2.3. Ћсновные подходы к организации взаимодействиЯ ЗнаставникРнаставлЯемыйИ
2. 3. Ћсновные подходы к организации взаимодействиЯ ЗнаставникРнаставлЯемыйИ
‘егоднЯ в образовании актуален как поиск инновационных стратегий наставничества, так и умелое, бережное встраивание в современную жизнь образовательной организации традиционных форм взаимоотношений между наставниками и наставлЯемыми. ? нновационными стратегиЯми реализации наставничества педагогических работников образовательных организаций, повышающими его эффективность, можно назвать: − привлечение молодых педагогов к выполнению роли наставника − реализациЯ индивидуальных траекторий (индивидуализациЯ запросов − использование групповых форм наставничества; − взаимодействие наставников и наставлЯемых в рамках тематических проектов/проектной деЯтельности (целевые интенсивы, онлайн-марафоны − сетевую инициативу (взаимодействие с сетевыми партнерами, другими образовательными организациЯми, педагогическими вузами и организациЯми ‘ЏЋ, –ЌЏЏЊ Џђ и др. ); − виртуальное пространство многоуровневого сетевого наставничества и взаимодействиЯ (формирование электронной базы наставничества, совместные интернет-проекты, консультации, конкурсы и пр. );
− привлечение внешних компетентных наставников и экспертов. ‚ажными условиЯми успешного взаимодействиЯ наставника и наставлЯемого ЯвлЯютсЯ соблюдение принципа добровольности, принЯтие своей роли, наличие объединЯющих факторов: общность профессиональных интересов, взаимнаЯ заинтересованность и симпатиЯ, уважение и доверие, мотивациЯ Ћсновные подходы к организации взаимодействиЯ пары Знаставник Р наставлЯемыйИ фактически сводЯтсЯ к неким правилам-договоренностЯм, которые принимаютсЯ обеими сторонами. Ћни обговариваютсЯ в самом начале реализации наставнической программы. ќти правила можно сформулировать следующим образом: ¾ наставнические отношениЯ формируютсЯ на условиЯх добровольности, взаимного согласиЯ и довериЯ, взаимообогащениЯ и открытого диалога; ¾ формированию наставнических пар/групп предшествует индивидуальнаЯ беседа с наставлЯемым и кандидатом в наставники, учитываютсЯ результаты анкетированиЯ (анкета по изучению уровнЯ удовлетворенности преподавателей профессиональной деЯтельностью); ¾ наставник ЯвлЯетсЯ авторитетным лицом длЯ наставлЯемого, обладает достаточным профессиональным мастерством и компетенциЯми, педагогическим опытом и личностными характеристиками длЯ удовлетворениЯ профессионального запроса наставлЯемого; ¾ наставник помогает наставлЯемому определить векторы профессионального и личностного развитиЯ и роста, нарисовать образ желаемого будущего в профессии длЯ наставлЯемого; ¾ наставник ориентируетсЯ на достижение наставлЯемым поставленной конкретной цели (профессионального запроса), но также по обоюдному согласию ориентируетсЯ на долгосрочную перспективу взаимодействиЯ; ¾ наставник предлагает свою помощь в достижении целей, указывает
¾ наставник не навЯзывает наставлЯемому собственное мнение и позицию, стимулирует развитие у наставлЯемого инициативы и социальной, профессиональной активности; ¾ наставник стараетсЯ оказывать личностную и психологическую поддержку, мотивирует наставлЯемого на достижение успеха; ¾ наставник соблюдает этические принципы взаимодействиЯ и общениЯ, обоюдные договоренности и конфиденциальность (не разглашает информацию, которую передает ему наставлЯемый), не выходит за допустимые рамки субординации; ¾ наставник и наставлЯемый стремЯтсЯ использовать современные формы и технологии наставничества (в том числе дистанционные), совершенствуют свои компетенции в области информационно-коммуникативных технологий. 3. ”ормы и виды наставничества педагогических работников в образовательных организациЯх общего, среднего профессионального, дополнительного образованиЯ
3. 1. ”ормы наставничества педагогических работников ”орма наставничества Р способ реализации наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находЯтсЯ в заданной ролевой ситуации, определЯемой программой наставничества, основной деЯтельностью и позицией участников. ‚ образовательных организациЯх общего, среднего профессионального, дополнительного образованиЯ в отношении педагогических работников могут быть реализованы различные формы наставничества: Зпедагог Р педагогИ, Зруководитель образовательной организации Р педагогИ, Зработодатель Р студент педагогического вуза/колледжаИ Зпедагог вуза/колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ, Зсоциальный партнер Р педагогический работник образовательных организаций ‘ЏЋ и дополнительного образованиЯ (далее Р „Ћ). 3. 1. 1. ”орма наставничества ЗпедагогРпедагогИ ”орма наставничества Зпедагог Р педагогИ применЯетсЯ во всех образовательных организациЯх общего образованиЯ, ‘ЏЋ и „Ћ. ‚ рамках этой формы одной из основных задач наставничества ЯвлЯетсЯ успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровнЯ, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.
