Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 1. Введение в культурологию




КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Учебное пособие

 

Томск

Издательство ТГАСУ

 

УДК 008.1-027..21 (075)

ББК 71:87я7

К 59

 

Кокаревич, М.Н. Культурология. [Текст]:

учеб. пособие / М.Н. Кокаревич. – Томск: Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2010. –241 с. – ISBN

 

Пособие соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины ГСЭ.Ф.04 «Культурология».

В пособии рассмотрены темы определения культуры, в частности, в аспекте соотношения культуры и цивилизации, темы генезиса, существования, функционирования и развития культуры. Главное внимание уделено проблеме соотношения теории и истории культуры, поскольку теория является базисом реконструирования культурно-исторической реальности. Обоснованы теоретические принципы существования и развития культуры как сосуществования отдельных равноценных открытых к взаимодействию культурно-исторических типов.

Предназначено для студентов строительных специальностей. Может быть использовано студентами других специальностей.

Библ.: 286 назв.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совете Томского государственного архитектурно-строительного университета.

 

Рецензенты: В.В. Чешев, д.ф.н., профессор ТГАСУ

Т.И. Суслова, д.ф.н., профессор ТУСУР

А.А. Корниенко, д.ф.н., профессор ТПУ

 

 

ISBN © Томский государственный

архитектурно-

строительный университет, 2010

© М.Н. Кокаревич, 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..  
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬ ТУРОЛОГИЮ…..  
1. Понятие культуры……………………....  
  1.1. Культура как структурное образование…………………………………….  
  1.2. Качественное своеобразие культуры...  
  1.3. Культура как целостность………….  
  1.4. Человек как носитель культуры……  
2. Теория и история культуры……………..  
3. Основные проблемы теории культуры…  
  3.1. Проблема определения культуры. Культура и цивилизация ………….  
  3.2. Проблема генезиса культуры…...…  
  3.3. Проблема развития культуры……...  
  Контрольные вопросы………………..…...  
  Литература…………………………...……  
РАЗДЕЛ 2. ВОСТОЧНЫЕ И ЗАПАДНЫЕ КУЛЬТУРЫ КАК ДВА КЛАССА КУЛЬТУР………………………………..  
1. Восточные и западные культуры. Феноменологические различия………...…..  
2. Восточные и западные культуры: два типа ментальности…………………..…...  
  2.1. Человек и природа в восточном и западном мировосприятии………..  
  2.2. Динамизм западных и традиционализм восточных культур……………..  
  2.3. Положение женщины в восточных и западных культурах……………..  
3. Концептуальные объяснения специфики Востока и Запада……………………..  
  3.1. Географический детерминизм о специфике Востока и Запада……………  
  3.2. Концепция функциональной ассиметрии мозга о специфике Востока и Запада…………………………………    
  3.3. Психологические типы К. Юнга как основание специфики Востока и Запада…………………………….    
  Контрольные вопросы…………..………...  
  Литература………………..……….……….  
РАЗДЕЛ 3. АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП  
1. Ментальные доминанты античной культуры…………………………………  
2. Античный герой как носитель ментальных доминант……………..…………  
3. Основные этапы развития античной культуры…………………………...………  
  Контрольные вопросы……………..……...  
  Литература…………………..……………..  
РАЗДЕЛ 4. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП………………………………….………  
1. Христианство как фундамент западноевропейской культуры…………..………  
  1.1. Основные идеи христианства…….  
  1.2. Возникновение христианства и его эволюция в I–XI вв….…………….  
  1.3. Христианство и основные ценности и представления западноевропейской культуры……………………………..    
2. Основные этапы развития западноевропейской культуры…………..…………  
  2.1. Средневековье как первая эпоха в развитии западноевропейской культуры…………………………….    
  2.2. Эпоха Возрождения………………..  
  2.3. Эпоха Нового времени…………….  
  2.4. Эпоха Просвещения………………..  
  2.5. Западноевропейская культура XIX века…  
  2.6. Западноевропейская культура конца XIX – первой половины ХХ века  
  2.7. Современная культурная эпоха……  
  Контрольные вопросы………………..…...  
  Литература………………………………..  
РАЗДЕЛ 5. РУССКАЯ КУЛЬТУРА КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП.  
1. Христианство и ценностный базис русской культуры………………………..…...  
2. Генезис русской культуры………..……..  
3. Ментальные доминанты русской культуры…………………………………….  
  Контрольные вопросы………………...…...  
  Литература……………………………...…..  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………….…………………..  

