Галикарнасский мавзолей. 355—350 гг. до н. э. Реконструкция
вый треножник, полученный в качестве символа победы на олимпийских празднествах хором мальчиков, подготовленным на средства богатого афинянина Лисикрата. Основной элемент композиции — круглый в плане объем, оформленный коринфскими полуколоннами со своеобразной капителью, покоится на призматическом подиуме. Монумент завершается монолитной мраморной плитой пологой конической формы, увенчанной объемной карту шью, на которой и был в свое время установлен треножник. В памятнике Лисикрата коринфский стиль, до того времени применявшийся лишь в интерьерах, впервые был применен в наружном оформлении. Изобразительное искусство. В искусстве 4 в. до н. э. идеи гражданственности, идеи величия полиса, воплощенные ив образах богов и в образах смертных, не являются господствующими, как в предыдущий период. Теперь выступает и частный заказ, требующий создания памятников, прославляющих отдельную личность. В искусстве развиваются разные художественные направления, отражающие сложную социальную и политическую обстановку Греции. Одни мастера продолжали традиции классического искусства 5 в. до н. э., другие искали новых путей для выражения новых мыслей и настроений. Главной проблемой стала, передача внутреннего мира человека, его эмоций во всем многообразии их проявлений. Скульптура. Типично аттическим мастером, следовавшим во многом традициям Фидия, был скульптор Кефисодот. Когда в 371 г. до н. э. после морской победы над Спартой афиняне установили культ богини мира — Эйрены, они заказали Кефисодоту выполнить статую богини. Сохранившаяся в мраморной римской копии скульптура изображала Эйрену с малюткой Плутосом на руке. Группа символизировала мирную жизнь и рожденные ею богатства (Мюнхен, Глиптотека).
Произведение значительно и своими художественными достоинствами, удачной композицией, красотою общего контура, монументальностью формы, выражением глубокого чувства. Эйрена — молодая прекрасная женщина, одетая в длинный пеп-лос и плащ, с материнской нежностью склонилась к младенцу Плутосу. Довольно массивные пропорции Эйрены, строгие складки ее одежды напоминают женские статуи школы Фидия, особенно кор Эрехтейона, но передача интимного чувства является новым в греческой пластике. Размеры фигурки Плутоса по отношению к фигуре Эйрены соответствуют возрасту годовалого ребенка, тогда как пропорции его принадлежат ребенку более старшего возраста. Следует здесь заметить, что правильное построение тела ребенка одного-двух лет было достигнуто греческим искусством лишь позднее. Тимофей. Кроме Кефисодота, надо назвать еще одного мастера, связанного с Традициями Фидия,—это Тимофей, работавший для храма Асклепия в Эпидавре. Сохранившиеся акротерии в виде Нике и Нереиды (Энидавр, музей) и часть фронтонной композиции — амазонка на коне — также выполнены в стиле Фидия. Скопас. Величайшими скульпторами второй четверти и середины 4 в. до н. э., новаторами искусства, определившими характер пластики этого периода, были Скопас и Пракситель. Мастеров, столь разных по темпераменту, характеру творчества, выбору сюжета, индивидуальных в образах и композиционных решениях, объединяет стремление раскрыть внутренний мир человека. Скопас показывает глубокие патетические чувства, энергичные действия, драматические ситуации. Пракситель изображает эмоции легкие, приятные человеку, тонкие лирические настроения, мечтательность, воспевает красоту человеческого тела. Оба мастери оказали огромное влияние на своих современников; в их стиле работали отдельные мастера и целые школы в течение нескольких столетий.
