Дом в Приене.3—2 вв. до н. э. Реконструкция
зал с местами, располагавшимися в виде амфитеатра. Снаружи этот зал оформлен был в виде храма псевдопериптеральной формы. В центре городов находились общественные площади, в том числе главная торговая площадь — агора, вокруг которой и располагались общественные сооружения и храмы. Одним из самых типичных эллинистических городов является Приена, находившаяся вблизи Милета. Несмотря на свои небольшие размеры, этот город приобрел в наши дни большую известность, чему способствовала его хорошая изученность вследствие многолетних систематических раскопок. Приена была спланирована на ' склоне горы, выше нее находился Акрополь. Примыкание города к основанию Акрополя отвечало многовековым традициям и было характерно для многих эллинистических городов. План Приены был образован сеткой прямых улиц, из которых 8 шли в продольном, а 16— в поперечном направлении. Торговая площадь — агора (76X48 м) имела прямоугольные очертания и ограничивалась с трех сторон колонными дорическими портиками. Жилые дома были чаще всего изолированы от улицы; в центре дома находился перистильный двор, ограниченный хозяйственными помещениями (рис. 17). В глубине, за двором, располагалась так называемая простада, нередко оформлявшаяся с фасада колонным портиком и представлявшая собой главное помещение жилого дома; сбоку от него находились собственно жилые помещения. Даже городские площади — агоры, обрамленные со всех сторон колоннадами, также по существу были большими перистильными дворами. Иногда перистильные дворы окружались двухъярусными портиками. Крупнейшим эллинистическим центром была Александрия Египетская в дельте Нила, основанная Александром Македонским в 332—331 гг. до н. э. и спланированная родосским архитектором Дейно-кратом. Периметр города достигал 15 миль (почти 24 км). Александрия имела регулярный план и непосредственно связывалась с портом. На морском мысу был построен огромный маяк — знаменитый в античные времена Фа рос. Высота его достигала 140 м, огонь маяка наблюдали за 48 км от Александрии.
Архитектурная композиция Фаросского маяка определялась сочетанием трех постепенно уменьшавшихся в сечении призматических объемов, как бы нанизанных на одну вертикальную ось. Геометрически очерченный четкий силуэт, пропорциональность частей, огромные размеры — все это обеспечивало выразительность этого исполинского инженерного сооружения, постройка которого была бы технически невозможна в более раннее время. Исключительный градостроительный и архитектурный интерес представляет город Пергам (рис. 18)—столица Пергамского царства, расцвет которого относится к первой половине 2 в. до н. э. Город находился у подножия крутого холма. Выше, над городом, главенствовал Акрополь, отдельные части которого размещались веерообразно на террасах, составлявших подобие огромной; постепенно спускающейся лестницы. На самом верху была цитадель, ниже располагались дворцы, храмы и, наконец, общественная торговая площадь — агора.
Пергамский акрополь. 3—2 вв. до и. э. План
На склонах Акрополя расположен огромный театр и стоя — галерея для прогулок. На Пергамском акрополе были построены в течение 3—2 вв. до н. э. два дворца с большими перистильными дворами в центре. Залы дворцов были облицованы мрамором, полы украшены мозаиками. Славилась мозаика работы Сосия, называвшаяся «Невыметенный пол». Изображены были иллюзорно скорлупа орехов, косточки дичи и рыбы, кожура фруктов. Среди архитектурных комплексов Пергама наиболее знаменит прославленный алтарь Зевса (около 180 г. до н. э.). Первый ярус, служивший ему основанием, представлял собой подиум девятиметровой высоты, на боковых и задней стенках его был развернут грандиозный скульптурный горельефный фриз. На западной стороне подиума находилась щщюкая лестница, которая вела во второй ярус, к жертвеннику, занимавшему здесь центральное положение. Верхняя площадка (ее размеры 37,7x34,6 м) ограничивалась со всех сторон ионической колоннадой. Таким образом, она также представляла собой столь типичный для эллинистической архитектуры перистильный двор.
