Старовавилонский период
(20—17 вв. до н. э.)
К концу 3 — началу 2 тысячелетия до н. э. в Двуречье произошли значительные изменения в соотношении экономических сил и в политической ситуации. Очень развился и расширился торговый обмен меж-ду Южным и Северным Двуречьем, средиземноморским побережьем, Малой Азией и даже отдаленным Египтом, между областями Двуречья и Иранским нагорьем. В непосредственную близость к плодородным землям Двуречья переместились семитские оседло-кочевые племена скотоводов-амореев. Начиная с 20 в. до н. э. и на протяжении первой половины 2 тысячелетия до н. э. власть в некоторых древних центрах Двуречья захватили амореи: там правили их династии. Тем не менее сильная традиция шумерской культуры Южного Двуречья продолжала жить и претворяться в памятниках, созданных и в первой половине и в течение всего 2 тысячелетия до н. э. В первой половине 2 тысячелетия до н. э. наиболее значительной в Двуречье была так называемая старовавилонская культура. Она оформилась в результате важного политического преобразования. Царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.), также аморей, правивший на среднем течении Евфрата, объединил области Шумера и Аккада в одно государство под гла-венством города Вавилона (в переводе «Ворота бога»). Не только отдельные произведения искусства, но и сам город Вавилон этой эпохи сохранились чрезвычайно плохо, фрагментарно. Ряд круглых скульптур и рельефовобнаружены далеко от Вавилона, например в некоторых городах на Иранском нагорье. Туда их привезли правители племен касситов и эламские цари. Касситы жили в юго-восточном горном районе Иранского нагорья — Эламе, за Тигром. С 1750 г. до н. э., то есть сразу после смерти Хаммурапи, касситы стали активно вторгаться в Вавилонию, на ее плодородные земли. Они образовали свою касситскую династию и правили городом и всей страной по 12 в. до н. э. С начала 12 в. до н. э. походы на Вавилонию осуществляли цари Элама.
Стиль исполнения дошедших до нас произведений старовавилонской поры свидетельствует о жизненности в то время традиций шумеро-аккадского искусства. Рельеф. Диоритовая стела царя Хаммурапи, высотой 2,25 м со сводом законов и рельефом в верхней ее части, является характернейшим памятником эпохи (из Суз, 18 в. до н. э., Париж, Лувр). Первоначально она была установлена в городе Сиппаре, находившемся севернее Вавилона, на той территории между руслами Евфрата и Тигра, где они наиболее сближаются. Из Сиппара стелу увез в Сузы в 12 в. до н. э. один из эламских царей. Рельефная композиция на стеле символична. Это инвеститура — сцена получения царем Хаммурапи знаков власти от бога солнца Шамаша. Сидящий на схематизированы о переданном зиккурате Шамаш протягивает царю кольцеобразно свернутую веревку и жезл, а может быть, меры длины, то есть атрибуты строителя. Божество как бы передает правителю страны, своему главному слуге, полномочия действовать от его, божества, имени и для его прославления. В почтительной, молитвенной позе, подняв перед лицом согнутые в локтях руки, стоит перед троном бога Хаммурапи. Рельеф зримо воплощает идею о надчеловеческом, божественном происхождении верховной власти, как и на стеле Ур-Намму времени III династии Ура. В связи с общегосударственной значимостью стелы с высеченными на ней клинописью законами рельеф, очевидно, был исполнен не рядовым художником. Композиция из двух фигур бога и царя, помещенных друг против друга, отличается уравновешенностью. На неровной, сильно выступающей, почти трехгранной лицевой поверхности камня достичь этого было непросто. Складки одежд и пряди волос персонажей проработаны, прорезаны живописными углублениями, с расчетом на игру света и тени. Лицо царя, худое, с сильно запавшими щеками и выделяющимися высокими скулами, портретно. Последнее обстоятельство особенно ясно подтверждает высокий художественный уровень исполнения памятника. Становится несомненным восприятие нововавилонскими художниками реалистических достижений аккадского искусства.
