Греческое искусство 5 В. До И. В.
Греко-персидские войны (500—449 гг. до в. э.) образуют рубеж в истории Древней Греции. Ими заканчивается период формирования античного полиса, так называемый архаический период, и начинается период расцвета. Нападение Персидской державы на Балканскую Грецию было вызвано стремлением персидских рабовладельцев утвердить свое господство в Восточном Средиземноморье, где под их властью уже находились греческие города Ионийского побережья. Прологом к войне послужили поход персидского царя Дария в Северное Причерноморье и восстание алоазийских греков против персидской деспотии. Помощь, оказанная Афинами восставшему Ми лету, послужила поводом для первого вторжения персов на Балканы в 492 г. до н. э. В Марафовской долине афинские гоплиты обратили в бегство значительно превосходящую их по численности персидскую армию. Подвиг марафонских бойцов запечатлели поэты и художника Греции. Персы в 480 г. до н. а. снова двинула на Балканы огромную сухопутную армию и флот. Прорвавшись через Фермопилы, где, защищая родину, героически погиб отряд спартанского царя Леонида, персы хлынули в Среднюю Грецию. Беотийские города поспешили подчиниться персам, спартанцы отступали к Коринфскому перешейку. Аттика была опустошена и разграблена, но греческий флот одержал у острова Саламина (480 г. до н. э.) блестящую победу над персидским флотом в поставил под угрозу коммуникации сухопутной армии. Персидский царь Ксеркс вынужден был отступить, оставив в Греции часть своих войск, которые в 479 г. до н. э. были разбиты в сражении при Платеях. Одновременно афинский флот успешно атаковал персидскую эскадру около мыса Микале. Война была перенесена на острова в побережье Малой Азии, где военные действия продолжались до 449 г. до н. э. Победа раздробленных, маленьких городов-государств над огромной Персидской державой была обусловлена в первую очередь тем, что греки вели справедливую, освободительную войну. Кроме того, греческие полисы находились на более высокой ступени общественного развития и обладали более совершенной военной организацией. Греки стали хозяевами Восточного Средиземноморья, в их руки попала огромная добыча и масса пленных, центр развития переместился с Ионийского побережья на Балканы. Одним из важнейших результатов греко-персидских войн явилось возвышение Афин и создание Афинского морского союза (478 г. до н. э.). У Афин, помимо военной добычи, оказались огромные средства союзной казны, а добровольные взносы союзников вскоре превратились в ежегодную принудительную подать.
Создание мощной Афинской морской державы, господствовавшей в Эгейском море, обеспечило благоприятные условия для развития морской торговли. Основой экономического процветания служит окончательное утверждение рабовладельческого способа производства. Рабы составляют значительную часть трудящегося населения. Правда, в ремесле и особенно в сельском хозяйстве еще большую роль играл труд свободных людей, но развитие рабства влекло за собой вытеснение свободных людей, что, в' свою очередь, приводило к росту городской бедноты и обострению внутренних противоречий в античном полисе. С развитием полиса усложнялась одна из задач государства — держать в узде основную массу эксплуатируемого населения. Для успешного ранения этой задачи требовались политическая активность в сплочение всего коллектива свободных граждан. Период высшего экономического расцвета Греции был в то же время периодом расцвета рабовладельческой демократии, классичес-ким образцом которой стал государственный строй, установившийся в Афи-нах после реформ Эфиальта и Периода.
Афинская демократический конституция середины 5 в. до н. э. утверждала принцип прямого народоправства, провозгласив высшим органом государст-венной власти народное собрание и ликвидировав имущественный ценз*. Для своего времени афинская демократия была передовым общественным строем, но она была демократией рабовладельческой, ибо значительная часть населения — рабы не только не пользовались политическими оравами, но были лишены элементарных человеческих прав. _______________________________________________________________ * Почтя все должностные лица я вбирались жребием, таким образом, любой гражданин, если на него падет жребий, мог занять самую ответственную должность. Должностным лицам выплачивалось вознаграждение, чтобы, я неимущие граждане могли выполнять своя государственные обязанности.