Этот памятник —еще один образец органического синтеза архитектуры, пластики и цвета. Размещение скульптурного фриза на цокольной части сооружения не свойственно греческой архитектуре. Здесь следует видеть влияние искусства Двуречья, в частности ассирийских дворцов, где рельефные ортостаты были поставлены в нижней части стен. Для того чтобы вести в больших размерах строительство во многих городских центрах, строить одновременно сотни сооружений различного назначения, необходимо было создать теоретические основы этого строительства. Поэтому теперь приобретает особое значение архитектурная теория. Целый ряд архитекторов пишет трактаты — сочинения, в которых излагаются основы строительной науки и даются необходимые сведения по теории архитектуры. Важное место в этих трактатах уделялось архитектурным стилям. Если в классической греческой архитектуре ордеры — дорический; ионический, коринфский — не были канонизированы и обладали в каждом отдельном случае своими особыми своеобразными пропорциями, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны, наиболее удачные пропорции ордеров и их отдельных частей. Такой пропорциональной системой могли теперь пользоваться уже все архитекторы, даже малоквалифицированные. Масштаб архитектурной деятельности в эллинистических городах определял отчасти и некоторое снижение технического уровня массового строительства. Это привело к плохой сохранности многих произведений эллинистического зодчества, и мы вынуждены пользоваться главным образом данными археологических изысканий, строить свои представления об эллинистическом зодчестве на основании различного рода реконструкций.
Эллинистическая архитектура имела исключительное значение, с одной стороны, для архитектуры Древнего Рима и, с другой — для многочисленных восточных государств, существовавших в более позднее время. Изобразительное искусство. Изобразительное искусство эллинизма может быть разделено на три периода: ранний эллинизм — конец 4 в. до н. э.— первая половина 3 в. до н. э.; средний — вторая половина 3 в. до н. э. и первая половина 2 в. до н. э.; и поздний период — до 1 в. до н. э., когда Римская держава захватила все страны эллинистического мира. Ведущими центрами художественной жизни становятся новые эллинистические столицы - Александрия, Пергам; из старых—Родос, продолжавший оставаться местом значительных художественных мастерских. Афины и Сикион играют второстепенную роль. Традиции великих мастеров классической эпохи легли в основу развития новых художественных направлений в искусстве эллинизма. Наряду с монументами героического пафоса, прославляющими эллинистических владык, создаются и небольшие для частных домов украшения, изображающие маленького играющего ребенка. Наряду с образом идеальной красоты разрабатывается образ безобразной старости с натуралистической передачей некрасивых дряхлых черт. Бурные страсти героев Пергамского алтаря, ленивое спокойствие аллегорической фигуры, воплощающей реку Нил, сентиментальная изящная группа Эрот и Психея и грубая фигура сатира — таковы примеры различных по назначению, жанру и Стилю произведений эллинизма, передающих все многообразие состояний, переживаний и действии человека. В портретном искусстве эллинизма сосуществуют разные направления. Одни продолжают традиции Лисиппа, другие создают произведения классического, то есть идеализированного типа. К первому направлению следует отнести такой шедевр неизвестного греческого мастера, как бронзовая портретная статуя Диадоха (Рим, Национальный музей). Необычайно остро охарактеризован эллинистический владыка, властный и вместе 1С тем подозрительный. Статуя Демосфена работы Полиевкта 280 г. до н. э. (Рим, Ватикан) также очень точно раскрывает образ знаменитого оратора и государственного деятели. Интересен портрет сирийского царя Селевка Никатора (Неаполь, Национальный музей).
