Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Искусство Римской республики




 

История Рима начинается как история небольшой родовой общины на Тибре, ста­новится затем историей Апеннинского по­луострова и к середине 2 в. до н. э. пре­вращается в историю Средиземноморья. С 8 по 6 в. до н. э. в римской общине шел процесс разложения родового строя. Луч­шие земли и политическую власть при­своила родовая аристократия — патриции. Основную массу населения составляли плебеи — средние и мелкие земледельцы, а несколько позже — ремесленники и тор­говцы, жившие в городе. Рабов было мало. Рабство носило патриархальный харак­тер. К концу 6 в. до н. э. Рим становится аристократической рабовладельческой

республикой. Высшим органом власти был сенат, целиком находившийся в руках патрициев. Народные собрания и выборные магистраты зависели от сената. Ук­репление и развитие республиканского строя осуществляется в процессе борьбы патрициев и плебеев на землю (основная масса плебеев), за политические права (богатая верхушка плебеев). В результа­те патриции вынуждены были согласить­ся на включение в правящую группу богатых плебеев. Формируется новая патрициано-плебейская аристократия, получив­шая название нобилитет. Объединение Италии под властью Рима создавало бла­гоприятные условия для развития рабо­владельческой экономики, особенно в сель­ском хозяйстве, являвшемся основной от­раслью хозяйства, где существенную роль играла организация римских колоний на территории, Италии, призванная удовлет­ворять нужды мелких и средних землевла­дельцев и укреплять господство Рима на завоеванной территории. Для культурной истории Рима большое значение имело за­воевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение, римлян к более высокой греческой культуре, изуче­ние греческого языка, греческой литерату­ры, философии. Конституция римской аристократической республики обеспечи­вала господство нобилитета — аграрной знати.

С 60-х годов 3 в. до середины 2 в. до н. э. рабовладельческий Рим вел кровавые войны за господство во всем Средиземно­морье. Решающими этапами этой борьбы явилось разрушение Карфагена — главно1 го соперника Рима — и превращение Гре­ции и Македонии в римские провинции. К середине 2 в. до н. э. Рим становится мощной средиземноморской державой. Значительно увеличилось число рабов, в сельском хозяйстве создаются крупные рабовладельческие латифундии, труд ра­бов используется в ремесле, торговле и т. д. Постепенно дешевый рабский труд вытесняет труд свободных людей. В сре­де свободных граждан формируются но­вые' социальные группы: паразитический люмпен-пролетариат — с одной стороны, всадники — денежная знать — с другой. Особенно остро это проявилось в варварски-примитивном управлении рим­скими провинциями, отданными на откуп частным лицам. Углубляются классовые и внутриклассовые противоречия. Консти­туция римского города-государства уже не может обеспечить управление огромной державой, основанной на беспощадном уг­нетении рабов и свободной бедноты. Кри­зис республики нашел свое выражение в гражданских войнах, потрясавших Рим с 30-х годов 2 в. до конца 1 в. до н. э. Это были восстания рабов, угрожавшие иногда самому существованию римского рабовла­дельческого государства (восстание Спар­така), широкие демократические движе­ния и, в первую очередь, движения мел­ких земледельцев (подобные движению Гракхов), восстания угнетенного населе­ния Италии (Союзническая война) и провинций, и, наконец, это была борьба за политическое преобладание между ноби­лями и всадниками (аграрной и торгово-денежной знатью). Для защиты классо­вых интересов римских рабовладельцев в условиях жестокой классовой борьбы нуж­на была сильная централизованная власть. Гражданские войны закончились поражением угнетенных и падением ари­стократической республики. Временная военная диктатура, подобная кровавой диктатуре Суллы, коллективной диктатуре триумвиров, единоличному правлению Цезаря, сменилась к концу 1 в. до н. э. принципатом — наследственной диктату­рой, прикрытой республиканской оболоч­кой.

