Глава 7. Финансово-кредитная система алтайского края 11 глава
За период с 1993 г. практически все коренное население немецких деревень района выехало в Германию Хотя общая численность жителей ННР сократилась лишь на 1 тыс. чел., состав населения сменился на 90%. В настоящее время о былом благополучии Немецкого национального района у его жителей остались одни воспоминания. В 2005–2006 гг. многие экономические программы помощи немецким поселенцам со стороны ФРГ свернуты. Между «Обществом развития Гальбштадт» и администрацией района идут переговоры о передаче имущества ОРГ в муниципальную собственность. По всей видимости, германская сторона разочаровалась в решении немецкой проблемы в РФ. Вливания в развитие малого и среднего бизнеса по большому счету не дали результата. Предпринимателей, которые на территории ННР организовали производство или создали свой бизнес, практически нет.
Сельское хозяйство не принесло той отдачи, которую ожидали после создания перерабатывающего предприятия и внедрения новых технологий. Они оказались бессильны перед климатическими условиями Кулунды. По словам одного из руководителей района, эта земля не способна прокормить 20 тыс. чел. В степи численность населения района обычно не превышала 5 тыс. чел. По-видимому, создание крупных поселений в этой климатической зоне экономически неоправданно, так как требует дополнительных затрат и не гарантирует хороших дивидендов. Из-за снижения эффективности сельского хозяйства ННР теряет свои позиции в крае. Без денег и немцы не в состоянии сотворить экономическое чудо. Развивать более глубокую переработку сельхозпродукции, изыскивать рынки сбыта – иного пути для развития Немецкого района нет. Это сейчас сделать непросто, так как за 1990-е гг. все соседние с Алтайским краем территории серьезно развили собственное ликвидное сельское хозяйство (прежде всего Новосибирская и Омская области). К прекращению помощи со стороны ОРГ надо относиться с пониманием. Германия не обязана содержать алтайских немцев все время, играть роль государства в государстве. По федеральному закону Правительство ФРГ обязано помогать репрессированным немцам только до третьего поколения, т.е. примерно до 2010 г. Дальше же на средства, вырученные от приватизации жилого фонда, продажи иного имущества, предполагается создать некоммерческий фонд поддержки немцев. Он будет выдавать этническим немцам займы, помогать в строительстве жилья, оказывать посильную помощь в развитии бизнеса, организации в культурной жизни диаспоры.
После 1998 г. администрация Алтайского края практически не предложила ФРГ альтернатив по развитию Немецкого района, его райцентра Гальбштадта. Тем не менее там возможно строительство нового предприятия по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, есть австрийские инвесторы, желающие профинансировать данный проект. Но руководство края медлит с разработкой планов в этом направлении, а время уходит. Дальнейшее развитие национального района Алтая вряд ли стоит рассматривать в отдельно взятых географических границах или местах компактного проживания немцев. Нужна долгосрочная концепция, учитывающая общую тенденцию к экономической интеграции. Прежде деньги вкладывались в развитие местного производства исходя только из внутренних потребностей района. Сейчас определяющей стала ситуация, которая складывается вокруг ННР, в частности, повышение уровня производства в соседних регионах, рост конкуренции на рынках сбыта. Если нынешним руководителям хозяйств и района удастся расставить верные акценты в дальнейшем развитии производства, то эта территория Алтайского края вновь будет среди преуспевающих (Щадрина, 2005, с. 15). В развитии района многое зависит от принципов внутрироссийской аграрной политики. Курс на полные рыночные отношения, экономическую самостоятельность АПК, лишенного всякой поддержки со стороны государства, вынудит сельскохозяйственные предприятия жестко выстраивать собственный баланс расходов и доходов. В этом случае неминуемы массовые сокращения рабочих мест, снижение затрат, выполнение тех же работ меньшей численностью работающих на основе новых технологий. В результате последует объединение эффективно работающих производств с крупными аграрными холдингами. При таком сценарии в Немецком районе останется около 5 тыс. чел. – ровно столько, сколько сможет прокормить Кулунда. Но есть главное – немецкий характер,
