Восточный фронтон храма Зевса в Олимпии. Около 465 г. до н. э. Прорисовка
Пэоний. В Олимпии была открыта статуя богини победы Нике работы Пэония, относящаяся приблизительно к середине 5 столетия до н. э. Мраморная статуя (крылья и лицо обиты) стояла на девятиметровом трехгранном пьедестале и изображала богиню в тот момент, когда она, легко паря в воздухе, спускается на землю (Олимпия, музей). Фигура поставлена в легком наклоне вперед и уравновешивалась большим раздувающимся плащом, еще более усиливающим впечатление полета. На фоне некогда ярко раскрашенного плаща четко выделялась изящная фигура богини в плотно облегающем хитоне, обрисовывающем стройные формы тела. В этом произведении поражает фантазия художника, так удивительно воссоздавшего как бы летящую фигуру. Мирон. Около середины 5 в. до н. э. творил выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элефевр в Беотии, на границе с Аттикой, но вся деятельность его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владеет пластической анатомией и передает свободу движения, преодолевая ту некоторую скованность, которая еще существовала в скульптурах Олимпии. В «Дискоболе» 1 Мирон выбрал смелый художественный мотив — кратчайшую остановку между двумя сильными движениями, тот момент, когда сделан последний взмах руки перед броском диска. Вся тяжесть тела падает на правую ногу, даже пальцы которой напряжены, левая нога свободна и едва касается земли. Левая рука, касаясь колена, как бы удерживает фигуру в равновесии. Прекрасно тренированный атлет красиво и свободно выполняет выученное движение. При таком сильном напряжении всего тела лицо юноши удивляет зрителя своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина.
Композиционное построение «Дискобола» решено несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но вместе с тем каждая сторона статуи ясно раскрывает замысел автора; со всех точек зрения понятно движение атлета, хотя художник выделяет одну главную точку зрения» Знаменитая группа Мирона, стоявшая некогда на Афинском акрополе, изображала Афину (Франкфурт-на-Майне, Городской музей), бросившую изобретенную ею флейту, и силена Марсия (Рим, Капитолийский музей) и сохранилась в мраморных копиях. Дикий, необузданный лесной демон со звероподобным лицом, резкими грубыми движениями противопоставлен очень юной, но спокойной Афине. Фигура Марсия выражает страх перед богиней и сильное, жадное желание схватить флейту. Афина одним жестом руки останавливает силена. Мирон в этой группе предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик. Фидий. В художественной жизни времен Перикла центральное место занимал аттический скульптор Фидий. Огромное значение этого величайшего греческого художника подчеркивают многие античные авторы; его именем теперь называют целый период истории искусства — период расцвета классического стиля 5 в. до н. э.
__________________________________________________________________ 1 «Дискобол» описан очень точно Лукианом (2 в. н. э.) и был узнан по многим римским повторениям (в 19 в.), наилучшие из них, например в Национальном музее в Риме, дали основание для реконструкции утраченного оригинала. Фидий родился около 500—490 гг. и умер около 431 г. до н. э. Его учителями считаются скульптор Гегий и живописец Полиглот. Фидий воплотил в своих произведениях высокие идеи гражданственности, создал образы, полные поэзии красоты, образы, прославляющие свободного грека, его человеческое достоинство и высокую духовную культуру. Самыми знаменитыми в древности считались его колоссальные статуи: Афина Парфенос и Зевс в Олимпийском храме, выполненные в хрисоэлефантинной технике, и Афина Промахос из