Искусство римской империи 2 В. Н. Э.
Второй в. н. э. называют золотым веком Римской империи. Это было время высшего расцвета рабовладельческой формации ив то же время начала общего кризиса. Италия постепенно теряет свое преимущественное положение, и, наоборот, многие' провинции переживают расцвет. Восстанавливаются старые промышленные центры Вифинии, Пергама, Сирии. На новый уровень поднимается виноградарство в Эгейском бассейне, Галлии и Западной Германии. В западных провинциях возникают новые центры производства металлических и керамических изделий. Паннония и Мёзия становятся житницами империи, Испания — центром металлургии. Строятся новые города, возрастает их роль в экономической и культурной жизни римских провинций. Выборы городских магистратов, организация коллегий ремесленников, провинциальные съезды вызывают оживление общественной жизни. Значительно расширяется район римской торговли. Развиваются торговые связи с Китаем, Индией, Цейлоном, Прибалтикой. Однако в сердце империи — Италии продолжается спад экономики, обнаружившийся еще в 1 в. Пассивный баланс италийской торговли, кризис сельского хозяйства, обусловленный разорением мелких землевладельцев и низкой производительностью рабского труда, развитие колоната — характеризуют не только упадок италийского хозяйства, но и начало общего кризиса рабовладельческого способа производства. Во 2 в. н. э. Римской империей правит династия Антонинов (96—192 гг. н. э.). Императоры этой династии: Нерва (96— 98 гг. н. э.), Траян (98—117 гг. н. э.), Адт риан (117—138 гг. н. э.), Антонин Пий (138—161 гг. н. э.), Марк Аврелий (161— 180 гг. н. э.) представляли интересы рабовладельческой верхушки всей империи и пользовались активной поддержкой сената. Рецидив террористического режима имел место только при последнем представителе династии — Коммоде (180— 192 гг. н. э.), который правил уже в обстановке кризиса и глубоких внутренних потрясений. Антонины проводят политику поддержки средних и мелких земледельцев путем организации дешевого кредита, создания алиментарного фонда и т. д. Законами Траяна и Марка Аврелия сенаторы обязывались часть своих средств вкладывать в сельское хозяйство. Все эти меры носили паллиативный характер, и
Траян — первый римский император из провинциальной знати — становится на путь активной завоевательной политики. Завоевание Дакии, превращение Армении в римскую провинцию, успешная война с Парфией привели к максимальному территориальному развитию империи. Однако преемнику Траяна Адриану пришлось отказаться от некоторых завоеваний Траяна и обратить все внимание на укрепление границ, ибо сохранение огромной римской державы требовало колоссального напряжения сил, на которое империя была уже неспособна. Адриан вынужден был провести частичное сложение недоимок и значительно расширить алиментарную систему. Одновременно шло дальнейшее формирование бюрократического аппарата и упорядочение судопроизводства. «Вечный эдикт» — свод римского гражданского и уголовного права — ограничивал административный произвол не только в отношении римлян, но и в отношении провинциалов, пользовавшихся римскими гражданскими правами. Адриан уделял большое 'внимание управлению провинциями. Он щедро субсидировал городское строительство в провинциях, предоставляя отдельным городам римские гражданские права, что способствовало оживлению их экономической и культурной жизни. Особой милостью пользовались греческие города. Адриан называл себя поклонником греческой культуры. При нем в среде эллинской аристократии распространяется движение панэллинизма, которое император использовал для сближения с эллинизированными элементами восточных провинций. Противодействие политике централизации и бюрократизации империи пресекалось самым решительным образом. При Адриане была введена тайная полиция и принят специальный закон против тех, кто «словами или действиями смутит душу простого и суеверного народа». Восстание в Иудее (132—135 гг. н. э.) было подавлено с беспримерной жестокостью.