Скопас был родом с острова Парос, но работал в 380—350 гг. до н. э. в разных местах Греции: в Аттике, в Беотии и Мегариде, в городах Пелопоннеса и Малой Азии. Среди его творений известны и отдельные статуи, и скульптурные группы богов и героев, и фронтонные композиции, и рельефы на мифологические темы. Подлинные его работы сохранились только в Тегее и Галикарнасе, о некоторых его произведениях можно судить лишь по римским копиям. Ставя перед собой задачу раскрыть духовный мир человека, Скопас искал новые художественные средства. Героев его творений отличает иной тип лица: широкий овал, довольно низкий, перерезанный горизонтальной складкой лоб, выступающие надбровные дуги, опущенные к наружному краю глаза. Своеобразный рисунок глубоко лежащих глаз создает впечатление направленного вверх взгляда. Напряженные лобные мышцы, складки около рта, придающие скорбность выражению лица, усиливают экспрессию. Эти приемы трактовки позволяли разнообразить выражение лиц и показывать чувства большой силы, то открыто страстные, то глубоко затаенные. Каждое произведение Скопаса решено композиционно своеобразно. Ставя фигуру в смелых и сложных поворотах, подчеркивая ее объемность, художник придает ей особую подвижность и выразительность. Скопас создал целую галерею разнообразных образов — Афродита, Арес, Асклепий, Афина, вакханка, амазонки и другие. Он запечатлел многие стороны человеческих переживаний, отдавая преимущество Глубоким эмоциям, таким, как страсть, экстаз, ярость, печаль. Установить точную хронологическую последовательность всех его работ трудно. Возможно, в ранний период своей деятельности он работал в Афинах, где усовершенствовал технику работ в мраморе, своем наиболее излюбленном материале. В Фивах, где находились две его статуи, скульптор мог испытать влияние знаменитого живописца Аристида, творчество которого по своему характеру было особенно близко Скопасу. В Мегариде в храме Афродиты находилось одно из знаменитых произведений Скопаса — трех фигурная аллегорическая группа - Эрос, Патос, Гимерос (Любовь, Страсть, Желание). Воплощены были эти эмоции в образах прекрасных юношей, отличавшихся друг от друга атрибутами, позами, выражением лица. Один из них— Патос дошел до нас в нескольких римских повторениях, это томный обнаженный юноша с женственным мечтательным лицом.
Мастерство передачи патетических эмоций особенно ясно выступает в скульптурах Тегейского храма Афины. От фронтонных групп работы самого Скопаса уцелело очень немного, лишь несколько голов и фрагментов фигур. На восточном фронтоне была изображена Калидонская охота, на западном — борьба Ахилла и Телефа. Сохранившиеся головы трех воинов в шлемах, Геракла (Тегея, музей) и героя с кудрявыми волосами дают наиболее полное представление о стиле Скопаса. Все лица, несмотря на общность построения, показывают разные оттенки патетических чувств. Особенно сильно выражено страдание в лице молодого героя, а лицо Геракла полно огромного внутреннего напряжения. Самым замечательным произведением в круглой пластике может считаться статуя Менады, или вакханки (римская копия в Дрездене, Государственный музей Альбер-(Тинум), Экстаз, охвативший вакханку в бурном танце, скульптор выразил в быстром сложном движении. Все тело молодой стройной девушки натянуто, как тетива, и в то же время изогнуто по спирали. Развевающийся хитон обнажил молодое, сильное, упругое тело. Стремительный шаг вперед сочетается с откинутым назад корпусом. Изображение вакханок в подобном танце известно на греческих вазах в конце 5 в. до н. э., но только гений Скопаса воплотил такое сильное и сложное движение в круглой мраморной скульптуре. В 355—350 гг. до н. э. Скопас работал в Малой Азии. Велика была его роль в создании скульптурных украшений Гали-карнасского мавзолея, где со Скопасом сотрудничали Тимофей, Леохар и Бриаксис. От многочисленных статуй и трех фризов, украшавших мавзолей, дошла лишь незначительная часть. Лучше других сохранился фриз с амазономахией, где различаются плиты работы четырех вышеназванных мастеров. На синем фоне в низком рельефе изображена битва, находящаяся в самом разгаре. Действие разворачивается в бурном темпе, динамичность подчеркнута ракурсом фигур, экспрессией жестов, мимикой лиц, развевающимися одеждами. В трех плитах, приписываемых Скопасу (Лондон, Британский музей), выделяются фигуры пешей амазонки в коротком распахнутом хитоне и конной, сидящей верхом спиной к голове коня и обстреливающей врагов из лука. Фигуры ясно читаются, всюду чувствуется глубина пространства. Сцены на плитах, выполненных другими мастерами, также экспрессивны, но они лишены ясности и лаконичности работ Скопаса.
