Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальные объяснения специфики востока и запада




 

 

Естественен вопрос: «С чем связаны эти глубокие различия между Востоком и Западом?» Среди существующих объяснений выделим три концепции, описывающие причины специфики восточных и западных культур: географический детерминизм; концепция функциональной асимметрии мозга; теория психологических типов К. Юнга.

 

Географический детерминизм о специфике

Востока и Запада

 

 

Исторически первое объяснение специфики восточных и западных культур было дано в рамках географического детерминизма, теории, видящей главные и даже определяющие причины особенностей общественного устройства, культурных ценностей в качественном своеобразии ландшафта, климата, т.е. географических условий. Элементы географического детерминизма пронизывают концепцию Г.В.Ф. Гегеля. Для него несомненна связь духа и характера народа с окружающей его природой, естественным типом местности.

Так деспотическую форму правления, когда свободен один правитель, характерную для Востока, Гегель связывал, в частности, с тем, что первые восточные цивилизации (египетская, китайская, индийская и т.д.) возникли на речных плодородных равнинах. Поэтому ирригационное земледелие и промышленный труд стали основным занятием населения. Ирригационное земледелие, в свою очередь, потребовало централизации управления хозяйственной деятельностью: постройкой каналов, дамб и прочих крупномасштабных работ. Так возникает единый центр управления, власть одного человека – деспота.

При этом, по мнению Гегеля, «народы, жившие в этих странах, замыкались в себя», им были чужды заимствования, ничто не оказывало влияния на их культуру, которая становилась консервативной, традиционалистской. Причина в том, что географическое положение не способствовало развитию судоходства и торговли, которые, в свою очередь, являются условием гражданской свободы, демократии, импульса к развитию.

Гегелю вторит И.В. Мечников, утверждая, что необходимым последствием и логическим результатом всех физико-географических условий Египта являлось осуждение древних египтян под иго деспотизма. Ни один народ не доводил до такой большой степени повиновение царской власти, не возносил самого понятия ее на такую высоту, не признавал за нею божественного происхождения, как египтяне. Объясняется это конечно тем, что ни один народ не испытывал настолько сильно необходимости в центральной воле для более рациональной организации материальной жизни и для производства всего необходимого для пропитания.

И Гегель, Мечников, и Уилсон, и другие исследователи указывают на присутствие в характере египетской культуры таких черт западнической ментальности как деятельное начало, предприимчивость, наличие которых также объяснялось ими природными факторами. Дж. Уилсон отмечал, что в Египте придавали человеку и его осязаемым творением очень существенное значение.

Среди причин этого феномена значительная роль принадлежит фактору окружающей среды: компактности пространства с надежными оплодотворяющими разливами Нила. Природа как бы намеренно обуздала себя, обособила эту безопасную равнину с тем, чтобы человек мог беспрепятственно наслаждаться жизнью, что особенно присуще периоду Древнего царства (2900 – 2270 гг. до н.э.). Не удивительно, что на таком природном фоне культура была исполнена чувством собственного достоинства, гордилась своими достижениями, поощряя предприимчивость, развитие искусства и ремесел.

 

 

3.2. Концепция функциональной асимметрии мозга о специфике Востока и Запада

 

 

Межполушарная асимметрия головного мозга у человека означает, что левое и правое полушария выполняют различные функции при постижении мира, или мыслят по разному.

Правополушарное мышление – пространственно-образное мышление. Правому полушарию легче выразить результат своей работы в целостном образе – рисунке, мелодии, иероглифе. Оно определяет нечто путем сопоставления с конкретным образом. Для него «зеленый» – это весенняя трава, листва. Правое полушарие схватывает объект, ситуацию целостно, создает целостный образ.

Если у человека поражено правое полушарие, он не может сам одеться, хотя прекрасно понимает, что за чем нужно надевать на себя; не может он и дорисовать лепестки у ромашки на рисунке, хотя нормальному человеку очевидно, что их не хватает у нарисованного цветка. Правое полушарие включается, когда человек попадает в аварийную ситуацию, и ему мгновенно надо ее охватить и оценить.