ВВЕДЕНИЕ

Культурология как учебная дисциплина была введена в стандарт высшего образования в соответствии с концепцией гуманитаризации высшего образования. Актуальность гуманитаризации не вызывает сомнений и обусловлена необходимостью учета в процессе и цели любой деятельности не только конкретного результата, но и блага человека и человечества в целом.

Практика показывает, что подобный учет зачастую не проводится. Так в случае инженерно-строительной, проектировочной деятельности не стала повсеместной гуманистическая экспертиза проекта. Причина – неготовность специалиста, поскольку его конкретно-профессиональная подготовка недостаточно ориентирована на формирование гуманистического аспекта личностной культуры. Значительную роль в достижении этой цели призвано сыграть освоение культурологии.

Данная задача реализуется в значительной степени за счет выбора концептуального основания данного курса. Курс по культурологии выстроен в соответствии с концепцией существования и развития культуры как сосуществования и развития отдельных равноценных открытых к взаимодействию культурно-исторических типов. Каждый культурно-исторический тип представляет собой целостность со своей системой ценностей, со своей ментальностью которые воплощаются, определяют специфику всех форм культуры.

Данное концептуальное основание позволяет объяснить и генезис, и качественную особенность того или иного культурного феномена (архитектурного сооружения, философского учения, исторической теории, стиля в искусстве, экономического учения и т.д.). Методология объяснения – отнесенность к детерминантной системе ценностей, ментальности культуры – формирует представление о закономерной связи между сущностью (системой ценностей данной культуры) и явлением (любым феноменом культуры), что значимо в познавательном аспекте.

Знание о детерминированности любого культурного явления системой ценностей данной культуры выполняет и социально-адаптационную, прагматическую функцию, поскольку в культуре успешным может быть только то предложение (профессия, проект и т.п.), которое соответствует системе ценностей данной культуры.

Предлагаемая образовательная парадигма курса по культурологии также позволяет выстроить зримые цепочки между предметами, установить межпредметные связи между всеми гуманитарными дисциплинами, поскольку специфика философских учений, политических идей какой-либо эпохи является отражением, воплощением одних и тех же приоритетов, ценностей этой эпохи, изучаемых в рамках культурологии. Тем самым в процессе освоения культурологии у студента формируется логическая схема для последующего восприятия исторических дисциплин, экономических, политических, философских теорий.

Изучение культурологии предполагает, что будущий специалист должен:

  1. Понимать и уметь объяснить генезис и специфику любого феномена культуры.
  2. Знать формы и типы культур, основные культурно-исторические типы, место культуры России в системе мировой культуры и цивилизации.
  3. Уметь применять навыки культурологического анализа для объяснения культурных феноменов, современной культурной ситуации, своего места в системе культуры.
  4. Заботиться о сохранении и приумножении национальной культуры.

 

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ

 

 

Культурология – наука о культуре, предметом которой является исследование сущности культуры, ее генезиса, форм существования, функционирования и развития культуры. Поэтому главные темы данного раздела посвящены характеристике основного содержания понятия «культура», в частности, в аспекте сравнения данного понятия с понятием «цивилизация», выявлению структурного состава культуры, обоснованию качественного своеобразия и целостности различных культур, знакомству с основными теориями возникновения и развития культуры. Особо акцентировано внимание на теориях развития культуры. Это обусловлено тем, что теория является тем базисом, на основе которого реконструируются, интерпретируются реальные события культурно-исторической реальности, образуя историю культуры.

 

  1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

Термин «культура» восходит к латинскому «cultura», что означало возделывание почвы, ее культивирование, а именно изменение в процессе активной деятельности человека. Уже в этом первоначальном содержании термина подчеркивается единство культуры, человека, его деятельности. С одной стороны, человек создает культуру, а с другой, культура созидает человека, задавая ему систему ценностей, смыслов, направляющих его на совершенствование себя и мира, в котором он живет.

Более подробное и точное представление о культуре мы получим, если ответим на вопросы:

  1. Каковы составляющие этого сложного образования, или какова структура культуры?
  2. Как существует культура, каковы конкретные формы ее существования, или типы культуры?
  3. Как функционирует, как «живет» культура?
  4. Что значит – быть культурным человеком?

