Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 4 глава
На протяжении всех лет советской власти в крае минимально развивалась электроэнергетика. В настоящее время Алтай находится на 41-м месте в стране по объему производства этой отрасли. Привязка к поставкам электроэнергии из других регионов Сибири, а также Казахстана привела к тому, что край только на 30% обеспечивает себя электроэнергией. Алтайский край производит 14% муки от ее общих объемов в стране и занимает 1-е место в России среди регионов, масла животного – 6-е в РФ и 2-е в Сибири, масла растительного – 12 и 1-е соответственно, хлеба – 24 и 3-е, пива – 18 и 3-е, мяса – 19 и 4-е, сахара – 16-е место в стране и единственный регион в Сибири. Край также контролирует 5% рынка страны в производстве биологически активных добавок (БАДов). При наличии собственного сырья и соответствующих мощностей по производству водки Алтай занимает лишь 34-е место в РФ, поскольку уже много лет имущественно-институциональные тяжбы не позволяют функционировать ряду заводов этой отрасли, а дисбаланс в спирте решается за счет его поставок из других регионов вплоть до европейской части страны (из Курской, Белгородской областей, Северной Осетии и т.п.). В настоящее время существенна роль промышленности Алтая в производстве железнодорожных товарных вагонов. Регион производит треть данной продукции от общероссийских показателей. В начале 2000-х гг. край занимал 4-е место в РФ по количеству выпускаемых тракторов. Это достигалось за счет значительных поставок их в Узбекистан. В 2004–2005 гг. оставшиеся мощности по производству тракторов фактически не загружены: нет заказов. Тем не менее власти края пытаются сохранить тракторный завод в Рубцовске.
В 2002 г. по производству шин Алтай находился на 9-м месте в стране, но громадная конкуренция со стороны Омского и Красноярского комбинатов, низкое качество алтайской продукции привели к тому, что в 2003 г. Барнаульский шинный завод практически обанкротился. С 2004 г. выпуск шин возобновился, но статус завода, налоговые платежи не транспорентны. Можно также отметить место Алтайского края среди других субъектов РФ в производстве отдельных товаров: картон – 19-е место в стране, минеральные удобрения – 20-е, деловая древесина – 24-е. Рейтинг развития станкостроения и приборостроения, оборонных производств в настоящее время ставит их в РФ на места ниже 30-го. Доминирование сельскохозяйственного производства никогда не сможет обеспечить высокий уровень жизни населения, и поэтому Алтай при сохранении современной структуры экономики обречен находиться среди регионов с минимальным уровнем доходов населения. В начале 2000-х гг. по этому показателю Алтай был в седьмом десятке субъектов РФ. Рядом с ним находятся либо различные автономии и регионы с громадным приростом населения (Республика Дагестан), либо с общим слабым экономическим потенциалом (Пензенская область), либо другие аграрные территории (Республика Калмыкия, Курганская область). Не менее сложная ситуация с качеством жизни населения.
В 2005 г. 679,3 тыс. чел., или 26,5% населения Алтая, имели доходы (по официальным данным) ниже прожиточного минимума (в 2004 г. – 808,3 тыс. чел., или 31,3%). По этим же источникам в крае 1618,9 тыс. чел. трудовых ресурсов, в экономике заняты 1107,6 тыс. чел., учащиеся – 143,6 тыс., не занятые в экономике лица трудоспособного возраста – 367,7 тыс. чел. Рассчитанная по действующей отечественной методике безработица в Алтайском крае составляет 3,5–4%, что соответствует 70–80 тыс. чел. экономически активного населения. В соответствии со стандартами МОТ безработица в крае гораздо выше – 125–155 тыс. чел, или 8–12%. В марте 2005 г. по количеству не занятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в органах государственной службы занятости, Алтайский край занимал одно из первых мест в стране, уступая, конечно, Чечне, но был на уровне столицы (на Алтае – 77,4 тыс. чел., в Москве – 78,0 тыс. чел.). Выборочные социологические исследования показывают еще большие размеры безработицы, поскольку в сельской местности и в малых городах самообеспечением охвачено до 30% населения. Не имеет адекватного отражения в статистике громадная проблема Алтая – пьянство и алкоголизм, которые приводят к отсутствию мотивации к труду
