Категории и группы должностей гражданской службы в федеральных министерствах и федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных федеральным министерствам
| Группы деловых качеств
| Деловые качества, необходимые для замещения должности гражданской службы
| Описание делового качества
| Стандарты поведения государственных гражданских служащих
|
|
|
|
|
|
Категория "Руководители" высшей, главной и ведущей групп, категория "Помощники (советники)" высшей, главной группы должностей, категория "Специалисты"
главной группы должностей, ведущей группы:циалисты "(Сужбы групп ствам.нностейнных федеральным министерствамоектаоектаргана иям профессиональной служебной деятельности
заместитель начальника отдела в департаменте, заместитель начальника отдела в службе федерального министерства, заместитель начальника отдела в главном управлении, заместитель начальника отдела в управлении, заместитель начальника отдела в аппарате Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации
| Управленческие деловые качества
| Планирование деятельности и ресурсов
| Планирование собственной работы и работы подразделения в соответствии со стратегическими целями и оперативными планами государственного органа. Точность планирования ресурсов (временных, материальных, человеческих), необходимых для достижения целей.
| Гражданский служащий:
- создает реалистичные среднесрочные и долгосрочные планы для себя и подразделения, исходя из стратегии развития государственного органа;
- составляет планы работы для себя и сотрудников подразделения, детализирует задачи, устанавливает сроки их исполнения;
- при составлении планов учитывает возможное влияние внешних факторов на их реализацию;
- заранее разрабатывает альтернативный план действий;
- в случае необходимости своевременно корректирует планы подразделения;
- точно определяет ресурсы, необходимые для реализации планов;
- обеспечивает наличие необходимых ресурсов. В случае прогнозирования нехватки имеющихся ресурсов для выполнения поставленных задач, заранее обосновывает перед руководством необходимость предоставления дополнительных ресурсов;
- расставляет приоритеты, учитывая важность и срочность задач
|
| Постановка задач и организация работы подчиненных
| Декомпозиция целей в задачи. Постановка четких и понятных для исполнителей задач, организация их исполнения.
| Гражданский служащий:
- устанавливает для себя и подчиненных (курируемых подразделений, участников проектных групп) ясные и конкретные направления и порядок действий, необходимые для достижения результатов в соответствии с плановыми и оперативными задачами;
- четко формулирует задачи для подчиненных (курируемых подразделений, участников проектных групп), проверяет точность понимания задачи и порядок ее исполнения;
- равномерно распределяет рабочую нагрузку среди подчиненных с учетом их способностей, опыта и квалификации, координирует их деятельность;
- информирует подчиненных о приоритетности задач, организует их работу в соответствии с приоритетами;
- при необходимости перераспределяет нагрузку, обеспечивая выполнение всех поставленных задач;
- повышает эффективность работы подчиненных за счет четкой организации труда и исключения непроизводительных потерь времени;
- избегает дублирования поручений разным исполнителям, рационально использует трудовые ресурсы;
- эффективно организует свое время и время своих подчиненных в ситуации большой загрузки, не допуская сбоев
|
| Контроль и оценка исполнения
| Формирование четких критериев ожидаемого результата (сроки, качество) и контроль достижения поставленных задач в установленные сроки, в требуемом объеме и качестве.
| Гражданский служащий:
- доводит до исполнителей сроки выполнения поручений и критерии желаемого результата;
- согласовывает с исполнителями контрольные сроки для оценки промежуточных результатов;
- контролирует своевременность, качество и полноту исполнения задач в процессе ее исполнения, в соответствии с согласованным графиком
- запрашивает информацию о ходе исполнения задач;
- своевременно дает обратную связь, оказывает помощь в случае возникновения затруднений у исполнителя;
- отслеживает собственный прогресс и прогресс других в работе над заданиями, направленными на общие цели, координирует совместную деятельность и получение общего результата;
- осуществляет итоговый контроль исполнения планов и сроков поручений по курируемому направлению деятельности;
- инициирует применение мер поощрения и наказания к исполнителям.
|
| Принятие управленческих решений
| Своевременное принятие управленческих решений в рамках полномочий должности, с учетом имеющихся альтернатив и возможных последствий, в соответствии с установленным порядком.
| Гражданский служащий:
- оперативно принимает решения на своем уровне ответственности, соблюдая установленную процедуру принятия решений;
- не перекладывает ответственность за принятие решений, находящихся в его зоне ответственности, на других;
- решения принимаются взвешенно с учетом возможных последствий;
- рассматривает альтернативы и принимает оптимальные решения, учитывая различные факторы;
- принимает решения, учитывая мнение коллег, экспертов;
- в случае необходимости, принимает решение при ограниченной информации;
- при необходимости, принимает не популярные решения;
- несет ответственность за свои решения и действия
|
| Мотивирование и развитие подчиненных
| Способствование профессиональному и личностному развитию подчиненных. Способность формировать, поддерживать и усиливать вовлеченность сотрудников в работу.
| Гражданский служащий:
- передает подчиненным свой опыт и знания для совершенствования их работы;
- развивает таланты и компетенции подчиненных, ставит развивающие, но реализуемые цели, способствует их достижению;
- поощряет в подчиненных инициативу, самостоятельность и творческий подход к работе;
- поощряет наиболее эффективных работников, учитывает индивидуальный вклад служащего в работу подразделения.