бронзы, стоящая а площади Афинского акрополя. Эти произведения ныне безвозвратно утрачены, и лишь литературные описания и уменьшенные римские копии дают слабое представление о былом великолепии этих прославленных скульптур. Для строящегося нового храма Афины— Парфенона — Фидий в 438 г, до и. э. окончил двенадцатиметровую статую богини. Основу статуи составляла деревянная, очень тщательно вырезанная фигура, на лицо и обнаженные части тела которой
были наложены тонкие пластинки слоновой кости; одежда и вооружение были выполнены из золота, которого пошло на это около 2000 килограммов. Все золотые части были съемные» и каждые четыре года проверялся их вес, так как одежда богини представляла собой золотой фонд государства. Бледное воспоминание о Парфенос сохранилось в небольшой мраморной копии 2 в. н. э., найденной близ Афин в Варвакионе (Афины, Национальный музей).I Голова статуи повторена в знаменитых золотых медальонах из Куль-Обы (близ Керчи) 5—4 вв. до н. э. (Ленинград, Эрмитаж). Афина Парфенос, одетая в длинный пеплос, с эгидой на груди; в шлеме, увенчанном тройным гребнем со сфинксом и грифонами, с фигурой богини Нике, щитом и копьем в руках, производила впечатление величия, непоколебимости и мощи. Строгость складок одежды не скрадывала формы стройного сильного тела; классически правильное прекрасное лицо богини, обрамленное локонами, оживлено было легкой нежной улыбкой. Нащечники шлема, щит, находившийся у ног богини, пьедестал были украшены рельефами на мифологические темы. На щите Афины были прочеканены с наружной стороны сцены амазономахии; а с внутренней — гигантомахии. Мраморный фрагмент, хранящийся в Британском музее, копия со щита Парфенос, показывает, что в расположении фигур Фидий следовал композиционному приему Полигнота, то есть обозначал почву под ногами. На этом щите Фидий изобразил себя в виде пожилого лысеющего мужчины с энергичным лицом в короткой одежде ремесленника с секирой в руках, нападающего на амазонку, Рядом с Фидием находится Перикл в шлеме, но жестом правой руки он почти закрывает лицо, так что трудно судить о его портрете.
Статуя Зевса в храме этого божества в Олимпии высотой 14 метров, превосходившая в древности славу Парфенос, изображала верховное греческое божество сидящим на троне с Нике в руке. Огромный пьедестал был также богато украшен рельефами и живописью. Афина Промахос (высота около 9 м) в шлеме и с копьем, позолоченный кончик которого был виден с моря, воплощала в себе военную мощь Афин. Меньшего масштаба бронзовая статуя Афины, так называемая «Лемниянка», сохранилась в нескольких римских копиях, лучшие из которых хранятся в Дрездене (торс, Государственный музей Альбертинум) и в музее Болоньи (голова). Здесь Фидий изобразил мирную Афину, держащую свой шлем в руке, но еще не оставившую копья. Расположение складок одежды близко напоминает Афину Парфенос, но колоссальная Афина была полна торжественного спокойствия, ее строго фронтальная композиция согласована с архитектурой интерьера храма. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных широкой лентой. Греки почитали Афину как божество мудрости, защитницу отечества, покровительницу ремесла. Таковы Парфенос — покровительница любимого ею города, величавая богиня мудрости, символ которой — змея изображена у ног богини, и Промахос — защитница государства. Кроме Зевса и Афины, Фидий создал образы и других богов в хрисоэлефантинной технике и в бронзе. Он участвовал в конкурсе на статую амазонки для Эфеса вместе с Поликлетом, Кресилаем и Фрадмоном; из трех сохранившихся римских копий одна может быть приписана Фидию. Амазонка опирается на копье, как бы собираясь вскочить на коня.
