Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 11 глава




За пе­ри­од с 1993 г. прак­ти­че­ски все ко­рен­ное на­се­ле­ние не­мец­ких де­ре­вень рай­она вы­еха­ло в Гер­ма­нию Хо­тя об­щая чис­лен­ность жи­те­лей ННР со­кра­ти­лась лишь на 1 тыс. чел., со­став на­се­ле­ния сме­нил­ся на 90%.

В на­стоя­щее вре­мя о бы­лом бла­го­по­лу­чии Не­мец­ко­го на­цио­наль­но­го рай­она у его жи­те­лей ос­та­лись од­ни вос­по­ми­на­ния.
По дан­ным крае­во­го ко­ми­те­та ста­ти­сти­ки, по сред­ней за­ра­бот­ной пла­те ра­бо­таю­ще­го жи­те­ля ННР за­ни­ма­ет 60-е ме­сто из 71 ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной струк­ту­ры края. Сред­няя зар­пла­та здесь со­став­ля­ла в 2005 г. 2778 руб., то­гда как по краю – 4960 руб. Та­кое по­ло­же­ние обу­слов­ле­но тем, что ру­ко­во­ди­те­ли быв­ших кол­хо­зов в ос­нов­ном рас­счи­ты­ва­ют­ся с ра­бот­ни­ка­ми му­кой, от­ру­бя­ми, зер­ном и т.п.
Лю­ди вы­ну­ж­де­ны ра­бо­тать за низ­кую за­ра­бот­ную пла­ту, так как, кро­ме кол­хо­за или ком­па­нии «Брюк­ке», ра­бо­тать не­где. В рай­оне один фер­мер, и поя­вил­ся он толь­ко в 2005 г.

В 2005–2006 гг. мно­гие эко­но­ми­че­ские про­грам­мы по­мо­щи не­мец­ким по­се­лен­цам со сто­ро­ны ФРГ свер­ну­ты. Ме­ж­ду «Об­ще­ст­вом раз­ви­тия Гальб­штадт» и ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей рай­она идут пе­ре­го­во­ры о пе­ре­да­че иму­ще­ст­ва ОРГ в му­ни­ци­паль­ную соб­ст­вен­ность. По всей ви­ди­мо­сти, гер­ман­ская сто­ро­на раз­оча­ро­ва­лась в ре­ше­нии не­мец­кой про­бле­мы в РФ. Вли­ва­ния в раз­ви­тие ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са по боль­шо­му сче­ту не да­ли ре­зуль­та­та. Пред­при­ни­ма­те­лей, ко­то­рые на тер­ри­то­рии ННР ор­га­ни­зо­ва­ли про­из­вод­ст­во или соз­да­ли свой биз­нес, прак­ти­че­ски нет.

Сель­ское хо­зяй­ст­во не при­нес­ло той от­да­чи, ко­то­рую ожи­да­ли по­сле соз­да­ния пе­ре­ра­ба­ты­ваю­ще­го пред­при­ятия и вне­дре­ния но­вых тех­но­ло­гий. Они ока­за­лись бес­силь­ны пе­ред кли­ма­ти­че­ски­ми ус­ло­вия­ми Ку­лун­ды. По сло­вам од­но­го из ру­ко­во­ди­те­лей рай­она, эта зем­ля не спо­соб­на про­кор­мить 20 тыс. чел. В сте­пи чис­лен­ность на­се­ле­ния рай­она обыч­но не пре­вы­ша­ла 5 тыс. чел. По-ви­ди­мо­му, соз­да­ние круп­ных по­се­ле­ний в этой кли­ма­ти­че­ской зо­не эко­но­ми­че­ски не­оп­рав­дан­но, так как тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных за­трат и не га­ран­ти­ру­ет хо­ро­ших ди­ви­ден­дов.

Из-за сни­же­ния эф­фек­тив­но­сти сель­ско­го хо­зяй­ст­ва ННР те­ря­ет свои по­зи­ции в крае. Без де­нег и нем­цы не в со­стоя­нии со­тво­рить эко­но­ми­че­ское чу­до. Раз­ви­вать бо­лее глу­бо­кую пе­ре­ра­бот­ку сель­хоз­про­дук­ции, изы­ски­вать рын­ки сбы­та – ино­го пу­ти для раз­ви­тия Не­мец­ко­го рай­она нет. Это сей­час сде­лать не­про­сто, так как за 1990-е гг. все со­сед­ние с Ал­тай­ским кра­ем тер­ри­то­рии серь­ез­но раз­ви­ли соб­ст­вен­ное ли­к­вид­ное сель­ское хо­зяй­ст­во (пре­ж­де все­го Но­во­си­бир­ская и Ом­ская об­лас­ти).