Не имели политических прав метеки и афинские женщины. Кроме того, жалованье должностным липам, бесплатные раздачи хлеба и денег неимущим афинским гражданам, деятельное строительство, обеспечивающее нуждающихся заработком, организация государством военно-земледельческих колоний на территории бывших союзников, а ныне подданных Афинской морской державы — все это шло в значительной мере за счет эксплуатации, а иногда и разорения членов Афинского морского союза, что не могло не вызывать протеста и растущего стремления избавиться от афинской гегемонии. Однако, несмотря на свою классовую ограниченность, демократический строй создавал благоприятную почву для развития, античной культуры. Подъем экономической и политической жизни Греции в 5 в. до н. э. сопровождался расцветом греческой культуры, центром которой стали Афины. Чтобы представить себе этот расцвет более конкретно, достаточно назвать хотя бы несколько имен составивших славу мировой культуры» В философии: учитель и друг Перикла — Анаксагор, чье творчество послужило основой для высшего развития античной материалистической философии в трудах Левкиппа и Демокрита; властитель дум» Сократ, чье имя стало нарицательным в веках; знаменитый софист Протагор. В литературе — бессмертная триада: Эсхил, Софокл, Еврипид, творения которых переведены почти на все языки мира и не сходят со сцен Мирового театра в течение двух с полови кой тысяч лет. В искусстве — великий Фидий, Мирон, Поликлет, живописцы Полигнот и Аполлодор. В науке — отец историк Геродот и крупнейший античный историк Фукидид, отец медицины — Гиппократ.
Период высшего расцвета греческих полисов был в то же время и началом их кризиса. Победа рабовладельческого способа производства в узких рамках города-государства влекла за собой разорение свободных производителей, порождала презрительное отношение к труду и хищническую эксплуатацию рабов. Росло число недовольных как среди неимущих граждан, так и среди угнетенных афинской гегемонией членов Афинского морского союза. Правящие группы греческих рабовладельцев искали выход из внутренних трудностей на путях грабительских войн. Естественным завершением растущей агрессивности греческих государств явилась пелопонесская война, в которой столкнулись две крупнейшие группировки греческих полисов — Афинская морская держава и Пелопоннесский союз. Война длилась 27 лет (431—404 гг. до н. э.). Ее участниками стали не только все греческие государства Средиземноморья, но Персия и Карфаген. «За время ее Эллада пережила столько бедствий, сколько ни разу не испытала раньше... Никогда не было взято и разорено столько городов... Не было столько изгнаний и убийств, вызванных как самой войной, так и междоусобицами»,—пишет современник событий; крупнейший греческий историк Фукидид. Война закончилась победой Спарты и тяжелым поражением Афин. Однако последствия ее в равной мере пагубно сказались и на побежденных и на победителях. Архитектура. 5 в. до н. э. ознаменован появлением великолепных архитектурных сооружений в разных городах Греции. Восстанавливаются и вновь создаются наиболее совершенные в архитектурно-художественном и строительно-техническом отношении комплексы и здания. Выло воздвигнуто много храмов с богатыми скульптурными украшениями. Храмы были не только культовыми зданиями, посвященными божеству. Они воплощали в себе идеи гражданственности и патриотизма, выражали силу, мощь греческого полиса. Такими были храмы на острове Эгина, в Олимпии, Дельфах и в Афинах.
