Перакладзіце тэксты на беларускую мову.
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 1. Что такое экономика? Понятие “экономика” часто используется для характеристики общественного производства. Существуют разные подходы к определению содержания экономики. Во-первых, экономика рассматривается как совокупность отраслей и видов материального производства и непроизводственной сферы. В ней создаются блага и услуги, без которых человеческое общество не может существовать и развиваться. Во-вторых, с экономикой обычно ассоциируется совокупность экономических отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Эти отношения образуют экономический базис общества, над которым располагается идеологическая и политическая надстройка. В-третьих, под экономикой понимается отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. В-четвертых, исследователи имеют в виду экономику, когда выделяют микро- и макроэкономические уровни производства и интерэкономику. Микроэкономика выступает как обособленное производство или предприятие, макроэкономика предстает как национальная экономика, интерэкономика характеризует закономерности возникновения и развития мирового хозяйства. В-пятых, выделяют различные формы экономики: рыночную, смешанную и др. В-шестых, экономике придается ведущее место в системе общественных отношений. Она определяет содержание политической, правовой, духовной и других сфер общественной жизни. 2. Карниз – это одна из важнейших архитектурных форм, имеющая расширение кверху, которое объясняется особым назначением карнизной части или здания. Если бы стена здания заканчивалась наверху гладко, без каких-либо выступающих частей и от нее непосредственно начиналась бы крыша, то пыль вместе с атмосферной влагой потекла бы с крыши по стенам здания. Во избежание этого в верхней части стены укладываются каменные плиты, выступающие вперед из плоскости стены, и от этих плит начинается крыша. Такие выступающие плиты составляют свешивающуюся часть карниза. Благодаря свешивающимся карнизным плитам вода с крыши течет по наружной вертикальной плоскости этих плит вниз, в некотором отдалении от стен. Однако вследствие свойства воды, часть жидкости, отдуваемая ветром, может попадать на стену. Чтобы этого не случилось, в нижней поверхности свешивающейся каменной плиты делается углубление. Капли воды, достигнув выемки в плите, подняться наверх не могут и как слезы капают вниз. Это сходство послужило поводом к тому, чтобы дать желобку в камне название слезник, сам камень назвать слезниковым камнем.
3. Одним из величайших достижений античного зодчества явилась классическая ордерная система. Архитектурные ордера в широком смысле известны с древнейших времен в Египте, Ассирии, странах передней Азии. Однако ордера с определенными правилами сложились в классическую систему к VІІ–V вв. до н.э. в Древней Греции. Само название ордера произошло от латинского слова ordo, что значит строй, порядок. Архитектурный ордер – особый тип композиции, развившейся из стоечно-балочной конструкции как своеобразная художественная ее обработка. Составные части ордера первоначально отвечали лишь требованиям строительного дела. В результате длительного развития и усовершенствования элементы конструкций приобрели законченную художественную форму. Все части ордера связаны между собой не только конструктивно. Между ними существует и иная связь – художественная. Поэтому ордер раскрывает конструктивную схему здания и в то же время трактует эту схему как художественное единство, раскрывая яркий архитектурный образ. В этом тектоническая сущность ордера.
В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический и коринфский. Зародившись в разных частях Эллады, они получили затем повсеместное распространение. Эти ордера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов, но и более общими стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетаний в каждом из ордеров, придавали им индивидуальность. Композиция ордера построена на четырех основных принципах: 1) трехчастное деление; 2) четкое деление на несущие и несомые элементы; 3) нарастание композиции снизу вверх; 4) положение самой ответственной части в среднем звене композиции. Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном построении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). 4. Среди различных подходов к анализу, проектированию или эксплуатации технической системы особое место занимает энергетический, поскольку использование энергии лежит в основе ее работы. К этому следует добавить, что реальные системы энергоиспользующих производства далеки от идеальных и перерасходуют значительное количество энергии. В этой связи, промышленная теплоэнергетика играет одну из определяющих ролей в развитии материального производства. Современные тенденции промышленного производства таковы, что почти вся энергия, подлежащая использованию, первоначально превращается в теплоту. Основным источником энергии является топливо, в том числе и ядерное. При использовании последнего, энергия ядерных реакций передается в форме теплоты. Только 25% первичной энергии преобразуется в электрическую, около 10% используется в форме механической в двигателях внутреннего сгорания на транспорте, остальное используется непосредственно в форме теплоты. принимая во внимание, что менее 4% первично энергии получено на гидроэлектростанциях минуя тепловую форму, следует вывод о решающей роли в сфере материального производства теплоэнергетики вообще и промышленной теплоэнергетики в частности. Изложенное особенно актуально для Беларуси, где отсутствует какие-либо запросы первичной энергии и, как следствие, ее перерасход. Энергетический аудит промышленности весьма эффективен и, в условиях Беларуси, при квалифицированном проведении позволяет снизить энергопотребление на 25-40%. Нетрудно убедиться, что подобное снижение энергоупотребления эквивалентно увеличению объема производства продукции.