К пре­кра­ще­нию по­мо­щи со сто­ро­ны ОРГ на­до от­но­сить­ся с по­ни­ма­ни­ем. Гер­ма­ния не обя­за­на со­дер­жать ал­тай­ских нем­цев все вре­мя, иг­рать роль го­су­дар­ст­ва в го­су­дар­ст­ве. По фе­де­раль­но­му за­ко­ну Пра­ви­тель­ст­во ФРГ обя­за­но по­мо­гать ре­прес­си­ро­ван­ным нем­цам толь­ко до третье­го по­ко­ле­ния, т.е. при­мер­но до 2010 г. Даль­ше же на сред­ст­ва, вы­ру­чен­ные от при­ва­ти­за­ции жи­ло­го фон­да, про­да­жи ино­го иму­ще­ст­ва, пред­по­ла­га­ет­ся соз­дать не­ком­мер­че­ский фонд под­держ­ки нем­цев. Он бу­дет вы­да­вать эт­ни­че­ским нем­цам зай­мы, по­мо­гать в строи­тель­ст­ве жи­лья, ока­зы­вать по­силь­ную по­мощь в раз­ви­тии биз­не­са, ор­га­ни­за­ции в куль­тур­ной жиз­ни ди­ас­по­ры.

По­сле 1998 г. ад­ми­ни­ст­ра­ция Ал­тай­ско­го края прак­ти­че­ски не пред­ло­жи­ла ФРГ аль­тер­на­тив по раз­ви­тию Не­мец­ко­го рай­она, его рай­цен­тра Гальб­штад­та. Тем не ме­нее там воз­мож­но строи­тель­ст­во но­во­го пред­при­ятия по глу­бо­кой пе­ре­ра­бот­ке сель­ско­хо­зяй­ст­вен­но­го сы­рья, есть ав­ст­рий­ские ин­ве­сто­ры, же­лаю­щие про­фи­нан­си­ро­вать дан­ный про­ект. Но ру­ко­во­дство края мед­лит с раз­ра­бот­кой пла­нов в этом на­прав­ле­нии, а вре­мя ухо­дит.

Даль­ней­шее раз­ви­тие на­цио­наль­но­го рай­она Ал­тая вряд ли сто­ит рас­смат­ри­вать в от­дель­но взя­тых гео­гра­фи­че­ских гра­ни­цах или мес­тах ком­пакт­но­го про­жи­ва­ния нем­цев. Нуж­на дол­го­сроч­ная кон­цеп­ция, учи­ты­ваю­щая об­щую тен­ден­цию к эко­но­ми­че­ской ин­те­гра­ции. Пре­ж­де день­ги вкла­ды­ва­лись в раз­ви­тие ме­ст­но­го про­из­вод­ст­ва ис­хо­дя толь­ко из внут­рен­них по­треб­но­стей рай­она. Сей­час оп­ре­де­ляю­щей ста­ла си­туа­ция, ко­то­рая скла­ды­ва­ет­ся во­круг ННР, в ча­ст­но­сти, по­вы­ше­ние уров­ня про­из­вод­ст­ва в со­сед­них ре­гио­нах, рост кон­ку­рен­ции на рын­ках сбы­та. Ес­ли ны­неш­ним ру­ко­во­ди­те­лям хо­зяйств и рай­она уда­ст­ся рас­ста­вить вер­ные ак­цен­ты в даль­ней­шем раз­ви­тии про­из­вод­ст­ва, то эта тер­ри­то­рия Ал­тай­ско­го края вновь бу­дет сре­ди пре­ус­пе­ваю­щих (Щад­ри­на, 2005, с. 15).

В раз­ви­тии рай­она мно­гое за­ви­сит от прин­ци­пов внут­ри­рос­сий­ской аг­рар­ной по­ли­ти­ки. Курс на пол­ные ры­ноч­ные от­но­ше­ния, эко­но­ми­че­скую са­мо­стоя­тель­ность АПК, ли­шен­но­го вся­кой под­держ­ки со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва, вы­ну­дит сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ные пред­при­ятия же­ст­ко вы­страи­вать соб­ст­вен­ный ба­ланс рас­хо­дов и до­хо­дов. В этом слу­чае не­ми­нуе­мы мас­со­вые со­кра­ще­ния ра­бо­чих мест, сни­же­ние за­трат, вы­пол­не­ние тех же ра­бот мень­шей чис­лен­но­стью ра­бо­таю­щих на ос­но­ве но­вых тех­но­ло­гий. В ре­зуль­та­те по­сле­ду­ет объ­е­ди­не­ние эф­фек­тив­но ра­бо­таю­щих про­из­водств с круп­ны­ми аг­рар­ны­ми хол­дин­га­ми. При та­ком сце­на­рии в Не­мец­ком рай­оне ос­та­нет­ся око­ло 5 тыс. чел. – ров­но столь­ко, сколь­ко смо­жет про­кор­мить Ку­лун­да. Но есть глав­ное – не­мец­кий ха­рак­тер,
от­вет­ст­вен­ность, тре­бо­ва­тель­ность в ра­бо­те, что по­зво­лит, на наш взгляд, до­бить­ся но­во­го подъ­е­ма аг­рар­но­го хо­зяй­ст­ва и жиз­нен­но­го уров­ня на­се­ле­ния это­го на­цио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния.

Для ру­ко­во­ди­те­лей Ал­тая и да­же стра­ны здесь есть и по­ли­ти­че­ская про­бле­ма. При ны­неш­нем уров­не пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ми­гра­ции нем­цев за­да­ча по со­хра­не­нию не­мец­ко­го эт­но­са в Рос­сии, по­став­лен­ная пра­вя­щи­ми кру­га­ми го­су­дар­ст­ва в на­ча­ле 1990-х гг., в ко­неч­ном ито­ге не бу­дет вы­пол­не­на. Не­мец­кие на­цио­наль­ные рай­оны в Си­би­ри, ско­рее все­го, ос­та­нут­ся толь­ко да­нью ис­то­рии.