Скульптура Парфенона. Античные литературные источники называют Фидия руководителем работ по созданию скульптурного убранства Парфенона. В современной науке существует мнение, что Фидий не мог принимать участия в этой работе, так как художественная форма фриза и особенно фронтонов Парфенона значительно отличается от Афины Парфенос, однако мы должны учитывать, что знаем о Парфенос по копиям и что другая римская копия — Лемниянки — имеет очень много общего с фризом. Вся скульптура Парфенона, в особенности фриз и фронтоны, ясно говорят о едином замысле, и хотя выполняли работы руки многих мастеров, творцом всей композиции был один художник. Все античные авторы, писавшие о Зевсе Олимпийском и Парфенос Фидия, характеризуют огромное мастерство их исполнения, силу производимого ими впечатления и называют Фидия величайшим греческим скульптором. Пока нет еще новых письменных документов, называющих другое имя художника, руководившего работой в Парфеноне, и мы считаем возможным признать таковым Фидия. Самыми первыми в процессе строительства Парфенона должны были быть готовы метопы, с них и начались скульптурные работы, в которых участвовало много мастеров разных поколений и из разных мест Греции, принесших в мастерские на Акрополе свои художественные навыки. Девяносто две метопы были исполнены в период между 448—442 гг. до н. э. На каждой стороне храма метопы были посвящены особой теме: на востоке — гигантомахии, на западе — амазономахии, на севере — битве греков и троянцев, на юге — кентавромахии. Из этого большого числа метоп сохранилось около половины и лучше других — 18 метоп южной стороны (Лондон, Британский музей). В этих метопах ясно видны не только разные руки, их исполнявшие, но и разный стиль: одни рельефы еще полны угловатости и жесткости, присущих искусству первых десятилетий века, в других свободно передано движение, а пластичность форм и мягкость складок одежды говорят о новом стиле времени Фидия. Композиционное решение метоп отличается единообразием: почти во всех метопах по две фигуры, которые гармонично вписываются в прямоугольное поле, составляя/единое целое со всем антаблементом. Резкие вертикали триглифов чередовались с метопами, где фигуры борющихся греков и кентавров создавали живую игру линий. Вместе с последними метопами началась работа над фризом с изображением двенадцати олимпийских богов и панафинейского шествия. Фриз имел в длину около 160 ми был помещен над входом в пронаос, опистодом и на стенах целлы на высоте 12 м и исполнялся уже на месте. Если метопы даны в очень высоком рельефе — местами фигуры только несколькими точками касаются фона, — то фриз исполнен в очень низком рельефе (всего 5,5 см), но богатом живописной моделировкой обнаженного тела и одежд.
Не весь фриз уцелел (часть в Британском музее в Лондоне), но можно рассчитать, что здесь было изображено больше 350 человеческих фигур и около 250 животных, коней, жертвенных быков и овец. Приготовление к шествию и начало его находилось на юго-западном углу фриза; далее процессия шла по западной стороне, затем двигалась параллельными рядами всадников и колесниц по северной и южной сторонам и заворачивала на восточную, где идущих в голове шествия девушек со священными сосудами встречали старейшины города. Самый центр восточной стороны занимали жрец и жрица храма и прислужники, принимающие подарок для богини — пеплос. По обе стороны от жрецов помещались две группы сидящих богов. Композиция фриза, несомненно, принадлежит выдающемуся мастеру, который при изображении такого большого количества фигур сумел избегнуть повторения и создал живую картину народного праздника, где все участники проникнуты общим настроением, слиты в едином движении, но каждый при этом, подчиняясь общему тону, сохраняет и свою индивидуальность. Эта индивидуальность выражена в жестах, в характере движения, в костюме. Черты лица, строение фигуры как богов, так и простых смертных представляют собой обобщенный образ — идеал греческой красоты. Чередование фигур животных и людей, всадников и пеших, одетых и обнаженных, членение общего потока шествия фигурой, обернувшейся назад, придают всему фризу особую убедительность, жизненность. Раскраска и аксессуары, выполненные из меди, способствовали тому, что рельеф четко выделялся на фоне мраморной стены. Несмотря на то, что много скульпторов трудилось над фризом, в пропорциях, типе лица, прическах, характере движения человека и животных, трактовке складок одежды художники-исполнители строго выполняли волю автора и замечательно подчинили свою художественную манеру