На знаменитой камее из сардоникса с портретами Птолемей II и Арсинои (Ленинград, Эрмитаж) образы идеализированы. Такая трактовка портрета отчасти зависит и от того, что в Александрии очень быстро были восприняты особенности царской власти в Древнем Египте, с обожествлением царя, с изображением его в виде идеального существа. Александрийское искусство. Из новых эллинистических центров ранее других стала играть ведущую роль Александрия. Здесь работали мастера разных направлений. Одни художники, продолжая традиции Праксителя, создавали образы идеально прекрасных богов и богинь, другие, используя великие реалистические достижения Лисиппа в области пластической анатомий, композиционных приемов, изображали в бытовом жанре маленьких детей, стариков и старух, даже типы с физическими недостатками (горбун, Берлин, Государственные музеи; карлица, Тунис, музеи Алауи). Кроме культовых статуй, в Александрии получила распространение многочисленная декоративная скульптура, садово-парковая и для украшения как дворца, так и частного дома. Одним из излюбленных образов эллинизма, в особенности александрийского искусства, становится образ Афродиты, но сущность его, по сравнению с пониманием классического времени изменяется. Афродита в эллинистическом искусстве приобретает характер гораздо более человечный: она более кокетлива, жеманна, иногда и легкомысленна; богиня остается по-прежнему прекрасной, но утрачивает величавость олимпийского божества. Афродита, так называемая Медицеискан, работы сыновей Праксителя — Кефисодота Младшего и Тимарха (римская копия в Флоренции, Уффици) композиционно близка Афродите Книдской Праксителя, но отличается более легкими пропорциями и главным образом иной характеристикой образа. Особенно интересны в таком же плане подлинные эллинистические работы—это статуи Афродиты из Кирены (Рим, Национальный музей) и из Сиракуз (Сиракузы, Археологический музей). К кругу александрийских мастеров принадлежат и статуи старушки пастушки и старика пастуха (обе —Рим, палаццо Консерваторе). Это старые, утомленные работой люди с натруженными руками в ногами. Их сухое старческое Тело, вздутые жилы, согбенные плечи даны почти натуралистически. Такие фигуры стояли в вольерах в парках и Должны были дополнять впечатление уголка сельской местности. Такое же назначение имела и статуя спящего сатира, так называемый «Сатир Барберини» (Мюнхен, Глиптотека). Вся эта грубая тяжеловесная фигура может служить воплощением лени, опьянения.
Чрезвычайно популярны в эллинистическом искусстве, в частности в Александрии, изображения маленьких детей. Такие статуэтки дарились в храм бога здоровья Асклепия в благодарность за исцеление, или помещались во внутренние дворики жилого дома как украшение, либо ставились как надгробный памятник на могилу. Такого рода скульптурой является группа мальчика, борющегося с гусем,— римская копия с бронзового оригинала Боэфа, мастера конца 3 — начала 2 в. до н. э. (Рим, Ватикан). Маленький мальчик, здоровый, жизнерадостный, схватил гуся за шею; тело ребенка передано с поразительной реальностью. В стиле Боэфа выполнено большое количество изображений детей, например прекрасная статуэтка мальчика с уткой (Рим, Ватикан). К периоду позднего эллинизма относится аллегорическая группа, изображающая реку Нил в виде возлежащей грузной мужской фигуры и играющих около него 16 малюток, символизирующих 16 локтей подъема воды (Рим, Ватикан). Отдельные фигурки детей очень выразительны, они выполнены в духе скульптур Боэфа. Старец Нил с длинными мягкими, как бы струящимися волосами, лениво и спокойно возлежащий, облокотись на сфинкса, превосходно воплощает могучую египетскую реку. На задней стороне пьедестала низким рельефом изображен большой нильский пейзаж, воспроизводящий, вероятно, один из живописных ландшафтов Египта. Первом. Рядом с Александрией стоит Пергам, искусство которого процветало в период среднего эллинизма. Пергамские цари поддерживали культурные связи с Афинами, подчеркивали свое уважение к их традициям. Главным божеством Пергама стала богиня Афина. Цари Пергама создали не только библиотеку, соперничавшую с александрийской, но и настоящий музей искусства. Они скупали картины и статуи греческой работы и заказывали копии. Так были скопированы картины Полигнота в Дельфах, портрет Александра