Искусство Ахеменидского Ирана
(середина 6 в. до н. э. — 330-е гг. до н. э.) Иран находится на плоскогорье, вокруг которого вздымаются горные хребты, отделяя его от других областей переднеазиатского мира. Однако уже в 4 и 3 тысячелетиях до н. э. западная часть Иранского нагорья — Элам, а также его северо-западные районы, где жили касситы, а севернее их — луллубеи, находились в культурных и военных контактах с Двуречьем и сложившимися там обществом и государством шумерийцев. Климат Иранского нагорья резко континентальный, суровый: сильно различие температур дня и ночи, времен года, очень мало дождей, мало воды в немногих речках, большое количество засоленных земель-солончаков. Только там, где естественным образом вырастала трава, появилось кочевное скотоводство» Земледелием же возможно было заниматься только с помощью искусственного орошения. Очень рано жители Иранского нагорья начали разрабатывать богатые залежи металлов — меди, олова, свинца, золота, серебра, железа, а кроме того — нефти. Посередине 6 в. до н. э., в течение одиннадцати лет — с 550 по 539 г. до н. э., царь персов (одной из этнических групп Иранского нагорья) Кир II (Кируш) из рода Ахеменидов (правившего в области Парсамаш, в Центральном Загросе) путем энергичных военных захватов разгромив Вавилон, создал обширнейшее государство, включавшее, кроме самого Ирана, почти все остальные районы Передней Азии: Двуречье, Малую Азию, Сирию, Армянское нагорье. Сын его, царь Камбиз, присоединил в 538 г. До н. э. к этой империи даже Египет. Таким образом, к последней четверти 6 в. до н. э. деспотическое рабовладельческое персидское государство стало, правда, на относительно непродолжительный срок (немногим более двухсот лет) могущественной державой Древнего Востока.
На основе этой исторической «ситуации» сложились и черты официального, придворного искусства Ирана времени правления династии Ахеменидов, в котором своеобразно слились изобразительные приемы и мотивы искусства многих народов Передней Азии. В архитектуре развилось дворцовое строительство, грандиозное по масштабам, пышное по скульптурному оформлению, как бы олицетворявшее мощь государства и его правителей. Дворцовые ансамбли, сохранившиеся в городах Персеполь и Сузы — столицах этого государства, являются наиболее характерными и яркими памятниками архитектуры ахеменидского Ирана. Персеполь, как его называли древние греки, город-крепость, построенный в 6— 4 вв. до н. э. (начат около 520 г. до н. э.) в одной из горных долин царем Дарием и его сыном «Ксерксом, был общегосударственным культовым центром для торжественного празднования весной иранского Нового года Ноуруза, а также резиденцией, в которой проходили торжественные коронации царей. Грандиозный по масштабам архитектурный дворцовый комплекс Персеполя представлял собой гармоничное целое. Его окружала, защищая, массивная и высокая стена из сырцового кирпича. У подножия ее строили свои дома жители города. Как и в ассирийском зодчестве, весь ансамбль построек Персеполя был возведен на монументальной террасе, площадью 450x300 м и высотой более 12 м. Терраса эта была вырублена в естественном скальном основании и укреплена по сторонам кладкой из мощных каменных блоков. На террасу можно было попасть лишь по одной двухмаршевой пологой лестнице в два крыла, расположенной с северо-западного ее угла. Поднявшись по этой лестнице, посетитель оказывался перед сооруженным при Ксерксе парадно оформленным проходом — пропилеями с четырьмя фигурами гигантских (около 8 м в высоту) человекоголовых крылатых быков. Эти фантастические стражи ворот близки по облику ассирийским «шеду», но они не монолитные, а сложены из многих блоков камня. За пропилеями, несколько южнее расположенное, находилось здание-храм «Ворота всех стран». При входе в него были изваяны быки в 10 м высотой.