Политика Антонинов отвечала интересам рабовладельческой верхушки, способствовала укреплению Империи и развитию провинций. Однако внешние осложнения и внутренние противоречия делали это процветание весьма шатким и кратковременным. При Антонине Пии еще наблюдается относительный расцвет провинцяй, но в правление последних Анто-нинов — Марка Аврелия и Ком мода — золотой век кончился. Философские взгляды Марка Аврелия, выдающегося.представителя стоической философии, пронизаны пессимизмом, усталостью и сомнениями. При нем резко ухудшилось внешнеполитическое и внутреннее положение империи: неудачная война с Парфией, эпидемия чумы, неурожай, восстания в провинциях, натиск на границы Римской империи соседних народов. К концу 2 в. н. э., когда во внутренней жизни империи уже явственно ощущается кризис рабовладельческой системы, начинается новый этап во взаимоотношениях Рима с соседними племенами. Ценою тяжелых жертв империя сдержала напор германских, фракийских, сарматских племен, но в то же время она вынуждена была пойти на уступки: одни племена получили римские гражданские права, другие освободились от подати, третьи получили государственные субсидии за охрану римских границ. Делается попытка «создать из варваров заслон против варваров». Все больше «варваров» становятся солдатами и земледельцами империи. Общая участь сближает их с римскими рабами, колонами, мелкими земледельцами, поднимающимися против имперской знати и рабовладельческого государства. Культурная жизнь империи во 2 в. н. э. отмечена чертами, характерными и для экономического и политического развития. По мере объединения рабовладельческой верхушки Средиземноморья складывается единая эллинистическо-римская культура, впитавшая в себя элементы провинциальных культур.
Творчество поздних стоиков (Марка Аврелия, Эпиктета) проникнуто духом пессимизма и безнадежности. Все большее распространение получает христианство, особенно в восточных провинциях. Во многих областях культуры наблюдаются архаизирующие тенденции, стремление подражать старым образцам в искусстве и литературе. Архитектура. В первой половине 2 в. н. э., при императорах Траяне и Адриане, в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, но во второй половине столетия строительство в столице резко сокращается; мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде. Во времена Траяна в Риме работает крупнейший архитектор Аполлодор Да масский — наиболее значительный представитель римской архитектуры. Аполлодором Дамасским был воздвигнут самый крупный архитектурный ансамбль Древнего Рима — форум Траяна. В. отличие от более ранних форумов — Цезаря, Августа, Веспасиана и Нервы, которые в основном включали один перистильный двор, форум Траяна состоял из нескольких частей. По сторонам главной прямоугольной площади, за сквозными колоннадами, находились так называемые лавки Траяна, представлявшие собой два мощных полукружия, обращенные в сторону главной площади. Правое полукружие было пятиярусным и размещалось на склоне холма Квиринал (рис. 20). Следующим компонентом форума Траяна была пятинефная базилика Ульпия — крупнейшая в Древнем Риме. За базиликой, по главной оси форума, располагался небольшой перистильный двор, в центре которого находилась мемориальная колонна Траяна высотой 38 метров, построенная из мрамора, ствол которой был обвит спиральной лентой с рельефами, изображающими военные подвиги Траяна. По сторонам колонны располагались две библиотеки — греческой и латинской литературы, с крыш которых можно было рассматривать рельефы верхней половины колонны. За двором с колонной Траяна находился другой двор, завершавшийся храмом Траяна. Форум Траяна выделялся не только своими размерами и разнообразием композиционного решения, но и богатством отделки.
К 125 году н. э. относится связанное с именем Аполлодора Дамасского крупнейшее сооружение римского зодчества — Пантеон (храм во имя всех богов). Пантеон был перестроен из круглого нимфеума — бассейна, входившего в состав терм Агриппы. Гигантский цилиндрический объем перекрыт сферическим куполом, диаметр которого равен 43,2 м. В центре его девятиметровое осветительное отверстие. Пантеон, так же, как и другие римские сооружения, был построен из обожженного кирпича в сочетании с бетоном. Купол его по своим размерам не имеет себе равных в античной архитектуре. Внутри сооружение в отличие от других римских построек сохранило почти полностью свою внутреннюю отделку полихромным мрамором. Пантеон — одна из вершин архитектурного мастерства римлян, наиболее полно выражающая