес­пе­чи­ва­ли вы­со­кую сте­пень за­ня­то­сти на­се­ле­ния Руб­цов­ска. Прав­да, на­ли­чие ко­ло­ний сфор­ми­ро­ва­ло не­удов­ле­тво­ри­тель­ное кри­ми­наль­ное по­ло­же­ние в нем. Ис­хо­дя из из­ло­жен­но­го мож­но ут­вер­ждать, что в по­сле­во­ен­ный пе­ри­од эко­но­ми­че­ская и со­ци­аль­ная си­туа­ции бы­ли взя­ты под кон­троль, шло по­сте­пен­ное раз­ви­тие го­ро­да, уст­ра­ня­лись про­ти­во­ре­чия в хо­зяй­ст­ве, воз­ник­шие вслед­ст­вие раз­ме­ще­ния круп­ных за­во­дов в во­ен­ный пе­ри­од.

С точ­ки зре­ния эко­но­ми­ки, са­мым глав­ным, труд­но раз­ре­шае­мым зве­ном в раз­ви­тии Руб­цов­ска бы­ло низ­кое ка­че­ст­во вы­пус­кае­мой про­дук­ции. Га­ран­ти­ро­ван­ный го­су­дар­ст­вен­ный за­каз не ори­ен­ти­ро­вал на про­из­вод­ст­во трак­то­ров, плу­гов но­во­го по­ко­ле­ния, а соб­ст­вен­ных средств для мо­дер­ни­за­ции сво­их про­из­водств в 80-е гг. у «Ал­тай­сель­ма­ша», Ал­тай­ско­го трак­тор­но­го, Руб­цов­ско­го ма­ши­но­строи­тель­но­го за­во­дов не мог­ло быть.

В 50-е гг. в не­боль­ших го­ро­дах и се­лах Ал­тая бы­ли по­строе­ны за­во­ды и ком­би­на­ты, ори­ен­ти­ро­ван­ные на пе­ре­ра­бот­ку ме­ст­но­го сы­рья. Поя­ви­лись круп­ные про­из­вод­ст­ва в Слав­го­ро­де, Гор­ня­ке,
п. Степ­ное Озе­ро, с. Ми­хай­лов­ском. Ес­ли 40-е гг. мож­но бы­ло на­звать пе­рио­дом ста­нов­ле­ния в крае ма­ши­но­строе­ния, то в 50–60-е гг. на­ря­ду с на­ра­щи­ва­ни­ем его ма­ши­но­строи­тель­ных мощ­но­стей су­ще­ст­вен­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ли хи­мия и неф­те­хи­мия. Так, в эти го­ды
в Бар­нау­ле бы­ли раз­ме­ще­ны не­сколь­ко за­во­дов для из­го­тов­ле­ния шин и ря­да дру­гой неф­те­хи­ми­че­ской про­дук­ции. Од­но­вре­мен­но
с со­ору­же­ни­ем ТЭЦ-2 в крае­вом цен­тре по­строе­но та­кое круп­ное энер­го­ем­кое пред­при­ятие, как ком­би­нат хи­ми­че­ских во­ло­кон,
те­перь ЗАО «Ком­би­нат хи­ми­че­ских во­ло­кон им. И.И. Юш­ки­ной». Этот ком­би­нат со­ору­жал­ся в со­от­вет­ст­вии с го­су­дар­ст­вен­ной про­грам­мой, по­сколь­ку пра­ви­тель­ст­во в цен­тра­ли­зо­ван­ном по­ряд­ке ста­ви­ло за­да­чу ли­к­ви­да­ции от­ста­ва­ния стра­ны в про­из­вод­ст­ве ис­кус­ст­вен­но­го и син­те­ти­че­ско­го во­лок­на. Од­но­вре­мен­но та­кие пред­при­ятия-близ­не­цы воз­во­ди­лись бо­лее чем в пя­ти го­ро­дах стра­ны,
в ча­ст­но­сти в Крас­но­яр­ске и Ке­ме­ро­ве.

