Фронтом храма Артеммды на острове Керкира. Оиоло 585 г. до ц. а. Прорисовка
Рельеф храма Керкиры невысокий, слабо промоделированный, значительную роль в нем должна была играть раскраска. О развитии фронтонной композиции наглядное представление дают несколько богато раскрашенных фронтонов с храмов Акрополи в Афинах, где ясно видны поиски более убедительных решении. Одним из самых ранних фронтонов (564) г. до н. э.) является фронтон из известняка тороса» со сценой борьбы Геракла с гидрой (Афины, Национальный музей). Рельеф этого фронтона совсем плоений, мало промоделированный, далекий еще от пластического совершенства. Исполнен он инструментами, служащими для, резьбы по дереву — пилой, резцом, круглым долотом. Ввиду того, что шов каменных плит прошел по самой середине фронтона, фигуры разместились не очень удачно: гидра заняла всю правую половину фронтона, а все остальные фигуры должны был вместиться в левую, таким образом получилось, что фигура Геракла значительно больше, чем фигура Иолая (воакицы Геракла), а фигуры коней неестественно малы. Большую роль тут играл» роспись фронтона: сине-зеленая гидре, ярко-розовые фигуры героев, синие кони. Яркие краски скрашивали еще далекую от совершенства композицию. Особенно интересны фрагменты угловых фигур фронтона одного на храмов Акрополя (около 550 г. до н. э.), изображающие справа трехголовое чудовище бури. Тифона со змеиным хвостом (Афины, Музей Акрополя) и слева, — Геракла в борьбе с морским чудовищем Тритоном с рыбьим хвостом. Эти расписные группы дают пример удачного, не нарушающего смысла заполнения углов. Очень интересно цветовое решение годов Тифона: синие волосы и бороды, зеленые глаза, черные брови. Мастер обращает особое внимание на пластическое выявление структуры черепа и корпуса хотя форма глав, улыбка, рисунок волос, борода полностью архаичны и носят условный характер.
Последняя четверть 6 в. до н. э. знаменует собой значительное развитие реалистической трактовки человеческой фигуры в монументальном искусстве, особое значение при этом получает изучение анатомии. Ионические мастера первые поставили новые сложные проблемы — изображение глубины пространства, использование ракурсов, в многофигурных фризах — многоплановость и все большую пластичность и объемность изображения. Замечательный памятник был создан в 525 г. до н. э,— это сокровищница сифносцев в Дельфах с ее фронтоном и фризом (Дельфы, музей). Новая трактовка как бы струящихся складок одежд сидящих богов, многоплановое изображение битвы, новые композиционные построения в три плана, раскрывающие глубину пространства в рельефах фриза, в сценах гиганто-махии и охоты, в отдельных фигурах, например ракурс фигуры павшего гиганта — все это ставит памятник в ряды первоклассных греческих творений. Правда, нет еще полной свободы в передаче движения, много еще схематичного в изображении одежд, прически и анатомических подробностей, но важно то, что художники поняли значение новых проблем и открыли путь к величайшим достижениям греческого реализма. На синем фоне фронтона четко выделялись обнаженные части человеческих фигур, оставленные в цвете мрамора, волосы были даны красным цветом, одежда — красными, синими и сине-зелеными тонами. Живопись 7—6 вв. до н. э. Бели характер архаической скульптуры во многом был обусловлен и культовым назначением статуи и приемом работы в блоке, то в живописи этого периода, более простой и легкой в техническом отношении, можно наблюдать быстрое развитие новых задач. Расширение тематики, более реалистический рисунок, передача фигур в различных ракурсах, в движении, развитие полихромии являются достижением 7-6 вв. до н. э.
