Греческое искусство 4 В. До Н. Э.
История Греции в 4 в. до н. э.— это история кризиса античного полиса, завершившаяся потерей политической самостоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескровленными, с разоренным сельским хозяйством и ремеслом, нарушенными торговыми связями. В условиях кризиса интенсивно шел процесс концентрации земли в руках немногих и разорение мелких свободных земледельцев. Усиливается имущественное расслоение общества, обостряется классовая борьба; коллектив граждан, составляющих основу полиса, все больше теряет свое единство. За время Пелопоннесской войны в далеких греческих колониях развилось свое ремесленное производство, что означало сужение рынков сбыта для полиса материковой Греции. Политический кризис углублялся ликвидацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демократический строй. В связи с разорением граждан снизилась численность и боеспособность гражданского ополчения. Возникла потребность в наемных войсках, вербовавшихся из тех же разорившихся граждан. Наемничество легко превращалось в орудие политических и военных авантюр. Непрерывные войны между полисами разорили страну и увеличили число рабов. Спарта — экономически отсталое государство—не могла руководить Грецией в сложной обстановке «войны всех против всех». Спартанская гегемония носила характер грубого вмешательства во внутренние дела греческих государств, что вызывало общее недовольство и создало объединение греческих полисов против Спарты (Коринфская война). Персия, воспользовавшись взаимным ослаблением греческих государств в этой войне, навязала им в 386 г. до н. э. Анталкидов мир, о котором Плутарх писал, что это был не мир, а предательство и поругание Греции. Все города малоазийского побережья объявлялись подвластными персидскому царю, запрещалось объединение греческих государств. Персия становилась верховным арбитром в греческом мире. Спарта должна была выполнять роль персидского надсмотрщика. Однако в самой Спарте начался острый разлад. Богатства, принесенные военными победами, покровительством персов и обложением как союзников, так и бывших противников, хлынули в Спарту. По словам Платона, «одного только золота и серебра в частном владении во всей Греции нельзя было найти столько, сколько его стало в одном Лаке демоне» (то есть Спарте). Но эти богатства попадали в руки немногих. Имущественное расслоение вело к обострению социальной борьбы.
В 399 г. до н. э. разорившийся спартиат Кинадон организовал заговор бедноты против спартанского аристократического правительства. Ослабленная внутренними раздорами Спарта не могла сохранить свое политическое преобладание в Греции. На политическую сцену выходят ранее отсталые города Беотии. В Фивах восстанавливается демократический строй, и они становятся центром демократического движения во всей Греции. В союзе с Афинами Фивы нанесли Спарте ряд тяжелых поражений, приведших к отпадению Мессении и распаду Пелопоннесского союза. Однако афинские крупные рабовладельцы, обеспокоенные успехами фиванской демократии, перешли на сторону Спарты. Демократический союз, созданный Фивами, распался. Фивы, Афины, Спарта настолько ослабили и истощили друг друга во взаимной борьбе, что не только не могли сохранить политическое преобладание в Греции, но даже защитить собственную независимость. Вот как это выглядит по словам современника, может быть, несколько сгустившего краски: «Морские разбойники хозяйничают на море, наемники захватывают города, а граждане вместо того, чтобы воевать с другими за свою страну, сражаются между собой внутри своих городских стен... вследствие частых перемен управления жители городов находятся в более смутном настроении, чем наказанные изгнанием...» 1.
Представители наиболее реакционных слоев греческих.рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и политической свободой во имя защиты своих интересов. Лучшие люди Греции, в их числе великий оратор Демосфен, героически боролись за гибнущую демократию и независимость. Но в условиях общего кризиса полиса эта борьба была обречена на поражение. После битвы при Херонее в 338 г. до н. э. Греция покорилась македонскому царю Филиппу П. Противоречия рабовладельческого способа производства в Македонии еще не достигли такой остроты, как в греческих полисах. Большую роль сыграла своевременная реформа армии, за- хват золотоносных рудников Пангея. Кроме того, Филипп II поддержал популярный среди греческих рабовладельцев проект военного похода в Персию. Экспансия греко-македонских рабовладельцев на Восток казалась наиболее радикальной мерой преодоления кризиса. «Перенесем войну на Восток, а счастье вернем к себе на Балканы»,— призывал оратор Исократ. Этот лозунг находил отклик в самых различных слоях населения и даже в какой-то мере оправдывал потерю политической самостоятельности. Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря политической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Аристотеля, и творчество Лисиппа, и военный гениц Александра Македонского. Рабовладельческому способу производства тесно в узких рамках города-государства. Но кризис полиса еще не означает кризиса рабовладельческой формации. Она имеет все возможности для дальнейшего развития вглубь и вширь. Новым рубежом в ее истории становится поход Александра Македонского на Восток. Им закончилась история классической Греции и начинается эпоха эллинизма. Поход Александра Македонского длился с 334 по 324 г. до н. э. В результате похода была создана огромная держава, границы которой простирались с запада на восток от Дуная до Инда и с юга на север от Нубии до Александрии Крайней (современный Ленинабад). В состав монархии Александра Македонского входили такие разнородные области, как Балканская Греция, Египет, Малая Азия, Передняя Азия, Персида, области Средней Азии, Пенджаб и другие. Естественно, что созданное военным путем государство не могло иметь единой экономической и культурной базы и представляло собой временное и непрочное военное объединение.