Для руководителей Алтая и даже страны здесь есть и политическая проблема. При нынешнем уровне предпринимательства, миграции немцев задача по сохранению немецкого этноса в России, поставленная правящими кругами государства в начале 1990-х гг., в конечном итоге не будет выполнена. Немецкие национальные районы в Сибири, скорее всего, останутся только данью истории. С другой стороны, создание Немецкого района – это было, на наш взгляд, решение национального вопроса по-ленински, по-большевистски, когда почти каждая нация получает право на самоопределение, создание республики, округа, района и т.п. Все это, по нашему мнению, мешает формированию единого экономического пространства российского государства и приводит к различным потрясениям, вплоть до гражданской войны на Кавказе. Рано или поздно от формирования субъектов Федерации по национальному принципу надо будет отказываться, а иметь в российском государстве территориальные образования в виде губерний (регионов, Для сведения: в США за все время освоения нового континента выехали до 50 млн немцев. В Россию с времен Петра Первого и Екатерины Второй приехало до 2 млн чел. Но в Штатах никто не ставит вопрос о создании территориального этнического, национального образования для какого-либо из населяющих их народов. Сохранять, развивать культуру, самобытность можно и при помощи гражданских ассоциаций, инициатив, не обязательно для этого иметь национально-административное оформление.
Глава 5. СОВРЕМЕННАЯ Экономическая ситуация в ведущих отраслях хозяйства АЛТАЙСКОГО КРая
5.1. Состояние инвестиционно-строительного Инвестиционно-строительный комплекс, выполняя инфраструктурные функции механизма реализации воспроизводственных процессов экономики, необходим для развития всех секторов хозяйства региона. В силу своей специфики, заключающейся в значительной Ограниченность инвестиционных ресурсов в первые годы реформ обусловила процесс свертывания капитального строительства (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Индексы физического объема инвестиций в основной капитал (1991 г. – 100%) С 1992 по 1999 г. наблюдалось обвальное падение объемов капитальных вложений. Доля края в общих инвестициях в основной капитал России снизилась с 1,5% в 1991 г. до 0,6% в 2005 г. На протяжении последних лет удельные капитальные вложения на душу населения по краю были в 4–4,5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации, что обусловило как значительное отставание уровня производственного потенциала, так и недостаточное развитие отраслей социальной сферы. Таблица 5.1 Инвестиции в основной капитал в Алтайском крае
За годы реформ произошла коренная перестройка структуры источников финансирования капитального строительства. Если
Высокая стоимость строительства в сочетании с низким платежеспособным спросом населения усугубляет кризис в строительном комплексе и даже приводит к появлению в крае избыточного числа новых квартир, предлагаемых для продажи, при наличии в то же самое время определенных групп населения, остро нуждающихся в жилье. Особенно ощутимо снижение возможностей для приобретения новых квартир у населения со средним или ниже средних доходами. Таблица 5.2 Структура инвестиций в основной капитал
Инвестиции – это главное условие для современного развития региона, поскольку формируется экономическая система с новыми основополагающими принципами и условиями функционирования производств, а основные фонды, оставшиеся от советского периода, изношены и устарели. «Локомотивами» экономического роста В 2005 г. строительство дало всего 4,6% из собранных в крае налогов и акцизов, и по этому показателю оно занимало 7-е место среди отраслей региона. Сейчас государственная инвестиционная политика осуществляется главным образом в виде бюджетных гарантий и компенсаций предприятиям части процентной ставки по инвестиционным кредитам, помимо этого путем участия хозяйствующих субъектов регионов в федеральных и местных целевых программах. Рассчитывать на существенное увеличение расходов бюджета на эти цели нереально, поскольку ставится задача ухода государства из активного сектора экономики, а значительная часть расходов федерального бюджета будет идти на социальные цели и развитие оборонных структур. Таблица 5.3 Структура инвестиций в основной капитал