Но для решения задач использования потенциалов применительно к анализу технических систем нужно располагать термодинамическими функциями, которые однозначно характеризовали бы работоспособность, энергетическую ценность потоков вещества и энергии при заданных внешних условиях. Величина, определяющая пригодность к действию (работоспособность) ресурсов вещества и энергии, была названа эксергией, а функции, определяющие ее значение, – эксергетическими. Термодинамический анализ на базе эксергетического метода представляет собой метод энергетического подхода к изучению и разработке технических систем. 5. Наверное, каждый житель нашей родины видел транслируемую по телевидению социальную рекламу о том, что необходимо сортировать мусор. Симпатичные контейнеры с указанием различных материалов – стекло, пластик, бумага – должны решить “мусорную” головную боль города. Опыт решили перенять из Европы. Дело в том, что практичные европейцы, чьи страны не так богаты на природные ресурсы, давно поняли, что утилизация и переработка мусора может приносить немалые деньги. Например, в Германии переработка вторсырья стала отдельной отраслью экономики, в которой теперь заняты свыше 240 тыс. человек, а годовой оборот достигает 80 млрд. евро. Но самое главное препятствие на пути к безмусорному будущему – это сортировка отходов. Ведь чтобы переработать отходы, надо сначала их рассортировать: пластик – в одну сторону, стекло – в другую, бумагу – в третью. В Европе эту работу выполняют сознательные граждане (коих там абсолютное большинство), которые совершенно бесплатно раскладывают свои отходы по различным контейнерам. Изменить сознание наших граждан – значит наполовину решить проблему. Жителям Швеции, например, отходы приходится сортировать по 12 основным видам мусора и 24 дополнительным подвидам. Отсортированный мусор собирают в специальные пакеты и герметизируют. В дальнейшем он идет на переработку, а непригодные отходы хоронятся на специальных полигонах. В Японии утилизируется около 90% мусора. В Стране восходящего солнца отходы сортируются по четырем категориям: подлежащие переработке, обезвреживанию и захоронению, захоронению без обезвреживания, а также сжиганию. Из первой категории выделяются отходы, которые могут быть отремонтированы. Их свозят в специальные центры, и после восстановления они поступают в продажу. Сбором отходов заняты добровольцы, муниципальные служащие и частные дилеры, которые продают их частным компаниям.
Примеров много, стоит только грамотно подойти к этой проблеме с учетом особенностей этой сферы деятельности. 6. Помимо графических изображений, композиционных построений и цветового оформления, существенную часть дизайна упаковки образует шрифт. Он является носителем не только информации вербального характера, но и эмоциональным “раздражителем”. Магическое значение знаков и букв известно с древности. Также как по почерку человека можно судить о некоторых чертах его характера, так и по применяемому в оформлении упаковки шрифту можно предполагать качество продукта и судить об уровне дизайнера. Шрифт – особое искусство, которое складывалось на протяжении нескольких тысячелетий. Применение шрифта – искусство прикладное. А вот степень художественной ценности применяемых в настоящее время шрифтов, по крайней мере упаковки, не всегда высока. При оформлении современной упаковки применяются существующие стандарты, причем далеко не лучшего качества. Между тем, как показывают примеры из истории славянской письменности, трепетное отношение к такому, привычному элементу дизайна, как шрифт, может дать невероятные по своей эстетической значимости результаты. В случае создания эксклюзивных (артистических) шрифтов, профессионализм дизайнера имеет преимущественное значение в ряду других факторов. Гарнитура таких шрифтов не разрабатывается целиком, а шрифт становится частью графики как таковой. Однако такое исполнение подойдет не ко всем продуктам: например, основное требование к упаковке фармацевтической продукции – удобочитаемость. То же самое относится к любым товарам низшей ценовой категории. Сравнивая этикетки для дешевых напитков и дорогих вин, заметим “обычные” шрифты в первом случае и специальные, а порой и индивидуальные во втором.
