Искусство Римской республики
История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, становится затем историей Апеннинского полуострова и к середине 2 в. до н. э. превращается в историю Средиземноморья. С 8 по 6 в. до н. э. в римской общине шел процесс разложения родового строя. Лучшие земли и политическую власть присвоила родовая аристократия — патриции. Основную массу населения составляли плебеи — средние и мелкие земледельцы, а несколько позже — ремесленники и торговцы, жившие в городе. Рабов было мало. Рабство носило патриархальный характер. К концу 6 в. до н. э. Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. Высшим органом власти был сенат, целиком находившийся в руках патрициев. Народные собрания и выборные магистраты зависели от сената. Укрепление и развитие республиканского строя осуществляется в процессе борьбы патрициев и плебеев на землю (основная масса плебеев), за политические права (богатая верхушка плебеев). В результате патриции вынуждены были согласиться на включение в правящую группу богатых плебеев. Формируется новая патрициано-плебейская аристократия, получившая название нобилитет. Объединение Италии под властью Рима создавало благоприятные условия для развития рабовладельческой экономики, особенно в сельском хозяйстве, являвшемся основной отраслью хозяйства, где существенную роль играла организация римских колоний на территории, Италии, призванная удовлетворять нужды мелких и средних землевладельцев и укреплять господство Рима на завоеванной территории. Для культурной истории Рима большое значение имело завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение, римлян к более высокой греческой культуре, изучение греческого языка, греческой литературы, философии. Конституция римской аристократической республики обеспечивала господство нобилитета — аграрной знати.
С 60-х годов 3 в. до середины 2 в. до н. э. рабовладельческий Рим вел кровавые войны за господство во всем Средиземноморье. Решающими этапами этой борьбы явилось разрушение Карфагена — главно1 го соперника Рима — и превращение Греции и Македонии в римские провинции. К середине 2 в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой. Значительно увеличилось число рабов, в сельском хозяйстве создаются крупные рабовладельческие латифундии, труд рабов используется в ремесле, торговле и т. д. Постепенно дешевый рабский труд вытесняет труд свободных людей. В среде свободных граждан формируются новые' социальные группы: паразитический люмпен-пролетариат — с одной стороны, всадники — денежная знать — с другой. Особенно остро это проявилось в варварски-примитивном управлении римскими провинциями, отданными на откуп частным лицам. Углубляются классовые и внутриклассовые противоречия. Конституция римского города-государства уже не может обеспечить управление огромной державой, основанной на беспощадном угнетении рабов и свободной бедноты. Кризис республики нашел свое выражение в гражданских войнах, потрясавших Рим с 30-х годов 2 в. до конца 1 в. до н. э. Это были восстания рабов, угрожавшие иногда самому существованию римского рабовладельческого государства (восстание Спартака), широкие демократические движения и, в первую очередь, движения мелких земледельцев (подобные движению Гракхов), восстания угнетенного населения Италии (Союзническая война) и провинций, и, наконец, это была борьба за политическое преобладание между нобилями и всадниками (аграрной и торгово-денежной знатью). Для защиты классовых интересов римских рабовладельцев в условиях жестокой классовой борьбы нужна была сильная централизованная власть. Гражданские войны закончились поражением угнетенных и падением аристократической республики. Временная военная диктатура, подобная кровавой диктатуре Суллы, коллективной диктатуре триумвиров, единоличному правлению Цезаря, сменилась к концу 1 в. до н. э. принципатом — наследственной диктатурой, прикрытой республиканской оболочкой.
