Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 2 глава
Калининградская область – анклав России среди стран Европы. В ней фактически отсутствуют развитые предприятия промышленности, энергетики, но расположены крупные военные объекты. Это вынуждает искать особые подходы к управлению ее развитием. В Калининградской области была создана одна из первых в России свободная экономическая зона (СЭЗ). Но в силу того, что СЭЗ не получили в РФ необходимого развития, в настоящее время для этой территории определен особый экономический статус.
1.2. Современные подходы к трактовке С 1991 г. в Российской Федерации в процессе активного реформирования экономической системы с целью достижения более высокого экономического развития страны и адекватного уровня жизни населения осуществляется формирование национального хозяйственного механизма, способного обеспечить это развитие. Однако реализация намеченных мер породила негативные явления. Переход от социалистической экономики к рыночной потребовал смены форм собственности почти у всех государственных предприятий, ликвидации колхозно-кооперативной собственности, изменил среду функционирования большинства организаций социальной сферы. В результате производственная сфера была дезорганизована, и объем производства к середине 90-х гг. сократился наполовину, инвестиции – на три четверти; на 60% снизился общий уровень жизни населения. Новое федеральное устройство России существенно повлияло на экономическую судьбу субъектов Федерации, у большинства из них сложились дотационные бюджеты. Возникло новое понятие – депрессивные регионы.
В общем случае депрессивными территориями как объектами государственной поддержки могут считаться такие территориальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и иным основаниям перестали действовать условия и стимулы развития. Такие территориальные образования не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специально организуемой поддержки извне, со стороны государства в целом (Лексин, Швецов, 2002, с. 94). Депрессия (лат. – depressio) – спад, подавление, угнетенное психическое состояние человека. Сам термин используется прежде всего в медицине, а в экономике «депрессия» – это фаза хозяйственного цикла, наступающая после периода острого кризиса, для которой характерен застой экономики, сокращение объемов производства, слабый спрос на товары и услуги, значительная недогрузка производственных мощностей предприятий, массовая безработица. Понятие «депрессия» широко вошло в экономическую литературу для характеристики ситуации, которая сложилась в США после крупнейшего кризиса в 20–30-х гг. ХХ в. Поскольку кризис в Америке был очень значителен по размерам сокращения производства, масштабам безработицы, продолжителен во времени, то этот период истории страны получил название Великая депрессия. В это время объем производства в США сократился почти на 50%, а 20% банков стали банкротами. Разорились 130 тыс. различных предприятий, почти 205 тыс. фермерских хозяйств, безработицей было охвачено около 30% экономически активного населения. Неэффективность политики laissez-faire (нерегулируемого рынка), которая была провозглашена еще А. Смитом, заставила президента США Ф.Д. Рузвельта пойти на активное вмешательство государства в управление экономикой.
Глубочайший экономический кризис в России, а также в бывших республиках Советского Союза позволяет назвать, по мнению ряда ученых, экономическую ситуацию в РФ «Великой постсоветской депрессией» и сравнивать по ее влиянию, негативному воздействию с событиями в США и Великобритании, которые произошли за 70 лет до этого. Однако если на Западе Великая депрессия во многом была порождена совпадением различных стадий спонтанного экономического цикла и рефлексивной экономической цикличностью, то в России депрессия имеет другую материальную основу. По мнению А.А. Миненко, для «великой депрессии» характерно массовое ожидание экономического спада, усугубленное пассивным ожиданием экономического подъема без необходимого спонтанного ажиотажа, но содержащее требования большой основательности для принятия деловых решений (Миненко, 2002, с. 57). В условиях депрессии субъект хозяйствования начинает вновь заниматься активным бизнесом, если появляются признаки экономического подъема, а также ликвидности рынка и его элементов. При масштабном кризисе в зоне пассивных ожиданий оказывается слишком много хозяйственных агентов, фиксируются целые неликвидные отрасли, большие изменения происходят в секторе хранения денег, без которых невозможен выход из застоя. Чтобы выйти из затянувшегося экономического цикла, нужно иногда перестроить всю экономическую систему. Это практически и произошло на Западе в 30-е гг. прошлого века благодаря внедрению кейнсианства.