Левополушарное мышление – логико-вербальное, логико-понятийное мышление. Левому полушарию легче выразить результат своей работы в понятии, в цепочке логически связанных высказываний. Оно определяет нечто через указание на родовидовые отношения. Для него «зеленый» – это цвет весенней травы, листвы. Левое полушарие расчленяет объект, ситуацию на составляющие. Оно анализирует, выделяет из множества связей главные, например, причинно-следственные. Левое полушарие включается, когда мы собственно мыслим, делаем выводы любой степени абстракции.

Допустим, что у человека действует только левое полушарие (ученые могут «получить» такого человека, угнетая правое полушарие), тогда наблюдаем следующее. Такой человек очень любит поговорить, у него бездна знаний, как будто он повторил все, чему его учили и в детском саду, и в университете. Однако говорит он без интонации, без чувства. Шум дождя, плач, смех для него совершенно неразличимы. Он не отличает женский голос от мужского. Слушает постановку по радио. Нормальному человеку очевидно, что она умоляет, он угрожает, но нашему пациенту это непонятно, зато он берется рассуждать об особенностях языка, о специфике грамматического строя предложений. Он не может петь, фальшивит. Единственное, что ему дано – это отбивать ритм. Он не может рисовать, зато прекрасно читает схемы. Если его подвести к окну, за которым лежит снег, то он не сможет ответить на вопрос: «Какое сейчас время года?». Зато он быстро находит ответ, рассуждая логически: «Какой сейчас месяц? – Январь. – Летний это месяц или зимний? – Зимний. – Следовательно, сейчас зима». Он всегда оптимист.

Правополушарный человек в подобном эксперименте – полная противоположность. Он с трудом говорит, долго подбирая слова, даже на родном языке. Он десять лет изучал немецкий, увы, ничего не помнит, ни единого слова. Из его памяти как будто стерты все накопленные в школе, в университете знания. Зато он помнит березу за школьным окном, лица всех своих одноклассников, запахи. Его ухо чувствительно ко всем звукам, он различает тончайшие интонационные нюансы, но, более менее, сложная фраза ставит его в тупик. Он слушает постановку по радио на чужом языке, но прекрасно улавливает, что она умоляет, он угрожает. Музыка – его стихия. Он повторяет самую сложную, только что услышанную мелодию без труда, и она сохраняется в его памяти. Он прекрасно рисует, но не может составить схему, карту. Если его подвести к календарю, на листке которого – «25 января», и спросить: «Какое время года сейчас?», то вопрос останется без ответа. Только увидев снег, он догадается, что сейчас зима. Он всегда находится в подавленном состоянии духа.

Открытие явления межполушарной асимметрии мозга стало значительным событием. Во-первых, оно вскрыло естественные основания отличия человека от животного (самая развитая поверхность коры головного мозга у дельфинов, только у человека наблюдается асимметрия полушарий); во-вторых, помогло ответить на вопрос, почему мужчины в целом умнее и талантливее женщин (у мужчин раньше начинается специализация полушарий, уже к шести годам у них левое полушарие становится речевым, в то время как у девочек до тринадцати лет оба полушария остаются универсальными); в-третьих, в этом явлении увидели научную основу классификации людей, предложенную еще Павловым, который отмечал, что жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Одни - художники захватывают действительность целиком. Другие – мыслители, дробят ее. В-четвертых, в межполушарной асимметрии мозга нашли естественную основу специфики восточных и западных культур. Носителями, создателями западной культуры являются преимущественно люди с доминирующим левополушарным мышлением, восточных – правополушарным. Именно поэтому европейская техника как детище западноевропейской культуры имеет пульты управления, клавиатуру для ведущей правой руки. Поэтому для восточных культур, японской, китайской, характерно иероглифическое письмо. Каждый иероглиф – это конкретный образ. Соответственно, существуют разные иероглифы, для обозначения высказываний «девушка идет», «старик идет». Для западных языков характерно существование строгой грамматической схемы. Например, в высказывании "Глокая куздра бодлает бокра и кудрячит бокренка» мы легко узнаем строй предложения русского языка. Где подлежащее – куздра. Что она делает? Она бодлает и кудрячит. Кого? Бокра и бокренка (маленького бокра судя по суффиксу).

