Греческое искусство 7-6 вв. До Н. Э.
В истории Древней Греции конец 8 в., 7—6 вв. до н. э.— период больших сдвигов в экономике, социальном строе, культурной жизни. В этот период формируется греческое рабовладельческое общество и государство. Развитие производительных сил, особенно в передовых областях Греции (Аттика), приводит к значительным успехам в сельском хозяйстве, ремесле, горнорудном деле, кораблестроении и мореходстве. Растет разделение труда, и ремесло выделяется в самостоятельную отрасль хозяйства, развивается торговля, появляются деньги. Создаются условия для более широкого применения рабского труда (в ремесленных мастерских, в сельском хозяйстве, в строительстве), появляются специальные рынки рабов (в 6 в. на о. Хиосе). Углубляется имущественное и социальное неравенство в среде свободных. Наряду с родовой аристократией появляются богачи из среды торговцев и ремесленников. Многие мелкие земледельцы попадают в долговую кабалу и теряют не только землю, но и личную свободу. Древняя общинная организация уже не отвечает требованиям времени. Родовые учреждения превращаются в орудие господства родовой знати, развивается рабство — должничество. Одной из основных линий внутренней жизни Греции в 7-6 вв. до н. э. становится борьба демоса (земледельцев, ремесленников, торговцев) против родовой аристократии и долгового рабства. В ходе этой борьбы складываются характерные черты греческих рабовладельческих государств. В Греции была создана новая (по сравнению со странами Древнего Востока); более прогрессивная форма политической власти рабовладельцев — рабовладельческая республика. В одних государствах аристократические элементы сохранили политическое господство, и рабовладельческая республика приобрела характер олигархического государства. Там, где побеждал демос, утверждалась демократическая республика.
В качестве переходного этапа в борьбе демоса с аристократией власть иногда сосредоточивалась в руках единоличных правителей-тиранов, опиравшихся обычно на мелких земледельцев и торгово-ремесленные слои населения. Такие демократические «тирании» имели место в 7 в. до н. э. в Коринфе, Мегарах, Сикионе, в 6 в. до н. э. на о. Самосе, в Афинах и ряде других государств. Вне зависимости от формы правления греческое государство представляло собой гражданскую общину, опирающуюся на античную форму собственности, характерная особенность которой заключалась в том, что только полноправный член общины мог пользоваться в ней правом собственности на землю и рабов. Экономическим и политическим центром такой общины был укрепленный город, вокруг которого объединялось население небольшой, как правило, сельской территории. Отсюда специфическое название греческого государства — полис, что означает — город-государство. В политическом отношении рабовладельческая Греция всегда делилась на сотни самостоятельных городов-государств. Однако в архаическую эпоху активное взаимодействие греков с другими народами (торговые связи, колонизация, военные столкновения, рабы-иноземцы) пробуждает в них сознание известного единства греческого мира. Рождаются понятия «эллины» и «Эллада». Общегреческие святилища становятся важными центрами экономических, политических и культурных связей между изолированными городами-государствами. Особенно большое значение приобретает храм Зевса в Олимпии, где начиная с 776 г. до н. э. каждые четыре года устраивали знаменитые Олимпийские игры. Участники праздников приезжали из самых отдаленных уголков греческого мира, прекращались военные действия между государствами. Победитель на олимпийских состязаниях приносил славу не только своему роду, но и всей общине, от имени которой он выступал. Не меньшее значение (особенно политическое) принадлежало дельфийскому оракулу и святилищу Аполлона на о. Делосе.