 

1.1. Культура как структурное образование

 

 

Существует ряд подходов к выявлению структурных составляющих культуры. Во-первых, в структуре культуры выделяют нормативно-идеальную и предметную культуры. Данное структурирование указывает на способ существования феноменов культуры. С одной стороны, мир культуры – это мир идеалов Красоты, Добродетели, т.е. представлений о том, что есть красота, добродетель, норм, например, норм порядочного поведения; ценностей, например, таких как образование, сила, или красота; мир знаний, навыков различных видов деятельности. Этот мир – мир идеального.

С другой стороны, мир культуры – это мир скульптур, книг, картин, заводов и т.п., мир, который существует предметно, или материально. Таким образом, по способу существования культура разделяется на нормативно-идеальную и предметно-материальную. Их способы существования так же различны как, по образному выражению И. Канта, различно существование ста талеров в кармане и ста талеров в воображении.

Во-вторых, в структуре культуры можно выделить такие ее составляющие как цивилизацию и собственно культуру, или духовную культуру (полное обоснование данного положения в разделе 3.1). Такое структурирование определяется структурой человеческих потребностей.

С одной стороны, человек по своей природе представляет собой совокупность биологических потребностей: в пище, в тепле, в безопасности, в продолжении рода. Эти первичные биологические потребности выступают всегда в социализированной форме, в форме цивилизационных потребностей: потребность в пище – в ведении и организации хозяйства, в освоении жизненного пространства, в благосостоянии и благополучии; потребность в продлении рода – в форме потребности в браке, семье, в форме упорядоченных отношений между полами, в заботе о потомстве; потребность в безопасности – в потребности ведения хозяйства, в потребности социальной организации, потом политической организации. Реализуя данные потребности, человек строит цивилизацию.

С другой стороны, человек по своей природе представляет собой совокупность собственно культурных, духовных потребностей: в красоте, в вере, в общении, в осмыслении своих отношений с миром, в познании. Реализуя эти потребности, человек создает культуру, основными сферами которой являются искусство как воплощение прекрасного, религия как воплощение потребности в вере, наука, реализующая потребность в познании истины, мораль, возникающая из необходимости выработки норм общения, философия, как реализация потребности в осмыслении многообразных отношений человека к миру.

Разделение культуры на духовную культуру, собственно культуру и цивилизацию представляется естественным и обусловлено структурой человеческих потребностей. Вместе с тем каждый феномен культуры несет в себе единство культурного и цивилизационного аспектов. Например, одежда, жилье, с одной стороны, призваны удовлетворять потребности человека в тепле, в самосохранении, в удобстве, в комфорте, с другой стороны, - духовные потребности человека в красоте. Таким образом, в нашем примере возникают такие феномены культуры как мода и архитектура, призванные удовлетворить цивилизационные и духовные потребности человека в их единстве.

В-третьих, более детальное структурирование достигается в рамках деятельностного подхода, что дополняет предыдущее деление культуры на собственно культуру и цивилизацию. В этом случае культура представляется системой секторов. Каждый сектор определяется специфичным типом деятельности или поведения, так же включающимся в тело культуры. Тогда мир культуры можно представить как круг, разделенный на неопределенное число геометрических секторов – таких как земледелие, строительство, воспитание и образование, религию, мораль, искусство, философию, политическую и правовую культуру и т.п. Каждый сектор представляет собой единство трех элементов: а) деятельности, поведения; б) институтов, в рамках которых осуществляется эта деятельность, поведение; в) результатов деятельности, которые могут носить как идеально-нормативный характер, так и предметный характер. При этом, каждый сектор, каждая сфера культуры представляет собой единство культурного и цивилизационного аспектов.

Например, РЕЛИГИЯ, как структурный элемент культуры – это а) религиозное поведение (служба, молитва и т.д.), деятельность; б) религиозные институты (например, институт Папы Римского в католической церкви, который устанавливает место Папы Римского в иерархии религиозных чинов, его отношение ко всем католикам), в) религиозное сознание, ядром которого является вера в Бога, а также знание догматов религии, ее священных книг, обрядов, таинств, деяний ее святых. Церковь как форма существования религии есть единство культурных и цивилизационных компонент. С одной стороны, церковь представляет собой актуализацию веры, воплощение идеи Бога, экспликацию сакрального, а с другой стороны, церковь это земной институт, экспликация секулярного.