Все постройки на платформе, начиная от пропилеи, были размещены на ней по строго выверенному плану»-' по параллельно идущим осям, но свободно по отношению друг к другу. Для строительства использовали местный светлый песчаник. Композиционным центром ансамбля являлся парадный приемный зал, так называемая «ападана Дария-Ксеркса». Расположенный рядом с пропилеями, он был приподнят над остальными частями дворцового комплекса благодаря оставленному под ним дополнительному выступу скалы. Наружные,его стены, возведенные из непрочного сырцового кирпича, были поэтому сделаны очень массивными, имели толщину 5,6 м. Обширнейшее же внутреннее пространство ападаны, площадью 62,5 х 62,6 м, перекрывали кедровые балки, лежавшие на 36 колоннах (по 6 колонн в ряд) очень легких и стройных, высотой 18,6 м. В этом грандиозном помещении для официальных приемов, которое как бы символизировало и представляло мощь империи и где могло одновременно присутствовать большое количество людей, было просторно и светло. Зал просматривался из конца в конец, так как расстояние между колоннами достигало 8,74 м, и весь был хорошо освещен лучами света из сквозных проемов, расположенных высоко, под самым перекрытием. Декоративный эффект рядов колонн с капителями сложной конфигурации — с волютами и спаренными протомами быков — еще усиливался благодаря тому, что они были сделаны из камня разных оттенков, а некоторые детали их сверкали позолотой (например, капитель конца 6 — начала 5 в. до н. э. в Тегеране, в Археологическом музее). С трех сторон ападану окружали портики, центральный из которых имел колонны из темно-серого мрамора и был расположен, как в архитектуре Ассирии и Митанни, между двумя мощными башнями из сырцового кирпича Левее а паданы находилось помещение без портиков, но еще более обширное, может быть, сокровищница — зал ста колонн царя Артаксеркса II, балки перекрытия которого покоились на 10 рядах по 10 колонн. Между ападаной и этим залом пологая парадная лестница в два крыла вводила на еще одну платформу, где была расположена жилая интимная часть комплекса — тахчара: зимний дворец Дария и дворец Ксеркса с так называемым гаремом, зданием, которое состояло из многих небольших комнат.
Четкость планировки персепольского ансамбля выражена и в симметрии размещения его помещений, дворцов. Так, симметричны по отношению друг к другу входные пропилеи и «Ворота всех стран», ападана Дария-Ксеркса и зал ста колонн Артаксеркса II. Общегосударственное, культово-церемониальное назначение всего персепольского ансамбля, и, в первую очередь, ападаны Дария-Ксеркса, как и во дворцах ассирийских царей, подчеркивали настенные, высеченные на камне рельефные композиции. Рельефы были расцвечены красным, зеленым, синим и желтым (в некоторых местах краска сохранилась). Кроме того, рельефные изображения были дополнены вкладками из бронзы и разноцветных паст. Уже на боковых сторонах платформы ападаны и вводящей на нее лестницы, скомпонованные симметрично, в унисон с равновесием общей архитектурной композиции, разворачиваются многофигурные полосы рельефов. В центре лестницы — наиболее официальный рельеф, большой текст о сооружении ансамбля, увенчанный окрыленным солнечным диском. По бокам его изображение льва, нападающего на быка,— символического «борения», олицетворяющего равноденствие. У первого марша лестницы, слева, в трех поясах выступают персидские гвардейцы, воины-эламитяне и мидийцы. На том же уровне справа — шествие представителей народов, подвластных Ахеменидам: мидийцы, эламитяне, вавилоняне, армяне, арабы, негры ведут коней и верблюдов, несут Драгоценные сосуды в качестве даров к подножию царского трона. На рельефах других частей персепольского ансамбля — в его дворцах изображены: царь Дарий в сопровождении вельмож и жрецов на троне перед жертвенником огня бога солнца Ахурамазды, или принимающий наместника (сатрапа) Мидии; торжественно-победоносная, символическая схватка царя с фантастическим чудовищем, олицетворяющим силы зла, мрака.
