Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 10 глава
· из-за диспаретета цен на продукцию сельского хозяйства и средства производства и оборотные (особенно ГСМ), поставляемые промышленностью, даже крупные хозяйства не могут покупать новую технику и запасные части. Из всероссийского рейтинга 300 лучших предприятий АПК в 2001–2003 гг. нами приведены основные экономические характеристики наиболее крупных и эффективных предприятий сельского хозяйства Алтайского края (Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, 2004, с. 6–10). Таким образом, аграрная реформа не принесла реальных 4.2. Пищевая промышленность При анализе ситуации в АПК края считаем необходимым именно в этом разделе рассмотреть обстановку в пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности, поскольку их развитие во многом определяется сельским хозяйством региона. Пищевая промышленность является в настоящее время одной из значительных отраслей Алтая. В 1998–2003 гг. на ее предприятиях существенно увеличены объемы производства, а ее доля
Оценивая современную ситуацию в промышленности Алтайского края, необходимо отметить большое значение успешно функционирующих пищевых комбинатов и заводов. По данным журнала «Эксперт-Сибирь», в 2004 г. из 31 первых предприятий края по объему реализованной продукции 12 относятся к пищевой промышленности. Тем не менее на Алтае увеличивается поступление пищевых товаров, но если раньше это было чаще всего из-за рубежа, то после 1998 г. растут поставки из других субъектов Федерации (Санкт-Петербурга, Москвы, Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и др.). С 2000 г. среди реализуемых продуктов значительно выросла доля молочных и кондитерских товаров из Новосибирской, колбасных изделий из Кемеровской, куриного
Среди успешно работающих предприятий края больше всего их функционирует в пищевой промышленности: 4-е место ОАО «Пава», 5-е – «Алейскзернопродукт», 6-е – ОАО «Мельник», 14-е – ОАО «Барнаульский пивоваренный завод», 22-е – ОАО «Алтайспиртпром». Как правило, это средние предприятия (в пределах 1 тыс. чел. работающих), но они высокорентабельные, развиваются за счет собственной прибыли, и их роль в формировании бюджета края значительна. Необходимо отметить, что они реально решают социальные вопросы тех городов и поселков, где расположены, почти все тесно контактируют с местными властями. Роль пищевой промышленности стабильно возрастает еще и потому, что ее предприятия наиболее равномерно размещены по территории края, и наполнение местных бюджетов в значительной степени зависит от их деятельности. С конца 90-х гг. в крае вводятся новые мощности по производству продовольствия, все больше сельских районов создают на своей территории предприятия переработки, что позволяет им уменьшить зависимость от городских предприятий. С другой стороны, невысокий уровень жизни населения, определяющий платежеспособный спрос, не способствует расширению ассортимента продукции на сельских универсальных пищевых предприятиях и комбинатах, особенно небольших. Это делает их неконкурентоспособными и подталкивает к концентрации и интеграции в форме различных холдингов типа «Столица молока» в Славгороде.
Одним из самых интересных агентов пищевого производства Алтайского края является кондитерская фирма ОАО «Алтай», к тому же ее практика и опыт, безусловно, могут в будущем использовать другие предприятия региона. Фабрика была введена в действие в 1988 г., и это одно из последних крупных предприятий, запущенных в советское время, имевшее для своего времени хорошее технологическое оснащение. Основной пакет акций фабрики в январе 1998 г. был приобретен дочерней структурой транснационального концерна «Nestle» – компанией «ООО Нестле Фуд». ТНК «Nestle» является одним из ведущих производителей продуктов Среди производителей продуктов питания данная корпорация отличается в мире наибольшими объемами инвестиций в научные исследования и технологические разработки, поэтому имеются большие достижения в этой сфере, особенно по сравнению с российскими структурами. В затратах кондитерской отрасли 60% – это импортируемое сырье: сахар-песок, какао-продукты и т.п. ТНК «Nestle» осуществляет централизованные поставки сырья на свои предприятия, так, какао-бобы корпорация напрямую закупает в республике Кот-д’Ивуар.