- воодушевляет подчиненных и коллег на достижение намеченных целей;
- мотивирует на выполнение задачи, увязывая интересы сотрудников и госоргана;
- подробно разбирает ошибки и успехи подчиненных с целью профессионального развития и обучения, способствует развитию недостающих компетенций;
- побуждает подчиненных к обучению и профессиональному развитию.
|
| Управление изменениями
| Поддержание и внедрение необходимых изменений на гражданской службе, стремление к постоянному совершенствованию деятельности. Адаптивность к новым условиям.
| Гражданский служащий:
- поддерживает изменения проводимые на государственной гражданской службе, самостоятельно адаптирует свое поведение и методы работы в соответствии с новыми требованиями;
- инициирует, и поддерживает инициативы коллег по внедрению новых методов работы, повышающих эффективность работы государственного органа;
- системно подходит к внедрению изменений, формирует образ желаемого результата и планирует этапы внедрения;
- заранее определяет зоны риска при внедрении изменений и эффективно применяет различные способы их снижения.
- способствует внедрению изменений, оценивает их эффективность и соответствие запланированным результатам;
- использует результаты внедрения нововведений в текущей работе государственного органа/ подразделения);
- оценивает результаты внедрения изменений и обеспечивает мероприятия для повышения эффективности инноваций.
- поощряет подчиненных и коллег к предложению новых инициатив и поддерживает их внедрение;
|
| Стратегическое видение
| Понимание места и роли государственного органа в структуре государственного управления, влияния результатов работы подразделения на результаты работы других подразделений и всего государственного органа. Дальновидность, широта кругозора, перспективное планирование.
| Гражданский служащий:
- обладает широким кругозором, анализирует происходящие события, прогнозирует дальнейшие развитие ситуаций, тенденции, их возможные последствия;
- понимает место государственного органа в системе государственного управления, взаимосвязь и влияние целей и задач государства с целями и задачами государственного органа;
- понимает стратегические цели госоргана, в соответствии с ними выстраивает долгосрочные и краткосрочные цели для своего структурного подразделения;
- анализирует результаты текущей работы подразделения/государственного органа, исходя из перспектив развития ситуации, определяет потенциальные возможности и проблемы в работе;
- разрабатывает новые стратегии, которые отвечают возникающим потребностям и возможностям;
- информирует подчиненных о стратегических целях и задачах государственного органа и подразделения, о планах их достижения
- декомпозирует стратегические цели в задачи, до целей и задач исполнителей
- помогает подчиненным понять роль их работы в достижении целей подразделения и госоргана
|
| Публичные выступления и коммуникации
| Владение навыками ораторского искусства. Выстраивание эффективных коммуникаций с широкой целевой аудиторией и на разных уровнях взаимодействия
| Гражданский служащий:
- чувствует аудиторию, устанавливает контакт со слушателями, умеет привлечь их внимание
- выбирает оптимальный стиль изложения информации, исходя из особенностей ситуации и аудитории
- выступления содержательны, продуманны, логически выстроены, обычно краткие;
- эффективно использует средства визуализации для повышения качества восприятия информации;
- выступая публично, управляет своим эмоциональным состоянием, сохраняет контроль над ситуацией, не проявляя очевидного волнения;
- оказывает влияние на слушателей, с помощью логических рассуждений и эмоционального воздействия, использует различные приемы риторики для удержания интереса аудитории
- умеет отвечать на непростые вопросы, сохраняет самообладание, переводит диалог в конструктивное русло
- устанавливает и поддерживает эффективные служебные взаимоотношения внутри и вне госоргана, строящиеся на взаимных интересах, и обеспечивающие решение рабочих задач
|
Все категории и группы должностей
| Общие деловые качества
| Укрепление авторитета государственных гражданских служащих
| Соблюдение кодекса этики служебного поведения государственных гражданских служащих, формирование положительного образа государственного служащего в глазах общества. Осознанное отношение к служебной деятельности, как к служению интересам общества и государства. Активная гражданская позиция.
| Гражданский служащий:
- проявляет корректность и внимательность в общении с гражданами и должностными лицами
- проявляет терпимость и уважение к традициям народов России и историческому наследию
- избегает конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа, сформировать негативный образ государственного служащего
- не допускает ситуаций, которые могут его скомпрометировать (личная заинтересованность, получение вознаграждений от физических или юридических лиц и т.д.)