Когда дизайнер не находит нужного “шрифтового” решения, то он упускает возможность усилить впечатление, производимое знаком. Именно поэтому усилия дизайнеров в настоящее время направлены на разработку новых типов шрифтов, отражающих те или иные особенности товаров. 7. Одним из основных средств композиции является линия. Линия применяется там, где требуется ограничить пространство, намекнуть на форму, создать определение среды. Прямая кривая, ломаная, сложная – она присутствует практически во всем, хотя и не всегда явно. Пятно в композиции часто помогает акцентировать внимание на важном объекте и определить смысловой центр композиции. В зависимости от решаемых задач может быть цветовым или тональным. Ритм – основа жизни. Даже в самых статичных композициях можно отыскать его проявления – ритм пятен, цветов, линий, ритм движения и т. д. Четкость восприятия композиции, ее запоминаемость напрямую зависят от ритма. Он проявляет себя во многих ипостасях – от блоков в изображении до пауз и стоек в шрифтовых композициях. Чем монотоннее ритм, тем скучнее композиция. Силуэт является комбинацией линии и пятна, но в основном проявляет себя как темное пятно на светлом фоне. Красота и грациозность очертаний силуэта могут придать композиции неповторимость и очаровательную индивидуальность. Заголовки должны задерживать внимание, и, возможно, их роль даже более важна, чем роль иллюстрации. Желательно применять умеренно крупный шрифт. Заголовок, расположенный ниже иллюстрации, может рассчитывать на 10%-е увеличение числа читающих. Это в основном касается этикеток для напитков, где место для изображений сильно ограничено, и вся ответственность ложиться на шрифт.
8. Процентом называется сотая доля числа. Для чего нужны проценты и почему для этого ввели специальный термин? Прежде чем ответить на эти вопросы, попробуем ответить на другой: много ли соли в морской воде? Конечно, можно налить в ведро морскую воду, поставить его на огонь и подождать, пока вся вода испарится, собрать и взвесить оставшуюся соль. Можно ли утверждать, что у другого человека получится столько же? Видимо, нет. Его ведро может оказаться больше или меньше, оно может быть налито более или менее полно; в результате получится другое количество соли… Проценты были известны индийцам еще в V в. Это закономерно, так как в Индии с давних пор счет велся в десятичной системе счисления. В Европе десятичные дроби появились на тысячу лет позже, их ввел бельгийский ученый С. Стевин. В 1584 г. он впервые опубликовал таблицу процентов. Введение процентов оказалось удобным не только для оценки содержания одного вещества в другом. В процентах стали измерять изменение производства товара, рост денежного дохода и т.д. Со временем люди научились извлекать из вещества его компоненты, составляющие тысячные доли от массы самого вещества. Тогда, чтобы не вводить нуль и запятую, ввели новую величину – промилле – тысячную долю, которую обозначили знаком %о и вместо 0,6% стали писать 6%о. Однако эту величину постоянно применяют лишь в некоторых областях техники, а в большинстве случаев используют десятые и сотые доли процента. Так, содержание соли в морской воде составляет 0,25% или 2,5%о.
9. Единственным достаточно мощным источником энергии долгое время, примерно до начала ХХ в., были генераторы постоянного тока. Эти генераторы строились самыми разнообразными и по форме, и по размерам, и по типам. Но главными частями каждого из них оставались: магнитная система, ротор с обмоткой и коллектор с токоснимающими контактами. Магнитная система генератора – это несколько пар полюсов электромагнитов, стальные сердечники которых непрерывно связаны с корпусом генератора. Это неподвижная часть электрической машины называется обычно статором. Ротор – вращающаяся часть состоит из металлического цилиндра с продольными прорезями, куда укладывается обмотка – витки изолированной проволоки. Коллектор – это устройство для собирания, снятия токов, возникающих в обмотке вращающегося якоря. В коллекторе есть несколько десятков медных пластин, размещающихся по его окружности и надежно изолированных друг от друга прокладками, склеенными из слюды – миканита. Каждая пластина коллектора соединена с частью обмотки. К окружности коллектора плотно прилегают неподвижные токоснимающие контакты, “щетки”. Каждая щетка соприкасается с несколькими пластинами коллектора одновременно. И вот именно коллектор стал причинять все большие и большие неприятности. Как только конструкторы пытались создать мощные генераторы постоянного тока высокого напряжения, возникали неожиданные трудности. Во время работы генератора на долю каждой прокладки между пластинами приходилось уже значительное напряжение, изоляция между пластинами рушилась, коллектор начинал искрить, возникал “круговой огонь”: машина выходила из строя. Надо совсем отказаться от коллектора – решили конструкторы. И он был заменен двумя надежно изолированными друг от друга сплошными контактными кольцами, к которым присоединилась обмотка ротора. Токоснимающие щетки, сделанные из графита, отводили ток высокого напряжения с этих колец в сеть. Но ток этот был уже переменным. Всякий раз, когда виток проволоки в обмотке ротора подходил от одного полюса; к противоположзному, направление тока в нем менялось. Частота этих вращений зависела от скорости вращения и числа полюсов магнитной системы. Вскоре конструкция генератора переменного тока была усовершенствована: вращающейся частью стала магнитная система, а ротор с обмоткой превратился в статор, т.е. в неподвижную часть. Это очень удобно, так как обмотка соединяется с сетью непосредственно, без всяких контактных колец. Кольца остаются лишь для питания током обмотки вращающихся электромагнитов, которые создают в генераторе магнитное поле. Стало очевидным, что получать переменный ток значительно проще и дешевле, чем постоянный. Кроме того, переменный ток имел и ряд других преимуществ, что обеспечило ему широкое распространение во всем мире.