Рис. 4.1. Наличие и использование мощностей по производству молочной продукции в Алтайском крае в 2004 г. 1 – количество предприятий по производству молочной продукции данного вида деятельности в районе (городе); 2 – мощность предприятий (тыс. т); 3 – процент использования мощностей (при отсутствии данных – продукция не вырабатывалась) Рис. 4.2. Наличие и использование мощностей по производству мяса и мясопродуктов в Алтайском крае в 2004 г. 1 – количество предприятий по производству мяса и мясопродуктов в районе (городе); 2 – мощность предприятий (тыс. т); В 2005 г. фирма выпустила 28,3 тыс. т кондитерских изделий на сумму более 1 млрд руб., что в 2,4 раза больше показателя 1997 г. (11,8 тыс. т). При этом налоговые поступления в бюджеты всех уровне составили 50 млн руб. «Алтай» направляет свою продукцию Для кондитерской фабрики «Алтай» ТНК «Nestle» использует схему, предусматривающую не прямые вложения в производство, В 2000 г. компанией «Нестле Фуд» были произведены большие изменения в организационной структуре российских предприятий. Отдел маркетинга теперь находится в московском головном офисе. Фабрика «Алтай» только производит продукцию, компания «Nestle» сразу ее покупает и сама занимается сбытом. Вся страна поделена на два региональных офиса – Пермь и Барнаул. Пермь отвечает за сбыт продукции на территории от Санкт-Петербурга до Урала, Барнаул – в Сибири и на Дальнем Востоке. Налаживается экспорт в близлежащие Казахстан и Узбекистан. Сейчас в Барнауле нет дилерского центра, все клиенты от Урала до Дальнего Востока получают продукцию в Новосибирске, а в европейской части России – в Самаре и Перми. Хотя отделы продаж и по работе с клиентами размещены на фирме в Барнауле, но их работники являются сотрудниками компании «Нестле Фуд».
ТНК «Nestle» и администрация Алтайского края заявляют, что они стараются найти приемлемый вариант сотрудничества. По оценке официального представителя ТНК «Nestle», из всех российских регионов «именно в Алтайском крае созданы наиболее оптимальные условия для внешней инвестиционной деятельности», но взаимопонимания между органами власти и фабрикой, по оценке местных властей, недостаточно. По мнению руководителей Барнаула, ОАО «Алтай» занимается только основным производством, В молочной промышленности Алтая в 2005 г. переработано 687,7 тыс. т молока, при этом мощности были загружены на 39%. Только 53% предприятий отрасли Алтая рентабельны. Как известно, много молока сейчас население получает в неспециализированных домашних условиях. Ими произведено было 715 тыс. т, а для обработки было закуплено только 22%, при этом заводы закупили более качественное молоко (7% переработанного в крае) в Красноярском крае, Кемеровской, Томской, Новосибирской областях. Много молока идет на производство сыра, однако по официальным данным 98% молока Алтая – несыропригодное, т.е. не соответствует строгим стандартам. Забегая вперед, можно сказать, что вступление России в ВТО приведет и животноводство, и молочную промышленность с таким качеством сырья к краху. Работая на собственном сырье, предприятия пищевой промышленности не могут беспредельно расширять объем продаж продукции среднего качества и полуфабрикатов в других регионах страны. Приобретение московским пищевым холдингом «Вимм-Билль-Данн» рубцовского молочного комбината коренным образом изменило ситуацию на алтайском рынке молока. В модернизацию комбината его владельцы за три года вложили более 15 млн долл., что позволило им не только освоить новый дорогостоящий сорт сыра «ламбер», но на качественно другую ступень поднять технологический уровень и культуру производства. Одновременно это привело к фактическому разорению части старых сыродельных заводов юга края, поскольку они не в состоянии платить такую закупочную цену за молоко, которую дает «Вимм-Билль-Данн». Появление С середины 90-х гг. ХХ в. произошел существенный спад производства на предприятиях спиртовой и ликеро-водочной промышленности. В настоящее время можно констатировать ее значительную деградацию. С начала 2000-х гг. Бийский спиртовой завод имеет кредиторскую задолженность в 0,5 млрд руб., более пяти лет он находится в состоянии банкротства, Змеиногорский в 2006 г. Барнаульский пивоваренный завод (БПЗ) – крупное предприятие современной экономики края. В 2004 г. он произвел 7,5 млн дкл пива, имел 155 млн руб. чистой прибыли, 75 млн руб. инвестиций. Реконструкция ликеро-водочного производства в составе БПЗ позволяет производить в год 550 тыс. дкл алкогольной продукции. Бренды БПЗ «Ворсин» и «Платина» по американской системе качества заняли в свое время 13-е место среди почти 90 российских производителей. 85% пива завод продает в крае, а остальное – в Новосибирской, Кемеровской, Иркутской, Томской областях и Красноярском крае. Перспективный план БПЗ – выпускать 15 млн дкл,