Художественное единство Персеполя особенно велико в связи с тем, что все его рельефы и другие скульптурно-архитектурные детали по пластическому, мерно повторяющемуся ритму подчинены общему ритму архитектуры. Формы всех изображений в меру обобщены, но вырезаны удивительно тонко и очень декоративно. Движение всех персонажей на рельефах и характер их размещения но отношению друг к другу спокойно-размеренные. Все сцены созданы по одному и тому же канону (несмотря на то, что выполняло рельефы большое число мастеров). Такой декоративной цельности рельефов, подчиненных строгой канонизации, симметрии распределения сюжетов и сцен, не знали даже дворцы Ассирии. Скульптура Персеполя, являясь органичным изобразительным элементом архитектурного комплекса, придавала ему гармоничную, величавую пышность. В 330 г. до н. э. Персеполь был разгромлен войсками Александра Македонского, погиб в пламени пожара. До наших дней на прежнем месте сохранились только платформы, части портика с быками, немногие колонны ападаны и каменные порталы дверей. Дворец в Сузах был построен на протяжении 6—4 вв. до н. э. царями Дарием, Ксерксом и Артаксерксом III. Сложный по плану, он, однако, повторял во всех своих главных элементах те архитектурные решения, которые как образцовые были воплощены в ансамбле Персеполя. Отдельные помещения также возвышались на искусственных каменных платформах и состояли из парадных залов и жилых помещений, однако здесь, в Сузах, располагались по сторонам больших открытых дворов. Грандиозной была ападана в Сузах: площадью в 10 400 кв. м, с колоннами, высотой в 20 м и диаметром 1,6 м. Органичным элементом дворцовой архитектуры Суз являлись керамические панно. Они теплые звучные по цветовой гамме, основанной на декоративных сочетаниях синего, желтого, зеленого, белого и черного тонов. Невысоким рельефом на них были переданы вереницы гвардейцев царя с бесстрастными, не индивидуализированными лицами, выступающих мерным, величавым шагом в пышных орнаментированных одеждах (Париж, Лувр). Все было подчинено и в этом случае созданию выразительного декора, отвечающего торжественным архитектурным ритмам. Круглая скульптура Ахеменидов сохранилась в немногих образцах. В облике этих памятников гармонично сочетаются традиционные для переднеазиатского искусства типизация черт лиц и обобщение, монументализация основных масс с большой мягкостью в проработке отдельных форм. Характерными примерами могут служить голова статуи царя, возможно, Дария I (конец 6— начало 5 в. до н. э., Париж, Лувр) и голова статуя царевича из Персе-поля (5 в. до н. э., Кливленд, музей).
Ахеменидское искусство, впитав наследие всего переднеазиатского искусства и творчески переработав его, создало новое решение внутреннего пространства — парадные многоколонные дворцовые помещения; типы необычайно стройных колонн; изобильную, но гармоничную, неразрывно связанную по стилю с архитектурой систему ее декоративного оформления — рельефов, привратных изваяний, сложных скульптурных капителей колонн, керамических панно. Ахеменидская держава была последним древневосточным государством. Она распалась под натиском эллинского мира, более передового по социальной структуре и экономике, под ударами армии Александра Македонского (в 331—330 гг. до н. э.). На территории переставшей существовать Ахеменидской империи, в Передней Азии и Египте, в конце 4 в. до н. э. возникли эллинистические государства. В результате происходившего еще ранее, в 5 в. до н. э., взаимовлияния культур эллинского мира и Ахеменидской державы, широкого торгового обмена искусство Древнего Востока оказало огромное влияние на целый ряд этапов развития античного искусства. Этот процесс продолжался и много позже падения государства Ахеменидов.