К отдельным регионам России понятие «депрессивность» стало применяться с середины 1990-х гг., когда обозначились устойчивое снижение уровня развития ранее благополучных регионов и невозможность в короткий промежуток времени достичь прежнего состояния их национального хозяйства. Впервые в электронных СМИ термин «депрессивный регион» встречается в региональной прессе в 1993 г. Автором термина считается бывший в ту пору вице-премьером Правительства РФ А. Шохин, характеризовавший так регионы с массовым высвобождением работников в результате закрытия предприятий (Моченов, Никулин, Ниясов, Савваитова, 2003 с. 44–45). На наш взгляд, более В Экономической энциклопедии «депрессивный регион» описывается как «субъект РФ или локальное территориальное образование, отличительной характеристикой которого является сильное и устойчивое отставание от других регионов». Критерием отнесения территории к категории депрессивных является ситуация, при которой крайне низки или вообще отсутствуют производственные и финансовые условия и ресурсы для саморазрешения кризиса. Это означает невозможность нормального воспроизводства экономических, демографических и иных региональных опосредованных процессов (Экономическая энциклопедия, 1999, с. 656). В отличие от граждан отсталых территорий население депрессивных территорий привыкло к более высокому уровню жизни. При увеличении экономического отставания от развитых территорий им больше, чем в других субъектах РФ, грозит деградация большинства предприятий промышленности, увеличение спада сельскохозяйственного производства, ликвидация большего количества учреждений социальной сферы, науки, загнивание отдельных городов и субтерриторий, ликвидация многих малых населенных пунктов и средних сел. Даже такие динамично растущие во многих регионах России отрасли, как связь и сфера услуг, транспорт в депрессивных территориях не получают адекватного развития.
Дважды, в 1997 и 2000 гг., состоялись парламентские слушания в Государственной Думе Российской Федерации, на которых обсуждались проблемы депрессивных территорий. В результате принято решение нормативно закрепить: 1) понятие депрессивной территории; 2) цели и принципы предоставления государственной поддержки депрессивным территориям; 3) механизмы предоставления государственной поддержки; 4) критерии и принципы формирования перечня депрессивных территорий в Российской Федерации и т.д. В настоящее время существует ряд нормативных документов, трактующих определение депрессивности. В соответствии с проектом Федерального закона №91010-3 «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации», принятом во втором чтении 12 марта 2003 г., депрессивная территория – это единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате острого кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии крайнего экономического упадка. Данный проект, внесенный депутатами Государственной Думы В.Д. Гребенюком, Л.А. Иванченко, А.А. Климовым, Ю.М. Коневым, О.В. Морозовым, В.С. Шурчановым, не ведет к каким-либо существенным дополнительным затратам из федерального бюджета, а лишь определяет и уточняет правила и возможность выделения таких средств. Также он упорядочивает использование имеющихся в стране материальных и финансовых ресурсов, которые так или иначе направляются на поддержку депрессивных территорий.
Термин сам по себе используется достаточно часто, но СМИ «воздерживаются» от подобной характеристики конкретных регионов. В отдельных нормативных документах официально признано, что 43 региона страны относятся к разряду депрессивных, но в прессе из таковых «поименно» называется только небольшая часть из них – Сахалин, Алтай, Новосибирская область, Республика Коми, Калининградская область. К депрессивным территориям относят прежде всего моноотраслевые регионы. Потеря спроса на выпускаемую продукцию, низкая конкурентоспособность и нерентабельность производства стали причинами резкого снижения его объемов и перехода территории из среднеразвитой в депрессивную. Часто в условиях перехода к рынку моноотраслевые территории с горно-добывающим производством превращались в депрессивные. Мировой опыт показывает, что, как правило, такие регионы не могут выйти из кризиса самостоятельно. 1.3. Критерии и показатели степени депрессивности региона В 2003 г. при подготовке законопроекта «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий РФ» критерий отнесения региона к данному разряду получил более точное понимание и официальное признание. Критерием депрессивности отдельных территорий России ряд экспертов считают многократный спад производства в основных отраслях экономики территории, произошедший в течение последних 15 лет (после 1991 г.), наличие безработицы, превышающей общероссийский уровень, и отставание доходов населения от величины прожиточного минимума. В соответствии с проектом федерального закона №91010-3 от 12 марта 2003 г. критерием отнесения отдельных территорий Российской Федерации к депрессивным является одновременное сочетание следующих основных условий: 1. Расположение в пределах административных границ одной или нескольких сопредельных административных единиц (в том числе и находящихся в составе одного либо нескольких сопредельных субъектов Российской Федерации). 