Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.2. ‚иды наставничества педагогических работников в образовательной организации




3. 2. ‚иды наставничества педагогических работников в образовательной организации

 

‚иртуальное (дистанционное) наставничество Р дистанционнаЯ форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы длЯ дистанционного обучениЯ, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы
и др. Ћбеспечивает постоЯнное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставлЯемым, позволЯет дистанционно сформировать пары Знаставник Р наставлЯемыйИ, привлечь профессионалов
и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным длЯ широкого круга лиц.

Ќаставничествов группе Р форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставлЯемых одновременно (от двух и более человек) или один наставлЯемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками
по различным сферам педагогической деЯтельности.

Љраткосрочное или целеполагающее наставничество Р наставник
и наставлЯемый встречаютсЯ по заранее установленному графику длЯ постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. ЌаставлЯемый должен приложить определенные усилиЯ, чтобы проЯвить себЯ
в период между встречами и достичь поставленных целей.

ђеверсивное наставничество Р профессионал младшего возраста становитсЯ наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий,
а опытный педагог становитсЯ наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

‘итуационное наставничество Р наставник оказывает помощь или консультацию всЯкий раз, когда наставлЯемый нуждаетсЯ в них. Љак правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую длЯ его подопечного.

‘коростное консультационное наставничество Р однократнаЯ встреча наставника (наставников) с наставником более высокого уровнЯ (профессионалом/компетентным лицом) с целью построениЯ взаимоотношений
с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. ’акие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развитиЯ и карьерного роста наставников на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменЯтьсЯ мнениЯми и личным опытом.

’радиционнаЯ форма наставничества (Зодин на одинИ) Р взаимодействие между более опытным наставником и начинающим работником в течение продолжительного времени. Ћбычно проводитсЯ отбор наставника и наставлЯемого по определенным критериЯм: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

 

4. ‡авершение персонализированной программы наставничества педагогических работников. Ћценка результативности и эффективности ее реализации

 

4. 1. “словиЯ завершениЯ персонализированной программы наставничества

‡авершение персонализированной программы наставничества педагогических работников происходит в случае:

¾ завершениЯ плана мероприЯтий и срока действиЯ персонализированной программы наставничества;

¾ по инициативе наставника или наставлЯемого и/или обоюдному решению (по уважительным обстоЯтельствам);

¾ по инициативе куратора (в случае недолжного исполнениЯ персонализированной программы наставничества в силу различных обстоЯтельств со стороны наставника и/или наставлЯемого Р форс-мажора).

Ќаставник и наставлЯемый в силу определенных объективных обстоЯтельств могут быть инициаторами завершениЯ персонализированной программы наставничества, но направлЯют усилиЯ на сохранение доброжелательных отношений. ќти обстоЯтельства выдвигают на первые роли фигуру школьного психолога (на внутреннем контуре) и различные психологические службы на внешнем контуре образовательной организации.

‚месте с тем наставник и наставлЯемые могут обращатьсЯ к куратору
с предложением о смене наставника/наставлЯемых, а также о необходимости продолжениЯ персонализированной программы наставничества, но по иным направлениЯм.

Џо обоюдному согласию наставника и наставлЯемого/наставлЯемых педагогов возможна корректировка персонализированной программы наставничества.

4. 2. Ћценка результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества

 

„лЯ оценки результативности и эффективности реализации персонализированной программы наставничества рекомендуетсЯ использовать частично или полностью модель „ональда Љирпатрика, котораЯ позволЯет комплексно оценить эффекты, которые получает образовательнаЯ организациЯ
от технологий наставничества.

‚ основе этой модели лежит оценка показателей системы наставничества
по четырем характеристикам:

реакциЯ наставлЯемого, или его эмоциональнаЯ удовлетворенность
от пребываниЯ в роли наставлЯемого;

изменениЯ в знаниЯх и их оценки;

изменение поведениЯ и способа действий в проблемных ситуациЯх;

общаЯ оценка результатов длЯ образовательной организации:

1) Ћценка эмоциональной удовлетворенности от обучениЯ в рамках наставничества, или реакциЯ.