Хорошо сохранившийся храм Геры (II) в Пестуме (конец первой четверти 5 в. до н. э.) — большой гексастильный (шестиколонный) периптер, построенный на грубого известняка (6x14 колонн). Храм по своим очертаниям в плане приближается уже к памятникам классического времени. Его пропорции гармоничны, детали отличаются сочностью и точностью рисунка. Вместе с тем в сооружении еще присутствуют черты архаики (подчеркнутая тяжеловатость всего сооружения), объясняющаяся тем» что храм был построен вне пределов греческой метрополии. Обращает внимание хорошая сохранность внутренней архитектурной конструкции храма: до нас дошли не только наружные колонные портики (так называемый птерон), но и двухъярусные колоннады интерьера, разделявшие целлу на три нефа и поддерживавшие обычно в греческих постройках деревянное балочное перекрытие — в этом отношении храм уникален. Храм Афины Афани на острове Эгине, расположенный Против входа в Афинскую гавань, был построен около 490 г. до н. э. Этот небольшой периптер (6 X 12 колонн) возведен из высококачественного известняка и, несмотря на наличие еще некоторых архаических черт (относительно тяжелый антаблемент), в целом отличается уже стройными пропорциями колонн, тонкостью ордерных деталей. Храм, ныне в значительной части восстановленный, приобрел особую известность своими замечательными скульптурными фронтонными композициями. Одним из высших достижений греческой архитектуры является храм Зевса в Олимпии, построенный архитектором Ли-боном в период между 468 и 456 гг. до н. э. Дорический периптер с 6x13 колоннами (их высота — 10,5 м, нижний диаметр равен 2,25 м) отличается чрезвычайной гармоничностью пропорций. В храме было достигнуто полное эстетическое, зрительное равновесие между поддерживающими и перекрывающими архитектурными элементами. Детали отточены с необычным совершенством и характеризуются удивительной верностью рисунка. Храм Зевса в Олимпии является высшим достижением в развитии дорического периптера. В этом поистине классическом сооружении представляют особый интерес знаменитые фронтонные скульптуры. В пределах целлы находилась хризоэлефантинная статуя Зевса работы Фидия. В 447 году до н. э. начались большие работы по восстановлению и реконструкции после окончания греко-персидских войн центрального комплекса древнегреческой архитектуры — Афинского акрополя (рис. 12) под общим художественным наблюдением скульптора Фидия. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калл и крат, Мнесикл и другие.
Афинский акрополь. 5 в. до н. э. План Акрополь, представляющий собой естественную скалу, возвышающуюся на 150 метров над уровнем моря и находящуюся примерно в 5 километрах от порта Пирея (размеры по горизонтали: около 300 м в длину и 130 м в ширину), издавна (еще во 2 тысячелетии до н. э.) являлся крепостью жителей этого района. В 7—6 вв. до н. э. на Акрополе, служившем и общественным центром города, уже находились значительные по архитектуре храмы, однако они не составляли целостного ансамбля. Новый комплекс Афинского акрополя асимметричен, однако в основе этого лежат единая художественная идея, единый архитектурно-художественный замысел. Отчасти асимметрия под- сказывалась неправильными очертаниями холма, различной высотой отдельных его частей и наличием на отдельных участках уже ранее построенных храмовых сооружений. Строители Акрополя сознательно шли на асимметричное решение, используя его для создания наиболее гармоничного соответствия между отдельными частями ансамбля. В основе художественного замысла, принятого Фидием и сотрудничавшими с ним архитекторами, лежит принцип гармонического равновесия отдельных сооружений в пределах всего комплекса и последовательного раскрытия художественных качеств ансамбля и входящих в него зданий в процессе постепенного обхода и обозрения их снаружи и внутри. Пропилеи (входные ворота), сооруженные с 437 по 432 г. до н. э. архитектором Мнесиклом, являлись фактически общественным зданием. Высота колонн западного шестиколонного дорического портика сооружения — 8,57 м; ионические колонны, расположенные за ними по сторонам центрального прохода, несколько выше, их размеры составляют 10,25 м. Помимо западного и примыкающего к нему восточного портиков, через которые проходили поднимавшиеся на Акрополь, в состав Пропилеи введены боковые, примыкающие к ним крылья. Левое, северное— пинакотека — служило для собрания произведений живописи, а в правом, южном, помещалось хранилище рукописей (библиотека). В целом возникла асимметричная композиция, уравновешиваемая небольшим храмом Нике Аптерос (бескрылой богини победы Нике), возведенным архитектором Калликратом. Интересно, что ось храма Нике Аптерос расположена не параллельно оси Пропилеи: главный фасад храма