общему стилю. По сравнению с метопами фриз представляет собой дальнейший шаг в развитии реализма; ни следов жесткости или застылости в позах, полная свобода движения, легкость одежд, которые не только выявляют формы тела, но и способствуют выразительности движения, например развевающиеся плащи, передача глубины пространства, — все это делает фриз ярчайшим примером расцвета классического искусства. Одновременно с фризом шла работа и над фронтонами Парфенона. На восточном была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса в присутствии олимпийских богов, на западном — спор Афины с Посейдоном из-за господства в Аттике. От многофигурной композиции осталось немного сильно поврежденных фигур, каждая из которых представляет собой круглую скульптуру, тщательно обработанную со всех сторон. Если центр западного фронтона можно теперь представить по рисунку Каррея 1674 г. и по аттической краснофигурной гидрии с рельефами Афины и Посейдона, найденной на Боспоре (хранится в Эрмитаже), то центральную часть восточного фронтона трудно восстановить. Повторение группы сидящего на троне Зевса и только что рожденной Афины в полном вооружении можно усмотреть на рельефе римского времени, украшавшем обрамление фонтана (ныне в Мадриде). Крылья западного фронтона пострадали больше, чем крылья восточного, где сохранились все угловые фигуры. Часть фигур находится на месте, часть, как и фриз, в Британском музее; они привезены туда в 1803 г. Эльдгином. Фронтоны Парфенона являются вершиной композиционного решения многофигурной группы такого рода: глубина раскрытия сюжета выражена совершенными художественными средствами, яркой характеристикой образов и вместе с тем поразительной гармонией с общим архитектурным целым. Центр обоих фронтонов разделен между двумя главными действующими лицами: Зевс и Афина, Посейдон и Афина, между которыми была помещена на восточном — небольшая фигурка Нике и на западном — масличное дерево, дарованное богиней жителям Аттики. По сторонам Афины и Посейдон находились их колесницы с горячими вздыбленными конями, с трудом удерживаемыми возницами; далее к углам сидели свидетели спора аттические герои Кекропс и Эрехтей с членами их семей и в самых углах фигуры — персонификации аттических рек и источников Кефис, Иллис и Каллироя. На восточном фронтоне за главными центральными фигурами были еще два божества, сидящих на тронах,—Гера и Посейдон. На втором плане за главными богами — фигуры младших богов, Гефеста, Ириды, еще дальше к углам — стоящие фигуры богов и сохранившиеся доныне сидящие и возлежащие боги: справа — три богини: Гестия, Диона и Афродита, слева — группа из двух богинь, вероятно, Деметры и Персефоны и возлежащий молодой бог, по-видимому, Дионис. С левого угла фронтонной композиции из волн океана, показанных рельефно, поднималась четверка коней Гелиоса, бога солнца, на правом углу спускалась в воды океана Селена, богиня луни, на своей колеснице. Великое событие — рождение богини — свершилось; одни боги с удивлением рассматривают новое олимпийское божество, другие спешат известить мир о совершившемся чуде. Весть постепенно достигает слуха богов, далеко находившихся от места событий, одна из трех сидящих богинь — Гестия обернулась к вестникам, вторая — как бы прислушивается, а третья — Афродита безмятежно возлежит на коленях у матери Дионы, глядя, вероятно, на заход луны; эти три богини — одна из самых величественных по своей красоте, изяществу линий, богатству складок одежды, живописной игре светотени скульптурных групп в мировом искусстве. В левом углу помещена мужская обнаженная, свободно раскинувшаяся на склоне скалы фигура. Рядом с этим молодым, прекрасным, атлетического сложения богом, безмятежно любующимся небесным светилом, сидят, тесно прижавшись друг к другу, Деметра и Персефона. Группировка углов восточного фронтона показывает удивительную смелость их автора, дерзко нарушившего сложившуюся традицию обращать угловые фигуры к центру, разнообразя их позу лишь в некоторых деталях, как, например, на фронтонах храма в Олимпии. Здесь конь Гелиоса движется слева направо, в этом же направлении уходит в морские воды Селена; мужской обнаженной, изолированной от других фигур, соответствует одетая женская фигура из двухфигурной группы. Но соответствие в массе здесь соблюдено с поразительным художественным чутьем. Общей гармонии способствовала и раскраска фигур, цветовые пятна довершали равновесие сторон. Впервые во фронтонных композициях исключительно смело были поставлены в ряд с целыми фигурами и фигуры Гелиоса, погруженного по