2. Многократный (в 3 и более раза) спад производства в основных отраслях экономики, происшедший на данной территории за последние годы. 3. Значительное (более чем на 1/4) отставание от средних по Российской Федерации в течение последних 3 лет показателей: уровня безработицы (в процентах от экономически активного населения); соотношения денежных доходов и величины прожиточного минимума населения. Отнесение к депрессивной территории целого субъекта РФ допускается в исключительных случаях при одновременном соблюдении следующих условий: - занимаемая им площадь не превышает 40 тыс. кв. км; - численность населения не более 500 тыс. чел.; - на территории данного субъекта имеется не более двух основных отраслей экономики, каждая из которых испытывает многократный (в 3 и более раза) спад производства с 1991 г.; - структура экономики, уровень ее развития, состояние основных производственных фондов и т.п.) в каждой административной единице (районе, городе), входящей в состав данной территории. По мнению авторов Экономической энциклопедии, депрессивность регионов определяется двумя основными причинами: 1. Перенос народнохозяйственных диспропорций производственных структур на территориальные структурные параметры. Уровень зарплаты в депрессивных регионах оказывается наиболее низким из-за сосредоточения в нем отраслей с низкооплачиваемыми рабочими местами. Спад занятости и рост безработицы выступают следствием специализации региона на тех видах деятельности, в которых прежде сложилась трудоизбыточная структура занятости. 2. Особые свойства самого региона, т.е. изначальное наличие негативных факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие. К ним относятся неконкурентоспособность производства по сравнению с другими регионами; деятельный отток населения; удаленность от крупных экономических центров; утрата бывших преимуществ отдельных регионов (Экономическая энциклопедия, 1999, с. 656). При изучении уровня депрессивности региона необходимо рассматривать как можно больше позиций спада. Как правило, при этом выделяется несколько точек, но перечень соответствующих показателей может быть значительным, поскольку он должен удовлетворять требованиям объективности и сопоставимости с предыдущим развитием и ситуацией в других депрессивных субъектах РФ. Критерии депрессивности должны отражать уровень падения производства как по всем макроотраслям в целом, так и по основным отраслям специализации промышленности территории. Показатели деградации социума общества региона должны характеризовать уровень развития основных социальных отраслей, доходы населения, состояние окружающей среды. В связи со значительной депопуляцией населения одним из главных показателей депрессивности территории должно стать сокращение общей численности населения, а также экономически активной его части, детей, увеличение доли пожилых людей. Большое значение в программах по выводу депрессивных территорий из негативного состояния имеют показатели ресурсных возможностей самостоятельного разрешения данной ситуации. Важно иметь характеристику имущества и ресурсов, которые могут быть использованы при выходе из депрессивного состояния, а также показатели диверсификации, конверсии, реструктуризации производства и т.п. Из объективной характеристики экономической ситуации в территориях необходимо убрать влияние на стоимостные показатели региональных удорожаний, искажающих картину их социально-экономического развития. Органы статистики регистрируют с помощью комплексных показателей социально-экономические результаты развития региона. Для решения задач государственного развития, и прежде всего регионального, необходимо «освободить» их от ценовых, территориальных, статистических и иных искажений. Очевидно, что наибольшему искажению от недоучета фактора региональных удорожаний подвергаются индикаторы, нормированные в натуральных показателях. Так, например, по показателю душевого валового Элиминирования региональных удорожаний можно достичь путем конструирования индексов региональных удорожаний (путем сопоставления номинального и физического роста) основных показателей ВРП, объема продукции промышленности, сельского хозяйства, оборота розничной торговли, объема платных услуг, минимального продовольственного набора. Эти индексы региональных удорожаний распространяются на оцениваемые индексы развития территорий. Чаще всего в межрегиональных сравнениях применяются стоимостные оценки минимальных продовольственных наборов, или индексы-дефляторы ВРП. С. Суспицын для уточнения экономической ситуации предлагает больше использовать