Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 5 глава
К сожалению, до сих пор в России не оценены социальные завоевания, достигнутые в советский период. К примеру, в области здравоохранения это наличие в каждом районе центральной больницы с соответствующим штатом врачей, среднего медицинского персонала, неплохим техническим и лабораторным оснащением. В 70–80-е гг. прошлого века Министерство среднего машиностроения СССР (ныне – Федеральное агентство по атомной энергии) с участием союзных профсоюзов по существу отстроило крупнейший курортный центр Сибири – Белокуриху. Развитие производственной сферы было приоритетной задачей в деятельности органов коммунистической партии и власти
2.3. Реформирование и функционирование экономики Алтая в 90-е гг. XX в. – начале XXI в. Современная ситуация в стране и глобализация экономики в мире заставляют утверждать, что полувековой период развития Алтайского края (1930–1980-е гг.) будет иметь такой же итог, как функционирование в XVIII в. на Алтае цветной металлургии. Суть в том, что сейчас невыгодно сохранять крупные машиностроительные заводы, комбинаты по производству тканей, химических продуктов, поскольку в Алтайском крае все это производится из привозного металла, хлопка, химического сырья. Кроме того, основные фонды большинства заводов относятся к третьему и четвертому технологическим укладам, а чтобы перейти к современному пятому укладу, необходимы громадные инвестиции. В советский период модернизацию производств в большой мере финансировало правительство, а экономический механизм, который бы мотивировал и стимулировал переход к производству инновационной продукции, в прежней системе так и не был создан. В настоящее время техническое перевооружение возможно только за счет частных отечественных или иностранных инвесторов, для которых экономика края малопривлекательна. В 2005 г. промышленность Алтая производила продукции только 39,6% от уровня 1991 г. Эти данные рассчитаны по новой статистической классификации – Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭДу). Они подтверждают глубину кризиса в регионе (рис. 2.1). В РФ данный показатель превышает 80%.
Рис. 2.1. Индекс промышленного производства в Алтайском крае
Несмотря на постоянное кризисное состояние экономики Алтая в последние 15–20 лет, даже в тех отраслях, развитие которых бесперспективно, возможно существование предприятий-лидеров, которые в силу субъективных факторов, чаще всего эффективного менеджмента, могут производить продукцию на уровне среднеразвитого государства. Но по таким отдельным примерам, на наш взгляд, нельзя делать вывод о перспективах деградирующих отраслей. В условия переходной экономики довольно успешно сумели «вписаться» такие предприятия, как ОАО «Алтайвагон», ЗАО «Алтайский завод прецизионных изделий». Однако они могут предоставить рабочие места и нормальную оплату труда только нескольким тысячам человек, что не решает проблем экономического роста экономики и уровня жизни населения края в целом. Экономическая история различных стран имеет периоды свертывания производства и закрытия множества крупных и средних предприятий в промышленно развитых регионах при смене одного технологического уклада другим или наступлении развернутых последствий научно-технической революции. К сожалению, приходится констатировать, что депрессивное состояние промышленности Алтая является классическим (традиционным) для капиталистической экономики, и без внешнего вмешательства отдельные его субтерритории не имеют перспективы развития. Это относится к Рубцовску, Славгороду, Камню-на-Оби, Яровому, ряду монопоселков, где расположено, как правило, одно крупное (среднее) промышленное предприятие. По классической экономической теории XIX в. для производственного роста достаточно трех факторов: капитала, земли (природных ресурсов), труда. Поскольку первого на Алтае в необходимых объемах нет, достоинства алтайской пашни обесцениваются транспортной удаленностью и холодными зимами, то экономический рост может быть достигнут в основном за счет дешевой рабочей силы. Оценивая прошлое, можно сказать, что примерно такая же ситуация сложилась в России в 30–50-е гг. ХХ в. В Советском Союзе планы индустриализации в значительной мере реализовывались путем использования труда заключенных Главного управления лагерей (ГУЛАГа) Наркомата (министерства) внутренних дел. К примеру, так были построены крупные города со своими мощными предприятиями как Норильск, Воркута, Комсомольск-на-Амуре, Сталинск (Новокузнецк) и десятки других.
Мы уверены, что с 90-х гг. на Алтае уменьшение трудовой составляющей в цене товаров и тарифов услуг шло за счет снижения общего уровня жизни населения. В конце 2005 г. средний размер заработной платы в обрабатывающей промышленности края был При централизованном планировании предприятия на территории Алтая размещались исходя из государственных, а не денежно-финансовых интересов. Сейчас же последние вместе с энергетическими и транспортными факторами все больше определяют облик производства товаров и оказания услуг в крае. Наилучшую перспективу развития имеют, на наш взгляд, электроэнергетика, без которой невозможны функционирование производства и жизнедеятельность населения, пищевые предприятия промышленности, связанные железной дорогой, интенсивное сельское хозяйство.