При большой безработице все более значимой проблемой Алтая становится дефицит рабочей силы (в том числе малоквалифицированной) как в городах, так и в селах. Частично решается этот вопрос путем приема на работу так называемых гастарбайтеров из других стран (Таджикистана, Казахстана, Киргизии и др.). Лимит иностранных рабочих на 2005 г. для Алтайского края установлен Правительством РФ в размере 1 тыс. чел. (из 329 тыс. чел. для России). Фактически по данным управления миграции Главного управления внутренних дел по Алтайскому краю МВД РФ в 2005 г. в регионе их было 4510 чел. Депрессивность экономики края заставляет совсем по-другому посмотреть на эволюцию развития его хозяйства в советский период. На наш взгляд, необходимо менять общее представление о роли и месте экономики Алтая в национальном хозяйстве страны, взаимоотношениях края с регионами Сибири, Казахстаном, республиками Средней Азии, а главное – о возможностях Алтайского края самостоятельно поступательно развиваться без помощи Центра (Правительства РФ). 2.2. Формирование экономики края в советский период В настоящее время экономический потенциал Алтайского края на 80–85% определяется производствами советского периода, т.е. предприятиями, созданными в 30–80-е гг. ХХ в. До революции промышленность в регионе была небольшая, и специализировалась она в основном на переработке аграрной продукции. По данным Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г., в Алтайском округе сельское население было 2,4 млн чел. Крестьяне содержали 1663 тыс. лошадей, 2088 тыс. крупного рогатого скота, в том числе 1071 тыс. коров, 706 тыс. свиней, 46 тыс. коз. Всего в трех уездах: Барнаульском, Бийском
На развитие экономики Алтая в первой трети ХХ в. определяющее влияние оказали два фактора: 1. Массовое переселение крестьян из европейской части Российской империи после революции 1905 г. Стремясь снизить социальную напряженность в обществе, власти России предприняли шаги по формированию благоприятных экономических, политических и прочих условий развития предпринимательства путем наделения неимущих крестьян сельскохозяйственными угодьями из фондов Кабинета Его Величества. При правительстве П.А. Столыпина шло активное заселение крестьянами новых сельхозугодий на территории нынешних Алтайского и Красноярского краев, Омской, Новосибирской, Иркутской областей, Дальнего Востока и ряда территорий Казахстана. Переселение неимущих крестьян было столь быстрым, что принимались определенные ограничения (в современной терминологии – квоты) для переселенцев. 2. В 1910–1920-е гг. через Алтай велось строительство Туркестано-Сибирской железной дороги, которая связывала Транссибирскую магистраль со Средней Азией и Казахстаном. В связи с этим в Барнауле был построен мост через Обь, который существенно влиял на развитие города в течение многих десятилетий. С появлением этого железнодорожного перехода в Барнауле начали создаваться средние промышленные предприятия, чего не было фактически на протяжении полутора веков после закрытия демидовских серебро- и медеплавильных заводов. В начале 30-х гг., в период введения в СССР централизованного директивного планирования, органы власти приняли решение разместить в Барнауле меланжевый комбинат, который должен был работать на поставляемом из Средней Азии хлопке. Этот комбинат создавался как закрытое оборонное предприятие для преимущественного изготовления продукции для армии. До его строительства в Барнауле были только мастерские железной дороги, десятки средних и мелких предприятий пищевой и легкой промышленности, перерабатывающих продукцию местного растениеводства и животноводства (мельницы, крупорушки, овчинно-меховая, сапоговаляльная фабрики, кожевенный завод и т.д.). Аналогичные небольшие предприятия размещались в других городах и крупных селах Алтая. В некоторых из них были еще и химические производства по переработке минерального сырья.
Огромнейшее влияние на развитие экономики края оказала Великая Отечественная война 1941–1945 гг. На Алтай были эвакуированы десятки предприятий машиностроения и металлообработки, промышленного строительства, автомобильного транспорта, электроэнергетики. В основном они размещались в Барнауле, Бийске, Рубцовске, а отдельные – в Новоалтайске и Славгороде. Дислокация производств определялась не экономическими факторами, а необходимостью восстановления объемов производства на эвакуированных из европейской части России и Украины предприятиях. Этому способствовало наличие железной дороги и свободных производственных зданий в виде хранилищ, складов, амбаров для зерна и т.п. Вместе с оборудованием прибывали квалифицированные инженерные и рабочие кадры. В результате на Алтае появились крупные заводы оборонной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного, энергетического, транспортного, продовольственного машиностроения и станкостроения. Вместе с этими заводами были перевезены и мощности по производству электроэнергии и тепла, которые частично покрывали образовавшийся дисбаланс Во время войны, помимо промышленных предприятий, на Алтай были эвакуированы транспортные и строительные организации, которые в течение продолжительного времени обеспечивали промышленное и гражданское строительство в крае. В частности, были переведены в Барнаул и Рубцовск трест «СтройГАЗ» (который раньше построил Горьковский автомобильный завод) из Нижнего Новгорода и трест №46. В 50–60-е гг. ХХ в. на Алтае выросли новые крупные мощности по производству машиностроительной продукции, электроэнергетики, химической и нефтехимической, легкой промышленности. Именно размещенные в 40–60-е гг. на Алтае предприятия и через 40–50 лет в значительной степени определяют занятость населения крупных и средних городов края. Пользуясь