их строительные я композиционно-эстетические принципы. Сооружение отличается исключительной монументальностью. Впечатление огромной силы, незыблемости и спокойной величавости определяется не только масштабами здания и всех составляющих его элементов — наружного колонного портика, потрясающих размеров чаши купола, «опрокинутой» над внутренним пространством храма, но прежде всего необычайной простотой основных объемов, их четкой пропорциональностью и поразительной выверенностью, «взвешенностью» и безукоризненностью выработки всех деталей внутренней отделки. Многое в архитектуре Пантеона строится на сильном контрасте между очень простым и даже суровым внешним обликом и изумительной по совершенству внутренней отделкой. Вошедшего в храм поражает прежде всего раскрывающийся перед ним огромный зал, смелый разворот одетых в коричневато-охристые полированные мраморы стен и совершенно особое, специфическое распределение света, проникающего в зал через круглое отверстие — «глаз Пантеона» — в зените колоссального кессонированного купола. Поток света, направленный сверху вниз, создает ощущение глубокого и обширного пространства, оформленного посредством применения ордеров, совершенных по рисунку архитектурных деталей и скульптур. Аполлодор Дамасский построил также мост через Дунай и большую гавань Траяна в городе Остии, служившем морским портом города Рима. В период правления Адриана создается также значительное количество крупных сооружений. В ряде построек этого времени обнаруживается сильное воздействие со стороны греко-эллинской архитектуры, связанное с именем самого императора Адриана, пытавшегося выступать в качестве архитектора. По его проекту, в частности, был сооружен один из крупнейших храмов Рима — храм Венеры и Ромы (10x20 колонн; размеры в плане 48x105 м), находящийся рядом с Колизеем. Композиция этого храма, внешне напоминающего греческий периптер, поставленного в центре перистильного двора, генетически связана с планировочными приемами эпохи эллинизма. Внутри храм состоит из двух совершенно равных целл, одна из которых посвящена богине Венере, а вторая — Роме. Система перекрытий в храме, несмотря на его внешний грекоэллинистический облик, типично римская — целлы и пронаосы завершаются сводами. Интерьеры храма отличались богатством убранства.
Интересным архитектурным комплексом является вилла Адриана в Тиволи. Большой парк, включавший многочисленные декоративные сооружения, располагался на невысоких холмах. Планировка была асимметрична, она отличалась исключительной живописностью и своеобразием построения. При Адриане было сделано многое для дальнейшего развития и застройки Афин. По проекту самого Адриана в Афинах был создан архитектурный ансамбль, получивший название Адрианополь («город Адриана»). Центром территории, ограниченной каменной стеной, являлся огромный храм Зевса Олимпийского, мраморный диптер коринфского стиля с высотой колонн 17,25 м. В стену, отделявшую город Адриана от Афин, была включена арка Адриана, представляющая своеобразное сочетание арочного проема в одном ярусе с колоннадой, поддерживающей антаблемент во втором ярусе. Крупнейшим надгробным сооружением Рима является мавзолей Адриана, основной цилиндрический объем которого покоился на высоком призматическом основании. Мавзолей был завершен мощным коническим покрытием с увенчивающей его скульптурной группой. На протяжении 2 в. н. э. Рим обогатился сотнями многочисленных жилых домов доходного типа (инсулами), которые заполнили все его центральные части. Дома эти отличались крайне упрощенной планировкой. Они состояли из многочисленных, совершенно одинаковых жилых помещений, объединенных длинными коридорами. Примитивной и весьма непрочной была также кирпично-деревянная конструкция этих зданий. Изобразительное искусство. Римское искусство 2 в. н. э. проходит в своем развитии два этапа: один, обусловленный подъемом империи в первой половине столетия, другой, связанный с надвигающимся кризисом рабовладельческого общества. В первом этапе при императорах Траяне и Адриане в Риме продолжается строительство грандиозных сооружений, во втором этапе строительство в столице резко сокращается: мемориальные памятники становятся гораздо скромнее в размерах и украшениях, чем прежде. Изобразительное искусство 2 в. н. э. претерпевает большие изменения; если стиль и портретов и повествовательного рельефа в первой половине 2 в. н. э. остается античным в широком смысле этого слова, то в последней трети столетия в рельефах колонны Марка Аврелия уже ясно выступают черты