Художественное руководство и композиционное решение фриза с амазономахией принадлежало, по-видимому, Скопасу, но каждый из мастеров отделывал свою часть в деталях: стиль великого мастера чувствуется всюду; яркая индивидуальность Скопаса, его новаторские приемы не могли не повлиять на всех, кто работал с ним. Не достигая такой, как у Скопаса, глубины раскрытия душевного состояния человека, художники все-таки сумели создать значительные произведения. Бриаксис. Такова статуя Мавсола, приписываемая Бриаксису (Лондон, Британский музей). Фигура галикарнасского властителя закутана в большой плащ, складки которого создают богатую игру светотени. Черты лица негреческого типа очень индивидуальны и оживлены задумчивым умным взглядом. Пластическая характеристика лица, моделировка глаз отличаются от работ Скопаса, но влияние великого мастера ощущается и в одухотворенности образа и в большом его внутреннем содержании. Галикарнасский мавзолей своей архитектурой и по характеру пластических украшений имел такое же значение для 4 в. до н. э., как Парфенон для 5 в. до н. э. Множество греческих мастеров подхватили стиль Скопаса, и среди современников нашлось огромное число ценителей этого стиля. В культовых изображениях, в статуях атлетов, надгробных рельефных стелах — всюду видно влияние великого мастера. Скопас, как никто другой, выразил в своих произведениях господствующие настроения широких слоев свободных граждан Греции: тревогу и беспокойство, стремление найти выход из создавшихся тяжелых условий жизни, неудовлетворенность и страдание. Праксителъ. Второй великий художник 4 в. до н. э.— афинский скульптор Пракситель, сын Кефисодота Старшего, работал между 370—340 гг. до н. э. Древние источники называют сорок его произведений, из которых сохранилась одна только статуя-Гермес из Олимпии, часть же его остальных работ известна нам по римским копиям. Пракситель многое Перенял у своего отца Кефисодота — представителя аттической художественной традиции, но творчество молодого скульптора в 370—360 гг. до н. э. носит печать и значительного влияния пелопоннесской школы, что особенно проявилось в построении мужской фигуры. Таковы его статуи «Сатир, наливающий вино» (Рим, Национальный музей) и «Эрот». Юношеская фигура сатира решена в традиции создания фигур атлетических статуй. Но в нежном, почти девичьем лице, с едва заметной лукавой улыбкой, в плавности движения рук и мягкости линий контура выступают индивидуальные особенности художника.
Статуя Праксителя «Эрот» (Рим, Ватикан) — одно из самых популярных произведений античности — находилась в святилище в Феспиях в Беотии. Бог любви, стройный юноша, почти мальчик, с длинными до плеч кудрями, изображен спокойно и прямо стоящим с луком в руке. Голова его опущена, он как бы прячет взгляд и улыбку, скрывая свои мысли и чувства. Композиция фигуры, моделировка корпуса объединяют это произведение со статуями атлетов второй половины 5 в. до н. э., но утонченные формы тела и черты лица, живописная трактовка кудрей, характер построения фигуры ясно Доказывают то новое, что вносит художник в традиционный образ. Свой, присущий только ему стиль Пракситель выработал в зрелую пору своего творчества. Мастер становится самобытен в композиционном решении, пластических приемах и эмоциональной характеристике созданных им образов. Изображения богов, воплощающих идеальную красоту молодости, Пракситель насыщает чисто человеческими лирическими настроениями самых различных оттенков. Скульптор не показывает фигур в движении, например в шаге или танце, но изображает их всегда спокойно стоящими или отдыхающими, погруженными в собственные мысли и чувства. Таковы его знаменитые «отдыхающий сатир» (Рим, Капитолийский музей), «Аполлон, убивающий ящерицу», так называемый «Сау-роктон» (Рим, Ватикан), Афродита Книдская, Гермес с младенцем Дионисом. Образы различны, но решены композиционно почти по одинаковой схеме. Все фигуры опираются на подпорку в виде дерева, пня, вазы, отчего корпус получает плавный изгиб. Пракситель использует подпорку не как техническую деталь, поддерживающую тяжелую мраморную фигуру, как это всегда бывает на римских копиях с бронзового оригинала, а как неотъемлемую часть композиции, входящую в сюжетный замысел мастера. В пределах такой схемы Пракситель находит много вариаций, и, каждое его произведение получает глубоко индивидуальный характер, «Отдыхающий сатир» и Аполлон Сау-роктон изображены в виде прекрасных юношей, полных сил, грации, внутренней