Архитектура. Город Рим, где сосредото­чено подавляющее большинство памятников периода поздней республики и импе­раторской эпохи, возник, по преданию, еще в 8 в. до н. э. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограни­ченной тремя холмами — Капитолием, Палатином и Квириналом, где и образова­лась центральная площадь Древнего Ри­ма—Римский форум (форум Романум). Форум имел назначение торговой и обще­ственной площади, облик его сложился уже ко 2 в. до н. э. В дальнейшем еще пять форумов примкнули к первому (им-

 

 

ператорские форумы Цезаря, Августа, Веспасиана, Нервы и Траяна).

Форум Романум приобрел в результате постепенной, разновременной застройки асимметричный характер (рис. 19). От­дельные постройки! возникавшие на сво­бодных участках, теснились одна около другой. Этим архитектурный комплекс форума периода республики принципи­ально отличался от асимметрично сплани­рованного Афинского акрополя, где все было создано на основе единого художест­венного замысла.

У подножия скалистого Капитолия в 80-х гг. 1 в.. до н. а. было построено зда­ние Государственного архива — Табуля-риума, на фасаде которого впервые иа дошедших до нас сооружений была приме­нена римская архитектурная ячейка (ор­дерная аркада) — типично римская архи­тектурная система, совмещающая два взаимопротивоположных принципа пере­крытия—архитравный (балочный), свя­занный своим происхождением с Греци­ей, и сводчатый, воспринятый римлянами у этрусков.

Перед Табулярием в разное время воз­никли храмы — богини Конкордии (Со­гласия) и Веспасиана (конец 1 в. н. э.). На юго-западной стороне форума был по­строен храм Сатурна, рядом с ним боль­шая базилика Юлия и далее — храм л е- гендарных близнецов Диоскуров — Касто­ра и Полукса. Противоположная, севе­ро-восточная сторона форума ограничива­лась более ранней по времени постройки базиликой Эмилия. Торцовые узкие части форума завершались ораторскими трибу­нами — рострами. Главная трибуна нахо­дилась на стороне Капитолия. Справа от нее возвышалась триумфальная арка Сеп-тимия Севера начала 3 в. н. э.

Сооружения Древнего Рима периода республики свидетельствуют о полном ов­ладении греческими архитектурными ор­дерами. Монументальные сооружения этого времени строились главным образом из каменных пород — известняка, туфа, частично из мрамора.

Среди сохранившихся памятников мо­нументального зодчества периода респуб­лики наиболее известны три круглых хра­ма богини Весты, построенные во 2—1 вв. до н. э. Один из них был сооружен на фо­руме Романум в центре Рима, второй — на берегу Тибра, на так называемом фо­руме Боариум (Бычий рынок) и третий — в 30 километрах к востоку от Рима в Ти-воли (древнем Тибуре). Во всех этих храмах применен коринфский стиль, излюб­ленный римлянами, воспринятый ими у Греции. К 1 в. до н. э. относится находя­щийся близ форума Боариум небольшой храм Фортуны Вирилис, представляющий собой уникальный образец раннего рим­ского храма псевдопериптерального типа с ионическими колоннами.

На форуме Романум в середине 1 в. до н. э. Юлием Цезарем была построена на­званная уже нами базилика Юлия — вто­рое по размеру римское сооружение этого типа и новый форум — форум Цезаря. Этот форум представлял собой новый тип сооружения такого рода. Он воспроизво­дил эллинистический перистильный двор коринфского ордера, в глубине которого стоял посвященный Венере, богине-покровительнице и мифологической пра­родительнице рода Юлиев храм италий­ского типа с одной целлой. Вместо живо­писной постановки различных по своему назначению построек — храмов, общест­венных зданий на форуме Романум, новый форум впервые показал жителям Рима строго спланированный комплекс, просла­влявший одного человека — полководца, диктатора Юлия Цезаря.

Изобразительное искусство. Римское искусство формировалось в тесном взаи­модействии и под влиянием этрусского и греческого искусства, но не следовало все­цело по чужому пути, а выработало свои характерные особенности.

В греческом изобразительном искусстве господствующими были образы богов, ми­фологических героев, атлетов. Портретное искусство в Греции зарождается относи­тельно поздно (в середине 5 в. до н. э.) и хотя достигает большой художественной высоты, но не является господствующим жанром искусства. В Риме же, наоборот, именно портрет получил доминирующее значение, и именно в портрете, особенно в скульптурном, проявилось своеобразие римского искусства.