‚ такой форме наставничества, как Зпедагог Р педагогИ, возможны следующие модели взаимодействиЯ. 1. ‚заимодействие Зопытный педагог Р молодой специалистИ, которое ЯвлЯетсЯ классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) длЯ приобретениЯ молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных ‚ случае успеха молодой педагог закреплЯетсЯ не только в профессии, но и в данной образовательной организации, спустЯ триРпЯть лет проходит аттестацию и стремитсЯ к дальнейшему профессиональному росту. 2. ‚заимодействие Злидер педагогического сообщества Р педагог, испытывающий профессиональные затруднениЯ в сфере коммуникацииИ. ‡десь
3. ‚заимодействие Зпедагог-новатор Р консервативный педагогИ, при котором педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениЯм, помогает опытному педагогу овладеть современными цифровыми технологиЯми. ѓлавный метод общениЯ между наставником и наставлЯемым Р выведение консервативного педагога на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта, который в значительной мере сформировалсЯ в условиЯх субъект-объектной педагогики. ‚ противном случае возникнет психологический барьер к человеку и к требованию или риск ухода опытного педагога из сферы образованиЯ. ‚ случае успешного наставничества возможно вхождение опытного педагога в коллектив в новом качестве квалифицированного специалиста-эксперта инновационных процессов в школе, преодоление собственного профессионального выгораниЯ, переход на новую длЯ него позицию наставника или даже наставника наставников на региональном уровне (во внешнем контуре). 4. ‚заимодействие Зопытный предметник Р неопытный предметникИ, которое ЯвлЯетсЯ наименее конфликтным и противоречивым. ‚ рамках этого взаимодействиЯ опытный педагог оказывает методическую поддержку
Ћсобую роль в форме наставничества ЗпедагогРпедагогИ в перспективе будут играть педагоги, имеющие квалификационную категорию Зпедагог-наставникИ, Зпедагог-методистИ[12]. Ћдно из необходимых условий присвоениЯ педагогу квалификационной категории Зпедагог-наставникИ - многолетнее продуктивное участие в реализации персонализированных программ наставничества.
3. 1. 2. ”орма наставничества Зруководитель образовательной организации Р педагогИ ”орма наставничества Зруководитель образовательной организации Р педагогИ применима во всех образовательных организациЯх общего образованиЯ, ‘ЏЋ и „Ћ. ђуководитель образовательной организации как представитель работодателЯ[13] осуществлЯет общее руководство и координацию внедрениЯ (применениЯ) системы (целевой модели) наставничества (при участии совета наставников и куратора реализации программ наставничества), другие необходимые действиЯ и функции по построению, внедрению и эффективному функционированию системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациЯх. ‚ отдельных случаЯх руководитель образовательной организации может стать наставником педагогов, особенно в качестве успешного предметника. ‚ этом случае реализуетсЯ форма наставничества Зпедагог Р педагогИ. ‡адачи реализации формы наставничества Зруководитель образовательной организации Р педагогИ: ¾ создание условий длЯ профессионального становлениЯ молодых/начинающих педагогов, возможности самостоЯтельно, качественно и ответственно выполнЯть возложенные функциональные обЯзанности в соответствии с занимаемой должностью; ¾ адаптациЯ молодых/начинающих педагогов к условиЯм осуществлениЯ профессиональной деЯтельности, их закрепление ¾ формирование сплоченного, творческого, эффективного коллектива за счет включениЯ в адаптационный процесс опытных педагогических работников; ¾ снижение показателЯ текучести кадров, использование превентивных мер по предотвращению профессионального выгораниЯ педагогических работников старших возрастов, развитие форм ¾ повышение престижа и укрепление позитивного имиджа школы ¾ восполнение предметных, психолого-педагогических, методологических дефицитов педагогов внутри данной образовательной организации, а также путем использованиЯ внешних контуров.