Проиллюстрируем положение о доминировании правополушарности у восточных и левополушарности у западных культур на примере противопоставления культуры Двуречья как, в основном, восточной культуры, культуре Египта как, в основном, западной.

Левополушарная стратегия проявляется в чертежности, схематичности египетского искусства. Египетские барельефы, рельефы распластаны по плоскости, поражают своей симметрией, чувством равновесия и геометрии, плоскостностью. Еще в Древнем царстве сложился определенный тип барельефа: человек изображался стоящим, фигура выпрямлена, ноги в состоянии шага, ступни на одной линии, плечи развернуты и расположены в плоскости шага, голова строго в профиль в одной плоскости с плечами, глаз изображен полностью как был на лице в фас. Таким образом, изображение человека представляет собой схему, абстракцию человека, оно далеко от конкретности, эмоциональности. Таков портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» (начало III тыс. до н.э.).

В рельефах, настенных росписях как устойчивый композиционный принцип утвердился мотив процессии, где фигуры движутся одна за другой через одинаковые интервалы, часто с ритмическими поворотами жестов. Классический пример такой композиции – рельеф гробницы в Саккара, где слуги усопшего ведут быков.

Напротив, в культурах Двуречья – шумерской, ассирийской, вавилонской, чаще встречаются горельефы. Эти изображения людей, птиц, зверей, выступающие над плоскостью фона более чем наполовину тождественнее своим реальным конкретным прообразам.

Возникновение письменности в обеих культурах имеет много общего. Хозяйственная деятельность (поливное земледелие, скотоводство, ремесла) требовала развития форм учета. Начиная с IX тыс. до н.э. и в Египте, и в Двуречье для учета скота, урожая зерновых стали применять объемные глиняные предметы (шарики, цилиндры). Примерно через пять тысяч лет использования этих скульптурных символов их догадались рисовать на плоскости, на глиняных табличках. Письмо в Двуречье и возникло как такое изображение символов на глиняной плоскости, что соответствует левополушарной стратегии. Наиболее существенным отличием шумерской культуры от египетской является то, что письменность, созданная в ее рамках для целей учета, вскоре была применена для записи устной словесности. Запоминание и складывание поэтических образных текстов, сопровождаемых музыкой, представляет собой характерную функцию правого полушария. Система письма была приспособлена для фиксации фольклорных текстов, включая музыку, для которой в клинописи было выработано подобие нотных знаков.

Левополушарная стратегия египетской культуры проявляется в том, что в Египте очень рано выработался язык со строгой грамматикой, большой степенью абстракции, научным безличностным стилем изложения – «пусть смешивается», «пусть соединяется».

В мемфисском мифе творения, текст которого датируется 2700 г. до н.э., Птах как мыслитель создает мир словом, произнося имя. Так были сотворены боги с их изображениями и храмами, жизнь и смерть, все искусства и ремесла и все функции человеческого организма. Все сущее получает сначала бытие в сердце, органе, где рождается мысль, а потом язык словом превращает мысль в реальность.

Шумерские боги как художники создают, в частности, людей из глины. Миф повествует, что в далекие времена, когда мир был молод, боги вынуждены были сами трудиться, чтобы заработать себе на жизнь. Они терпеть не могли это делать. Самый мудрый из них бог пресных вод Энки нашел выход из этого положения. Он призвал Намму дать рождение глине, что под землей, но над водной глубиной. Эта глина отделилась от Намму подобно тому, как ребенок отделяется от матери, и из нее были сотворены люди, которые стали трудиться, предоставив богам возможность пировать.

Египетское мировосприятие оптимистично. Боги Египта могучи, но не жестоки. Они гарантируют порядок в мире. Доказательство этому – египетская природа, которая представляется установившимся порядком, залог этому – ежегодный разлив Нила. Фараон – сын бога, поэтому его власть – гарантия стабильности в государстве. Поэтому в Египте ни астрология, ни пророчества не были очень развиты.

Мифологические тексты Двуречья пронизаны пессимизмом, мучительным страхом, что бесчисленные и грозные силы природы могут принести несчастья. Управлять государством может всякий смертный, и простой человек находится во власти его решений, которые он не в силах изменить. Поэтому в культурах Двуречья была очень сильно развита астрология, развита более значительно, чем в Египте.