Лисиппа и многие другие. Художественные традиции Скопаса и Лисиппа являлись ведущими в Пергаме. Пергам не раз отражал нашествие е Балканского полуострова варваров галлов, и эти события были дважды запечатлены в памятниках искусства. Аттал I, портрет которого подобен портрету Александра Македонского Лисиппа (Берлин, Пергамский музей), в 220 г. до н. э. посвятил в Афинах серию скульптур, воспевавших победу греков над варварами, и Эвмен П в 180 г. до н. э. построил грандиозный монумент — алтарь Зевса, украшенный рельефами (рельефы в Берлине, в Пергамском музее). В этих произведениях ярко выразились характерные черты пергамской школы: драматичность ситуации, динамика действия, патетичность, усложненное композиционное построение, резкие контрасты живого человека и мертвого тела, сильная пластическая форма, богатая игрою светотени. Группы, созданные при Аттале мастерами Эпигоном, Пиромахом, Стратоником и Антигоном из бронзы, стояли на Пергаменом акрополе, и повторения их были выставлены на южной стороне Афинского акрополя как дар богам за победу. Эти «дары Аттала» изображали сцены гигантомахии, амазономахии, битвы греков с персами и галлами. Производит сильное впечатление фигура юного сильного галла (Венеция, Археологический музей), распростертого на земле, как будто убитого наповал. Его соратник, смертельно раненный воин-галл (Рим, Капитолийский музей), делает последнюю попытку подняться с земли, но сознание уже покидает его, и голова тяжело клонится вниз. Страдальческая гримаса искажает лицо. Жесткие прямые пряди волос, сильное, но грубых форм тело, развитое в бою, а не на палестре, отличает галла от грека. Метко схвачен тот момент, когда через секунду воин упадет мертвый, что видно и в склоненной голове и в сгибающейся под тяжестью падающего тела руке, на которую он опирается и которая уже слабеет. Еще более драматична группа: галл, не желающий сдаваться в плен и убивший свою жену, мертвое тело которой тяжело скользит вниз, хотя войн еще поддерживает ее за руку (Рим, Национальный музей). Галл вонзил меч себе в шею около ключицы и тоже должен в эту же секунду рухнуть мертвым. Но в этот последний момент его жизни он успевает обернуться к врагам и торжествующим взглядом заявить, что умирает свободным. Эта группа производит сильное впечатление, трагедия раскрыта ярко и выразительно в контрасте мертвой женской фигуры, одетой в хитон, и полной напряжения мощной обнаженной мужской. Мускулатура проработана очень подробно и рельефно. Вся группа построена на сложных ракурсах, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественными поворотами головы. Сохранились статуи раненого и обороняющегося персов, мертвой амазонки, гиганта, молодого галла. Причем и в распростертых на земле фигурах видно, что они как бы сражены в пылу битвы сразу насмерть. Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, наблюдательностью, даже натуралистичностью, например в голове (фрагмент статуи) мертвого перса (Рим, Национальный музей). Развитие такого направления мы видим в большом фризе алтаря Зевса. Высокий цоколь алтаря, опоясанный фризом (высотой 2,3 м, длиной около 120 м), с изображением гигантомахии, был выполнен группой скульпторов, но по единому композиционному замыслу. Кроме олимпийских богов, в битве принимает участие ряд божеств, или извлеченных из старых легенд, или просто придуманных. На западной стороне были изображены божества водной стихии, на южной — боги небес и небесных светил, на восточной, главной,— олимпийские боги и на северной — боги ночи и созвездий. Около пятидесяти фигур богов и столько же гигантов расположены тесно, переплетаясь друг с другом, фигуры выполнены очень высоким рельефом почти в круглой пластике, фон фриза густо заполнен развевающимися одеждами, крыльями, змеями; Оружие, обувь, перья, мех обработаны так тщательно, что чувствуется их материальность. Фигуры были раскрашены, многие детали позолочены, высокий рельеф создавал глубокие тени, благодаря чему фриз легко читался на расстоянии. Имена богов и гигантов вырезаны на плинтусе и карнизе. Боги изображены в полный рост, большинство гигантов помещено в нижней части фриза, у многих из них вместо ног амеи. Изображена яростная битва в самом разгаре и в стремительном темпе. Главное место на восточной стороне занимали Афина