В 1960–1980-е гг. в стра­не в боль­ших объ­е­мах ве­лось жи­лищ­ное строи­тель­ст­во: ре­ша­лась за­да­ча пре­дос­тав­ле­ния ка­ж­дой се­мье от­дель­ной квар­ти­ры (эта про­стая че­ло­ве­че­ская нор­ма, ос­но­ван­ная на ре­ко­мен­да­ци­ях ООН, не бы­ла реа­ли­зо­ва­на в Со­вет­ском Сою­зе в 50-е гг.). В Ал­тай­ском крае бы­ло со­ору­же­но не­сколь­ко ком­би­на­тов круп­но­па­нель­но­го до­мо­строе­ния с це­лью рас­ши­ре­ния гра­ж­дан­ско­го строи­тель­ст­ва, ши­ро­кие мас­шта­бы при­об­ре­ло строи­тель­ст­во жи­лья на­се­ле­ни­ем и не­про­филь­ны­ми пред­при­ятия­ми (хо­зяй­ст­вен­ным спо­со­бом). К кон­цу со­вет­ско­го пе­рио­да в ре­гио­не еже­год­но вво­ди­лось в экс­плуа­та­цию до 1,4 млн кв. м жи­лья.

В лег­кой про­мыш­лен­но­сти функ­цио­ни­ро­ва­ли два круп­ных тек­стиль­ных ком­би­на­та по пе­ре­ра­бот­ке хлоп­ка из Уз­бе­ки­ста­на, боль­шие швей­ные фаб­ри­ки про­из­во­ди­ли мас­со­вую оде­ж­ду (но без уче­та спро­са и мо­ды).

Для снаб­же­ния про­до­воль­ст­ви­ем го­род­ско­го на­се­ле­ния в этот пе­ри­од во всех го­ро­дах Ал­тая бы­ли со­ору­же­ны зна­чи­тель­ные мощ­но­сти по пе­ре­ра­бот­ке жи­вот­но­вод­че­ской про­дук­ции.

Во мно­гих се­лах, го­ро­дах в 50–60-е гг. по­строе­ны эле­ва­то­ры и зер­но­хра­ни­ли­ща. Соз­дан­ные на их ба­зе пред­при­ятия му­ко­моль­но-кру­пя­ной и ком­би­кор­мо­вой про­мыш­лен­но­сти в на­ча­ле XXI в. ста­ли ве­ду­щи­ми в эко­но­ми­ке края, и толь­ко сей­час вла­сти и на­се­ле­ние ре­гио­на смог­ли по дос­то­ин­ст­ву оце­нить зна­че­ние вло­жен­ных в свое вре­мя гро­мад­ных ин­ве­сти­ций в ин­фра­струк­ту­ру аг­ро­про­мыш­лен­но­го ком­плек­са. Имен­но реа­ли­за­ция этих мер по­зво­ля­ет иметь
в на­стоя­щее вре­мя ус­той­чи­вое раз­ви­тие и ста­биль­ную ра­бо­ту му­ко­моль­но-кру­пя­ной и ком­би­кор­мо­вой про­мыш­лен­но­сти и со­тен со­пут­ст­вую­щих ор­га­ни­за­ций Ал­тая.

Аг­ро­про­мыш­лен­ный ком­плекс (АПК) края с мо­мен­та ос­вое­ния це­ли­ны, ко­то­рое на­ча­лось в 1954 г., и до на­ча­ла пе­ре­строй­ки до­бил­ся наи­бо­лее сис­тем­но­го раз­ви­тия. В не­го бы­ли на­прав­ле­ны зна­чи­тель­ные ка­пи­таль­ные вло­же­ния. До на­ча­ла 50-х гг. в Ал­тай­ском крае пло­щадь паш­ни со­став­ля­ла 4,56 млн га, или 34,6% от об­щей пло­ща­ди сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных уго­дий. Ко­гда в стра­не бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об уве­ли­че­нии про­из­вод­ст­ва зер­но­вых из рас­че­та од­ной тон­ны на жи­те­ля, на­ча­лось мас­штаб­ное ос­вое­ние це­лин­ных зе­мель Ка­зах­ста­на и юга Си­би­ри. В ре­зуль­та­те это при­ве­ло к то­му, что в Ал­тай­ском крае в 1958 г. пло­щадь паш­ни уве­ли­чи­лась на
2,9 млн га, бы­ло соз­да­но 78 но­вых сов­хо­зов, рас­ши­рил­ся круг вы­ра­щи­вае­мых куль­тур в рас­те­ние­вод­ст­ве. В 1990 г. паш­ня за­ни­ма­ла поч­ти 68% пло­ща­дей сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных уго­дий края. В на­ча­ле ре­форм 1991 г. на ду­шу на­се­ле­ния в крае при­хо­ди­лось 2,7 га паш­ни, в Рос­сии – 0,9 га.