В заключение отметим, что левополушарность египетской культуры и правополушарность культур Двуречья не являются единственными доминантообразующими факторами ментальности этих культур. Так, они не объясняют ориентацию вавилонян на земную жизнь и ориентированность египтян особенно Среднего и Нового царств (2100 – 1700 гг. до н.э. и 1555 – 1090 гг. до н.э.), в основном, на загробную жизнь, на представление о будущем здешнего существования преимущественно в перспективе его прекращения.

Так же следует отметить относительность противопоставления конкретных культур как правополушарных левополушарным. Так для западноевропейской культуры египетская является больше правополушарной. Для китайской как в большей степени правополушарной – японская, в большей степени, – левополушарная.

 

3.3. Психологические типы К. Юнга как основание специфики Востока и Запада

 

 

Карлу Юнгу (1875-1962) принадлежит концептуальное обоснование деления людей на два психологических типа: интроверный тип и экстраверный тип. Естественно, каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и только относительный перевес того или другого позволяет отнести конкретного индивида к соответствующему типу.

Интроверсия характеризуется интересом к себе. Интроверт направлен на свой внутренний мир. Для него характерна отстраненность от внешний событий, негативное отношение к обществу. В большой компании он чувствует себя одиноким и потерянным, он недоверчив. Его стихия – собственный внутренний мир, мир своих чувств, переживаний и мыслей. Самая большая ценность для него – это собственное душевное состояние. Самоанализ – это средство разобраться в себе, скоре всего, с целью достижения душевного комфорта и равновесия. Интроверту не чужда установка на карьеру, однако то лучшее, что он создает, совершается по собственной инициативе исходя из собственных возможностей. Работа по принуждению извне для него изнурительна и практически невозможна, поскольку рассматривается как насилие.

Примат интровертного чувства чаще всего встречается у женщин. К таким женщинам применима пословица «в тихом омуте черти водятся», поскольку свойственная им страстная глубина чувства может охватить их настолько, что они совершают неадекватные с точки зрения общества поступки. Однако общественное мнение, мнение друзей не способны перевесить такое чувство, которому интроверт отдается сполна. Например, любовь для интроверта – это состояние души, внешний антураж – деньги, социальное положение избранника – не имеют большого значения. «С милым и в шалаше рай» – воплощение типичной для интроверта установки. Еще один пример – ответ подружки угольщика богачу, сраженному ее красотой, в стихотворении Роберта Бернса.

 

«Хоть горы золота мне дай

И жемчуга отборного,

Но не уйду я – так и знай!

От угольщика черного.

 

Днем он развозит уголек,

Зато порой ночною

Я заберусь в свой уголок,

Мой угольщик со мною.

 

У нас любовь – любви цена,

А дом наш – мир просторный,

И платит верностью сполна

Мне угольщик мой черный».

 

Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту. Экстраверт направлен на окружающий его мир. Для него характерны отзывчивость и готовность воспринимать внешние события, желание влиять и оказываться под влиянием событий, потребность в контакте с внешним миром. Большая компания – его стихия, он вступает в спор, желает обратить на себя внимание. Экстраверт воспринимает ценности общества, хочет утвердиться в нем, сделать карьеру. Он чуток к мнению общества и друзей. Самоанализ для него - это средство достижения своих целей в работе, в общении.

Экстравертному типу присуща неполноценность чувства, поскольку в экстравертной установке чувство ориентировано на внешние общепринятые нормы. Для экстраверта невозможен мезальянс. К. Юнг описывает случай, когда человек с ярко выраженной экстравертной установкой, испытывая любовь к далеко небезупречной в глазах общества женщине и собираясь на ней жениться, заболевает нервной судорогой глотки, принуждающей его ограничиваться двумя чашками молока в день, прием которых требует трех часов. Таким образом, создается реальное препятствие, мешающее посещать ему свою невесту и возвращающее его в рамки общепринятых действий.

Еще один пример, Маша Троекурова при первой встрече с Дубровским «не обратила никакого внимания на молодого француза, …учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиной». Потому она и не заметила впечатления, произведенного ею на Дубровского. Заметила и полюбила она его только тогда, когда он совершил поступок, естественный для дворянина. Однако она не приняла предложенной свободы и любви после венчания с князем Верейским.