Раздел III АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
Введение
«Античный мир» — понятие сложное. Термин «античный» (от латинского «antiquus» — древний) был введен итальянскими гуманистами в эпоху Возрождения для определения греко-римской культуры, древнейшей из наиболее известных в то время. Сейчас, когда раскрыты более древние, чем греко-римская, цивилизации Древнего Востока, термин «античный» приобрел чисто условное значение. В марксистской исторической науке история античного мира рассматривается как история формирования, расцвета, затем разложения и гибели рабовладельческого строя в бассейне Средиземного моря, Причерноморья и сопредельных стран в период с 3 тысячелетия до н. э. по середину 5 в. н. э. Существенную часть античного мира составляют также многие племена Европы, части Азии и Африки, которые находились в длительном взаимодействии с греками и римлянами, воспринимали греко-римскую культуру и сами оказывали на нее воздействие. Античная история завершается распадом Римской империи, крушением рабовладельческой общественно-экономической формации, в недрах которой зреют предпосылки для перехода к феодализму. Сложный и многообразный исторический материал принято делить на несколько периодов, согласно которым строится история искусства. 1. Древнейший период — эгейская культура: 3—2 тысячелетия до н. э. 2. Гомеровский и раннеархаический период: 11—8 вв. до н. э. 3. Архаический период: 7—6 вв. до н. э. 4. Классический период: 5 в.—до последней трети 4 в. до н. э. 5. Эллинистический период: последняя треть 4 в.— 1 в. до н. э. 6. Период развития племен Италии, этрусская культура: 8—2 вв. до н. э. 7. «Царский» период Древнего Рима: 8—6 вв. до н. э. 8. Республиканский период Древнего Рима: 5—1 вв. до н. э. 9. Императорский период Древнего Рима: 1—5 вв. н. э. Источники античной истории сравнительно скудны и делятся в основном на две группы, вещественные и письменные. Для древнейших периодов античной истории памятники материальной культуры и искусства являются главным, а иногда и единственным источником. Для более поздних этапов истории рабовладельческого общества важнейшую роль играют письменные источники, включающие официальные и частные документы, письма, мемуары, речи, а также историческую, художественную, научную и философскую литературу. Часть древних документов вырезана на камне, металлических и керамических изделиях (эпиграфический материал), часть написана на папирусах, большая часть дошла до нас в рукописях, переписанных в средневековье, особенно в эпоху Возрождения. Все эти материалы дают возможность узнать достаточно подробно общественную, политическую, хозяйственную и культурную жизнь Греции и Рима. Изучение истории искусства античного мира имеет свои особенности. Так, например, история искусства эгейского мира строится исключительно на материалах археологических исследований. Открытые в результате раскопок развалины дворцов и частных домов, гробницы; скульптура, стенная живопись, расписные вазы, изделия торевтики и резьбы по камню датируются благодаря чередованию археологических слоев и точно датированным египетским и переднеазиатским памятникам, найденным вместе с памятниками эгейской культуры. Начатая недавно расшифровка эгейских надписей еще пока не дает имен художников и хронологии памятников. В науке установлен ряд условных названий определенных стилей эгейской эпохи: или по месту первой находки, например стиль «камарес», или по господствующему в данной группе памятников сюжету, например «морской» стиль. Источники изучения греческого и изобразительного искусства и архитектуры разнообразны: это развалины городов, достаточно хорошо сохранившиеся отдельные архитектурные памятники, бесчисленные скульптуры, расписные вазы и многие другие изделия художественного ремесла. Имена художников, даты и названия их творений и их художественную оценку мы встречаем в античной литературе, например в беседах Сократа, записанных Ксенофонтом (4 в. до н. э.), в сочинениях Аристотеля (4 в. до н. э.), у греческих авторов римской эпохи: Павсания (2 в. н. э.), Страбона (2 в. н. э.), Плутарха (1 — 2 вв. н. э.), Лукиана (2 в. н. э.), у римских писателей: Цицерона (1 в. н. э.), Витрувия (1 в. до н. э.