Искусство ассирии (13—7 вв. До н, Э. )
В течение 4 и 3 тысячелетий до н. э. будущая Ассирия, ставшая одним из ведущих государств Передней Азии в первой четверти 1 тысячелетия до н. э., находилась под сильным влиянием шумерийской культуры. В одном из святилищ этого времени, храме богини плодородия Инанны Иштар, в древнейшей столице Ассирии городе Ашшуре были найдены скульптуры, идентичные по стилю исполнения шумерийским. В 15 в. до н. э. область будущего ассирийского государства находилась в политической зависимости от государства Митанни. Ассирийское же государство с царем во главе его, сильным войском и многочисленными чиновниками оформилось в 14 в. до н. э, в северо-восточной части долины Тигра. В начале 1 тысячелетия до н. э, Ассирия превратилась в сильнейшее рабовладельческое государство с развитой торговлей, в военную державу, подчинившую себе к 7 в. до н. э. силой оружия почти всю Переднюю Азию и даже временно Египет. Централизация власти в руках ассирийских царей способствовала тому, что искусству предъявляли совершенно определенные требования прославлять деяния победоносных царей и военную мощь государства. В связи с этим в отличие от искусства Египта и искусства Двуречья ранних периодов искусство ассирийского государства имело более определенно выраженное светское назначение, было, в первую очередь, искусством придворным, хотя многие сюжеты, темы, изображения по-прежнему неизменно связаны с религией. Мощь Ассирии, основанная на кровавом подавлении и эксплуатации многих народов, была лишь относительной. Сразу после смерти царя Ашшурбанапала, в 626 г. до н. э., на Ассирию надвинулась с Иранского нагорья армия государства Мидия, которую поддержал вступивший с ней в союз восставший Вавилон. (Во главе Вавилона встал ассирийский военачальник Набопаласар.) В 614 г. до н. э. этими военными силами был взят город Ашшур, а в 612 г. до н. э. под их ударами пала столица Ассирии Ниневия. В 605 г. до н. э. последние ассирийские отряды были разбиты вавилонскими войсками на Северном Евфрате, при Каркемише. * Архитектура была в Ассирии, как и повсюду на Древнем Востоке, ведущим видом искусства. В стране возводили грандиозные храмы, великолепные дворцы, мощные крепости.
Города в Ассирии в связи с ее специфической торгово-военной историей возникали и развивались на торговых магистралях, но в естественно защищенных пунктах, по высоким речным берегам. Крупнейшие из них, в которых были открыты наиболее значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства: Ашшур — древнейший город Ассирии, Кар-Тукульти-Нннурта (13 в. до н. э.), Дур-Шаррукен (вторая половина 8 в. до я. э.) и столицы государства — Кальху (Калах, современный Нимруд) в 9 в. до н. э. и в 8—7 вв. до н. э. Ниневия (современный Куюнджик). Многие из них были четко спланированы (Кар-Тукульти-Нинурта, Ниневия, Дур-Шаррукен). Ассирийские города 13—7 вв. до н. э. имели крепостной облик: были защищены от нападений врагов мощными стенами с выступающими наружу башнями-контрфорсами и рвами. В ряде черт архитектуры и некоторых строительных приемах Ассирии чувствуются следы хурритского и хеттско-мало-азийского влияния. Это массивные квадратные оборонительные башни по сторонам ворот в городских стенах, во дворцах и храмах, а также система кладки самих стен из сырцового кирпича (высотой до 15—18 м и толщиной около 6 м) с зубцами по краю из обожженного кирпича, на фундаменте из каменных глыб. Храмы, которые имели центральное помещение, были возведены на искусственных платформах, в чем ясно видно продолжение не угасшей шумерской традиции. Часть же храмов строили по хетто-хуррит-скому типу: они имели портик на фасаде и помещения, сгруппированные анфиладой. (Такими же двумя разными приемами планировали и дворцы.) При храмах, посвященных семи главным богам (как и в Шумере), возводили зиккураты, обычно в семь ярусов, которые были ярко окрашены в разные цвета. Иногда зиккураты бывали сдвоенными, например при храме, посвященном двум богам Алу и Ададу в городе Ашшуре. Как и в Шумере, зиккурат в Ассирии — это архитектурный образ, зрительно воплощающий представления о богах, обитающих на горных вершинах, находящихся в небесной вышине над всем обыденным.