Архитектура. Город Рим, где сосредоточено подавляющее большинство памятников периода поздней республики и императорской эпохи, возник, по преданию, еще в 8 в. до н. э. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной тремя холмами — Капитолием, Палатином и Квириналом, где и образовалась центральная площадь Древнего Рима—Римский форум (форум Романум). Форум имел назначение торговой и общественной площади, облик его сложился уже ко 2 в. до н. э. В дальнейшем еще пять форумов примкнули к первому (им-
ператорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна). Форум Романум приобрел в результате постепенной, разновременной застройки асимметричный характер (рис. 19). Отдельные постройки! возникавшие на свободных участках, теснились одна около другой. Этим архитектурный комплекс форума периода республики принципиально отличался от асимметрично спланированного Афинского акрополя, где все было создано на основе единого художественного замысла. У подножия скалистого Капитолия в 80-х гг. 1 в.. до н. а. было построено здание Государственного архива — Табуля-риума, на фасаде которого впервые иа дошедших до нас сооружений была применена римская архитектурная ячейка (ордерная аркада) — типично римская архитектурная система, совмещающая два взаимопротивоположных принципа перекрытия—архитравный (балочный), связанный своим происхождением с Грецией, и сводчатый, воспринятый римлянами у этрусков. Перед Табулярием в разное время возникли храмы — богини Конкордии (Согласия) и Веспасиана (конец 1 в. н. э.). На юго-западной стороне форума был построен храм Сатурна, рядом с ним большая базилика Юлия и далее — храм л е- гендарных близнецов Диоскуров — Кастора и Полукса. Противоположная, северо-восточная сторона форума ограничивалась более ранней по времени постройки базиликой Эмилия. Торцовые узкие части форума завершались ораторскими трибунами — рострами. Главная трибуна находилась на стороне Капитолия. Справа от нее возвышалась триумфальная арка Сеп-тимия Севера начала 3 в. н. э.
Сооружения Древнего Рима периода республики свидетельствуют о полном овладении греческими архитектурными ордерами. Монументальные сооружения этого времени строились главным образом из каменных пород — известняка, туфа, частично из мрамора. Среди сохранившихся памятников монументального зодчества периода республики наиболее известны три круглых храма богини Весты, построенные во 2—1 вв. до н. э. Один из них был сооружен на форуме Романум в центре Рима, второй — на берегу Тибра, на так называемом форуме Боариум (Бычий рынок) и третий — в 30 километрах к востоку от Рима в Ти-воли (древнем Тибуре). Во всех этих храмах применен коринфский стиль, излюбленный римлянами, воспринятый ими у Греции. К 1 в. до н. э. относится находящийся близ форума Боариум небольшой храм Фортуны Вирилис, представляющий собой уникальный образец раннего римского храма псевдопериптерального типа с ионическими колоннами. На форуме Романум в середине 1 в. до н. э. Юлием Цезарем была построена названная уже нами базилика Юлия — второе по размеру римское сооружение этого типа и новый форум — форум Цезаря. Этот форум представлял собой новый тип сооружения такого рода. Он воспроизводил эллинистический перистильный двор коринфского ордера, в глубине которого стоял посвященный Венере, богине-покровительнице и мифологической прародительнице рода Юлиев храм италийского типа с одной целлой. Вместо живописной постановки различных по своему назначению построек — храмов, общественных зданий на форуме Романум, новый форум впервые показал жителям Рима строго спланированный комплекс, прославлявший одного человека — полководца, диктатора Юлия Цезаря.
Изобразительное искусство. Римское искусство формировалось в тесном взаимодействии и под влиянием этрусского и греческого искусства, но не следовало всецело по чужому пути, а выработало свои характерные особенности. В греческом изобразительном искусстве господствующими были образы богов, мифологических героев, атлетов. Портретное искусство в Греции зарождается относительно поздно (в середине 5 в. до н. э.) и хотя достигает большой художественной высоты, но не является господствующим жанром искусства. В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение, и именно в портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства. В греческой живописи больше всего было произведений на мифологические темы, как в монументальных росписях, так и в станковой картине, получившей распространение со второй половины 5 в. до н. э. В Риме же рано развивается станковая картина повествовательного характера, рассказывающая о конкретных событиях. Широкое распространение получила стенная декоративная живопись, частью которой являлась тематическая картина. Типичным для Рима был также исторический повествовательный рельеф. Искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитектуры, значительному числу скульптурных произведений, главным образом портретов поздней республики (конец 2—1 вв. до н. э.), стенной живописи Помпеи и Геркуланума (2—1 вв. до н. э.). Литературные источники дополняют наши сведения о характере искусства этого интересного и важного периода римской истории. Скульптура. Древнейшим произведением первых десятилетий республики является знаменитая бронзовая капитолийская волчица (Рим, палаццо Консерваторе),, памятник, ставший на долгие века символом Рима. Превосходная техника бронзового литья и характер трактовки животного говорят, что это»работа этрусских мастеров. Капитолийская' волчица по времени предшествует этрусской химере и близка ей по мастерству. Сохранились также терракотовые украшения храмов 6—5 вв. до н. э., рельефные декоративные фризы и фрагменты фигур от фронтонных композиций, исполненные еще всецело в этрусском стиле. Согласно сложившемуся культу предков знатные римляне чтили умершего старшего в роде. Они заказывали скульптурные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов, так называемых имагинес, которые хранили дома в особых шкафах. Изображения умершего делались из глины, дерева, камня, реже из бронзы и воспроизводили только бюст. На похоронах кого-либо из членов рода несли изображения предков, тем самым создавалось впечатление, будто бы в погребении участвуют все предки.
Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Мастера 1 в. до н. э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности. Значительную группу римских портретов начала и первой половины 1 в. до н. э. объединяют ярко характерные прием трактовки; как бы ни были разнообразны черты портретируемого, выражение лица всегда мертвенно спокойно, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор безжизнен и глазное яблоко запало, рот сжат, концы губ опущены, резко обозначены скулы, сильно натянута кожа на щеках. От носа к концам губ идут резкие глубокие складки. Волосы коротко подстрижены и плотно прилегают к черепу. Голова совершенно прямо поставлена, иногда чуть-чуть откинута. Моделировка жесткая, малопластичная, складки кожи переданы гравированными линиями. Характерными примерами могут служить муже кие портреты неизвестных из музея виллы Юлия, виллы Торлония (Рим), из Национального музея г. Киети, из Национального музея в Неаполе. Характерными для республиканского портрета являются небольшие размеры бюста, захватывающего половину плеч и срезанного прямо под ключицей. Портреты этой группы преследуют прежде всего одну задачу — как можно точнее передать физиономические особенности изображаемого лица. Однако лучшие портреты воскрешают перед нами образы суровых стойких республиканцев — государственных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы. Портреты республиканского времени изображают почти исключительно мужчин и, как правило, очень пожилого возраста; портретные изображения женщин, детей, юношей помещались на надгробных стелах. Лица женщин так же очень точно, без всякой идеализации передают некрасивые грубоватые черты покойных, как и портрет неизвестной из Национального музея в Неаполе. В этом женском образе ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутствие всякой идеализации, протокольная передача всех деталей без исправления недостатков лица, без приукрашивания. В этом можно видеть известное влияние этрусского искусства: достаточно сравнить римские портреты с портретными изображениями на этрусских урнах и саркофагах. Под влиянием греческого психологического портрета круга Лисиппа и эллинистических появляются портреты более одушевленные: живое выражение передается движением бровей, напряжением мышц лба, выразительным взглядом. Живость образу придает и легкий поворот головы. Таков, например, портрет Юлия Цезаря из Тускулума, где этот выдающийся государственный деятель и полководец представлен уже пожилым энергичным человеком с умным взглядом и спокойным выражением лица. Волосы проработаны волнистыми свободными прядями, плоскости лица мягко промоделированы. С развитием общественной жизни, с ростом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется в Риме не только надгробная, но и почетная статуя римлянина, закутанного в тогу, так называемый тогатус. Большой широкий плащ-тога надет поверх туники и драпируется всегда одинаково; перекинутая через плечо тога образует три группы округлых складок: на груди, у пояса, у колея и внизу. По этой схеме тога расположена и на многих статуях и на широко известной статуе римлянина с портретами предков в руках (Рим, палаццо Консерваторе). Такой же рисунок драпировки, только более мягкий, сохраняется и на статуях 1—2 вв. н. э. Композиционно статуи тогатуса очень просты — это прямостоящая фигура с опорой на одну ногу и со слегка отставленной другой; общая плоскостность построения нарушается лишь легким движением рук. В развитии римского искусства, в частности портрета, и в республиканскую эпоху и в более поздние периоды можно видеть различные художественные течения. Вкусы римских заказчиков были разнообразны, одни придерживались традиционного физиономического портрета, другие — почитатели греческой культуры и искусства — брали греческие произведения за образец. Живопись портретная и повествовательная известна нам по литературным свидетельствам. Плиний упоминает живописные портреты, которые размещались на нарисованном родословном дереве. Когда появились такого рода живописные портреты, сказать точно нельзя, но о тематической, живописи Рима мы можем говорить более.