С дру­гой сто­ро­ны, соз­да­ние Не­мец­ко­го рай­она – это бы­ло, на наш взгляд, ре­ше­ние на­цио­наль­но­го во­про­са по-ле­нин­ски, по-боль­ше­ви­ст­ски, ко­гда поч­ти ка­ж­дая на­ция по­лу­ча­ет пра­во на са­мо­оп­ре­де­ле­ние, соз­да­ние рес­пуб­ли­ки, ок­ру­га, рай­она и т.п. Все это, по на­ше­му мне­нию, ме­ша­ет фор­ми­ро­ва­нию еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ст­ва рос­сий­ско­го го­су­дар­ст­ва и при­во­дит к раз­лич­ным по­тря­се­ни­ям, вплоть до гра­ж­дан­ской вой­ны на Кав­ка­зе. Ра­но или позд­но от фор­ми­ро­ва­ния субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции по на­цио­наль­но­му прин­ци­пу на­до бу­дет от­ка­зы­вать­ся, а иметь в рос­сий­ском го­су­дар­ст­ве тер­ри­то­ри­аль­ные об­ра­зо­ва­ния в ви­де гу­бер­ний (ре­гио­нов,
зе­мель).

Для све­де­ния: в США за все вре­мя ос­вое­ния но­во­го кон­ти­нен­та вы­еха­ли до 50 млн нем­цев. В Рос­сию с вре­мен Пет­ра Пер­во­го и Ека­те­ри­ны Вто­рой прие­ха­ло до 2 млн чел. Но в Шта­тах ни­кто не ста­вит во­прос о соз­да­нии тер­ри­то­ри­аль­но­го эт­ни­че­ско­го, на­цио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния для ка­ко­го-ли­бо из на­се­ляю­щих их на­ро­дов. Со­хра­нять, раз­ви­вать куль­ту­ру, са­мо­быт­ность мож­но и при по­мо­щи гра­ж­дан­ских ас­со­циа­ций, ини­циа­тив, не обя­за­тель­но для это­го иметь на­цио­наль­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ное оформ­ле­ние.

 


Глава 5. СОВРЕМЕННАЯ Экономическая ситуация в ведущих отраслях хозяйства АЛТАЙСКОГО КРая

 

5.1. Со­стоя­ние ин­ве­сти­ци­он­но-строи­тель­но­го
ком­плек­са в пе­ре­ход­ный пе­ри­од

Ин­ве­сти­ци­он­но-строи­тель­ный ком­плекс, вы­пол­няя ин­фра­струк­тур­ные функ­ции ме­ха­низ­ма реа­ли­за­ции вос­про­из­вод­ст­вен­ных про­цес­сов эко­но­ми­ки, не­об­хо­дим для раз­ви­тия всех сек­то­ров хо­зяй­ст­ва ре­гио­на.

В си­лу сво­ей спе­ци­фи­ки, за­клю­чаю­щей­ся в зна­чи­тель­ной
за­ви­си­мо­сти от фи­нан­со­вых воз­мож­но­стей от­рас­лей-за­каз­чи­ков и за­ка­зы­вае­мых про­ек­тов, строи­тель­ный ком­плекс Ал­тай­ско­го края боль­ше всех по­стра­дал в пер­вые го­ды ре­форм. Спад про­из­вод­ст­ва во всех от­рас­лях эко­но­ми­ки и ги­пер­ин­фля­ция при­ве­ли к час­тич­ной ли­к­ви­да­ции и про­стою 70% мощ­но­стей ре­гио­наль­но­го строи­тель­но­го ком­плек­са уже к 1997 г. Фи­зи­че­ский объ­ем ра­бот, вы­пол­нен­ных по до­го­во­рам строи­тель­но­го под­ря­да, в пе­ри­од с 1992 по 2002 г.
со­кра­тил­ся на 72%.

Ог­ра­ни­чен­ность ин­ве­сти­ци­он­ных ре­сур­сов в пер­вые го­ды ре­форм обу­сло­ви­ла про­цесс свер­ты­ва­ния ка­пи­таль­но­го строи­тель­ст­ва (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Ин­дек­сы фи­зи­че­ско­го объ­е­ма ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал (1991 г. – 100%)

С 1992 по 1999 г. на­блю­да­лось об­валь­ное па­де­ние объ­е­мов ка­пи­таль­ных вло­же­ний. До­ля края в об­щих ин­ве­сти­ци­ях в ос­нов­ной ка­пи­тал Рос­сии сни­зи­лась с 1,5% в 1991 г. до 0,6% в 2005 г.

На про­тя­же­нии по­след­них лет удель­ные ка­пи­таль­ные вло­же­ния на ду­шу на­се­ле­ния по краю бы­ли в 4–4,5 раза ни­же, чем в сред­нем по Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, что обу­сло­ви­ло как зна­чи­тель­ное от­ста­ва­ние уров­ня про­из­вод­ст­вен­но­го по­тен­циа­ла, так и не­дос­та­точ­ное раз­ви­тие от­рас­лей со­ци­аль­ной сфе­ры.