современной терминологией, необходимо отметить, что эвакуированные заводы находились во время войны в форс-мажорных обстоятельствах, что неблагоприятно воздействовало на формирование организации производства и технологии: цеха размещались с нарушением технологических циклов, у многих предприятий не было соответствующих вспомогательных производств и инфраструктуры. Поэтому перед всеми ними в последующие после войны годы стояла долговременная задача ликвидировать эти негативные явления. На протяжении почти 275 лет существования Бийск и Барнаул вели состязание за первенство в Алтайском регионе (аналогичное явление имело место, например, на Урале между Екатеринбургом и Челябинском, между Кемерово и Новокузнецком в Кузбассе и др.). После образования в 1937 г. Алтайского края Барнаул получил преимущество в административных факторах, а окончательно предопределило статусы этих городов перемещение в Барнаул многих промышленных предприятий в период Великой Отечественной войны и размещение закрытых оборонных заводов в Бийске в 50-е гг. ХХ в. В 1948 г. руководство Советского Союза приняло решение о формировании ракетно-ядерного оборонного щита страны. В числе городов, где было намечено построить предприятия этого оборонного комплекса, попал и Бийск, поскольку он находился в стороне от ведущих железных дорог Сибири – Транссиба и Турксиба, в нем легче было обеспечить соответствующую секретность. Бийск имел немного промышленных предприятий, а вокруг него в алтайских селах находилось много трудовых ресурсов. В 1953 г. было начато строительство Бийского химического комбината, который в последующем распался на такие крупные самостоятельные предприятия, как собственно химкомбинат, олеумный завод, ТЭЦ-1. В 60–70-е гг. были созданы новые оборонные машиностроительные заводы, которые в настоящее время входят в состав ОАО «Сибприбормаш». В те годы в Бийске появилось крупное научное учреждение – Алтайский научно-исследовательский институт химической технологии (АНИИХТ) (сейчас это Федеральный научно-производственный центр (ФНЦП) «Алтай»). Он формировался с участием ученых Москвы, Ленинграда, Казани, Томска, Харькова и сконцентрировал в себе значительные интеллектуальные силы химической науки всего Союза, что позволило ему добиться крупных научных достижений оборонного значения. Необходимо отметить, что этот институт и перечисленные выше оборонные предприятия создали другой, новый Бийск, практически не связанный с потребностями В Бийске традиционно развита перерабатывающая промышленность. Еще в довоенный период с ориентацией на имеющийся на Алтае и поставляемый из Монголии скот был сооружен один из крупнейших в России мясокомбинатов. Кроме этого, в Бийске функционировали табачная фабрика, маслоэкстракционный завод (для производства подсолнечного масла), один из двух алтайских спиртовых заводов, маслосыркомбинат и некоторые другие предприятия, которые перерабатывали сельскохозяйственное сырье, производимое в хозяйствах предгорий Алтая. В Бийске для торговли с Монголией действовало до 10 междугородних и международных автоколонн. Энергетика Бийска (как и всего Алтая) на протяжении многих лет являлась одним из самых слабых звеньев. Потребности энергоемких оборонных производств в электроэнергии покрывались за счет перетока ее от других источников. В 1984 г. из-за серьезной аварии на ТЭЦ была заморожена половина города. Последствия аварии устранялись в течение последующих пяти лет. Третьим по значимости городом края является Рубцовск. С точки зрения экономики, самым главным, трудно разрешаемым звеном в развитии Рубцовска было низкое качество выпускаемой продукции. Гарантированный государственный заказ не ориентировал на производство тракторов, плугов нового поколения, а собственных средств для модернизации своих производств в 80-е гг. у «Алтайсельмаша», Алтайского тракторного, Рубцовского машиностроительного заводов не могло быть. В 50-е гг. в небольших городах и селах Алтая были построены заводы и комбинаты, ориентированные на переработку местного сырья. Появились крупные производства в Славгороде, Горняке, В 1960–1980-е гг. в стране в больших объемах велось жилищное строительство: решалась задача предоставления каждой семье отдельной квартиры (эта простая человеческая норма, основанная на рекомендациях ООН, не была реализована в Советском Союзе в 50-е гг.). В Алтайском крае было сооружено несколько комбинатов крупнопанельного домостроения с целью расширения гражданского строительства, широкие масштабы приобрело строительство жилья населением и непрофильными предприятиями (хозяйственным способом). К концу советского периода в регионе ежегодно вводилось в эксплуатацию до 1,4 млн кв. м жилья. В легкой промышленности функционировали два крупных текстильных комбината по переработке хлопка из Узбекистана, большие швейные фабрики производили массовую одежду (но без учета спроса и моды). Для снабжения продовольствием городского населения в этот период во всех городах Алтая были сооружены значительные мощности