удовлетворенности, пребывающих в спокойствие и обеспечной лени. Аполлон, опираясь левой поднятой рукой о дерево, в правой держит наготове камень, чтобы убить бегущую по стволу ящерицу, но видно, что юный бог как бы забыл о своем намерении и скорее рассеянно наблюдает, чем охотится, не желая утруждать себя лишним движением. Сатир, улыбаясь своим легким приятным мыслям, бросил игру на флейте, облокотился на пень и наслаждается отдыхом. Лица сатира и Аполлона ярко характерны: здоровое округлое лукавое лицо сатира с пышно всклокоченными волосами и козлиными ушами отличается от классически прекрасного женственного лица Аполлона с мечтательно рассеянным выражением. Особую славу Праксителя составили его статуи Афродиты, которые он выполнил для Феспий, острова Коса и Книда, малоазийского города в Карий. Наиболее знаменитой является Афродита Книдская (копия, Рим, Ватикан), стоявшая в открытом святилище. Когда жители острова Коса решили приобрести статую для своего храма, художник предложил им две готовые статуи на выбор: одну в одежде другую обнаженную. Покупатели выбрали одетую, как более строгую, обнаженную же приобрел город Книд. Книдское святилище со статуей работы Праксителя сделалось местом паломничества на многие столетия. В истории греческого искусства Пракситель и Скопас впервые изобразили Афродиту обнаженной. Работа Скопаса известна только по литературным источникам, а Праксителя — по многочисленным копиям. Образ, созданный Праксителем, не лишен величавости олимпийского божества, но вместе с тем он глубоко человечен. Художник показал богиню в тот момент, когда она приготовилась к купанию, сбросила одежду и касается рукой стоящей рядом вазы. Ни лицо ее, ни поза не выражают опасения, что ее может кто-то увидеть, она в безмятежном спокойствии предвкушает прелесть освежающего купания. Постановка фигуры проста, и не в сложности композиционного построения нашел Пракситель выразительные средства, а в совершенстве пропорций, в тончайшей моделировке, передающей мягкую женственность форм богини, в красоте общего контура, в плавных округлых его линиях. Состояние ленивой истомы раскрыто художником в легком непринужденном наклоне корпуса, в мягком движении рук, в линии изгиба бедер и особенно в ее тонко очерченном нежном лице с выразительным взглядом, «влажным и блестящим», по определению древних. Статуя Афродиты Книдской сделалась образцом для множества скульптурных решений и переработок почти в течение шестисот лет. Единственное оригинальное произведение Праксителя, известное нам, это статуя Гермеса с младенцем Дионисом, найденная в 1877 году в храме Геры в Олимпии (Олимпия, музей). По воле Зевса Гермес должен отнести малютку на воспитание к нимфам. Вестник богов, покровитель палестры, Гермес остановился на короткий отдых, он облокотился на пень и развлекает Диониса виноградной гроздью, которую он держит высоко поднятой правой рукой. Группа «Гермес и Дионис» похожа по расположению фигур на «Эйрену с Плутосом» Кефисодота, но образ главного героя—Гермеса решен глубже, психологическое его состояние более сложно. Гермес добросовестно исполняет поручение — заботливо оберегает и с лаской забавляет младшего брата, но чувство Гермеса не относится к малютке, рассеянный взгляд скользит мимо Диониса. Гермес находится во власти своих мечтаний, и легкая улыбка отвечает его собственным мыслям. Скульптор с огромным мастерством изобразил сильное тренированное тело молодого атлета, его непринужденную позу, плавный изгиб его корпуса, создал одно из самых совершенных воплощений атлетической красоты в греческом искусстве. Особенно замечательна голова Гермеса. Волосы, трактованные обобщенно, но реально, были некогда раскрашены в красновато-коричневый цвет, контрастировавший с белым мрамором лица, поверхность которого была очень тонко проработана. Ни одной резкой черты или линии здесь нет: все плоскости лица необычно мягко переходят одна в другую, образуя живую игру света и тени. Рисунок лба и надбровных дуг напоминает головы работ Скопаса, влияние которого не избежал даже мастер такой яркой индивидуальности, как Пракситель. Как в статуе Афродиты, так и в группе Гермеса следует отметить мастерство драпировок и новое их значение в композиции. Одежда помещена рядом с обнаженной фигурой и, будучи окрашена в яркий тон (синий или красный), играет роль цветового пятна, оттеняя белизну обнаженного тела. Некоторые статуи Праксителя раскрашивал знаменитый живописец Никий, и скульптор ценил эти работы