Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 7 глава
· уменьшение поставок в другие субъекты РФ продукции мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности; · отсутствие прироста производства на предприятиях лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности; · фактическое падение производства на предприятиях спиртовой, ликеро-водочной и винодельческой промышленности; · новый производственный кризис в легкой промышленности; · сохранение на протяжении нескольких лет без изменений объемов производства на большинстве предприятий промышленности строительных материалов. В складывающихся рыночных условиях промышленность края очень уязвима из-за особенностей достигнутой структуры промышленного потенциала: минимальной собственной топливно-энергетической базы, большой доли отраслей оборонной промышленности и значительной специализации промышленности на производстве гражданской продукции для республик Средней Азии. Все это обусловило заметную зависимость промышленных предприятий края от госзаказов для оборонных нужд, внешних рынков сбыта, поставок сырья и комплектующих и больше всего сказалось в машиностроении, а также в легкой промышленности, во многом ориентированной на переработку среднеазиатского хлопка. Таким образом, кризис в промышленности Алтая оказался более значительным, чем в среднем по регионам России. С учетом общей ситуации в реальном секторе экономики края можно утверждать, что перспективы развития промышленности после системного кризиса власти 2005 г. стали хуже, чем 2–3 года до этого. Промышленность региона по сравнению с отраслями других территорий Сибири стала больше зависеть от внешних условий, стратегической политики корпоративных владельцев, а также от энергетических и транспортных тарифов естественных монополий.
Рассмотрим положение в основных отраслях промышленности края. С точки зрения перспектив развития наибольший интерес представляет деятельность традиционных отраслей: машиностроения и оборонной промышленности, топливно-энергетического комплекса, химической и нефтехимической, а также медицинской промышленности. 3.2. Машиностроение и оборонная промышленность Ведущей отраслью промышленности Алтая пока остается машиностроение и металлообработка, но за 15 лет ее значение резко упало. Важнейшими товарами, выпускаемыми на крупных и средних предприятиях региона, в настоящее время являются вагоны, дизели, различные станки, котлы паровые производительностью до 10 т и свыше 10 т пара в час, ряд изделий ОПК, комплектующие, запасные части и проч. Рост объемов производства на машиностроительных предприятиях в 1998–2004 гг. в значительной степени был вызван возрождением импортозамещающего производства, расширением в те годы государственного и регионального заказов. По объему произведенной в 2004 г. продукции машиностроение занимало первое место в структуре промышленности региона, и его доля достигла 22,1%. Но этот показатель постоянно уменьшается в связи с тем, что не находит спроса его дорогая продукция,
С каждым годом теряют рынки сбыта предприятия транспортного и энергетического машиностроения («Барнаултрансмаш», барнаульский и бийский котельные заводы), оборонной промышленности Барнаула и Рубцовска. Если посмотреть список 400 крупнейших предприятий Сибири, составленный по объемам реализованной в 2004 г. продукции, то в него входило 31 промышленное предприятие Алтайского края. Из машиностроительных организаций выше всех рейтинг у ОАО «Алтайвагон» (20-е – в Сибири, 3-е место в крае). За 2003–2004 гг. завод почти в 10 раз увеличил количество изготовляемых вагонов, хотя еще в 2000 г. он был близок к банкротству. Чтобы увеличить свою долю на рынке, вагоностроительный завод присоединил к себе в качестве филиала бывший Рубцовский завод тракторных запчастей и ООО «Кемеровохиммаш», на которых работали соответственно 1,8 тыс. и 0,1 тыс. чел. Приход новых владельцев и смена руководства предприятием, получение значительных заказов от нефтедобывающих компаний привели к такому объему производства на заводе, которого не было с конца 80-х гг. Это предприятие имело наиболее стабильный рост на Алтае в 2001–2005 гг. и в настоящее время производит 22,5% грузовых вагонов России и 13,6% – СНГ, а также 15–25% полувагонов, 12–25% цистерн, 50–60% платформ. Завод делает 13 моделей вагонов, включая вагон для перевозки автомобилей (в виде клетки).