В формировании греческого рабовладельческого общества и государства большую роль, сыграла колонизация греками с 8—6 вв. до н. э. Средиземноморского побережья, а также берегов Черного и Мраморного морей. Колонизационная активность греков была вызвана сложными экономическими, социальными и политическими* причинами: потребность расширяющейся торговли, нехватка земли, пригодной для земледелия. Концентрация земли в руках родовой аристократии рождала относительное перенаселение и вынуждала разорившихся земледельцев искать новое место поселения. Иногда потерпевшие поражение в политической борьбе уходили в изгнание и основывали новый полис. Бывало и так, что государство само выступало в роли организатора колоний, чтобы смягчить накал борьбы и убрать из города беспокойные элементы. Колонизация расширила границы греческого мира, способствовала укреплению связей с другими племенами, форсировала развитие морской торговли и товарно-денежных отношений. Укрепляя торгово-ремесленные Слои демоса, колонизация 8— 6 вв. до н. э. становится одним из значительных факторов в процессе утверждения рабовладельческого способа производства и уничтожения пережитков родового строя. В 8—6 вв. до н. э. происходят большие сдвиги в культурной жизни древних греков. Потребности производства, углубление связей с древневосточными цивилизациями и расширение связей с племенами Средиземноморья и Причерноморья, напряженная политическая жизнь формирующихся полисов, острая классовая борьба между демосом и родовой аристократией — все это рождало новые взгляды на мир, на место человека в обществе. В конце 7 - начале 6 в. до н. э. в нерасчлененной еще греческой науке зарождается «наука всех наук» — философия. В Милете, где пульс экономической и общественной жизни бьется особенно напряженно, возникает первая материалистическая философская школа ионийских натурфилософов. Философам-материалистам противостоят идеалисты, защитники косных, уходящих в прошлое порядков. В этом отношении типично мистическое учение Пифагора о числах как основе всего существующего и школа элийцев, пытающихся доказать неподвижность и неизменяемость мира.
Крупнейшим борцом против идеализма выступает Гераклит Эфесский, об учении которого В. И. Ленин писал: «Очень хорошее изложение начал диалектического материализма». 8—6 вв. До н. э. характеризуются блестящим развитием греческой поэзии. В отличие от господствовавшего в поэзии гомеровской эпохи эпического жанра в архаический период ведущая роль принадлежит лирике. Творчество лирических поэтов, таких, например, как Архилох, Солон, Феогнид Мегарский, Алкей, Сафо, Анакреонт, отражало бурные события современной им жизни и то внимание к человеку, которое характерно для гражданина, разорвавшего узы родовой общины. В архаическую эпоху зарождается такое великое создание древнегреческой культуры, как театр и литература для театра. Греки архаической эпохи плодотворно использовали более высокую в то время культуру стран Древнего Востока (Египта, Вавилонии, Сирии). Не случайно малоазийские города, служившие связующими звеньями между греческими полисами и странами Древнего Востока, стали «первой родиной мудрецов и поэтов». В ионийских городах сложился в 8 в. до н. э. алфавит, заимствованный из финикийского. С Востока был перенесен способ отливки статуй из металла. Восточная математика и астрономия ускорили развитие положительных знаний в Греции, положили начало научному исследованию природы. Архитектура 7 в. до н. э. 7 в. до н. э. характерен ростом городов, расширением масштабов строительства. С середины столетия начинают появляться монументальные постройки из камня, главным образом известняка мягких пород. Основным видом этих сооружений были храмы, которые являлись не только культовыми, ко отчасти и общественными зданиями. В 7 в. до н. э. вырабатываются различные типы храмов, а также устанавливается определенный порядок в отношении частей здания, система сочетания декоративных и собственно конструктивных частей, получившая название ордера.
