Христианство как фундамент западноевропейской культуры
1.1. Основные идеи христианства
Во-первых – это идея единого Бога как духа. Христианский Бог представляет собой совокупность всех духовных совершенств, что воплощается в формуле: Бог – это Добро. Красота. Истина. У Бога нет ни единого телесного, соматического признака, что подтверждается представлением о человеке как образе и подобии Бога. Действительно, человек – образ Бога, это означает, что человек способен к познанию Истины, он носитель нравственности, Добра и он стремится к Красоте. Однако Бог – это само совершенство, а человек лишь слабое подобие совершенства, вечный процесс совершенствования по пути познания, стремления к нравственному идеалу, восприятия прекрасного. Для Иоанна Дамаскина, православного богослова (VIII в.) выражение: по образу, указывает на способность ума и свободы воли; тогда как выражение: по подобию, означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека. Во-вторых – это идея Иисуса Христа. Фигура (идея) Иисуса как Богочеловека является центральной в христианстве. В настоящее время практически все серьезные исследователи согласны с тем, что действительно жил человек по имени Иисус, однако одни считают, что он действительно был Мессия (др.-евр.), Христос (греч.), или помазанник Бога, а другие считают, что второе имя – Мессия – он получил за свои сверхъестественные деяния. К последним относится и римский историк Тацит, и Иосиф Флавий, который говорит о казни Иакова, брата Иисуса, «прозванного в народе Христом». Для всех общим является понимание всеобъемлющей, самоотдающей любви Христа к людям. Он затем и пришел на землю, чтобы взять на себя грехи человеческие и умереть для искупления этих грехов, во имя спасения человечества.
Действительно, взять на себя грехи – это пережить весь ужас жестокости, оставленности, предательства. Иисус все это пережил и умер мучительной смертью. Тогда наступает эра искупления, приходит осознание того, насколько жестоко и несправедливо поступили с тем, кто делал только добро, давал утешение, надежду. Наступает раскаяние, а раскаяние, осознание своей низости по сравнению с идеалом Добра и Милосердия, каким был Иисус, есть первый шаг к искуплению, к отказу от жестокости, предательства, к совершенствованию в духе добра и милосердия. Только на этом пути, пути совершенствования в духе милосердия возможно спасение человечества и в религиозном смысле, и в светском, цивилизационном. Все остальные главные идеи провозгласил Иисус в своих проповедях. Это идея спасения души верою, идея загробной жизни, идея второго пришествия Мессии, идея Страшного Суда, идея воскресения духа и плоти, идея Царства Божия. Данные идеи составляют инвариантное ядро христианства. Однако в разные эпохи они понимаются по-разному, даже в рамках канонического, правильного прочтения. Так, вера в Иисуса Христа сначала предполагала веру в факт его существования, и только впоследствии была дополнена пониманием веры и как верности идеалу Добра и Милосердия. Верой как верностью заповедям своего учителя не обладали сначала даже его ученики. Например, Иоанн и Иаков призывают Иисуса сжечь поселение, где им не был оказан должный прием, поэтому Иисусу приходиться им напоминать, что он пришел в этот мир не погублять души, а спасать. Первое описание картин Страшного Суда и Царствия Божия принадлежат Иоанну Богослову. Страшный суд начинается, когда семь ангелов опрокинули семь чаш божьего гнева, несущих страшные бедствия, гибель виновных в крови и гибели людей. Затем наступает торжество Мессии, тысячелетнее царство счастья и мира. Спустя тысячу лет сатана и все враги Бога брошены в огненное озеро. Затем наступит Царство Божие, т.е. родятся новые небеса, новая земля, новый Иерусалим, сам Бог будет обитать среди людей, деревья в новом мире будут приносить плоды двенадцать раз в году. В современном прочтении Страшный Суд трактуется и как муки совести, а Царство Божие как состояние души, в которой царит доброта и милосердие.
1.2. Возникновение христианства и его эволюция в I – ХI вв.