несколько развернут в сторону подхода к Пропилеям, что сделано в интересах наибольшего раскрытия перед зрителем художественных качеств этого сооружения. Храм Нике — один из шедевров древнегреческой архитектуры времени ее расцвета, построен архитектором Калликратом, одним из двух авторов крупнейшего храма Акрополя — Парфенона, между 449 и 421 гг. до н. э. в ионическом стиле. Храм этот, имеющий форму амфипростиля, представляется изящнейшим творением античного зодчества. Размеры его минимальны: целла имеет в ширину всего лишь 3,78 м, в длину — 4,19 м, высота колонн — 4,19 м, но это ни в какой мере не лишает сооружение монументальности. Храм входит в качестве органического элемента в композицию западной, входной части Акрополя, в то же время он прекрасно воспринимается и с противоположной стороны, при спуске с Акрополя, на фоне безбрежных далей, линий гор. После того как поднимавшиеся на Акрополь проходили Пропилеи, перед ними открывалась широкая панорама центральной части комплекса. В отдалении, направо, на самом высоком месте Акрополя, возвышался величественный храм Парфенон, посвященный Афине Парфенос (Афине-деве) и игравший ведущую роль во всем ансамбле. Левее, на первом плане, можно было видеть не сохранившуюся до нашего времени гигантскую статую Афины Промахос (Афины-воительницы), созданную Фидием. За ней вдали виден был хран небольших размеров — Эрехтейон. Таким образом, первое впечатление, получаемое при входе не Акрополь, строилось на основе смелого, контрастного сопоставления горизонтально протяженных и вертикально направленных архитектурных и скульптурных памятников, находившихся на различных участках Акрополя. Наиболее крупное сооружение Акрополя— Парфенон воспринималось от Пропилеи в три четверти — зрители видели не какой-либо один из фасадов, а весь объем сооружения и сразу же получали общее представление о всей его объемной композиции. Прежде чем увидеть главный, восточный фасад и войти внутрь здания, зрители должны были обойти храм снаружи и получить полное представление о его внешнем художественном решении. Парфенон — октастильный (восьмиколонный на коротких фасадах) перип-тер, построенный из пентелийского мрамора в период с 447 по 432 г. до н. э. архитекторами Иктином и Калликратом (о X17 колонн; размеры по верхней ступени — 09,5 м в длину, 30,0 м в ширину, высота колонн —10,5 м). Внутри храма, помимо пронаоса и опистодома, были целла и особое помещение, где хранилась казна Афинского морского союза. В Парфеноне, решенном в дорических формах, ощущаются черты влияния ионического стиля. В его время в архитектуре Афин в связи с повышением их политической роди появляется тенденция к выработке единого общегреческого (панэллинского) стиля архитектуры. Сочетание двух стилей — дорического и Конического — проявлялось двояко: или путем совмещения их в одном и том же сооружении, или путем изменения пропорций дорического стиля в сторону их облегчения, придания им большего изящества, что было сделано в Парфеноне, где колонны относительно более легкие по своим пропорциям, чем, например, в храме Зевса в Олимпии. Кроме того, во внутреннем помещении были поставлены четыре, вероятно, ионические колонны, не сох-. ранившиеся до нашего времени. Наличие на внешних поверхностях стен, ограничивающих целлу, непрерывного (эофорного) фриза с изображением праздника Панафиней (его общая протяженность 160 м, а высота4 1 м) также является признаком ионического ордера. Сочетание двух стилей — дорического и ионического — в одном и том же сооружении мы видим также и в Пропилеях, где в центральном проходе находятся шесть ионических колонн. Тончайшая лепка архитектурных деталей, необычайно точный их рисунок, прекрасно Найденные общие пропорции, выверенность всех малейших подробностей, тесное сочетание архитектурной основы и скульптурного убранства — все это делает Парфенон крупнейшим, наиболее значительным в художественном отношении произведением греческой и мировой архитектуры. Другой храм Афинского акрополя — Эрехтейон, посвященный двум главным божествам города Афин — Афине Полиаде и Посейдону, был построен в период с 421 по 407 г. до н. э. архитекторами Архилохом и Филоклом. Это — несимметричный храм, состоящий не четырех частей: целлы Афины Полиады, целлы Посейдона и двух портиков — большого, северного и малого, южного, называемого обычно портиком кариатид. Асимметрия этого сооружения вызвана сложностью его функционального содержания, необходимостью создать удобные проходы в две основные целлы храма, а также постановкой на сложном по профилю участке с сильным падением уровня почвы. Здесь, в Эрехтейоне, особенно наглядно выступает один из основных принципов древнегреческой архитектуры, о котором говорилось выше,— принцип постепенного