Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ГРЕЧЕСКОЕ ИСКУССТВО 4 в. до н. э.





История Греции в 4 в. до н. э.— это ис­тория кризиса античного полиса, завер­шившаяся потерей политической само­стоятельности. Из Пелопоннесской войны многие полисы Греции вышли обескров­ленными, с разоренным сельским хо­зяйством и ремеслом, нарушенными торго­выми связями. В условиях кризиса интен­сивно шел процесс концентрации земли в руках немногих и разорение мелких сво­бодных земледельцев. Усиливается иму­щественное расслоение общества, обост­ряется классовая борьба; коллектив граж­дан, составляющих основу полиса, все больше теряет свое единство. За время Пе­лопоннесской войны в далеких греческих колониях развилось свое ремесленное про­изводство, что означало сужение рынков сбыта для полиса материковой Греции.

Политический кризис углублялся лик­видацией союзов греческих государств и попытками Спарты уничтожить демокра­тический строй. В связи с разорением граждан снизилась численность и боеспо­собность гражданского ополчения. Воз­никла потребность в наемных войсках, вербовавшихся из тех же разорившихся граждан. Наемничество легко превраща­лось в орудие политических и военных

авантюр. Непрерывные войны между по­лисами разорили страну и увеличили чис­ло рабов. Спарта — экономически отста­лое государство—не могла руководить Грецией в сложной обстановке «войны всех против всех». Спартанская гегемония носила характер грубого вмешательства во внутренние дела греческих государств, что вызывало общее недовольство и соз­дало объединение греческих полисов против Спарты (Коринфская война). Пер­сия, воспользовавшись взаимным ослаб­лением греческих государств в этой вой­не, навязала им в 386 г. до н. э. Анталкидов мир, о котором Плутарх писал, что это был не мир, а предательство и пору­гание Греции. Все города малоазийского побережья объявлялись подвластными персидскому царю, запрещалось объеди­нение греческих государств. Персия ста­новилась верховным арбитром в греческом мире. Спарта должна была выполнять роль персидского надсмотрщика. Однако в самой Спарте начался острый разлад. Богатства, принесенные военными победа­ми, покровительством персов и обложени­ем как союзников, так и бывших против­ников, хлынули в Спарту. По словам Пла­тона, «одного только золота и серебра в частном владении во всей Греции нельзя было найти столько, сколько его стало в одном Лаке демоне» (то есть Спарте). Но эти богатства попадали в руки немногих. Имущественное расслоение вело к обост­рению социальной борьбы.



В 399 г. до н. э. разорившийся спартиат Кинадон организовал заговор бедноты против спартанского аристократического правительства. Ослабленная внутренними раздорами Спарта не могла сохранить свое политическое преобладание в Греции. На политическую сцену выходят ранее отста­лые города Беотии. В Фивах восстанавли­вается демократический строй, и они ста­новятся центром демократического движе­ния во всей Греции. В союзе с Афинами Фивы нанесли Спарте ряд тяжелых пора­жений, приведших к отпадению Мессении и распаду Пелопоннесского союза. Однако афинские крупные рабовладельцы, обес­покоенные успехами фиванской демокра­тии, перешли на сторону Спарты. Демо­кратический союз, созданный Фивами, распался. Фивы, Афины, Спарта настоль­ко ослабили и истощили друг друга во взаимной борьбе, что не только не могли сохранить политическое преобладание в Греции, но даже защитить собственную независимость. Вот как это выглядит по словам современника, может быть, не­сколько сгустившего краски: «Морские разбойники хозяйничают на море, наемни­ки захватывают города, а граждане вместо того, чтобы воевать с другими за свою страну, сражаются между собой внутри своих городских стен... вследствие частых перемен управления жители городов нахо­дятся в более смутном настроении, чем на­казанные изгнанием...» 1 .

