Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 3 глава




Не­ко­то­рые из от­ста­лых тер­ри­то­рий в по­след­ние го­ды на­бра­ли вы­со­кие тем­пы эко­но­ми­че­ско­го рос­та, по­это­му их мож­но на­звать от­ста­ло-раз­ви­ваю­щи­ми­ся. Это сле­дую­щие субъ­ек­ты РФ: рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан, Ал­тай, Кал­мы­кия, Нов­го­род­ская об­ласть, Чу­кот­ский ав­то­ном­ный ок­руг и др. Все­го их 12. В це­лом эко­но­ми­ка стра­ны рас­тет, но от­дель­ные ре­гио­ны сми­ри­лись со сво­им от­ста­лым и де­прес­сив­ным раз­ви­ти­ем. По ито­гам 2004 г. к ним мож­но бы­ло от­не­сти Агин­ский Бу­рят­ский ав­то­ном­ный ок­руг, рес­пуб­ли­ки Ин­гу­ше­тию и Ты­ву, Усть-Ор­дын­ский Бу­рят­ский ав­то­ном­ный ок­руг, Чи­тин­скую об­ласть, Рес­пуб­ли­ку Да­ге­стан, Ко­ми-Пер­мяц­кий и Эвен­ский ав­то­ном­ные ок­ру­га, Ев­рей­скую ав­то­ном­ную об­ласть, Кур­ган­скую об­ласть (Се­лез­нев, 2005, с. 39).

Ука­зан­ные стои­мо­ст­ные гра­ни­цы для от­не­се­ния ре­гио­на к от­ста­лым и де­прес­сив­ным не под­хо­дят для тер­ри­то­рий Даль­не­го Вос­то­ка, по­сколь­ку там со­всем дру­гие мас­шта­бы цен, та­ри­фов, раз­ме­ра оп­ла­ты тру­да. На наш взгляд, для это­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га сле­ду­ет взять в ка­че­ст­ве кри­те­рия от­не­се­ния тер­ри­то­рии к от­ста­лым гра­ни­цу вы­ше сред­не­рос­сий­ско­го по­ка­за­те­ля про­из­вод­ст­ва ВРП на ду­шу на­се­ле­ния, т.е. вы­ше 80,9 тыс. руб. в 2003 г. От­ста­лы­ми ре­гио­на­ми по ду­ше­во­му ин­ди­ка­то­ру ВРП сле­ду­ет счи­тать Ев­рей­скую ав­то­ном­ную об­ласть, При­мор­ский край и Амур­скую об­ласть. Не­дос­та­ток фи­нан­со­вых ин­ди­ка­то­ров при­во­дит к то­му, что та­кие тер­ри­то­рии, как Чу­кот­ский ав­то­ном­ный ок­руг, Кам­чат­ская об­ласть, Ма­га­дан­ская об­ласть, Рес­пуб­ли­ка Са­ха (Яку­тия), в ко­то­рых по боль­шин­ст­ву со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей яв­ное не­бла­го­по­луч­ное по­ло­же­ние, не по­па­да­ют в от­ста­лые и де­прес­сив­ные тер­ри­то­рии.

Таб­ли­ца 1.2

Из­ме­не­ние до­ли субъ­ек­та РФ в про­из­вод­ст­ве ВВП
с 1995 по 2003 г.