развертывания композиции перед зрителем, обходящим сооружение. После того как вошедший побывал в восточной целле храма, он мог, спустившись по лестнице, пройти в северный портик Эрехтейона и через него проникнуть в западную целлу — целлу Посейдона. Портик кариатид являлся выходным, через него выходили из целлы Посейдона на площадку Акрополя. Размеры Эрехтейона очень невелики (основной прямоугольник плана —23,5 X 11,6 м; высота кариатид — 2,3 м), но архитектура его полна особого изящества и утонченности. Легкостью форм и усложненностью композиции Эрехтейон контрастирует с расположенным рядом крупным и подчеркнуто монументальным Парфеноном. Контрастные взаимоотношения этих двух храмов усиливают своеобразие комплекса Акрополя. Эрехтейон построен из мрамора, в ионическом стиле, примененном в различных масштабах на восточном и северном портиках храма и на западной его стене. Мстив кариатид является своеобразным вариантом ионического стиля, в котором роль опор играют изображения девушек — кор. Эта тема впервые появилась в архитектуре 6 в. до н. э. в известной сокровищнице сифносцев в Дельфах. Акрополь как бы парит над Афинами, его силуэт формирует силуэт города. Здесь, в этом замечательном ансамбле, греческими строителями было проявлено удивительное умение художественно связать сооружения между собой и в то же самое время органически ввести их в природную среду, окружающий пейзаж. Первоклассным памятником классической архитектуры в Афинах является так называемый храм Гефестейон, посвященный богу Гефесту, покровителю ремесленников (ранее называвшийся в науке Тесейоном). Дорический гексастильный периптер (6х 13 колонн) Гефестейона имеет небольшие размеры — по стилобату 31,8 X Х13,7 м. Высота его колонн составляет всего лишь 5,88 м. Но в этом хорошо сохранившемся храме, построенном в середине 5 в. до н.э., почти одновременно с Парфеноном, на участке, примыкающем к Афинской агоре — главной торговой площади города, как и в сооружениях Афинского акрополя, достигнуты были необычайная гармоничность и пропорциональность архитектурных форм. Подобно Парфенону и другим храмам классического периода, в нем выискан и отточен каждый архитектурный элемент, каждая деталь. Тонко найдены очертания стволов колонн, которые благодаря легкой кривизне — припухлости на высоте нижней трети колонны—энтазису производят впечатление напряженных, пружинящих под тяжестью антаблемента. Этот эффект, придающий особую пластичность архитектуре, наблюдается постоянно в древнегреческих сооружениях. Интереснейшим произведением греческой архитектуры является храм Аполлона в Бассах в Фигалии, на Пелопоннесе, возведенный в третьей четверти 5 в. до н. э. (ок. 430 г.) строителем Парфенона архитектором Иктином. Дорический шестиколонный периптер (6x15 колонн) содержал в пределах целлы ряд ионических полуколонн и одну коринфскую колонну, стоявшую на оси храма. Коринфская капитель храма Аполлона в Бассах известна лишь по рисунку начала 19 века. Таким образом, в этом храме впервые применены били все три основных стиля древнегреческого зодчества —дорический, ионический и коринфский. В храме Аполлона в Бассах наблюдаются элементы асимметрии. Его целла делится на две Части, из которых вторая, находящаяся в глубине, имеет на левой стене выходную дверь. Культовая статуя была расположена против этой двери у правой стены и воспринималась входящими в храм в профиль. Изобразительное искусство. Искусство 5 в. до н. э. прошло большой путь от зарождения и формирования классического стиля, вершиной которого является время Фидия, к позднеклассическому периоду в. последней трети столетия и к новой ступени классического искусства — искусству 4 в. до н. э. 5 в. до н. э» ознаменовался великолепными архитектурными постройками в разных городах Греции. В это время создаются наиболее совершенные в архитектурно-художественном и строительно-техническом отношениях комплексы. После разрушений во время персидской войны восстанавливают-ся города и отдельные памятники. Много было воздвигнуто храмов с богатыми скульптурными украшениями. История изобразительного искусства 5 в. до н. э. раскрывается перед нами в многочисленных подлинниках мраморной скульптуры, на римских копиях с образцов греческих оригиналов, в греческих расписных вазах» бронзовых и терракотовых статуэтках. О живописи, монументальной и станковой, можно судить по литературным источникам. Главная задача искусства 5 в. до н. э. была в правдивом изображении человека, живого, подвижного, сильного, энергичного и вместе с тем полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было прославить бойца и победителя в персидских войнах, свободного гражданина города-государства, осознавшего превосходство своего строя, своей культуры над старыми культурами Востока и варварским миром. Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Для воплощения новых идей и образов необходим был и подходящий материал. В мраморе исполнялись скульптурные украшения храмов — фронтоны, метопы, фризы, посвятительные и надгробные рельефы и такие статуи, которые изображали либо фигуры в длинной одежде, либо прямостоящую с опущенными руками обнаженную фигуру. Изваять обнаженную фигуру с опорой на одну ногу со свободно отставленной другой (не говоря уже об изображении какого-либо движения) из мрамора без особой подпорки было очень трудно. Только бронза позволяла греческим скульпторам придавать фигуре любое положение. Поэтому бронза в 5 в. до н. э. стала главным материалом, в котором работали все великие мастера, когда брались за создание круглой скульптуры. Мраморная скульптура (круглая статуя, рельеф, украшения архитектурных сооружений) по-прежнему раскрашивалась. Теперь чаще встречается раскраска волос желтой краской. В бронзовой статуе инкрустировали из стекловидной пасты и цветного камня глаза, а губы, прически или украшения делали из бронзового сплава другого оттенка. В первые десятилетия 5 в. до н. э. новый стиль греческого искусства развивается в борьбе с пережитками старого, архаического стиля, уже не отвечавшего новым требованиям. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые черты, близкие искусству Востока: статичность, торжественность, подчеркнутую декоративность в трактовке одежды, крутых локонов волос и бороды, даже в типе лица и рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, тот новый классический тип, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях, наполняясь новым содержанием. Уже к 470 гг. до н. э., как показывает фрагмент статуи — голова атлета с Афинского акро-8поля, так называемый «Белокурый юноша» (Афины, Музей Акрополя),—в греческом искусстве сложился определенный, новый тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазами, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды постепенно становятся «эхом тела». Скульптура эгинского храма. Мраморные фронтонные группы храма Афины Афины на острове Этане близ Аттики являются памятником переходной эпохи, где еще сильны старые художественные приемы и вместе с тем ярко проявляется новое в искусстве скульптуры. Сооруженный после 490 г. до н. э., то есть после Марафонской битвы, величественный дорический периптер (от которого теперь осталось на месте 15 колонн) стал памятником крупной победы греков над полчищами персов. Фронтонные группы 1 (Мюнхен, Глиптотека) изображали сцены борьбы греков с троянцами. Выбор такого сюжета был не случаен, он свидетельствовал о том, что греки и раньше побеждали азиатов. От западного фронтона сохранились десять фигур: центр занимала фигура Афины, выполненная еще в архаическом стиле; по сторонам симметрично расположены фигуры воинов. Здесь найдено новое по сравнению с 6 в. до н. э. решение фронтонной композиции: соблюден принцип одномасштабности почти всех фигур. В зависимости от места в треугольнике стоящие, коленопреклоненные и по углам лежащие фигуры заполняют тимпан фронтона. Плоскости о расположенные фигуры воинов с сухой и жесткой моделировкой тела, с декоративным рисунком кудрей, условной улыбкой еще несут в себе много архаических черт, но их сильные движения, хотя и несколько скованные, говорят о новых художественных стремлениях. Интересно отметить, что эгинские фигуры одинаково тщательно отработаны со всех сторон. Эгинские мастера славились работой в бронзе и свои навыки в этом материале переносили в произведения из мрамора. От восточного фронтона дошло до нас лишь пять фигур. Они несколько большего размера, чем западные, сделаны позднее и более реалистично. Особенно выделяется угловая фигура умирающего воина; поворотом корпуса, положением ног показаны объемность тела и глубина
____________________________________________________________ 1 Фигуры реставрированы датским скульптором Торвальдсеном в 19 в. пространства. На лице его видна гримаса боли, это — первая попытка показать состояние страдания. Мастера эгинского фронтона достигли многого в овладении реалистическим построением человеческой фигуры, но не смогли еще показать в пластике свободу движений. Хотя и правильно передан выпад или наклон вперед воина, но фигура кажется как бы окаменелой в той или иной позе, а не динамичной. Критий и Несиот. Мастерами, которые еще дальше отошли от старого стиля, были Критий и Несиот, создатели знаменитой группы тираноубийц. Памятник героям-патриотам Гармодию и Аристогитону — тираноубийцам работы Антенора, воздвигнутый на склоне Афинского ареопага в 510 г. до н. э., был увезен в 480 г. до н. э. персами. После изгнания врагов из Аттики