Наиболее хорошо сохранившиеся и поддающиеся реконструкции памятники, архитектуры Ассирии — храмы, крепости и дворцы — относится ко времени правления царей Тукульти-Нинурты I (13 в. до н. э.), Ашшурнасирапала II (883— 859 гг. до н. э.), Саргона II (722—705 гг. до н. э.) и Ашшуроанапала (668—626 гг. до н. э.). Открытые раскопками, дошедшие до наших дней в развалинах дворцы Ассирии в первую очередь благодаря частично сохранившемуся на них богатому архитектурно-скульптурному убранству и росписям, дают яркое представление об уровне развития и стилистических особенностях архитектуры и изобразительного искусства. Типичнейшим примером ассирийской дворцовой архитектуры является дворец конца 8 в. до н. э. царя Саргона II (Шар-рукена), его резиденция в городе Дар-Шаррукене (современный Хорсабад). Дворец, как и весь этот город (площадью в 18 га), был построен по четкому плану за пять лет, между 712 и 705 гг. до н. э. Дворец выстроен на краю города, на искусственной террасе, в четырнадцать метров высотой, из кирпича-сырца, облицованного каменными глыбами. Часть дворца, асимметрично размещенного в городской цитадели, выступала за городскую оборонительную стену и также была защищена крепостными башнями, стоявшими на равных расстояниях друг от друга. В комплекс дворца, общая площадь которого была десять гектаров, входило около двухсот помещений — парадных, приемных, служебных, жилых, хозяйственных, распределенных по шумерской традиции вокруг открытых дворов. Помещения были узкими, длинными и высокими. Имелись в нем также три храма с одним зиккуратом из семи уступов. В качестве несущих опор (балочных перекрытий из кедра) служили деревянные колонны с каменными базами. Входы перекрывали арки, а внизу, по сторонам проходов, были помещены по две монументальные (высотой 4,20 м и 5,50 м) скульптурные фигуры «шеду» (как их называют ассирийские тексты) — изображения богов — охранителей дворца в виде львов и быков с человеческими головами и крыльями (Париж, Лувр). Исполнены они в технике высокого рельефа, переходящего на передних частях фигур в круглую скульптуру. Построение и форма этих изваяний подчинены форме блока камня и системе кладки стены (на их спинах лежали блоки следующего ряда кладки входных арок).
В 9 и первой половине 8 в. до н. э. таких быков (например, из дворца Ашшур- онасирапала II, Лондон, Британский музей) и львов изображали пятиногими (чтобы и сбоку и в фас были видны четыре ноги). Этот прием — выразительное, точно отработанное средство передачи образа могучего фантастического существа, которое и грозно шагает вперед и несдвигаемо стоит на месте. Входящий во дворец, а потом проходящий под аркой видел «стража» ворот сначала в покое, а затем в движении, но в обоих случаях с четырьмя конечностями. В кладку стен дворца Саргона II, например в храмах и в оформлении входов, были введены полосы изразцов — глазурованных кирпичей с яркими многоцветными символическими изображениями розеток и «деревьев жизни». В нижней части стен парадных покоев помещались длинные полосы рельефных фризов. Дворец царя Ашшурбанапала, относящийся к последнему периоду расцвета ассирийского искусства во второй половине 7 в. до н. э., идентичен по принципам планировки и декоративного оформления. В развалинах этого дворца в городе Ниневии (современный Куюнджик) открыты, кроме разнообразных произведений изобразительного искусства, многочисленные глиняные таблички с клинообразными текстами, составлявшие знаменитую в древности библиотеку царя Ашшурбанапала и давшие возможность познакомиться с высоким уровнем ассирийской культуры.