— 1 в. н. э.), Плиния Старшего (1 в. н. э.) и многих других. Имена греческих мастеров встречаются в эпиграфических памятниках, на расписных вазах, на резных камнях, на базах статуй. Но сложность изучения греческого искусства заключается в том, что станковая живопись утрачена безвозвратно, а почти вся сохранившаяся греческая скульптура не имеет подписи автора. Множество мраморных и бронзовых скульптур погибло в раннем средневековье, особенно пострадали бронзовые статуи, которые были переплавлены в предметы практического назначения или новые произведения искусства. Римляне позднереспубликанского и императорского периодов высоко ценили греческое искусство и перевезли огромное количество знаменитых памятников живописи и скульптуры к себе в Рим, где во множестве снимали с них копии. Причем, как правило, бронзовые оригиналы копировались в мраморе. Таким образом, о ряде великих греческих скульпторов, работавших в бронзе, например Мироне, Поликлете, Лисиппе и многих других, мы можем судить только по римским более или менее точным мраморным копиям, сделанным 400—600 лет спустя после создания оригинала. Но мастерство копирования у римлян стояло на достаточно высоком художественном уровне, и мы имеем основание во многих случаях доверять их копиям, хотя иногда копиисты, видимо, вольно перерабатывали оригиналы. Многие знаменитые греческие картины были повторены в стенных росписях Рима, Помпеи, Геркуланума, что дает некоторую возможность составить себе представление о характере греческого живописного искусства. Трудами многих ученых последних ста лет удалось путем изучения литературных данных, стилистических особенностей и сравнительного анализа памятников связать анонимные произведения с именами мастеров, известных по письменным источникам. Так были, например, определены «Дискобол» Мирона, «Афина Парфенос» Фидия, «До-рифор» Поликлета, «Апоксиомен» Лисиппа, «Гермес» Праксителя и другие. Работы римских скульпторов и живописцев также не имеют подписи автора, и в римской литературе имен римских художников сохранилось очень мало. Это следствие (в противоположность грекам) крайне пренебрежительного отношения римлян к деятельности художника, который почти всегда ставился на один уровень с простым ремесленником. Но все-таки, несмотря на трудности изучения античных памятников, теперь воссоздана с большею полнотой история развития искусства Греции и Рима, дающая возможность с достаточной ясностью проследить эволюцию одного из самых значительных этапов в развитии художественной деятельности человека. Тысячелетия отделяют нас от древних греков и римлян. Неузнаваемо изменилось лицо мира, неоднократно переживавшего жестокую ломку старого, кровавые мировые войны, очистительные грозы революций. Однако и сейчас, когда человек шагнул в космос, когда мир стоит на пороге коммунистической эры, изучение античности не утратило своей актуальности. Произведения античного искусства «еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Главный секрет неувядаемой прелести античного искусства в его гуманистическом, жизнеутверждающем характере, в прославлении физической и духовной красоты человека. Его лучшие памятники вошли в нашу жизнь как неотъемлемая часть мировой культуры, как наше законное наследие. Ибо «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы»
Глава 1 ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
Греки всегда хранили в своих мифах и эпических сказаниях воспоминание о древнейшем периоде их культуры. Они видели развалины крепостных стен, которые, по их мнению, могли построить только легендарные великаны — циклопы. На местах этих развалин в результате археологических открытий последней трети 19 и в 20 веках обнаружилась картина интенсивной культурной жизни на материковой Греции, островах Эгейского моря и на берегах Малой Азии, начиная уже с неолитической эпохи. Особенного блеска достигает культура в 3—2 тысячелетиях до н. э., в период бронзы, на Крите, на некоторых других островах (Мелос, Аморгос, Фера, позже Кипр) и Средней и Южной материковой Греции. Главными свидетелями жизни этого периода являются памятники вещественные, надписи же лишь недавно начали расшифровываться: они помогают теперь установить этническое происхождение древнейших обитателей Греции и островов. В конце 3 тысячелетия до н. э. греческие племена ахейцев расселились на территории Южной и Средней Греции, вытеснив исконных жителей этих земель. Во второй половине 2 тысячелетия до н. э. греческие племена заселили острова Эгейского моря, а к началу 1 тысячелетия до н. э. утвердились на западном побережье Малой Азии, получившем название Ионийское побережье. Культурный период 3—2 тысячелетий до н. э. принято называть эгейской культурой. Этот термин, введенный в науку после археологических открытий начала 20 века, условно-географический, так как распространение этой культуры охватывает области Эгейского моря, где раскопки показывают несколько районов со своими оригинальными культурными чертами и вместе с тем связанные, переплетающиеся друг с другом. Главные из этих культур следующие: 1) культура троянская (Троя лежит в северо-западной части побережья Малой Азии), открытая Шлиманом в 70-х — 80-х гг. 19 века; 2) элладская, развивавшаяся на