грудь в волны, и Селены, видимой лишь до пояса, и только головы их коней. Такой прием идет от живописи Полигнота и говорит о тесной взаимосвязи двух родов искусства. Скульптура Парфенона сделалась неисчерпаемой сокровищницей образов, композиционных приемов, художественных мотивов для многих поколений греческих мастеров пластики, живописи, вазовой росписи, терракотовых статуэток и даже ювелирных украшений. Кресилай. Современниками Фидия были знаменитые в античности скульпторы Кресилай, Поликлет и Алкамен, произведения которых известны нам в римских копиях. Кресилай, родом из Кидоний на Крите, работал в Афинах. Его амазонка, выполненная на конкурс, изображала раненную в бок юную воительницу. Фигура выдержана в стиле фриза Парфенона. Боль от раны показана очень сдержанно, только наклон головы и жест руки выдают страдания амазонки. Известным произведением Кресилая является портрет Перикла в шлеме. Это один из наиболее ранних греческих портретов. Характерные индивидуальные черты великого государственного деятеля всецело подчинены идеалу красоты, а лицо Перикла чрезвычайно похоже на лица бородатых афинян на фризе Парфенона — это тот же обобщенный тип прекрасного доблестного грека. Поликлет. Ярчайшим представителем пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет, родом из Сикиона либо из Аргоса. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где победил в конкурсе на статую амазонки. Поликлет — мастер бронзовой скульптуры — был не только ваятелем, но и теоретиком искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела. Согласно его пропорциональной системе голова составляла 1/7всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Корпус его фигур был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его правил была статуя юноши копьеносца «Дорифор». Это обнаженный юноша атлетического строения с лицом спокойным и классически прекрасным. Позднее, чем «Дорифор», и под несомненным влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой,— «Диадумен». В своих работах Поликлет показал внутреннюю подвижность человеческой фигуры, выразил краткую остановку между двумя шагами. Вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. «Раненая амазонка» Поликлета чрезвычайно близка «Дорифору» и «Диадумену»те же пропорции, те же черты спокойного меланхолического лица. Амазонка, положив руку на голову, скорее просто отдыхает, чем страдает от раны, обозначенной несколькими капельками крови на правом боку (копия, Берлин, Государственные музеи). Герои Поликлета — ярчайшее воплощение идеала греческого свободного гражданина. Спокойную уверенность в своей силе, красоте, превосходстве выражают его творения. Последней работой Поликлета считается колоссальная хрисоэлефантинная статуя Геры для храма этой богини в Аргосе, оконченная в 423 г. до н. э. и ныне утраченная. Этим произведением Поликлет, по-видимому, хотел превзойти Фидия. Древние источники отмечают большие художественные достоинства Геры. Алкамен. Ученик Фидия Алкамен известен статуей Афродиты, стоявшей некогда в афинском саду на берегу реки Илисса (так называемая «Афродита в садах»). Произведение это было очень популярно и неоднократно копиро-валось в римское время. Постановка фигуры проста и несложна. Афродита правой рукой приподнимает со спины плащ, в левой держит яблоко. Хиазм выражен в легком наклоне головы влево, в немного выставленном правом колене. Тонкий хитон облегает тело, образуя разнообразные складки, то крупные между колен и сбоку, то легкие и мелкие, расположенные в разных направлениях на корпусе и бедрах. Такая живописная характеристика складок продолжает приемы мастеров Парфенона. Греческие художники всегда, и особенно в классическом искусстве, придавали большое художест-венное значение изображению одежды, используя ее складки для того, чтобы выявить форму тела, и для того, чтобы подчеркнуть движение фигуры; развевающиеся складки усиливали впечатление быстрого движения. Хитон Афродиты скорее обнажает, чем прикрывает фигуру, обрисовывая формы прекрасного женского тела. Строгая подчеркнутая архитектоничность построении фигуры Парфенос и Лемниянки сменяется в статуе Афродиты текучестью линий, мягкостью форм. Развитие искусства последней трети 5 в. до н. э. совершается в трудное для Греции время, в период Пелопоннесской войны. В изобразительном искусстве ставится новая большая проблема: показать внутренний мир человека, его индивидуальность. В последние десятилетия 5 в. до н. э. были построены, как говорилось выше, храм Нике Аптерос, Эрехтейон, храм Аполлона в Бассах. Фриз храма