Бур­ное и то­таль­ное ос­вое­ние це­ли­ны по­ро­ди­ло мно­го не­га­тив­ных яв­ле­ний: по­те­ря пло­до­ро­дия почв, раз­ви­тие эро­зий­ных про­цес­сов, опус­ты­ни­ва­ние зе­мель и др. При гос­под­стве гос­соб­ст­вен­но­сти и кон­тро­ле го­су­дар­ст­ва за дея­тель­но­стью сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных пред­при­ятий в 60–70-е гг. эти про­цес­сы час­тич­но бы­ли при­ос­та­нов­ле­ны. Пре­ж­де все­го про­ве­де­ны ле­со­по­сад­ки на боль­ших пло­ща­дях, что по­зво­ли­ло при­ос­та­но­вить обез­во­жи­ва­ние це­лин­ных зе­мель в Ку­лун­дин­ской сте­пи. По­сле то­го как в стра­не бы­ла соз­да­на сеть за­во­дов по про­из­вод­ст­ву ми­не­раль­ных удоб­ре­ний, го­су­дар­ст­во соз­да­ло ус­ло­вия для вне­се­ния азот­ных, фос­фор­ных удоб­ре­ний в со­от­вет­ст­вии с аг­ро­хи­ми­че­ски­ми нор­ма­ти­ва­ми. Так, в 1980 г. в крае вно­си­лось 9 кг ми­не­раль­ных удоб­ре­ний в пе­ре­сче­те на 100% пи­та­тель­ных ве­ществ на 1 га по­се­ва зер­но­вых куль­тур по срав­не­нию с
3 кг в 1970 г. (в 2005 г. – 1,7 кг). В хо­де ре­фор­ми­ро­ва­ния эко­но­ми­ки ко­ли­че­ст­вен­ные и ка­че­ст­вен­ные по­ка­за­те­ли раз­ви­тия АПК рез­ко упа­ли, в 2005 г. пло­ща­ди зер­но­вых куль­тур бы­ли боль­ше все­го на 700 тыс. га по срав­не­нию с 1940 г.

Ал­тай­ский край на­хо­дит­ся в зо­не рис­ко­ван­но­го зем­ле­де­лия,
и по­это­му еще в 30-е гг. ХХ в. на юге ре­гио­на, в Алей­ской сте­пи, на­ча­ли со­ору­жать­ся раз­лич­ные ме­лио­ра­тив­ные сис­те­мы, ко­то­рые долж­ны бы­ли обес­пе­чи­вать про­ти­во­стоя­ние за­су­хе и уве­ли­че­ние уро­жай­но­сти зер­но­вых. Наи­бо­лее ак­тив­но ме­лио­ра­ция про­во­ди­лась в 70-х – на­ча­ле 80-х гг. В этот пе­ри­од по­строе­ны Ку­лун­дин­ский ма­ги­ст­раль­ный ка­нал и Ча­рыш­ский груп­по­вой во­до­про­вод, ко­то­рые уве­ли­чи­ли пло­щадь оро­шае­мых зе­мель к 1980 г. до 500 тыс. га. Это по­зво­ли­ло до­бить­ся по­зи­тив­ных из­ме­не­ний в снаб­же­нии на­се­ле­ния чис­той во­дой, а так­же по­вы­сить объ­ем про­из­вод­ст­ва зер­но­вых
и ово­щей.

Ос­вое­ние це­ли­ны в на­ча­ле 50-х гг. вы­зва­ло но­вый по­сле Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны су­ще­ст­вен­ный при­ток на­се­ле­ния на Ал­тай. В это вре­мя сфор­ми­ро­ва­лась и со­вре­мен­ная струк­ту­ра эко­но­ми­ки края, ко­то­рая, на наш взгляд, яв­ля­ет­ся пер­во­ос­но­вой зна­чи­тель­но­го от­ста­ва­ния уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния от уров­ня раз­ви­тия про­из­во­ди­тель­ных сил, низ­ко­го жиз­нен­но­го уров­ня гра­ж­дан Ал­тай­ско­го края по срав­не­нию с дру­ги­ми тер­ри­то­рия­ми Си­би­ри и Рос­сии.