_________________________________________________________________ 1 Исократ. Панегирик. § 115—117.— «Вестник древней истории», 1965, № 4, с. 216. Однако его историческая роль чрезвычайно велика. Было ликвидировано истощающее производительные силы Востока отсталое царство Ахеменидов, созданы благоприятные условия для развития рабовладельческих отношений в восточных странах, возникли новые экономические центры (Александрия), образовался огромный рынок, стимулирующий развитие ремесла и торговли, активизировался процесс плодотворного взаимодействия древневосточной и эллинской культур. Александр Македонский, несомненно, был одним из крупнейших полководцев и политических деятелей античности. Он понимал, что Греция, а тем более Македония, не могут диктовать свою волю покоренным народам. Он стремился «смешать народы», создать единое государство, учитывая местные и культурные традиции. Однако осуществить этот замысел он не смог. После его смерти в 323 г. до н. э. монархия распалась. Архитектура. Несмотря на политический и экономический кризис в 4 в. до н. э., Афины еще долго продолжают оставаться центром культурной и художественной жизни, хотя государство уже не могло предпринимать строительство в таких масштабах, как в 5 в. до н. э. Теперь все большее значение приобретают частные заказы: посвятительные статуи и рельефы, скульптурные надгробия, хорегические монументы 1, станковые картины. Но вне Аттики, во многих центрах Греции и Малой Азии, идет довольно значительное строительство. Воздвигаются новые храмы и общественные сооружения в Фивах, Тегее, Эпидавре; в Аркадии был основан новый город Мегалополь; в Эфесе строился после пожара огромный храм Артемиды; в столице Карий Галикарнасе для правителя Мавсола сооружается грандиозная гробница, одно из семи чудес света.
Греческая архитектура 4 в. до н. э., развивая достижения в этой области в предыдущее столетие, обладала рядом характерных особенностей. В ней, в частности, приобретают большее, чем ранее, значение декоративные начала. Сравнительно часто теперь встречается самый сложный и изысканный из греческих архитектурных стилей —коринфский. "Применяются новые композиционные приемы: появляется, в частности, целый ряд сооружений круглой формы. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений — театров, которые строились теперь из. прочного материала — камня. В середине 4 в. до н. э. в Эпидавре были построены два крупных сооружения — архитектором Поликлетом Младшим здание для исполнения культовой музыки, известное под названием Фимела (или Тол ос), и театр, рассчитанный на 25 тысяч человек, хорошо сохранившийся до нашего времени. Фимела представляла собой так называемый круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо
_________________________________________________________________________________________________________________ 1 Хорегические монументы — это монументы в честь победителей в состязании хоров. коринфских колонн. Коринфский стиль заменил здесь ионический, использовавшийся до этого в дорических постройках исключительно внутри здания. Театр в Эпидавре, так же как и другие современные ему театры, включал три составные части — «скёну», «орхестру» и «театрон», круто поднимавшийся по склону холма. На «скене» играли актеры. «Орхестра» служила для выступлений хора, игравшего ведущую роль в трагедиях и комедиях древних авторов. «Теат-рон» — это места для зрителей. В Эпидавре «орхестра» имела круглую форму, в других случаях ей придавались полукруглые в плане очертания. Театр Эпидавра характеризуется теснейшим, органическим включением его беломраморной, необычно лаконичной архитектуры в естественное природное окружение. Другим крупным театром Древней Греции в 4-, в. до н. э. был театр Диониса в Афинах, расположенный на южном склоне Акрополя, построенный в мраморе и рассчитанный на 17 тысяч человек. Он начал строиться еще в предыдущем столетии. Интересны выполненные из мрамора кресла для почетных посетителей, расположенные в первых рядах театра. Они передают нам с необычайной точностью образцы греческой мебели того времени.
Построенный в середине 4 в. до н. э. мавзолей в Галикарнасе (архитекторы Сатир и Пифей, рис. 16) был замечателен не только большими размерами (35,6 X 26,8 м в плане; высота достигала 50 м), но прежде всего новизной и смелостью своего композиционного решения, а также синтетическим взаимодействием архитектуры с богатым скульптурным убранством. В композиции мавзолея сочетались черты восточной и греческой архитектуры. Сама идея подобного монумента и композиционный строй возникли в результате усиления в это время влияния восточной культуры; архитектурно-пластические формы были взяты из греческого зодчества. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооружение, расчлененное на два яруса и увенчанное пирамидальным завершением. В первом ярусе, решенном как подиум ионической колоннады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним,—заупокойный храм. Пирамидальное покрытие, вероятно, обеспечивалось применением системы, основанной на принципе ложного свода. Строительство мемориальных сооружений получает в 4 в. до н. э. большое развитие. В 30-х гг. этого столетия в Олимпии был возведен Филиппейон — памятное сооружение, посвященное победе Филиппа Македонского над греческими полисами. Сооружение это имело форму круглого периптера, подобно упомянутой выше Фимеле в Эпидавре. Снаружи Филиппейон был опоясан кольцом ионических колонн, а внутри оформлен полуколоннами коринфского стиля. Круглая форма построек, как было уже отмечено, в 4 в. до н. э. применялась неоднократно. Этот композиционный прием был использован, в частности, в известном хорегическом памятнике Лисикрата в Афинах (335—334 гг. до н. э.). Дошедший до нашего времени памятник представляет собой архитектурно оформленный пьедестал, на котором был установлен бронзо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|