3. 1. 3. ”орма наставничества Зработодатель Р студент педагогического вуза/колледжаИ (обучающиесЯ в образовательных организациЯх высшего и среднего профессионального образованиЯ, реализующих образовательные программы по направлению подготовки ЗЋбразование и педагогические наукиИ) „аннаЯ форма наставничества в наибольшей степени применима длЯ общеобразовательных организаций, отчасти Р длЯ образовательных организаций систем ‘ЏЋ и „Ћ. ‚ форме наставничества Зработодатель Р студент педагогического вуза/колледжаИ речь идет о будущем педагоге, а в данный момент Р студенте педагогического вуза или организации ‘ЏЋ, который проходит педагогическую практику в образовательной организации[14] или трудоустроилсЯ в ней. Ќередки случаи, когда на практику приходит студент Р выпускник данной организации с намерением вернутьсЯ в нее уже в качестве дипломированного педагога. ‚ данной ситуации у работодателЯ[15] поЯвлЯетсЯ возможность осуществлениЯ наставничества − ‘тудент параллельно с теоретической частью преподаваниЯ предмета − ‘тудент участвует в подготовке и проведении различных мероприЯтий внеурочной и воспитательной деЯтельности под руководством опытного педагога-предметника, классного руководителЯ, знакомитсЯ с содержанием, методикой − ‘тудент осваивает практическую часть предметов общепедагогического цикла (общаЯ и возрастнаЯ педагогика, психологиЯ, методика преподаваниЯ предметов и т. д. ) в форме проектов, исследований, написаниЯ курсовых − Ќаставник создает условиЯ длЯ ознакомлениЯ студента с цифровой образовательной средой; представлЯет возможность (при наличии) применить свой педагогический потенциал при поддержке наставника в ЗЉванториумеИ, З’очке ростаИ и ЗIT-кубеИ, в других инновационных образовательных пространствах. ’акой подход позволит студенту на практике ознакомитьсЯ с основными тенденциЯми развитиЯ российского образованиЯ, направлениЯми работы школы, организаций ‘ЏЋ и „Ћ, вступаЯ в тесные контакты с работодателем в целом,
3. 1. 4. ”орма наставничества Зпедагог вуза/колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ ”орма наставничества Зпедагог вуза/ колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ пока относительно редко применЯетсЯ в наставнической деЯтельности. ЂдаптациЯ молодого педагога к профессиональной деЯтельности, сопровождение в профессиональном становлении и помощь в подготовке к прохождению аттестационных процедур ложатсЯ на плечи работодателЯ Р образовательной организации. ’акаЯ форма наставничества, как Зпедагог вуза/ колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ, призвана повысить ответственность колледжей и вузов за качество подготовки молодых специалистов длЯ работы в системе образованиЯ. ‚месте с тем форма наставничества Зпедагог вуза/колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ имеет хорошие перспективы не только длЯ утверждениЯ в профессии и в данной образовательной организации бывшего студента, но также длЯ пролонгированного наблюдениЯ за молодым специалистом со стороны его преподавателей и методистов вуза/колледжа с целью совершенствованиЯ базовой подготовки молодых специалистов. „аннаЯ форма наставничества осуществлЯетсЯ в тесном контакте ‘ одной стороны, такаЯ форма наставничества дает возможность вчерашнему студенту чувствовать доброжелательную поддержку своих педагогов из вуза/колледжа, которые разделЯют с ним ответственность за профессиональные компетенции, сформированные за годы базового профессионального обучениЯ. ‘ другой стороны, она позволЯет работодателю на доверительной основе, Џедагоги вуза/ колледжа, наблюдаЯ за выпускником в течение первого года его работы, могут скорректировать свою методику и технологии обучениЯ студентов ’аким образом, форма наставничества Зпедагог вуза/ колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ позволит сделать процесс становлениЯ молодого профессионала непрерывным и более плавным, менее болезненным длЯ него самого и работодателЯ. „лЯ реализации данной формы наставничества в образовательной организации необходимо разработать пакет документов между образовательной организацией
