Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 11-8 вв. до н. э.





Период греческой истории с 11 до 9 в. до н. э. принято называть гомеровским, потому что главным письменным источни­ком для изучения его служат поэмы Гоме­ра «Илиада» и «Одиссея». Расшифровка микенских надписей расширила круг представлений не только о древнейшей Греции, но и о гомеровской эпохе. В свете новых данных не вызывает сомнений пре­емственность гомеровской Греции от агей­ских раннерабовладельческих обществ (Микены, Тиринф, Пилос), несмотря на глубокие социальные и этнические пере­мены, вызванные дорийским переселе­нием.

В частности, преемственность обнару­жена в именах богов (Зевс — громовер­жец, Посейдон — бог моря, Аполлон — бог солнца и музыки, Афина — совоокая и др.), вошедших в дальнейшем в олимпий­ский Пантеон. Многие боги-олимпийцы упоминаются в пилосскйх надписях, встречаются в памятниках микенской культуры с характерными для них ат­рибутами. Афина — сова, Зевс — бык и т.

Экономическая и социальная история гомеровской Греции представляет собой переходную ступень от родового строя к рабовладельческому. Основой греческого общества была еще родовая организация, в которой под влиянием развития произ­водительных сил уже зарождалась частная собственность, росло имущественное неравенство, создавались предпосылки Для образования будущего рабовладельческого строя.

Греция была разделена на небольшие самостоятельные области. Политической формой этого переходного строя была во­енная демократия, постепенно перерож­дающаяся во власть родовой аристокра­тии. «Недоставало еще только одного: учреждения... которое увековечило бы не только начинающееся разделение общест­ва на классы, но и право имущего класса на эксплуатацию неимущего и господство первого над последним.

И такое учреждение появилось. Было изобретено государство»

Архитектура. От архитектурных соору­жений 9—8 вв. до н. э. на территории Гре­ции сохранились лишь руины, на основа­нии которых можно установить, что стро­ительство в древнейшей Греции развива­лось на основе традиций микенской куль­туры. Планы сооружений 10—8 вв. до н. э. напоминали очертания мегарона ми­кенской эпохи — прямоугольной построй­ки, вход в которую находился на узкой ее стороне.



Фундаменты наиболее ранних грече­ских сооружений делались из грубого камня, стены — из кирпича-сырца, частич­но с деревянным каркасом. Деревянные балочные перекрытия обычно поддержи­вались внутри помещения четырьмя дере­вянными столбами с отверстием между ними — для выхода дыма.

Вход оформлялся чаще всего в виде двухколонного портика. Такой облик име­ли не только обычные жилые дома, но и храмы, которые рассматривались как жилища божества.

Одним из древнейших известных нам храмов Греции был храм Артемиды Орфии в Спарте (9—8 вв. до н. э.). Он имел прямоугольную форму и делился внутри одним рядом деревянных столбов на две параллельные галереи. Этим опорам соот­ветствовали другие столбы, стоявшие ря­дом с продольными стенами и принимав­шие на себя часть нагрузки перекрытия.

Членение святилища (целлы) на две га­лереи, называемые нефами, встречается и в других древних храмах (храм в Дреросе на острове Крит).

Сохранившаяся в Аргосе терракотовая модель расширяет наше представление о внешнем облике храмовых сооружений (рис. 9). Это были прямоугольные пост­ройки с двухколонными портиками на главном фасаде; здание завершалось двускатной крышей, образующей на торцовых сторонах фронтоны. Именно эта простей­шая архитектурная форма стала исходной для образования других типов греческих храмов, получивших распространение в последующий период.

Изобразительное искусство. Первые шаги греческого искусства яснее всего видны на расписных вазах (амфорах, кра­терах, кубках), терракотовых и бронзовых статуэтках. Художественный стиль этого периода принято называть геометриче­ским, потому что орнаменты на вазах представляют собой комбинации из геоме­трических элементов: треугольников, зиг­загов, кругов. Среди них и свастика — ма­гический знак, символизирующий страны света. Особое место занял узор меандр, прочно державшийся во все времена ан­тичного искусства. Узоры, исполненные черно-коричневой краской на светлом оранжевом фоне глины, расписывались на вазах поясами, заполняя всю поверхность сосуда.

 

 

Вотивная модель храма Геры в Аргосе. Глина. Высота 0,28 м. Ок. 700 г. до н. а.

План сокровищницы Сикиона в Олимпии. Начало б в. до к. э.

