2. ‚недрение (применение) системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациЯх
2. ‚недрение (применение) системы (целевой модели) наставничества в образовательных организациЯх 2. 1. Ћсновные этапы внедрениЯ (применениЯ) и реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательной организации ‚недрение (применение) и реализацию системы наставничества условно можно разделить на три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный. Џодготовительный этап подразумевает обеспечение нормативного правового оформлениЯ внедрениЯ системы (целевой модели) наставничества, организационно-методическое и информационно-методическое обеспечение процесса реализации системы (целевой модели) наставничества. Љрайне важно информирование педагогического коллектива о подготовке Ћсновной этап внедрениЯ (применениЯ) системы наставничества включает определение пар наставник/наставлЯемый, организацию непосредственного взаимодействиЯ наставника и наставлЯемого в рамках реализации персонализированной программы наставничества через различные формы и виды наставничества (в том числе дистанционные), взаимное обогащение профессиональным опытом и наращивание компетенций с привлечением
‡аключительный этап направлен на мониторинг результатов внедрениЯ (применениЯ) системы (целевой модели) наставничества, рефлексию (саморефлексию), поощрение наставников и наставлЯемых, которые добились существенных профессиональных успехов, диссеминацию лучшего опыта, планирование при необходимости следующих этапов развитиЯ системы наставничества с учетом имеющегосЯ опыта и новых задач, запросов Њониторинг внедрениЯ (применениЯ) понимаетсЯ как система сбора, обработки, хранениЯ и использованиЯ информации о результатах внедрениЯ системы (целевой модели) наставничестваи/или отдельных ее элементов. Ћсновные направлениЯ данного мониторинга заключаютсЯ в оценке качества процесса реализации персонализированных программ наставничества, в оценке личностно-профессиональных изменений наставника и наставлЯемого (мотивационно-личностные характеристики, наращивание компетенций, профессиональный рост, социальнаЯ активность, динамика образовательных результатов обучающихсЯ). Њониторинг личностных и профессиональных характеристик участников системы наставничества проводитсЯ на всех этапах внедрениЯ (применениЯ) системы (целевой модели) наставничества. Њониторинг профессиональных
2. 2. Џодбор и формирование пар Знаставник Р наставлЯемыйИ
Ќаставник и наставлЯемый Р основные субъекты наставнической деЯтельности в образовательной организации. ‡апрос на наставничество может исходить как от самого наставлЯемого, так и от административных работников
2. 2. 1. Љто может быть наставником? Ќаставников выбирают из числа: ‒ опытных педагогов, имеющих устойчивые профессиональные достижениЯ и успехи (победитель различных профессиональных конкурсов, автор учебных пособий и материалов, ведущий вебинаров и семинаров, руководитель педагогического сообщества, в том числе в дистанционном режиме), а также педагогов, стабильно показывающих высокое качество образованиЯ обучающихсЯ по своему предмету вне зависимости от контингента детей; ‒ педагогов и иных специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы, склонных к активной общественной работе, заинтересованных в успехе и повышении престижа образовательной организации, участников педагогических сообществ, в том числе на дистанционной основе; ‒ педагогов-профессионалов, пользующихсЯ безусловным авторитетом среди педагогов, обладающих лидерскими качествами, организационными ‒ методически ориентированных педагогов или методистов, обладающих аналитическими навыками, способных провести диагностические и мониторинговые процедуры, готовых транслировать собственный профессиональный опыт, создавать рефлексивную среду длЯ освоениЯ коллегами педагогических технологий и методик, которыми владеют сами; ‒ педагогов, готовых к самосовершенствованию, инновационному профессиональному развитию в плане приобретениЯ новых компетенций и опыта, социально мобильных, способных к самообучению и дальнейшей успешной самореализации, но при этом заинтересованных в успехах наставлЯемого коллеги Ќередки случаи, особенно в образовательных организациЯх с низкими образовательными результатами и находЯщимисЯ в неблагоприЯтных социокультурных условиЯх, во многих сельских и удаленных школах, когда педагоги, удовлетворЯющие данным профессиональным характеристикам, отсутствуют или их недостаточно. ‚ этом случае наставником может стать педагог из другой образовательной организации, работающий в другом муниципальном образовании или регионе на основе сетевого взаимодействиЯ. Џоиск и подбор такого наставника может осуществлЯтьсЯ на дистанционной основе.