Представители наиболее реакционных слоев греческих .рабовладельцев готовы были пожертвовать демократией и поли­тической свободой во имя защиты своих интересов. Лучшие люди Греции, в их чис­ле великий оратор Демосфен, героически боролись за гибнущую демократию и неза­висимость. Но в условиях общего кризиса полиса эта борьба была обречена на пора­жение. После битвы при Херонее в 338 г. до н. э. Греция покорилась македонскому царю Филиппу П. Противоречия рабовла­дельческого способа производства в Маке­донии еще не достигли такой остроты, как в греческих полисах. Большую роль сыг­рала своевременная реформа армии, за-

хват золотоносных рудников Пангея. Кро­ме того, Филипп II поддержал популяр­ный среди греческих рабовладельцев про­ект военного похода в Персию. Экспансия греко-македонских рабовладельцев на Во­сток казалась наиболее радикальной мерой преодоления кризиса. «Перенесем войну на Восток, а счастье вернем к себе на Бал­каны»,— призывал оратор Исократ. Этот лозунг находил отклик в самых различных слоях населения и даже в какой-то мере оправдывал потерю политической само­стоятельности.

Кризис полиса, междоусобные войны, упадок демократии и, наконец, потеря по­литической самостоятельности не могли не отразиться на развитии греческой культуры, обнаруживающей в этот период первые признаки упадка. Но в греческом обществе еще живы были могучие силы, способные породить и философию Аристо­теля, и творчество Лисиппа, и военный гениц Александра Македонского. Рабовла­дельческому способу производства тесно в узких рамках города-государства. Но кри­зис полиса еще не означает кризиса рабо­владельческой формации. Она имеет все возможности для дальнейшего развития вглубь и вширь.

Новым рубежом в ее истории становит­ся поход Александра Македонского на Восток. Им закончилась история классиче­ской Греции и начинается эпоха эллиниз­ма. Поход Александра Македонского длил­ся с 334 по 324 г. до н. э. В результате похода была создана огромная держава, границы которой простирались с запада на восток от Дуная до Инда и с юга на се­вер от Нубии до Александрии Крайней (современный Ленинабад). В состав мо­нархии Александра Македонского входили такие разнородные области, как Балкан­ская Греция, Египет, Малая Азия, Перед­няя Азия, Персида, области Средней Азии, Пенджаб и другие. Естественно, что со­зданное военным путем государство не могло иметь единой экономической и культурной базы и представляло собой временное и непрочное военное объедине­ние.

_________________________________________________________________

1 Исократ. Панегирик. § 115—117.— «Вестник древней истории», 1965, № 4, с. 216.

Однако его историческая роль чрез­вычайно велика. Было ликвидировано ис­тощающее производительные силы Восто­ка отсталое царство Ахеменидов, созданы благоприятные условия для развития ра­бовладельческих отношений в восточных странах, возникли новые экономические центры (Александрия), образовался ог­ромный рынок, стимулирующий развитие ремесла и торговли, активизировался процесс плодотворного взаимодействия древ­невосточной и эллинской культур.

Александр Македонский, несомненно, был одним из крупнейших полководцев и политических деятелей античности. Он понимал, что Греция, а тем более Маке­дония, не могут диктовать свою волю по­коренным народам. Он стремился «сме­шать народы», создать единое государство, учитывая местные и культурные тради­ции. Однако осуществить этот замысел он не смог. После его смерти в 323 г. до н. э. монархия распалась.

Архитектура. Несмотря на полити­ческий и экономический кризис в 4 в. до н. э., Афины еще долго продолжают оставаться центром культурной и художе­ственной жизни, хотя государство уже не могло предпринимать строительство в та­ких масштабах, как в 5 в. до н. э.

Теперь все большее значение приобре­тают частные заказы: посвятительные ста­туи и рельефы, скульптурные надгробия, хорегические монументы1, станковые кар­тины. Но вне Аттики, во многих центрах Греции и Малой Азии, идет довольно зна­чительное строительство. Воздвигаются новые храмы и общественные сооружения в Фивах, Тегее, Эпидавре; в Аркадии был основан новый город Мегалополь; в Эфе­се строился после пожара огромный храм Артемиды; в столице Карий Галикарнасе для правителя Мавсола сооружается гран­диозная гробница, одно из семи чудес света.