Субъ­ект Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Уве­ли­че­ние (умень­ше­ние) до­ли
  г. Мо­ск­ва 10,8260
  Тю­мен­ская об­ласть 2,5769
  Мо­с­ков­ская об­ласть 0,4786
  г. Санкт-Пе­тер­бург 0,4226
  Рес­пуб­ли­ка Ады­гея 0,3428
  Ле­нин­град­ская об­ласть 0,2550
  Крас­но­дар­ский край 0,1834
  Рес­пуб­ли­ка Да­ге­стан 0,1786
  Са­ха­лин­ская об­ласть 0,0901
  Ка­ли­нин­град­ская об­ласть 0,0699
  Рес­пуб­ли­ка Та­тар­стан 0,0683
  Чу­кот­ский ав­т­о­н­ом­ный ок­руг 0,0635
  Ас­т­ра­хан­ская об­ласть 0,0609
  Ка­бар­ди­но-Бал­кар­ская Рес­пуб­ли­ка 0,0467
  Нов­го­род­ская об­ласть 0,0242
  Рес­пуб­ли­ка Кал­мы­кия 0,0190
  Рес­пуб­ли­ка Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния 0,0149
  Рес­пуб­ли­ка Ал­тай 0,0030
  Рес­пуб­ли­ка Ин­гу­ше­тия 0,0021
  Рес­пуб­ли­ка Ты­ва -0,0054
  Ев­рей­ская ав­т­о­н­ом­ная об­ласть -0,0102
  Ха­ба­ров­ский край -0,0124
  Том­ская об­ласть -0,0151
  Ка­ра­чае­во-Чер­кес­ская Рес­пуб­ли­ка -0,0181
  Там­бов­ская об­ласть -0,0257
  Ор­лов­ская об­ласть -0,0315
  Рес­пуб­ли­ка Мор­до­вия -0,0376
  Уд­мурт­ская Рес­пуб­ли­ка -0,0402
  Ма­га­дан­ская об­ласть -0,0411
  Псков­ская об­ласть -0,0664
  Рес­пуб­ли­ка Ма­рий Эл -0,0670
  Ар­хан­гель­ская об­ласть -0,0839
  Чу­ваш­ская Рес­пуб­ли­ка -0,1010
  Пен­зен­ская об­ласть -0,1062
  Рес­пуб­ли­ка Ха­ка­сия -0,1096
  Смо­лен­ская об­ласть -0,1105
  Кур­ган­ская об­ласть -0,1147
  Ка­луж­ская об­ласть -0,1164
  Амур­ская об­ласть -0,1185
  Кам­чат­ская об­ласть -0,1315
  Ли­пец­кая об­ласть -0,1320
  Брян­ская об­ласть -0,1349
  Ко­ст­ром­ская об­ласть -0,1357
  Рес­пуб­ли­ка Бу­ря­тия -0,1461
  Яро­слав­ская об­ласть -0,1462
  Ива­нов­ская об­ласть -0,1468
  Рес­пуб­ли­ка Ка­ре­лия -0,1581
  Ря­зан­ская об­ласть -0,1680
  Кур­ская об­ласть -0,1696
  Вла­ди­мир­ская об­ласть -0,1796
  Но­во­си­бир­ская об­ласть -0,1848
  Твер­ская об­ласть -0,1853
  Бел­го­род­ская об­ласть -0,2058
  Орен­бург­ская об­ласть -0,2066
  Вол­го­град­ская об­ласть -0,2070
  Туль­ская об­ласть -0,2153
  Чи­тин­ская об­ласть -0,2328
  Уль­я­нов­ская об­ласть -0,2557
  Во­ро­неж­ская об­ласть -0,2669
  Ал­тай­ский край -0,2790
  Рос­тов­ская об­ласть -0,2864
  Рес­пуб­ли­ка Са­ха (Яку­тия) -0,2947
  Ки­ров­ская об­ласть -0,2962
  При­мор­ский край -0,2992
  Мур­ман­ская об­ласть -0,3150
  Са­ра­тов­ская об­ласть -0,3170
  Став­ро­поль­ский край -0,3391
  Че­ля­бин­ская об­ласть -0,3641
  Рес­пуб­ли­ка Баш­кор­то­стан -0,3864
  Во­ло­год­ская об­ласть -0,3866
  Ом­ская об­ласть -0,3895
  Рес­пуб­ли­ка Ко­ми -0,3967
  Ни­же­го­род­ская об­ласть -0,5771
  Перм­ская об­ласть -0,6288
  Крас­но­яр­ский край -0,6921
  Са­мар­ская об­ласть -0,8247
  Ир­кут­ская об­ласть -0,9076
  Ке­ме­ров­ская об­ласть -1,1030
  Сверд­лов­ская об­ласть -1,4169

 

Не­бла­го­по­луч­но скла­ды­ва­ет­ся эко­но­ми­че­ская си­туа­ция в де­прес­сив­ных тер­ри­то­ри­ях, т.е. в ре­гио­нах еще не­дав­но раз­ви­тых, где эко­но­ми­че­ский спад пре­вы­шал сред­ние уров­ни по Рос­сии. Да­же сей­час, в ус­ло­ви­ях подъ­е­ма эко­но­ми­ки, де­прес­сив­ные тер­ри­то­рии име­ют сла­бые пер­спек­ти­вы в дос­ти­же­нии до­ре­фор­мен­но­го уров­ня раз­ви­тия.

Уро­вень жиз­ни ха­рак­те­ри­зу­ют до­хо­ды на ду­шу на­се­ле­ния, про­жи­точ­ный ми­ни­мум, обес­пе­чен­ность жиль­ем, ожи­дае­мая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни и т.п.

Тер­ри­то­рии РФ все боль­ше диф­фе­рен­ци­ру­ют­ся по до­хо­дам на­се­ле­ния. Без­ус­лов­но, для боль­шин­ст­ва гра­ж­дан ос­нов­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов яв­ля­ет­ся за­ра­бот­ная пла­та. В 2005 г. у 60 субъ­ек­тов РФ сред­не­ме­сяч­ная на­чис­лен­ная за­ра­бот­ная пла­та бы­ла ни­же сред­не­рос­сий­ско­го по­ка­за­те­ля. К та­ким ре­гио­нам от­но­сит­ся боль­шин­ст­во тер­ри­то­рий Цен­траль­но­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га, все – Юж­но­го и По­волж­ско­го, поч­ти все – Си­бир­ско­го. Как и у пер­во­го кри­те­рия де­прес­сив­но­сти, це­но­вые раз­ли­чия не по­зво­ля­ют от­но­сить к та­ким ре­гио­нам об­лас­ти, края и рес­пуб­ли­ки Даль­не­го Вос­то­ка.

Рис. 1.1. До­ля Ал­тай­ско­го края в про­из­вод­ст­ве ва­ло­во­го
внут­рен­не­го про­дук­та РФ в 1997–2003 гг. (в %)

 

На­ту­раль­ные по­ка­за­те­ли, в ча­ст­но­сти обес­пе­чен­ность жиль­ем в рас­че­те на од­но­го че­ло­ве­ка, име­ют не­сколь­ко дру­гую осо­бен­ность. Поч­ти во всех ре­гио­нах Цен­траль­но­го и Се­ве­ро-За­пад­но­го фе­де­раль­ных ок­ру­гов на од­но­го че­ло­ве­ка при­хо­дит­ся жи­лой пло­ща­ди боль­ше, чем в сред­нем по Рос­сии. Ху­же все­го си­туа­ция на Ура­ле и за Ура­лом: там во­об­ще нет тер­ри­то­рий, где бы та­кой ин­ди­ка­тор пре­вы­шал сред­не­рос­сий­ский.