и Зевс. Верховное олимпийское божество сражается сразу с тремя гигантами, поражая их перунами. Один из гиган- тов, Порфирон, сопротивляется, два других уже побеждены. Зевс дан в сильном движении, подчеркнутом крупными складками одежды. Афина, в развевающейся одежде, схватила за волосы громадного крылатого гиганта Алкионея и легко отрывает его от матери-земли Геи, которая изображена у ног Афины появляющейся из недр и взывающей о пощаде. Лица Алкиог нея и Геи полны страшной муки, душевной и физической. Трагизм погибшего гиганта, торжество богини выражены с предельной наглядностью. Богини — Афина, трехликая Геката, Артемида, Мойры, Нике — богиня ночи и другие участвуют в битве с такой же стремительной силой, решительностью, как мужские божества — Зевс, Аполлон, Арес. Выше говорилось, что группа мастеров работала над фризом, некоторые их имена сохранились. Это Дионисиад, Орест, Ме-некрат, но какую часть рельефа исполнял каждый из них, сказать трудно. Ясно одно — художники принадлежали к разным направлениям искусства, вышли из разных школ. Одни были представителями нового пергамского стиля, ими выполнены группы Зевса и Афины, Нике, Геката и Артемида и некоторые другие, хотя положение фигур Зевса и Афины явно заимствовано с центральной группы западного фронтона Парфенона: мастер, который создал фигуру Аполлона, держался традиций классического искусства; образцом для него служило искусство Фидия. Но, несмотря на такого рода различие, ни одна группа не выпадает из общего ритма, не нарушает едийства художественного замысла, и вся композиция производит целостное впечатление. На площадке второго яруса находился другой фриз — малый, или фриз Телефа, меньшей высоты и невысокого рельефа. Фриз посвящен мифу о Телефе, аркадском герое, который чтился в Пергаме. Это повествовательная картина, рассказанная совсем в других тонах и другом стиле, чем большой фриз. Спокойное развертывание событий, то на фоне пейзажа, то на архитектурном фоне, неторопливые движения действующих лип! скорее напоминают александрийские рельефы, чем патетическое искусство Пергама. И большой и малый фризы выполнены руками очень опытных художников, великолепно знающих пластическую анатомию, свободно справляющихся с любыми ракурсами, легко передающих разнообразные эмоции. По своему художественно-историческому значению алтарь может быть поставлен в ряд с Парфеноном и Галикарнасским мавзолеем. Это самое величественное сооружение эллинизма. Известные нам пергамские памятники могут быть названы произведениями придворного искусства. В них прославлялась сила атталидов, подчеркивалось их значение как наследников афинской культуры, как защитников Греции от нашествия варваров. Пергамская школа оказала огромноевлияние на многих мастеров, особенно из городов Малой Азии. Примером этому может служить статуя Афродиты (2 в. до н. э.), найденная на острове Мелос (Париж, Лувр), Открытая рядом со статуей надпись называет имя скульптора родом из Антиохии в Малой Азии. Фигура Афродиты крупных пропорций задрапирована в нижней части плащом, который богиня придерживала правой рукой. Мрамор на обнаженных частях тела мягко обработан, чем создается впечатление бархатистости кожи. Лицо богини классически прекрасно, но не холодно спокойно, а полно той внутренней страстности, которая характерна для женских образов пергамского искусства. К малоазийскому художественному кругу принадлежит и группа борцов (Флоренция, Уффици). Сильные тела переплелись в клубок, в котором трудно разобраться с первого взгляда. Такая усложненность композиции характерна для позднего эллинизма. Родос. Третьим большим художественным центром эллинизма был остров Родос. Художественная жизнь Родоса имела давнюю традицию, еще в 8—6 вв. до н. э. здесь процветали керамические мастерские. Город Родос в северной части острова, построенный в конце 5 в. до н. э., играл в эллинистическую эпоху значительную экономическую и культурную роль. Здесь работали живописец Протоген и ученик Лисиппа скульптор Харес. Этот смелый мастер создал одно из семи чудес древности колосса Родосского. Огромная, до 30 м высотой, бронзовая фигура бога солнца Гелиоса опиралась ногами на берега гавани, но уже в 227 г. до н. э. статуя разбилась при землетрясении. К родосской школе 3 в. до н. э. причисляют и знаменитую статую