Следует предположить (конечно, с некоторым преувеличением), что машиностроение и металлообработка, оборонная, химическая и нефтехимическая промышленность – это случайный зигзаг в эволюционном развитии Алтая. Рынок приведет, по всей видимости, к приостановке деятельности большинства крупных и средних предприятий этих отраслей, если не будет государственных инвестиций и сохранится такая же открытость экономики, какая существовала в начале 2000-х гг. Принятые за годы правления В. Путина федеральные целевые программы, среднесрочные программы развития страны на три года фактически не оставляют надежды на получение краем более значительных инвестиционных вливаний из федерального бюджета. А подготовка к вступлению России во Всемирную торговую организацию требует еще большей открытости экономики для товаров и капиталов других стран, что приведет к стагнации относительно успешных отраслей экономики края. Большинство зарубежных экономистов, ведущие западные аналитические центры (например во Всемирном банке) видят устойчивость экономики России не в производстве высокотехнологичных товаров, а в первую очередь в дальнейшем развитии сырьевых отраслей (добыча нефти, газа, производство минеральных удобрений, металлов, заготовка леса и т.п.). В ближайшие годы перспектива таких отраслей будет определяться не потребностями европейских и американских стран, а прежде всего развитием Китая. С такими прогнозами созвучно стремление руководства Алтайского края провести строительство газо- или нефтепровода на Китай по своей территории и по Республике Алтай, чтобы получить свою долю доходов от сооружения и функционирования мощного энергетического путепровода в наиболее динамично развивающуюся страну мира.
Малая вероятность успешного выведения «нетрадиционных» предприятий (которые появились в советский период развития) машиностроения и металлообработки, оборонной, легкой, химической и нефтехимической промышленности края из стадии депрессии должна заставить по-другому смотреть на деятельность ряда отраслей по оказанию услуг или связанных с обслуживанием высоких технологий. Край имеет благоприятные условия для развития курортов, туризма и отдыха, отдельных отраслей АПК, внешней торговли со странами Большого Алтая и др. Промышленность Алтайского края в условиях рынка должна иметь совсем другие отрасли специализации, чем те, которые были у нее в начале 90-х гг., поскольку традиционная деятельность приносит мало доходов и налогов. Поднимать уровень жизни населения, бороться с безработицей, развивать промышленность в настоящее время крайне сложно, но это возможно в интеграции с другими отраслями экономики, и для этого нужны не только инвестиционные вложения, но и новые институциональные и управленческие подходы. Развитие экономики края сейчас и на протяжении еще многих лет будет во многом определяться развитием государственного сектора. Темпы его ликвидации уменьшились по сравнению с началом 90-х гг., но по-прежнему неоправданно высокие. Процессы структурной оптимизации государственного сектора экономики нашли отражение в таких правовых актах РФ, как Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.), федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 №184-ФЗ (ред. от 31.12.2005), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ. В 2005 г. в целях реализации указанных актов РФ передано в собственность Алтайского края 71 государственное учреждение, в том числе: 69 образовательных учреждений среднего профессионального образования (ПТУ, техникумы), Управление сельскими лесами и Центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения. Важная составляющая госсектора России – учреждения некоммерческого характера. Их финансирование, как правило, производится полностью из средств соответствующего бюджета. Учредитель (Российская Федерация, субъект РФ, муниципалитет) в соответствии с законодательством несет субсидиарную ответственность по их обязательствам. Учреждения имеют возможность привлекать кредитные ресурсы для финансирования своей деятельности без согласования с собственником, и в случае невозврата кредитных ресурсов это наносит прямой ущерб государству. Государственные «казенные» предприятия представляют На 1 марта 2006 г. в крае функционировало 196 краевых государственных унитарных предприятий, 38% из них – организации дорожного хозяйства края (ДСУ, ДРСУ), 17% – сельскохозяйственные предприятия, 8% – предприятия полиграфии (типографии), По состоянию на 1 марта 2006 г. в крае насчитывалось 338 краевых государственных учреждений, 46% из общего числа составляли образовательные учреждения, деятельность которых координировалась управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи; 25% – учреждения социальной защиты населения, курируемые Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; 13% – учреждения здравоохранения, 9% – учреждения культуры, 7% – прочие. Количество участков, на которые у Алтайского края возникает