Становление христианства относится к эпохе становления Римской империи. В этот период происходит решительный отказ от республиканских ценностей. В период республики было не принято щеголять личным богатством. Главной ценностью было римское гражданство. В период становления личной власти императора происходит утверждение личностных успехов во всех сферах жизни и, прежде всего, в накоплении имущества. Поэтому очевидным становится резкое расслоение общества на бедных и богатых. Оказывается возможным купить за деньги и римское гражданство. Римскими гражданами становятся бывшие вольноотпущенники, выходцы из презираемых рабских слоев. Ценность римского гражданства размывается, и деление общества на граждан и не граждан уступает место разделению общества на бедных и богатых. Бедные, и рабы, и свободные граждане, все больше ощущают свою общность. Доказательством чему становится возмущение и сочувствие свободных граждан четыремстам рабам, которых вели на казнь после убийства одним из рабов своего жестокого хозяина Педания Секунда. Что может помочь выжить бедному человеку, который не в силах себя прокормить, который находится во власти своего господина? Только сострадание и милосердие со стороны общества. Поэтому жажда духа добра и милосердия становится превалирующей в обществе. Становится очевидным, что принципы античной нравственности – мужество, сила, служение отечеству - безнравственны по своей сути и должны быть изменены и дополнены идеей добра и милосердия, (последнее находит свою актуализацию и у Сенеки). Вместе с тем утверждение нравственности тождественно утверждению религии. Все известные религии в разной степени не удовлетворяли духу сострадания. Так, повсюду утверждался культ императоров, когда богом становился только что умерший император. Однако при жизни все императоры были жестоки, поэтому ожидать от них как уже богов милосердия не приходилось. Поэтому велико было ожидание бога, который утвердит так необходимые обществу нравственные нормы. Жажда добра и милосердия была особенно велика у еврейского народа, как одного из самых угнетенных народов Римской империи, народа, который более всего сопротивлялся принятию культа императоров.
Причины последнего можно найти в еврейской истории и ментальности. После смерти царя Соломона 931 г. до н.э., разделения единого государства на два: северное – Израиль и южное – Иудею и завоевания через двести лет ассирийцами Израиля его население утеряло культурную идентичность, смешавшись с соседними племенами и образовав новую этическую и культурную общность – самаритяне. Скорее всего, зыбкость земных границ, страх потери самоидентичности заставили иудеев укреплять культ Яхве, расширять его путем сакрализации и ритуализации социально-бытовых отношений, т.е. заставили «построить» границу своей этнической и культурной уникальности в душе каждого. Вера в своего бога, соблюдение завета, заключенного между богом и людьми стали действительным объединяющим стержнем, духовной границей, выделяющей иудеев из многообразия культур. И когда Иудея была разгромлена в 587 г. до н.э., и население уведено в «вавилонский плен», Иезекиль в плену организовывает богослужение, и евреи, разговаривая на чужих языках, занимаясь новыми видами деятельности, не смешались с чуждым населением, а сохранили свою идентичность, молясь своему Богу. Неудивительно, что после возвращения из плена в 440 г. до н.э. наместники Ездра и Неемия в основу своей деятельности положили идею укрепления духовной, неразрушимой, выдержавшей испытания границы. Были запрещены смешанные браки, произошло уточнение и расширение культа и т.п. Таким образом, становится понятным, почему жители этой провинции Римской империи более всего противились насаждению культа императоров, были угнетаемы и жаждали милосердия. Также иудаизм с его идеей единого бога как духа являлся наиболее естественным основание для становления новой религии. Кроме того, в книгах пророков содержалось множество предсказаний о приходе мессии. Исайя в VIII до н.э. говорил о Младенце, который принесет в мир дух божий. Амос в VIII до н.э. обличал несправедливость и насилие, обличал языческие культы и передавал слова бога о том, что богу не нужны жертвы и всесожжения, а только правда и справедливость. Иеремия в VI-V вв. до н.э. разбил кувшин на тысячу осколков, дабы показать, как рассеется еврейский народ. После пророчеств о судьбах избранного народа он предсказывает приход мессии и заключение нового завета, законы которого будут записаны в сердцах людей. Второисайя в IV в до н.э. писал, что тот, кто придет избавить людей придет окровавленным, в нем не будет величия, его ждет смерть.
