Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 3 глава
Некоторые из отсталых территорий в последние годы набрали высокие темпы экономического роста, поэтому их можно назвать отстало-развивающимися. Это следующие субъекты РФ: республики Дагестан, Алтай, Калмыкия, Новгородская область, Чукотский автономный округ и др. Всего их 12. В целом экономика страны растет, но отдельные регионы смирились со своим отсталым и депрессивным развитием. По итогам 2004 г. к ним можно было отнести Агинский Бурятский автономный округ, республики Ингушетию и Тыву, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Читинскую область, Республику Дагестан, Коми-Пермяцкий и Эвенский автономные округа, Еврейскую автономную область, Курганскую область (Селезнев, 2005, с. 39). Указанные стоимостные границы для отнесения региона к отсталым и депрессивным не подходят для территорий Дальнего Востока, поскольку там совсем другие масштабы цен, тарифов, размера оплаты труда. На наш взгляд, для этого федерального округа следует взять в качестве критерия отнесения территории к отсталым границу выше среднероссийского показателя производства ВРП на душу населения, т.е. выше 80,9 тыс. руб. в 2003 г. Отсталыми регионами по душевому индикатору ВРП следует считать Еврейскую автономную область, Приморский край и Амурскую область. Недостаток финансовых индикаторов приводит к тому, что такие территории, как Чукотский автономный округ, Камчатская область, Магаданская область, Республика Саха (Якутия), в которых по большинству социально-экономических показателей явное неблагополучное положение, не попадают в отсталые и депрессивные территории.
Таблица 1.2 Изменение доли субъекта РФ в производстве ВВП
Неблагополучно складывается экономическая ситуация в депрессивных территориях, т.е. в регионах еще недавно развитых, где экономический спад превышал средние уровни по России. Даже сейчас, в условиях подъема экономики, депрессивные территории имеют слабые перспективы в достижении дореформенного уровня развития. Уровень жизни характеризуют доходы на душу населения, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, ожидаемая продолжительность жизни и т.п. Территории РФ все больше дифференцируются по доходам населения. Безусловно, для большинства граждан основным источником доходов является заработная плата. В 2005 г. у 60 субъектов РФ среднемесячная начисленная заработная плата была ниже среднероссийского показателя. К таким регионам относится большинство территорий Центрального федерального округа, все – Южного и Поволжского, почти все – Сибирского. Как и у первого критерия депрессивности, ценовые различия не позволяют относить к таким регионам области, края и республики Дальнего Востока.
Рис. 1.1. Доля Алтайского края в производстве валового
Натуральные показатели, в частности обеспеченность жильем в расчете на одного человека, имеют несколько другую особенность. Почти во всех регионах Центрального и Северо-Западного федеральных округов на одного человека приходится жилой площади больше, чем в среднем по России. Хуже всего ситуация на Урале и за Уралом: там вообще нет территорий, где бы такой индикатор превышал среднероссийский. Деградация территории приводит к упадку социальной сферы, поэтому, на наш взгляд, следует рассматривать демографический показатель «ожидаемая продолжительность жизни» как интегрирующий индикатор развития здравоохранения и всей социальной системы. Почти все регионы с большой долей сельского населения или расположенные за Уралом имеют продолжительность жизни меньше, чем в среднем по России. Таким образом, уровень и качество жизни заставляют относить к депрессивным субъектам РФ свыше 65 территорий, и практически все регионы Урала, Сибири и Дальнего Востока попадают в их число. Занятость и безработицу следует оценивать по таким показателям, как уровень занятости, безработицы, нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию, миграция из данного региона и т.п.