Строя параллели между типами культур и типами людей, К. Юнг заметил, что в восточных культурах доминирует интровертная установка, а в западных – экстравертная. Таким образом, специфичность восточного и западного мировосприятия может быть объяснена преобладанием интровертной и экстравертной установок, соответственно.Действительно, западная культура экстравертна, т.е. направлена на внешние предметы. Так, западная наука исследует природу с целью выявления законов природы. Она представлена в западном сознании такими дисциплинами как физика, химия, математика и т.п.

В интровертной восточной традиции делается акцент на изучении психики, внутренних жизненных систем человека. Разрабатывается йога как система управления внутренней энергией, жизненными системами. Так, буддхи – йога учит достижению полной зависимости от Всевышнего, т.е. от Кришны, которое позволяет человеку легко контролировать свои чувства. Сат–чакра–йога учит, как поднять жизненную силу к точке между бровей, мысленному созерцанию шести чакр – мест на теле, через которые происходит обмен энергии человека с энергией космоса.

Соответственно, если для Запада знание – это, прежде всего, знания о внешним мире: научные, об искусстве, то западный педагог дает знания, наполняет слушателей ими, «навязывает» их. Отсюда большие аудитории студентов, стандартные программы.

Для Востока знание – это, прежде всего, знание себя. Поэтому восточный педагог – гуру в индо-буддистской культуре – пробуждает знания, давая ответы на созревшие в сознании ученика вопросы и побуждая к новым вопросам. Такое личностно-ориентированное знание можно давать очень маленькой аудитории слушателей. Стандарты здесь невозможны.

Механизм экстраверсии иллюстрирует западная медицина, для которой больной – объект исследования, а потом объект лечения средствами извне: таблетками, операцией и т.д. Традиционная восточная медицина учит: чтобы вылечиться, нужно научиться управлять своими жизненными системами, уметь перераспределять жизненную энергию в организме, делая защитный щит для больного органа. Вылечи себя сам – совет традиционной восточной медицины.

Экстравертная установка Запада ярко проявляется в системе ценностей, регулирующих образ жизни. Так, западноевропейская культура делает героями, образцами для подражания людей, которые служат обществу, науке, искусству, отдают себя всецело педагогической работе. С другой стороны, героями становятся и те, кто утвердил себя в обществе, добился успеха, сделал карьеру, заработал состояние и неважно какой ценой.

Восток, в свою очередь, европейскую экстравертность пренебрежительно называет существованием в самсаре, в потоке жизни от желания к его осуществлению и тотчас появлению нового и стремлению опять добиваться желаемого. Индо-буддистская культура, веря в самоосвобождение человека от гнета желаний, полагает, что каждый сам определяет пути своего совершенствования. В такой культуре вызывают восхищение люди, достигшие высокой степени освобождения от оков жизни, достигшие совершенства в медитации, йоге, в умении раствориться в бессодержательном созерцании, слиться с Единым подобно кукле, сделанной из соли, и для того, чтобы понять, что есть океан, бросившейся в него и растворившейся в нем.

Христианская молитва – обращение к Господу с просьбой простить и даровать себе и близким и счастье, и здоровье, и многое другое. Аналогом молитвы в религиях Индии является мантра. В Индии на протяжении тысячелетий люди повторяют имена Господа в виде мантр. На санскрите «ман» означает «ум», а «тра» – «освобождение». Таким образом, мантра – это комбинация трансцендентальных, «внереальных» звуков, освобождающих наш ум от тревог, волнений, печали, радости. В кришнаизме главной мантрой считаются шестнадцать слов – Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе /Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которые надо произносить четко, вслушиваясь и не глотая слоги. Имя Кришна означает,всепривлекающий"» Имя Рама –«всерадующий», Харе есть обращение к энергии преданного служения Господу.

Таким образом, К. Юнг также противопоставляет Запад Восток, концептуально доказывая, что западные и восточные культуры исключают друг друга.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Охарактеризуйте известные точки зрения на соотношение восточных и западных культур.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие специфику восточных и западных культур.