В греческой живописи больше всего было произведений на мифологические те­мы, как в монументальных росписях, так и в станковой картине, получившей рас­пространение со второй половины 5 в. до н. э. В Риме же рано развивается станко­вая картина повествовательного характе­ра, рассказывающая о конкретных событи­ях. Широкое распространение получила стенная декоративная живопись, ча­стью которой являлась тематическая кар­тина. Типичным для Рима был также ис­торический повествовательный рельеф.

Искусство времени республики известно нам по немногим памятникам архитекту­ры, значительному числу скульптурных произведений, главным образом портретов поздней республики (конец 2—1 вв. до н. э.), стенной живописи Помпеи и Герку­ланума (2—1 вв. до н. э.). Литературные источники дополняют наши сведения о ха­рактере искусства этого интересного и важного периода римской истории.

Скульптура. Древнейшим произведе­нием первых десятилетий республики яв­ляется знаменитая бронзовая капитолий­ская волчица (Рим, палаццо Консервато­ре),, памятник, ставший на долгие века символом Рима. Превосходная техника бронзового литья и характер трактовки животного говорят, что это»работа этрус­ских мастеров. Капитолийская' волчица по времени предшествует этрусской химере и близка ей по мастерству. Сохранились также терракотовые украшения храмов 6—5 вв. до н. э., рельефные декоративные фризы и фрагменты фигур от фронтонных композиций, исполненные еще всецело в этрусском стиле.

Согласно сложившемуся культу пред­ков знатные римляне чтили умершего старшего в роде. Они заказывали скульп­турные изображения покойного либо в виде стелы, которую ставили на могилу, либо в виде портретных бюстов, так на­зываемых имагинес, которые хранили до­ма в особых шкафах. Изображения умер­шего делались из глины, дерева, камня, реже из бронзы и воспроизводили только бюст. На похоронах кого-либо из членов рода несли изображения предков, тем са­мым создавалось впечатление, будто бы в погребении участвуют все предки.

Раннереспубликанских скульптурных портретов сохранилось очень немного. Ма­стера 1 в. до н. э., работая над портретом, точно следовали натуре, часто, вероятно, уже по мертвому лицу, ничего не изменяя, сохраняя все мелкие подробности.

Значительную группу римских портре­тов начала и первой половины 1 в. до н. э. объединяют ярко характерные прием трактовки; как бы ни были разнообразны черты портретируемого, выражение лица всегда мертвенно спокойно, на гладком лбу проложены тонкие морщины, взор без­жизнен и глазное яблоко запало, рот сжат, концы губ опущены, резко обозначены скулы, сильно натянута кожа на щеках. От носа к концам губ идут резкие глубо­кие складки. Волосы коротко подстриже­ны и плотно прилегают к черепу. Голова совершенно прямо поставлена, иногда чуть-чуть откинута. Моделировка жест­кая, малопластичная, складки кожи пе­реданы гравированными линиями. Ха­рактерными примерами могут служить муже кие портреты неизвестных из музея виллы Юлия, виллы Торлония (Рим), из Национального музея г. Киети, из На­ционального музея в Неаполе.

Характерными для республиканского портрета являются небольшие размеры бюста, захватывающего половину плеч и срезанного прямо под ключицей. Портре­ты этой группы преследуют прежде всего одну задачу — как можно точнее передать физиономические особенности изображае­мого лица. Однако лучшие портреты воскрешают перед нами образы суровых стойких республиканцев — государствен­ных деятелей, завоевателей, создателей грандиозной державы.

Портреты республиканского времени изображают почти исключительно муж­чин и, как правило, очень пожилого воз­раста; портретные изображения женщин, детей, юношей помещались на надгроб­ных стелах. Лица женщин так же очень точно, без всякой идеализации передают некрасивые грубоватые черты покойных, как и портрет неизвестной из Нацио­нального музея в Неаполе. В этом жен­ском образе ярко выступает характерная особенность римского искусства: отсутст­вие всякой идеализации, протокольная пе­редача всех деталей без исправления недостатков лица, без приукрашивания. В этом можно видеть известное влияние этрусского искусства: достаточно срав­нить римские портреты с портретными изображениями на этрусских урнах и сар­кофагах.