Аполлона в Бассах. Рельефные фризы, украшавшие эти сооружения, представляют собою дальнейшие шаги в развитии искусства пластики, и э частности рельефа. Храм в Фигалии (Бассах), построенный Иктином в 420 гг. до н. э., имел тридцати метровый фриз, рпо-ясывающий внутри целлу с изображением двух сцен: амазономахии и кентавромахии. Если фриз Парфе-нона был завершен на высоте, когда были уже уложены плиты на место, то фриз Фигалии рубился в мастерской, каждая плита содержит законченную группу (то есть швы не проходят через фигуры), и поэтому теперь, когда они отделены от антаблемента, трудно установить порядок их расположения. Обе сцены были отделены друг от друга: на одной стороне колесницей Аполлона, на другой — деревом с висящей на нем шкурой барса. Баталии отличается большой динамичностью, сильными резкими движениями, смелостью ракурсов, выразительностью жеста и мимикой лица. Фигуры поставлены тесно в два плана — почти всюду обозначена под ногами почва. Кентавры охарактеризованы традиционно, их свирепые некрасивые лица, грубые движения напоминают кентавров олимпийского западного фронтона. Если офцее композиционное решение могло быть дано аттическим художником, прибывшим сюда вместе с Иктином и повторившим здесь излюбленные афинские сюжеты: амазономахия и кентавромахия, то исполнение фризов отличается от работ аттических скульпторов — короткие, приземистые фигуры, натуралистичность некоторых групп, например, грек, грубо старки-ваюЕций с лошади раненую амазонку за ногу, или разъяренный кентавр, впившийся зубами в шею лапифа, скорее продолжают традиции олимпийского фронтона, чем скульптур Парфенона. В целом фриз Фигалии — оригинальное произведение не известных по имени мастеров, стремившихся к глубокой реалистической передаче жизненных явлений, мастеров, смело подходивших к сложной проблеме движения. Следует также подчеркнуть великолепное понимание декоративной задачи: ритм линий, чередование низкого и высокого рельефов, игра света и тени, все учтено мастерами для того, чтобы фриз смотрелся снизу как гармоничная часть антаблемента. Фриз храма Нике Аптерос, созданный приблизительно в то же время, что и фриз Фигалии, имеет свои особенности. На во точной его стороне изображе-ны олимпийские боги, очень близкие по стилю к фризу Парфенона, на трех других сторонах — битва греков с варварами. Здесь также передана динами-ка битвы, но фигуры размещены свободно на фоне, движения борющихся, хотя и сильные, но не резкие, контуры плавные, моделировка мягкая. Сдержанный тон, которым проникнут весь фриз Парфенона, звучит еще и здесь. Особенно замечателен рельеф длиною 35 м, украшавший балюстраду Пиргоса — укрепленного выступа скалы Акрополя, на котором стоял храм Нике. Содержанием этого рельефа было прославление Афины: многочисленные Нике в присутствии богини, которая изображена здесь два раза, ведют жертвенных быков, поднимают трофеи, приносят жертвы. Рельефы относятся к концу 5 в. до н. э. и отличаются изяществом форм юных богинь, особой живописностью складок одежды. Лучше всего эти художест-венные особенности выражены в знаменитой «Нике, подвязывающей санда-лию». Ее широкая одежда и плащ струятся волнами, облегая тело богини, создают богатую игру светотени (фрагмент хранится в Афинах в Музее Акрополя). Фриз на Эрехтейоне был исполнен в необычной для греческих фризов технике — на фоне черно-синего элевзинского мрамора выделялись белые мраморные фигуры (от них дошли лишь небольшие части). Зато хорошо сохранились знаменитые шесть кариатид с южного портика хра-ма. Они напоминают девушек с фриза Парфенона в длинных пеплосах, спа-дающих до земли вертикальными параллельными складками, подобно кан-нелюрам. Три кариатиды опираются на правую ногу, слегка выставив левое колено, три другие — на левую. Капитель на головах девушек не имеет во-лют. Антаблемент не полный, в нем нет фриза, что облегчает тяжесть, кото-рую поддерживают кариатиды. В кариатидах скульптор великолепно сумел соединить жизненность фигур, красоту линий тела у девушек с подчинением общего композиционного замысла архитектурной задаче. Ведь кариатиды не только украшают портик, но и являются частью конструкции сооружения. Дмитрий из Алопеки. В последнюю четверть 5 в. до н. э. работал замечательный греческий портретист Дмитрий из Алопеки (один из районов Аттики). Его деятельность захватывает и первую четверть 4 в, до н. э. Древние подчеркивали, что Дмитрий был мастером, который создавал образ человека, в отличие от художников, изображавших богов, то есть указыва-лось на правдивое, без идеализации изображение