10. Природа движется по кругу. Искусство – по прямой линии. Все натуральное округлено, все искусственное угловато. Человек, заблудившийся в метель, сам того не сознавая, описывает круги; ноги горожанина, приученные к прямоугольным комнатам и площадям, уводят его по прямой линии прочь от него самого. Круглые глаза ребенка служат типичным примером невинности; прищуренные, суженные до прямой линии глаза кокетки свидетельствуют о вторжении Искусства. Прямая линия рта говорит о хитрости и лукавстве; и кто же не читал самых вдохновенных лирических излияний природы на губах, округлившихся для невинного поцелуя? Красота – это Природа, достигшая совершенства, округленность – это ее главный атрибут. Возьмите, например, полную луну, купола храмов, круглый пирог с черникой, обручальное кольцо, арену цирка… С другой стороны, прямая линия свидетельствует об отклонении от Природы. Когда мы начинаем двигаться по прямой линии и огибать острые углы, наша натура терпит изменения. Таким образом, Природа, более гибкая, чем Искусство, приспособляется к его более жестким канонам. Нередко получается весьма курьезное явление, например: голубая роза, древесный спирт… Природные свойства быстрее всего утрачиваются в большом городе. Причину этого надо искать не в этике, а в геометрии. Прямые линии улиц и зданий, прямолинейность законов и обычаев, тротуары, никогда не отклоняющиеся от прямой линии, строгие, жесткие правила, не допускающие компромисса ни в чем, даже в отдыхе и развлечениях, – все это бросает холодный вызов кривой линии Природы. Поэтому можно сказать, что большой город разрешил задачу о квадратуре круга.
ЗМЕСТ I. Лексікалогія. Фразеалогія. Лексікаграфія (Л.А.Гіруцкая, К.М. Міцкевіч, А.А. Мішанькіна, Н.Я. Пятрова, А.П. Сахончык) §1. Слова як адзінка мовы................................................................4 §2. Амонімы.......................................................................................7 §3. Сінонімы......................................................................................13 §4. Антонімы.....................................................................................16 §5. Паронімы.....................................................................................20 §6. Актыўная і пасіўная лексіка......................................................22 §7. Беларуская лексіка паводле паходжання.................................26 §8. Анамастыка.................................................................................42 §9. Фразеалогія.................................................................................50 §10. Слоўнікі беларускай мовы.......................................................62 Дадатак 1........................................................................................70 Дадатак 2.........................................................................................85 ΙΙ. Лексіка беларускай мовы паводле сферы ўжывання Паняцце аб спецыяльнай лексіцы і тэрміналогіі (В.М.Курцова (тэарэтычная частка); Н.М. Даўгулевіч, В.І. Уласевіч (практычная частка) §1. Лексіка абмежаванага ўжывання..............................................91 §2. Асаблівасці тэрмінаў.................................................................100 §3. Лексіка-граматычная характарыстыка тэрмінаў.....................104 §4. Спосабы ўтварэння тэрмінаў................................................... 113 §5. З гісторыі фарміравання і развіцця беларускай тэрміналогіі.............................................................120
* Санскрыт – літаратурная мова старажытнай Індыі. * Адна з першых на Зямлі кніг..
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|