- принимает меры к тому, чтобы подчиненные государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения;
- ответственно и добросовестно относится к своей работе
- не допускает публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в должностные обязанности
- соблюдает установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации
|
|
| Ориентация на достижение результата
| Активность в достижении поставленных задач, целеустремленность, самостоятельность, высокая самоорганизация, стрессоустойчивость, требовательность к себе и результатам работы. Способность сохранять высокую работоспособность в ситуациях высокой нагрузки, временных ограничений.
| Гражданский служащий:
- всегда соблюдает сроки исполнения поручений и выполняет их в полном объеме и с максимально возможным качеством;
- принимая на себя обязательства, выполняет их независимо от возникающих сложностей. При необходимости привлекает (запрашивает) дополнительные ресурсы, для достижения поставленной цели в установленные сроки.
- действует самостоятельно в рамках поставленной задачи и имеющихся полномочий.
- сохраняет обычную работоспособность, при работе под давлением (в условиях временных ограничений, большого объема работы), сталкиваясь с препятствиями, и в конфликтных ситуациях мобилизуется
- работает в условиях многозадачности, одновременно выполняя пять и более задач
- сталкиваясь с препятствиями, проявляет настойчивость в достижении результата
- доводит начатые дела до конца, соблюдая качество и сроки
- находит новые способы достижения цели, если используемые методы не приводят к желаемому результату
|
|
| Межличностное понимание, стиль общения, соответствующий ситуации
| Внимательное отношения к чувствам и потребностям других людей. Использование разных стилей общения с учетом особенностей собеседника. Контроль своего поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях.
| Гражданский служащий:
- общается с коллегами и по работе в дружелюбной манере, создает позитивную рабочую атмосферу в коллективе;
- внимательно слушает собеседника, чтобы понять его точку зрения;
- находит общий язык с другими людьми, даже в сложных ситуациях;
- использует разные стили общения с учетом индивидуальных особенностей собеседника и ситуации;
- не провоцирует и не вступает в личностные конфликты на работе, в случае разногласий занимает конструктивную позицию
- спокойно общается, обсуждая проблемные вопросы.
- корректен и выдержан в общении, даже в конфликтных ситуациях.
- способен перевести конфликтную ситуацию в конструктивное русло.
|
| Функциональные деловые качества
| Сбор и анализ информации
| Выделение ключевых факторов и причинно-следственных связей, структурирование и систематизация информации, сопоставление различных факторов, нахождение системных решений. Определение недостающей информации и способность ее находить
| Гражданский служащий:
- выделяет ключевую информацию и суть проблемы
- для решения задач, собирает и учитывает информацию из разных компетентных источников;
- при недостатке информации находит дополнительные источники достоверной информации, формулирует точные запросы для ее получения;
- рассматривает ситуацию в широком контексте, анализируя всю имеющуюся информацию по теме.
- на основе имеющейся информации делает обоснованные выводы,
- устанавливает причинно-следственные связи и отношения. Видит взаимосвязь отдельных частей;
- рассматривая альтернативы, прогнозирует последствия, предлагает лучшие решения задач;
- выделяет причины повторяющихся проблем и находит их системные решения.
|
|
| Качественная подготовка документов в соответствии с требованиями
| Обеспечение достоверности, точности и качества используемой в документах информации. Тщательная проработка документов, исключение формального подхода
| Гражданский служащий:
- своевременно и качественно готовит (редактирует) проекты документов и материалы;
- при подготовке (редактировании) проектов документов и материалов опирается на полную, достоверную и точную информацию, нормативную базу (при необходимости судебную практику), проверяет информацию представленную другими;
- подготовленные проекты документов хорошо проработаны, структурированы и содержательны;
- по подготовленному проекту документа, материалам отвечает на вопросы, аргументирует содержание;
- проекты документов, представленные на согласование руководителю, возвращаются на доработку не более двух раз;
- соблюдает правила оформления и согласования документов, принятые в государственном органе;
- документы не содержат орфографических, стилистических, смысловых ошибок;
- подготовленные документы, отвечают формальным требованиям и задачам
|
|
| Ориентация на обеспечение защиты законных интересов граждан
| Стремление обеспечить качественное и своевременное предоставление государственных услуг, решение сложных вопросов по защите законных интересов граждан.