Жизненность в изображении человека и животного достигается в вазовой росписи первой половины 7 в. до н. э. Мастера обогащают роспись не только новыми образами и орнаментами, но и новыми приемами рисунка. В силуэте, который господствовав в вазах геометрического стиля, теперь процарапы-вают детали тонким острым инструментом. Постепенно силуэт заменяется контурным рисунком, позволившим передать многие подробности. В 7 в. до н. э. керамические изделия мастеров Коринфа, Родоса и позже, с 6 в., Аттики, Хиоса, Самоса экспортируются в различные районы Средиземного и Черного морей. В той или иной степени воздействие искусства Египта, Ассирии, Финикии выступает, как указывалось, и в пластике, и в живописи и особенно в вазовой росписи, декоративный стиль которой получил название «ориентализирующий», например кувшин из Родоса (Бостон,! Музей изящных искусств). Фантастические звери — сфинксы, грифоны, хищники восточных стран, восточные декоративные мотивы (плетенка, пальметка, лотос), некоторые композиционные приемы, прически, даже тип лица воспринимаются и перерабатываются греческими мастерами. Содержание росписей на вазах очень разнообразно, кроме орнаментов ориентализирующего стиля, часто изображаются сражающиеся воины, скачки всадников, сцены охоты и мифологические эпизоды. Литературные античные источники называют несколько имен древнейших греческих живописцев, и среди них Клеанфа из Коринфа, который расписал стены храма в Олимпии картинами на мифологические темы. Стенные росписи 7—6 вв. до н. э. не сохранились, но до нас дошли памятники другого рода —. именно терракотовые расписные метопы —- части архитектурного сооружения, маленькие глиняные посвятительные дощечки «пинаки» и полихромные расписные вазы с сюжетными композициями. Это памятники, показывающие раннее появление и яркое процветание искусства живописи. Терракотовые расписные метопы (640— 630 гг. до н. э.) коринфской работы принадлежали двум храмам в Терме и храму в Каледоне. Особый интерес представляют большие (1 м) метопы одного из храмов в Терме. На одной метопе написан бегущий Персей, несущий голову Медузы, на другой — шагающий охотник с дичью, а на третьей — две женские фигуры (Афины, Национальный музей). На розовом фоне мужские фигуры раскрашены коричневато-красноватым локальным цветом, женские — белым, прически — черным. Одежды разрисованы пестрыми узорами черного и пурпурного цветов. Такая расцветка фигур создает впечатление большой декоративности, что и требовало местоположение метоп в ордере. Все фигуры, несмотря на ряд обычных для рисунка 7 в, до н. э. условностей (голова в профиль, глаз в фас, корпус в фас, ноги в профиль), хорошо нарисованы и удачно расположены в квадратной рамке. Метопы хорошо воспринимались и на расстоянии, когда формы фигур выявлялись через цветовые соотношения, и при более близком рассмотрении, где зрителя поражала тонкость отделки деталей,
В 6 в. до н. э. производством художественных расписных ваз было занято множество гончаров и художников во многих городах Греции. Теперь, кроме Коринфа и городов Ионии, вывозят за пределы Греции в огромном количестве керамические изделия из Аттики. В течение почти всего 6 в. до н. э. господствует в вазовой росписи силуэтная, или чернофигурная, техника. Эта техника чисто керамическая, и изобразительные ее средства во многом условны. Чернофигурный способ росписи обладает большими декоративными достоинствами я служит превосходным украшением сосудов, сделанных из желтой, розовой или оранжевой глины. Аттические керамисты усовершенствовали качество черного лака: лак, которым они пользовались, имел блестящую, глубокого черного или слегка оливкового оттенка поверх-ность. Фоном росписи служила яркая оранжевая аттическая глина, белая и пурпурная (коричневого оттенка), краски употреблялись аттическими художниками очень умеренно. Прославленным памятником аттического искусства 570 г. до и. э. является чернофигурный кратер Франсуа (Флоренция, Археологический музей), названный так по имени археолога, открывшего эту 1вазу в этрусской могиле. На кратере есть подписи гончара Эрготима и художника Клития. Сосуд украшен росписью, состоящей из пяти поясов с девятью мифологическими сценами; почти у каждой из двухсот фигур надпись, объясняющая, кто здесь нарисован. Сцены изображают шествие богов на свадьбу Пелея и Фетиды, битву лапифов с кентаврами, корабль Тезея, Каледонскую охоту.