территории материковой Греции, наиболее значительные ее центры лежат на Пелопоннесе (Микены, Тиринф, Пилос), также открытая Шлиманом; 3) кикладская культура, имевшая место на Кикладских островах, открытая в 90-х гг. 19 века; 4) минойская, исследованная археологом Эвансом в начале 20 века и названная им так по имени легендарного царя Миноса, царствовавшего согласно греческому мифу на Крите. В научной литературе до 40-х гг. 20 века иногда минойская и микенская культуры называются одним определением «критомикенская». Теперь установлено, что эгейская культура распространялась шире. В ее круг входят острова Мелос, Фера (Санторин), Кипр. Наиболее значительная группа художественных памятников архитектуры, живописи, пластики, торевтики, расписной керамики обнаружена на Крите, Фере, Мелосе, в Арголиде, в Микенах и Тиринфе. Эти центры и будут рассмотрены нами как сохранившие яркие и выразительные памятники. Крит. Огромной заслугой Эванса, кроме его образцовых археологических раскопок на Крите, является установление им периодизации минойской культуры и хронологическое ее определение, данное по точно датированным памятникам Древнего Востока, встречающимся совместно с памятниками Крита. Раньше других районов Эгейского моря в эпоху бронзы вступил на путь интенсивного культурного развития Крит, с него и должны мы начать характеристику искусства эгейского периода. Греция и острова были заселены уже в эпоху мезолита, в течение 3 тысячелетия до н. э. проходит процесс разложения первобытнородовых отношений, и к концу тысячелетия постепенно формируется классовое рабовладельческое общество. Самым значительным культурным и экономическим центром раньше других становится Крит, несколько позже, к середине 2 тысячелетия до н. э., Микены и Тиринф. В начале раннеминойского периода мелкие поселения были разбросаны по всему острову и состояли из глинобитных хижин на простейших каменных фундаментах. К концу периода 2200—2000 гг. до н. э. образуются значительные поселения: в восточной части Крита, в Василики сохранились развалины большого дома с несколькими помещениями, сложенного из кирпича-сырца на каменном фундаменте, что свидетельствует о развитии строительной техники. Стены внутри этого дома были оштукатурены. В начале раннеминойского периода еще не были известны гончарный круг и гончарная печь; сосуды делались от руки, и на очаге постепенно получали обжиг. Формы сосудов разнообразны; украшения состоят из росписи или процарапанного орнамента. Позже керамика формируется на кругу и обжигается в специальной печи, что позволяет придавать сосудам более разнообразные формы: излюбленными становятся сосуды типа чайника с вытянутым носиком, чаши, кубки. Поверхность сосуда покрывается тонким слоем обмазки и расписывается узорами в виде штрихов, концентрических полукругов, зигзагов, спирали, перекрещивающихся линий, образующих многочисленные орнаментальные комбинации. В 2200—2000 гг. до н. э. усовершенствуется камнерезное искусство, вероятно, под влиянием египетского камнерезного дела. Изготовляются замечательные по изяществу форм и подбору рисунка камня (брекчии, мраморы) сосуды. Целая группа таких сосудов найдена была в значительном культурном центре раннеминойского периода Мохлосе. Там же открыты и золотые ювелирные украшения, древнейшие из известных нам на Крите — булавки, подвески в виде цветка или листьев, выполненные из тонких золотых пластинок. Такое разнообразие изделий художественного ремесла и наличие разного рода привозных предметов и материалов (например, яйца страуса, слоновая кость, поделочные камни) позволяют говорить об установлении заморских сношений, связанных с разложением родового строя, с развивающейся дифференциацией общества, разделением его на более и менее богатые роды. Это подтверждается и характером погребений той эпохи и могильным инвентарем. В раннеминойском периоде мы встречаем лишь мелкие статуэтки из глины и камня. Особенно интересен фигурный сосуд из Мохлоса в виде женщины, может быть, богини (Кандия, музей), хотя и очень обобщенно трактованной, но с по-и*, ни пыткой показать движение: приподнятую голову, руки, поддерживающие груди. Не менее выразительны и статуэтки животных. Фигурный глиняный сосуд в виде птенца из Петсофа (Кандия, музей), завершение печатей из камня и кости в виде обезьяны, голубя, кабана, крышки небольших сосудов из стеатита с пластическим изображением собаки показывают характерные черты критского искусства, получившие в дальнейшем свое яркое воплощение: это острая наблюденность действительности, стремление передать главные черты, определяющие характер и движение животного. Раннеминойский период заложил основу искусства Крита. Критяне овладели различным материалом: камнем, костью, золотом; большого разнообразия достиг орнамент. В начале среднеминойского периода формируются крупные экономические и культурные центры Кносс, Фест, где создаются большие жилые комплексы и первые «дворцы» — резиденции правящего рода и позже владыки царя. В этих, как теперь принято называть, «старых» дворцах все постройки (частью в два этажа) располагаются по сторонам большого двора и обращены входами внутрь двора; наружные стены образуют сплошную линию каменных стен. Во двор ведет охраняемый вход. В комплекс сооружений включены и хозяйственные помещения. Тип «старого» дворца лучше всего сохранился в Фесте. Подобный дворец был и в Кноссе, поблизости которого вырастает в этот период обширный поселок с небольшими, в один-два этажа, домиками. Изобразительное искусство времени «старых» дворцов идет по пути развития предыдущего периода. Пластика делает большие успехи в деле передачи человеческой фигуры. Совершенно правильно даны пропорции, умело выделены основные массы, и главное — схвачено движение, выразительное и характеризующее определенное действие. Примером этому может служить фигура адоранта (поклоняющегося божеству) из Петсофа. В данный период слагается и определенный идеал мужской красоты. Это фигура с широкими плечами, сильными руками, тонкой талией, с крепкими бедрами, стройными ногами. Женский образ, наоборот, получает характер утонченный, нежный, изящный. Воспеваются в искусстве несомненно женщины высшего слоя критского общества в образе богини или жрицы. Женская статуэтка из Петсофа показывает нам женщину в сложном наряде с колоколообразной юбкой, широким воротником, кушаком, перехватывающим тонкую талию; ее высокая крепкая грудь обнажена. Создание художественных произведений все более и более переходит в руки специально этим занимающихся мастеров; это особенно ясно видно и на упомянутых статуэтках и на керамике. Последняя показывает нам разнообразные, часто сложные формы сосудов; рисунки, главным образом однотонные, светлые, бело-желтые на темном (коричневом и черном) фоне, представляют собой сложную систему украшений, где к элементам геометрического рисунка прибавляются некоторые растительные мотивы, данные, правда, еще в условно схематической трактовке. Такая нарядная керамика предназначена была украшать пиры избранной части критского общества и, возможно, служить в культовых обрядах. В этот период можно наметить развитие двух линий в искусстве Крита. Это работа над созданием образа человека именно в том разрезе, который был нами охарактеризован, и развитие декоративного искусства, особенно в расписной керамике. Растительный мир еще не попал в этот период в сферу внимания художника, и он использует, как мы видели, лишь некоторые мотивы, например отдельные лепестки цветов или листья, включая их в общий декоративный стиль. Этот декоративный подход получил свое высочайшее развитие в период 1800-1700 гг. до н. э. Стиль вазовой росписи «камарес» (названный так по месту первых находок этого типа) представляет собой определенную законченную систему орнаментального искусства. В этот период работают опытные умелые профессиональные мастера вазовой росписи, имеющие неистощимый запас узоров, орнаментальных комбинаций и приемов декорировки сосудов (Гераклион, музей). Во всем видно стремление дать узор живой, подвижный, легкий; спирали смело расположены в вихревом направлении, зигзаги нарисованы наклонно и идут рядом в разных направлениях; орнаменты расположены то в горизонтальном направлении на сосуде, то перерезают сосуд вертикально сверху донизу; иногда спирали и зигзаги заключены в круг, который занимает лишь часть стенки сосуда, оставляя, остальное поле гладким; таковы характерные черты декорировки стиля «камарес». Художник усиливает эффект разнообразного орнамента и полихромией; применяются краски желтая, пурпурная, белая, наложенные на черно-коричневый фон. Период «старых» дворцов оборвался в Л 700 г. до н. э. в результате сильного землетрясения. После этого стихийного бедствия жизнь на Крите, хотя и постепенно, возрождается с новой силой. Архитектура, изобразительное искусство в период «новых» дворцов (1700—1450 гг. до и. э.) достигают высшего расцвета. На фундаментах старых дворцов воздвигаются новые, гораздо более масштабные, с богатым внутренним убранством. Так построены были дворцы в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро и вилла близ Феста — (Агиа-Триада). Стены дворцов на некоторых участках сложены из правильных квадратов камня, частично из рваного камня, кирпича, колонны деревянные с большой, дорического типа капителью на каменной базе. Внутренние стены помещений украшаются росписями по штукатурке, оформляется система освещения дворца световыми колодцами, отделывается