Самый простой и, видимо, самый ранний тип храма — храм в антах, возникший из мегарона микенского времени. Главный фасад в этом случае оформляется торцами боковых стен, называемых антами, между которыми находятся две колонны, например в сокровищнице сикионцев в Олимпии начала 8 в. до н. э. (рис. 10). Так называемый простиль имеет на фасаде колонны, расположенные впереди антов; обычно этих колонн четыре. Амфипростиль содержит колонны и на переднем и на заднем фасадах. Самый распространенный тип храма — периптер, в котором колонны располагаются по всему периметру сооружения. Чаще всего на главном фасаде их бывает шесть. Такие храмы называются гексастильными периптерами. Наиболее сложный тип храмового здания — диптер, который включает два ряда колонн, окружающих храм. Сама целла храма делится на три помещения: переднее, служащее преддверием,—пронаос, центральное, самое обширное,—наос (или целла, собственно святилище) и опистодом — для хранения даров — со входом с заднего фасада. Греческий архитектурный ордер состоит из следующих основных элементов: трехступенного стилобата как цокольной части храма, колонн, включающих базу, ствол (фуст) и капитель, и антаблемента — перекрывающей части сооружения, делящегося в свою очередь на архитрав (балку), фриз и карниз. Выше антаблемента находится треугольной формы фронтон, ограниченный сверху двумя скатами крыши. В процессе формирования греческой архитектуры возникли два основных стиля: дорический и ионический. Дорический развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия и Великая Греция), ионический -в Аттике и в восточных районах Средиземноморья (Малая Азия, острова Эгейского моря). На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура, на формы ионического стиля — архитектура стран Передней Азии (Финикии, ахеменидского Ирана). Дорическая архитектура отличалась простотой и мужественностью своих фс)рм, ионическая —легкостью, стройностью, изяществом и относительно большей декоративностью. Названные выше ордерные части применялись в обоих стилях и различались лишь в деталях. Так в дорическом стиле колонны не имели баз, капители были очень просты и состояли из квадратной плиты (абака) и поддерживающей ее круглой подушки (эхина); фриз делился на прямоугольные, слегка выступающие части (триглифы) и находившиеся между ними квадратные доски (метопы). В ионическом стиле колонны имели профилированные базы; капитель включала спиралевидной формы волюты, фриз был гладким в виде ленты (зофорный фриз).
Оба стиля возникли еще в деревянно-сырцовых постройках, и позднее формы их были переведены, лишь с небольшими изменениями, в камень. В деревянно-сырцовых сооружениях основные архитектурные элементы составляли насущно необходимые конструктивные части. В ранних каменных постройках многие из них превратились в сугубо декоративные элементы, лишь в силу традиции воспроизводившиеся в новом твердом материале. Ордерная система, оправданная конструктивно и архитектурно, оказалась очень устойчивой и была использована без существенных изменений строителями последующего времени. Она менялась лишь в отношении пропорций и в прорисовке деталей. Греческие храмы начиная со второй половины 7 в. до н. э. строились из отдельных блоков камня, хорошо притесанных друг к другу и уложенных без применения раствора. Эти блоки составляли основную конструкцию сооружений, в то же время они выводились наружу, будучи обработаны в соответствии с архитектурно-художественными требованиями. Таким образом, в греческой архитектуре существовала самая тесная, органическая связь архитектурно-художественного и конструктивного начал. К числу ранних сооружений дорического стиля следует отнести храм Геры в Олимпии (конец 7 — начало 6 в. до н. э.). Он имел сильно вытянутую с запада на восток целлу, обрамленную со всех сторон сравнительно невысокими колоннами, что создавало впечатление длинной приземистой постройки. Верхняя часть стены целлы была выложена из кирпича-сырца. Количество колонн составляло: на главном фасаде — 6, на боковых — 16. Колонны сперва были деревянными и постепенно, в течение столетий, по мере ветшания, заменялись каменными. В пределах целлы (наоса) было два ряда колонн, причем последние через одну соединялись с боковыми стенами, ограждавшими целлу. Эта архаическая конструкция, примененная уже в храме Артемиды Орфии, возникла вследствие желания дополнительно укрепить несущую конструкцию здания при переводе ее в новый по тому времени строительный материал — камень. Если в дорической архитектуре наиболее распространенным типом сооружения был периптер, то в ионическом зодчестве строились главным образом диптеры. Примером архаического сооружения, построенного в 7 в. до н. э. в ионическом стиле, может служить храм Геры на острове