Скульптура. Пластику старовавилонского периода столь же ярко представляет диоритовая мужская голова от статуи, возможно, царя Хаммурапи (из Суз, 18 в. до н. э., Париж, Лувр). При монументальной компактности общего объема головы все части ее переданы пластически мягко и живописно. Несомненна портретность резких, волевых, даже суровых черт узкого лица с впалыми щеками. В бронзовой фигуре молящегося, посвященной Хаммурапи, а возможно, самого царя Хаммурапи с позолоченными лицом и руками (из Ларсы, 18 в. до н. э., Париж, Лувр), аналогично переданы все формы и силуэт: в меру обобщенно и в то же время с плавными пластичными переходами. Обрамленное бородой лицо также индивидуализирование и пролеплено тонко, так что создается живая игра светотени. Памятники 18 в. до н. э. из города-государства Мари (современный Телль-Харири), на среднем Евфрате, с западной окраины Вавилонии, являются ценнейшим свидетельством о характере, стиле старовавилонского искусства. Главой Мари был правитель Зимрилим. Археологическими раскопками открыты руины дворца Зимрилима, который представлял собой обширный архитектурный ансамбль. Строили этот дворец из сырцового кирпича на протяжении второй половины 3 тысячелетия до н. э. Дворец был возведен возле зиккурата конца 3 тысячелетия до н. э. и древних городских храмов Мари. В комплекс помещений дворца входили два небольших храма, один из которых был посвящен богине Иштар. План дворца традиционен для архитектуры Двуречья. Поксл царя, комнаты для знатных посетителей, помещения, в которых работали писцы и где хранился хозяйственный архив клинописных документов, были размещены вокруг больших и малых дворов, парадных, замощенных и более скромных по оформлению. Солнечный свет проникал в помещения через двери, выходящие в эти открытые дворы, и сквозь отверстия — отдушины под потолком.
Входы во дворец фланкировали башнеобразные, крепостного облика выступы. Этот прием восходит к архитектуре шумерийцев конца 4 тысячелетия до н. э. В целом дворцовое сооружение было грандиозным и монументальным. Однако славе дворца Зимрилима, еще во времена, когда жизнь в нем кипела, способствовали также его настенные росписи. Они украшали парадную часть дворца и личные апартаменты Зимрилима. На нижних цокольных частях стен были нанесены декоративные орнаментальные полосы. Кроме того, две крупные сюжетные композиции удалось частично восстановить из мелких кусков штукатурки с росписью, осыпавшихся при разрушении и пожаре дворца после его захвата царем Хаммурапи. На одной из них три не полностью сохранившиеся фигуры из жертвоприношения приношения. Это, очевидно, часть ритуальной процессии, которую возглавляет жрец и некто огромного роста — царь или бог (Париж, Лувр). В центральной части второй композиции (Париж, Лувр), окруженная рамкой, изображена сцена инвеституры, в которой знаки власти от бога принимает царь Зимрилим. Немного ниже — богини источают из священных сосудов свежую воду. По сторонам же этих двух главных сцен, справа и слева от них, фигуры быков и фантастических животных — грифонов, которые олицетворяют представления о силах природы. Так же симметрично, по одной с каждой стороны от первых двух, самых важных по смыслу изображений помещены две крупные фигуры молящихся богинь. Кроме того, рядом с богинями возвышаются четыре стройных дерева. Два из них — финиковые пальмы, на каждой из которых находятся по два человека, срезающие плоды. Композиция в целом строго организована, очень ясно передан ее основной смысл: мысль об обеспечении плодородия, продолжении жизни. Первая из восстановленных композиций построена построчно. В ней размером выделена фигура главного персонажа. Во второй росписи, при такой же смысловой разномасштабности фигур, все ее элементы скомпонованы симметрично. Обе системы построения были выработаны в искусстве Двуречья еще в течение 4 тысячелетия до н. э. Все изображения прорисованы четкими, свободно нанесенными коричнево-красными контурами. Внутри эти силуэты расцвечены плоскостно минеральными красками: сгармонированы между собой части красно-коричневого, желтого, синего, зеленого, черного и белого цветов.