Хотя существует краевая консолидированная инвестиционная программа, в городах, районах нет реальных данных, точного представления о том, сколько государственных денег инвестируется в их экономику, потому что администрация города, района не имеет права запрашивать об этом вышестоящую инстанцию. Таблица 5.4 Технологическая структура инвестиций
Главная беда большинства регионов – зависимость от бюджета Федерации, от расположенных в столице России инвестиционных структур и банков. После того, как территории лишились большой части налоговых отчислений за природные ресурсы в соответствии с поправкой в Закон «О недрах», весь доход от аукционов перечисляется в федеральный бюджет. Теперь региональные бюджеты вынуждены возрождать прежде всего обрабатывающую промышленность, развивать услуги. Другого пути, чтобы пополнить региональный бюджет, нет.Есть примеры и других болезненных «ударов»: так, перерегистрация ОАО «Сибнефть» в Санкт-Петербурге после продажи ее ОАО «Газпром» может лишить дохода в 14 млрд руб. бюджет Омской области. Местный нефтеперерабатывающий завод будет по-прежнему функционировать в Сибири, но основные налоги теперь будут уплачиваться в северной столице. Возникает вопрос: стоит ли стремиться размещать доходные предприятия В связи с относительной экономической обособленностью территориального комплекса формируется и развивается региональный экономический интерес. Он может включать в себя общенациональный, корпоративные и частные интересы, выступать как особая форма коллективного и локального, представлять собой своеобразное сочетание интересов предприятий, входящих в состав регионального комплекса. Чем меньше их изолированность, тем больше общего у всех предприятий, тем теснее сходство их интересов с территориальным. Учет обособленности позволяет методологически правильно определить закономерности регионального комплекса, его состав и пропорции. Не изучив внутренние и внешние объективные причины происходящих изменений, нельзя правильно установить связь между членами строительного сектора и отладить механизм его хозяйствования. Строительный территориальный комплекс края представляет собой конгломерат разрозненных частных и корпоративных производств. Органы управления регионом отвечают за комплексное развитие всего многоотраслевого хозяйства, часто не имея при этом достаточных рычагов воздействия на предприятия, на их вышестоящие органы. В России доля инвестиций в ВВП в начале 2006 г. составляет, по мнению А. Кудрина, только 18%, в то время как в большинстве развитых стран она превышает 28%. В Алтайском крае показатель валового накопления основного капитала в 2003 г. был 13,7%, в 2004 г. – 12,7%, и это указывает на то, что ситуация с обновлением основных фондов в регионе будет в перспективе еще больше ухудшаться (Приложение 2). В переходный период в регионе в несколько раз уменьшился объем инвестиций в экономику. Практически не обновляются основные фонды крупных и средних промышленных предприятий. Довольно интенсивно капвложения вкладываются в мукомольно-крупяную и комбикормовую, пищевую и медицинскую промышленность. Отрасли края, куда пришел значительный отечественный капитал и обновляются фонды, поддерживают конкурентоспособность своей продукции, и еще недавно они имели устойчивые темпы развития. Пищевая промышленность консолидировалась, многие заводы прошли реконструкцию, и, несмотря на давление импорта, отрасль сохраняла в 1999–2003 гг. темпы роста до 6% в год. Там, где нет инвестиций, производство деградирует, и это касается прежде всего легкой промышленности, несмотря на сохраняющийся рост платежеспособного спроса на ее товары. Разрыв между спросом и предложением с избытком покрывается за счет импорта из-за неконкурентоспособности продукции российской легкой промышленности ввиду отсталости ее технологий, высоких затрат и, как результат, низкого качества. Такая же ситуация в