Нике Самофракийской (Париж, Лувр), стоявшую в виде победного монумента на скале острова Самофракия (в северной части Эгейского моря). Богиня в стремительном порыве как бы взлетает с постамента, оформленного в виде носа корабля. Могучие крылья раскрыты за ее спиной, тонкая одежда, плотно прилегая, обрисовывает стройное тело. На Родосе работали в конце 2 в. до н. э. скульпторы Аполлоний и Тавриск, родом из малоазийского города Траллы. Копия их произведения — «Казнь Дирки», или так называемый «Фарнезский бык», найдена была в Риме (Неаполь, Национальный музей). Сюжет этой группы навеян трагедией Еврипида «Антиопа». Мифологические герои Зет и Амфион мстят Дирке за оскорбление их матери. Они хотят привязать Дирку к рогам дикого быка. Стремление мастеров показать свою виртуозность в ракурсах, в точности передачи анатомического строения идет за счет ясности и цельности композиции. Несмотря на мастерское исполнение каждой фигуры, произведение кажется перегруженным, нарочито усложненным. Следует отметить Выбор сюжета: момент взят трагический — обреченность Дирки, неизбежность страшной казни — вот идея этой скульптуры. Таким же настроением безнадежного отчаяния и смертельного ужаса проникнута знаменитая группа Лаокоона с двумя сыновьями, созданная Агесандром, Полидором и Афинодором в середине 1 в. до! н. э. (Рим, Ватикан). Небольшой алтарь с драпировкой служит опорой для фигур Лаокоона и младшего сына, уже падающего от укусов змей. Страшная неминуемая гибель всех троих выражена различно: старший сын еще не чувствует мук и с ужасом смотрит на отца, который делает отчаянные попытки бороться со змеями, младший сын уже не держится на ногах, он гибнет. Особенно удачна фигура Ласжоона при виде гибели своих сыновей его физические муки усугубляются душевными страданиями. Дыхание его прерывается, кажется, что он издает вопли, лицо искажено нечеловеческими муками. Поверхность лица и тела передана очень дробно, с явным желанием показать, выделить каждый отдельный мускул. Такая измельченность формы резко бросается в глаза и несколько разбивает общее цельное впечатление. Не совсем удались художникам фигуры сыновей: их пропорции уже взрослых юношей не соответствуют масштабу фигур. Композиция носит характер рельефа, и положение главной фигуры явно заимствовано с фриза Пергамского алтаря, именно с фигуры Алкионея. Правая рука Лаокоона реставрирована, она была в таком движении, как у гиганта, то есть согнута к голове, что придавало более замкнутый плавный характер общему силуэту всей группы. Лаокоон открыт в развалинах терм Тита в Риме в 1506 году и долго считался наряду с Аполлоном Бельведерским вершиной греческого искусства. Теперь, когда нам хорошо известны памятники периодов наивысшего расцвета художественного творчества, мы видим в Лаокооне хотя и виртуозное по исполнению, но в общем уже упадочное произведение, лишенное величественных идей классического искусства, их ясности и силы чувства, искусства расцвета эллинизма. Живопись. В заключение главы скажем о произведениях эллинистической живописи. В Александрии реалистическое искусство 4'в*-'до' н. э. получило 'свое дальнейшее развитие в живописном портрете, в ландшафтной живописи и в карикатуре. Именно в Александрии был разработан так называемый нильский пейзаж, где на фоне берегов Нила действуют космические фигурки пигмеев (фреска, Неаполь, Национальный музей). Этот сюжет стал впоследствии очень популярен в римской стенной живописи в мозаиках. Живописец Переик (хотя происхождение его точно неизвестно), вероятно, также работал в Александрии. Он изображал цирюльни, башмачные мастерские, ослика с поклажей, писал натюрморты. За содержание своих картин он получил в древности прозвище Живописец мусора. Однако этот низменный жанр имел огромный успех не только в эпоху эллинизма, но особенно в Риме, В Пергаме также процветала живопись. Литературные источники называют картину на тему битвы с галлами. Среди стенных картин Помпеи и Геркуланума можно найти такие, которые и по сюжету, и по ряду деталей изображений, и по художественному стилю могут считаться копиями с пергамских оригиналов. Из Геркуланума происходит большая стенная 14 картина, которую, связывают с пергамской живописью. Это Геракл и его сын Телеф, которого кормит лань (Неаполь, Национальный музей). В 