Самосе — большой диптер с деревянными колоннами вокруг целлы, перестроенный позднее в камне. Архитектура 6 в. до н. э. Величайший расцвет классики 5—4 вв. до н. э. не был бы возможен без тех больших достижений на пути реалистического искусства, которых достигли греческие художники 6 в. до н. э. По всей Греции в этом столетии было сооружено множество храмов дорического и ионического стилей, некоторые из них были огромными для того времени по размеру зданиями. Развитие строительной техники позволило повсюду переходить от строительства храмов из сырцового кирпича и дерева к возведению их из камня. Храмы украшались скульптурой из камня; фронтоны, метопы, фризы показывают быстро развивающееся мастерство скульпторов. Появляются фронтоны со сложными многофигурными построениями, и постепенно художники добиваются удачного решения труднейшей задачи — размещения многофигурной композиции в треугольном поле фронтона. Архитектурные детали и скульптурные украшения ярко раскрашивались главным образом в синий и красный цвета; раскраска придавала зданию особенно нарядный вид. В 6 в. до н. э. был построен больших размеров храм Аполлона в Коринфе — типичное архаическое сооружение (6x15 колонн), от которого сохранились семь угловых монолитных колонн. Пропорции колонн тяжелые, капители имеют утрированно большой вынос. К первой половине 6 в. до н. э. относятся архаические храмы Селинунта (на южном побережье острова Сицилия). Из них наиболее типичным является так называемый храм «С» — характерный архаический храм, удлиненный в плане, с очень узкой однонефной целлой. Тяжелым кряжистым колоннам с громоздкими капителями соответствовал высокий массивный антаблемент. Передний портик храма был более глубокий, чем задний. Первой половиной 6 в. до н. э. датируется храм Геры (I) в Пестуме (9x18 колонн). Нечетное количество колонн, девять на главном фасаде этого здания, и целла, разделенная на два нефа одним рядом колонн, расположенных по оси сооружения,—типично архаические признаки. Необычайно широкий главный фасад заставлял ученых сомневаться в наличии фронтонов, которые казались бы слишком широкими и тяжелыми. Предполагалось, что это не храм, а общественное здание — базилика. Однако эта гипотеза оказалась несостоятельной — это был храм с обычным двускатным покрытием, но тяжеловесных, архаических пропорций. Форма колонн своеобразна: верхний их диаметр значительно уже нижнего, громоздкие капители имеют необычайно большой вынос. В архаической архитектуре Греции пропорции отдельных сооружений, и в частности колонн, очень сильно колебались в различных сооружениях. Бели колонны храма Геры в Олимпии отличаются невыразительностью очертаний, вследствие относительно небольшой разницы между нижним и верхним их диаметрами, то в храме Геры (I) Пестума это различие приобретает уже несколько утрированный характер. Если архаическая архитектура дорического стиля известна нам но большому количеству сооружений, полностью или частично сохранившихся, то из памятников ионического стиля ни один не дошел в таком состоянии, чтобы мы могли его рассматривать в целом виде. Для крупных храмов дорического стиля была характерна форма периптера, для ионических же — форма диптера. Небольшим сооружениям придавались очертания дистиля. Самыми значительными ионическими храмами 7—6 вв. до н. э. были храмы Артемиды в Эфесе, Геры на острове Самосе и Аполлона в Дидимах близ Милета (так называемый Дидимейон). Все эти храмы были почти полиостью перестроены позднее, в эллинистическое время. Наиболее полное представление на основании археологических раскопок можно составить об архитектуре храма Артемиды в Эфесе. Это был большой диптер (75 X 142 м в плане) с очень своеобразно решейными колоннами, которые имели сильно развитые капители со свисающими вниз волютами и широкие пояса над базами, украшенные рельефными фигурами. Храм был построен так же, как и современные ему диптеры, из мрамора, который начал использоваться в ионической архитектуре ранее, чем в архитектуре дорического стиля. Известные нам по незначительным фрагментам детали архитектурно-художественной отделки храма Артемиды в Эфесе недостаточны для того, чтобы полностью, во всех подробностях, представить