Де­гра­да­ция тер­ри­то­рии при­во­дит к упад­ку со­ци­аль­ной сфе­ры, по­это­му, на наш взгляд, сле­ду­ет рас­смат­ри­вать де­мо­гра­фи­че­ский по­ка­за­тель «ожи­дае­мая про­дол­жи­тель­ность жиз­ни» как ин­тег­ри­рую­щий ин­ди­ка­тор раз­ви­тия здра­во­охра­не­ния и всей со­ци­аль­ной сис­те­мы. Поч­ти все ре­гио­ны с боль­шой до­лей сель­ско­го на­се­ле­ния или рас­по­ло­жен­ные за Ура­лом име­ют про­дол­жи­тель­ность жиз­ни мень­ше, чем в сред­нем по Рос­сии. Та­ким об­ра­зом, уро­вень и ка­че­ст­во жиз­ни за­став­ля­ют от­но­сить к де­прес­сив­ным субъ­ек­там РФ свы­ше 65 тер­ри­то­рий, и прак­ти­че­ски все ре­гио­ны Ура­ла, Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка по­па­да­ют в их чис­ло.

За­ня­тость и без­ра­бо­ти­цу сле­ду­ет оце­ни­вать по та­ким по­ка­за­те­лям, как уро­вень за­ня­то­сти, без­ра­бо­ти­цы, на­груз­ка не­за­ня­то­го на­се­ле­ния на од­ну за­яв­лен­ную ва­кан­сию, ми­гра­ция из дан­но­го ре­гио­на и т.п.

Рас­смат­ри­вая тре­тий кри­те­рий де­прес­сив­но­сти – без­ра­бо­ти­цу – по ре­гио­нам РФ, ви­дим, что этот по­ка­за­тель име­ет во мно­гом
тер­ри­то­ри­аль­ную ок­ра­ску. Мак­си­маль­ный уро­вень без­ра­бо­ти­цы в Юж­ном фе­де­раль­ном ок­ру­ге и пре­ж­де все­го в се­ве­ро­кав­каз­ских рес­пуб­ли­ках (Ин­гу­ше­тия, Да­ге­стан, Ады­гея, Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рия, Се­вер­ная Осе­тия-Ала­ния). Так­же вы­ше сред­не­рос­сий­ской без­ра­бо­ти­ца в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге, и за счет Си­би­ри су­ще­ст­вен­но рас­ши­ря­ет­ся спи­сок де­гра­ди­рую­щих тер­ри­то­рий.

К де­прес­сив­ным ре­гио­нам Рос­сии, ха­рак­те­ри­зую­щим­ся ус­той­чи­вым и глу­бо­ким спа­дом эко­но­ми­че­ской ак­тив­но­сти и рез­ким сни­же­ни­ем уров­ня жиз­ни на­се­ле­ния, от­но­сят­ся ло­каль­ные зо­ны ста­ро­про­мыш­лен­ных, аг­рар­но-про­мыш­лен­ных и не­ко­то­рых до­бы­ваю­щих ре­гио­нов ев­ро­пей­ско­го час­ти Рос­сии, Ура­ла, юга Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка.

В ре­зуль­та­те обоб­ще­ния кри­те­ри­ев к яр­ко вы­ра­жен­ным де­прес­сив­ным тер­ри­то­ри­ям сле­ду­ет от­не­сти, на наш взгляд, кро­ме Во­ро­неж­ской об­лас­ти и Ал­тай­ско­го края, так­же Став­ро­поль­ский край, Рос­тов­скую, Чи­тин­скую, Но­во­си­бир­скую об­лас­ти, При­мор­ский край, Рес­пуб­ли­ку Бу­ря­тия, Кур­ган­скую, Уль­я­нов­скую, Ива­нов­скую об­лас­ти.

Ес­ли в це­лом в стра­не с 2000 г. на­блю­да­ет­ся до­воль­но ус­той­чи­вый эко­но­ми­че­ский рост, то в ря­де тер­ри­то­рий пре­одо­леть кри­зис не уда­лось. К со­жа­ле­нию, там пе­ри­од не­ста­биль­но­го по­ли­ти­че­ско­го и эко­но­ми­че­ско­го су­ще­ст­во­ва­ния слиш­ком за­тя­нул­ся, и ряд де­прес­сив­ных тер­ри­то­рий уже мож­но про­сто при­чис­лять к от­ста­лым субъ­ек­там РФ.

На­ше ис­сле­до­ва­ние по­свя­ще­но круп­но­му де­прес­сив­но­му и бед­но­му ре­гио­ну Рос­сии – Ал­тай­ско­му краю. В от­ли­чие от от­ста­лых тер­ри­то­рий на­се­ле­ние края при­вык­ло к бо­лее вы­со­ко­му уров­ню жиз­ни. При уве­ли­че­нии эко­но­ми­че­ско­го от­ста­ва­ния от раз­ви­тых тер­ри­то­рий ему боль­ше, чем дру­гим субъ­ек­там РФ, гро­зит де­гра­да­ция боль­шин­ст­ва пред­при­ятий про­мыш­лен­но­сти, уве­ли­чи­ваю­щий­ся спад сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го про­из­вод­ст­ва, ли­к­ви­да­ция уч­ре­ж­де­ний со­ци­аль­ной сфе­ры, нау­ки, за­гни­ва­ние от­дель­ных го­ро­дов и суб­тер­ри­то­рий, ли­к­ви­да­ция мно­гих ма­лых на­се­лен­ных пунк­тов и сред­них сел.