определенного лица. Индивидуализм как выражение умонастроений этого исторического периода нашел свое воплощение в развитии реалистического портрета. Дмитрий (работы его известны лишь по римским копиям) передавал с большим внима-нием индивидуальные черты лица портретируемого, его возраст, ничего не приукрашивая, не сглаживая, как, например, в портрете неизвестного (Флоренция, Уффици). Особенно славился его портрет жрицы Лизимахи. Дмитрий предпочитал лица немолодые, так как морщины на лице, складки на щеках и под глазами давали художнику повод для выявления пластики лица. Пышные волосы, густые длинные бороды с крутыми локонами служили всегда живописным обрамлением лицу. Пряди волос располагаются не сим-метрично с правой и левой стороны, не симметричны и складки на лбу, на переносице и около глаз. Свободное расположение масс составляло своеобразие одного из художественных приемов Дмитрия и помогало наряду с точной передачей физиономических особенностей создавать портреты, хотя еще несколько поверхностные, без раскрытия характера, но живые и индивидуальные. Если в 460—430 гг. до н. э. в греческом искусстве передовое место занимала скульптура, то в последующие десятилетия живопись первая берется за решение новых задач. Живопись. Строгий стиль живописи Полигнота, ее графические приемы стали недостаточны, чтобы глубже и полнее раскрыть многообразие действительности. С ростом реализма в греческом искусстве живопись должна была найти новые средства выражения. Два достижения проложили дорогу дальнейшему развитию живописи: открытие правил линейной перспективы и обогащение живописных приемов светотенью. Агафарх — художник театральных декораций, писавший декорации для последних трагедий Эсхила, стал изображать перспективные сокращения предметов по законам линейной перспективы, чем создавалась иллюзия глубины пространства 1. Изображение нового приема — игры светотени древние приписывали Аполлодору Афинскому. Он ввел в свою палитру полутона, без которых нельзя было изобразить переход к тени. Древние прославили Аполлодора и дали ему прозвище Скиаграф, то есть «тенеписец». Он может быть назван первым в европейском искусстве живописцем в буквальном и современном смысле слова. С именем Аполлодора связывается и рождение настоящей станковой картины — он стал писать темперой на грунтованных досках. Станковая картина удовлетворяла требования частного заказа, общественных зданий строится меньше и нет заказов на грандиозные композиции, подобные работам По-лигнота. Зевксис. Современниками Аполлодора были Зевксис и Паррасий, знамени-тейшие живописцы античности. Зевксис из Гера-клеи 2, произведения которо-го находились в разных греческих городах, умел придумывать сюжеты зани-мательные, показывающие интересное действие, либо изображал какой-либо образ как воплощение идеала красоты (например, его картины «Елена», «Эрот»), что и было, собственно, содержанием картины. Особенно Зевксис прославился своим живописным мастерством; известный исторический анек-дот о птицах, прилетавших клевать виноград на картине Зевксиса, говорит о
_________________________________________________ 1 Декорации в греческом театре представляли собой перепосные кулисы, изображения на них условно показывали место действия. 2В древности было два города под названием Гераклея, источники не указывают из какого именно был родом художник. том, что ягоды, вероятно, были изображены почти иллюзорно. Наиболее зна-менитыми были его картины «Младенец Геракл, душащий змей», «Блена», для создания которой он выбрал пять красивейших девушек, чтобы соеди-нить их прекрасные черты в один образ Елены; славилась его картина «Семья кентавров», описание которой сделано Лукианом (2 в. н. э.). Паррасий. Паррасий, родом из Эфеса, начал работу во времена Фидия. Для статуи Промахос он сделал для украшения щита рисунки, по которым чеканщик " Мис выбил рельефы. Паррасий, по словам Плиния, стал передавать сложную мимику лица; раскрытие разнообразных душевных состояний стало задачей искусства этого живописца. Паррасий выбирал для своих картин сюжеты драматические, такие, где можно было показать сильные эмоции, например «Прикованный Прометей, терзаемый орлом», «Геракл», «Страдающий Фил октет на Лемносе». Говоря о содержании картин греческих художников, следует отметить заимствование сюжетов литературных произведений. Так, например, Гомер всегда оставался неисчерпаемым источником вдохновения художников Особенно подчеркивали древние у Паррасия выразительность фигуры, красоту линий, его умение рисунком передать объемность фигур.