Таб­ли­ца 5.1

Ин­ве­сти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал в Ал­тай­ском крае
(в фак­ти­че­ски дей­ст­во­вав­ших це­нах; млн руб.)

По­ка­за­тель            
Ин­в­е­с­ти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал – все­го 6731,2 8419,8 10212,5 13365,1 15306,2 20260,7
в том чис­ле в от­рас­ли            
- про­из­во­дя­щие то­ва­ры 2461,8 4261,4 4966,3 6342,2
- ока­зы­ваю­щие ры­ноч­ные и не­рыноч­ные ус­лу­ги 4269,4 4158,4 5246,2 7022,9   …   …

 

За го­ды ре­форм про­изош­ла ко­рен­ная пе­ре­строй­ка струк­ту­ры ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния ка­пи­таль­но­го строи­тель­ст­ва. Ес­ли
в 1991 г. удель­ный вес средств фе­де­раль­но­го и крае­во­го бюд­же­тов в со­ста­ве ка­пи­таль­ных вло­же­ний края со­став­ля­л бо­лее по­ло­ви­ны, при­чем ос­нов­ная часть при­хо­ди­лась на фе­де­раль­ный бюд­жет, то в 1999 г. – 27%, при­чем до­ля фе­де­раль­но­го бюд­же­та в 2 раза пре­вы­ша­ла долю ре­гио­наль­но­го. В 2005 г. при со­кра­ще­нии бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния до 11,6% в об­щем объ­е­ме ин­ве­сти­ций пре­вы­ше­ние объ­е­ма фе­де­раль­ных средств над крае­вы­ми со­ста­ви­ло 1,5 раза.

Вы­со­кая стои­мость строи­тель­ст­ва в со­че­та­нии с низ­ким пла­те­же­спо­соб­ным спро­сом на­се­ле­ния усу­губ­ля­ет кри­зис в строи­тель­ном ком­плек­се и да­же при­во­дит к по­яв­ле­нию в крае из­бы­точ­но­го чис­ла но­вых квар­тир, пред­ла­гае­мых для про­да­жи, при на­ли­чии в то же са­мое вре­мя оп­ре­де­лен­ных групп на­се­ле­ния, ост­ро ну­ж­даю­щих­ся в жи­лье. Осо­бен­но ощу­ти­мо сни­же­ние воз­мож­но­стей для при­об­ре­те­ния но­вых квар­тир у на­се­ле­ния со сред­ним или ни­же сред­них до­хо­да­ми.

Таб­ли­ца 5.2

Струк­ту­ра ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал
по ис­точ­ни­кам фи­нан­си­ро­ва­ния в Ал­тай­ском крае
(в %)

По­ка­за­тель            
Ин­в­е­с­ти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал – все­го            
в том чис­ле по ис­точ­ни­кам фи­нан­си­ро­ва­ния:            
бюд­жет­ные сред­ст­ва – все­го 30,3 16,3 16,8 14,7 11,5 11,6
в том чис­ле:            
из фе­де­раль­но­го бюд­же­та 23,0 8,5 8,4 7,1 7,0 6,9
из бюд­же­тов субъ­ек­тов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и ме­ст­ных бюд­же­тов 7,3 7,8 8,4 7,6 4,5 4,7
вне­бюд­жет­ные сред­ст­ва – все­го 69,7 83,7 83,2 85,3 88,5 88,4
в том чис­ле:            
хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов 40,5 59,8 62,3 54,4 58,9 56,8
ин­ди­ви­ду­аль­ных за­строй­щи­ков 8,0 7,2 6,8 7,4 5,3 4,4

 

Ин­ве­сти­ции – это глав­ное ус­ло­вие для со­вре­мен­но­го раз­ви­тия ре­гио­на, по­сколь­ку фор­ми­ру­ет­ся эко­но­ми­че­ская сис­те­ма с но­вы­ми ос­но­во­по­ла­гаю­щи­ми прин­ци­па­ми и ус­ло­вия­ми функ­цио­ни­ро­ва­ния про­из­водств, а ос­нов­ные фон­ды, ос­тав­шие­ся от со­вет­ско­го пе­рио­да, из­но­ше­ны и ус­та­ре­ли. «Ло­ко­мо­ти­ва­ми» эко­но­ми­че­ско­го рос­та
в сырь­е­вых ре­гио­нах яв­ля­ют­ся ка­пи­таль­ные вло­же­ния в до­бы­чу при­род­ных ре­сур­сов и их пер­во­на­чаль­ную пе­ре­ра­бот­ку.

В 2005 г. строи­тель­ст­во да­ло все­го 4,6% из со­б­ран­ных в крае на­ло­гов и ак­ци­зов, и по это­му по­ка­за­те­лю оно за­ни­ма­ло 7-е ме­сто сре­ди от­рас­лей ре­гио­на.