по переработке животноводческой продукции. Во многих селах, городах в 50–60-е гг. построены элеваторы и зернохранилища. Созданные на их базе предприятия мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности в начале XXI в. стали ведущими в экономике края, и только сейчас власти и население региона смогли по достоинству оценить значение вложенных в свое время громадных инвестиций в инфраструктуру агропромышленного комплекса. Именно реализация этих мер позволяет иметь Агропромышленный комплекс (АПК) края с момента освоения целины, которое началось в 1954 г., и до начала перестройки добился наиболее системного развития. В него были направлены значительные капитальные вложения. До начала 50-х гг. в Алтайском крае площадь пашни составляла 4,56 млн га, или 34,6% от общей площади сельскохозяйственных угодий. Когда в стране было принято решение об увеличении производства зерновых из расчета одной тонны на жителя, началось масштабное освоение целинных земель Казахстана и юга Сибири. В результате это привело к тому, что в Алтайском крае в 1958 г. площадь пашни увеличилась на Бурное и тотальное освоение целины породило много негативных явлений: потеря плодородия почв, развитие эрозийных процессов, опустынивание земель и др. При господстве госсобственности и контроле государства за деятельностью сельскохозяйственных предприятий в 60–70-е гг. эти процессы частично были приостановлены. Прежде всего проведены лесопосадки на больших площадях, что позволило приостановить обезвоживание целинных земель в Кулундинской степи. После того как в стране была создана сеть заводов по производству минеральных удобрений, государство создало условия для внесения азотных, фосфорных удобрений в соответствии с агрохимическими нормативами. Так, в 1980 г. в крае вносилось 9 кг минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ на 1 га посева зерновых культур по сравнению с Алтайский край находится в зоне рискованного земледелия, Освоение целины в начале 50-х гг. вызвало новый после Великой Отечественной войны существенный приток населения на Алтай. В это время сформировалась и современная структура экономики края, которая, на наш взгляд, является первоосновой значительного отставания уровня жизни населения от уровня развития производительных сил, низкого жизненного уровня граждан Алтайского края по сравнению с другими территориями Сибири и России. Со второй половины 1960-х и до 1980-х гг. в крае стало меньше размещаться новых предприятий, поскольку плановые органы страны перешли в основном на наращивание мощностей имеющихся производств за счет реконструкции и модернизации. Конечно, в это время создавались крупные предприятия, например, Алтайский приборостроительный завод «Ротор» (продукция для оборонно-промышленного комплекса), Барнаульский завод «Кристалл» по обработке якутских алмазов и некоторые другие. Анализ проектных предложений позволяет утверждать, что государство пыталось сбалансировать развитие производств и соответствующей социальной инфраструктуры на Алтае. В те годы в крае стало сооружаться много жилья, по 15–20 школ в год, десятки детских садов, поликлиник, больниц, учреждений культуры. Практически в каждом совхозе или колхозе были построены клубы и библиотеки. Алтайский край входил в число крупнейших регионов страны по производству аграрной продукции, и правительство Советского Союза выделяло большие капитальные вложения на развитие гражданских учреждений без учета региональных бюджетных доходов. В результате край в 1980-е гг. имел, на наш взгляд, неплохо развитую социальную инфраструктуру. Следует отметить, что в 60–70-е гг. краевые власти не поддерживали новое промышленное строительство в регионе, поскольку создание новых рабочих мест в городах вызвало бы отток населения из села. Так, в тот период Госплан СССР предлагал к размещению в Камне-на-Оби завода по производству грузовых автомобилей (впоследствии КамАЗ в Татарии). В этом городе имелась хорошая производственная площадка для крупного строительства, предлагалось также и создание предприятия для производства оборудования для нефтегазового комплекса, которое можно было транспортировать по Оби. В п. Кулунда предполагалось разместить нефтеперерабатывающий завод для нужд Алтая и Северного Казахстана (сейчас нефтезавод в Павлодаре, Казахстан). Но локальные интересы и уверенность в том, что сельское хозяйство может обеспечить подъем экономики края, стали причиной отказа от сооружения этих и некоторых других современных предприятий. Только незагруженность железной дороги из Кемеровской области на Алтай не позволила отказаться от размещения в Заринске коксохимического завода, технологически связанного с предприятиями угольной промышленности и черной металлургии Кузбасса и Урала. Хотя сейчас ОАО «Алтай-кокс» производит до 15% промышленной продукции региона, но в силу своей технологической и институциональной автономии он не слишком способствует развитию северо-восточной части края.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|