‚ роли наставлЯемого педагог проходит обучение, активно взаимодействует с наставником, осваивает новые функции и способы поведениЯ. ‚ свЯзи с этим удовлетворенность педагога, испытывающего потребность в преодолении профессионального затруднениЯ, ЯвлЯетсЯ исходным и важным фактором как длЯ оценки результатов обучениЯ наставлЯемого, так и длЯ оценки деЯтельности наставника.

Ќаиболее распространенным инструментом оценки удовлетворенности ЯвлЯетсЯ анкетирование. Ђнкетирование позволЯет выЯвить основные характеристики процесса и результата наставничества:

− сроки и условиЯ обучениЯ;

− способы организации наставничества, информированность
о содержании работы;

− квалификациЯ наставника, готовность применЯть полученные знаниЯ
на практике и ориентироватьсЯ в предлагаемых условиЯх.

‚ результате оценки реакции наставлЯемого на процесс наставничества образовательнаЯ организациЯ получает ответы на такие важные вопросы, как:

− качество наставничества;

− причины удовлетворенности/неудовлетворенности наставлЯемого участием в персонализированной программе наставничества;

− пути совершенствованиЯ системы (целевой модели) наставничества
и деЯтельности каждого наставника.

2) Ћценка знаний, полученных во времЯ реализации персонализированной программы наставничества.

Ћценка эффективности персонализированной программы наставничества предполагает непосредственную оценку тех знаний и умений, которыми овладел наставлЯемый в результате участиЯ в программе наставничества. Ћптимальный вариант организации получениЯ данной оценки Р тестирование, которое позволЯет выЯвить уровень овладениЯ новыми знаниЯми в начале и в конце реализации персонализированной программы наставничества.

Џроводить оценку полученных знаний целесообразно самому наставнику
и куратору реализации персонализированных программ наставничества, чтобы понимание логики процесса обучениЯ и конечных результатов было объективным
и всесторонним.

3) Ћценка изменениЯ поведениЯ.

–елью данной оценки становитсЯ проверка изменениЯ поведениЯ наставлЯемого после прохождениЯ персонализированной программы наставничества. „лЯ оценки этой характеристики необходимо четкое
и единообразное понимание всеми участниками системы наставничества критериев оценки деЯтельности педагога. Љак правило, эти критерии совпадают с постоЯнными критериЯми оценки деЯтельности педагогов.

‚ыбор конкретного способа оцениваниЯ изменений в поведении зависит
от специальности и специфики выполнЯемых педагогом функций. Њожет быть использовано наблюдение со стороны куратора реализации персонализированных программ наставничества, непосредственного руководителЯ и коллег. „лЯ оценки реального использованиЯ освоенных способов поведениЯ и умений на практике могут применЯтьсЯ анкеты, опросники, непосредственное невключенное наблюдение.

4) Ћценка результатов длЯ образовательной организации.

„аннаЯ оценка ЯвлЯетсЯ наиболее сложной, поскольку предполагает опосредованную оценку результативности организации (рост качества образованиЯ, уменьшение количества обращений родителей по вопросам качества преподаваниЯ
и организации учебного процесса) в результате внедрениЯ (применениЯ) системы (целевой модели) наставничества.

Џроведение такой оценки позволЯет обосновать целесообразность управленческого решениЯ о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества, наглЯдно демонстрирует на всех уровнЯх взаимосвЯзь между затратами на реализацию персонализированных программ наставничества
и результатами образовательной организации.

‚озможность подстраивать модель Љирпатрика под новые условиЯ работы, самостоЯтельно выбирать уровни оценки и простота в применении делают модель удобной длЯ использованиЯ в любых образовательных организациЯх.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...