Такая структуризация производства предприятия стала возможной благодаря заказам крупных нефтехимических и пищевых организаций страны, а также это результат умелого создания холдинга, которое во многом обеспечено предприимчивой деятельностью его руководства. В настоящее время в целях дальнейшего развития производства рассматриваются внешнеэкономические проекты, включая развертывание совместного с Ираном производства вагонов. Хотя на ОАО «Алтайвагон» износ основных фондов равен 80–85%, руководство смогло найти дешевые основные фонды, и в конце 90-х гг. завод докупил значительную часть станков в европейской части по остаточной стоимости. Однако комплексного плана развития у «Алтайвагона» до сих пор нет. Сейчас для модернизации производства необходимо 10–12 млрд руб. инвестиций. К тому же для повышения эффективности производства надо провести В 2005 г. на «Алтайвагоне» прошли обучение и повышение квалификации 800 чел. По многим характеристикам завод больше похож на производство 50-х гг.: тяжелый физический труд, низкая оплата труда, поэтому многие работники увольняются, но в связи
Особняком в машиностроении и металлообработке края стоит Алтайский завод прецизионных изделий (АЗПИ). Выделившись Современные города и села не могут функционировать без продукции энергетического машиностроения. Бийский котельный завод всегда был небольшим предприятием в сравнении с соседними оборонными заводами. В 2005 г. на нем работало 1943 чел. – 9-е место в крае (Приложение 6), что незначительно влияет на общую занятость в Бийске. Предприятие первым из алтайских заводов начало сборку китайских автомобилей, что может оказаться примером для других машиностроительных заводов края. Большинство жителей Алтая (прежде всего тех, кому за 40 лет) до сих пор воспринимают машиностроение как отрасль, которая должна обеспечивать работой значительную часть населения,
Снижение доли машиностроения и металлообработки объясняется меньшим, по сравнению с другими отраслями промышленности, ростом производства в 1999–2004 гг., а также тем, что одно из наиболее крупных предприятий промышленности края – Бийский олеумный завод (БОЗ) – перерегистрировало свою специализацию в государственной статистике, перейдя в нефтехимическую отрасль. В 2006 г. свое будущее БОЗ видит в приобретении статуса федерального казенного предприятия. Слабый рост объема производства на ОАО АПЗ «Ротор» усугубляет неблагоприятную обстановку, связанную с падением производства на ряде оборонных предприятий. При сохранении государственного заказа на прежнем уровне в 2003–2005 гг. для предприятий ОПК на первое место выходит проблема старения (или отсутствия) квалифицированных рабочих и инженерных кадров. Благодаря госзаказу в 2006 г. наблюдается оживление экономической ситуации на ряде оборонных производств, таких как ОАО «Рубцовский машиностроительный завод», ОАО «Барнаульский радиозавод», ОАО «Славгородкий завод радиоаппаратуры», ОАО «Барнаульский завод геофизики», ФГУП ПО «Алмаз». На 10-м и 32-м местах алтайского рейтинга предприятий, добившихся успеха в реализации продукции, находятся два оборонных предприятия края – ОАО «Барнаултрансмаш» и ОАО «Барнаульский станкостроительный завод». Эти предприятия были градообразующими для Барнаула, но сейчас с трудом удерживаются среди крупнейших организаций региона. Их деятельность в значительной степени определяется гарантированными заказами партнеров советского времени. Пока они плохо адаптируются к рыночным условиям. По мнению большинства экспертов, надежда на то, что эти организации смогут сохранить существенное влияние в промышленности, всей экономике края, обеспечат соответствующее пополнение бюджета, очень иллюзорна. Радикальные изменения постоянно происходят в холдинге «Барнаултрансмаш». За шесть лет сменилось пять собственников, но сохранение прежнего технического руководства привело к определенному параличу развития производства. С 2005 г. на ОАО «Барнаултрансмаш» началось новое сокращение и работающих, На ПК (производственном комплексе) «Сибэнергомаш» в 2004 г. закончилась реорганизация производства, начатая в 2001 г. Как Крайне серьезно в 2005 г. обострилась ситуация на тракторном заводе в Рубцовске, где