изменения стиля, его «варваризации». Этот процесс получает интенсивное развитие в 3—4 вв. н. э. В начале 2 в. н. э. при Траяне официальный портрет изменяет свой характер по сравнению с памятниками 1 в. н. э. Портреты Траяна (Остяя, музей), особенно его жены Плотины (Рим, Капитолийский мувей), частных лиц должны быть оценены как настоящая реакция на стиль флавийских портретов. За образец взяты традиционные портреты респуб-ликанского периода — спокойное выражение лица, суховатая трактовка, сменяющая рельефную моделировку, скромные прически — характерные черты портретов траянского времени. Лица трактованы гладкими спокой-ными плоскостями: четко, графически, как бы прорезаны складки на щеках, подобно тому как это исполнено на портретах времени республики. Волосы на портретах времени Траяна плотно прилегают к черепу и как бы расчесаны крупным гребнем. Конечно, полностью возродить стиль республиканских портретов было невозможно, они казались бы слишком безжизненными; освоение богатейшего наследства греческой классической и эллинистической пластики сказалось и в одухотворенности образа и в технических приемах тончайшей обработки поверхности мрамора, мягких переходах одной плоскости в другую. При Адриане характер портретного искусства снова меняется. Возрождается классицизм, но отличающийся от классицизма времени Августа. В портретах Адриана мы видим подражание греческим портретам философов и драматургов (например, Софокла). Центральным образом искусства времени Адриана является Антиной, приближенный и любимец императора, утонувший в 130 г. н. э. в Ниле. Многочисленные статуи, бюсты, рельефы, изображающие Антиноя то в виде Вакха, то в виде Меркурия, то в виде Сильвана, божества полей и пастбищ, созданы по образцам классического греческого искусства 5—4 вв. до н. э. Но, несмотря на это, римские работы носят иной характер: спокойная, ясная уверенность образов греческой классики превращается здесь в романтическое воспоминание, о далеком нов искусство прошедшем — портреты Антиноя полны меланхолии; грусть и задумчивость читаются в лице прекрасного юноши (Неаполь, Национальный музей). Со времени Адриана римские скульпторы перестают раскрашивать мрамор: радужная оболочка глаза, зрачок, брови теперь передаются резцом. Поверхность обнаженных частей тела, и особенно лицо, полируется до яркого блеска, а волосы и одежда оставляются матовыми. Различные приемы обработки поверхности мрамора заменяют на портрете раскраску, которая еще сохраняется на многофигурных рельефах. Портрет времени Антонина Пия и Марка Аврелия представляет собою одну из важнейших страниц римского портретного искусства. Совершенное владение техникой обработки мрамора позволяет мастерам этого периода добиваться тончайшей моделировки форм лица, фактурности волос, одежды, металлического панциря. Примером может служить портрет Антонина Пия середины 2 в. н. э. (Неаполь, Национальный музей). В многочисленных портретах императоров, их жен, членов их семей и частных лиц всегда строго соблюдаются портретное сходство, индивидуальные особенности склада лица и прически. Но всем портретам присущи и общие черты: это выражение грустного раздумья, самоуглубленность, иногда печаль. Идеи стоицизма, распространенные в то. время и последовательно проповедуемые самим Марком Аврелием, были проникнуты пессимизмом, разочарованием в земных благах. Печать глубокой затаенной тоски, задумчивости читается в лице Марка Аврелия в его портретной статуе (Рим, Капитолий). Та еде настроение хорошо характеризует внутренний мир императора-философа. Тип статуи всадника на спокойно шагающем коне создан был еще в архаическом греческом искусстве. Хорошо известен он был и в творчестве римских мастеров еще до 2 в. н. э. Но судьба конной статуи Марка Аврелия интересна тем, что принятая в средневековье за изображение императора Константина, чтимого христианской церковью святым, она не была уничтожена как язы-ческая, бережно хранилась и сделалась образцом для конных статуй эпохи Возрождения. Марк Аврелий изображен как военачальник, приветствующий свои войска, но сравнение его со статуей Августа из Прима Порта показы-вает, насколько образ второго отличается от первого своим уверенным жизнеутверждающим настроением. Лицо легкомысленного и далекого от философствования соправителя Марка Аврелия — Люция Вера также сдержанно и серьезно. Даже между лицом красавицы императрицы Фаустины Младшей (Копенгаген, Ню Карлсберг, Глиптотека) и лицом негра, возможно, философа Мемнона (Берлин, Государственные музеи), столь различных в своих