2. 2. 2. ’ребованиЯ к компетенциЯм наставника Љомпетенции наставника ЯвлЯютсЯ отражением тех функций и обЯзанностей, которые на него возлагаютсЯ на добровольной основе, с его письменного согласиЯ ¾ знать и уметь применЯть в работе нормативную правовую базу (федеральную, региональную) в сфере образованиЯ, наставнической деЯтельности; ¾ уметь Звводить в должностьИ (знакомить с основными обЯзанностЯми, требованиЯми, предъЯвлЯемыми к учителю-предметнику (учителю начальных классов), с правилами внутреннего трудового распорЯдка, охраны труда и техники безопасности); знакомить молодого (начинающего) педагога со школой, ¾ разрабатывать совместно с наставлЯемым педагогом персонализированные программы наставничества с учетом уровнЯ его научной, психолого-педагогической, методической компетентности, уровнЯ мотивации; ¾ изучать деловые и нравственные качества молодого педагога, его отношение к проведению занЯтий, к педагогическому коллективу, обучающимсЯ ¾ консультировать по поводу самостоЯтельного проведениЯ молодым или менее опытным педагогом учебных занЯтий и внеклассных мероприЯтий; ¾ оказывать молодому (начинающему) педагогу индивидуальную помощь в овладении практическими приемами и способами качественного проведениЯ занЯтий, выЯвлЯть и совместно устранЯть допущенные ошибки;
¾ личным примером развивать положительные качества наставлЯемого, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора; ¾ участвовать в обсуждении вопросов, свЯзанных с педагогической ¾ периодически сообщать куратору или руководителю методического объединениЯ о процессе адаптации молодого (начинающего) педагога, результативности его профессиональной деЯтельности; ¾ подводить итоги профессиональной адаптации молодого (начинающего) педагога с предложениЯми по дальнейшей работе и др. “ наставника, помимо соответствующих обЯзанностей, имеютсЯ ¾ привлекать наставлЯемого к участию в мероприЯтиЯх, свЯзанных ¾ участвовать в обсуждении вопросов, свЯзанных с внедрением (применением) системы (целевой модели) наставничества в образовательной организации, в том числе с деЯтельностью наставлЯемого; ¾ выбирать формы и методы взаимодействиЯ с наставлЯемым ¾ в составе комиссий принимать участие в аттестации наставлЯемого ¾ принимать участие в оценке качества реализованной персонализированной программы наставничества, в оценке соответствиЯ условий ¾ обращатьсЯ к куратору с предложениЯми по внесению изменений ¾ обращатьсЯ к руководителю образовательной организации
2. 2. 3. Љто может быть наставлЯемым? ЌаставлЯемые формируютсЯ из числа: ¾ молодых/начинающих педагогов; ¾ педагогов, приступивших к работе после длительного перерыва; ¾ педагогов, находЯщихсЯ в процессе адаптации на новом месте работы; ¾ педагогов, желающих повысить свой профессиональный уровень
¾ педагогов, желающих овладеть современными IT-программами, цифровыми навыками, ? Љ’-компетенциЯми и т. д.; ¾ педагогов, находЯщихсЯ в состоЯнии профессионального, эмоционального выгораниЯ; ¾ педагогов, испытывающих другие профессиональные затруднениЯ ¾ стажеров/студентов, заключивших договор с обЯзательством последующего принЯтиЯ на работу и/или проходЯщих стажировку/практику в образовательной организации. Џрава наставлЯемого: − пользоватьсЯ имеющейсЯ в образовательной организации нормативной, информационно-аналитической и учебно-методической документацией, материалами и иными ресурсами, обеспечивающими реализацию персонализированной программы наставничества; − в индивидуальном порЯдке обращатьсЯ к наставнику за советом, помощью по вопросам, свЯзанным с наставничеством; запрашивать интересующую информацию; − принимать участие в оценке качества реализованных персонализированных программ наставничества, в оценке соответствиЯ условий их организации требованиЯм и принципам системы (целевой модели) наставничества; − выходить с ходатайством о замене наставника к куратору реализации программ наставничества в образовательной организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|