право собственности в соответствии с Федеральным законом Перечни земельных участков, на которые у Алтайского края возникло право собственности, направляются в Федеральное агентство по имущественным отношениям (Росимущество) с 2002 г. Количество земельных участков, включенных в данные перечни, достигло в начале 2006 г. более 1200 единиц, но к этому времени Правительством РФ не утвержден ни один из направленных перечней. По состоянию на 1 апреля 2006 г. на 22 земельных участка зарегистрировано право собственности Алтайского края, основанием возникновения которого являются распоряжение Правительства РФ от 03.12.2004 г. №1565-р, постановление Правительства РФ от 08.08.2005 №363 о передаче имущественных комплексов государственных федеральных учреждений лесного хозяйства и образования в собственность субъектов РФ. На 1 января 2006 г. пакеты акций, являющиеся собственностью Алтайского края, размещены в уставном капитале 46 хозяйственных обществ, в том числе доля края в уставном капитале 11 акционерных обществ составляла 100%, 9 – более 50%. По итогам выполнения программы приватизации за 2005 г. доходы краевого бюджета составили всего 10 млн руб. Перспективы развития государственного сектора края определены постановлением администрации края «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006–2008 годы» от 02.03.2006 №85. Им определено, что управление краевыми государственными унитарными предприятиями должно ориентироваться на бизнес-планирование и установление финансово-экономических показателей их деятельности, экономический мониторинг и контроль работы руководителей с точки зрения выполнения бизнес-планов. Выдвинуты следующие цели: · оптимизация структуры государственного сектора экономики края и создание информационно-технической инфраструктуры автоматизированной системы управления недвижимостью; · повышение эффективности использования краевого государственного имущества и управления им; · участие в разграничении государственной собственности на землю и создание системы управления земельными участками на территории края. Для вовлечения земельных ресурсов в экономический оборот предполагается сформировать базу данных по земельным участкам и прочно связанным с ними объектам недвижимости, продолжить работу по разграничению государственной собственности на землю, разработать экономические нормативы, обеспечивающие стимулирование приобретения земли в собственность. В 2005 г. из 74,4 млрд руб. объемов отгруженных промышленных товаров края примерно 32,6 млрд руб. приходилось на Барнаул. С одной стороны, статистика фиксирует завышенные объемы производства в Барнауле, поскольку в них включаются некоторые товары, производимые в целом по краю, а с другой стороны, необходимо отметить, что за последние 15 лет произошли значительные изменения в структуре промышленности Алтая. Тем не менее можно предполагать, что значение Барнаула в функционировании промышленности края меньше, чем показывает статистика. По данным Алтайкрайстата в 2005 г. вторым городом в крае по объему промышленного производства стал Заринск (11,6 млрд руб.), на третьем месте – Бийск (9,7 млрд руб.), который все больше уступает ему. Заринск с населением в 50 тыс. чел., где по существу находится один крупный промышленный объект – ОАО «Алтай-кокс», работает гораздо динамичнее, чем Бийск, где расположены десятки крупных объектов, а население – почти четверть миллиона. Далее идут Новоалтайск – 8,8 млрд руб., на пятом месте Рубцовск – 5,2 млрд, затем Алейск – 2,3 млрд руб. По всей видимости, необходимо несколько по-иному, чем В Барнауле в 2005 г. инвестиции составили свыше 8,3 млрд руб. Большинство вводимых объектов – это жилье, организации торговли и инфраструктуры. За год построено свыше 227,1 тыс. кв. м жилья – довольно хороший показатель для городов Сибири и Дальнего Востока. В краевом центре в последнее время на первое место по объему осваиваемых финансовых средств вышла энергетика. Однако по большей части эти средства направляются на поддержание в сохранности сетей, ТЭЦ, котельных, которые были построены в 50–80-е гг. В любом индустриальном городе Сибири в советские времена свыше 60% тепло- и электроэнергии было предназначено для промышленного производства. В настоящее время, когда использование имеющихся мощностей заводов составляет не более 20–30%, в Барнауле гораздо меньше проблем с обеспечением жилья и других социальных объектов в холодное время года теплом по сравнению с дореформенным периодом. Совершенно непредсказуемо, что произойдет в данной отрасли хозяйства города, если активнее заработает промышленность. Большая вероятность возникновения дефицита тепла в Барнауле. Если приоритетными в обеспечении теплом станут производственные цели, как это было в советское время, то ухудшится тепловой режим в жилищах горожан. Можно утверждать, что для администрации Барнаула нет реальной заинтересованности в возрождении промышленных предприятий, поскольку столица