Под влиянием греческого психологиче­ского портрета круга Лисиппа и эллини­стических появляются портреты более одушевленные: живое выражение пере­дается движением бровей, напряжением мышц лба, выразительным взглядом. Жи­вость образу придает и легкий поворот го­ловы. Таков, например, портрет Юлия Це­заря из Тускулума, где этот выдающийся государственный деятель и полководец представлен уже пожилым энергичным че­ловеком с умным взглядом и спокойным выражением лица. Волосы проработаны волнистыми свободными прядями, плоско­сти лица мягко промоделированы.

С развитием общественной жизни, с ро­стом значения полководца-завоевателя, государственного деятеля, законодателя появляется в Риме не только надгробная, но и почетная статуя римлянина, закутан­ного в тогу, так называемый тогатус. Большой широкий плащ-тога надет по­верх туники и драпируется всегда одина­ково; перекинутая через плечо тога обра­зует три группы округлых складок: на груди, у пояса, у колея и внизу. По этой схеме тога расположена и на многих ста­туях и на широко известной статуе рим­лянина с портретами предков в руках (Рим, палаццо Консерваторе).

Такой же рисунок драпировки, только более мягкий, сохраняется и на статуях 1—2 вв. н. э. Композиционно статуи тогатуса очень просты — это прямостоящая фигура с опорой на одну ногу и со слегка отставленной другой; общая плоскост­ность построения нарушается лишь лег­ким движением рук.

В развитии римского искусства, в част­ности портрета, и в республиканскую эпо­ху и в более поздние периоды можно ви­деть различные художественные течения. Вкусы римских заказчиков были разно­образны, одни придерживались традици­онного физиономического портрета, дру­гие — почитатели греческой культуры и искусства — брали греческие произведе­ния за образец.

Живопись портретная и повествователь­ная известна нам по литературным сви­детельствам. Плиний упоминает живо­писные портреты, которые размещались на нарисованном родословном дереве. Когда появились такого рода живописные портреты, сказать точно нельзя, но о тема­тической, живописи Рима мы можем гово­рить более.определенно уже с конца 4 в. до н. э. Главным источником наших све­дений о римской живописи с этого перио­да и до начала 3 в. до н. э. являются пись­менные данные. Древнейший известный нам римский живописец Фабий, прозван­ный за занятия живописью Пиктор («жи­вописец»), живший в конце 4 в. до н. э., расписал стены храма богини Спасения. В середине 4 в. до н. э. еще один храм в

Риме украсился живописью Известный римский трагический поэт Пакувий рас­писал храм на Бычьем форуме.

Но не в росписях храмов выразилась характерная черта римской живописи. Во­енные победы римлян требовали своего воплощения в искусстве. Во 2—1 вв. до н. э. в Риме создаются картины с изобра­жением битв и триумфов. Батальные кар­тины должны были точно воспроизводить местность, где происходила битва, и расположение войск. Такие картины везли в триумфальном шествии и выставляли в общественных местах для всеобщего обо­зрения. На картинах писались и портреты триумфаторов в белых тогах с пурпурной каймой, шествовавших во главе войска или на колеснице. Под влиянием гречес­кого искусства стали изображать в виде аллегорических фигурпобежденные го­рода, а позже даже завоеванные реки и горы.