15. Предварительный рисунок на краснофигурной вазе. Середина 5 в. до н. э.
Искусство рисунка, как известно, стояло в Греции на большой высоте, некоторые расписные вазы раскрывают перед нами процесс рисунка: фигура всегда рисуется сначала обнаженной и потом «одевается» (рис. 15'), Так, мастера красно-фигурной росписи набрасывали на вазе композицию тонкой линией разбавленным (то есть светлым) лаком, потом, не стирая первоначального наброска, сразу корректировали, добавляли одежду, аксессуары. Так же работали и на белофонных лекифах. Это, например, хорошо видно на одном из аттических лекифов, где сейчас сохранился только контур обнажённой женской фигуры, а когда-то была написана краской и ее одежда, но цветные краски, которыми пользовались греческие керамисты, были непрочны, не могли выдержать такого же, как и лак, сильного обжига и поэтому быстро стирались, и это обстоятельство позволило увидеть нам, как, в какой последовательности рисовал греческий художник. Так же, вероятно, работали и мастера станковой и монументальной живописи. Тиманф. Третий знаменитый живописец-младший современник Зевксиса и Паррасия - Тиманф, деятельность которого захватывает и начало 4 в. до н. э. В состязании с Паррасием на лучшую картину о споре Аякса с Одиссеем Тиманф вышел победителем. Особенно славилось его произведение «Жертвоприношение Ифигении». Плиний писал, что всех присутствующих при жертвоприношении он «нарисовал глубоко опечаленными, доводя до крайних пределов выражения скорби, а лицо отца ее скрыл под покрывалом, не будучи в состоянии придать ему достаточное выражение». В Помпеях сохранилась фреска ремесленной работы на эту тему, ее можно считать более или менее свободным переложением картины Тиманфа. Картины Паррасия и Тиманфа, открывавшие новый мир, мир глубоких человеческих чувств, нашли подражателей среди мастеров вазовой росписи. И в композициях распространенных в это время белых лекифов (то есть ваз с белой обмазкой) и в изображениях краснофигурных ваз аттической и южноиталийской греческой работы конца — 5—4 вв. до н. э. можно найти много образов трагических и драматических ситуаций в духе картин Паррасия и Тиманфа. Павсон. Вместе с мастерами, воспевавшими в искусстве идеал красоты прекрасного доблестного гражданина, великих олимпийских богов, работал мастер другого направления — Павсон. Об этом художнике сохранилось мало литературных свидетельств, но их достаточно, чтобы охарактеризовать его творческую манеру. Аристотель пишет, что «Полигнот изображал людей лучшими, Павсон»— худшими...». Вероятно, Павсон создавал образы отнюдь не прекрасные, а раскрывал черты смешные и безобразные. Может быть, это были сатирические карикатуры. В период острой политической борьбы в последние десятилетия 5 в. до н. э. такие художники должны были появиться, их острые сатирические характеристики могли высмеивать политических противников так же, как это мы видели в комедиях Аристофана.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|