Греческое искусство 11-8 вв. До Н. Э.
Период греческой истории с 11 до 9 в. до н. э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источником для изучения его служат поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Расшифровка микенских надписей расширила круг представлений не только о древнейшей Греции, но и о гомеровской эпохе. В свете новых данных не вызывает сомнений преемственность гомеровской Греции от агейских раннерабовладельческих обществ (Микены, Тиринф, Пилос), несмотря на глубокие социальные и этнические перемены, вызванные дорийским переселением. В частности, преемственность обнаружена в именах богов (Зевс — громовержец, Посейдон — бог моря, Аполлон — бог солнца и музыки, Афина — совоокая и др.), вошедших в дальнейшем в олимпийский Пантеон. Многие боги-олимпийцы упоминаются в пилосскйх надписях, встречаются в памятниках микенской культуры с характерными для них атрибутами. Афина — сова, Зевс — бык и т. Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества была еще родовая организация, в которой под влиянием развития производительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки Для образования будущего рабовладельческого строя. Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была военная демократия, постепенно перерождающаяся во власть родовой аристократии. «Недоставало еще только одного: учреждения... которое увековечило бы не только начинающееся разделение общества на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.
И такое учреждение появилось. Было изобретено государство» Архитектура. От архитектурных сооружений 9—8 вв. до н. э. на территории Греции сохранились лишь руины, на основании которых можно установить, что строительство в древнейшей Греции развивалось на основе традиций микенской культуры. Планы сооружений 10—8 вв. до н. э. напоминали очертания мегарона микенской эпохи — прямоугольной постройки, вход в которую находился на узкой ее стороне. Фундаменты наиболее ранних греческих сооружений делались из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частично с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддерживались внутри помещения четырьмя деревянными столбами с отверстием между ними — для выхода дыма. Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик имели не только обычные жилые дома, но и храмы, которые рассматривались как жилища божества. Одним из древнейших известных нам храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.). Он имел прямоугольную форму и делился внутри одним рядом деревянных столбов на две параллельные галереи. Этим опорам соответствовали другие столбы, стоявшие рядом с продольными стенами и принимавшие на себя часть нагрузки перекрытия. Членение святилища (целлы) на две галереи, называемые нефами, встречается и в других древних храмах (храм в Дреросе на острове Крит). Сохранившаяся в Аргосе терракотовая модель расширяет наше представление о внешнем облике храмовых сооружений (рис. 9). Это были прямоугольные постройки с двухколонными портиками на главном фасаде; здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Именно эта простейшая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.
Изобразительное искусство. Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах (амфорах, кратерах, кубках), терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль этого периода принято называть геометрическим, потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геометрических элементов: треугольников, зигзагов, кругов. Среди них и свастика — магический знак, символизирующий страны света. Особое место занял узор меандр, прочно державшийся во все времена античного искусства. Узоры, исполненные черно-коричневой краской на светлом оранжевом фоне глины, расписывались на вазах поясами, заполняя всю поверхность сосуда.
Вотивная модель храма Геры в Аргосе. Глина. Высота 0,28 м. Ок. 700 г. до н. а. План сокровищницы Сикиона в Олимпии. Начало б в. до к. э.
Особенного искусства в декорировании сосудов достигли аттические мастера. Их рисунки строги, но отнюдь не сухи; фантазия в комбинациях геометрических элементов неисчислима. Много ваз геометрического стиля найдены в некрополе за городскими стенами Афин, около так называемых Дипидонских (то есть двойных) ворот. Аттические вазы геометрического стиля называют дипилонскими. Трудно сказать, было ли разделение труда между гончарами-формовщиками и мастерами росписи, скорее всего в 10— 9 вв. до н. э. все производилось одними руками. С конца 9 в. до н. э. на вазах, кроме орнаментальных рисунков, изображаются животные: конь, козел, водоплавающие птицы и, наконец, человек. Новые образы не могли быть сразу выражены в реалистической форме. Перед мастерами, искусными в составлении орнаментов, появилась новая и трудная задача — изображение человека, фигуру которого поначалу составляют из привычных геометрических элементов. Голова рисуется в виде круга, корпус — в виде треугольника, руки — тонкие палочки. Только бедра и голени имеют некоторую округлость. Одежда, прически не изображаются. Из таких примитивных силуэтных, весьма схематизированных фигур мастера 8 в. до н. э. создают многофигурные сцены, представляющие собой похоронный обряд, соблюдаемый в среде греческой аристократии. Сюжетная композиция сначала несколько теряется среди орнаментов, опоясывающих вазу. Но постепенно» в течение 8 в. до н. э., сцена начинает занимать все большее пространство на тулове сосуда и представляет собою уже целую самостоятельную картину, только обрамленную орнаментом. Такие сюжеты были изображены на высоких (до 1,5 м) амфоре и кратере (Афины, Национальный музей), служивших надгробными памятниками. Показан высокий катафалк, на котором возлежит покойник, рядом стоят жена, дети и плакальщицы. Товарищи по оружию на колесницах сопровождают похоронное шествие.
К концу 8 в. до н. э. отчетливо выступает главная черта греческого искусства, а именно стремление к правдивому изображению человека и животного. На вазах мастер, преодолевая схематичность, рисует фигуру более округлой; обозначает не только нос, но и подбородок, большой глаз (лицо всегда в профиль), прическу в виде отдельных прядей. Начинает появляться одежда; сначала юбки у женщин, позже — длинный подпоясанный хитон. С усложнением тематических росписей все большее значение в гончарной мастерской должен был приобретать художник. Для создания многофигур-ных композиций, для изображения различных движений человека, многих видов животных требуются уже определенные навыки специального мастера-рисовальщика. Таким образом, можно говорить о появлении в течение 9—8 вв. до н. э. рисунка как самостоятельного вида искусства. В геометрическом стиле исполнены мелкие статуэтки из глины и бронзы. Модель для отливки создавалась так же, как и терракоты в мастерской гончара. Об этом свидетельствует раскраска терракот, подобная рисункам на вазах, и, главное, форма фигуры человека и животного. Как и в росписях, пластическая фигурка имеет шарообразную голову с большим носом, плоские треугольный корпус, тонкие палочки — руки. Лишь бедра приобретают более объемные формы. Так же геометригированы и фигуры животных (конь, Афины, Национальный музей). Статуэтки изображают всадников, атлетов, может быть, героев или богов. Есть и группы, представляющие борьбу героя с кентавром (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) или охотника с собаками.
Однако для культовых целей, для более выразительного воплощения образа нужны были значительных размеров статуи богов, а уровень производительных сил в 8 в. до н. э. еще не давал возможности создавать монументальную скульптуру из камня или металла. Инструменты были несовершенны и не позволяли вырубить большой блок камня или приготовить достаточно большие листы металла (медь), из которого можно было бы выковать по частям фигуры, как это было достигнуто в 7 в. до н. э. В 9-8 вв. до н. э. могли отливать только маленькие статуэтки. Лишь в 6 в. до н. э. родилась техника литья статуй более крупного размера потерей воска. О монументальной скульптуре 8 в. до н. э. можно судить только по более поздним статуям, явно восходящим к древнейшим прототипам — «ксоанам». Деревянный столб «ксоан» со слегка обозначенными формами человеческого тела (плечи, голова) был символическим изображением божества, он раскрашивался, убирался тканью и гирляндами цветов. Следует особо отметить, что в искусстве 10—8 вв. до н. э. утверждается главная тема — человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|