 

Особенного искусства в декорировании сосудов достигли аттические мастера. Их рисунки строги, но отнюдь не сухи; фан­тазия в комбинациях геометрических эле­ментов неисчислима. Много ваз геометри­ческого стиля найдены в некрополе за городскими стенами Афин, около так назы­ваемых Дипидонских (то есть двойных) ворот. Аттические вазы геометрического стиля называют дипилонскими.

Трудно сказать, было ли разделение труда между гончарами-формовщиками и мастерами росписи, скорее всего в 10— 9 вв. до н. э. все производилось одними руками. С конца 9 в. до н. э. на вазах, кро­ме орнаментальных рисунков, изобража­ются животные: конь, козел, водоплаваю­щие птицы и, наконец, человек. Новые об­разы не могли быть сразу выражены в реалистической форме.

Перед мастерами, искусными в состав­лении орнаментов, появилась новая и трудная задача — изображение человека, фигуру которого поначалу составляют из привычных геометрических элементов. Голова рисуется в виде круга, корпус — в виде треугольника, руки — тонкие па­лочки. Только бедра и голени имеют не­которую округлость. Одежда, прически не изображаются. Из таких примитивных си­луэтных, весьма схематизированных фи­гур мастера 8 в. до н. э. создают много­фигурные сцены, представляющие собой похоронный обряд, соблюдаемый в среде греческой аристократии.

Сюжетная композиция сначала не­сколько теряется среди орнаментов, опоя­сывающих вазу. Но постепенно» в течение 8 в. до н. э., сцена начинает занимать все большее пространство на тулове сосуда и представляет собою уже целую самосто­ятельную картину, только обрамленную орнаментом. Такие сюжеты были изоб­ражены на высоких (до 1,5 м) амфоре и кратере (Афины, Национальный музей), служивших надгробными памятниками. Показан высокий катафалк, на котором возлежит покойник, рядом стоят жена, дети и плакальщицы. Товарищи по ору­жию на колесницах сопровождают по­хоронное шествие.

К концу 8 в. до н. э. отчетливо высту­пает главная черта греческого искусства, а именно стремление к правдивому изо­бражению человека и животного. На ва­зах мастер, преодолевая схематичность, рисует фигуру более округлой; обознача­ет не только нос, но и подбородок, боль­шой глаз (лицо всегда в профиль), при­ческу в виде отдельных прядей. Начина­ет появляться одежда; сначала юбки у женщин, позже — длинный подпоясанный хитон.

С усложнением тематических росписей все большее значение в гончарной мастер­ской должен был приобретать художник. Для создания многофигур-ных компози­ций, для изображения различных движе­ний человека, многих видов животных требуются уже определенные навыки спе­циального мастера-рисовальщика. Таким образом, можно говорить о появлении в те­чение 9—8 вв. до н. э. рисунка как само­стоятельного вида искусства.

В геометрическом стиле исполнены мелкие статуэтки из глины и бронзы. Мо­дель для отливки создавалась так же, как и терракоты в мастерской гончара. Об этом свидетельствует раскраска терракот, подобная рисункам на вазах, и, главное, форма фигуры человека и животного. Как и в росписях, пластическая фигурка име­ет шарообразную голову с большим носом, плоские треугольный корпус, тонкие па­лочки — руки. Лишь бедра приобретают более объемные формы. Так же геометригированы и фигуры животных (конь, Афины, Национальный музей). Статуэт­ки изображают всадников, атлетов, может быть, героев или богов. Есть и группы, представляющие борьбу героя с кентав­ром (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) или охотника с собаками.

Однако для культовых целей, для более выразительного воплощения образа нуж­ны были значительных размеров статуи богов, а уровень производительных сил в 8 в. до н. э. еще не давал возможности создавать монументальную скульптуру из камня или металла. Инструменты были

несовершенны и не позволяли вырубить большой блок камня или приготовить до­статочно большие листы металла (медь), из которого можно было бы выковать по частям фигуры, как это было достигнуто в 7 в. до н. э. В 9-8 вв. до н. э. могли от­ливать только маленькие статуэтки. Лишь в 6 в. до н. э. родилась техника литья ста­туй более крупного размера потерей воска.

О монументальной скульптуре 8 в. до н. э. можно судить только по более позд­ним статуям, явно восходящим к древней­шим прототипам — «ксоанам». Деревян­ный столб «ксоан» со слегка обозначен­ными формами человеческого тела (плечи, голова) был символическим изображением божества, он раскрашивался, убирался тканью и гирляндами цветов.

Следует особо отметить, что в искусстве 10—8 вв. до н. э. утверждается главная тема — человек.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.