Рельефы. Компоновка ассирийской скульптуры была подчинена архитектонике зданий, как и во всех культурах хетто-хурритского круга., Для понимания и оценки изобразительного творчества Ассирии чрезвычайную ценность представляют настенные рельефы 13 в. до н. э. времени Ту культи-Нину рты I, первой половины 9 в. до н. э.— из»дворца Ашшурнаси-рапала II в Кальху, из дворца Саргона II в Дур-Шаррукене, последней четверти 8 в. до н. э., и из помещений дворца Ашшурбанапала, 7 в. до н. э. Дворцовые рельефы высечены на алебастровых плитах, так называемых ортостатах, которыми облицовывали понизу основную кладку стен из кирпича-сырца. При этом создавали многометровые, связанные между собой по смыслу и по сюжетам композиции — своеобразные панно на камне. В сценах культовых (например, предстояние у «древа жизни» из дворца Ашшурнасирапала II в Кальху, Париж, Лувр), военных и охот прославляли царственных владельцев каждого из дворцов, могучих владык Ассирии. Общая изобразительная система рельефов уже вполне установилась ко времени Ашшурнасирапала II, к первой половине 9 в. до н. э. Сложился нерелигиозный канон прекрасного, физически необычайно мощного человека, воина-победителя. Фигуры и, главное, лица всех людей, в том числе и царей, для воплощения этого образа идеализировали и типизировали: создавали тип ассирийца с правильными чертами, с густыми вьющимися волосами и бородой, нарочито отказываясь от портретности. Таково, например, рельефное изображение Ашшурнасирапала II, сидящего с чашей в руке (из его дворца в Кальху, Лондон, Британский музей). Общей плоскостно-декоративной трактовке изображений был подчинен и условный разворот фигур, также канонизированный к 9 в. до н. э.: голову, нижнюю часть корпуса и ноги передавали в профиль, глаз — в фас, ближнее к переднему плану плечо — в профиль, дальнее — в фас (в том числе и на рельефах бронзовой обивки ворот царя 4Салманасара III в Балавате, 859—827 гг. до н. э., Лондон, Британский музей). Гармонично включены в орнаментальный ритм рельефов, в их плоскость полосы клинообразных надписей — рассказы о победах, славословие царям. Таковы динамично построенные композиции осад крепостей, преследования врагов или диких животных, например, из дворца Ашшуршасирапала II (Лондон, Британский музей). При тонкой моделировке объемов фигур и орнаментальной прочерченности многих деталей в них единый главный прием передачи: подчинение всех рельефных изображений плоскости стены, эффекту верхнебокового освещения, в связи с основным назначением рельефов служить иллюстративным рассказом, в зримых образах подтверждающим, закрепляющим повествование царских анналов, высеченных на тех же плитах.
Еще более подчеркивала большие плоскости, объемы и орнаментально переданные детали рельефов раскраска (почти нигде не сохранившаяся) черным, красным, синим, зеленым и желтым по белому фону. Черно-коричневые контуры оттеняли силуэты всех фигур людей, животных и прочих изображений. Ритмически-гармонично размещенные голубые и синие лошади, красные одежды всадников, черные волосы и бороды, красно-коричневые «пятна» лиц и обнаженных частей тел — рук, плеч, ног, красно-синие участки одежд и растений, бахромы и орнаментов тканей, ювелирных украшений, возможно, с позолотой — вот характерные сочетания в декоративной раскраске ассирийских рельефов. Стиль ассирийских рельефов несколько изменялся от века к веку. Различные стадии этого развития и разнообразнейшие решения можно проследить по рельефам разного времени из дворцов царей Ашшурнасирапала II в Кальху, Саргона II в Дур-Шаррукене, Синаххериба и Ашшурбанапала — в Ниневии. Кроме того, в пределах одного комплекса исполнение не везде одинаково по мастерству: одни композиции выполнены первоклассными художниками-творцами, другие — ремесленниками-исполнителями. Типичнейшими примерами рельефов высокого образного и художественного уровня из дворца Ашшурбанапала являются ортостаты со сценами охоты на львов в царском зверинце в композиции так называемой «Большой львиной охоты» (Лондон, Британский музей). Очень мягко, пластично проработаны тела прыгающих, пораженных стрелами и убитых