Цивилизационная составляющая церкви проявляется в осуществлении ею политических функций. Во многих обществах церковь функционирует как государство. Этому находится подтверждение в египетской, шумерской, индийской и других культурах. Повсеместно в них церковь в лице жреца, жреческой касты, божества, наместника божества осуществляет функции правителя, государственных чиновников, объявляя и прекращая войны, поддерживая социальное неравенство, осуществляя хозяйственно-экономическую деятельность.

Единство сакрального и секулярно-политического становится с накоплением эмпирического этнографического материала настолько явным, что многие выдающиеся культурологи утверждают нераздельность церкви и государства. Л. Уайт даже выстраивает конструкт «Государство-Церковь», акцентируя внимание именно на единстве составляющих этого образования. Вместе с тем в данной целостности осуществление государственных, цивилизационных функций оказывается возможным в силу того, что церковь, прежде всего, актуализация божественного.

Действительно, египетский фараон в одном лице и верховный судья, и военачальник, и организатор производства, и законодатель, и глава исполнительной власти. Вместе с тем возможность осуществления перечисленных функций определялась божественным происхождением фараона. Божественность фараона предопределяла его право на осуществление власти, правильность его приказов и распоряжений. Его статус сына Бога, точность исполнения им ритуалов, забота о процветании храмов и святилищ были главными условиями изобилия и порядка в обществе. Когда эти условия не выполнялись «все шло прахом». Таким образом, главной обязанностью фараона было выражение признательности Богам, что являлось залогом политического процветания.

Церковь была занята и накоплением собственности, необходимой для упрочения земного, цивилизационного положения. При этом церковь всегда старалась привести в соответствие культурной цивилизационную составляющую. Легитимность последней либо постулировалась априори как в египетской культуре, либо как в протестантской и католической культурах, утверждалась путем приведения права заниматься хозяйственно-экономической деятельностью, богатеть в соответствие религиозным догматам. Иллюстрацией чего служит длительная дискуссия о бедности между францисканским орденом и представителями папского престола. Суть её в доказательстве и опровержении положения об отказе права собственности католической церкви в силу того, что ни Христос, ни апостолы, основатели церкви, никогда не имели в собственности никаких вещей, т.е. не обладали ими как владельцы и как управители. Этапы этой дискуссии были воплощены в решении Перуджийского капитула, доказавшем необходимость отказа от права собственности на любые вещи, в папских буллах Ad conditorem canonum (8 дек. 1322г.) и Cum inter nonnullos (12 ноября 1323 г.), утверждавших, что и францисканцы обладают правом собственности, и в конце концов отказе францисканцев от прежних убеждений.

Образование – одно из главнейших направлений в деятельности церкви. Обучая, церковь преследует двоякую цель: в главном, – убеждение и утверждение веры в Бога, познание божественной истины, во-второстепенном, – дать положительное, рациональное, цивилизационное знание, обучить инженерному искусству, медицине и другим практическим знаниям и навыкам.

Таким образом, церковь функционирует как цивилизационно-культурное образование. Выполнение любой цивилизационной функции, в частности, политической, хозяйственно-экономической, образовательной и ряда других, освящено, легитимируется выполнением культурных функций: осуществление связи с Божеством через систему культов, ритуалов, сохранение духа религиозного идеала.

Соответствующей относительной самостоятельности культурных и цивилизационных функций складывается структура церкви. В западноевропейской средневековой культуре выделяли два подразделения в церковной организации. Одно – священники, епископы, «секулярные клирики» – должно было управлять земными делами, другое – монашество – небесными. Папа Пий 1Х объявил обязательным для верующих католиков признание за римским епископом светской власти. Вместе с тем единство культурных и цивилизационных компонент проявляется в их неразрывности и в функционировании секулярного клира, и в функционировании монастырей. Представляется, что доминиканский орден в большей степени осуществлял культурные функции, ревностно занимаясь богословием, церковной проповедью, осуществляя инквизиционные судилища. Согласно уставу монахам бенедиктинского ордена вменялся в обязанность труд, как физический (земледелие), так и умственный (воспитание и образование послушников, перевод, толкование, изготовление и собирание книг) Благодаря монахам этого ордена сохранились многие шедевры античной и средневековой литературы.