Со вто­рой по­ло­ви­ны 1960-х и до 1980-х гг. в крае ста­ло мень­ше раз­ме­щать­ся но­вых пред­при­ятий, по­сколь­ку пла­но­вые ор­га­ны стра­ны пе­ре­шли в ос­нов­ном на на­ра­щи­ва­ние мощ­но­стей имею­щих­ся про­из­водств за счет ре­кон­ст­рук­ции и мо­дер­ни­за­ции. Ко­неч­но, в это вре­мя соз­да­ва­лись круп­ные пред­при­ятия, на­при­мер, Ал­тай­ский при­бо­ро­строи­тель­ный за­вод «Ро­тор» (про­дук­ция для обо­рон­но-про­мыш­лен­но­го ком­плек­са), Бар­на­уль­ский за­вод «Кри­сталл» по об­ра­бот­ке якут­ских ал­ма­зов и не­ко­то­рые дру­гие. Ана­лиз про­ект­ных пред­ло­же­ний по­зво­ля­ет ут­вер­ждать, что го­су­дар­ст­во пы­та­лось сба­лан­си­ро­вать раз­ви­тие про­из­водств и со­от­вет­ст­вую­щей со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры на Ал­тае. В те го­ды в крае ста­ло со­ору­жать­ся мно­го жи­лья, по 15–20 школ в год, де­сят­ки дет­ских са­дов, по­ли­кли­ник, боль­ниц, уч­ре­ж­де­ний куль­ту­ры. Прак­ти­че­ски в ка­ж­дом сов­хо­зе или кол­хо­зе бы­ли по­строе­ны клу­бы и биб­лио­те­ки.

Ал­тай­ский край вхо­дил в чис­ло круп­ней­ших ре­гио­нов стра­ны по про­из­вод­ст­ву аг­рар­ной про­дук­ции, и пра­ви­тель­ст­во Со­вет­ско­го Сою­за вы­де­ля­ло боль­шие ка­пи­таль­ные вло­же­ния на раз­ви­тие гра­ж­дан­ских уч­ре­ж­де­ний без уче­та ре­гио­наль­ных бюд­жет­ных до­хо­дов. В ре­зуль­та­те край в 1980-е гг. имел, на наш взгляд, не­пло­хо раз­ви­тую со­ци­аль­ную ин­фра­струк­ту­ру.

Сле­ду­ет от­ме­тить, что в 60–70-е гг. крае­вые вла­сти не под­дер­жи­ва­ли но­вое про­мыш­лен­ное строи­тель­ст­во в ре­гио­не, по­сколь­ку соз­да­ние но­вых ра­бо­чих мест в го­ро­дах вы­зва­ло бы от­ток на­се­ле­ния из се­ла. Так, в тот пе­ри­од Гос­план СССР пред­ла­гал к раз­ме­ще­нию в Кам­не-на-Оби за­во­да по про­из­вод­ст­ву гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей (впо­след­ст­вии Ка­мАЗ в Та­та­рии). В этом го­ро­де име­лась хо­ро­шая про­из­вод­ст­вен­ная пло­щад­ка для круп­но­го строи­тель­ст­ва, пред­ла­га­лось так­же и соз­да­ние пред­при­ятия для про­из­вод­ст­ва обо­ру­до­ва­ния для неф­те­га­зо­во­го ком­плек­са, ко­то­рое мож­но бы­ло транс­пор­ти­ро­вать по Оби. В п. Ку­лун­да пред­по­ла­га­лось раз­мес­тить неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод для нужд Ал­тая и Се­вер­но­го Ка­зах­ста­на (сей­час неф­те­за­вод в Пав­ло­да­ре, Ка­зах­стан). Но ло­каль­ные ин­те­ре­сы и уве­рен­ность в том, что сель­ское хо­зяй­ст­во мо­жет обес­пе­чить подъ­ем эко­но­ми­ки края, ста­ли при­чи­ной от­ка­за от со­ору­же­ния этих и не­ко­то­рых дру­гих со­вре­мен­ных пред­при­ятий. Толь­ко не­за­гру­жен­ность же­лез­ной до­ро­ги из Ке­ме­ров­ской об­лас­ти на Ал­тай не по­зво­ли­ла от­ка­зать­ся от раз­ме­ще­ния в За­рин­ске кок­со­хи­ми­че­ско­го за­во­да, тех­но­ло­ги­че­ски свя­зан­но­го с пред­при­ятия­ми уголь­ной про­мыш­лен­но­сти и чер­ной ме­тал­лур­гии Куз­бас­са и Ура­ла. Хо­тя сей­час ОАО «Ал­тай-кокс» про­из­во­дит до 15% про­мыш­лен­ной про­дук­ции ре­гио­на, но в си­лу сво­ей тех­но­ло­ги­че­ской и ин­сти­ту­цио­наль­ной ав­то­но­мии он не слиш­ком спо­соб­ст­ву­ет раз­ви­тию се­ве­ро-вос­точ­ной час­ти края.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...