Рассматривая третий критерий депрессивности – безработицу – по регионам РФ, видим, что этот показатель имеет во многом К депрессивным регионам России, характеризующимся устойчивым и глубоким спадом экономической активности и резким снижением уровня жизни населения, относятся локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов европейского части России, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока. В результате обобщения критериев к ярко выраженным депрессивным территориям следует отнести, на наш взгляд, кроме Воронежской области и Алтайского края, также Ставропольский край, Ростовскую, Читинскую, Новосибирскую области, Приморский край, Республику Бурятия, Курганскую, Ульяновскую, Ивановскую области. Если в целом в стране с 2000 г. наблюдается довольно устойчивый экономический рост, то в ряде территорий преодолеть кризис не удалось. К сожалению, там период нестабильного политического и экономического существования слишком затянулся, и ряд депрессивных территорий уже можно просто причислять к отсталым субъектам РФ. Наше исследование посвящено крупному депрессивному и бедному региону России – Алтайскому краю. В отличие от отсталых территорий население края привыкло к более высокому уровню жизни. При увеличении экономического отставания от развитых территорий ему больше, чем другим субъектам РФ, грозит деградация большинства предприятий промышленности, увеличивающийся спад сельскохозяйственного производства, ликвидация учреждений социальной сферы, науки, загнивание отдельных городов и субтерриторий, ликвидация многих малых населенных пунктов и средних сел. Глава 2. Алтайский край как репрезентативный пример депрессивной территории
Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная земля, деятельная промышленность, легкость передвижения людей и товаров. Фрэнсис Бэкон, 1620 г. 2.1. Общая характеристика региона Алтайский край расположен на юге Западной Сибири, примерно на одинаковом расстоянии от западной и восточной границ России. Его площадь равна 168,0 тыс. кв. км. Протяженность с запада на восток – 600 км, с севера на юг – 400 км. На 1 января 2006 г. в крае проживало 2543,1 тыс. чел., за 2005 г. численность постоянного населения уменьшилась на 22,5 тыс. чел., или на 0,9%. Плотность проживания в регионе – 15,1 чел. на один кв. км, и это один из самых высоких показателей в Сибири (выше он только в Кемеровской области). Население края составляет 12,9% от населения Сибирского федерального округа, площадь – 3,3%. Территория края относится к Западно-Сибирской равнине и Алтае-Саянским горам, и это формирует резко континентальный климат, для которого характерны частая смена погоды, значительные колебания температуры в течение короткого времени. Однако в целом по разнообразию природных условий и мягкости климата это одна из лучших территорий азиатской части России. Алтайский край находится южнее главных сибирских магистралей – Транссибирской железной дороги и федеральной автомобильной трассы Москва – Владивосток. Хотя через территорию Алтая проходит железная дорога из Сибири на Казахстан и Среднюю Азию, можно сказать, что по факторам социально-экономического развития, обусловливаемым географическим положением, край уступает большинству регионов Западной Сибири. Транспортная доступность Алтая ко многим отечественным рынкам значительно ухудшилась после распада Советского Союза, и поэтому широко распространенное утверждение о том, что край находится в благоприятном географическом местоположении, на наш взгляд, излишне оптимистично и неверно. Повторяется тезис, имевший право быть, когда речь шла о территории СССР и плановой экономической системе. При оценке местоположения края мало учитывается, что бывшие советские азиатские республики в настоящее время стали самостоятельными государствами и все больше ориентируются на других внешнеэкономических торговых партнеров, а не на Россию. В Алтайском крае сложились 9 различных физико-географических провинций: от гор и предгорий до тайги и засушливой степи, на которую в последние десятилетия все больше наступает пустыня. Преобладающая по площади часть территории края – это степь. В данной подзоне расположено множество сельскохозяйственных предприятий, фермерских и личных хозяйств. Каштановые и различные черноземные почвы являются главным природным богатством края. От их правильного возделывания, использования и сохранения зависит благосостояние не только 99,9 тыс. чел., занятых в 2005 г. работой на сельскохозяйственных предприятиях (переход в статистическом учете с системы ОКОНХ на ОКВЭД за год «уменьшил» количество занятых в сельском хозяйстве более чем В Алтайском крае 12 городов и 60 сельских административных районов. 