Некоторые фрагменты росписи из хуже сохранившихся ее частей фигуры воина, рыбака с уловом, козы, припавшей на одну ногу,—содержат голубоватые и зеленоватые оттенки. По сравнению с близкими по времени древнеегипетскими росписями эпохи Среднего царства, включающими в цветовую «ткань» тон фона, зачастую опускающими контур фигур, росписи из Мари выполнены в иной манере. Вышеназванные фрагменты (не говоря уже о лучше сохранившихся композициях) представляют собой полихромно расцвеченные, с тонко обозначенными деталями, но очень плоскостно и четко «рисованные» изображения. Круглая скульптура разного времени также была открыта во дворце Зимрилима. Есть среди находок произведения приблизительно середины и второй половины 3 тысячелетия до н. э., близкие по стилю к пластике Южного Двуречья раннединастического периода. Типична базальтовая полутораметровая статуя правителя — патэси Мари по имени Иштуп-Илум (Халеб, музей). Фронтальна постановка этой фигуры, статичны, скованны поза в целом и движение молитвенно сомкнутых у груди рук. Орнаментально переданы пряди и завитки волос, усов и бороды, бахрома одежды. Однако эти стилистические особенности сочетаются, как во многих раннединастических статуях, с другими, не менее характерными чертами. В спокойном лице с плотно сжатыми тонкими губами и двумя резкими складками у носа, несомненно, воспроизведены признаки конкретного облика не очень молодого, угрюмого, но крепкого человека. О его физической силе говорят могучие напряженные мускулы на обнаженном правом плече. Такое, несколько преувеличенное, символическое воплощение физического здоровья «высокого» персонажа связывает статую Иштуп-Илума с пластикой второй половины 3 тысячелетия до н. э., времени Гудеа. В статуях этого правителя также была особо подчеркнута мускулатура открытых рук. Высокими художественными качествами отличается и алебастровая статуя богини Иштар (18 в. до н. э., Халеб, музей) из ее храма во дворце Зимрилима. Будучи немногим более одного метра в высоту, она очень монументальна. Это качество сообщает статуе спокойная фронтальная постановка, а также очень небольшая расчлененность общего цилиндрического объема фигуры и каждой части ее, выделенной лишь крупной массой. Платье богини мягко ниспадает до земли тяжелым колоколом. Опоясывающие одеяние легкие складки оживляют эту колоннообразную форму. Слегка выступают из-под приподнятого спереди края юбки пальцы и ступни богини. Верхняя часть скульптуры -торс и голова в сферической шапке — тиаре, которая увенчана двумя массивными большими рогами, плавно загнутыми надо лбом,— завершает это изваяние подобно капители. Богиня представлена красивой женщиной с широким лицом, дышащим внутренней силой. Голова и торс выполнены в полном соответствии с объемной и плавной лепкой нижней половины статуи. Двумя перекрученными косами лежат на ее покатых плечах крупные пряди волос. Массивны округлые серьги и шесть рядов круглых бусин ожерелья. Спокойно и прямо взирает Иштар своими сейчас зияющими темными глазницами, а некогда инкрустированными черным и белым камнями очами на подходящих к ней. Она поддерживает у талии двумя руками массивный кувшин. Это — богиня, в чьей власти истоки жизни. Чистую ключевую воду — «воду жизни» как бы несет она людям в этом сосуде. Из просверленного насквозь через статую отверстия, из горла кувшина, когда-то в ответ на моления выливалась, конечно, с помощью жрецов, струя воды.
Город-государство Мари в течение почти четырех десятилетий был союзником Вавилона. Но в конце этого срока существование его было пресечено захватническим походом царя Хаммурапи. Воины Хаммурапи, осадив и взяв город и дворец, разграбили все и разрушили.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|