зверей, в частности широко известных раненых льва и львицы. Эти фигуры полны напряженного драматического содержания. Особенно выразительна смертельно раненная львица, пытающаяся приподняться. В рельефах того же времени (Ашшурбанапала), но передающих дворцовые шествия и культовые сцены, в связи с их официальной значимостью, господствует торжественная замедленность, статичность движений и поз. Росписи Ассирии совершенно аналогичны по сюжетам и декоративной системе исполнения принципам расцвечивания рельефов. Таковы, например, росписи из некоторых помещений дворца Саргона II, изображающие процессии, в которых царь представлен шествующим в сопровождении приближенных и воинов. Таковы же лучше сохранившиеся и этим особо ценные полосы росписей из дворца ассирийского наместника Шамшиилу в провинциальном ассирийском городе Телль-Борсип-пе (Телль-Ахмар) в Северном Двуречье. Последние, однако, несколько неоднородны стилистически, так как были выполнены в разное время, от второй половины 9 в. до середины 7 в. до н. э. Нанесены они по тонкой белой известковой обмазке, наложенной на сырцовую стену, по слою глины, смешанной с рубленой соломой. Сюжеты — дворцовые шествия с участием царедворцев (Халеб, музей), ассирийские воины, побеждающие врагов, кони, колесницы. Местами можно проследить последовательные стадии работы художников. Сначала черной краской* наносили контуры изображений, а затем уже другие краски: красно-коричневую, ультрамариново-синию, черную и белую, розовую и голубую. Стиль росписей плоскостный, декоративный, основан на локальных цветовых сочетаниях. Круглая скульптура. В ассирийской пластике преобладает рельеф. Однако в Ассирии создавали и изолированно стоящие, трехмерные» то есть круглые скульптуры. Исполняли такие произведения на основе тех же стилистических закономерностей, что и рельефы. Характерно четко подчеркнутое образное начало — главное в пластической трактовке и конструкции скульптур — их торжественно-величавое «стояние» или «сидение» на троне и, таким образом, подчинение и круглой пластики ясно выраженной архитектонике интерьеров зданий. Обобщены, монументализированы их основные объемы, оттененные небольшим количеством орнаментально-декоративно прорезанных деталей. Это бахрома одежд, орнамент, браслеты, серьги, наконец, напряженные мускулы на могучих руках и ногах всех персонажей. Таковы каменные статуи царей Ашшурнасирапала II (Лондон, Британский музей) и Салманасара III (Стамбул, Археологический музей), статуэтка царя Ашшурнасирапала II из янтаря, первоначально с инкрустацией золотом и полудрагоценными камнями (Стамбул, Археологический музей). Две первые скульптуры изображают царей в виде верховных жрецов. Они были установлены в храме, в культовых нишах и являлись объектом поклонения наряду со статуями богов. Композиция их строго фронтальна, образы идеализированы: прославляется величие и огромная физическая сила царей. Отточенность профессиональных средств ассирийской пластики и росписей была основана на творческом восприятии отобранных практикой традиций шумеро-хетто-митаннийского искусства; строгой регламентации — канонизации наиболее действенных приемов. Кроме того, очевидно художники, руководившие оформлением ассирийских дворцов, были очень одаренными творцами. Владея к тому же названными выверенными средствами, они могли бесконечно варьировать композиции, включающие даже элементы официальных моделей, образцов, которые имелись в придворных мастерских. Особое совершенство, концентрация творчески переработанных традиций в искусстве Ассирии могут быть объяснены и притоком в царские мастерские лучших художников со всех концов подчиненной этому государству Передней Азии. В рамках придворного парадного, искусства, в границах официальных канонов художники Ассирии применяли разнообразные пластические ритмы для передачи торжественного, величавого покоя, в разной мере динамичных движений и ситуаций, но всегда создавали композиции, подчиненные строго последовательно декоративный нормам и действенной, отвечающей официальному заданию изобразительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|