53,2% населения края проживает в городах, 46,8% – в сельской местности. Столица края – Барнаул, в котором проживает 635,8 тыс. чел. (2004 г.), плотность населения в Барнауле – 705,2 чел. на 1 кв. км. Вторым городом края является Бийск,расположенный недалеко от слияния рек Бии и Катуни, образующих Обь. В 2004 г. в Бийске проживало 229,4 тыс. чел., плотность населения – 791 чел. на 1 кв. км.Третий по численности населения город края – Рубцовск. В настоящее время в нем проживает 161,3 тыс. чел., плотность населения – 1947 чел. на 1 кв. км. Исходя из природно-климатических характеристик Алтая необходимо отметить, что большинство сельскохозяйственных угодий края расположено в резко континентальной зоне, для которой характерны холодная зима, короткое, но очень жаркое лето. Результативность ведения хозяйства в этой зоне во многом зависит от количества осадков. Как показывают эмпирические данные, в Кулундинской степи два года из пяти – это засуха, и только один год благоприятен для выращивания зерновых. Тем не менее громадные площади пашни позволяют собирать на Алтае такие объемы зерна, что край по этому показателю может занимать среди субъектов РФ лидирующее место после Краснодарского и Ставропольского краев, республик Татарстан и Башкортостан, на уровне Ростовской и Оренбургской областей. По площади лесов Алтайский край уступает практически всем регионам Сибири. Но их экологическая чистота, наличие диких животных, большого разнообразия растений делают восточную часть края привлекательной для организации туризма, заготовок сырья для фармацевтической промышленности, например, кедровых орехов, ягод, полезных трав и растений, меда и т.п. Минерально-сырьевая база Алтайского края характеризуется наличием практически всех видов полезных ископаемых, но при этом они очень слабо изучены и практически не вовлечены в промышленное освоение, которое бы имело общероссийское значение. Основу минерально-сырьевой базы региона составляют 16 месторождений полиметаллических руд с общими запасами A+B+C1 в 59,8 млн т, 32 месторождения золота (44,8 т), 119 месторождений питьевых и технических подземных вод (2286,6 тыс. куб/сут), 3 месторождения минеральных и лечебных вод, одно месторождение лечебных грязей, 192 месторождения стройматериалов. В крае известны месторождения бокситов (общие объемы запасов – 25,2 млн т), железных руд (452,3 млн т), цементного сырья (159,8 млн т), ртути (232 т), бурого угля (около 9 млн. т), а также горно-химического сырья и облицовочных камней. Большинство месторождений полезных ископаемых, которые были разведаны в крае в 50–70-е гг. ХХ в., практически не эксплуатируется из-за их небольших запасов или необходимости внесения значительного капитала для освоения и эксплуатации месторождения. В 2003 г. началась небольшая добыча полиметаллических руд цветных металлов в Рубцовском руднике ОАО «Сибирь-полиметаллы», которым с 2004 г. владеет Уральская горно-металлургическая компания. В настоящее время на Алтае ведется разведка трех месторождений золота, облицовочных и поделочных камней, одного месторождения бурого угля, 32 месторождений строительных материалов (глина, галька, песчаники, известняк, кварцит и т.п.) и 123 месторождения питьевой, минеральной и технической подземных вод, поваренной и минеральных солей, лечебных грязей. В стадии подготовки к эксплуатации находятся несколько месторождений облицовочных камней, золота и полиметаллических руд, а также четыре месторождения подземных вод. Только 29 административных районов Алтайского края из 60 имеют доступ к железной дороге. Регион в середине 90-х, начале 2000-х гг. серьезно занимался строительством автомобильных дорог, благодаря чему значительное развитие получили автомобильные перевозки, но основные грузопотоки по-прежнему проходят по железной дороге. Через Алтайский край проходят трассы федерального значения: автомобильная дорога на Республику Алтай с дальнейшим выходом на Монголию и Китай, автотрасса из Новосибирска на Казахстан, новая (1999 г.) федеральная дорога Алтай–Кузбасс. По протяженности автомобильных дорог Алтай занимает второе место в Российской Федерации. Их общая длина составляет 25,7 тыс. км, но только с 2003 г. дорогами с асфальтным покрытием связаны все города и райцентры региона. По густоте автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории Алтайский край занимает 45 место в РФ. В регионе в 2005 г. зарегистрировано 391,1 тыс. легковых автомобилей, это 42 единицы на 100 домохозяйств, или 153,1 личных автомобиля на 1000 чел. населения. По данным показателям Алтай занимает одно из первых мест в Сибири. Но интенсивность автомобильных потоков в крае незначительна. Это объясняется многими причинами, включая низкий жизненный уровень населения и использование сельским населением автомобилей не более 7–8 месяцев в году. Согласно официальной статистике, очень