Сей­час го­су­дар­ст­вен­ная ин­ве­сти­ци­он­ная по­ли­ти­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся глав­ным об­ра­зом в ви­де бюд­жет­ных га­ран­тий и ком­пен­са­ций пред­при­яти­ям час­ти про­цент­ной став­ки по ин­ве­сти­ци­он­ным кре­ди­там, по­ми­мо это­го пу­тем уча­стия хо­зяй­ст­вую­щих субъ­ек­тов ре­гио­нов в фе­де­раль­ных и ме­ст­ных це­ле­вых про­грам­мах. Рас­счи­ты­вать на су­ще­ст­вен­ное уве­ли­че­ние рас­хо­дов бюд­же­та на эти це­ли не­ре­аль­но, по­сколь­ку ста­вит­ся за­да­ча ухо­да го­су­дар­ст­ва из ак­тив­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки, а зна­чи­тель­ная часть рас­хо­дов фе­де­раль­но­го бюд­же­та бу­дет ид­ти на со­ци­аль­ные це­ли и раз­ви­тие обо­рон­ных струк­тур.

Таб­ли­ца 5.3

Струк­ту­ра ин­ве­сти­ций в ос­нов­ной ка­пи­тал
по от­рас­лям эко­но­ми­ки в Ал­тай­ском крае
(в %)

По­ка­за­тель          
Ин­в­е­с­ти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал – все­го          
в том чис­ле:          
Про­мыш­лен­ность 20,8 17,5 17,4 24,1 25,4
из нее:          
элек­тро­энер­ге­ти­ка 2,6 2,2 4,7 6,3 8,9
чер­ная ме­тал­лур­гия 5,4 3,3 0,9 0,7 1,4
цвет­ная ме­тал­лур­гия 0,0 0,0 0,3 1,2
хи­м­и­­че­ская и неф­те­хи­ми­че­ская 1,9 2,3 1,2 1,2 1,2
ма­ш­и­­но­ст­рое­ние и ме­тал­ло­об­ра­бот­ка 1,9 2,0 1,7 4,6 3,7
про­мыш­лен­ность строи­тель­ных ма­те­риа­лов 0,6 0,4 0,9 0,6 0,9
лег­кая 0,3 0,3 0,2 0,2 0,1
пи­ще­вая 4,5 2,7 4,5 6,4 5,1
Строи­тель­ст­во 1,3 2,8 1,0 0,7 1,8
Сель­ское хо­зяй­ст­во 13,8 29,3 29,4 22,0 21,4
Транс­порт 30,4 11,4 10,0 9,0 8,3
Связь 1,6 2,5 2,9 6,8 4,9
Тор­гов­ля и об­ще­ст­вен­ное пи­та­ние, ма­те­ри­аль­но-тех­ни­че­ское снаб­же­ние и сбыт 2,7 4,9 3,6 2,6 2,8
Жи­лищ­ное хо­зяй­ст­во 15,0 14,4 14,4 15,6 16,2
Про­чие от­рас­ли 14,4 17,2 21,3 19,2 19,2

 

Хо­тя су­ще­ст­ву­ет крае­вая кон­со­ли­ди­ро­ван­ная ин­ве­сти­ци­он­ная про­грам­ма, в го­ро­дах, рай­онах нет ре­аль­ных дан­ных, точ­но­го пред­став­ле­ния о том, сколь­ко го­су­дар­ст­вен­ных де­нег ин­ве­сти­ру­ет­ся в их эко­но­ми­ку, по­то­му что ад­ми­ни­ст­ра­ция го­ро­да, рай­она не име­ет права за­пра­ши­вать об этом вы­ше­стоя­щую ин­стан­цию.

Таб­ли­ца 5.4

Тех­но­ло­ги­че­ская струк­ту­ра ин­ве­сти­ций
в ос­нов­ной ка­пи­тал Ал­тай­ско­го края
(в %)

По­ка­за­тель          
Ин­в­е­с­ти­ции в ос­нов­ной ка­пи­тал – все­го          
в том чис­ле:          
на строи­тель­но-мон­таж­ные ра­бо­ты          
ма­ши­ны, обо­ру­до­ва­ние, транс­порт­ные сред­ст­ва          
про­чие ка­пи­таль­ные ра­бо­ты и за­тра­ты          

 

Глав­ная бе­да боль­шин­ст­ва ре­гио­нов – за­ви­си­мость от бюд­же­та Фе­де­ра­ции, от рас­по­ло­жен­ных в сто­ли­це Рос­сии ин­ве­сти­ци­он­ных струк­тур и бан­ков. По­сле то­го, как тер­ри­то­рии ли­ши­лись боль­шой час­ти на­ло­го­вых от­чис­ле­ний за при­род­ные ре­сур­сы в со­от­вет­ст­вии с по­прав­кой в За­кон «О не­драх», весь до­ход от аук­цио­нов пе­ре­чис­ля­ет­ся в фе­де­раль­ный бюд­жет. Те­перь ре­гио­наль­ные бюд­же­ты вы­ну­ж­де­ны воз­ро­ж­дать пре­ж­де все­го об­ра­ба­ты­ваю­щую про­мыш­лен­ность, раз­ви­вать ус­лу­ги. Дру­го­го пу­ти, что­бы по­пол­нить ре­гио­наль­ный бюд­жет, нет.Есть при­ме­ры и дру­гих бо­лез­нен­ных «уда­ров»: так, пе­ре­ре­ги­ст­ра­ция ОАО «Сиб­нефть» в Санкт-Пе­тер­бур­ге по­сле про­да­жи ее ОАО «Газ­пром» мо­жет ли­шить до­хо­да в 14 млрд руб. бюд­жет Ом­ской об­лас­ти. Ме­ст­ный неф­те­пе­ре­ра­ба­ты­ваю­щий за­вод бу­дет по-преж­не­му функ­цио­ни­ро­вать в Си­би­ри, но ос­нов­ные на­ло­ги те­перь бу­дут уп­ла­чи­вать­ся в се­вер­ной сто­ли­це. Воз­ни­ка­ет во­прос: сто­ит ли стре­мить­ся раз­ме­щать до­ход­ные пред­при­ятия
в от­ста­лом (де­прес­сив­ном) ре­гио­не, раз­ви­вать их, а по­том, по­сле пе­ре­де­ла соб­ст­вен­но­сти, ли­шить­ся все­го?

