Нововавилонское искусство
(7 – 6 вв. до н. э.) С конца 2 тысячелетия до н. э., после падения касситской династии, Вавилония находилась в состоянии полной экономической и политической беспомощности, слабости. Ее земли захватывали, тесня друг друга в военных столкновениях, ассирийцы, эламитяне и кочевые сирийские племена. Чрезвычайно слабые правители страны были не в силах осуществлять централизованное руководство государством. Жизнь в городах пытались регулировать представители торгово-ремесленных слоев населения. Однако истинная власть сосредоточилась в руках жречества. Царям оставалась лишь ничтожная подчиненная жрецам роль. Новое кратковременное возвышение Вавилона началось с конца 7 в. до н. э., когда (в 626 году до н. э.) верховную власть в Вавилове захватил военачальник Набопаласар. Ему удалось не только разгромить сильно ослабевшее к тому времени ассирийское государство, опустошить и разрушить многие его города, в том числе Ниневию (после ее захвата в 612 г. до н. э.), но и включить в состав Вавилонии бывшие владения Ассирии, а также большую часть Двуречья, Элама, всю Сирию, Финикию и Палестину. Царствование Набопаласара, таким образом, было годами непрекращающихся захватнических войн. Его сын, царь Навуходоносор II (605—562 гг. до н. э.) продолжал завоевательную политику отца. Кроме того, он начал осуществлять грандиозное храмовое, оборонительное и ирригационное строительство в разных пунктах государства, в первую очередь, в городе Вавилоне, который вновь, после длительного перерыва, превратился в крупнейший торговый, культурный и религиозный центр страны. Развитие всей культуры времени Нового Вавилона происходило под сильным воздействием культуры разгромленной им Ассирии. Как в ассирийском, так и в нововавилонском искусстве и архитектуре продолжали жить композиционные, стилистические достижения предшествующих этапов развития искусства Двуречья.
Архитектура была главным видом нововавилонского искусства. Ярким свидетельством этого является город Вавилон, превращенный за десятилетия его последнего расцвета в целостный по планировке и стилю архитектурный ансамбль. Наши сведения о Вавилоне основаны на археологических раскопках, свидетельствах клинописи, например путеводителях по городу для паломников, а также трудах греческих и римских ученых. Наиболее ценны описания Вавилона, сделанные греческим историком Геродотом, который в середине 5 в. до н. э. сам побывал в этом знаменитом древнем городе. Расположенный на обоих берегах Евфрата, Вавилон имел в плане вид вытянутого прямоугольника и был разделен рекой на две части. Более древние районы, так называемый Старый город, находились на восточном берегу. Обороне Вавилона служили четыре комплекса зубчатых стен с башнями — контрфорсами из сырцового и обожженного кирпича с добавлением каменной кладки, а также глубокий ров. Длина внутренней стены была свыше 3 км, а внешних— 18 км. Попасть в город можно было через восемь ворот-бастионов, посвященных разным богам. От каждых ворот начинались прямые широкие улицы, так называемые прецессионные дороги, которые четко делили город на большие участки. Внутри этих кварталов проходили улицы, в отличие от шумерийских довольно регулярно спланированные, но не широкие: расстояние между глухими стенами жилых домов по их сторонам было не свыше 4 м. Типичная планировка возведенных из сырцового кирпича жилищ, усадеб Вавилона — группировка помещений вокруг центрального двора. Святилище бога Мардука-Эсагилв. В городе, который был средоточием религиозной жизни державы, существовало 53 значительных, крупных храма и несколько сотен небольших святилищ и алтарей. Главнейшим из них было святилище верховного бога Мардука-Эсагила, представлявшее собой священный участок площадью в 16 гектаров. Его обширная территория была выделена среди жилых кварталов города тем, что ее окружала двойная стена, массивностью своей создававшая впечатление крепостной твердыни: в стене имелось 12 входов-ворот. Главные — «священные» ворота вводили на территорию (участок) святилища Мардука-Эсагилы с самой важной прецессионной дороги проложенной от ворот Ившар. Напротив этих ворот на другой стороне священного участка, находился грмадный массив прославленного в веках зиккурата, так называемой Вавилонской башни.
Зиккурат Этененанки — «Дом основания небес и земли», построенный архитектором Арадаххешу, имел квадратное основание 91,5x91,5 м и возвышался на 90 м. Основная его масса была возведена из сырцового кирпича. Поверхность же вся была облицована обожженным кирпичом, который скреплял битум. Стены семи ступеней Этеменанки вздымались вертикально, а не наклонно, как в более ранних зиккуратах. Каждую из стен всех террас, как и в архитектуре Шумера, членили широкие лопатки. Благодаря этому приему (как и ранее) подчеркивалась устремленность сооружения ввысь. Завершал зиккурат храмик, стены которого были, вероятно, облицованы голубым глазурованным кирпичом. Увенчивали храмик, считавшийся жилищем Мардука, мощные позолоченные рога быка — символ плодородия, символ этого бога. На первую террасу зиккурата можно было подняться по трем лестницам, две из них шли вдоль, а третья — перпендикулярно ее южной стороне. На вторую террасу всходили по двум лестницам западной и двум — вдоль восточной стены. На следующие ярусы до самого вела, очевидно, лестница, которая обвивала их, как спираль. Величественный зиккурат Вавилона был разрушен в конце 6 в. до н. э., при захвате города персидским царем Ксерксом. В 4 в. до н. э. когда Вавилония была включена в эллинистическое государство Александра Македонского, сделали попытку восстановить зиккурат. Сильно обветшавшую «башню» разобрали, рассчитывая отстроить ее заново — на новом месте. Однако в связи со смертью Александра строительные работы так и не были осуществлены.
Храм бога Мардука был построен стенами священного участка, отведенного по сути дела только для подножия «дома бога» — зиккурата. Храм находился немного южнее и представлял собой относительно небольшое прямоугольное здание площадью 7,7x8,6 м. Дополнительное величие храму, как и зиккурату, придавала окружавшая его стена крепостного облика - с бастионами. Как, вероятно, и зиккурат, храм Мардука мог иметь, многоцветную символическую окраску: черный цоколь, белые стены, голубые или синие зубды по их верхнему краю. В храме хранилась величайшая святыня Вавилона — золотая статуя Мардука. Она была установлена в святилище, в глубине здания. Однако сквозь несколько дверных проемов, расположенных по одной оси, ее хорошо мовли увидеть люди, которые находились в храмовом дворе. Снеся зиккурат Вавилона, царь персов Ксеркс увез в Иран и эту статую, долго служившую символом непререкаемого могущества города и всего нововавилонского государства. Ворота богини Иштар-Аибуршабу состояли четырех башен, очень массивных, квадратных в плане (рис. 8). Миновав арочный проход между двумя первыми башнями, меньшего размера, и аркой же перекрытый проход меж двух более высоких башен, люди выходили на Дорогу процессий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|