НАУКА представляет собой совокупность всех видов экспериментальной и теоретической деятельности и их результатов, являющихся такими знаниями о мире, для которых характерны системность, доказательность, проверяемость, которые описывают, объясняют и предсказывают различные явления на основе выявленных закономерностей генезиса, строения и развития всех составляющих окружающего мира: природы, общества, культуры.

Наука, научное знание – это объективация человеческой природы с присущей ей потребностью в познании и потому представляющая единый культурно-цивилизационный комплекс. С одной стороны научное познание нацелено на достижение Высшей Истины. С другой, – наука преследует цель служения человеку, его обустройству в этом мире. Эта цивилизационная компонента науки решает проблему освоения жизненного пространства, создание технических усовершенствований, облегчение быта, экономию времени и т.п. Цивилизационная утилитарная компонента науки не должна рассматриваться как низшая по отношению к культурной компоненте – служению Истине. Они обе равноценны.

Человек науки как субъект культуры движим только служением Истине. Он подобен алхимику Бертольду из пушкинских «Сцен из рыцарских времен», который восклицает с жаром: «Золота мне не нужно. Я ищу одной истины». Жизнедеятельность такого человека совечное с его жизнью стремление к истине, горение во имя великого идеала. Тот же Бертольдо, занимая деньги на последний и решающий опыт, уже мечтает о том, что после его завершения займется вечным двигателем.

Человек науки как субъект цивилизации не может не помнить о себе, своем престиже, вознаграждении, благодарности сограждан и всего человечества. Он служит человечеству, его обустройству в этом мире, он желает облагодетельствовать людей своими географическими открытиями, археологическими находками, новым знанием, изобретением.

Наука в её культурном предназначении направлена не просто на поиск истины, но на поиски Истины более высокой, чем отражение реальных свойств окружающей действительности, истины, соприкасающейся и сливающейся с религиозной истиной, философской, отражающей самые глубинные слои бытия. Пожалуй, ярче всего это свойство проявляется в математике Древнего Китая, Греции, где числа, первичные математические конструкты, использовались и для счета, но в основном в своей сакральной, мистической функции. Являясь объективацией итерации, повторения мыслительного акта, они оказываются непосредственно связанными с глубинными основами человеческой мыслительной деятельности, соответственно, с первоначальными основаниями мироздания, человеческого бытия. Этим свойством в наибольшей степени обладают первые десять чисел. Из простых арифметических конструктов они превращаются в универсальные константы структуры реального мира, космоса, развития мироздания.

Удивительные арифметические свойства чисел не могли не привести к их мистическим интерпретациям. Таков магический квадрат, известный в Китае во втором тысячелетии до нашей эры, в котором суммы чисел по рядам (4, 9, 2; 3, 5, 7; 8, 1, 6,), столбцам (4, 3, 8; 9, 5, 1; 2, 7, 6) и диагоналям (4, 5, 6; 2, 5, 8) совпадают. Естественно все это рассматривалось как проявления высшей закономерности, которую объясняли, толковали в философии, в религии. Мын Цзяо, после того как отшельник Инь объяснил ему «Книгу перемен» писал:

«Небо и Землю раскрыл мне в рассказе учитель,

Точно со мной говорил волшебный оракул:

Тайна из тайн, которой не ведают люди.

Все подтверждается мне из каждого знака»

Культурная составляющая математики у китайцев переплетается с цивилизационными компонентами. Предания говорят, что император Хоанг Ти в третьем тысячелетии до нашей эры разделил империю на 10 областей, каждую область на 10 уездов, каждый уезд на 10 округов, содержащих по 10 городов. Единицей длины Хоанг Ти принял просяное зерно, 10 зерен составляли дюйм, 10 дюймов – ступню.

Наиболее зримо культурный аспект научного знания представлен в древнегреческой математике, усилия которой в значительной степени были направлены на связь, на слияние с божественным. В этой связи можно указать на обожествление числа в пифагорейской школе. Трудно сказать, в чем причина этого. В арифметических свойствах чисел, их сумм, пропорций, которые рождали самые плодотворные аналогии, сакрально-мистические переживания? По Аристотелю пифагорейцы увидели в числах первоначала всех вещей, аккордов, миропорядка в силу того, числа по своей природе первые начала в математике. Восторг математика при прикосновении со строгостью, красотой математических высказываний вполне мог переходить в экстаз, направляющий поиски символического значения чисел. Мышление с его тягой к вечному, трансцендентальному превращают единицу в Единое, сравниваемое с благом, в божество.