Жажда Добра и Милосердия трансформировались в рамках иудейской секты ессеев в предсказание и ожидание мессии, который придет в мир, чтобы заключить вместо старого, ветхого завета с богом, новый договор, или завет. При этом ессеи учили, что Яхве не только бог одного народа, а всего человечества (аргумент: если бы он был только богом еврейского народа, он бы не позволил разрушить свой храм). Они проповедовали духовное равенство, внутреннее покаяние, ожидание конца мира, скорый приход Мессии и т.д. Предполагают, что ессеем был Иоанн Креститель, узнавший в Иисусе Мессию, учение которого и стало ядром новой религии - христианства. По некоторым данным первые последователи Иисуса называли себя назореями, т.е. посвятившими себя Богу, лишь со II века – христианами. Происходит становлении христианской церкви: появляются диаконы – служители, епископы – надзиратели, заведующие материальной частью, в III веке утверждаются митрополиты – руководители отдельных церквей, в IV- V веках – патриархи – руководители церковных объединений. Главными вехами в ранней эволюции христианства и церкви стал 313 год, когда христианство было признано официально в Римской империи. В 325 году в Никее и в 381 году в Константинополе на соборах был окончательно утвержден Символ Веры (основные идеи христианства, или догматы о Троице, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и вечной жизни). В конце IV века языческие культы были запрещены. В 395 году произошло деление Римской империи на Восточную и Западную, и христианство попало в разные культурные ареалы, постепенно накапливались различия, что привело к разделению христианства на католичество и православие и церкви – на католическую и православную в 1054 году.
1.3. Христианство и основные ценности и представления западноевропейской культуры
Христианство представляет собой фундамент западноевропейской. Это означает, что христианство предопределило ментальные ценности этой культуры, определило нравственный идеал, отождествив его с Добром, качественно своеобразие представлений о красоте, о труде. Труд представляется главнейшей цивилизационной компонентой любого культурно-исторического типа. Однако во многих культурах труд не был возведен в ранг ценности, тем более парадигмальной ценности. В античной культуре в атмосфере культа совершенной человеческой телесности и интеллектуальных занятий он считался презренным занятием. В культурах Двуречья труд был жестокой необходимостью. Миф повествует, что в отдаленные времена боги были вынуждены трудиться, чтобы заработать на жизнь, но они терпеть не могли это делать. Тогда самый мудрый бог Энки придумал сотворить человечество. Люди стали работать, а боги праздновать свое освобождение от необходимости трудиться. Кардинально другое отношение к физическому труду в христианской традиции. Труд становится парадигмальной цивилизационной ценностью, необходимой составной частью жизни. Эта цивилизационная ценность детерминируема любовью к Богу, любовью к ближнему как образу и подобию Бога. Трудиться следует «чтоб было из чего уделить нуждающемуся», как подчеркивается в послании к Ефесянам. Главной для христианства становится не телесная красота, а красота души. Быть милой, очаровательной более значимо, чем обладать хорошо сложенной фигурой. Так, А.С. Пушкин: восклицает: «Можно краше быть Мери, краше Мери моей, этой маленькой пери; но нельзя быть милей резвой, ласковой Мери». Красота в христианской культуре немыслима без Добра. Особенно прекрасными и лучистыми становятся глаза княжны Марьи Болконской, когда она заботится об отце, о племяннике Николеньке. Симпатии всегда на стороне доброй падчерицы, а не красивой, но злой мачехи. Очарование печали, приветливое выражение более привлекает чем правильные черты лица. Приоритет душевной красоты, единство Красоты и Добра рождает высказывания о несовместности гения и злодейства, об абстрактном и ряде других направлений в искусстве как явлений контркультуры, поскольку в них разорвано единство Истины, Красоты и Добра. Воплощением культуры служит настоящее искусство как единство Истины, Красоты и Добра, предполагающее, что красота, т.е. произведение искусства, служит добру и в этом ее истинное предназначение. Христианство определило представление о нравственном развитии как о совершенствовании по пути добра и милосердия, о развитии познания как поиска научной истины, о развитии общества как о его движении по пути прогресса, т.е. по пути развития науки, техники и демократизации, воплощающей христианскую идею равенства людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|