Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. –ель и задачи системы наставничества. ”ормы наставничества




2. 1. –ель системы наставничества педагогических работников в образовательной организации Р реализациЯ комплекса мер по созданию эффективной среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих специалистов в педагогической профессии.

2. 2. ‡адачи системы наставничества педагогических работников:

- содействовать созданию в образовательной организации психологически комфортной образовательной среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального, творческого потенциала педагогов путем проектированиЯ их индивидуальной профессиональной траектории;

- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развитиЯ и методической поддержки педагогических работников образовательной организации, региональных систем научно-методического сопровождениЯ педагогических работников и управленческих кадров;

- содействовать участию в стратегических партнерских отношениЯх, развитию горизонтальных свЯзей в сфере наставничества на школьном и внешкольном уровнЯх;

- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов
в условиЯх цифровой образовательной среды, востребованности использованиЯ современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем внедрениЯ разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых
и дистанционных форм наставничества;

- содействовать увеличению числа закрепившихсЯ в профессии педагогических кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;

- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога,
в отношении которого осуществлЯетсЯ наставничество, к условиЯм осуществлениЯ педагогической деЯтельности конкретной образовательной организации, ознакомление с традициЯми и укладом школьной жизни, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении должностных обЯзанностей;

- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков педагога, в отношении которого осуществлЯетсЯ наставничество;

- ускорЯть процесс профессионального становлениЯ и развитиЯ педагога,
в отношении которых осуществлЯетсЯ наставничество, развитие их способности самостоЯтельно, качественно и ответственно выполнЯть возложенные функциональные обЯзанности в соответствии с замещаемой должностью;

- содействовать в выработке навыков профессионального поведениЯ педагогов, в отношении которых осуществлЯетсЯ наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам, а также требованиЯм, установленным законодательством;

- знакомить педагогов, в отношении которых осуществлЯетсЯ наставничество, с эффективными формами и методами индивидуальной работы и работы
в коллективе, направленными на развитие их способности самостоЯтельно
и качественно выполнЯть возложенные на них должностные обЯзанности, повышать свой профессиональный уровень.

 

2. 3. ‚ образовательной организации применЯютсЯ разнообразные формы наставничества (Зпедагог Р педагогИ, Зруководитель образовательной организации Р педагогИ, Зработодатель Р студентИ, Зпедагог вуза/колледжа Р молодой педагог образовательной организацииИ и другие) по отношению к наставнику или группе наставлЯемых. Џрименение форм наставничества выбираетсЯ в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихсЯ профессиональных затруднений, запроса наставлЯемого и имеющихсЯ кадровых ресурсов. ”ормы наставничества используютсЯ как в одном виде, так и в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.

‚иртуальное (дистанционное) наставничество Р дистанционнаЯ форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы длЯ дистанционного обучениЯ, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы
и др. Ћбеспечивает постоЯнное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставлЯемым, позволЯет дистанционно сформировать пары Знаставник Р наставлЯемыйИ, привлечь профессионалов
и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным длЯ широкого круга лиц.

Ќаставничествов группе Р форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставлЯемых одновременно (от двух и более человек).

Љраткосрочное или целеполагающее наставничество Р наставник
и наставлЯемый встречаютсЯ по заранее установленному графику длЯ постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. ЌаставлЯемый должен приложить определенные усилиЯ, чтобы проЯвить себЯ
в период между встречами и достичь поставленных целей.

ђеверсивное наставничество Р профессионал младшего возраста становитсЯ наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий,
а опытный педагог становитсЯ наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

‘итуационное наставничество Р наставник оказывает помощь или консультацию всЯкий раз, когда наставлЯемый нуждаетсЯ в них. Љак правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую длЯ его подопечного.

‘коростное наставничество Р однократнаЯ встреча наставлЯемого (наставлЯемых) с наставником более высокого уровнЯ (профессионалом/компетентным лицом) с целью построениЯ взаимоотношений
с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. ’акие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развитиЯ и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменЯтьсЯ мнениЯми и личным опытом, а также наладить отношениЯ Знаставник Р наставлЯемыйИ (Зравный Р равномуИ).

’радиционнаЯ форма наставничества (Зодин-на-одинИ) Р взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Ћбычно проводитсЯ отбор наставника и наставлЯемого по определенным критериЯм: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

”орма наставничества Зучитель Р учительИ Р способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействиЯ наставнической пары Зучитель-профессионал Р учитель, вовлеченный в различные формы поддержки
и сопровождениЯИ.

”орма наставничества Зруководитель образовательной организации Р учительИ способ реализации целевой модели наставничества через организацию взаимодействиЯ наставнической пары Зруководитель образовательной организации Р учительИ, нацеленную на совершенствование образовательного процесса
и достижение желаемых результатов руководителем образовательной организации посредством созданиЯ необходимых организационно-педагогических, кадровых, методических, психолого-педагогических условий и ресурсов.

3. ЋрганизациЯ системы наставничества

3. 1. Ќаставничество организуетсЯ на основании приказа руководителЯ образовательной организации ЗЋб утверждении положениЯ о системе наставничества педагогических работников в образовательной организацииИ.

3. 2. Џедагогический работник назначаетсЯ наставником с его письменного согласиЯ приказом руководителЯ образовательной организации.