| Гражданский служащий:
- понимает потребности граждан, внимателен, вникает в суть вопроса;
- в случае затруднений, объясняет обратившемуся лицу порядок действий, необходимый для получения услуги/ решения вопроса;
- информирует граждан об их правах и обязанностях, ведет разъяснительную работу;
- своевременно предоставляет государственные услуги/ отвечает на обращения;
- обеспечивает качественную проработку обращений граждан, не формально подходит к решению проблемных вопросов;
- выявляет проблемные зоны (повторяющиеся проблемы), и предлагает решения для совершенствования имеющихся механизмов защиты законных интересов граждан;
|
|
| Саморазвитие
| Открытость новым знаниям и опыту. Оценка своих сильных и слабых сторон. Постоянное развитие профессиональных знаний и навыков, деловых и личностных качеств.
| Гражданский служащий:
- адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны. Видит пробелы в знаниях и навыках;
- использует конструктивную критику для определения зон для своего развития;
- ставит себе конкретные цели для саморазвития, в том числе с учетом целей развития госоргана;
- занимается саморазвитием (читает специальную литературу, изучает нормативно-правовые акты, посещает семинары, учится у коллег и т.д.)
- отслеживает изменения нормативной правовой базы, включая разработку и вступление в силу проектов нормативных правовых актов в области соответствующей профессиональной деятельности;
- приобретает знания в смежных областях;
- применяет полученные знания и навыки на практике;
- по инициативе руководителя или по своей инициативе берет на себя выполнение более сложных задач с целью своего профессионального развития.
|
|
| Передача знаний и опыта (наставничество)
| Заинтересованность в профессиональном и личностном развитии сотрудников и коллег, способность и готовность передавать накопленные знания и опыт.
| Гражданский служащий:
- передает свой опыт и знания коллегам для совершенствования их работы;
- реализует различные способы и формы передачи знаний и развития навыков других сотрудников: разработка методических рекомендаций, проведение мини-семинаров, лекций
- активно участвует в коллективном решении сложных задач.
- осуществляет наставничество
- просто и доходчиво объясняет сложные темы
- способен неоднократно разъяснять сложные вопросы менее опытным сотрудникам;
- создает атмосферу способствующую обмену знаниями и навыками
- успешное прохождение периода обучения лицами, в отношении которых осуществлялось наставничество.
|
|
| Убедительность коммуникаций
| Ясное и структурированное изложение своих мыслей, умение находить обоснованную аргументацию, отстаивать свою позицию.
| Гражданский служащий:
- ясно, четко и структурировано излагает информацию;
- предоставляет информацию в необходимом для собеседника объеме и форме;
- проверяет, насколько верно информация воспринята собеседником;
- приводит обоснованные аргументы в поддержку своей позиции;
- сталкиваясь с возражениями, аргументировано и грамотно отстаивает свою точку зрения;
- уверенно излагает информацию при общении как с коллегами и подчиненными, так и с руководителями;
- умеет доносить свои идеи, заинтересовать собеседника, показывая преимущества их реализации;
- использует различные способы влияния в зависимости от особенностей собеседника.
|
|
| Работа в команде
| Готовность работать на общий результат, содействовать эффективной работе группы, подразделения, государственного органа.
| Гражданский служащий:
- включен в работу коллектива, настроен на достижение общей цели; вносит существенный вклад в работу команды;
- своевременно запрашивает мнение коллег и необходимую информацию, необходимые для решения совместных задач;
- своевременно и в полном объеме предоставляет коллегам информацию, необходимую для решения совместных задач;
- при решении совместных задач согласовывает и координирует свою работу с коллегами;
- поддерживает доброжелательную атмосферу и позитивные деловые отношения внутри команды, содействует разрешению конфликтов;
- при необходимости перераспределения нагрузки и задач между членами команды проявляет понимание и готовность к изменению своих задач и объема работ;
- в случае необходимости помогает коллегам в выполнении поставленных перед ними срочных задач.
|
|
| Творческий подход, инновации-онность
| Предложение идей и новых способов решения задач, внедрение современных методов работы, направленных на повышение эффективности работы. Мотивированность на решение сложных вопросов.
| Гражданский служащий:
- берет на себя (инициирует) решение сложных и нестандартных задач;
- проявляет гибкость и изобретательность в поиске решения нестандартных задач;
- предлагает нестандартные способы решения задач, если оценивает их как более эффективные, чем принятые способы
- выявляет возможности для совершенствования работы (своей, подразделения, госоргана)
- предлагает решения, повышающие качество и эффективность работы (своей, подразделения, госоргана);
- имеет реализованные идеи/предложения
- поддерживает и принимает нововведения и транслирует их другим, рассматривает их как возможность собственного развития и развития команды
- активно участвует во внедрении/реализации инноваций.
|