определенно уже с конца 4 в. до н. э. Главным источником наших сведений о римской живописи с этого периода и до начала 3 в. до н. э. являются письменные данные. Древнейший известный нам римский живописец Фабий, прозванный за занятия живописью Пиктор («живописец»), живший в конце 4 в. до н. э., расписал стены храма богини Спасения. В середине 4 в. до н. э. еще один храм в Риме украсился живописью Известный римский трагический поэт Пакувий расписал храм на Бычьем форуме. Но не в росписях храмов выразилась характерная черта римской живописи. Военные победы римлян требовали своего воплощения в искусстве. Во 2—1 вв. до н. э. в Риме создаются картины с изображением битв и триумфов. Батальные картины должны были точно воспроизводить местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обозрения. На картинах писались и портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колеснице. Под влиянием греческого искусства стали изображать в виде аллегорических фигурпобежденные города, а позже даже завоеванные реки и горы. На вопрос, какого именно стили могли быть батальные римские картины, отвечает фрагмент росписи гробницы, открытой на Эсквилине в Риме (Рим, палаццо Консерваторе). Роспись была сделана на светлом желтоватом фоне; надписи гласят, что это Марк Фаниус и Квинтий Фабиус, первый — вождь племени основ, или умбров, второй —- римлянин. В третьем нижнем ярусе — битва. Роспись одежд и вооружений сделана красным, зеленым, желтым, черным и белым. Контур довольно резко обозначен, но в складках одежда намечена светотенью. Здесь изображены сцены каких-то определенных военных эпизодов, рассказ, видимо, ведется по ходу действительных событий. Это специфически римская черта повествовательной картины, впоследствии так блестяще воплощенная в рельефах колонны Траяна и Марка Аврелия. Рисунок на фрагменте из гробницы на Эсквилине сделан рукою не очень искусного художника, но стоит на уровне этрусской живописи 4 в. до н. э. Фигуры в общем правильно построены, но маловыразительны и однообразны по движению. Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с рабами, разного рода материальными ценностями вывозились в Рим в огромном количестве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Сколаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса, Тимомаха и многих других великих греческих мастеров. Влияние греческого искусства сказалось в живописном убранстве внутренних помещений жилого дома, именно в применении росписи по штукатурке. Характер стенной декорации таков же, как и в эллинистических городах, то есть подражание облицовке цветными мраморами и яшмой. Этот прием росписи в Италии получил в науке название «I декоративный стиль», раньше всего открытый в Помпеях. Здесь этот прием росписи был заимствован из греческих городов Кампании июга Италии, но римляне постепенно по-своему переработали систему декорации стены и создали свои характерные приемы. Все архитектурные детали, пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры делаются на стене объемно из штукатурки и потом расписываются. Следовательно, суть I декоративного (так называемого инкрустационного) стиля заключается, собственно говоря, в расписывании архитектурных деталей стены. I декоративный стиль существовал э Италии в течение 2 в. и до 80-х гг. 1 в. до н. э. Примером такой росписи может служить роспись дома Саллюстия в Помпеях. С 80-х гг. до н. э. в Италии появляется новая система декорации стен, так называемый II декоративный стиль, существовавший до первых десятилетий 1 в. н. э. (20-х гг.). Теперь стены комнат не обрабатываются архитектурными объемными деталями, а оставляются совершенно гладкими. Декорируется стена архитектурными деталями — колонками, пилястрами, сложным карнизом, нишами, но все это изображается средствами живописи. Впечатление объемности колонн достигается изображением цоколя и антаблемента в перспективном сокращении. Цоколь и антаблемент выступают вперед, за ним как бы на расстоянии в глубине находится плоскость стены. Применение перспективных правил к росписи стены показывает архитектурные детали не так, как они могли быть в действительности, а так, как их видит глаз, человека, входящего в эту комнату. II декоративный стиль называют архитектурно-перспективным. В декорацию стен вводятся тематические картины, которые в большинстве случаев повторяют или, варьируют произведения греческих классических и эллинистических художников. Примером переработки эллинистических пейзажей может служить, знаменитая стенная роспись II стиля из дома богатого римлянина на Эсквилинском холме около 80 г. 1 в. до н. э. (Рим, Ватикан). Стена живописно разделена пилястрами, за которыми виднеются большие картины на тему приключений Одиссея. Сохранились части семи картин. На фоне величесменных пейзажей голубоватых и лиловатых тонов изображены в небольшом масштабе фигуры Одиссея, его спутников на острове