себе это сооружение. Примером архаической постройки ионического стиля небольшого размера может служить так называемая сокровищница сифнийцев (или сифносцев) — жителей острова Сифнос, построенная ими в Дельфах и представляющая собой храм актового типа. В ней, так же как и в других сокровищницах, содержались дары, посвященные Аполлону. Между антами сокровищницы находились две опоры, решенные скульптурно в виде женских фигур — кариатид, стоящих на пьедесталах и своими головами поддерживающих капители, на которые, в свою очередь, опирается ангаблемент с зофорным фризом. Применение человеческих фигур в качестве опор (атлантов иди кариатид) было редким в греческой архитектуре. Сокровищница сифносцев, будучи своеобразной постройкой, является первым известным случаем применения, мотива кариатид в Греции. Уже в ранних греческих храмах выразилось преобладающее стремление греков к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного сооружения, к подчинению материала и техники определенной идее. По представлению древних, храм был не только жилищем божества, но и общественным зданием и, главное, воплощением их трезвого взгляда на мир, их формирующегося сознания превосходства эллинской культуры над всеми другими культурами. Из архитектурных сооружений Древней Греции времени перехода от архаики к классике (конец 6 — начало 5 в. до н. э.) следует выделить три храма — так называемую сокровищницу афинян в Дельфах, храм Геры (II) в Пестуме и храм Афины Афайи на острове Эгина. Сокровищница афинян в Дельфах представляет собой небольшой храм антового типа дорического стиля, возведенный из мрамора. Ордер по своему изяществу предвосхищает уже классический период. Изобразительное искусство. Греческое архаическое искусство (7—6 вв. до н. э.) заложило основу будущего расцвета классического искусства, сыгравшего столь значительную роль в развитии мировой художественной культуры. Все виды искусства получают в архаический период быстрое развитие — архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство. Заложенная еще в 9-8 вв. до н. э. основа греческого искусства, а именно стремление к реалистическому воплощению действительности, интенсивно развивается в архаический, период. Поиски более убедительной формы, выражающей эстетический идеал прекрасного, сильного, здорового телом и духом гражданина полиса, характеризуют искусство архаики. Творческие усилия художников 7—6 вв. до н. э. направлены на овладение правильным построением фигуры человека, его пластической анатомией, передачей движения. Правда, последняя задача была наиболее трудной. Архаическим мастерам удавалось запечатлеть только позу, изображающую то или иное движение. Но полной иллюзии человека в движении искусство смогло добиться лишь в середине 5 в. до н. э. Большое влияние на развитие искусства, в частности пластики, оказало искусство Египта и Передней Азии, в частности ассирийское, более совершенное по сравнению с греческим архаическим. Греческие художники заимствуют сначала композиционное построение, трактовку одежды и прически, но используют эти приемы для создания своих чисто греческих образов. В художественной жизни Греции 7—6 вв. до н. э. особенно выделяются Коринф и Сикион на Пелопоннесе, Беотия и Аттика в Средней Греции, малоазийские города — Милет, Эфес, Клазомены. Знаменитые общегреческие святилища, такие, как Дельфы, Олимпия, не были центрами художественной деятельности, но там в эти века строилось много храмов и находилось огромное число разного рода посвятительных памятников — статуй, и статуэток, рельефов, расписных ваз. Скульптура 7 в. до н. э. Наиболее типичными образами архаической пластики являлись юношеская обнаженная атлетическая фигура — курос и женская одетая — кора. Так могли изображаться и простые смертные, и боги, и богини. Эти образы сохраняют свое место в греческом искусстве во все последующие столетия, лишь видоизменяясь в стиле. Первые шаги в развитии монументальной греческой скульптуры были сделаны во второй половине 7 в. до н. э. на острове Крит, где, по преданию, работал когда-то легендарный скульптор Дедал. Наиболее ранние критские статуи из храма в Дреросе, изображающие Аполлона, Артемиду и