Главная | Обратная связь
МегаЛекции

НОВОВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО





(7 – 6 вв. до н. э.)

С конца 2 тысячелетия до н. э., после падения касситской династии, Вавилония находилась в состоянии полной экономи­ческой и политической беспомощности, слабости. Ее земли захватывали, тесня друг друга в военных столкновениях, ас­сирийцы, эламитяне и кочевые сирийские племена. Чрезвычайно слабые правители страны были не в силах осуществлять централизованное руководство государст­вом. Жизнь в городах пытались регулиро­вать представители торгово-ремесленных слоев населения. Однако истинная власть сосредоточилась в руках жречества. Ца­рям оставалась лишь ничтожная подчи­ненная жрецам роль.

Новое кратковременное возвышение Ва­вилона началось с конца 7 в. до н. э., ког­да (в 626 году до н. э.) верховную власть в Вавилове захватил военачальник Набопаласар. Ему удалось не только разгромить сильно ослабевшее к тому времени асси­рийское государство, опустошить и разру­шить многие его города, в том числе Ни­невию (после ее захвата в 612 г. до н. э.), но и включить в состав Вавилонии быв­шие владения Ассирии, а также большую часть Двуречья, Элама, всю Сирию, Фи­никию и Палестину.

Царствование Набопаласара, таким об­разом, было годами непрекращающихся захватнических войн. Его сын, царь Наву­ходоносор II (605—562 гг. до н. э.) про­должал завоевательную политику отца. Кроме того, он начал осуществлять гран­диозное храмовое, оборонительное и ирри­гационное строительство в разных пунк­тах государства, в первую очередь, в городе Вавилоне, который вновь, после длительного перерыва, превратился в крупнейший торговый, культурный и ре­лигиозный центр страны.

Развитие всей культуры времени Ново­го Вавилона происходило под сильным воздействием культуры разгромленной им Ассирии. Как в ассирийском, так и в но­вовавилонском искусстве и архитектуре продолжали жить композиционные, сти­листические достижения предшествую­щих этапов развития искусства Двуречья.

Архитектура была главным видом ново­вавилонского искусства. Ярким свидетель­ством этого является город Вавилон, пре­вращенный за десятилетия его последнего расцвета в целостный по планировке и стилю архитектурный ансамбль. Наши сведения о Вавилоне основаны на архео­логических раскопках, свидетельствах клинописи, например путеводителях по городу для паломников, а также трудах греческих и римских ученых. Наиболее ценны описания Вавилона, сделанные греческим историком Геродотом, который в середине 5 в. до н. э. сам побывал в этом знаменитом древнем городе.



Расположенный на обоих берегах Ев­фрата, Вавилон имел в плане вид вытяну­того прямоугольника и был разделен ре­кой на две части. Более древние районы, так называемый Старый город, находи­лись на восточном берегу. Обороне Вави­лона служили четыре комплекса зубча­тых стен с башнями — контрфорсами из сырцового и обожженного кирпича с до­бавлением каменной кладки, а также глу­бокий ров. Длина внутренней стены была свыше 3 км, а внешних— 18 км. Попасть в город можно было через восемь ворот-бастионов, посвященных разным богам. От каждых ворот начинались прямые широ­кие улицы, так называемые прецессион­ные дороги, которые четко делили город на большие участки. Внутри этих кварталов проходили улицы, в отличие от шумерийских довольно регулярно спланирован­ные, но не широкие: расстояние между глухими стенами жилых домов по их сто­ронам было не свыше 4 м. Типичная пла­нировка возведенных из сырцового кир­пича жилищ, усадеб Вавилона — груп­пировка помещений вокруг центрального двора.

Святилище бога Мардука-Эсагилв. В го­роде, который был средоточием религиоз­ной жизни державы, существовало 53 зна­чительных, крупных храма и несколько сотен небольших святилищ и алтарей. Главнейшим из них было святилище верховного бога Мардука-Эсагила, представлявшее собой священный участок площадью в 16 гектаров. Его обширная территория была выделена среди жилых кварталов города тем, что ее окружала двойная стена, массивностью своей созда­вавшая впечатление крепостной твердыни: в стене имелось 12 входов-ворот. Глав­ные — «священные» ворота вводили на территорию (участок) святилища Марду­ка-Эсагилы с самой важной прецессион­ной дороги проложенной от ворот Ившар. Напротив этих ворот на другой стороне священного участка, находился грмадный массив прославленного в веках зиккурата, так называемой Вавилонской башни.

Зиккурат Этененанки — «Дом основания небес и земли», построенный архитектором Арадаххешу, имел квадратное основание 91,5x91,5 м и возвышался на 90 м. Основная его масса была возведена из сырцового кирпича. Поверхность же вся была облицована обожженным кирпичом, который скреплял битум. Стены семи сту­пеней Этеменанки вздымались вертикаль­но, а не наклонно, как в более ранних зиккуратах. Каждую из стен всех террас, как и в архитектуре Шумера, членили ши­рокие лопатки. Благодаря этому приему (как и ранее) подчеркивалась устремлен­ность сооружения ввысь. Завершал зикку­рат храмик, стены которого были, вероятно, облицованы голубым глазурованным кирпичом. Увенчивали храмик, считав­шийся жилищем Мардука, мощные позо­лоченные рога быка — символ плодородия, символ этого бога.

На первую террасу зиккурата можно было подняться по трем лестницам, две из них шли вдоль, а третья — перпендику­лярно ее южной стороне. На вторую тер­расу всходили по двум лестницам западной и двум — вдоль восточной стены. На следующие ярусы до самого вела, очевидно, лестница, которая обвива­ла их, как спираль.

Величественный зиккурат Вавилона был разрушен в конце 6 в. до н. э., при за­хвате города персидским царем Ксерксом. В 4 в. до н. э. когда Вавилония была включена в эллинистическое государство Александра Македонского, сделали попытку восстановить зиккурат. Сильно обвет­шавшую «башню» разобрали, рассчитывая отстроить ее заново — на новом месте. Однако в связи со смертью Александра строительные работы так и не были осуществлены.

Храм бога Мардука был построен стенами священного участка, отведенного

по сути дела только для подножия «дома бога» — зиккурата. Храм находился не­много южнее и представлял собой относи­тельно небольшое прямоугольное здание площадью 7,7x8,6 м. Дополнительное ве­личие храму, как и зиккурату, придавала окружавшая его стена крепостного обли­ка - с бастионами. Как, вероятно, и зиккурат, храм Мардука мог иметь, много­цветную символическую окраску: черный цоколь, белые стены, голубые или синие

зубды по их верхнему краю. В храме хранилась величайшая святыня Вавилона — золотая статуя Мардука. Она была уста­новлена в святилище, в глубине здания. Однако сквозь несколько дверных проемов, расположенных по одной оси, ее хорошо мовли увидеть люди, которые на­ходились в храмовом дворе. Снеся зиккурат Вавилона, царь персов Ксеркс увез в Иран и эту статую, долго служившую символом непререкаемого могущества го­рода и всего нововавилонского государ­ства.

Ворота богини Иштар-Аибуршабу состояли четырех башен, очень массивных, квадратных в плане (рис. 8). Миновав арочный проход между двумя первыми башнями, меньшего размера, и аркой же перекрытый проход меж двух более высоких башен, люди выходили на Дорогу процессий.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.