Пифагорейской учение рассматривало свои открытия числовой гармонии, которой подчиняется музыка небесных сфер, числовой пропорции, которая наряду с числовой гармонией является сущностью красоты как религиозное откровение. Мистическое и научное, таким образом, отождествлялись. Пифагорейская наука становилась средством для достижения религиозной цели: освобождения души от тела. Эта цель появилась вследствие вмешательства в область божественного понятия числа, научного мышления в целом. В результате рождается новая модификация орфизма, в которой практика мистерий, религиозных обрядов и таинств с целью соединения с божеством отчасти заменяется научным познанием, жизнью проводимой в поисках блага.

Да и в рамках собственно науки числа, числовые отношения были неизмеримо в большей степени призваны отражать не столько научную, объективную истину, что соответствует их цивилизационной сущности, но нечто большее – Истину Бытия. Число было подлинно универсальной, всеохватывающей, интеллигибельной сущностью, первоначалом всего сущего. Впоследствии число становится цивилизационным феноменом, элементом научного дискурса, отражением количественных отношений, присущих реальному миру, воплощением объективной истины, открываемой рациональному человеческому мышлению. Геометрия лишается своего мистического, культурного оттенка. Начиная с Декарта, геометрические рассуждения обретают форму аналитической геометрии. Галилей решает вполне посюсторонние проблемы исследования движения с ускорением. Мысленный эксперимент позволил ему представить механические явления природы кинематической схемой движущихся в однородном пространстве материальных точек. В таком эксперименте механические сущности становятся математическими. «Вся механика имеет своей основой геометрию». Итак, такое представление позволило перевести в числовые соотношения природные механические процессы. Действительно, исследуя ускоренное движение, Галилей пришел к представлению о мгновенной скорости как сумме всех приращений скорости тела, полученных последним с начала движения. По мнению историков науки, это было началом пути, который вел к созданию дифференциального исчисления. Таким образом, все эти математические конструкты, созданные с целью исследования движения с ускорением, отражают цивилизационный аспект научного познания.

Примером цивилизационности научного познания, его посюсторонности, направленности на человека его обустройство, приспособление к миру могут служить теория интегрального исчисления, теория вероятностей, рассматриваемые в аспекте тех целей, которые они призваны были решить. Цели были вполне цивилизационные – в первом случае – вычисление площади криволинейной трапеции, что, в свою очередь, было инициировано проблемами изготовления бочек для вина, во втором – целью было изучение закономерностей азартных игр, решение проблем, связанных со справедливым разделом ставок, сделанных во время игры. Следует отметить, что, в общем, исследование Лейбница, изобретение интегрального исчисления им были культурно ориентированы. Основной целью его жизни были поиски всеобщего метода для овладения наукой, понимание сущности, единства вселенной. Интегральное исчисление для Лейбница, по его собственному заявлению, – «общее исчисление для трансцендентных проблем …»

ФИЛОСОФИЯ – это процесс и результат осмысления многообразных отношений человека к миру, места человека в этом мире и самые общие представления о мире, которые определяют место человека в нем. Естественно, что результат философского осмысления – это системное и аргументированное знание. Отношения, становящиеся объектом философствования, – познание, общение воспитание, понимание, эстетическое отношение, проектирование и т.д. Этот список можно продолжать долго. Примером философии общения могут являться произведения Дейла Карнеги. Философия познания, или теория познания осмысливает процесс познания, отвечая в частности на вопросы: «Что мы познаем, явления действительного мира (дерево) или зрительные образы этого мира (образ дерева)? Как мы познаем, в частности, какими методами (экспериментом, моделированием и т.п.) мы пользуемся при получении знания?

В целом многообразие отношений человека к миру задает сложную систему философского знания. Аналогично тому, как математика состоит из арифметики, геометрии, теории дифференциального и интегрального исчисления и других дисциплин, так и философия составляется из теории познания, философии общения, философии проектирования и т.д. При этом, естественно, что осмысление многообразных отношений человека к миру различно в те или иные исторические эпохи. Так средневековая оценка роли наблюдения и эксперимента как недостаточных методов проверки научного знания на истинность сейчас кажется нелепой.