мать их, Лето (Кандия, музей), невелики по размеру (0,60г-0,80 м) и представляют собою наиболее характерные типы греческой круглой пластики, монументальные и малых форм 7— 6 вв. до н. э — куроса и кору. Статуи сделаны из тонкого медного прочеканенного по частям металлического листа, набитого когда-то гвоздями на деревянную основу. Фигура Аполлона, еще не вполне правильная в пропорциях (большая голове, короткий, как бы срезанный снизу корпус), не лишена, однако, некоторой подвижности благодаря слегка отставленным от корпуса рукам и выдвинутой вперед правой ноге. Большие глаза, некогда инкрустированные блестящим камнем (кварц), и легкая улыбка оживляют его лицо. Женские фигуры с прижатыми к бокам руками в длинной, без обозначения складок, плотно прилегающей одежде выглядят столбообразными и статичными; пластически выделена только грудь и разно очерчена линия талии. Мастер здесь еще всецело зависит от ксоана, но в их простом и ясном контуре, в скупых обобщенных формах, в строгой уравновешенности частей, фронтальности композиционного построения заложены все черты монументальной архаической скульптуры. В 7 в. до н. э. наряду с каменными постройками создаются и каменные статуи, сначала из более мягких пород известняка, позже из мрамора. Такова мраморная, больших размеров статуя, посвященная богине Артемиде жительницей острова ил. 215 Наксоса Никандрой (Афины, Национальный музей). Этот остров — старейший после Крита центр, где появилась монументальная скульптура. В статуе Никандры можно угадать процесс работы мастера: сначала он обтесал прямоугольный мраморный блок, вероятно, исходя из традиционной деревянной заготовки. Из такого блока потом вырубил фигуру, но первоначальная «четырехфасадная» форма все-таки отчетливо выступает в готовом произведении, отчего и получалась фигура скованная и неподвижная с формами плоскими и жесткими. Одинаковый технический прием использовал и скульптор, создавший надгробную стелу братьев Дермилоса и Котила из Танагры в Беотии конца 7 в. до н. э. (Афины, Национальный музей). В композиционном решении фигуры художник следовал египетским образцам и в постановке фигур с выставленной вперед ногой и в изображении волос, падающих двумя плотными прядями на плечи и грудь. Однако в противоположность египетским мужским статуям юноши изображены обнаженными. Скульптор хотел показать братьев, обнимающих друг друга за плечи, но совершенно не справился с такой трудной задачей: рука одного, из юношей, как бы отрезанная от фигуры, лежит на плече другого. О быстром успехе в пластической трактовке фигуры, более правильном и пропорциональном построении свидетельствуют скульптуры аттической работы рубежа 7—6 вв. до н. э.: статуя обнаженного юноши (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) и колоссальный курос с мыса Сунион (Афины, Национальный музей). Атлетическое строение юношей подчеркнуто очень широкими плечами, сильными крепкими ногами, но корпус и бедра непропорционально узки, что особенно ясно выступает при взгляде на статуи в фас или со спины, в профиль корпус выглядит достаточно округло и объемно. Такое построение фигуры обусловлено в значительной мере приемом работы скульптора — также предварительным приготовлением прямоугольного блока камня, что не дает возможности изобразить фигуру с приподнятыми руками или с более широко раздвинутыми локтями. Граница линии груди, живота, лопаток, колен резко подчеркнута, что говорит, особенно при сравнении со статуей Аполлона из Дрероса, об успехах в овладении пластической анатомией. Лица архаических статуе трактованы большими гладкими плоскостями, особенно характерны рисунок сильно выпуклых глаз и своеобразная чисто декоративная обработка прически в виде разных рядов округлых выпуклостей. Главной задачей греческой пластики в течение 7 в. до н. э. становятся поиски гармоничной пропорциональности фигур, особенное внимание к передаче анатомического строения. Основные черты архаического стиля, складывающиеся в 7 в. до н. э., усложняются и достигают своего совершенства в 6 в. до н. э. Плоскостность фигур предшествующего периода сменяется объемностью, округлостью форм: более свободно становится движение. Все больше внимания