146 г. до н. э. римляне разрушили цветущий город Коринф. К 1 в. до н. э. в их руки перешло владычество над народами Малой Азии. Грозное, победное, ничем не сдерживаемое наступление римлян несомненно вызвало глубочайшую тревогу, настроение безнадежности, краха в среде греческого населения. Многие греческие произведения второй половины 2—1 вв. до н. э. проникнуты духом мрачного пессимизма и безнадежности. Творчество последнего^из великих греческих живописцев мастера 1 в. до н. э. Тимомаха из малоазийского города Кизика тоже окрашено в эти тона. Его знаменитые картины были написаны на мифологические темы, но эпизоды выбраны такие, где художник мог показать сильные патетические чувства. Это — Медея, Ифигения в Тавриде, Горгона. Сохранилось изображение Медеи в живописи Помпеи и Геркуланума (Неаполь, Национальный музей). Медея задумала страшную месть изменившему ей мужу Язону. Она решила убить своих детей. На картине был изображен момент, когда Медея только подошла с мечом к беззаботно играющим детям. Противоположные чувства раздирают ее —любовь к детям и яростная ревность. Она отвернулась от детей, не находя еще сил убить их. Патетика героев Тимомаха иная, чем патетика фриза Пергамского алтаря, где гиганты не скрывают в пылу битвы своей ярости, боли и ужаса. Чувства Медеи спрятаны глубоко; герои одиноки в своем страдании. Медея как бы окаменела, горе ее выражается в полных отчаяния глазах: крепко сжав руки, она сдерживает рыдания. Искусство Тимомаха завершает ряд' творений великих греческих мастеров, работавших над психологической характеристикой своих героев, над раскрытием их душевного состояния. Это - Полигнот, Паррасий, Тиманф, Аристид, Скопас, Апеллес, Лиеипп, мастера пергамских скульптур. Тимомах раскрывает в своих произведениях глубины человеческих чувств. Широкий охват тем, глубокое решение их, сильные психологические характеристики мы найдем именно в греческой живописи. Развитие в эллинизме положительных научных знаний, более глубокое и точное познание природы в какой-то мере способствовали развитию широкого интереса в искусстве не только к изображению человека, но и природы и ее даров. Искусство эллинизма в значительной мере определило развитие античного искусства в последующие века. Рим и его провинции, далекие Индия и Средняя Азия испытали самое сильное его влияние. Глубина и широта эллинистического искусства давали возможность другим народам с самостоятельной культурой находить в нем для себя адекватные образы и художественные приемы. Причерноморские греческие города. В 3—2 вв. до н. э. в причерноморских греческих городах продолжает развиваться строительство. В Херсонесе и Ольвии строят новые удобные дома эллинистического типа. Руины больших зданий в Пантикапее и других центрах свидетельствуют о наличии храмов и общественных сооружений дорического и ионического ордеров. Многочисленные фрагменты капителей, резных фризов и карнизов в Херсонесе говорят о высоком мастерстве резьбы по камню. В эпоху эллинизма в Северном Причерноморье продолжает господствовать художественный стиль, общий и для метрополии. Таковы, например, херсонесская мозаика из гальки, покрывающая пол частных терм, или лепная скульптура из того же города (например, голова варвара пергамского стиля). Из Пантикапея происходят прекрасные каменные гермы, резные деревянные саркофаги, расписная облицовка внутренних стен. Во 2-1 вв. до в. э. в причерноморских колониях происходят события, нарушившие прежнее течение жизни. Войны понтийского 1 царя Митридата в первой половине 1 в. до н. э. с Римом, вовлечение Боспора и Херсонеса в эту борьбу, а также активное наступление на греческие колонии скифов и сарматов повлекли за собой постепенное изменение в культуре и в искусстве. Так, например, на Боспоре с конца 2—1 вв. до н. э. сокращается приток мраморных художественных изделий из метрополии, в частности из мрамора, получает развитие надгробная скульптура из местного камня известняка. Это были поколенные драпированные фигуры, решенные в классическом стиле, хотя более упрощенной грубоватой моделировки. Все больше начинают в это время появляться надгробные стелы из известняка с изображением в рельефе покойного и его семьи. Позже, в 1 в. до н. э.— 2 в. н. э., такие стелы становятся типичными для искусства Северного Причерноморья.