3. Каковы основные ментальные ценности, характеризующие восточные культуры?

4. Каковы основные ментальные ценности, характеризующие западные культуры?

5. Как проявляется единство человека и природы в восточных культурах: в японской культуре, в китайской культуре?

6. В чем специфика конфуцианства? Почему китайскую культуру называет и конфуцианской?

7. Охарактеризуйте даосизм и покажите его влияние на развитие японской и китайской культур.

8. Каковы основные ценности буддизма и как они воплотились в ряде восточных культур?

9. Назовите выдающихся деятелей японской культуры

10. Назовите выдающихся деятелей китайской культуры

11. Какие существуют концептуальные объяснения специфики Востока и Запада?

12. Чем определяется специфика восточных и западных культур по мнению К. Юнга.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная литература

1. Культурология: энциклопедия: в 2 т. Т.1 гл. ред. С.Я. Левит.- М.:РОССПЭН, 2007.-1391 с.

2. Культурология: энциклопедия: в 2 т. Т.2 гл. ред. С.Я. Левит.- М.:РОССПЭН, 2007.-1183 с.

  1. Еникеева Д.М. Культурология: справочник.-Р.-на-Д., Феникс, 2008.-285 с.
  2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры М.: Высшее образование, 2005.-940 с.
  3. Элиаде М. История веры и религиозных идей от Гаутамы Будды до триумфа христианства М.:Академический проект, 2008.-679 с.
  4. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству Р.-на-Д.: Феникс, 2008.-507 с.

 

Дополнительнапя литература

 

1. Бабочки полет: Японские трехстишия. – М.: ООО Издательский дом «Летопись–М», 1997. – 357 с.

2. Бенедикт, Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США / Р. Бенедикт // Антология исследований культуры. – СПб.: Университетская книга, 1997. – С. 271–284.

3. Бродель, Ф. Время мира / Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1992. – 679 с.

4. Бродель, Ф. Игры обмена / Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1988. – 632 с.

5. Бродель, Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель. – М.: Прогресс, 1986. – 622 с.

6. Васильев, Л.С. Цивилизации Востока / Л.С. Васильев // Цивилизации. – Вып. 3. – М., 1995.

7. Гуревич, П.С. Культурология: Хрестоматия / П.С. Гуревич. – М., 2000. – 672 с.

8. Завадская, Е.В. Культура Востока в современном западном мире / Е.В. Завадская. – М.: Наука, 1977. – 168 с.

9. Завадская, Е.В. Эстетические проблемы живописи старого Китая / Е.В. Завадская. – М.: Искусство, 1975. – 439 с.

10. Кавабата, Я. Избранные произведения / Я. Кавабата. – М.: панорама, 1993. – 448 с.

11. Каган, М.С. Проблема «Запад – Восток» в культурологии / М.С. Каган, Е.Г. Хилтухина. – М.: Наука, 1994. – 160 с.

12. Капля росы: Японские пятистишия. – М.: ООО Издательский дом «Летопись–М», 1999. – 396 с.

13. Кочетков В.В., Цюн В. Самоидентификация Китая:цивилизационно-культурный и исторический аспекты//Вестник МГУ.-сер. 18.-2007.-№.2.-С. 27-44.

14. Мараини, Ф. Япония: образы и традиция / Ф. Мараини. – М.: Планета, 1980. – 200 с.

15. Митицуна-но хаха Дневник эфемерной жизни / Митицуна-но хаха. – СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. – 352 с.

16. Монте, П. Египет Рамсесов. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов / П. Монте. – М.: Наука, 1989. – 376 с.

17. Судзуки, Д.Т. Дзэн и японская культура / Д.Т. Судзуки. – СПб.: Наука, 2003. – 522 с.

18. Тысяча журавлей: Антология японской классической литературы VIII – XIX вв. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 992 с.

19. Франкфорт, Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт [и др.]. – М.: Наука, 1984. – 236 с.

20. Чжуан-Цзы // Древнекитайская философия.-М.: Мысль, 1972. – Т. 1. – С.248–294

21. Щуцкий, Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен» / Ю.К. Щуцкий. – СПб.: Алетейя, 1992. – 474 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...