волшебницы Кирки, у легендарных лестригонов и в подземном царстве. Художник хорошо владеет изображением человеческой фигуры, свободно и правильно ее рисует в любом положении. Персонажи даны по отношению к окружающему пейзажу в очень мелком масштабе, что выразительно подчеркивает дикость и фантастичность страны лестригонов и царства Плутона. Замечательным памятником живописи середины 1 в. до н. э. являются росписи двух больших вилл близ Помпеи. Это вилла Мистерий и вилла Фания Синистра в районе современного селения Боскореале. Богатая вилла в шестьдесят комнат с перистилем и атриумом, названная теперь по сюжету большой многофигурной композиции, украшающей стены одной из комнат, виллой Мистерий, расписана во II декоративном стиле. В зале, размером 7x5 м, цоколь раскрашен темными и светлыми горизонтальными полосами. На фоне стены пурпурно-красного цвета, разделенной тонкими плоскими зелёного тона пилястрами на квадры и увенчанной меандром и бордюром под пестрый мрамор, размещены фризообразно около тридцати фигур почти в натуральную величину. Композиция посвящена мистериям в честь Диониса. Здесь изображены Дионис, Ариадна, крылатая богиня, силены, сатиры и участники мистерий: девушки, матроны и мальчик. Образцом этой росписи, вероятно, служила греческая композиция, которую мастер, повторяя в помпеянском доме, несколько видоизменил, приспособляясь к размеру зала. Роспись сделана рукою опытного художника: почти все фигуры построены анатомически правильно: особенно превосходно нарисованы крылатая богиня, обнаженная танцовщица и группа матрон с коленопреклоненной девушкой. К недостаткам следует отнести некоторую статичность всех фигур* даже несмотря на изображение сильного движения и резких поворотов, жесткость и линеарность складок одежды у большинства фигур. Высокое мастерство художник показал в цветовом решении всей росписи, которая построена на сочетаниях желтых и зеленых тонов с сиреневыми, пурпурными и черно-лиловыми. Эти цвета и яркий интенсивный фон стены превосходно оттеняют цвет лиц и обнаженных тел. Фигуры освещены ровным мягким светом, как бы струящимся с потолка и не дающим резких теней. Хорошо написано обнаженное тело; короткими мазками кисти, которые следуют округлости тела, переданы мягкие переходы света и тени. Некоторые группы построены в трех планах, но фигуры поставлены так тесно, что мало чувствуется глубина; фигуры скорее выходят в пространство зала, чем уходят в глубь стены; этим еще больше подчеркивается значимость фигур. Вторая из названных нами помпеянских вилл — вилла Фания Синистра —-большой, богатый, состоящий из трех десятков комнат дом, замечателен росписью ряда помещений. Особенно интересны росписи спальни, столовой, расписанных во II декоративном стиле, причем каждое помещение по-иному. Столовая, или триклиний, — большая квадратная в плане комната украшена с особым великолепием многофигурной композицией. Стены зала расчленены живописными колоннами и коринфскими капителями. Над колоннадой видны уходящие вдаль строения. Художник — знаток и любитель перспективы — рисует, поражая зрителя иллюзорностью, галереи и многоколонные портики. В интерколюмниях размещены фигуры довольно крупного масштаба: это сидящие в креслах важные матроны, мужчина с жезлом, стоящий старик, вероятно, философ, и стоящие девушки. Толкование всех этих фигур различно, в них видят и портреты хозяев дома, и мифологические персонажи, и исторические лица. Фигуры отличаются объемностью и пластичностью форм, композиционным построением, подчеркивающим глубину пространства и живописность складок одежды. В той же вилле Фания Синистра можно видеть роспись другого рода. Это пейзажи, которые украшают спальню. На высоком, живописно обозначенном цоколе написаны пилястры и колонны, между которыми раскрываются пейзажи, изображающие город с улицами и домами, площади с портиками и храмами, сельские местности со скалами, ручьями, кустами и беседками. Эти пейзажи, кроме того что они являются высокохудожественными картинами, интересны еще тем, что дают нам представление об античных театральных декорациях, описание которых сделал в своем сочинении «X книг по архитектуре» римский архитектор Витрувий. Искусство времени республики заложило основы дальнейшего развития римского портрета, повествовательной картины, рельефа, стенной декоративной живописи. Широко используя достижения греческого искусства, римляне в этот период выработали свой собственный художественный стиль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|