Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Охарактеризуйте языческую культуру Древней Руси.




  1. Каковы основные причины принятия славянами русичами православия?
  2. Почему русскую культуру называют православной культурой?
  3. Какую роль сыграло православие в становление великоросского этноса?
  4. Какую роль сыграло православие в становлении Российского государства?
  5. Каковы основные ментальные доминанты русской культуры?
  6. Как русская ментальность проявляется в деятельности православных монастырей?
  7. Проиллюстрируйте проявление православной, русской ментальности в религиозной живописи, в храмовой архитектуре.

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

 

1. Культурология: энциклопедия: в 2 т. Т.1 гл. ред. С.Я. Левит.- М.:РОССПЭН, 2007.-1391 с.

2. Культурология: энциклопедия: в 2 т. Т.2 гл. ред. С.Я. Левит.- М.:РОССПЭН, 2007.-1183 с.

3. Еникеева Д.М. Культурология: справочник.-Р.-на-Д., Феникс, 2008.-285 с.

4. Мировое искусство. 500 мастеров живописи |[иллюстрированная энциклопедия]СПб. М. Кристалл ОНИКС, 2006.-255с.

5. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству Р.-на-Д.: Феникс, 2008.-507 с.

6. Гнедич П.П. История искусств. Древняя и Московская Русь. М.: Эксмо, 2008.-144 с.

7. Гордиенко А.Н. Россия. История. Культура. Искусство. [иллюстрированная энциклопедия] М.: ЭКСМО, 2009.-254 c.

 

Дополнительная литература

 

1. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. – 1988. – № 7. – С. 210–220.

2. Аверинцев, С.С. Византия и Русь: два типа духовности / С.С. Аверинцев // Новый мир. – 1988. – № 8. – С. 227–239.

3. Антоний, митрополит Сурожский Без записок / Антоний, митрополит Сурожский // Новый мир. – 1983. – № 1. – С. 212–230.

4. Афанасьев, А.Н. Народные русские легенды / А.Н. Афанасьев. –Новосибирск: Наука, 1990. – 269 с.

5. Балашов, Д. Похвала Сергию / Д. Балашов // Наш современник. – 1991. – № 9–11.

6. Бердяев, Н.А. Духи русской революции / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990.

7. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н.А. Бердяев. – М.: Наука, 1990. – 224 с.

8. Бердяев, Н.А. Философия неравенства / Н.А. Бердяев. – М.: ИМА-Пресс, 1990. – 288 с.

9. Березовская, О.Г. История русской культуры / О.Г. Березовская. – М.: Владос, 2002.

10. Биллингтон, Д. Лики России: страдание, надежда и созерцание в русской культуре / Д. Биллингтон. – М: Логос, 2001.

11. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка /В.М. Богуславский. – М., 1994.

12. Вейдле, В.В. Россия и Запад / В.В. Вейдле // Вопросы философии. – 1991. – № 10. – С. 32–44.

13. Глинчикова, А.Г. Модернити и Россия// В.ф.,-2007.-№6.-С. 38-56.

14. Гумилев, Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л.Н. Гумилев. –М.: Товарищество Клышников, Комаров и К, 1992. – 512 с.

15. Гумилев, Л.Н. Чтобы свеча не погасла: Диалог / Л.Н. Гумилев, А.М. Панченко. – Л.: Советский писатель, 1990. – 128 с.

16. Гумилев, Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. – М.: Мишель и К, 1993. – 503 с.

17. Дамаскин, Св. Иоанн Точное изложение православной веры / Св. Иоанн Дамаскин. – М.: «Центр по изучению религий», 1992. – 167 с.

18. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

19. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

20. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя / Ф.М. Достоевский. – М.: Современник, 1989.- – 557 с.

21. Жукова О.А. Искусство России и ХХ век: культурное наследство, или лохмотья культуры//Ф.н..-2007.-№8.-С. 107-123.

22. Златоуст, Иоанн Творения / Иоанн Златоуст. – СПб.: Духовная академия, 1905. – Т. 11. – Кн. 1–2. – 1008 с.

23. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т / А.В. Карташов. – Т. 1. – М.: ТЕРРА, 1992. – 686 с.

24. Карташов, А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2-х т / А.В. Карташов. – Т. 2. – М.: ТЕРРА, 1992. – 569 с.

25. Ключевский, В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах / В.О. Ключевский. – Т. 2. – М.: Мысль, 1987. – 447 с.

26. Ключевский, В.О. Курс русской истории. Соч. в 9-ти томах. / В.О. Ключевский. – Т. 1. – М.: Мысль, 1987. – 430 с.

27. Ключевский В.О. Исторические портреты / В.О. Ключевский. – М.: Правда, 1991. – 624 с.

28. Кондаков, И.В. Культурология. История культуры России / И.В. Кондаков. – М.: ИКФ Омега-Л, 2003. –616 с.