Гла­ва 2. Ал­тай­ский край как ре­пре­зен­та­тив­ный при­мер де­прес­сив­ной тер­ри­то­рии

 

Три ве­щи де­ла­ют на­цию ве­ли­кой

и бла­го­ден­ст­вую­щей: пло­до­нос­ная

зем­ля, дея­тель­ная про­мыш­лен­ность,

лег­кость пе­ре­дви­же­ния лю­дей и то­ва­ров.

Фрэн­сис Бэ­кон, 1620 г.

2.1. Об­щая ха­рак­те­ри­сти­ка ре­гио­на

Ал­тай­ский край рас­по­ло­жен на юге За­пад­ной Си­би­ри, при­мер­но на оди­на­ко­вом рас­стоя­нии от за­пад­ной и вос­точ­ной гра­ниц Рос­сии. Его пло­щадь рав­на 168,0 тыс. кв. км. Про­тя­жен­ность с за­па­да на вос­ток – 600 км, с се­ве­ра на юг – 400 км. На 1 ян­ва­ря 2006 г. в крае про­жи­ва­ло 2543,1 тыс. чел., за 2005 г. чис­лен­ность по­сто­ян­но­го на­се­ле­ния умень­ши­лась на 22,5 тыс. чел., или на 0,9%. Плот­ность про­жи­ва­ния в ре­гио­не – 15,1 чел. на один кв. км, и это один из са­мых вы­со­ких по­ка­за­те­лей в Си­би­ри (вы­ше он толь­ко в Ке­ме­ров­ской об­лас­ти). На­се­ле­ние края со­став­ля­ет 12,9% от на­се­ле­ния Си­бир­ско­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га, пло­щадь – 3,3%.

Тер­ри­то­рия края от­но­сит­ся к За­пад­но-Си­бир­ской рав­ни­не и Ал­тае-Са­ян­ским го­рам, и это фор­ми­ру­ет рез­ко кон­ти­нен­таль­ный кли­мат, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны час­тая сме­на по­го­ды, зна­чи­тель­ные ко­ле­ба­ния тем­пе­ра­ту­ры в те­че­ние ко­рот­ко­го вре­ме­ни. Од­на­ко в це­лом по раз­но­об­ра­зию при­род­ных ус­ло­вий и мяг­ко­сти кли­ма­та это од­на из луч­ших тер­ри­то­рий ази­ат­ской час­ти Рос­сии.

Ал­тай­ский край на­хо­дит­ся юж­нее глав­ных си­бир­ских ма­ги­ст­ра­лей – Транс­си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги и фе­де­раль­ной ав­то­мо­биль­ной трас­сы Мо­ск­ва – Вла­ди­во­сток. Хо­тя че­рез тер­ри­то­рию Ал­тая про­хо­дит же­лез­ная до­ро­га из Си­би­ри на Ка­зах­стан и Сред­нюю Азию, мож­но ска­зать, что по фак­то­рам со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, обу­слов­ли­вае­мым гео­гра­фи­че­ским по­ло­же­ни­ем, край ус­ту­па­ет боль­шин­ст­ву ре­гио­нов За­пад­ной Си­би­ри. Транс­порт­ная дос­туп­ность Ал­тая ко мно­гим оте­че­ст­вен­ным рын­кам зна­чи­тель­но ухуд­ши­лась по­сле рас­па­да Со­вет­ско­го Сою­за, и по­это­му ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ное ут­вер­жде­ние о том, что край на­хо­дит­ся в бла­го­при­ят­ном гео­гра­фи­че­ском ме­сто­по­ло­же­нии, на наш взгляд, из­лиш­не оп­ти­ми­стич­но и не­вер­но. По­вто­ря­ет­ся те­зис, имев­ший пра­во быть, ко­гда речь шла о тер­ри­то­рии СССР и пла­но­вой эко­но­ми­че­ской сис­те­ме. При оцен­ке ме­сто­по­ло­же­ния края ма­ло учи­ты­ва­ет­ся, что быв­шие со­вет­ские ази­ат­ские рес­пуб­ли­ки в на­стоя­щее вре­мя ста­ли са­мо­стоя­тель­ны­ми го­су­дар­ст­ва­ми и все боль­ше ори­ен­ти­ру­ют­ся на дру­гих внеш­не­эко­но­ми­че­ских тор­го­вых парт­не­ров, а не на Рос­сию.