Греческая архитектура 4 в. до н. э., раз­вивая достижения в этой области в преды­дущее столетие, обладала рядом характер­ных особенностей. В ней, в частности, при­обретают большее, чем ранее, значение декоративные начала. Сравнительно часто теперь встречается самый сложный и изы­сканный из греческих архитектурных сти­лей —коринфский. "Применяются новые композиционные приемы: появляется, в частности, целый ряд сооружений круг­лой формы. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных соо­ружений — театров, которые строились те­перь из. прочного материала — камня.

В середине 4 в. до н. э. в Эпидавре были построены два крупных сооружения — архитектором Поликлетом Младшим зда­ние для исполнения культовой музыки, известное под названием Фимела (или Тол ос), и театр, рассчитанный на 25 тысяч человек, хорошо сохранившийся до нашего времени. Фимела представляла со­бой так называемый круглый периптер, окруженный дорическими колоннами. Внутри целлы находилось кольцо

_________________________________________________________________________________________________________________

1 Хорегические монументы — это монументы в честь победителей в состязании хоров.

коринф­ских колонн. Коринфский стиль заменил здесь ионический, использовавшийся до этого в дорических постройках исключи­тельно внутри здания.

Театр в Эпидавре, так же как и другие современные ему театры, включал три со­ставные части — «скёну», «орхестру» и «театрон», круто поднимавшийся по скло­ну холма. На «скене» играли актеры. «Орхестра» служила для выступлений хора, игравшего ведущую роль в трагеди­ях и комедиях древних авторов. «Теат-рон» — это места для зрителей. В Эпи­давре «орхестра» имела круглую форму, в других случаях ей придавались полукруглые в плане очертания. Театр Эпидавра характеризуется теснейшим, органиче­ским включением его беломраморной, не­обычно лаконичной архитектуры в естест­венное природное окружение.

Другим крупным театром Древней Гре­ции в 4-, в. до н. э. был театр Диониса в Афинах, расположенный на южном скло­не Акрополя, построенный в мраморе и рассчитанный на 17 тысяч человек. Он начал строиться еще в предыдущем сто­летии. Интересны выполненные из мрамо­ра кресла для почетных посетителей, рас­положенные в первых рядах театра. Они передают нам с необычайной точностью образцы греческой мебели того времени.

Построенный в середине 4 в. до н. э. мавзолей в Галикарнасе (архитекторы Са­тир и Пифей, рис. 16) был замечателен не только большими размерами (35,6 X 26,8 м в плане; высота достигала 50 м), но прежде всего новизной и сме­лостью своего композиционного решения, а также синтетическим взаимодействием архитектуры с богатым скульптурным убранством. В композиции мавзолея сочетались черты восточной и греческой архитектуры. Сама идея подобного мону­мента и композиционный строй возникли в результате усиления в это время влия­ния восточной культуры; архитектурно-пластические формы были взяты из гре­ческого зодчества. Мавзолей представлял собой высокое призматическое сооруже­ние, расчлененное на два яруса и увенчан­ное пирамидальным завершением. В пер­вом ярусе, решенном как подиум иониче­ской колоннады, оформлявшей второй ярус, находилось погребение, выше, над ним,—заупокойный храм. Пирамидаль­ное покрытие, вероятно, обеспечивалось применением системы, основанной на принципе ложного свода.

Строительство мемориальных сооруже­ний получает в 4 в. до н. э. большое раз­витие. В 30-х гг. этого столетия в Олимпии был возведен Филиппейон — памятное со­оружение, посвященное победе Филиппа Македонского над греческими полисами. Сооружение это имело форму круглого пе­риптера, подобно упомянутой выше Фимеле в Эпидавре. Снаружи Филиппейон был опоясан кольцом ионических колонн, а внутри оформлен полуколоннами коринфского стиля.

Круглая форма построек, как было уже отмечено, в 4 в. до н. э. применялась неод­нократно. Этот композиционный прием был использован, в частности, в известном хорегическом памятнике Лисикрата в Афинах (335—334 гг. до н. э.). Дошедший до нашего времени памятник представляет собой архитектурно оформленный пьеде­стал, на котором был установлен бронзо­

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.