во время правления главы администрации Алтайского края М. Евдокимова производство сократилось до 400 тракторов в год. Фактически в России нет спроса на производимые в крае трактора, и главная особенность сегодняшнего времени состоит в том, что нарастает конкуренция со стороны Челябинского и Волгоградского тракторных заводов в производстве пахотных тракторов. В 2002–2003 гг. ОАО «Алттрак» в основном выпускало их по договорам с Узбекистаном и Казахстаном. В 2004 г. завод купило новосибирское ЗАО «РАТМ», но это пока не улучшило его положения. В конце 2005 г. был приглашен новый генеральный директор завода из Красноярска, и производство несколько оживилось. Надежда на то, что Правительство РФ будет финансировать изготовление трактора Т-250, который надо было ставить на конвейер еще в начале 90-х гг., очень мала, а главное – нет реального спроса на него со стороны АПК России. Коренного реформирования большинства предприятий машиностроения и металлообработки Алтая осуществить не удается. Хроническая нестабильность характерна для ряда других В настоящее время мобилизационные мощности предприятий ОПК превосходят действующие (по некоторым оценкам) в 600 раз, поскольку в советский период они были больше в 15–20 раз, а производство в комплексе упало в переходный период в 30 раз. Необходима радикальная инвентаризация мобилизационных мощностей, но государство отказывается это делать, заставляет их содержать, что ведет к дальнейшему разорению оборонных предприятий. Нельзя налог на землю для структур ОПК делать таким существенным, как и для рыночных организаций. Многие организации ОПК размещены в центре городов десятки лет, и нужен переходный период для их перемещения на дешевые земли. Правительство раньше не учитывало такие «мелочи», но в условиях рынка это приводит к снижению конкурентоспособности предприятий оборонной промышленности. В общероссийский список стратегических предприятий и акционерных обществ, которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющих особо значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в начале 2006 г. входило около 1000 организаций. 1. Барнаульское специальное конструкторское бюро «Восток» (с 1-го по 5-е место в этом списке – федеральные государственные унитарные предприятия). 2. Бийский олеумный завод. 3. Бийское производственное объединение «Сибприбормаш». 4. Производственное объединение «Алмаз», Барнаул. 5. Федеральный научно-производственный центр «Алтай», Бийск. 6. Барнаульский станкостроительный завод (с 6-го по 12-е место – ОАО). 7. «Геофизика», Барнаул. 8. Алтайский приборостроительный завод «Ротор», Барнаул. 9. «Полиэкс», Бийск. 10. Славгородский завод радиоаппаратуры. 11. Холдинговая компания «Барнаултрансмаш». 12. Рубцовский машиностроительный завод. В отличие от других территорий Алтайский край к 2006 г. окончательно «потерял» из оборонных предприятий только Бийский химический комбинат (сейчас – «Полиэкс»), который уже не восстановить. Не очень понятно, зачем власти включают его в правительственный список. Из негативных явлений 2000–2005 гг. следует отметить то, что в машиностроении и металлообработке (по сравнению с другими отраслями специализации края) все больше нарастает проблема обеспеченности предприятий квалифицированными кадрами. Наиболее актуальна она для Рубцовска, Барнаула, Бийска, где официально количество безработных числится в пределах 4–6%, но бывшие подготовленные кадры ушли в торговлю, строительство и, как правило, не собираются возвращаться на тяжелую, мало оплачиваемую работу. Подобная тенденция проявляется в Славгороде, Камне-на-Оби и райцентрах, где размещены небольшие заводы по металлообработке и ремонтныепредприятия. Если финансовые ресурсы еще можно получить извне, то вопрос кадров сейчас практически неразрешим по современной бюджетной системе подготовки в вузах и техникумах, нет обязательной отработки (хотя бы 3–4 года) по специальности на конкретном предприятии после получения диплома. 