В свя­зи с от­но­си­тель­ной эко­но­ми­че­ской обо­соб­лен­но­стью тер­ри­то­ри­аль­но­го ком­плек­са фор­ми­ру­ет­ся и раз­ви­ва­ет­ся ре­гио­наль­ный эко­но­ми­че­ский ин­те­рес. Он мо­жет вклю­чать в се­бя об­ще­на­цио­наль­ный, кор­по­ра­тив­ные и ча­ст­ные ин­те­ре­сы, вы­сту­пать как осо­бая фор­ма кол­лек­тив­но­го и ло­каль­но­го, пред­став­лять со­бой свое­об­раз­ное со­че­та­ние ин­те­ре­сов пред­при­ятий, вхо­дя­щих в со­став ре­гио­наль­но­го ком­плек­са. Чем мень­ше их изо­ли­ро­ван­ность, тем боль­ше об­ще­го у всех пред­при­ятий, тем тес­нее сход­ст­во их ин­те­ре­сов с тер­ри­то­ри­аль­ным. Учет обо­соб­лен­но­сти по­зво­ля­ет ме­то­до­ло­ги­че­ски пра­виль­но оп­ре­де­лить за­ко­но­мер­но­сти ре­гио­наль­но­го ком­плек­са, его со­став и про­пор­ции. Не изу­чив внут­рен­ние и внеш­ние объ­ек­тив­ные при­чи­ны про­ис­хо­дя­щих из­ме­не­ний, нель­зя пра­виль­но ус­та­но­вить связь ме­ж­ду чле­на­ми строи­тель­но­го сек­то­ра и от­ла­дить ме­ха­низм его хо­зяй­ст­во­ва­ния.

Строи­тель­ный тер­ри­то­ри­аль­ный ком­плекс края пред­став­ля­ет со­бой конг­ло­ме­рат раз­роз­нен­ных ча­ст­ных и кор­по­ра­тив­ных про­из­водств. Ор­га­ны управ­ле­ния ре­гио­ном от­ве­ча­ют за ком­плекс­ное раз­ви­тие все­го мно­го­от­рас­ле­во­го хо­зяй­ст­ва, час­то не имея при этом дос­та­точ­ных ры­ча­гов воз­дей­ст­вия на пред­при­ятия, на их вы­ше­стоя­щие ор­га­ны.

В Рос­сии до­ля ин­ве­сти­ций в ВВП в на­ча­ле 2006 г. со­став­ля­ет, по мне­нию А. Куд­ри­на, толь­ко 18%, в то вре­мя как в боль­шин­ст­ве раз­ви­тых стран она пре­вы­ша­ет 28%. В Ал­тай­ском крае по­ка­за­тель ва­ло­во­го на­ко­п­ле­ния ос­нов­но­го ка­пи­та­ла в 2003 г. был 13,7%, в 2004 г. – 12,7%, и это ука­зы­ва­ет на то, что си­туа­ция с об­нов­ле­ни­ем ос­нов­ных фон­дов в ре­гио­не бу­дет в пер­спек­ти­ве еще боль­ше ухуд­шать­ся (При­ло­же­ние 2).

В пе­ре­ход­ный пе­ри­од в ре­гио­не в не­сколь­ко раз умень­шил­ся объ­ем ин­ве­сти­ций в эко­но­ми­ку. Прак­ти­че­ски не об­нов­ля­ют­ся ос­нов­ные фон­ды круп­ных и сред­них про­мыш­лен­ных пред­при­ятий. До­воль­но ин­тен­сив­но кап­вло­же­ния вкла­ды­ва­ют­ся в му­ко­моль­но-кру­пя­ную и ком­би­кор­мо­вую, пи­ще­вую и ме­ди­цин­скую про­мыш­лен­ность. От­рас­ли края, ку­да при­шел зна­чи­тель­ный оте­че­ст­вен­ный ка­пи­тал и об­нов­ля­ют­ся фон­ды, под­дер­жи­ва­ют кон­ку­рен­то­спо­соб­ность сво­ей про­дук­ции, и еще не­дав­но они име­ли ус­той­чи­вые тем­пы раз­ви­тия. Пи­ще­вая про­мыш­лен­ность кон­со­ли­ди­ро­ва­лась, мно­гие за­во­ды про­шли ре­кон­ст­рук­цию, и, не­смот­ря на дав­ле­ние им­пор­та, от­расль со­хра­ня­ла в 1999–2003 гг. тем­пы рос­та до 6% в год.