Здесь представлены различные образы: боги с торжественной осанкой, сильные герои, живые народные образы — гребцы, юмористические персонажи — силен с мехом. На вазе Клития примечательны изображения архитектурных сооружений — дом Пелея, портик над источником, крепостная стена. Рисунок отличается тщательностью, хорошо передано множество разнообразных движений. Некоторые положения фигур очень сложны, например кентавров, бросающих камни» или силена, несущего мех. Композиции росписи кратера Франсуа столь разнообразны и сложны, что есть основания предполагать здесь повторение какого-то теперь утраченного образца монументальной живописи. Самыми значительными мастерами чернофигурной вазовой росписи третьей четверти б в. до н. э. были Амасис и Эксекий. Сохранилось несколько ваз с подписью Амасиса как владельца мастерской, но так как эти вазы расписаны одним художником, полагают, что роспись сделана рукой самого Амасиса. Интересна его амфора со сценой сбора винограда силенами. Фигуры силенов полу звериного облика острокомичны, движения ярко выразительны. Следует заметить, что комический; образ в греческом искусстве 6 в. до н. а. нашел свое место только в мелкой пластике (терракотах) и особенно в росписях на вазах. Многие художники создают полные юмора образы силенов, кентавров, сатиров. В монументальной пластике, так бурно развивающейся в 6 в. до н, э., не могло быть места комическим образам. Многочисленные статуи богов, героев-атлетов и посвятительные статуи, стоящие в святилищах, надгробия, мифологические композиции на архитектурных сооружениях, будучи подчинены культу или государственному заказу (статуи победителей-атлетов), носили характер торжественности и идеализации образа. О сюжетах и образах монументальных росписей нам известно немного, но те картины, о которых упоминают древние авторы, также имели героический характер. Великим художником, мастером композиции, в Аттике третьей четверти 6 в. до н. э. был Эксекий, создатель сцен на сюжеты героических или драматических мифов. Одним из лучших произведений Эксекия является амфора из музея Ватикана с двумя композициями (Рим, Ватикан): Ахилл и Аякс, играющие в кости, и Кастор и Полидевк, братья Диоскуры. Другим широко известным произведением Эксекия является чаша, роспись внутри которой изображает Диониса, плывущего в лодке.
В 530—535 гг. до н. э. появляется новый способ росписи ваз — краснофигур-ный, когда фигуры оставляются в цвете глины, а фон покрывается черным лаком. Детали в такой технике не надо процарапывать, их можно рисовать линиями развой толщины и развой разводки лака, гуща и темнее или светлее. Новая техника раскрыла новые возможности рисунка. Художники стали изображать одежду в мелких складках, узоры каймы, тонкие пряди волос и мелкие локоны. Впервые эта техника встречается на вазах, сделанных в мастерской аттического мастера Андокида, где работали первоклассные рисовальщики. Некоторые вазы Андокида исполнены двумя приемами: с одной стороны ваза имеет роспись черно-фигурную, с другой — краснофигурную. Мастера вазовой росписи последней четверти 6 в. до н. э. также разрабаты-вают мифологические темы, и в этих сценах мы можем искать отзвук мону-ментальных композиций. Новым в работах аттических художников этого времени является широкое распространение жанровых сюжетов — сцены пира, пляски, игры музыкантов, сцены палестры. Главным действующим лицом становится обнаженный атлет, мальчик-слуга или музыкант, молодые, одетые в пышные хитоны музыкантши и танцовщицы. Одним ив сильнейших аттических художников ковш 6 в,— начала 5 в. до в. э. во праву считается Евфроний. Его знаменитая роспись на кратере «Борьба Геракла и Антея» (Париж, Лувр) носит подлинно монументальный характер. Сцена полна огромной эмоциональной силы. Главные фигуры охарактеризо-ваны очень ярмо: греческие герой Геракл с тонкими чертами лица, красиво уложенными кудрями и гибким, сильным, тренированным телом противопос-тавлен грубому, дикому Антею с косматой гривой волос. Образ Антея в трак-товке Евфрония выступает воплощением варварской силы. Евфроний не столько ищет новых композиционных решений и новых приемов передачи глубины пространства, сколько создает новые, более реалистические, чем в чернофигурных росписях, образы, уделяя большое внимание анатомии человека. Сходные композиции в монументальном и прикладном искусстве, близкая трактовка образов в равных, иногда очень далеко отстоящих друг от друга греческих городах, говорят о самых интенсивных торговых связях этих городов между собой, о широком обмене художественными достижениями. В 6 в. до н. э. завязываются особенно тесные торговые и культурные отношения с греческими колониями на северных берегах Черного моря: с Ольвией. Пантикапеем, Фанагорией. Оттуда шли в Грецию хлеб, скот, рабы. Греческие ионийские города и Афины вывовили в Причерноморье изделия художественного ремесла и произведения искусства. Статуэтки из мрамора, бронзы, терракоты, расписные вазы находят теперь в развалинах причерноморских городов и в некрополях. Особенно ценимы были аттические черно- и краснофигурные вазы. В 6 в. до н. в. в северопричерноморских городах началось строительство не только жилых кварталов, но и храмов и общественных зданий в дорическом и ионическом ордерах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|