3.3. Топливно-энергетический комплекс В структуре промышленности Алтайского края доля электроэнергетики по объему производства находится, как правило, на втором месте – в пределах 16–18%. Положение электроэнергетики Энергетический комплекс Алтайского края – это 11 крупных и средних предприятий, а также структурные подразделения промышленных предприятий, занимающиеся вопросами производства, передачи и распределения электроэнергии и тепла. Общая установленная мощность – 1651,7 МВт, тепловая мощность – 6375,5 Гкал/час. Комплекс электросетевого хозяйства включает более 79 тыс. км воздушных и кабельных электрических сетей различных классов напряжения, более 17,5 тыс. шт. трансформаторных подстанций На Алтае в 2003–2005 гг. тарифы на электроэнергию и тепло выросли на 53%, цены на промышленные товары увеличились более чем на 57%. Обеспеченность электроэнергией края в максимальной степени зависит от поставок ее извне. К примеру, собственное производство продуктов питания удовлетворяют край на 60–64%, продукция мукомольной промышленности – свыше 70%. Следует отметить, что 3 из 8 ТЭЦ входят в состав промышленных предприятий: ОАО «Алтай-кокс» (Заринск), ОАО «Алтайские гербициды» (Яровое) и ОАО «Кучуксульфат» (п. Степное Озеро, Благовещенский район). В 2006 г. ТЭЦ из состава ОАО «Алттракт» была выделена в отдельную структуру их новосибирскими хозяевами. В годы реформирования и приватизации много раз предпринимались попытки выделить ТЭЦ из состава этих предприятий, но технологически это оказалось невозможным. В результате в Рубцовске появилась неразрешимая проблема для отопления большей части города, и каждый зимний сезон под угрозой срыва отопления жилья для десятков Как и во всей Сибири, на Алтае крупнейшими предприятиями являются предприятия энергетики. Это прежде всего ООО «Алтайэнерго» и ОАО «Бийскэнерго», занимающее шестое место в крае по реализации продукции. Вместе со вторым по мощности в крае предприятием – ОАО «Алтай-кокс» – они наиболее мощные по объему производства, но не репрезентативные для промышленности края. Перед алтайской энергетикой никогда не ставилась задача обеспечения электроэнергией предприятий и населения региона, Финансовая ситуация в данном виде экономической деятельности окончательно запуталась. В 2005 г. 75,4% предприятий, занимавшихся производством и распределением электроэнергии, газа Необходимо отметить, что бийская энергетика продолжает эксперимент по самостоятельному от РАО «ЕЭС России» хозяйствованию одной отдельной станции по примеру «Иркутскэнерго», «Башкортостанэнерго» и некоторых других. ОАО «Бийскэнерго» с 2000 по 2005 г. увеличил отпуск электроэнергии на 55,4%, удельный расход на выработку 1 кВт электроэнергии сократился почти на 20%. Отпуск тепла за этот срок сократился 12%, но потому что уменьшилось потребление тепла промышленными предприятиями, находящимися на грани остановки или прекратившими работу. В электроэнергетике России фактически нельзя рассчитывать на собственные источники инвестиций в модернизацию износившихся основных фондов. Конечно, обстановка в электроэнергетике Алтая во многом аналогична для ситуации в большинстве регионов России, но присутствует определенная специфика, предопределенная дефицитом собственных мощностей для производства электричества и тепла и значительными поставками электроэнергии С начала 2000-х гг. в ОАО «Алтайэнерго» прорабатывался вопрос о реконструкции одной из барнаульских ТЭЦ с привлечением капитала из ФРГ, затем из Кипра. Поскольку идея модернизации действующих ТЭЦ и строительства ТЭЦ-4 за счет иностранных портфельных инвестиций зашла в тупик, руководства Алтая и акционерного общества предлагают другие проекты. Годы проходят, а вопрос с источниками инвестиций в основные фонды энергетики края никак не решается. За семь лет не получил развития проект по сооружению в Барнауле ТЭЦ-4, и все лимиты по природному газу, отведенные ей, в городе сейчас реализуются на локальных газотурбинных станциях. Пока газификация региона имеет больше социальную направленность, поскольку ни один крупный производственный проект за 20 лет в крае не осуществлен, а новые инвестиционные проекты администрации края, предпринимателей больше соответствуют уровню среднего города. Как системная структура ОАО «Алтайэнерго» по существу развалилось с выходом из нее Бийской ТЭЦ. В 2006 г. на базе
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|