В Ал­тай­ском крае сло­жи­лись 9 раз­лич­ных фи­зи­ко-гео­гра­фи­че­ских про­вин­ций: от гор и пред­го­рий до тай­ги и за­суш­ли­вой сте­пи, на ко­то­рую в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия все боль­ше на­сту­па­ет пус­ты­ня. Пре­об­ла­даю­щая по пло­ща­ди часть тер­ри­то­рии края – это степь. В дан­ной под­зо­не рас­по­ло­же­но мно­же­ст­во сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных пред­при­ятий, фер­мер­ских и лич­ных хо­зяйств. Каш­та­но­вые и раз­лич­ные чер­но­зем­ные поч­вы яв­ля­ют­ся глав­ным при­род­ным бо­гат­ст­вом края. От их пра­виль­но­го воз­де­лы­ва­ния, ис­поль­зо­ва­ния и со­хра­не­ния за­ви­сит бла­го­сос­тоя­ние не толь­ко 99,9 тыс. чел., за­ня­тых в 2005 г. ра­бо­той на сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных пред­при­яти­ях (пе­ре­ход в ста­ти­сти­че­ском уче­те с сис­те­мы ОКОНХ на ОКВЭД за год «умень­шил» ко­ли­че­ст­во за­ня­тых в сель­ском хо­зяй­ст­ве бо­лее чем
в 2 раза), но и 5 тыс. фер­ме­ров, не­ма­ло­го чис­ла ра­бот­ни­ков, за­ни­маю­щих­ся про­из­вод­ст­вом пи­ще­вых про­дук­тов, вклю­чая на­пит­ки,
и та­ба­ка (24,8 тыс. чел.), а так­же ин­фра­струк­тур­ных пред­при­ятий. Кро­ме них, в крае на 1 ян­ва­ря 2005 г. бы­ло 218,4 тыс. се­мей, вла­дев­ших кол­лек­тив­ны­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми са­да­ми, и 87,5 тыс.
се­мей, имев­ших кол­лек­тив­ные и ин­ди­ви­ду­аль­ные ого­ро­ды.

В Ал­тай­ском крае 12 го­ро­дов и 60 сель­ских ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рай­онов. 53,2% на­се­ле­ния края про­жи­ва­ет в го­ро­дах, 46,8% – в сель­ской ме­ст­но­сти. Сто­ли­ца края – Бар­на­ул, в ко­то­ром про­жи­ва­ет 635,8 тыс. чел. (2004 г.), плот­ность на­се­ле­ния в Бар­нау­ле – 705,2 чел. на 1 кв. км. Вто­рым го­ро­дом края яв­ля­ет­ся Бийск,рас­по­ло­жен­ный не­да­ле­ко от слия­ния рек Бии и Ка­ту­ни, об­ра­зую­щих Обь. В 2004 г. в Бий­ске про­жи­ва­ло 229,4 тыс. чел., плот­ность на­се­ле­ния – 791 чел. на 1 кв. км.Тре­тий по чис­лен­но­сти на­се­ле­ния го­род края – Руб­цовск. В на­стоя­щее вре­мя в нем про­жи­ва­ет 161,3 тыс. чел., плот­ность на­се­ле­ния – 1947 чел. на 1 кв. км.

Ис­хо­дя из при­род­но-кли­ма­ти­че­ских ха­рак­те­ри­стик Ал­тая не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что боль­шин­ст­во сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ных уго­дий края рас­по­ло­же­но в рез­ко кон­ти­нен­таль­ной зо­не, для ко­то­рой ха­рак­тер­ны хо­лод­ная зи­ма, ко­рот­кое, но очень жар­кое ле­то. Ре­зуль­та­тив­ность ве­де­ния хо­зяй­ст­ва в этой зо­не во мно­гом за­ви­сит от ко­ли­че­ст­ва осад­ков. Как по­ка­зы­ва­ют эм­пи­ри­че­ские дан­ные, в Ку­лун­дин­ской сте­пи два го­да из пя­ти – это за­су­ха, и толь­ко один год бла­го­прия­тен для вы­ра­щи­ва­ния зер­но­вых. Тем не ме­нее гро­мад­ные пло­ща­ди паш­ни по­зво­ля­ют со­би­рать на Ал­тае та­кие объ­е­мы зер­на, что край по это­му по­ка­за­те­лю мо­жет за­ни­мать сре­ди субъ­ек­тов РФ ли­ди­рую­щее ме­сто по­сле Крас­но­дар­ско­го и Став­ро­поль­ско­го кра­ев, рес­пуб­лик Та­тар­стан и Баш­кор­то­стан, на уров­не Рос­тов­ской и Орен­бург­ской об­лас­тей.

По пло­ща­ди ле­сов Ал­тай­ский край ус­ту­па­ет прак­ти­че­ски всем ре­гио­нам Си­би­ри. Но их эко­ло­ги­че­ская чис­то­та, на­ли­чие ди­ких жи­вот­ных, боль­шо­го раз­но­об­ра­зия рас­те­ний де­ла­ют вос­точ­ную часть края при­вле­ка­тель­ной для ор­га­ни­за­ции ту­риз­ма, за­го­то­вок сы­рья для фар­ма­цев­ти­че­ской про­мыш­лен­но­сти, на­при­мер, кед­ро­вых оре­хов, ягод, по­лез­ных трав и рас­те­ний, ме­да и т.п.

Ми­не­раль­но-сырь­е­вая ба­за Ал­тай­ско­го края ха­рак­те­ри­зу­ет­ся на­ли­чи­ем прак­ти­че­ски всех ви­дов по­лез­ных ис­ко­пае­мых, но при этом они очень сла­бо изу­че­ны и прак­ти­че­ски не во­вле­че­ны в про­мыш­лен­ное ос­вое­ние, ко­то­рое бы име­ло об­ще­рос­сий­ское зна­че­ние.