много личных автомобилей края находится во владении сельчан (47 ед. на 100 домохозяйств в сельской местности против 39 в городах). На наш взгляд, официальные цифры по количеству автомобилей в личном владении в регионе завышены, а их эксплуатация и пробег меньше, чем в среднем по России. Высокая цифра наличия в регионе автомобилей в личном пользовании в определенной мере объясняется тем, что часть из них была куплена жителями Казахстана, других среднеазиатских республик, но зарегистрированы они в России, в том числе и на Алтае. Это происходило из-за того, что в 1990-е гг. в нашей стране был более благоприятный климат (для отдельных лиц) по регистрации и растаможиванию автомобилей, чем в других странах СНГ. И только после 2002 г. стали применяться более жесткие меры по наведению порядка в этой сфере. На последних местах на Алтае по объему перевозок находятся авиационный и речной транспорт. Пассажирские авиапотоки в крае в начале 2000-х гг. стали в 7 раз меньше, чем это было до 90-х гг. Резко уменьшилось количество авиарейсов как в европейскую часть страны, так и на Дальний Восток, а в страны Средней Азии их почти нет. В конце 2004 г. в Барнауле был распущен остаток местного авиаотряда, основная авиакомпания Сибирского федерального округа S7 (бывшая «Сибирь») обслуживает рейсы из Барнаула специалистами (летчики, бортпроводники) из других городов, прежде всего Новосибирска. Практически развалилась местная авиация, которая раньше связывала крупные города края с райцентрами. Причины – высокая стоимость билетов, недоступная большинству населения, а также отсутствие в стране небольшого современного самолета с экономным расходованием топлива. Резко сократилось использование гражданской авиации в сельском хозяйстве для внесения минеральных удобрений, обработки полей ядохимикатами. Такое же положение с применением авиации при тушении лесных пожаров, которые в сибирских лесах, к сожалению, приобрели в последнее время устрашающие размеры. В Алтайском крае хотя и действует слабая санитарная авиация, но ликвидация большинства сельских аэродромов снизила ее возможности, и используется она только в самых отдаленных предгорных сельских районах. Можно утверждать, что за годы реформ современная авиация края, опиравшаяся на собственную материальную базу, ликвидирована. В 90-е гг. резко уменьшились как грузовые, так и пассажирские перевозки речным транспортом края. Грузовые теплоходы в основном переместились в Тюменскую область и сотрудничают с топливно-энергетическими компаниями. Пассажирские теплоходы перестали обновляться после распада Союза. Отсутствие дотаций со стороны государства также сделало невыгодным их использование. В Алтайском крае на 1 января 2006 г. из 61,5 тыс. организаций, учтенных в составе территориального раздела Статрегистра Росстата, 57,7 тыс. являются юридическими лицами, 3,8 тыс. – Хозяйство Алтайского края после глубокого спада объемов производства (почти на 60% в середине 90-х гг. к уровню 1990 г.) и дефолта 1998 г. с 1999 до 2004 г. переживало период роста средней интенсивности. Сложившиеся тогда темпы роста производства достигали в среднем в промышленности, инвестициях – 4–6%, в торговле – 7–9%, сельском хозяйстве – 1–2%. Докризисный уровень производства промышленности Алтайского края мог быть достигнут к 2022 г., сельского хозяйства – к 2008 г. Однако системный кризис, начавшийся с второй половины 2004 г. и начале 2005 г., поставил под вопрос такую возможность. В настоящее время по данным Росстата ВРП Алтая составляет 0,8% от ВВП страны при численности населения края 1,8% от численности населения РФ, территория края – 1% от общероссийской площади. Основные фонды, занятые в краевой экономике, примерно равны 1% от стоимости всех основных фондов в России, объем промышленной продукции – 0,8% от общероссийского показателя, продукция сельского хозяйства – 3,1%, подрядные работы – 0,4%, инвестиции в основной капитал – 0,6%, экспорт и импорт – по 0,3%, ввод в действие общей площади жилых домов – 1,1%, оборот розничной торговли – 1,1%. Поступления налогов в 2005 г. из Алтайского края в бюджетную систему страны равны всего 0,34% от общероссийских сборов, в том числе в федеральный бюджет – 0,07%. Свод, характеристика и анализ таких данных позволяют понять роль края в экономике страны, развитие или спад тех или иных отраслей, а самое главное для нашего исследования – так ли уж велик размер кризисного состояния экономики Алтайского региона? Алтайский край производит в два с лишним раза меньше доли ВРП, чем доля населения региона в общей численности страны. По объему промышленного производства край в 2004 г. занимал 38-е место среди 79 субъектов РФ, в сельскохозяйственном производстве – 5 место.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|