4.3. Мукомольно-крупяная и комбикормовая В последнее время объемы производства в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности значительно превзошли уровень, который был десять лет назад. Производя 12% продукции от общего объема промышленного производства Алтая, данная отрасль занимает пятое место в регионе. По сравнению с кризисным 1998 г. производство муки в 2004 г. в натуральном объеме выросло в 2,4 раза, крупы – в 37,5 раза. Следует помнить, что на предприятиях мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности края в течение пяти-шести лет практически ежемесячно вводились новые производственные мощности. Сейчас эта отрасль имеет лучшие основные фонды в крае, является наиболее динамично развивающейся на Алтае. Характеризуя эту отрасль края, необходимо выделять систему элеваторов и зернохранилищ. В 50–60-е гг. ХХ в. в крае было построено 19 крупнейших элеваторов, которые сейчас позволяют единовременно хранить 1,064 млн т зерна. Государство создало наилучшие условия для сохранения хлеба и обеспечения своих резервов. Именно на их базе в 1990-е гг. получила развитие мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, которая стала сейчас отраслью специализации края. Основные затраты на сооружение подъездных путей, хранилищ и подобного были произведены в «постцелинный период» за счет государства. Однако в то время производство муки, макарон, круп организовывалось в местах массового потребления, т.е. в больших городах. На Алтае не было По данным аналитиков компании «ФИНАМ», алтайская компания «Пава» контролирует около 10% рынка муки и круп Сибири и Дальнего Востока. В самой компании рост производства связывают с внедрением новой торговой марки «Пава», на нее приходится 4% рынка муки и 3% рынка круп Сибири и Дальнего Востока. Реализация проекта «Пава» вместе с товарами торговой марки «Алтай-батюшка», также принадлежащей ОАО «Пава», позволила компании выйти в число лидеров мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности России. Производство продукции в ОАО осуществляется на трех мелькомбинатах компании, имеющих собственные элеваторы и железнодорожные пути. Два комбината расположены в Алтайском крае: в райцентрах Михайловском (мощность комбината – 300 т переработки зерна в сутки) и Ребрихе (600 т зерна). Третий мелькомбинат находится в Красноярском крае (Ачинск), его производственные мощности составляют 520 т зерна в сутки. Новые способы погрузки и транспортировки дают возможность обеспечить доставку продукции в самые удаленные районы страны, а территориальное расположение мелькомбинатов позволяет компании в перспективе организовать поставки в Казахстан, В 2005 г. только 15 отечественных компаний провели IPO (Initial Public Offering – публичное размещение акций) на фондовых рынках в России и за рубежом. Среди них – ОАО «Пава» – 8 млн долл. Рис. 4.3. Наличие и использование мощностей по переработке зерна в Алтайском крае в 2004 г. 1 – количество предприятий по переработке зерна в районе (городе); 2 – мощность предприятий (тыс. т); 3 – процент использования мощностей (приотсутствии данных – продукция не вырабатывалась) В 2005 г. в крае произведено 1,236 млн т муки (12% от производства России) и 160 тыс. т крупы (17%). На Алтае было переработано 2,28 млн т зерна из 2,95 млн т собранных. Имеющиеся мощности загружены на 56% по переработке зерна, 41% – крупы, 13% – комбикормов. В крае для других регионах было изготовлено В связи с существенным увеличением переработки зерна в регионе, определенным расширением платежеспособного спроса со стороны населения возросли объемы производства муки, крупы, кормов. Главный фактор этого стабильного роста – увеличившийся спрос на эти товары со стороны других регионов Сибири, Дальнего Востока, а также Казахстана. Наличие в структуре отраслей специализации Алтая современной мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – это, пожалуй, одно из главных позитивных отличий Алтая от облика других сибирских регионов. Пять крупнейших предприятий по переработке зерна – две мельницы ОАО «Пава», ОАО «Алейскзернопродукт», ОАО «Мельник» (Рубцовск) и ЗАО ЗПК «Барнаульская мельница» – в 2004 г. произвели свыше 50% общего объема производства муки. Предприятиями Советского, Шипуновского районов и городов Алейска, Барнаула и Бийска выпущено свыше 60% общекраевого производства крупы.