уделяется моделировке лица и прическе. В начале 6 столетия до н. э. на Пелопоннесе значительно влияние критско-дедалической скульптуры. Образ куроса господствует в мастерских Пелопоннеса, где художники продолжают работать над решением пропорционального построения, соотношения частей фигуры, пластической анатомией. Ярким примером изображения атлетической фигуры начала 6 в. до н. э. являются статуи. Клеобиса и Битона (Дельфы, музей), превосходной работы Полимеда Аргосского, помещенные некогда в Дельфийское святилище. Образ атлета, сильного и тренированного, обладает большой художественной убедительностью. Пластический подход ясно чувствуется в построении головы, корпуса с очень широкими плечами, в напряженности мускулов руки и ног; но мышцы живота и коленные чашечки подчеркнуты только графически. В трактовке лица, волос видна традиция дедалического искусства. Влияние египетского канона выступает и в общем композиционном решении фигур и в трактовке деталей. Однако это уже типично греческое произведение. Легкая улыбка придает образу жизнерадостность молодости. Широко известная статуя куроса из Теней (Мюнхен, Глиптотека), так называемый Аполлон Тенейский, относится к 550 г. до н. э. и показывает следующий шаг в развитии типа куроса; фигура стройнее, легкая и более гибкая, чем тяжеловесный Клеобис, мягче передана мускулатура, пластичнее выявлены формы лица. Но декоративно трактованная прическа, сильно выпуклые глаза и условная улыбка остаются прежними. На островах Эгейского моря, где в 6 в. до н. э. процветала мраморная скульптура, ставились несколько иные художественные задачи, чем в мастерских Пелопоннеса. Работы над задрапированной фигурой и первые попытки передать в круглой скульптуре сильное движение видны в таких произведениях, как статуя богини Геры из Самоса и летящая Нике с острова Делоса. Культовая статуя Геры — типичная композиция для такого рода женских статуй] (например, Берлин, Государственные музеи), снизу до пояса изваяна в виде круглого столба; пластически промоделированы лишь плечи, грудь, руки. Складки хитона строго параллельны, обозначены гравировкой, складки плаща, сделанного из толстой ткани, более крупные, но также плоские и расположены декоративно, не согласуясь с формами тела. Разной трактовкой складок художник хотел передать фактурность ткани. Статуя крылатой Нике (Афины, Национальный музей), которую до недавнего времени приписывали скульптору Архерму, показывает смелую попытку передать полет. Изобразив богиню на высоком пьедестале и в условной позе коленопреклоненного бега с поднятой рукой и поднятыми крыльями, художник, для того чтобы фигура казалась парящей в воздухе, прикрепил фигуру к базе, используя складки хитона так, что ноги не касались базы. Решая труднейшую задачу изображения полета, мастер не отнесся с такой же заботливостью, как пелопоннесские мастера, к построению фигуры: чересчур большая голова (может быть, в расчете на постановку на высокий камень), короткий корпус, плоскостность форм сделали фигуру богини неуклюжей, что, впрочем, не мешало общему впечатлению полета. Мощные, загнутые вверх крылья дополняли образ. Своеобразную картину развития пластики мы наблюдаем в третьей художественной области — Аттике. В 6 в до н. э. Афины превращаются в большой культурный центр. В Аттику при Писистрате и его сыновьях приглашались для работы мастера с островов Эгейского моря и малоазийских городов. Художники с островов Хиоса, Эгины, Наксоса оставили в Аттике и свои произведения и своих афинских учеников. В результате раскопок на Акрополе был найден ряд выдающихся скульптурных произведений. Эти статуи после разорения в 480 г. до н. э. персами Афин были использованы в середине 5 в. до н. э. как укрепления под фундаменты новых построек. Переложенные щебнем и песком, скульптуры сохранили всю свою раскраску до наших дней. Особенным мастерством отличается большая группа женских статуй, выполненных в течение второй половины 6 в. до»н. э. Наиболее ранняя работа аттического мастера «Кора в пеплосе» (Афины, Национальный музей) еще напоминает «четырехфасадные» скульптуры, но лицо молодое, сияющее улыбкой, свидетельствует о развитии реалистического образа, как