более всего. Такое сотрудничество с живописцем, несомненно, много дало скульптору. Пракситель не только умел удачно поместить яркое пятно драпировок, но и с редким искусством передавал тончайшую игру светотени на поверхности мрамора. Почти все скульптуры Праксителя стояли в храмах или открытых святилищах и имели значение культовых статуи, как и произведения Фидия, но работы Праксителя не символизировали больше силу, мощь полиса, доблесть его граждан. И если художник в своей работе утратил идеи высокой гражданственности, то он пошел дальше, чем мастера 5 в. до н. э., по пути познания психологической жизни человека. Реалистическое понимание натуры, совершенное знание анатомии, мастерское владение пластической формой Пракситель и Скопас подчинили задаче создания образов живого человека и тем самым обогатили реалистическое искусство Греции. Возвышение Македонии в середине 4 в. до н. э., усиление ее политического значения и, наконец, ее господствующее положение в Греции при Александре Македонском способствовали тому, что этот монарх стал привлекать к своему двору знаменитых мастеров Греции. Там работали живописцы Апеллес и Антифил, скульпторы Лисипп и Леохар, резчик по камню Пирготель. Перед художниками встали новые задачи прославить особу царя, утвердить в искусстве идею божественности власти. Апеллес, как указывают литературные источники, изобразил Александра, как Зевса, с молнией. Антифил написал его рядом с Афиной. Лисипп. К числу величайших греческих скульпторов принадлежит и Лисипп, получивший художественное образование в сикионской школе и работавший впоследствии при дворе Александра Македонского. Лисипп — мастер круглой скульптуры, его излюбленным материалом была бронза, традиционная для ваятелей сикионской школы. Произведения дошли до нас лишь в римских копиях, но и в этих мраморных повторениях ясно выступает бронзовый оригинал. Наиболее известны его работы: «Агий из Дельф», «Гермес, подвязывающий сандалию», «Отдыхающий Геракл», «Эрот», «Апоксиомен», «Отдыхающий Гермес», «Геракл с ланью», «Борец», портреты Биаса, Сократа и Александра Македонского. Лисипп создал и свою систему пропорционального построения фигуры, головы он делал меньше, корпус суше, ноги длиннее, чем у Поликлета, отчего фигура получалась более подвижной и гибкой. Совершенное знание пластической анатомии, мастерское изображение движения, от самого резкого и стремительного до едва уловимого, передача тончайших оттенков переживания - все подчинено Лисиппом задаче показать человека живого, которому свойственны многие самые разнообразные движения, многие различные чувства и состояния. Так же подходит скульптор и к трактовке лица, раскрывая большую духовную силу, активность мысли и чувства, весь трепет жизни. Особенно замечательны лица Апоксиомена и Александра Македонского (эллинистическая копия из Пергама, ныне в Стамбуле). Свой идеал юношеской красоты Лисипп воплотил в одном из своих наиболее зрелых произведений — «Апоксиомене» (Рим, Ватикан). Статуя изображает атлета, счищающего с себя стригилем (скребком) песок после гимнастических упражнений в палестре. Атлет как бы переступает с ноги на ногу в такт движениям рук. Стройная тренированная фигура благодаря чрезвычайно тонко разработанному хиазму кажется особенно гибкой и подвижной. В лице Апоксиомена читается не только некоторая усталость от только что оконченных упражнений, но и выражение сосредоточенности. Лисипп, как мы упоминали, создал образы многих богов и героев, и все они глубоко индивидуальны, острохарактерны. Из богатейшего арсенала сказаний о богах и героях Лисипп выбирает такие моменты, где наиболее ярко проявляется сущность созданного народной фантазией образа. Отдыхающий Геракл предстает перед нами как человек, обладающий огромной физической силой, но уже не молодой, утомленный не столько от своих героических подвигов, сколько от тяжелых душевных горестей, выпавших на долю этого героя. Группа «Геракл и лань» изображает героя молодого, жизнерадостного, упоенного своей победой, горе еще его не коснулось. Эрот — бог любви (Рим, Капитолийский музей) трактован Лисиппом очень остро:»мальчик решителен, смел, его стрелы злы, и он не боится ранить ими даже самого Зевса. Эрот Лисиппа — красивый мальчик, гибкий и сильный, с лицом серьезным, представлен в тот момент, когда он хладнокровно и как бы исподтишка наблюдает за своей жертвой. Гермес, отдыхающий на скале, — юноша, почти еще мальчик, вестник богов. Он подвижный, гибкий, только такой и может