Там, где нет ин­ве­сти­ций, про­из­вод­ст­во де­гра­ди­ру­ет, и это ка­са­ет­ся пре­ж­де все­го лег­кой про­мыш­лен­но­сти, не­смот­ря на со­хра­няю­щий­ся рост пла­те­же­спо­соб­но­го спро­са на ее то­ва­ры. Раз­рыв ме­ж­ду спро­сом и пред­ло­же­ни­ем с из­быт­ком по­кры­ва­ет­ся за счет им­пор­та из-за не­кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти про­дук­ции рос­сий­ской лег­кой про­мыш­лен­но­сти вви­ду от­ста­ло­сти ее тех­но­ло­гий, вы­со­ких за­трат и, как ре­зуль­тат, низ­ко­го ка­че­ст­ва. Та­кая же си­туа­ция в ма­ши­но­строе­нии и ме­тал­ло­об­ра­бот­ке, хи­мии и неф­те­хи­мии. Не­ко­гда са­мые раз­ви­тые от­рас­ли эко­но­мики края в по­след­ние 15 лет прак­ти­че­ски не по­лу­ча­ют ин­ве­сти­ций для мо­дер­ни­за­ции ос­нов­ных фон­дов, и ожи­дать по­зи­тив­ных из­ме­не­ний в них нель­зя. От­но­си­тель­но боль­шие ка­пи­таль­ные вло­же­ния в элек­тро­энер­ге­ти­ку в 2004–2005 гг. не­дос­та­точ­ны для ус­той­чи­во­го функ­цио­ни­ро­ва­ния от­рас­ли, без ко­то­рой не­воз­мож­но су­ще­ст­во­ва­ние ре­гио­на.

Ма­ло ин­ве­сти­ций в ог­ром­ное сель­ское хо­зяй­ст­во Ал­тай­ско­го края, хо­тя для это­го ак­тив­но ис­поль­зу­ют­ся бюд­жет­ные вло­же­ния.

В 1990-е гг. в ре­гио­не от­но­си­тель­но мно­го со­ору­жа­лось ав­то­мо­биль­ных до­рог. Да­же поч­ти за­вер­шен­ная вто­рая же­лез­ная до­ро­га на Куз­басс бы­ла пе­ре­строе­на в ав­то­мо­биль­ную.

В кон­це 1990-х – на­ча­ле 2000-х гг. край иг­рал ве­ду­щую роль
в стра­не по строи­тель­ст­ву школ, но в на­стоя­щее вре­мя ко­ли­че­ст­во вво­ди­мых в дей­ст­вие объ­ек­тов об­ра­зо­ва­ния рез­ко упа­ло. Еже­год­но в крае вво­дит­ся в строй при­мер­но 400 тыс. кв. м жи­лья. Это в 3 раза мень­ше, чем в так на­зы­вае­мые за­стой­ные го­ды. Тем не ме­нее Ал­тай за­ни­ма­ет пя­тое ме­сто в Си­би­ри по это­му по­ка­за­те­лю. В 2005 г. в Си­бир­ском фе­де­раль­ном ок­ру­ге вве­де­но в экс­плуа­та­цию 4,1 млн кв. м жи­лья, в рас­че­те на од­но­го жи­те­ля – 0,21 кв. м (в сред­нем по РФ – 0,3 кв. м). Са­мые вы­со­кие по­ка­за­те­ли в Ом­ской об­лас­ти – 0,37 кв. м, Том­ской об­лас­ти – 0,31 кв. м, Крас­но­яр­ском крае – 0,25 кв. м,
Ке­ме­ров­ской об­лас­ти – 0,22 кв. м. Са­мые низ­кие в Ал­тай­ском крае (0,16 кв. м) и Чи­тин­ской об­лас­ти (0,11 кв. м). В крае в рас­че­те
на од­но­го че­ло­ве­ка стро­ит­ся поч­ти в 2 раза мень­ше жи­лья, чем
в сред­нем по Рос­сии.

На Ал­тае сре­ди вво­ди­мых по­ме­ще­ний жи­лье со­став­ля­ет 70,2%, Крас­но­яр­ском крае – 77,1, Ом­ской об­лас­ти – 79,5%, т.е.
в крае стро­ит­ся не толь­ко жи­лье, но и дру­гие со­ци­аль­ные объ­ек­ты, и ус­ту­па­ет он по это­му по­ка­за­те­лю толь­ко Но­во­си­бир­ской об­лас­ти (65,4%).

В го­ды ре­форм в крае бур­но раз­ви­лась тор­гов­ля, а так­же об­ще­ст­вен­ное пи­та­ние. Строи­тель­ст­во зда­ний для этих ви­дов дея­тель­но­сти и оп­ре­де­ля­ет со­вре­мен­ный уро­вень ин­ве­сти­ци­он­но-строи­тель­но­го ком­плек­са ре­гио­на.

В го­ро­дах края поч­ти не ос­та­лось мощ­ных строи­тель­ных тре­стов, а «Ал­тай­кок­со­хим­ст­рой» из За­рин­ска пе­ре­мес­тил­ся в Бар­на­ул и Гор­но-Ал­тайск, где есть воз­мож­ность ис­поль­зо­вать свой про­из­вод­ст­вен­ный по­тен­ци­ал.