29. Костомаров, Н.И. О жизни, быте и нравах русского народа / Н.И. Костомаров, И.Е. Забелин. – М.: Просвещение, 1996. – 576 с.

30. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра (Характер русского народа) / Н.О. Лосский. – М.: Наука, 1998.

31. Мацейна А. Великий инквизитор / А. Мацейна. – СПб.: Алетейя, 1999. – 380 с.

32. Мережковский, Д.С. Петр и Алексей / Д.С. Мережковский. – М.: Захаров, 2004. – 496 с.

33. Милюков, П.П. Очерки по истории русской культуры. – Т.Т. 1 – 2 / П.П. Милюков. – М., 1994.

34. Митрополит Иоанн Самодержавие духа / Митрополит Иоанн. – СПб.: Царское Дело, 1995. – 350 с.

35. Мифы древних славян. – Саратов: Надежда, 1993. – 320 с.

36. Переходные процессы в русской художественной культуре: Новое и новейшее время. – М.: Наука, 2003.

37. Соловьев, В.С. Сочинения. В 2-х т / В.С. Соловьев. – Т. 1. – М.: Мысль, 1990. – 892 с.

38. Соловьев, В.С. Сочинения. В 2-х т / В.С. Соловьев. – Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – 822 с.

39. Соловьев, С.М. Чтения и рассказы по истории России / С.М. Соловьев. – М.: Правда, 1990. – 768 с.

40. Трубецкой, Е. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Е. Трубецкой // Философия русского религиозного искусства XVI – XX. – М.: Прогресс, 1993. – С. 195–219.

41. Экономцев, Игумен Иоанн. Православие. Византия. Россия / Игумен Иоанн Экономцев. – М.: Христианская литература, 2004. – 223 с.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение нашего курса по культурологии отметим, что несмотря на соответствие государственному стандарту, не все темы были рассмотрены в одинаковой степени, многие проблемы в данном учебном пособии были только поставлены, не получив должного обоснования. Однако акцентировано внимание на двух составляющих культурологического знания – теории культуры и истории культуры.

Это обстоятельство обусловлено тем, что теория развития культуры является парадигмой реконструирования истории культуры, той призмой, сквозь которую историк исследует культурно-историческую реальность. Тем самым знание теории культуры становится базисом для понимания специфики истории культуры, в данном курсе, как истории отдельных культурно-исторических типов.

Представление о культуре как о сосуществовании отдельных культурно-исторических типов со своей системой ценностей становится основанием и для формирования толерантного отношения между субъектами различных культур. Толерантное, или «понимающее сознание» предполагает признание равноценности, равновеликости, суверенности каждой культуры, каждого культурно-исторического типа. Это становится жизненно необходимым в современную эпоху, эпоху укрепления национального самосознания, что зачастую толкает культуры к разного рода конфликтам вплоть до открытого террора.

Действительно, в современную эпоху явно выявились две противоположные тенденции в межкультурном взаимодействии. Первая тенденция – тенденция к глобализации, когда процессы взаимодействия в цивилизационной сфере приводит к агрессивной экспансии технологий, либеральных, западноевропейских ценностей, что создает постоянную угрозу войны, усиливающуюся эксплуатацию. Поэтому глобализационные процессы в современном мире приводит к реакции, обратной мегасинтезу – к укреплению национальной идентичности. Это обусловлено неприятием западных ценностей многими культурами, нежеланием утерять свою культурную идентичность, раствориться в другой культуре.

В процессе глобализации цивилизационное пространство становится все более однородным. Аналогично человеку-массе появляется человечество-масса. Как в ситуации массового человека, угрозы растворения личности, остро ощущается необходимость личностного самоопределения, утверждения своей экзистенции, также из глубин культурного сознания поднимается «воля к жизни», «воля к власти» как потребность утверждения своих парадигмальных ценностей, как жажда построения собственного культурного мира.

М. Хайдеггер, реконструирующий ницшеанский образ воли к власти, отметил ту ее особенность, что она не терпит никакой цели за пределами самой себя. А если так, то, очевидно, что здесь лежит глубинное основание «вечного возвращения» к своим доминантным истокам, имманентно присущим каждой культуре, и вечного становления новых культурных фор, восстанавливающих и утверждающих актом своего появления эти доминантные ценности. Воля к власти пронизывает ценности, поддерживает их значение, актуализирует их, создавая отдельный самотождественный мир своей культуры.

Самотождественность культуры в субъективном мироощущении выступает как идентификация субъекта своей культуре. Именно поэтому учебное пособие утверждает образовательную парадигму, в рамках которой осуществляется приобщение к системе ценностей русской культуры, познание сущностных оснований каждой культуры, формирование толерантного культурологического сознания.

 

Учебное издание

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...