афиняне сразу же заказали новый памятник своим героям скульпторам Критию и Несиоту. Нельзя точно сказать, насколько эти художники повторили старое композиционноо, расположение фигур, но ясно, что они внесли в свое произведение совершенно иной дух, несмотря на некоторые пережитки архаики (декоративная трактовка волос, условная улыбка). Вместо изящных архаических куросов, подобных Аполлону Тенейскому, перед нами предстают совершенно иные фигуры, мощные, удлиненных пропорции, с массивным корпусом, в энергичном движении. Старший — Аристогитон — защищает младшего, занесшего над тираном меч. Мускулатура обнаженных тел героев пролеплена несколько обобщенно, но очень точно, с ясным пониманием натуры. «Тираноубийцы» — памятник суровый, полный патриотического пафоса, воспевал победу демократии, сбросившей не только тиранию, но и отразившей персидское нашествие. Уже вполне определенный классический тип лица мы видим у знаменитых «Дельфийского возницы» (Дельфы, музей) и статуи Зёвса (или Посейдона) — это бронзовые оригиналы греческой работы, выполненные около 470 г. до н. э. I Возница являлся частью, большого памятника, изображающего колесницу с конями, победителя и возницу. Группа была установлена в честь победы на ристалищах. Юноша одет в длинный хитон, обычный для возничего. Глубокие параллельные складки его одежды скрывают весь корпус, но лепка головы, рук, ног показывает, насколько свободно владел не известный нам мастер пластической анатомией. Судя по строгой фронтальной композиции, нарушаемой только протянутыми руками и легким поворотом головы, можно предположить здесь работу мастера пелопоннесской шкоды. В противоположность строгой сосредоточенности юноши-возницы статуя Зевса (Афины, Национальный музей) воплощает собою скрытую энергию, огромную духовную силу. Величие главного олимпийского бога выражено не только мощными формами корпуса, не только в сильном движении и повелительном жесте, но главным образом в чертах красивого мужественного лица, в серьезном, но страстном взгляде. Эта работа неизвестного мастера показывает, что образы, созданные греческими художниками в 5 в. до н. э., не были бездумно спокойны, как римские копии с оригиналов классической эпохи, а, будучи сдержанны в выражении эмоций, всегда убедительно жизненны. В поисках средств для наиболее реального выражения действительности встала новая проблема, а именно передача глубины пространства, трехмерности построения, большей гибкости, подвижности человеческой фигуры. Труднейшей задачей в искусстве ваяния было фиксирование момента перехода от статики к движению. Удачное воплощение всех этих сложных задач можно видеть в небольшой греческой статуэтке «Бегун на старте» (Тюбинген, Музей университета), вероятно, являющейся повторением в малом масштабе статуи выдающегося, хотя нам и не известного мастера. Атлет показан в последнюю секунду перед стремительным рывком вперед, в момент, когда напряжение достигает своей наивысшей точки. Протянутая вперед левая рука и отодвинутый назад локоть правой, выставленная вперед левая нога создают мотив перекрестного движения. Ноги бегуна слегка согнуты в коленях, корпус наклонен вперед. Исследователь античного искусства О. Ф. Вальдгауэр пишет, что «фигура, таким образом, содержит в себе два движения: нижняя часть тела стоит в первоначальной позе, верхней же придано то положение, в котором нижняя будет находиться через мгновение». Здесь налицо хиазм1, то есть перекрестное движение рук и ног, расположение плеч, корпуса, бедер в разных плоскостях, пересечение плавных линий. Хиазм является новым приемом, легшим в основу дальнейшего развития античного искусства. Сочетание плавного, как бы непрекращающегося движения с устойчивым положением мастерски выражено на замечательном произведении неизвестного греческого (может быть, Южноиталийского) художника на мраморном троне с рельефами (так называемом троне Людовизи). Рельеф представляет сцену рождения Афродиты из морской пены. Это один из великолепных памятников греческой пластики 470—460 гг. до н. э. (Рим, Национальный музей). И здесь изображена выходящая из морских волн прекрасная хрупкая фигура Афродиты в тонком, плотно прилегающем хитоне, ее слегка приподнятое лицо сияет радостью. По сторонам богини две юные ее прислужницы — Оры (времена года), стоя на морском берегу, склонившись, поддерживают поднимающуюся из вод богиню и прикрывают ее плащом. Девушки одеты в длинные струящиеся одежды, и их симметрично расположенные фигуры оживляются различной игрой складок хитонов. Движения поднимающейся вверх Афродиты и наклоняющихся к ней Ор противопоставлены по направлению, но линии композиции не разрываются. Переплетение рук и мягкие складки одежд создают впечатление непрерывного действия.