легко и молниеносно переноситься на своих крылатых сандалиях по воздуху (Неаполь, Национальный музей). Композиция Лисиппа органически вытекает из замысла. Сложное построение, пересечение плоскостей и линий, контрастность движений отдельных частей тела, например такой резкий поворот головы, как мы видим у Гермеса, подвязывающего сандалию, или движение рук у Эрота. Лисипп чрезвычайно тонко, иногда одним жестом раскрывает глубину пространства, например в статуе «Отдыхающий Геракл» (так называемый Фарнезе, Неаполь, Национальный музей) - заложенная назад рука, легкий наклон головы и выставленная вперед нога подчеркивают трехмерность фигуры. Лисипп был одним из самых замечательных портретистов античности. При изучении натуры он прежде всего ставит своей задачей выявление психологической характеристики, раскрытие внутренней сущности человека, а не показ какого-то одного состояния или эмоции. Лисипп не идеализирует портретируемого, не исправляет его черты. В портрете Сократа (Рим, Национальный музей) сохранены вся неправильность, некрасивость черт, но лицо его вдохновенно, трактовка глаз и высокого лба приковывает внимание зрителя, мы чувствуем, что философ всецело поглощен своими мыслями, взор его направлен вдаль, где открываются ему одному видимые образы. Иначе изображен Биас, один из семи знаменитых древних мудрецов. Размышляя, он склонил голову, резкая складка залегла между бровей, он ищет ответа на сложные философские вопросы. Еще более сложно выражение лица Александра (Стамбул, Археологический музей). Этот знаменитый завоеватель обладал характером неустойчивым, настроения его быстро и резко менялись. Каким Лисипп должен был изобразить Александра. Современник Лисиппа Леохар изобразил Александра в виде идеально прекрасного героя, спокойно и равнодушно смотрящего куда-то вдаль. Лисипп в своем Александре показал прежде всего человека с его многообразием состояний, переживаний и настроений. По словам биографа Александра Плутарха, Лисипп сумел показать и «львиный вид и ласковый взор царя». На портрете работы Лисиппа лицо Александра совершенно иное, чем у Леохара: лоб, изрезанный глубокими складками, глаза, смотрящие внимательно и напряженно, мягкая линия слегка приоткрытых губ создают впечатление оживленности и подвижности черт лица и большой одухотворенности. Пряди слегка волнистых волос не отвлекают внимания зрителя от лица, как на портрете Александра работы Леохара, где крутые локоны представляют. собой самостоятельную живописную массу. Глубокое проникновение в характер, яркая индивидуализация образа убеждают и в большой воле и больших чувствах Александра. Художник прославил царя не как божество, а как великого человека. Творчество Лисиппа, как и его великих предшественников Скопаса и Праксителя, сделалось образцом для многих поколений античных художников и в изображении атлетической фигуры, и в портретном искусстве, и в композиционных приемах. Леохар. Старшим по возрасту современником Лисиппа был Леохар, работавший еще со Скопасом. Леохар сделал для Фи-липпейона в Олимпии хрисоэлефантинные статуи Александра, Филиппу и их предков. Вместе с Лисиппом он работал над большой скульптурной группой из бронзы, изображающей охоту Александра на львов. Сохранились в римских мраморных копиях некоторые статуи Леохара: это, кроме портретной статуи Александра, Ганимед, поднимаемый орлом, и так называемый Аполлон Бельведерский (Рим, Ватикан). Широко известная статуя Аполлона (оригинал из бронзы) изображает молодого прекрасного бога, энергично шагнувшего вперед. Фигура театрально эффектна благодаря гордому повороту головы, красивой драпировке плаща, перекинутого через левую руку. Но, несмотря на плавность линий, изящество движения, образ лишь внешне красив; он лишен той глубины, которая характеризует все произведения Лисиппа. Леохару приписывают статую Софокла (римская копия в Латеранском музее). Оригинал вместе со статуями других афинских трагиков был установлен в 340 г. до н. э. около театра Диониса в Афинах Ликургом, одним из деятелей антимакедонской партии, и должен был напоминать о былой славе Афин. Торжественная, с горделивой осанкой, фигура Софокла удачно выражала эту идею, но в сравнении с портретами Лисиппа мы и здесь видим больше внешней приподнятости, чем психологической характеристики драматурга. Сравнение творчества Лисиппа и Леохара показывает сложное переплете-ние художественных направлений в греческом искусстве в 4 в. до н. э. Живопись. Греческое искусство 4 в. до