Ос­но­ву ми­не­раль­но-сырь­е­вой ба­зы ре­гио­на со­став­ля­ют 16 ме­сто­ро­ж­де­ний по­ли­ме­тал­ли­че­ских руд с об­щи­ми за­па­са­ми A+B+C1 в 59,8 млн т, 32 ме­сто­ро­ж­де­ния зо­ло­та (44,8 т), 119 ме­сто­ро­ж­де­ний пить­е­вых и тех­ни­че­ских под­зем­ных вод (2286,6 тыс. куб/сут), 3 ме­сто­ро­ж­де­ния ми­не­раль­ных и ле­чеб­ных вод, од­но ме­сто­ро­ж­де­ние ле­чеб­ных гря­зей, 192 ме­сто­ро­ж­де­ния строй­ма­те­риа­лов.

В крае из­вест­ны ме­сто­ро­ж­де­ния бок­си­тов (об­щие объ­е­мы за­па­сов – 25,2 млн т), же­лез­ных руд (452,3 млн т), це­мент­но­го сы­рья (159,8 млн т), рту­ти (232 т), бу­ро­го уг­ля (око­ло 9 млн. т), а так­же гор­но-хи­ми­че­ско­го сы­рья и об­ли­цо­воч­ных кам­ней.

Боль­шин­ст­во ме­сто­ро­ж­де­ний по­лез­ных ис­ко­пае­мых, ко­то­рые бы­ли раз­ве­да­ны в крае в 50–70-е гг. ХХ в., прак­ти­че­ски не экс­плуа­ти­ру­ет­ся из-за их не­боль­ших за­па­сов или не­об­хо­ди­мо­сти вне­се­ния зна­чи­тель­но­го ка­пи­та­ла для ос­вое­ния и экс­плуа­та­ции ме­сто­ро­ж­де­ния. В 2003 г. на­ча­лась не­боль­шая до­бы­ча по­ли­ме­тал­ли­че­ских руд цвет­ных ме­тал­лов в Руб­цов­ском руд­ни­ке ОАО «Си­бирь-по­ли­ме­тал­лы», ко­то­рым с 2004 г. вла­де­ет Ураль­ская гор­но-ме­тал­лур­ги­че­ская ком­па­ния.

В на­стоя­щее вре­мя на Ал­тае ве­дет­ся раз­вед­ка трех ме­сто­ро­ж­де­ний зо­ло­та, об­ли­цо­воч­ных и по­де­лоч­ных кам­ней, од­но­го ме­сто­ро­ж­де­ния бу­ро­го уг­ля, 32 ме­сто­ро­ж­де­ний строи­тель­ных ма­те­риа­лов (гли­на, галь­ка, пес­ча­ни­ки, из­вест­няк, квар­цит и т.п.) и 123 ме­сто­ро­ж­де­ния пить­е­вой, ми­не­раль­ной и тех­ни­че­ской под­зем­ных вод, по­ва­рен­ной и ми­не­раль­ных со­лей, ле­чеб­ных гря­зей. В ста­дии под­го­тов­ки к экс­плуа­та­ции на­хо­дят­ся не­сколь­ко ме­сто­ро­ж­де­ний об­ли­цо­воч­ных кам­ней, зо­ло­та и по­ли­ме­тал­ли­че­ских руд, а так­же че­ты­ре ме­сто­ро­ж­де­ния под­зем­ных вод.

Толь­ко 29 ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных рай­онов Ал­тай­ско­го края из 60 име­ют дос­туп к же­лез­ной до­ро­ге. Ре­ги­он в се­ре­ди­не 90-х, на­ча­ле 2000-х гг. серь­ез­но за­ни­мал­ся строи­тель­ст­вом ав­то­мо­биль­ных до­рог, бла­го­да­ря че­му зна­чи­тель­ное раз­ви­тие по­лу­чи­ли ав­то­мо­биль­ные пе­ре­воз­ки, но ос­нов­ные гру­зо­по­то­ки по-преж­не­му про­хо­дят по же­лез­ной до­ро­ге.

Че­рез Ал­тай­ский край про­хо­дят трас­сы фе­де­раль­но­го зна­че­ния: ав­то­мо­биль­ная до­ро­га на Рес­пуб­ли­ку Ал­тай с даль­ней­шим вы­хо­дом на Мон­го­лию и Ки­тай, ав­то­трас­са из Но­во­си­бир­ска на Ка­зах­стан, но­вая (1999 г.) фе­де­раль­ная до­ро­га Ал­тай–Куз­басс. По про­тя­жен­но­сти ав­то­мо­биль­ных до­рог Ал­тай за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Их об­щая дли­на со­став­ля­ет 25,7 тыс. км, но толь­ко с 2003 г. до­ро­га­ми с ас­фальт­ным по­кры­ти­ем свя­за­ны все го­ро­да и рай­цен­тры ре­гио­на. По гус­то­те ав­то­мо­биль­ных до­рог об­ще­го поль­зо­ва­ния с твер­дым по­кры­ти­ем на 1000 кв. км тер­ри­то­рии Ал­тай­ский край за­ни­ма­ет 45 ме­сто в РФ.