4.4. Особенности функционирования и развития Еще недавно Немецкий национальный район можно было рассматривать как экономический феномен Алтая и использовать его В Сибири (по данным Росстата) на 1 января 2005 г. проживало 308,7 тыс. немцев – более половины от 600-тысячной российской диаспоры. Самые многочисленные поселения находились в Алтайском крае – 79,5 тыс. чел. (по переписи 1989 г. – 120 тыс.), в Омской и Новосибирской областях – 76,3 тыс. и 47,3 тыс. чел. соответственно. На территории Сибирского федерального округа два немецких национальных района: в Алтайском крае – Немецкий (р.ц. Гальбштадт), в Омской области – Азовский (образован в 1992 г., районный центр – с. Азово). Немецкое население в ХХ в. рассматривало собственную территориальную единицу на карте страны как возможность жить единой этнической группой, сохранять свою культуру, язык, обычаи, уклад жизни. Администрации же регионов, в которых создавались немецкие национальные районы, видели в них точки роста, будущие зоны экономического благополучия. На Алтай первые немцы приехали в начале XVIII столетия. Немецкий Алтай в то время считался экономически развитой зоной. Доля бедняцких хозяйств там не превышала 5–6%, а зажиточных – около 55%, в то время как в русских деревнях их доли составляли 30 и 20% соответственно. Немецкий национальный район (ННР) образовывался на территории Алтайского края дважды. Сначала в 1927 г., но в 1937 г. его расформировали. В 1991 г. указом Президиума Верховного Главным поводом для восстановления района стали высокие темпы эмиграции. С 1987 по 1990 г. из СССР уехали 1,1 млн немцев. В результате само существование в России субнациональной немецкой группы оказалось под угрозой. И тогда на государственном уровне ее решили сохранить (Щадрина, 200, с. 10–11). В 1993 г. в ННР открылось представительство Министерства внутренних дел ФРГ – ООО «Общество развития Гальбштадт» (ОРГ). Его задачей стала реализация программ поддержки немцев, проживающих на территории края. В 1956 г. в ФРГ приняли закон об устранении последствий Второй мировой войны. Одна из его статей предусматривает помощь иностранным гражданам немецкой национальности, которые страдали только из-за того, что у них В отличие от других районов Алтая в ННР практически сохранены площади орошаемых земель. По-прежнему функционируют все мелиоративные системы, и это является одной из главных До 2000 г. ФРГ делала большие финансовые вливания в экономику ННР и близлежащих немецких поселений. На деньги Германии в районе построено 45 двухквартирных домов, в районном центре – 118 квартир, а также куплено у отъезжающих в ФРГ около 800 квартир. Этот жилищный фонд заселен беженцами из Средней Азии на условиях аренды. По данным администрации ННР, инвестиции в район со стороны Германии ежегодно составляли 10–12 млн немецких марок. При поддержке германского правительства в В 2005 г. компания «Брюкке» – основной налогоплательщик «Общество развития Гальбштадт» предоставляет займы начинающим бизнесменам. Наиболее действенна программа кредитования через Сбербанк, при этом ОРГ компенсирует 50% кредитной ставки. Всего на эти цели в 2000–2005 гг. затрачено свыше 2 млн евро, выдано более 40 кредитов. В целом по краю на программу поддержки предпринимательства ОРГ потратило около 5 млн евро. Также ОРГ финансирует социальные программы по развитию культуры, изучению языка, воспитанию молодежи. Значительные вложения делало правительство Германии и в районное здравоохранение. В 1998 г. Правительство РФ объявило в Алтайском крае создание свободной экономической зоны (СЭЗ), которая включала в себя аэропорт Барнаула, Первомайский и Немецкий районы, что позволило временно увеличить налоговые поступления в бюджет ННР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|