н. э. характерно ярким расцветом живописи, о чем свидетельствуют литературные источники, называющие много имен художников — создателей станковых картин разнообразных жанров. Мастера этого периода широко использовали опыт предыдущих художников и, в совершенстве владея реалистическими приемами изображения человека и животного, обогатили живопись новыми достижениями. Пейзаж занимает теперь еще более значительное место в композиции и начинает служить не только фоном для фигур, но важной стороной всего сюжетного замысла. Изображение источника света раскрывало неограниченные живописные возможности. Блестящего развития достиг живописный портрет. В Сикионе в начале 4 в. до н. э. появляется настоящая академия живописи, выработавшая свои правила преподавания, твердую, обоснованную теорию живописи. Теоретиком школы был Памфил, положивший в основу живописи хрестографию, то есть построение фигур по вычислению, в чем продолжалась традиция Поликлета. В курс обучения живописи были введены перспектива, математика и оптика, особое внимание уделялось рисунку. Учеником Памфила и его последователем был знаменитый живописец Павсий, работавший в технике энкаустики, которая позволила ему довести до большого совершенства игру светотени и передавать тонкие градации тонов. Павсий прославился натюрмортами, изображая иллюзорно букеты и гирлянды цветов. Школа другого направления создалась в Фивах в 70-х гг. 4 в. до н. э. Особенно следует отметить художника Аристида Старшего, картины которого отличались драматичностью замысла, яркой выразительностью действующих лиц и умением передавать сложные патетические чувства. Фи-ванско-аттическая школа 1 отличалась от сикионской глубиной идейного содержания, злободневностью сюжета, его политической заостренностью. Так, например, Евфранор, ученик Аристида, расписал в Афинах портик, вероятно, по заказу партии Демосфена. Если баталия, изображавшая победу афинян при Мантинее, должна была поднять воинственный дух афинян, то аллегорическая сцена «Тезей и Демократия» говорила об «исконности» демократического строя Афин. Никий. Исключение составлял другой выдающийся аттический художник— Никий, прославившийся своим живописным мастерством. Он писал станковые картины, далекие по своему духу от высоких гражданских идеалов. Сюжет он брал из мифов романтических, дающих повод блеснуть грацией и изысканной красотой героев, сентиментальностью ситуации. В римских и помпейских фресках сохранились повторения картины Никия «Персей и Андромеда». Здесь показан тот момент, когда подвиг уже совершен, чудовище убито, и герой, как галантный кавалер, подает руку прекрасной героине. Значительное место в этих картинах занимает пейзаж, хотя и обобщенно написанный. Апеллес. Знаменитый Апеллес, также учившийся в Сикионе, с 340 г. до н. э. работал при дворе македонских царей, где писал портреты Александра, про один из которых великий полководец сказал, что существуют два Александра: один — непобедимый — сын Филиппа, другой — неподражаемый—создание Апеллеса. По-видимому, художник добился удивительного сходства и вместе с тем придал образу идеализированный и героизированный характер. Апеллес в портрете Александра с молнией впервые показал источник света и блики на лице и теле, что было большим завоеванием в истории реалистической живописи. Особенно прославился Апеллес картиной, изображающей Афродиту, выходящую из моря. Ноги богини еще были скрыты водой и слегка просвечивали сквозь нее. Богиня, подняв руки, выжимала волосы. Филоксен. К сожалению, все знаменитые картины Апеллеса.и его современников исчезли. Лишь картина Филоксена «Битва Александра с Дарием» известна нам по мозаичному повторению 3 в. до н. э. Большая (5 м Х 2,7 м) мозаика была украшением пола в Помпеях (Неаполь, Национальный музей). Она является сложной многофигурной баталией. Идея картины — прославление храбрости и геройства Александра. Филоксен прекрасно передал пафос действующих лиц, разнообразные эмоции. Смелые ракурсы, как, например, упавший перед колесницей воин или конь на переднем плане,