индексы объективных различий регионов, отражающих дифференциацию природно-климатических условий, сложившиеся структуру экономики, уровень ее рентабельности. Индексы удорожания производства товаров и услуг, основных фондов, капитальных вложений, ВРП определяются как отношение (или разница) номинальных индикаторов, нормированных к среднероссийскому уровню, и индексов объективных различий регионов (Суспицын, 2004). Если регионы по своим объективным характеристикам равны (индексы объективных различий совпадают), то расхождение номинальных показателей полностью определяется индексами региональных удорожаний. Логичнее индикаторы социально-экономического развития регионов поделить на 3 группы: натуральные показатели (нет стоимостных измерений), стоимостные индикаторы (числитель и знаменатель содержат стоимостные оценки) и смешанные показатели. С использованием этой методики разрыв в номинальных душевых ВРП в 2001 г. в условно образованной территориальной структуре РФ был более чем в 13 раз, в приведенных оценках он уменьшился в 4 раза (13,3 против 3,3). Наименьшие снижение стоимостного разрыва между оценками уровней развития отмечалось в Северо-Западном федеральном округе, наибольшее – в Уральском федеральном округе. В разных регионах спад производства, депрессия имеют различный уровень. И поэтому для правильного представления о размерах кризиса следует сравнивать аналогичные территории на основе сопоставимых параметров. Традиционно с советских времен мы сравниваем экономические показатели Алтайского края с результатами деятельности Новосибирской и Омской областей, так как в них была примерно схожая структура промышленности. Они имеют сопоставимые размеры по площади, численности населения. Сейчас же, в условиях приоритета финансовых подходов, по всей видимости, логично сравнивать функционирование Алтайского края с развитием тех регионов, где имеется аналогичный показатель собственных доходов в общем бюджете, и обращаться прежде всего не к тому, как действуют бывшие градообразующие предприятия, а как аналогичные территории-реципиенты увеличивают собственные доходы. Например, Н.А. Чертов и А.Я. Троцковский сравнивают функционирование хозяйства Алтайского края с деятельностью хозяйств таких территорий, как Белгородская и Воронежская области, Ставропольский и Краснодарский края, хотя, на наш взгляд, более логично сравнивать экономику Алтайского края с экономикой Курганской, Читинской и Пензенской областей. Острота депрессии в Алтайском крае нами, как правило, сравнивается с ее уровнем в Новосибирской и Омской (иногда и в Кемеровской) областях, поскольку они отражают общую ситуацию в экономике Западной Сибири. В любом случае депрессивная ситуация должна рассматриваться в динамике, чтобы прослеживать тенденцию развития и отбрасывать случайную, не основную характеристику депрессивного процесса. При определении степени депрессивности регионов РФ для целей анализа выделим 3 главных индикатора: 1) динамика производства; 2) уровень жизни; 3) занятость и безработица. Динамика производства характеризуется такими показателями, как объем валового регионального продукта (ВРП), темпы роста (падения) производства на душу населения, спад (рост) промышленного, сельскохозяйственного производства и т.п. Наиболее репрезентативный, по всей видимости, показатель развития территории – это объем производства ВРП. Однако субъекты РФ очень сильно различаются по размеру территории и количеству населения, поэтому их развитие на протяжении ряда лет более полно отражает изменение (увеличение или уменьшение) доли субъекта РФ в производстве валовой добавленной стоимости страны – ВВП, а чтобы нивелировать различие территорий по численности проживающих в них людей, необходимо рассматривать ВРП на душу населения региона. С 1995 по 2003 г. 60 территорий РФ уменьшили долю в производстве ВВП, причем среди них были и донорские, и высокоразвитые регионы, например Республика Башкортостан, Свердловская, Самарская, Кемеровская области. За этот период только 19 субъектов РФ увеличили свою долю в производстве ВВП, причем Москва – на 10,83 процентных пункта (п.п.), а Тюменская область – на 2,58 п.п. К отсталым и депрессивным нами отнесены те регионы, в которых доля в ВВП за 8 лет сократилась более чем на 0,2 п.п., а объем производства ВРП на душу населения в 2003 г. был в два раза меньше, чем в среднем по России. В итоге совмещения этих двух показателей среди отстало-депрессивных регионов оказались две территории России – Алтайский край и Воронежская область. Главным критерием отсталости территории является низкий уровень ВРП на душу населения, и к таким территориям относятся республики: Ингушетия, Адыгея, Тыва, Карачаево-Черкесская, Марий Эл, Северная Осетия-Алания, Чувашия, а также Брянская, Пензенская и Псковская области.
Таблица 1.1 Производство валового регионального продукта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|