субъекта РФ обладает весомым административным ресурсом, за счет чего она получает значительные средства для своего бюджета (дотации из федерального бюджета), а не из собственных доходов. Аналогичная ситуация в коммунальном хозяйстве: громадные мощности, которые созданы в предыдущие годы, изношены на 80% и более, выходят или находятся на грани выхода из эксплуатации коммунальные сети, и все больше средств барнаульского бюджета надо тратить на их ремонт и обновление. В Барнауле в тяжелом, стагнирующем состоянии находится большинство предприятий машиностроения и металлообработки. Практически не находит сбыта нынешняя продукция дизелестроения, что не позволяет сохранять существующие мощности, а переход на производство продукции более высокого качества нереален. Такая же ситуация в станкостроении, радиотехнической промышленности. ПК «Сибэнергомаш» (структура всероссийской «Энергомашкорпорации») – завод по производству котлов для крупных ТЭЦ и ГРЭС – на протяжении 90-х гг. работал за счет заказов на свою продукции из Китая и Индии. В 2002–2003 гг. он изготавливал в основном цистерны для «Алтайвагона». Только с 2004 г. «Сибэнергомаш» стал выпускать профильную продукцию. Завод имеет неясный институциональный статус, фактически является филиалом аналогичных предприятий в Белгороде и Подольске. Энергетические производства в любом случае будут нужны городам России, и рано или поздно необходимо будет заменять износившиеся мощности ТЭЦ и ГРЭС. То, что «Энергомашкорпорация» – крупная монопольная структура – слабо учитывает в своей деятельности интересы Алтая, не позволяет ПК «Сибэнергомаш», который имеет все необходимые факторы, занять свою нишу на рынке, показывает, что в управлении промышленностью края допущены серьезные просчеты, и это усугубляет депрессивность региона. «Сибмашхолдинг», контролируемый московским менеджментом, а с 2006 г. и петербургским, объединяет предприятия по производству сельскохозяйственной техники Сибири (включая Алтайский моторный завод и ряд небольших предприятий Алтая) и Поволжья, а ведущим звеном является Красноярский комбайновый завод. Сейчас сибирский комбайн стоит 40 тыс. долл., западный – 120 тыс. Предполагалось, что после 2005 г. Красноярский комбайновый завод будет ежегодно производить 4–5 тыс. шт. (в 2001 г. было 2,6 тыс. машин). Сложнее ситуация с производством тракторов и тракторных дизелей в Алтайском крае, поскольку сбыт продукции в России минимален. В начале 2006 г. моторный завод был в очередной раз продан, и постепенное расхищение основных фондов завода продолжается. То, что сельскохозяйственное машиностроение не находит заказчиков, объясняется и общей ситуацией Одной из важных отраслей специализации Барнаула была химическая и нефтехимическая промышленность. Громадная конкуренция со стороны российских и зарубежных шинных заводов сильно довлеет над Барнаульским шинным заводом. «Химволокно» в 2005 г. перешло в собственность новых хозяев, которые сразу решили уволить 85% работающих и перепрофилировать комбинат. Не менее печальна ситуация на заводе синтетического волокна. Это одно из самых современных предприятий Барнаула, построенное Как мы уже говорили, в советское время индустриализация Барнаула начались с легкой промышленности. В настоящее время отсутствие сырья (хлопка из Узбекистана), сильнейшая конкуренция со стороны зарубежных товаропроизводителей привели к тому, что крупные комбинаты работают с минимальным использованием мощностей. Швейные и обувные фабрики ориентируются на производство товаров для населения с низким доходом или небольшой региональный заказ. В середине 2000-х гг. в Барнауле наблюдается определенное оживление деятельности предприятий оборонного промышленного комплекса (ОПК). Увеличение в 2006 г. объема госзаказа позволяет оптимистичнее смотреть на их судьбу, чем это было в конце 90-х гг. Конечно, у таких предприятий, как станкостроительный (патронный) завод, «Ротор», «Геофизика», ОКБ «Восток», еще очень много трудностей, и все более важной становится проблема отсутствия квалифицированных рабочих и инженерных кадров. До сих пор в стране не разработана действенная система экономического обоснования объемов государственных закупок и финансовых затрат на государственные цели. Прогнозы таких приобретений составляются «от достигнутого», что не позволяет сокращать нерациональные расходы. Иногда утверждаемые объемы продукции для государственных нужд практически не подтверждены реальными потребностями. Традиционно хуже всего дело обстоит с бюджетными инвестиционными вливаниями. Государственные заказчики не концентрируют финансовые ресурсы на пусковых объектах, запускают новые стройки, не закончив уже начатые. Происходит распыление средств и омертвление их в незавершенном строительстве.Несмотря на резкое сокращение его объемов за пятнадцать лет, размеры незавершенного строительства значительны, и по состоянию на
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|