женская половина дворца. Устраиваются хозяйственные помещения — кладовые, мастерские и другие подсобные помещения, укрепляются входы во дворец и сооружается зрелищная площадка с пестами для зрителей в виде лестницы. Кносский дворец, так называемый Лабиринт (от слова лабрис — двуострая секира, священный на Крите предмет), теперь занимает площадь около 10 000 кв. м и насчитывает несколько сотен помещений. Центром дворца был большой мощеный двор (50x28 м), деливший строение на восточную и западную половины. Вокруг двора группировалось множество помещений. В западной части находились тронный зад, дворцовое святилище, 22 большие кладовые. В восточной половине были комнаты царицы, парадный зал с изображением на стенах двойных секир. Дворец имел два этажа, водостоки, комнату омовений — ванную. В искусстве периода «новых» дворцов вырабатывается отношение к натуре иное, чем в искусстве Востока, где каноны диктовались запросами культа. Высший слой критского общества, потреблявший произведения искусства, искал в них выражение и утверждение своего отношения к миру. Искусство носит оптимистический, радостный характер, оно наполнено стремлением к блеску, пестроте и яркости; искусство передает реалистически все блага живого мира. Роль критских культов в развитии искусства была велика, например культ священных быка и змеи, но их значение, пожалуй, яснее всего чувствуется в развитии сюжетов, чем в строгой канонизации формы. Искусство восхваляет физическую силу мужчин, красоту и изящество женщин. Искусство передает особенности природы каждого животного — мощь быка, грациюкозы, мягкость и хищность кошки, чудеса морского мира и красоту цветов. Знаменитая группа вещей среднеминойского III периода из тайника Кносского дворца содержит предметы, важные и для толкования культов Крита и для ясного 1 понятия образа человека в искусстве. Это статуэтки богинь или жриц со змеями (Гераклион, музей). Неизвестный мастер сумел подчеркнуть черты, характеризующие нежную женственность: высокую округлую грудь, очень тонкую талию, плавные изгибы рук и бедер, пышный наряд. Лица их миловидны, но маловыразительны. Особой силы выразительности достигают мастера в рельефах. Так, на стеатитовом ритоне из Агиа-Триада сцены борьбы и игры с быком поражают нас своей экспрессией, смелыми ракурсами, динамичностью. Но и напряжение борцов и чарующая женственность богини со змеями переданы исключительно жестом, выразительностью движения. Трактовка лиц в рельефах условна (лицо в профиль, глаз" в фас), как, например, в стеатитовой вазе со сборщиками урожая (Гераклион, музей), где мастер свободно создает живую сцену. Впереди шагает предводитель шествия в тяжелой одежде, за ним попарно жнецы с вилами на плечах, особенно выразительны певцы. На памятниках более позднего времени (конец 16 — начало 15 в. до н. э.), таких, как бронзовые статуэтки адорант, молящаяся женщина, скачущий бык с акробатом, каменный сосуд (ритон) в виде головы быка, можно ясно проследить дальнейшее развитие реалистического направления. Замечательны настенные росписи (фрески) в Кноссе, в Агиа-Триада. Критские фрески представляют собой, скорее раскрашенный локальными тонами рисунок: светотени отсутствуют, нет переходов из цвета в цвет посредством полутонов. В изображении человека имеют место условные черты — при профиле лица глаз рисуется в фас. Мужская фигура раскрашивается в коричневый, женская — в светлые тона. Иногда же фигура человека дана фантастическим цветом, как это видно на фреске «Собиратель цветов». Юноша оливкового тона наклонившись рвет цветы — гвоздики, крокусы. На критских фресках много изображений различных растений. Всегда точно переданы структура цветка, куста, колебание ветки от ветра и т. п. Так написаны кусты плюща и цветы на фреске с кошкой и фазаном из виллы близ Агиа-Триада и лилии на знаменитой вазе из Кносса. Особое развитие в период «новых» дворцов получают сюжеты на фресках и вазах из жизни моря. Точно переданы характерные движения летающих рыб на фреске из Филакони (остров Мелос) и на вазе с рыбой из Феста и осьминогом из Гурнии (Гераклион, музей), являющиеся весьма яркими образцами «морского» стиля 16 в. до н. э. Отдельные детали тела животного схематизированы, но поразительно живо схвачены движения морского хищника. К 16 в. до н. э. относится так называемая миниатюрная фреска из Кносса. В небольшом масштабе изображена многофигурная композиция. Праздник девушек, которые в нарядных платьях ведут хоровод, тут же около деревьев сидят беседующие дамы. За оградой огромная толпа мужчин, написанных общим коричневым тоном. Выделяются только светлые глаза и черные волосы. Особенно жизненно, хотя и <
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|