На вопрос, какого именно стили могли быть батальные римские картины, отвеча­ет фрагмент росписи гробницы, открытой на Эсквилине в Риме (Рим, палаццо Кон­серваторе). Роспись была сделана на свет­лом желтоватом фоне; надписи гласят, что это Марк Фаниус и Квинтий Фабиус, первый — вождь племени основ, или умбров, второй —- римлянин. В третьем нижнем ярусе — битва. Роспись одежд и вооружений сделана красным, зеленым, желтым, черным и белым. Контур доволь­но резко обозначен, но в складках одежда намечена светотенью. Здесь изображены сцены каких-то определенных военных эпизодов, рассказ, видимо, ведется по хо­ду действительных событий. Это специфи­чески римская черта повествовательной картины, впоследствии так блестяще во­площенная в рельефах колонны Траяна и Марка Аврелия. Рисунок на фрагменте из гробницы на Эсквилине сделан рукою не очень искусного художника, но стоит на уровне этрусской живописи 4 в. до н. э. Фигуры в общем правильно построены, но маловыразительны и однообразны по дви­жению.

Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грандиозным грабежом греческих городов. Наряду с ра­бами, разного рода материальными ценно­стями вывозились в Рим в огромном коли­честве греческие статуи и картины. Так были перевезены в Рим произведения Сколаса, Праксителя, Лисиппа, Апеллеса, Тимомаха и многих других великих грече­ских мастеров.

Влияние греческого искусства сказалось в живописном убранстве внутренних по­мещений жилого дома, именно в примене­нии росписи по штукатурке. Характер стенной декорации таков же, как и в элли­нистических городах, то есть подражание облицовке цветными мраморами и яшмой. Этот прием росписи в Италии получил в науке название «I декоративный стиль», раньше всего открытый в Помпеях. Здесь этот прием росписи был заимствован из греческих городов Кампании июга Ита­лии, но римляне постепенно по-своему пе­реработали систему декорации стены и со­здали свои характерные приемы. Все ар­хитектурные детали, пилястры, карнизы, цоколь, полочки, отдельные квадры дела­ются на стене объемно из штукатурки и потом расписываются. Следовательно, суть I декоративного (так называемого инкрустационного) стиля заключается, собственно говоря, в расписывании архи­тектурных деталей стены.

I декоративный стиль существовал э Италии в течение 2 в. и до 80-х гг. 1 в. до н. э. Примером такой росписи может слу­жить роспись дома Саллюстия в Помпеях.

С 80-х гг. до н. э. в Италии появляется новая система декорации стен, так назы­ваемый II декоративный стиль, сущест­вовавший до первых десятилетий 1 в. н. э. (20-х гг.). Теперь стены комнат не обра­батываются архитектурными объемными деталями, а оставляются совершенно глад­кими. Декорируется стена архитектурны­ми деталями — колонками, пилястрами, сложным карнизом, нишами, но все это изображается средствами живописи. Впе­чатление объемности колонн достигается изображением цоколя и антаблемента в перспективном сокращении. Цоколь и ан­таблемент выступают вперед, за ним как бы на расстоянии в глубине находится плоскость стены.

Применение перспективных правил к росписи стены показывает архитектурные детали не так, как они могли быть в дей­ствительности, а так, как их видит глаз, человека, входящего в эту комнату. II де­коративный стиль называют архитектур­но-перспективным. В декорацию стен вводятся тематические картины, которые в большинстве случаев повторяют или, варьируют произведения греческих клас­сических и эллинистических художников.

Примером переработки эллинистиче­ских пейзажей может служить, знамени­тая стенная роспись II стиля из дома бо­гатого римлянина на Эсквилинском холме около 80 г. 1 в. до н. э. (Рим, Ватикан). Стена живописно разделена пилястрами, за которыми виднеются большие картины на тему приключений Одиссея. Сохранились части семи картин. На фоне величесменных пейзажей голубоватых и лиловатых тонов изображены в небольшом мас­штабе фигуры Одиссея, его спутников на острове волшебницы Кирки, у легендарных лестригонов и в подземном царстве. Ху­дожник хорошо владеет изображением че­ловеческой фигуры, свободно и правиль­но ее рисует в любом положении. Персо­нажи даны по отношению к окружающе­му пейзажу в очень мелком масштабе, что выразительно подчеркивает дикость и фантастичность страны лестригонов и царства Плутона.