В ре­гио­не в 2005 г. за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 391,1 тыс. лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей, это 42 еди­ни­цы на 100 до­мо­хо­зяйств, или 153,1 лич­ных ав­то­мо­би­ля на 1000 чел. на­се­ле­ния. По дан­ным по­ка­за­те­лям Ал­тай за­ни­ма­ет од­но из пер­вых мест в Си­би­ри. Но ин­тен­сив­ность ав­то­мо­биль­ных по­то­ков в крае не­зна­чи­тель­на. Это объ­яс­ня­ет­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми, вклю­чая низ­кий жиз­нен­ный уро­вень на­се­ле­ния и ис­поль­зо­ва­ние сель­ским на­се­ле­ни­ем ав­то­мо­би­лей не бо­лее 7–8 ме­ся­цев в го­ду. Со­глас­но офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке, очень мно­го лич­ных ав­то­мо­би­лей края на­хо­дит­ся во вла­де­нии сель­чан (47 ед. на 100 до­мо­хо­зяйств в сель­ской ме­ст­но­сти про­тив 39 в го­ро­дах). На наш взгляд, офи­ци­аль­ные циф­ры по ко­ли­че­ст­ву ав­то­мо­би­лей в лич­ном вла­де­нии в ре­гио­не за­вы­ше­ны, а их экс­плуа­та­ция и про­бег мень­ше, чем в сред­нем по Рос­сии. Вы­со­кая циф­ра на­ли­чия в ре­гио­не ав­то­мо­би­лей в лич­ном поль­зо­ва­нии в оп­ре­де­лен­ной ме­ре объ­яс­ня­ет­ся тем, что часть из них бы­ла ку­п­ле­на жи­те­ля­ми Ка­зах­ста­на, дру­гих сред­не­ази­ат­ских рес­пуб­лик, но за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны они в Рос­сии, в том чис­ле и на Ал­тае. Это про­ис­хо­ди­ло из-за то­го, что в 1990-е гг. в на­шей стра­не был бо­лее бла­го­при­ят­ный кли­мат (для от­дель­ных лиц) по ре­ги­ст­ра­ции и рас­та­мо­жи­ва­нию ав­то­мо­би­лей, чем в дру­гих стра­нах СНГ. И толь­ко по­сле 2002 г. ста­ли при­ме­нять­ся бо­лее же­ст­кие ме­ры по на­ве­де­нию по­ряд­ка в этой сфе­ре.

На по­след­них мес­тах на Ал­тае по объ­е­му пе­ре­во­зок на­хо­дят­ся авиа­ци­он­ный и реч­ной транс­порт. Пас­са­жир­ские авиа­по­то­ки в крае в на­ча­ле 2000-х гг. ста­ли в 7 раз мень­ше, чем это бы­ло до 90-х гг. Рез­ко умень­ши­лось ко­ли­че­ст­во авиа­рей­сов как в ев­ро­пей­скую часть стра­ны, так и на Даль­ний Вос­ток, а в стра­ны Сред­ней Азии их поч­ти нет. В кон­це 2004 г. в Бар­нау­ле был рас­пу­щен ос­та­ток ме­ст­но­го авиа­от­ря­да, ос­нов­ная авиа­ком­па­ния Си­бир­ско­го фе­де­раль­но­го ок­ру­га S7 (быв­шая «Си­бирь») об­слу­жи­ва­ет рей­сы из Бар­нау­ла спе­циа­ли­ста­ми (лет­чи­ки, борт­про­вод­ни­ки) из дру­гих го­ро­дов, пре­ж­де все­го Но­во­си­бир­ска.

Прак­ти­че­ски раз­ва­ли­лась ме­ст­ная авиа­ция, ко­то­рая рань­ше свя­зы­ва­ла круп­ные го­ро­да края с рай­цен­тра­ми. При­чи­ны – вы­со­кая стои­мость би­ле­тов, не­дос­туп­ная боль­шин­ст­ву на­се­ле­ния, а так­же от­сут­ст­вие в стра­не не­боль­шо­го со­вре­мен­но­го са­мо­ле­та с эко­ном­ным рас­хо­до­ва­ни­ем то­п­ли­ва. Рез­ко со­кра­ти­лось ис­поль­зо­ва­ние гра­ж­дан­ской авиа­ции в сель­ском хо­зяй­ст­ве для вне­се­ния ми­не­раль­ных удоб­ре­ний, об­ра­бот­ки по­лей ядо­хи­ми­ка­та­ми. Та­кое же по­ло­же­ние с при­ме­не­ни­ем авиа­ции при ту­ше­нии лес­ных по­жа­ров, ко­то­рые в си­бир­ских ле­сах, к со­жа­ле­нию, при­об­ре­ли в по­след­нее вре­мя уст­ра­шаю­щие раз­ме­ры. В Ал­тай­ском крае хо­тя и дей­ст­ву­ет сла­бая са­ни­тар­ная авиа­ция, но ли­к­ви­да­ция боль­шин­ст­ва сель­ских аэ­ро­дро­мов сни­зи­ла ее воз­мож­но­сти, и ис­поль­зу­ет­ся она толь­ко в са­мых от­да­лен­ных пред­гор­ных сель­ских рай­онах. Мож­но ут­вер­ждать, что за го­ды ре­форм со­вре­мен­ная авиа­ция края, опи­рав­шая­ся на соб­ст­вен­ную ма­те­ри­аль­ную ба­зу, ли­к­ви­ди­ро­ва­на.