чертах, есть нечто общее: задумчивость, самоуглубленность. Мечтательной меланхолией полон образ Коммода, представленного в виде Геркулеса (Рим, Капитолийский музей), хотя такое выражение совсем не соответствует грубому и жестокому характеру этого последнего правителя из династии Антонинов. Рельеф. Особенного блеска во 2 в. до н. э. достиг рельеф. Рельефы украшали форум Траяна и знаменитую мемориальную колонну. Колонна с капителью дорического типа стоит на цоколе с ионической базой, обрамленной лавровым венком. Вершину колонны венчала бронзовая позолоченная статуя императора, в цоколе колонны был захоронен его прах в золотой урне. Цоколь украшен рельефом с изображением трофейного оружия. Рельефы на колонне делают 23 витка и достигают 200 м в длину. Колонна, стоящая между библиотеками, представлялась грандиозным развернутым свитком, на котором начертана в виде непрерывной ленты картин история походов римских войск на Дунай в 101 — 102 и 105—106 гг. н. э. против племени даков. В эллинистическом и древневосточном искусстве известны длинные ленты рельефов, повествующих о каком-либо событии или легенде, например малый фриз (фриз Телефа) на Пергаменом алтаре Зевса. Рельеф колонны Траяна протокольно точно рассказывает о всех подробностях походов: не только битвы, осады крепостей, но и военные марши, постройки дорог и мостов, военные советы, жертвоприношения, встречи послов чередуются между собою. Точный исторический рассказ требовал изображения конкретной обстановки: города, реки, деревни, леса, крепости. Автор рельефа (возможно, им был сам Аполло-дор Дамасский) сознательно уменьшил размеры зданий, кораблей, деревьев, а фигуры человека сделал почти во всю высоту витка спирали, отчего они и стали господствующими в рельефе. С необычной тщатель- ностью изображены строения городов, примитивные хижины да ков, корабли, мосты, осадные орудия, вооружение и одежда. Рельефы колонны — настоящая энциклопедия римской военной жизни и жизни даков 2 в. н. э. Общая композиция отличается глубокой продуманностью и оригинальностью. Например, перед автором стояла трудная задача: как начать и кончить спираль, как решить те места, где виток сходит на нет. В начале рассказа внизу колонны изображены волны реки, потом постепенно появляется берег и строения на нем, дальше, где река расширяется, поднимается из волн фигура бога Дуная, чтобы приветствовать римские войска. Фигура Дуная, так же как и фигура богини Виктории, записывающей на щите историю походов, целиком повторяет эллинистические образы. Самый верхний виток спирали колонны решен остроумно: в последних витках показано поражение даков и выше —торные склоны, куда уходят изгнанные с мест дакийские женщины, а еще выше — пустынные скалы, куда взбираются только дикие козы. Композиция всего рельефа принадлежит одному автору, но исполнителей было много, все мастера прошли школу греческого, точнее, эллинистического искусства, но разных направлений, что особенно заметно в трактовке фигур и голов даков. Весь многофигурный фриз (больше 2000 фигур) подчинен одной идее: демонстрации силы, организованности, выдержки и дисциплины римского войска-победителя. Траян был изображен 90 раз. Даки охарактеризованы отважными, храбрыми, но эмоциональными, малоорганизованными варварами. Образы даков получались более выразительными, чем образы римлян, их эмоции открыто выступают наружу. Многие из них напоминают галлатов из пергамской серии даров Аттала. Фигуры же римлян менее эмоциональны, они выполнены суше и однообразнее. Рельеф был пестро раскрашен, детали позолочены; он смотрелся как яркая живописная лента, полная живых динамических картин. На колонне Траяна изображения Юпитера, Виктории, божества Дуная исполнены в традициях культового образа в греческом и римском искусстве. Бели портрет второй половины 2 в. н. э. является закономерным этапом развития античной художественной формы, то в рельефе наблюдаются иные явления. Рельефы, украшающие базу колонны Антонина Пия (ствол колонны был гладким), изображают апофеоз Антонина и его жены Фаустины (старшей) и легионеров. Композиция апофеоза кажется составлен- звоной из отдельных, малосвязанных между собой частей. Внизу — лежащая символическая фигура, олицетворяющая реку Тибр, и сидящая Рома; в центре по диагонали — распластанный летящий гений 4 с огромными крыльями, над ними помещены портреты императора и императрицы и орлы. Фигуры Тибра и Ромы явно скопированы с эллинистических образов, фигура гения, вытянутая, плоская и неподвижная, не гармонирует с общим стилем. Портреты