и голова афинянина (Афины/Музей Акрополя). Это характерный для аттической 7скульптуры тип лица: круглое, с хорошо выявленными скулами и подбородком, с широким лбом и большими выпуклыми глазами. Под влиянием искусства восточных греческих городов одежда на аттических скульптурах начинает трактоваться иначе. Намечаются первые попытки согласовать складки хитона или плаща с движением фигуры, но главное, что передает мастер, это красивый рисунок многочисленных складок, то мельчайших на хитоне, то легких волнистых на тонкой нижней одежде, то крупных на плаще, края которого свисают зигзагами, образуя рисунок так называемого ласточкина хвоста. Черты лица кор, например так называемая Большая хиосянка (Афины, Музей Акрополя), созданные руками островных мастеров или местных, под их влиянием, отличаются от аттических удлиненным овалом, острым носом и подбородком и миндалевидными, раскосо поставленными глазами. Прически их поражают богатством отделки мелких прядей локонов, уложенных разнообразным манером. Акропольские статуи, выполненные из мрамора, превосходно обработаны; гладкие плоскости слегка полированы, углубления складок, локоны обработаны буравом и резцом. Волосы, глаза, губы раскрашены красным. Одежда украшена пестрой каймой и мелкими узорами синего, красного и зеленого цветов. Все коры стоят прямо, фронтально, одной рукой церемонно приподнимая хитон, другой протягивают цветок. Коры Акрополя полны изысканной грации, даже некоторой манерности, это изображение девушек аристократического круга. Метопы, Фронтоны. Зофорный фриз. В 6 в. до н. э., как говорилось выше, храмы стали строить из камня, что позволило ставить фронтоны с многофигурными скульптурными композициями и метопы не терракотовые, а каменные с рельефами. Сюжетом для храмовой скульптуры служили греческие мифы и гомеровский эпос. Сцены из легенд о богах, о подвигах Геракла, Тезея, героев «Илиады» и «Одиссеи» воплощались в композициях на фронтонах, фризах, метопах. Древнейшие метопы середины 6 в. до н. э. из Дельф (Дельфы, музей) принадлежали небольшому храмику-сокровищнице, сооруженному городом Сикионом. Это продолговатые плиты (87x58 см) с невысоким рельефом. На одной из них изображен Зевс в виде быка, похитившего Европу. На другой метопе герои Диоскуры, ведущие стадо быков. Фигуры на этих метопах как бы движутся мимо зрителя. На третьей показан нос корабля, а по бокам два всадника. В метопах Сикионской сокровищницы нет ни единого композиционного построения, ни общего масштаба фигур, ни одинакового количества действующих фигур, что необходимо для синтеза архитектуры и скульптуры. Только позже, к середине 5 в. до н. а, была достигнута такая согласованность. Метопы Сикионской сокровищницы пластически не выразительны, контуры жестки, трактованы декоративно. Метопы из храма в Пестуме (юг Италии), датируемые 560 г. до н. э., посвящены подвигам Геракла и свидетельствуют о поисках новых композиционных решений. Особенно удачно вписалась в квадратное поле фигура Геракла с двумя карликами-пигмеями на плечах. Эта композиция повторена и на метопе из храма в Селинунте 520—-510 гг. до н. э. (Палермо, Национальный музей). Труднейшей задачей расположения многофнгурной композиции является треугольное поле фронтона. Лишь постепенно, в течение 6 в. до н. е., художники добиваются почти равномасштабности фигур, выделяют центр композиции и заполняют изображением углы. Фронтон (около 585 г. До н. э.) небольшого дорического храма на острове Керкира (рис. 11), где была коринфская колония, выполнен на отдельных досках, и швы перерезают фигуры (Корфу, музей). В центре фронтона помещена огромная фигура Горгоны в схематической позе так называемого коленопреклоненного бега. По сторонам ее, занимая большую часть фронтона, две пантеры, а по углам — сцены битвы богов с гигантами. Композиция распадается на три части и тематически и масштабно. Фигуры к углам резко уменьшаются в размерах, таким образом главный мифологический персонаж Зевс оказался крошечным по сравнению с демоном — Медузой. Декоративно фронтон решен «удачно, но единство действия из-за резкого различия масштаба фигур мастеру еще не удалось.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|