Философия в своем цивилизационном аспекте призвана служить человеку, ориентировать его в мире повседневной реальности с целью обустройства, упрочения социального, политического, экономического статуса, соответствия ценностным установкам общества. Философское мировоззрение в данном аспекте имеет более или менее отчетливо выраженный прагматический характер: в нем находят свое выражение, прежде всего, способы отношения человека к окружающей его близкой действительность, но не к глобальным сторонам мироздания, общим свойствам познания и т.п.

Очень ярка цивилизационная окраска софистической философии. Софисты, первые педагоги – профессионалы, предлагали свои услуги тем, кто искал, прежде всего, успеха в практических, общественных делах, кто ставил свой целью богатство и наживу. Даже теоретическая часть их философии не была следствием бескорыстного поиска истины как таковой. Их онтология исходила из тезиса о том, что причины всех явлений в материи, главным свойством которой является текучесть, способность переходить в свою противоположность. Изменчивость – постоянное свойство не только мира, но и познающего и воспринимающего его человека. Отсюда следовал гносеологический вывод о возможности существования двух мнений о каждой вещи. Чтобы ориентироваться в этом мире человек выбирает одно мнение, отбрасывая противоположное. Так человек становится у софистов мерой всех вещей. Его собственные суждения о повседневной жизни становятся самодавлеющими. На второй план отходят теоретические, космологические изыскания, отвлеченные размышления, религиозные традиции и верования, как не отвечающие практическим нуждам человека, здравому смыслу. Более того, они оказываются ненужными, поскольку для успеха неважно, существует ли у человека понимание бытия. Ему достаточно знания собственного разума, методов одерживать верх в споре, личного опыта, ибо подлинная задача человеческой мысли – служить обустройству человека в мире. Онтологические и гносеологические изыскания нужны лишь для обоснования способа жизни по принципу выгоды и пользы. Действительно рассуждали так: нет объективного холода и тепла; далее – по индукции и аналогии – нет объективного добра и зла; добро то, что полезно обществу; общество – это совокупность граждан; значит добро то, что выгодно и полезно каждому. Следовательно, поиски абсолютной истины, абсолютного начала бесплодны. Главное овладеть практикой эристики, риторики, софистических уловок. При этом необходимо много знать, но лишь то, что будет способствовать жизненному успеху. Поэтому система образования строилась ими в соответствии с главной целью – обеспечить благополучие, общественный успех человеку.

Напротив, в философии Сократа ярко выражен культурный аспект философствования. В центре сократической философии тоже человек. Однако осмысление предназначения человека имело у Сократа совершенно иной характер, нежели у софистов. Не блага, не успех, а познание сущности и природы Добродетели в её абсолютном установлении – вот цель каждого. Конечно у Сократа познание добродетели – главное условие ведения добродетельной жизни, но акцент смещается именно в сторону познания и не посюсторонних правил поведения, а постижения единого идеала. Поэтому сократическая философия как всякое явление культуры есть единое культурно-цивилизационное образование с преобладанием культурной составляющей, которая воплощается в целях философской рефлексии.

Поиски Сократа – это познание вечных идей – абсолютной Добродетели, Истины, Красоты и т.п. Разум не является прагматическим инструментом как для софистов, он та имманетно присущая человеку божественная способность, позволяющая проникнуть в глубины и сущность мироздания, познать телеологические смыслы, универсальные принципы всего существующего. Философствование, таким образом, приобретает трансцендентальную направленность.

МОРАЛЬ – это совокупность идеалов, ценностей, оценок, регулирующих отношения между людьми и поведение людей в обществе, складывающихся в процессе жизнедеятельности. Моральные отношения являются постоянным аспектом любых взаимоотношений между людьми в процессе их жизнедеятельности, будь то отношения преподавателя и студента, руководителя и подчиненного.

Специфика культурного аспекта морали заключается в том, что моральные ценности существуют трансцендентально как идеальные ориентиры, как, безусловно, общезначимые нормы, задающие универсальную связь между людьми, регулирующих отношения людей в обществе. Нравственные идеалы являются абсолютными, выступают в качестве единственного критерия поведения индивидов. Они определяют земные ценности, становятся той сущностью, отблеск которой, прежде всего, видится в субъектах моральных отношений независимо от того априорный или апостериорный характер носит данная сущность. Эта сущность становится точкой отсчета, моральности, мерой в моральных взаимоотношениях людей. Степень овладения этой сущностью человеком определяет степень восхищения им, уважения его, его добродетельности.

Человеческий облик детермини

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...