Антонина и Фаустины исполнены традиционно. Еще более необычна композиция другой стороны базы с изображением скачущих на конях воинов, расположенных по кругу, причем почти все фигуры совершенно одинаковы. В центре круга — несколько стоящих легионеров; под ногами их обозначена почва в виде горизонтальной полочки. Сравнение этой композиции с изображением римских воинов на колонне Траяна выявляет неудачное и небрежное анатомическое построение человеческих фигур, статичность и условность общего композиционного решения. Ярче всего черты нового проявились в рельефах колонны Марка Аврелия, стоявшей на Марсовом поле и посвященной походам против германских племен в 169—174 гг. и. э. и против сарматов в 172—175 гг. и. э. Общая композиция рельефов, обвивающих спирально ствол колонны, такай же, как и на колонне Траяна. Так же чередуются эпизоды из военных походов и сражений, но больше драматических сцен, где особенно подчеркиваются ужасы, войны. На колонне Марка Аврелия есть изображение Юпитера в сцене «чудо дождя», когда после длительной засухи, от которой римские войска терпели страшные бедствия, неожиданный и сильный ливень спас их. Юпитер — податель дождя — изображен не в образе величественного благообразного божества, а в виде страшного крылатого демона, фигура которого значительно превышает человеческую. С поднятых распростертых рук сплошной, массой стекает вода, покрывая все тело, длинные пряди волос и бороды сливаются со струями воды. Около Юпитера изображена груда павших от жары и жажды воинов и лошадей. Трактовка Юпитера и римлян и особенно варваров несет в себе новые черты. Обращают на себя внимание пренебрежение анатомическим построением фигуры, обобщенность форм, суммарная проработка деталей. Как в греческом, так и римском искусстве всегда, как мы видели, большое внимание уделялось отделке прядей волос и бороды; тщательная, почти натуралистическая их передача встречается и на многих портретах времени Антонинов. На колонне Марка Аврелия есть много фигур, где прически и бороды только слегка проработаны буравом, которым проделаны горизонтальные желобки и редкие углубления. Различным движением и поворотом бурава обозначены глаз, крылья носа, ноздри. Эти новые приемы обобщенности, даже условности, большой живописности не лишают общей выразительности человеческую фигуру, теряя в красоте пропорционального построения, в ясности пластической формы, фигуры приобретают подчеркнутую, даже иногда утрированную экспрессивность. Как над колонной Траяна, так и над рельефами колонны Марка Аврелия работало много мастеров разных художественных школ. Но следует отметить, что работа в новых приемах, по существу отрицающих художественные принципы античности, была бы совершенно невозможна в Риме в официальном памятнике во времена Траяна или Адриана. Новые художественные явления связаны с общим развитием римского общества, все большим проникновением в Рим провинциалов из западноевропейских провинций, приносивших в столицу свое мировоззрение, свои вкусы и навыки. Живопись. Живописи 2 в. н. э. сохранилось немного, это росписи гробниц и фрески жилых домов. В художественной жизни Рима классицизм всегда занимал значительное место. Но спокойная живая красота греческой классики преломляется теперь в строгие холодные образы. В мифологических сценах фигуры статичны, лица хоть и прекрасны, но бесстрастны. Такова, например, композиция в одном из больших нимфейонов (бассейнов) в Риме, где изображены Венера, Вакх и Ариадна в окружении амуров. Увлечение Адриана греческой древностью выразилось в воспроизведении в вилле императора в Тиволи отдельных зданий и уголков Афин и Александрии. Там были устроены Афинский Ликей и Академия, предместье Александрии Каной, воздвигнут «Пестрый портик», расписанный Полигнотом в Афинах. Стены некоторых из помещений виллы были расписаны архитектурно-декоративными мотивами, но гораздо более упрощенными, чем в IV стиле, где создавалась иллюзия большего пространства, чем сама комната. Теперь подчеркивается плоскость стены линеарно трактованными отдельными архитектурными мотивами на гладком светлом фоне. Главным украшением стен служила облицовка из разнообразных сортов мрамора. Большое место в украшении виллы занимали мозаики, главным образом размешенные на полу» гораздо реже — на стенах. Отдельные мозаичные картины, варьирующие эллинистические оригиналы, хранятся сейчас в различных музеях (Ватикан, Капитолийский музей), например горный ландшафт, пасущиеся козы, голуби у чаши с водой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|