_________________________________________________ 1 Последователи Аристида работали в Афинах, отсюда и название школы богатая игра светотени, яркие блики, усиливающие впечатление объемности фигур, выявляют руку опытного и искусного мастера и, главное, дают возможность представить характер живописи второй половины 4 в. до н. э. К концу 4 в. до н. э. относится открытый в 1944 г. и теперь широко известный, хорошо сохранившийся фракийский расписной склеп в Болгарии в городе Казанлык.,Купол круглой погребальной камеры и перекрытие коридора — дромоса украшены многофигурными композициями. Шествие воинов, баталии, скачки колесниц и заупокойная трапеза написаны местными живописцами, хорошо знакомыми с греческой живописью, хотя и не облагающими большим мастерством. Центральное место в росписи купола занимает группа, изображающая покойного с желной и служанками. Палитра росписи разнообразна. Это — все оттенки желтой й коричневой, пурпурная, синяя, голубая, черная, белая краски. Художественные приемы различны: в одних местах фигуры написаны в старой манере, темным четким контуром обрисована вся фигура, в других — форма моделируется постепенными* переходами от сильного к слабому тону, иногда яркий блик подчеркивает объем. Выразительны лица покойных, центральная группа традиционна по композиции. Подобные сцены последнего прощания, полные сдержанной грусти, мы находим на известных рельефах античных надгробий-стел 4 в. до н. э., что говорит о широком распространении образцов аттического искусства. Выше говорилось о тесной связи вазовой росписи с монументальной и станковой живописью. Ко второй половине 4 в. до н. э. относится ряд превосходных аттических и южноиталийских краснофигурных ваз. Например, вазы собрания Эрмитажа: гидрия, найденная близ Керчи, с рельефными фигурами Афины и Посейдона (см. Парфенон) или полихромные вазы с рельефами работы афинского мастера Ксенофанта, так называемая царица ваз из Кум, краснофигурные кратеры апулийских мастеров с Ахиллом и Приамом и со сценой гигантомахии. К концу 4 в. до н. э. исчезает краснофигурная техника, уступая место скромным росписям чисто орнаментального характера. Многокрасочная палитра, приемы светотени в живописи стали недоступны мастерам вазовой росписи ввиду ограниченного числа красок, способных выдержать сильный обжиг. Историческая картина развития классического искусства не будет полной без искусства греческих колоний северного побережья Черного моря. В конце 5 в. до н. э. на берегах Керченского пролива образовалось большое государство — Боспорское царство с городом Пантикаиеем во главе и была основана новая колония на Таврическом полуострове — Херсонес. Во всех северопричерноморских городах развивается самостоятельное художественное творчество. Появились мастерские камнерезов и живописцев, резчиков по дереву и кости. Ни в Боспорском царстве, ни в Херсонесе нет мрамора, материала, в котором ваятели метрополии достигли высочайшего мастерства, поэтому в Причерноморье мраморный рельеф заменила живопись по камню. Если в метрополии ставили на могилу рельефную надгробную стелу, то в северопричерноморских колониях, как мы видим в Херсонесе, создавали надгробный монумент, состоящий из расписного портала и живописной стелы с изображением покойного. Кроме этого, известна и живопись на деревянных досках. Сохранившиеся причерноморские памятники живописи 4 — начала 3 в. до н. э. являются редчайшим примером греческой работы. С большим вкусом исполнены тончайшие миниатюрные росписи на досках саркофага из кургана Куль-Оба близ Пантикапея (Ленинград, Эрмитаж). Художник следовал стилю Полигнота и Аполлодора-тенеписца, то есть показал тень, падающую от фигур. Можно назвать шедевром античной живописи фрагмент надгробной каменной стелы столовой юноши из Херсонеса (Севастополь, Херсонесский музей). Свободное владение всеми средствами живописной техники (светотень, перспективное построение) позволили херсонесскому безымянному живописцу создать вдохновенный образ юноши в стиле Скопаса и Аристида. Местные художественные произведения исполнены в рамках классического стиля, что говорит о тесной взаимосвязи искусства метрополии и причерноморских городов. Греция ввозила в Причерноморье мраморную скульптуру, ювелирные, изделия (например, золотые украшения и сосуды из курганов Куль-Оба и Большой Бизницы), краснофигурные расписные и фигурные вазы, терракотовые статуэтки (Ленинград, Эрмитаж). В 4 в, до н. э. близ Пантикапея устраиваются для жителей этого города богатые погребения в склепах, сложенных из камня системой ложного свода: царский курган, курган Большая Близница с замечательным живописным изображением богини Деметры. Держава Александра Македонского была непрочным и временным объединением. После длительной борьбы за власть между преемниками Александра империя распалась на ряд новых государств, среди которых выделяются, в перву
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|