машиностроении и металлообработке, химии и нефтехимии. Некогда самые развитые отрасли экономики края в последние 15 лет практически не получают инвестиций для модернизации основных фондов, и ожидать позитивных изменений в них нельзя. Относительно большие капитальные вложения в электроэнергетику в 2004–2005 гг. недостаточны для устойчивого функционирования отрасли, без которой невозможно существование региона. Мало инвестиций в огромное сельское хозяйство Алтайского края, хотя для этого активно используются бюджетные вложения. В 1990-е гг. в регионе относительно много сооружалось автомобильных дорог. Даже почти завершенная вторая железная дорога на Кузбасс была перестроена в автомобильную. В конце 1990-х – начале 2000-х гг. край играл ведущую роль На Алтае среди вводимых помещений жилье составляет 70,2%, Красноярском крае – 77,1, Омской области – 79,5%, т.е. В годы реформ в крае бурно развилась торговля, а также общественное питание. Строительство зданий для этих видов деятельности и определяет современный уровень инвестиционно-строительного комплекса региона. В городах края почти не осталось мощных строительных трестов, а «Алтайкоксохимстрой» из Заринска переместился в Барнаул и Горно-Алтайск, где есть возможность использовать свой производственный потенциал. Для решения одной из проблем территориального строительного комплекса – его слабой технической оснащенности – привлекаются инвестиции. Их доля на приобретение новых поколений машин, оборудования, инструмента и инвентаря увеличилась в крае с 25% в 1998 г. до 45% в 2004 г. (по России – с 30 до 40%). Но такие объемы остаются недостаточными для достижения высокого технического уровня. В целом в хозяйствах края степень износа основных фондов крупных и средних предприятий в 2004 г. составляла 44%. Основным направлением в развитии строительного комплекса должно стать его восстановление до уровня, обеспечивающего решение не только строительно-монтажных, но и технико-технологических задач возрождения промышленности. Приоритетными направлениями капитальных вложений из бюджета края провозглашаются: - поддержка реального сектора экономики путем компенсации части банковской ставки предприятиям при привлечении банковских кредитов; - газификация края; - отрасли социальной сферы, где упор делается на социально значимые объекты с высокой степенью готовности, ввод в эксплуатацию которых улучшит материальную базу отраслей и, соответственно, повысит жизненный уровень жителей края; - жилищное строительство, в рамках которого предусматривается компенсация удорожания его стоимости в ЖСК, строительство социально значимых жилых домов с участием средств федерального бюджета, долевое участие Алтайского края в сооружении жилья с последующей передачей его гражданам на условиях рассрочки платежа, ипотечное жилищное кредитование; - мелиорация и водоснабжение. На протяжении шести последних лет (с 2000 г.) одним из важных направлений инвестиционной политики оставалась поддержка реального сектора экономики в виде компенсации части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями на реализацию инвестиционных проектов. На эти цели в краевом бюджете 2000 г. было предусмотрено 37 млн руб., что позволило вложить в экономику края 297,8 млн руб.; в 2001 г. – 50 млн руб., давших 529 млн руб. кредитных ресурсов (направлены на осуществление 164 инвестиционных проектов), 2002 г. – 90 млн руб., что позволило привлечь 484,2 млн руб. кредитных ресурсов. В 2005 г. на эти цели из бюджета выделено 98,3 млн руб., и, по нашим расчетам, привлечено было 992 млн руб. инвестиций. Важнейшим направлением развития инвестиционной деятельности в крае является реализация мероприятий государственной поддержки путем финансирования федеральных целевых программ (ФЦП), действующих на территории края. Всего в Алтайском крае в 1999 г. действовали 45 из 172 ФЦП, в 2000 г. – 41 из 91, в 2001 г. – 43 из 61, в 2002 г. – 34 из 47. На финансирование ФЦП в 1999 г. было направлено из федерального бюджета 1135,2 млн руб.; в 2000 г. – 1634,1 млн руб.; в 2001 г. – 1571,4 млн руб., в том числе инвестиции – 819,2 млн руб.; в 2002 г. – 1988,2 млн руб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|