__________________________________________________________________ 1 Xиазм — термин происходит от греческой буквы «хи». На боковых рельефах с одной стороны изображена сидящая фигура женщины, закутанной в плащ, перед курильщицей, с другой стороны — обнаженная девушка, играющая на флейте. Это служительницы культа Афродиты. Рельеф трона Людовизи невысокий, но мастер превосходно передал пластику тела и многочисленных складок одежд. Рисунок тонкий и " точный. Реалистически трактованные подушки, на которых сидят служительницы, мелкая прибрежная галька под ногами Ор придают всей сцене убедительную конкретность. Краснофигурные вазы. Замечательным художественным явлением первых десятилетий 5 в. до и. э. остаются, как и в 6 в. до н. э., аттические расписные вазы. В Афинах, как сказано, работало много гончарных мастерских. Владельцы некоторых из них собирали у себя замечательных художников. Такими превосходными мастерскими были мастерские Эвфрония, мастера, работавшего еще и в 6 в. до н. э., Гиерона, Клеофрада, Брига, Пистоксена и многих других. Вазы, выходившие из этих мастерских, подписывались, как правило, именем владельца, а часто и именем художника. Художники первой половины 5 в. до н. э. постепенно добиваются более правильного рисунка лица в фас, глаза в профиль, фигуры в профиль и в три четверти. Наряду с краснофигурной техникой получают в 5 в. до н. э. широкое распространение сосуды с белой сплошной обмазкой, на которой лаком наносится рисунок. Белый фон давал возможность писать не только черным лаком и темным пурпуром, но и желтой, коричневой, красной и даже синей красками, что позволяло мастеру вазовой росписи ближе всего подойти к колориту монументальной и станковой живописи. Примером такой росписи может служить фрагмент чаши из мастерской Пистоксена (ок. 489 г. до н. э., Афины, Музей Акрополя). На чаше изображена сцена убийства Орфея фракиянкой. Рисунок выполнен тонкими линиями и очень тщательно. Голова молодого Орфея классического типа поразительно походит на голову дельфийского возницы. Полигнот. Греческое искусство второй четверти 5 в. до н. э. формировалось под влиянием величайшего греческого живописца Полигнота. Этот мастер с поразительной художественной силой выразил в грандиозных композициях пафос греческих побед. Его монументальные росписи в храмах и общественных зданиях Платей, Дельф и Афин утрачены безвозвратно, но сохранившиеся подробные античные описания его картин, а также художественные произведения разного рода, созданные под его влиянием, позволяют определить характер творчества этого гения. Деятельность его продолжается в период от 470 до 440 г. до и. а. Будучи родом с острова Фасоса, он работал во многих городах ив Афинах получил за свои росписи права афинского гражданства. Его рисунок был выразителен и красив. Полигнот, кроме точно охарактеризованного движения, делал первые попытки передать и мимику лица. Он смог посредством жеста и мимики достаточно убедительно показать своих героев в печали, скорби и отчаянии, ужасе и изумлении. Полиглот умел ярко охарактеризовать возраст человека и даже такое состояние, как умирание. Полигнот разработал развитие группы — фигуры объединены не только действием, но и общим настроением. Он стал
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|