3. 3. ђуководитель образовательной организации:

- осуществлЯет общее руководство и координацию внедрениЯ (применениЯ) системы (целевой модели) наставничества педагогических работников
в образовательной организации;

- издает локальные акты образовательной организации о внедрении (применении) системы (целевой модели) наставничества и организации наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует отбору наставников и наставлЯемых, а также утверждает их;

- утверждает „орожную карту (план мероприЯтий) по реализации ЏоложениЯ о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации[17];

- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласиЯ их участников на возложение на них дополнительных обЯзанностей, свЯзанных с наставнической деЯтельностью;

- способствует созданию сетевого взаимодействиЯ в сфере наставничества, осуществлЯет контакты с различными учреждениЯми и организациЯми
по проблемам наставничества (заключение договоров о сотрудничестве,
о социальном партнерстве, проведение координационных совещаний, участие
в конференциЯх, форумах, вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т. п. );

- способствует организации условий длЯ непрерывного повышениЯ профессионального мастерства педагогических работников, аккумулированиЯ
и распространениЯ лучших практик наставничества педагогических работников.

3. 4. Љуратор реализации программ наставничества:

- назначаетсЯ руководителем образовательной организации из числа заместителей руководителЯ;

- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию
о наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в наставническую деЯтельность в качестве наставлЯемых;

- предлагает руководителю образовательной организации длЯ утверждениЯ состава школьного методического объединениЯ наставников длЯ утверждениЯ
(при необходимости его созданиЯ);

- разрабатывает „орожную карту (план мероприЯтий) по реализации ЏоложениЯ о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- совместно с системным администратором ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставлЯемых, в том числе в цифровом формате
с использованием ресурсов? нтернета Р официального сайта образовательной организации/страницы, социальных сетей;

- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ наставничества педагогических работников, осуществлЯет описание наиболее успешного и эффективного опыта совместно со школьным методическим советом наставников и системным администратором;

- осуществлЯет координацию деЯтельности по наставничеству
с ответственными и неформальными представителЯми региональной системы наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;

- организует повышение уровнЯ профессионального мастерства наставников,
в том числе на стажировочных площадках и в базовых школах с привлечением наставников из других образовательных организаций;

- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ наставничества;

- организует совместно с руководителем образовательной организации мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников
в образовательной организации;

- осуществлЯет мониторинг эффективности и результативности реализации системы наставничества в образовательной организации, оценку вовлеченности педагогов в различные формы наставничества и повышениЯ квалификации педагогических работников, формирует итоговый аналитический отчет
о реализациисистемы наставничества, реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ наставничества в формах статистического наблюдениЯ (совместно с системным администратором).

3. 5. Њетодическое объединение наставников/комиссиЯ/совет (при его наличии):

- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов
и информационно-методического сопровождениЯ в сфере наставничества педагогических работников в образовательной организации;

- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориЯх наставлЯемых и их наставниках; помогает подбирать и закреплЯет пары (группы) наставников и наставлЯемых по определенным вопросам (предметное содержание, методика обучениЯ и преподаваниЯ, воспитательнаЯ деЯтельность, организациЯ урочной и внеурочной деЯтельности, психолого-педагогическое сопровождение наставлЯемых и наставников и т. п. );

- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных педагогов
и групп педагогических работников;

- принимает участие в разработке методического сопровождениЯ разнообразных форм наставничества педагогических работников;

- осуществлЯет подготовку участников персонализированных программ наставничества к мероприЯтиЯм: конкурсам профессионального мастерства, форумам, научно-практическим конференциЯм, фестивалЯм и т. д.;

- осуществлЯет организационно-педагогическое, учебно-методическое, обеспечение реализации персонализированных программ наставничества
в образовательной организации;

- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ наставничества педагогических работников;

- ЯвлЯетсЯ открытой площадкой длЯ осуществлениЯ консультационных, согласовательных функций и функций медиации;

- совместно с руководителем образовательной организации, куратором реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и нематериальных стимулов поощрениЯ наставников;

- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества педагогических работников, информационном сопровождении персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной странице сайта) образовательной организации и социальных сетЯх (совместно с куратором и системным администратором).

 

4. Џрава и обЯзанности наставника

4. 1. Џрава наставника:

- привлекать длЯ оказаниЯ помощи наставлЯемому других педагогических работников образовательной организации с их согласиЯ;

- знакомитьсЯ в установленном порЯдке с материалами личного дела наставлЯемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого осуществлЯетсЯ наставничество;

- обращатьсЯ с заЯвлением к куратору и руководителю образовательной организации с просьбой о сложении с него обЯзанностей наставника;

- осуществлЯть мониторинг деЯтельности наставлЯемого в форме личной проверки выполнениЯ заданий.

4. 2. ЋбЯзанности наставника:

- руководствоватьсЯ требованиЯми законодательства ђоссийской ”едерации, региональными и локальными нормативными правовыми актами образовательной организации при осуществлении наставнической деЯтельности;

- находитьсЯ во взаимодействии со всеми структурами образовательной организации, осуществлЯющими работу с наставлЯемым по программе наставничества (предметные кафедры, психологические службы, школа молодого учителЯ, методический (педагогический) совет и пр. );

- осуществлЯть включение молодого/начинающего специалиста
в общественную жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного
и профессионального кругозора, в т. ч. и на личном примере;

- создавать условиЯ длЯ созиданиЯ и научного поиска, творчества
в педагогическом процессе через привлечение к инновационной деЯтельности;

- содействовать укреплению и повышению уровнЯ престижности преподавательской деЯтельности, организуЯ участие в мероприЯтиЯх длЯ молодых/начинающих педагогов различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др. );

- участвовать в обсуждении вопросов, свЯзанных с педагогической деЯтельностью наставлЯемого, вносить предложениЯ о его поощрении или применении мер дисциплинарного воздействиЯ;

- рекомендовать участие наставлЯемого в профессиональных региональных
и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое сопровождение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...