3. 1. 5. ”орма наставничества Зсоциальный партнер Р педагог образовательной организацииИ ќта форма наставничества в наибольшей степени применима в системе ‘ЏЋ и „Ћ, хотЯ ее потенциал будет также востребован и в общеобразовательной организации. ’ак, например, длЯ педагогов образовательных организаций ‘ЏЋ (преподающих как общеобразовательные предметы, так и специальные предметы) ¾ профессорско-преподавательский состав вузов Р длЯ преподавателей общеобразовательных предметов, длЯ педагогов „Ћ, ведущих кружки робототехники, IT-кубы, кванториумы и т. д., длЯ педагогов-психологов, педагогов-логопедов, педагогов-дефектологов, реализующих программы обучениЯ длЯ детей с Ћ‚‡; ¾ специалисты и инженерно-технические работники учреждений, предприЯтий, организаций, в которых студенты проходЯт производственную практику Р длЯ старших мастеров, мастеров производственного обучениЯ, руководителей производственной практики студентов; ¾ специалисты структурных подразделений управлений силовых ведомств (Њинистерства обороны, Њинистерства по чрезвычайным ситуациЯм, Њинистерства внутренних дел и т. д. Р длЯ преподавателей Рорганизаторов безопасности жизнедеЯтельности); ¾ тренерский состав детско-юношеских и взрослых спортивных обществ Р длЯ руководителей физического воспитаниЯ; ¾ специалисты органов социальной защиты населениЯ, органов опеки Р длЯ социальных педагогов, педагогов-организаторов, воспитателей; ¾ члены общественных организаций (волонтерских, ђ„?, молодежного объединениЯ ЗћнармиЯИ, некоммерческой организации З‘оюз ЗЊолодые профессионалыИ, котораЯ представлЯет ђоссию в международной организации WorldSkillsInternational (WSI) и др. ) Р длЯ педагогов-организаторов). „лЯ педагогов образовательных организаций „Ћ в качестве социальных партнеров и потенциальных наставников могут выступать: ¾ деЯтели искусств академических, народных и прочих театров, консерваторий, филармоний, творческих союзов, творческих коллективов, иных учреждений культуры (домов культуры и творчества) и т. д. Р длЯ хормейстеров, балетмейстеров, режиссеров народного театра, художников-оформителей, концертмейстеров, руководителей оркестров (духовых, народных инструментов), руководителей фольклорных коллективов, режиссеров театрализованных массовых представлений, акций, фестивалей, мастеров декоративно-прикладного творчества, распорЯдителей танцевальных программ и т. д. ); ¾ сотрудники музеев, библиотек, центров военно-патриотического воспитаниЯ, члены общественных организаций (волонтерских, ђ„?, молодежное объединение ЗћнармиЯИ Р длЯ методистов, педагогов-библиотекарей, руководителей детских общественных объединений, старших вожатых, педагогов-организаторов); ¾ тренерский состав ведущих спортивных клубов Р длЯ инструкторов по физической культуре, тренеров-преподавателей, руководителей кружков и секций спортивной направленности; ¾ специалисты кванториумов, IT-кубов, кружков робототехники, образовательных центров длЯ одаренных детей, малых академий наук Р длЯ методистов, педагогов дополнительного образованиЯ Р руководителей кружков, секций, туристических станций и т. д.; ¾ специалисты психолого-педагогических и медико-социальных центров Р длЯ педагогов дополнительного образованиЯ, работающих с детьми с ограниченными возможностЯми здоровьЯ (далее Р Ћ‚‡). ? нтересный аспект работы педагогических работников образовательных организаций с социальными партнерами Р подготовка школьников к всероссийским и международным олимпиадам, котораЯ осуществлЯетсЯ в тесном взаимодействии
3. 1. 6. ђезультаты применениЯ разнообразных форм наставничества ђеализациЯ любых форм наставничества педагогов или будущих педагогов (студентов педагогических вузов и колледжей) Р Зпедагог Р педагогИ, Зруководитель образовательной организации Р педагогИ, Зработодатель Р студентИ, Зпедагог вуза/колледжа)И и др. Р способна привести к следующим результатам (эффектам): ¾ повышение уровнЯ включенности молодыхи начинающих педагогов в педагогическую деЯтельность и социально-культурную жизнь образовательной организации; ¾ укрепление уверенности в собственных силах и развитие личностного и педагогического потенциала работников всех категорий; ¾ улучшение психологического климата в образовательной организации; ¾ повышение уровнЯ удовлетворенности собственной работой ¾ рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу ¾ качественный рост успеваемости и улучшение поведениЯ ¾ сокращение числа конфликтных ситуаций с педагогическим ¾ повышение научно-методической и социальной активности педагогических работников (написание статей, проведение исследований и т. д., широкое участие учителей в проектной и исследовательской деЯтельности, в конкурсах профессионального мастерства); ¾ упрочение свЯзей педагогических и прочих вузов/колледжей ¾ рост числа педагогов, сумевших преодолеть профессиональное выгорание, устранивших профессиональные и личностные затруднениЯ,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|