_____________________________________________________________________________ 1 Понтийское государство лежало на южном берегу Черного мор Глава 3 ИСКУССТВО ЭТРУРИИ
В Италии до римского владычества, кроме городов Великой Греции, самой значительной культурной областью была Этрурия—область, лежащая на западной стороне полуострова к северу от Тибра до реки Арно и ограниченная с востока Апеннинами. Политически Этрурия представляла собою союз 12 городов, причем каждый из них являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Наиболее значительными и древнейшими центрами Этрурии были города: Вейи на правом берегу Тибра недалеко от Рима, Цере, Тарквинии, Ветулония на побережье моря; позже.укрепляются и богатеют города в глубине страны — Вульчи, Клузиум, Перузия, Аретинум. Во главе каждого союза стояла аристократическая жреческая каста — лукумоны. Этрусские знатные роды сосредоточили в своих руках большие материальные богатства, а остальная масса свободного населения была бесправна и подчинена аристократической верхушке. В 8 в. до н. э. проникают на территорию Италии финикийские торговцы, менявшие изделия финикийских ремесленников на продукцию сельского хозяйства Этрурии. В начале 7 в. до н. э. финикийцам приходится конкурировать с греческими купцами, которые к концу 7 в. до н. э. вытесняют их. Греческие художественные изделия становятся важной статьей импорта Греции в Этрурию. В период наибольшего политического могущества в 6 в. до н. э. этрусские владения распространились и на долину реки По, на Лациум и на часть Кампании, где движение этрусков на юг встретило отпор греческих колоний. До конца 6 в. до н. э. этрусская династия царей правила Римом. С начала 5 в. до н. э. Этрурия начинает терять свое преобладающее положение в Средней Италии и Тирренском море. Изгнание в конце 6 в. до н. э. последнего этрусского владыки Рима Тарквиния Гордого нанесло ущерб могуществу Этрурии. С 5 в. до н. э. Рим начал военные действия против Этрурии, сначала за правый берег Тибра и позднее за всю территорию Этрурии. Во время воин с Римом старые торговые связи Этрурии с Грецией отнюдь не прерываются, а остаются такими же крепкими; главным поставщиком художественной продукции, особенно в виде расписных ваз, становятся еще с середины 6 в. до н. э. Афины. Период с конца 5 в. до н. э. был временем ожесточенной борьбы Этрурии с Римом. К 280 г. до н. э. Этрурия уже вся оказалась под властью Рима. После окончания войны в 3—2 вв. до н. э. этрусские города восстановили свои хозяйственные силы; и эти столетия могут быть названы временем второго процветания Этрурии. В 1 в. до н. э. Этрурия была заселена римскими ветеранами, и культура Этрурии постепенно теряет свои специфические черты. Развитие римского искусства во многом обязано старой художественной культуре этрусков, но все-таки последняя оказалась недостаточно сильной, чтобы отстоять свою художественную самостоятельность. Римляне ввели свой, латинский язык, свои порядки и обычаи; этруски были согнаны с родных мест; и уже ко 2 в. н. э. этрусский язык стал мертвым языком, а этруски смешались с другими италиками и римлянами. Архитектура. Этрусское искусство богато памятниками и разнообразно в своих художественных формах. В высшей степени характерны для этрусского искусства погребальные сооружения, их украшения и инвентарь. От многочисленных цветущих городов Этрурии осталось чрезвычайно мало — это главным образом оборонительные стены, руины храмов и ничтожные остатки жилых домов. В руинах оборонительных стен, опоясывавших этрусские города на юге и в центре страны, мы находим остатки городских ворот, перекрытых различными вариантами сводов, от самого простейшего, так называемого ложного свода до полуциркульного со значительным расстоянием между опорами. Примером последнего могут служить так называемые ворота — порта Марция и порта Августа в Перудже (3 в. до н. э.). Этрусские храмы известны в двух вариантах: большие храмовые сооружения с тремя целлами и глубоким колонным портиком (тип храма, описанный Витрувием) и небольшие храмы с двухколонным портиком и одной целлой (тип храма в Алатри). Этрусские храмы в. отличие от греческих стояли на высоком пьедестале — так называемом подиуме. Они имели деревянное перекрытие, поддерживаемое деревянными же или каменными колоннами, а также двускатную кровлю с сильно выступающим карнизом и обычно богато декорировались терракотовыми деталями. В этрусских храмах применялся так называемый этрусский, или тосканский, ордер, представлявший собой своеобразный этрусский вариант греческого дорического стиля. Колонны этого ордера не имели каннелюр, но включали базу и капитель, сходную с капителью греческого дорического стиля. Тосканский ордер, несомненно, сложился под влиянием греческих архитектурных соо
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|