В 90-е гг. рез­ко умень­ши­лись как гру­зо­вые, так и пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки реч­ным транс­пор­том края. Гру­зо­вые те­п­ло­хо­ды в ос­нов­ном пе­ре­мес­ти­лись в Тю­мен­скую об­ласть и со­труд­ни­ча­ют с то­п­лив­но-энер­ге­ти­че­ски­ми ком­па­ния­ми. Пас­са­жир­ские те­п­ло­хо­ды пе­ре­ста­ли об­нов­лять­ся по­сле рас­па­да Сою­за. От­сут­ст­вие до­та­ций со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва так­же сде­ла­ло не­вы­год­ным их ис­поль­зо­ва­ние.

В Ал­тай­ском крае на 1 ян­ва­ря 2006 г. из 61,5 тыс. ор­га­ни­за­ций, уч­тен­ных в со­ста­ве тер­ри­то­ри­аль­но­го раз­де­ла Стат­ре­ги­ст­ра Рос­ста­та, 57,7 тыс. яв­ля­ют­ся юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми, 3,8 тыс. –
фи­лиа­ла­ми, пред­ста­ви­тель­ст­ва­ми и дру­ги­ми обо­соб­лен­ны­ми под­раз­де­ле­ния­ми юри­ди­че­ских лиц (при­ло­же­ние 4). По дан­ным тер­ри­то­ри­аль­ных ор­га­нов ФНС Рос­сии по Ал­тай­ско­му краю, на эту же да­ту про­шли про­це­ду­ру го­су­дар­ст­вен­ной ре­ги­ст­ра­ции (пе­ре­ре­ги­ст­ра­ции) 41,3 тыс. юри­ди­че­ских лиц. Чис­ло ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей, про­шед­ших го­су­дар­ст­вен­ную пе­ре­ре­ги­ст­ра­цию, на 1 ян­ва­ря 2006 г. со­ста­ви­ло 58278 чел.

Хо­зяй­ст­во Ал­тай­ско­го края по­сле глу­бо­ко­го спа­да объ­е­мов про­из­вод­ст­ва (поч­ти на 60% в се­ре­ди­не 90-х гг. к уров­ню 1990 г.) и де­фол­та 1998 г. с 1999 до 2004 г. пе­ре­жи­ва­ло пе­ри­од рос­та сред­ней ин­тен­сив­но­сти. Сло­жив­шие­ся то­гда тем­пы рос­та про­из­вод­ст­ва дос­ти­га­ли в сред­нем в про­мыш­лен­но­сти, ин­ве­сти­ци­ях – 4–6%, в тор­гов­ле – 7–9%, сель­ском хо­зяй­ст­ве – 1–2%. Док­ри­зис­ный уро­вень про­из­вод­ст­ва про­мыш­лен­но­сти Ал­тай­ско­го края мог быть дос­тиг­нут к 2022 г., сель­ско­го хо­зяй­ст­ва – к 2008 г. Од­на­ко сис­тем­ный кри­зис, на­чав­ший­ся с вто­рой по­ло­ви­ны 2004 г. и на­ча­ле 2005 г., по­ста­вил под во­прос та­кую воз­мож­ность.

В на­стоя­щее вре­мя по дан­ным Рос­ста­та ВРП Ал­тая со­став­ля­ет 0,8% от ВВП стра­ны при чис­лен­но­сти на­се­ле­ния края 1,8% от чис­лен­но­сти на­се­ле­ния РФ, тер­ри­то­рия края – 1% от об­ще­рос­сий­ской пло­ща­ди. Ос­нов­ные фон­ды, за­ня­тые в крае­вой эко­но­ми­ке, при­мер­но рав­ны 1% от стои­мо­сти всех ос­нов­ных фон­дов в Рос­сии, объ­ем про­мыш­лен­ной про­дук­ции – 0,8% от об­ще­рос­сий­ско­го по­ка­за­те­ля, про­дук­ция сель­ско­го хо­зяй­ст­ва – 3,1%, под­ряд­ные ра­бо­ты – 0,4%, ин­ве­сти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал – 0,6%, экс­порт и им­порт – по 0,3%, ввод в дей­ст­вие об­щей пло­ща­ди жи­лых до­мов – 1,1%, обо­рот роз­нич­ной тор­гов­ли – 1,1%. По­сту­п­ле­ния на­ло­гов в 2005 г. из Ал­тай­ско­го края в бюд­жет­ную сис­те­му стра­ны рав­ны все­го 0,34% от об­ще­рос­сий­ских сбо­ров, в том чис­ле в фе­де­раль­ный бюд­жет – 0,07%. Свод, ха­рак­те­ри­сти­ка и ана­лиз та­ких дан­ных по­зво­ля­ют по­нять роль края в эко­но­ми­ке стра­ны, раз­ви­тие или спад тех или иных от­рас­лей, а са­мое глав­ное для на­ше­го ис­сле­до­ва­ния – так ли уж ве­лик раз­мер кри­зис­но­го со­стоя­ния эко­но­ми­ки Ал­тай­ско­го ре­гио­на?

Ал­тай­ский край про­из­во­дит в два с лиш­ним раза мень­ше до­ли ВРП, чем до­ля на­се­ле­ния ре­гио­на в об­щей чис­лен­но­сти стра­ны. По объ­е­му про­мыш­лен­но­го про­из­вод­ст­ва край в 2004 г. за­ни­мал 38-е ме­сто сре­ди 79 субъ­ек­тов РФ, в сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ном про­из­вод­ст­ве – 5 ме­сто.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...