Для ре­ше­ния од­ной из про­блем тер­ри­то­ри­аль­но­го строи­тель­но­го ком­плек­са – его сла­бой тех­ни­че­ской ос­на­щен­но­сти – при­вле­ка­ют­ся ин­ве­сти­ции. Их до­ля на при­об­ре­те­ние но­вых по­ко­ле­ний ма­шин, обо­ру­до­ва­ния, ин­ст­ру­мен­та и ин­вен­та­ря уве­ли­чи­лась в крае с 25% в 1998 г. до 45% в 2004 г. (по Рос­сии – с 30 до 40%). Но та­кие объ­е­мы ос­та­ют­ся не­дос­та­точ­ны­ми для дос­ти­же­ния вы­со­ко­го тех­ни­че­ско­го уров­ня. В це­лом в хо­зяй­ст­вах края сте­пень из­но­са ос­нов­ных фон­дов круп­ных и сред­них пред­при­ятий в 2004 г. со­став­ля­ла 44%. Ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ем в раз­ви­тии строи­тель­но­го ком­плек­са долж­но стать его вос­ста­нов­ле­ние до уров­ня, обес­пе­чи­ваю­ще­го ре­ше­ние не толь­ко строи­тель­но-мон­таж­ных, но и тех­ни­ко-тех­но­ло­ги­че­ских за­дач воз­ро­ж­де­ния про­мыш­лен­но­сти.

При­ори­тет­ны­ми на­прав­ле­ния­ми ка­пи­таль­ных вло­же­ний из бюд­же­та края про­воз­гла­ша­ют­ся:

- под­держ­ка ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки пу­тем ком­пен­са­ции час­ти бан­ков­ской став­ки пред­при­яти­ям при при­вле­че­нии бан­ков­ских кре­ди­тов;

- га­зи­фи­ка­ция края;

- от­рас­ли со­ци­аль­ной сфе­ры, где упор де­ла­ет­ся на со­ци­аль­но зна­чи­мые объ­ек­ты с вы­со­кой сте­пе­нью го­тов­но­сти, ввод в экс­плуа­та­цию ко­то­рых улуч­шит ма­те­ри­аль­ную ба­зу от­рас­лей и, со­от­вет­ст­вен­но, по­вы­сит жиз­нен­ный уро­вень жи­те­лей края;

- жи­лищ­ное строи­тель­ст­во, в рам­ках ко­то­ро­го пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся ком­пен­са­ция удо­ро­жа­ния его стои­мо­сти в ЖСК, строи­тель­ст­во со­ци­аль­но зна­чи­мых жи­лых до­мов с уча­сти­ем средств фе­де­раль­но­го бюд­же­та, до­ле­вое уча­стие Ал­тай­ско­го края в со­ору­же­нии жи­лья с по­сле­дую­щей пе­ре­да­чей его гра­ж­да­нам на ус­ло­ви­ях рас­сроч­ки пла­те­жа, ипо­теч­ное жи­лищ­ное кре­ди­то­ва­ние;

- ме­лио­ра­ция и во­до­снаб­же­ние.

На про­тя­же­нии шес­ти по­след­них лет (с 2000 г.) од­ним из важ­ных на­прав­ле­ний ин­ве­сти­ци­он­ной по­ли­ти­ки ос­та­ва­лась под­держ­ка ре­аль­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки в ви­де ком­пен­са­ции час­ти бан­ков­ской про­цент­ной став­ки по кре­ди­там, при­вле­кае­мым пред­при­ятия­ми на реа­ли­за­цию ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов. На эти це­ли в крае­вом бюд­же­те 2000 г. бы­ло пре­ду­смот­ре­но 37 млн руб., что по­зво­ли­ло вло­жить в эко­но­ми­ку края 297,8 млн руб.; в 2001 г. – 50 млн руб., дав­ших 529 млн руб. кре­дит­ных ре­сур­сов (на­прав­ле­ны на осу­ще­ст­в­ле­ние 164 ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов), 2002 г. – 90 млн руб., что по­зво­ли­ло при­влечь 484,2 млн руб. кре­дит­ных ре­сур­сов. В 2005 г. на эти це­ли из бюд­же­та вы­де­ле­но 98,3 млн руб., и, по на­шим рас­че­там, при­вле­че­но бы­ло 992 млн руб. ин­ве­сти­ций.

Важ­ней­шим на­прав­ле­ни­ем раз­ви­тия ин­ве­сти­ци­он­ной дея­тель­но­сти в крае яв­ля­ет­ся реа­ли­за­ция ме­ро­прия­тий го­су­дар­ст­вен­ной под­держ­ки пу­тем фи­нан­си­ро­ва­ния фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм (ФЦП), дей­ст­вую­щих на тер­ри­то­рии края.

Все­го в Ал­тай­ском крае в 1999 г. дей­ст­во­ва­ли 45 из 172 ФЦП, в 2000 г. – 41 из 91, в 2001 г. – 43 из 61, в 2002 г. – 34 из 47. На фи­нан­си­ро­ва­ние ФЦП в 1999 г. бы­ло на­прав­ле­но из фе­де­раль­но­го бюд­же­та 1135,2 млн руб.; в 2000 г. – 1634,1 млн руб.; в 2001 г. – 1571,4 млн руб., в том чис­ле ин­ве­сти­ции – 819,2 млн руб.; в 2002 г. – 1988,2 млн руб.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...