Замечательным памятником живописи середины 1 в. до н. э. являются росписи двух больших вилл близ Помпеи. Это вилла Мистерий и вилла Фания Сини­стра в районе современного селения Боскореале. Богатая вилла в шестьдесят ком­нат с перистилем и атриумом, назван­ная теперь по сюжету большой многофи­гурной композиции, украшающей стены одной из комнат, виллой Мистерий, рас­писана во II декоративном стиле. В зале, размером 7x5 м, цоколь раскрашен тем­ными и светлыми горизонтальными поло­сами. На фоне стены пурпурно-красного цвета, разделенной тонкими плоскими зе­лёного тона пилястрами на квадры и увен­чанной меандром и бордюром под пестрый мрамор, размещены фризообразно около тридцати фигур почти в натуральную ве­личину. Композиция посвящена мистериям в честь Диониса. Здесь изображены Дионис, Ариадна, крылатая богиня, силе­ны, сатиры и участники мистерий: девуш­ки, матроны и мальчик.

Образцом этой росписи, вероятно, слу­жила греческая композиция, которую ма­стер, повторяя в помпеянском доме, не­сколько видоизменил, приспособляясь к размеру зала. Роспись сделана рукою опытного художника: почти все фигуры построены анатомически правильно: осо­бенно превосходно нарисованы крылатая богиня, обнаженная танцовщица и группа матрон с коленопреклоненной девушкой. К недостаткам следует отнести некоторую статичность всех фигур* даже несмотря на изображение сильного движения и резких поворотов, жесткость и линеарность скла­док одежды у большинства фигур. Высо­кое мастерство художник показал в цве­товом решении всей росписи, которая по­строена на сочетаниях желтых и зеленых тонов с сиреневыми, пурпурными и чер­но-лиловыми. Эти цвета и яркий интенсив­ный фон стены превосходно оттеняют цвет лиц и обнаженных тел.

Фигуры освещены ровным мягким све­том, как бы струящимся с потолка и не дающим резких теней. Хорошо написано обнаженное тело; короткими мазками ки­сти, которые следуют округлости тела, переданы мягкие переходы света и тени. Некоторые группы построены в трех пла­нах, но фигуры поставлены так тесно, что мало чувствуется глубина; фигуры скорее выходят в пространство зала, чем уходят в глубь стены; этим еще больше подчерки­вается значимость фигур.

Вторая из названных нами помпеянских вилл — вилла Фания Синистра —-большой, богатый, состоящий из трех де­сятков комнат дом, замечателен росписью ряда помещений. Особенно интересны росписи спальни, столовой, расписанных во II декоративном стиле, причем каждое помещение по-иному.

Столовая, или триклиний, — большая квадратная в плане комната украшена с особым великолепием многофигурной ком­позицией. Стены зала расчленены живо­писными колоннами и коринфскими капи­телями. Над колоннадой видны уходящие вдаль строения. Художник — знаток и любитель перспективы — рисует, поражая зрителя иллюзорностью, галереи и много­колонные портики.

В интерколюмниях размещены фигуры довольно крупного масштаба: это сидящие в креслах важные матроны, мужчина с жезлом, стоящий старик, вероятно, фило­соф, и стоящие девушки. Толкование всех этих фигур различно, в них видят и порт­реты хозяев дома, и мифологические пер­сонажи, и исторические лица. Фигуры от­личаются объемностью и пластичностью форм, композиционным построением, под­черкивающим глубину пространства и жи­вописность складок одежды.

В той же вилле Фания Синистра можно видеть роспись другого рода. Это пейзажи, которые украшают спальню. На высо­ком, живописно обозначенном цоколе написаны пилястры и колонны, между ко­торыми раскрываются пейзажи, изобра­жающие город с улицами и домами, пло­щади с портиками и храмами, сельские местности со скалами, ручьями, кустами и беседками. Эти пейзажи, кроме того что они являются высокохудожественными картинами, интересны еще тем, что дают нам представление об античных театраль­ных декорациях, описание которых сделал в своем сочинении «X книг по архитектуре» римский архитектор Витрувий.

Искусство времени республики заложи­ло основы дальнейшего развития римско­го портрета, повествовательной картины, рельефа, стенной декоративной живописи. Широко используя достижения греческого искусства, римляне в этот период вырабо­тали свой собственный художественный стиль.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...